Бонифация, к-рый считал, что Церковь в королевстве франков находилась в упадке. Исправление нравов духовенства и восстановление канонических порядков было насущной необходимостью, т. к. неудовлетворительное положение Церкви в обществе препятствовало спасению христ. народа - жителей гос-ва франков. Участники Германского Собора настаивали на ежегодном проведении Соборов, чтобы «возрождать канонические постановления, восстанавливать церковные права и исправлять христианское благочестие» (ut... canonum decreta et ecclesiae iura restaurentur et religio christiana emendetur). На Соборе в Лифтинах епископы, «принимая каноны древних отцов», говорили о необходимости «нравами, учением и служением восстановить церковные права». Формулировки соборных постановлений впосл. станут характерными для каролингских церковных реформаторов. После Собора в Лифтинах св. Бонифаций при поддержке К. и Пипина попытался ввести практику получения митрополитами паллия от папы Римского, т. е. митрополиты должны были стать архиепископами, ответственными непосредственно перед Папским престолом. По просьбе Бонифация и обоих майордомов папа Захария выслал паллии для епископов Гримона Ротомагского (Руанского), Авеля Ремского (Реймсского) и Хартберта Сенонского (Сансского). Однако по неизвестным причинам Бонифаций счел возможным вручить паллий только еп. Гримону, что вызвало неудовольствие папы (744 - Die Briefe des heiligen Bonifatius und Lullus. 1916. P. 57-58). Попытка создать в гос-ве франков систему архиеп-ств, подчиненных Папскому престолу, фактически провалилась. Пипин Короткий последовал примеру К., созвав Собор в Свессионе (ныне Суасон; 2 марта 744), в котором приняли участие 23 епископа из Нейстрии, а также клирики и представители знати (optimates). Как и участники австразийских Соборов, епископы Нейстрии заявили о необходимости следовать «каноническим постановлениям... святых, принятым ими на своих синодах, о том, как восстановить Божий закон и церковные уставы». Свессионские постановления в основном повторяли решения австразийских Соборов, но в них также содержались указания о системе церковного управления.

http://pravenc.ru/text/1681093.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава X. Царица Ирина и Карл Великий. Две империи Ф. И. Успенский. История Византийской империи Византийская империя, поглощенная религиозными вопросами и борьбой партий, не могла уделить достаточного внимания внешней политике, за исключением ближайших своих окраин, угрожаемых арабами и болгарами. Т. к. усиление этих врагов затрагивало самые существенные и живые интересы государства, то византийское правительство не могло задаваться более отдаленными задачами и целями, кроме тех, которыми удовлетворялись насущные потребности. Между тем империи предстояло осуществление мировых задач. Мировое значение империи обусловливалось тем, что ее владения находились в Европе и Азии, т. е. охватывали весь известный тогда культурный мир и включали множество племен и народов. Могущество императора, кроме войска и флота, заключалось в том, что под его рукой были и восточные патриархи, и римский папа. Но со времени иконоборческой борьбы, когда император отлучен был Римской Церковью и объявлен схизматиком, римский папа стремится к тому, чтобы стряхнуть с себя власть императора. Достигнув этого при помощи лангобардского оружия, папа, однако, скоро понял, что лангобардский король гораздо опасней для Рима, чем отдаленный от Италии обширными пространствами император. В половине VIII в., хорошо взвесив и обдумав предпринимаемый политический акт, папа заключил секретно от императора союз с Каро-лингом Пипином Коротким. В основе этого союза лежала взаимная услуга и выгода: папа разрешил Пипину низвергнуть своего короля Хильдерика III и самому стать на его место, а Пипин дал Римской Церкви политические права и земельные владения в Италии и положил начало Папской области или светской власти папы. Следствием этого было, с одной стороны, уничтожение лангобардской власти в Италии и присоединение отвоеванных у лангобардов земель к Франкскому государству, с другой же стороны — распространение власти франкских королей на Италию и Юго-Восточную Европу и зарождение идеи Западной империи. Намеченные здесь события имеют европейское, если не всемирно-историческое значение и делают перелом в истории. Нам предстоит в этой главе попытаться дать оценку одной из важнейших страниц византийской истории. Роковой смысл происшедших в небольшой период времени событий состоит в том, что на одной стороне стоял всемирный исторический деятель и гений в лице Карла Великого, а на другой — обыкновенная женщина, к тому же поставленная в крайнее затруднение религиозной смутой и дворцовой интригой.

http://sedmitza.ru/lib/text/442859/

Открываемые святой Лиобой женские монастыри жили по строгому уставу, соединявшему труд (в рукописной мастерской, на кухне, в пекарне, на пивоварне, в саду), образование (все были должны учить латынь) и молитву. Игумению почитали короли и принцы,особенно Пипин Короткий , его сын преподобный Карломан и Карл Великий . Последний часто вызывал её в свою столицу Экс-ла-Шапель (ныне Аахен ) и спрашивал её совета. Его жена благоверная Хильдегарда любила Лиобу и всегда прислушивалась к её советам. Так же поступали и некоторые из епископов. Незадолго перед своей кончиной еп. Вонифатий поручил Лиобу и её сестричество попечению святителя Лулла и братии руководимого им монастыря в Фульде и завещал похоронить святую рядом с собой, дабы они, бывшие духовно близкими при жизни, могли вместе восстать из мертвых при всеобщем воскресении. Саркофаг с мощами прп. Лиобы (слева) и реликварий с её честной главой (справа). Крипта храма Св. Петра, Фульда, Германия После смерти Вонифатия в 754 году Лиоба часто посещала Фульду. Специальным определением ей вместе с двумя старшими сёстрами позволили петь в хоре. По благословению святителя Лулла, будучи в преклонном возрасте, преподобная Лиоба оставила своё служение и удалилась в женский монастырь в Шорнсхайм (Schornsheim), где усугубила свои молитвенные подвиги. Иногда, отвечая на просьбу императрицы Хильдегарды, она посещала её, но возвращалась в свою келью так быстро, как только могла. Преподобная Лиоба скончалась около 779 или 782 года в Шорнсхайме недалеко от Майнца. Была погребена в Фульде, к северу от главного алтаря, около саркофага святого Вонифатия. На её могиле были явлены многие чудеса. В 819 и 838 году её мощи были перенесены и почивали в церкви на горе Святого Петра. Имя святой Лиобы было внесено в мартиролог святого Рабана Мавра примерно в 836 году. Мощи и глава преподобной Лиобы находятся в католическом храме Св. Петра (называемом также " Келлия Св. Лиобы " ) на горе Св. Петра (Санкт-Петерсберг) в Фульде. Литература Использованные материалы

http://drevo-info.ru/articles/13678763.h...

Ничего не увидел самый умный в России человек. А как мы — не самые умные? На этом наброске об Александре Иванове я и хотел бы завершить свою книгу. Но работа в газете дала мне один странный навык: никогда не заботиться о полной завершённости. Газета всегда открыта в будущее, под каждым материалом угадывается надпись: «Продолжение следует». Газета не может — не должна! — вещать окончательные истины. Может быть, для книги такой подход к делу и не очень подходит, но мне показалось, что будет вернее дать ей открытый финал, закончить её тревожной, оборванной нотой… 25. Несть власти, аще не от лукавого? Один мой знакомый, посмотрев фильм Павла Лунгина «Царь», сказал о его предыдущей картине — об «Острове»: «Это был сатана, обратившийся духом света. Тогда мы этого не поняли, а теперь, после «Царя», всё стало ясно». Комментировать эти слова не берусь, — пусть выскажется тот, у кого духовный опыт побольше моего… Не стану говорить и о трактовке исторических событий в лунгинском фильме: в конце концов, профессиональными историками говорено-переговорено, что Лунгин попросту врёт, передёргивает факты, меняет даты… Интересно, что этого не отрицают и сторонники режиссёра, но объясняют это тем, что Лунгин-де снимал притчу, а не кино-монографию, — для притчи, мол, историческая правда — вещь второстепенная. С этим можно было бы согласиться: фильм «Царь» — это и вправду притча с претензией на философскую, историософскую глубину… Беда, однако, в том, что для притчи фигура Иоанна Грозного не очень-то подходяща. Парадокс наших дней в том, что Грозный Царь сегодня «живее всех живых»: это не какой-нибудь, утонувший в пучинах лет, царь Камбиз, или Пипин Короткий, или президент Французской Республики Луи Блан. Наверное, об этих персонажах тоже не стоит сочинять небылицы, — но не они сегодня определяют русский взгляд на историю… Сегодня хочется, чтобы всякий, пытающийся указать место Грозного в судьбе России, каждое своё положение подкреплял документально, — пусть даже в ущерб занимательности повествования.

http://azbyka.ru/fiction/kniga-vstrech/?...

Кирилл Александрийский. В этом смысле интересно упомянуть о письме прп. Максима Исповедника к пресвитеру Марину. Преподобный Максим, живший долгое время в Риме и опиравшийся на папский престол в своей борьбе с восточным монофелитством, выступает здесь в качестве защитника западного учения об исхождении, которое уже тогда подвергалось некоторым нападкам со стороны греков.    Западные, — пишет св. Максим, — выдвигают на первое место словоупотребление римских отцов, а также Кирилла Александрийского в написанном им толковании на святого евангелиста Иоанна. Из этого явствует, что они не предлагают Сына в качестве Причины Духа, ибо они знают, что Отец есть единая Причина Сына и Духа, Одного через рождение, Другого через исхождение, но они [придерживаются этих выражений], чтобы показать, что Дух происходит чрез Сына, и, таким образом, утвердить неизменяемость Существа.    Таким образом, для прп. Максима ясно, что латинское богословие так же православно, как и богословие свт. Кирилла, поскольку оно не вводит второй причины Божества и признает, что единая Причина — Отец. 2. Положение в VIII в.    В VIII в. общее политическое положение христианского мира резко изменилось с появлением на Западе великой Франкской державы, сосредоточившей на себе внимание римских пап и стремившейся подвергнуть их своему влиянию. Учение о «двойном исхождении Святого Духа» было выдвинуто империей с явным уклоном уже не только антиарианской, но и антигреческой полемики. Вопрос поднимался не раз и до коронования Карла Великого. Король франков Пипин Короткий в начале второй половины VIII в. имел неоднократные сношения с иконоборческим Константинопольским двором. Об этом рассказывают западные хроники и упоминают письма пап, встревоженных этим общением. Стремление заключить политический союз не было единственной темой переговоров. Адон Вьеннский рассказывает о том, как    в 757 году по Воплощении Господа был собран собор, и между греками и римлянами был обсуждаем вопрос о Троице и о том, исходит ли Святой Дух как от Отца, так и от Сына, и о святых образах.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3285...

Л. род. в знатной англосакс. семье, жившей в Уэссексе, был родственником Кинехеарда, еп. Уинчестера (с 756) ( S. Bonifatii et Lulli Epistolae. 1916. N 114, 138, 143, 147, 148; см.: Schieffer. 1950. S. 47; Schipperges. 1996. S. 109-110). Ребенком был отдан на воспитание в мон-рь Малмсбери ( S. Bonifatii et Lulli Epistolae. 1916. N 135; Pangerl. 2011. S. 102). Ок. 737 г. совершил паломничество в Рим, где стал учеником св. Бонифация ( S. Bonifatii et Lulli Epistolae. 1916. 98; Pangerl. 2011. S. 102). Вместе с Л. в Рим прибыли нек-рые его родственники. Из Рима св. Бонифаций послал своего ученика в один из тюрингских мон-рей (по всей видимости, в Ордруф; см.: S. Bonifatii et Lulli Epistolae. 1916. N 49; Schieffer. 1950. S. 53, Anm. 2; Pangerl. 2011. S. 102). Впосл. Л. был личным секретарем св. Бонифация, в его обязанности входили запись писем наставника и исполнение дипломатических поручений архиепископа Майнцского. Еще до 2-го из его известных путешествий в Рим (746/7) Л. стал архидиаконом ( S. Bonifatii et Lulli Epistolae. 1916. N 85). Не позднее 751 г. Л. был рукоположен во пресвитера (Ibid. N 86, 87, 90) - с письмом от св. Бонифация совершил путешествие в Рим к папе свт. Захарии (741-752) (подробнее см.: Patzold S. Der lange Weg vom Kloster z. Stadt: Fulda in der Zeit Karolinger u. Ottonen//Geschichte der Stadt Fulda. 2009. Bd. 1. S. 169). Св. Бонифаций стремился к тому, чтобы после его смерти Л. занял кафедру Майнца. В 752 г. Л. был рукоположен в хорепископы ( S. Bonifatii et Lulli Epistolae. 1916. N 107), а после мученической кончины своего наставника возглавил диоцез Майнц (754), подчинявшийся Мецскому архиеп. Хродегангу . В 762 г. Л. вместе с некоторыми влиятельными иерархами Франкского гос-ва из окружения Хродеганга и св. Пирмина принял участие в работе Собора в Аттиньи. Тем же временем датируется обострение конфликта между Л. и др. учеником св. Бонифация, аббатом монастыря Фульда св. Стурмом . Причины конфликта до конца не выяснены: ими могли быть и спор о месте захоронения «апостола Германии», и стремление Л. подчинить себе монастырь, и его пренебрежение к анахоретской традиции, сильной в общине Фульды ( Patzold. 2000. S. 77-91). Известно, что кор. Пипин Короткий (751-768) отправил св. Стурма в ссылку в Жюмьеж (763), после чего обитель находилась под контролем Л. (Urkundenbuch des Klosters Fulda. 1958. N 40-41), но по возвращении св. Стурма из изгнания насельники монастыря заняли сторону бывш. настоятеля. Св. Стурм примирился с Л., однако добился получения папской грамоты, согласно к-рой аббатство освобождалось от подчинения архиепископу. В это же время Л. купил земельные владения в Майнце ( Palmer. 2005. Р. 260-261), а позднее сделал большой земельный вклад в Фульду (785).

http://pravenc.ru/text/2110885.html

Когда о кончине Г. узнали Виллетруда и Виллигиза, 2 посвященные Богу девы, жившие в Вареннах при ц. св. ап. Петра на попечении Г., они, взяв с собой клириков, отправились к месту кончины святого. По пути к ним присоединились мн. верующие; они перенесли тело Г. в Варенны и погребли в ц. ап. Петра. Когда тело святого проносили мимо дома, где находилась его жена, одна из служанок сообщила ей о том, что происходят чудеса. Женщина в припадке гнева заявила: «Генгульф творит чудеса так же, как и мой осел», и тут же у нее отнялся язык. Почитание Г. как мученика началось сразу после его кончины. Уже Пипин Короткий направил в Варенны особую комиссию, чтобы удостовериться в подлинности чудес от мощей святого (Vita prima. 12). Церковь в Вареннах, где был погребен Г., стала впосл. именоваться во имя этого святого. Из Варенн почитание Г. распространилось в мон-рь Безуа, монахи к-рого позже основали в предместье Лангра приорат во имя Г. Из Сев. Бургундии почитание святого распространилось в прирейнский регион, где в 870 г. существовал крупный мон-рь, посвященный Г. и упомянутый в договоре между Карлом Лысым, кор. зап. франков, и Людовиком Немецким, кор. вост. франков, о разделе королевства Лотаря. По литургическим памятникам почитание Г. к кон. средних веков фиксируется в архиеп-ствах Санса, Безансона (Франция), Майнца, Трира (Германия), Утрехта (совр. Нидерланды), а также в диоцезах Лангра (Франция), Шпайера, Бамберга (Германия), Антверпена, Брюгге, Турне, Брюсселя и особенно Льежа. В этих и во мн. др. городах были построены храмы во имя Г., в большинстве хранились частицы его мощей. В Нидерландах возник ряд народных легенд о Г., к-рые делали из него спутника св. Вульфрана, одного из проповедников христианства среди фризов в VII в. В Бельгии Г. в народном почитании превратился в местного святого и брата св. Гудилы (VII в.), небесной покровительницы г. Брюсселя. Частица мощей Г. находилась в X в. также в мест. Гельдина в Арденнах. Гонзон Френский в «Истории чудес» сообщает, что ок. 1000 г. местный свящ. Рейноальд из-за конфликта с владетелем Гельдины гр. Годфридом ушел оттуда, взяв с собой мощи Г., и поселился в дер. Виллериак в еп-стве Льеж. Спустя нек-рое время Рейноальд предоставил мощи владетелю замка Флорины (Флорен) Арнульфу, сыну Годфрида, к-рый построил во Флоринах церковь во имя Г., впосл. освященную Льежским еп. Ноткером. Позднее сын Арнульфа Герард (с 1014 по 1049 епископ Камбре) завершил стройку отца и подчинил учрежденный Арнульфом мон-рь каноников в честь Г. бенедиктинскому мон-рю св. Иоанна Крестителя во Флоринах (Сен-Жан-Батист-де-Флорен).

http://pravenc.ru/text/162003.html

Новый конфликт возник в конце VI в., когда Константинопольский архиепископ Иоанн Постник (ум. 595) стал именоваться Вселенским Патриархом . Еще в древности римляне отождествляли свою Империю со Вселенной, поэтому новый титул Константинопольского Патриарха означал его желание первенствовать в Церкви в пределах былой Римской Империи. Это вызвало недовольство Римского Папы святого Григория Великого (ум. 604). Этот Папа почитается не только на католическом Западе, но и на православном Востоке. Он известен как подвижник и организатор монашеской жизни. Его перу принадлежат «Беседы на Евангелие» и «Диалоги об италийских монахах», почему он и был прозван Двоесловом . В ответ на действия своего константинопольского собрата Папа Григорий стал именоваться «раб рабов Божиих». Этим титулом он указывал на первенство в Церкви Римской кафедры, так как Христос сказал Своим ученикам: Кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом ( Мф.20:27 ). Более серьезно отношения между Римом и Константинополем осложнились позднее. В 732 г. император-иконоборец Лев Исавр отнял у Римского Папы и передал Константинопольскому Патриарху церковную власть над Иллирией – обширной областью на западе Балканского полуострова. Это надолго внесло разлад в отношения между двумя ведущими епископскими кафедрами. Между тем были сделаны новые важные шаги для укрепления власти Римского Папы. В 754 г. король франков Пипин Короткий изгнал из Италии лангобардов, окончательно покончивших с императорской властью на Западе. Желая иметь поддержку в своем стремлении к созданию новой христианской Империи на Западе Европы, он передал Папе Стефану III светскую власть над Римом и прилегающей к нему областью. Таким образом, Папы отныне становились и государями, имевшими собственную территорию и могущими на равных говорить с прочими европейскими монархами. В свою очередь один из сыновей Пипина Карл , прозванный Великим , как уже отмечалось, был провозглашен императором Римской Империи, выступившей теперь как прямая соперница ослабевавшей Византии. Деятельное участие в этом принял Папа Лев III , короновавший Карла в Риме на праздник Рождества 800 года. Этот акт означал окончательный политический разрыв Римских Пап с византийскими императорами.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Лиоба, а мон-ря Хайденхайм - св. Вальпурга. В февр. 731 г., после смерти папы Римского Григория II, на престол вступил Григорий III . Б. поспешил отправить к нему посольство и принести уверения в своей преданности. В 732 г. он вновь написал в Рим, упомянув среди проч. и о том, что работы стало слишком много для одного человека. Григорий III, оценив достигнутые Б. успехи, отправил ему архиепископский паллий , разрешил Б. самостоятельно учреждать епархии и ставить на служение епископов, но не определил центр для митрополии. В 737 г. Б. в сопровождении многочисленных учеников в 3-й раз отправился в Рим. Папа наделил его полномочиями легата и поручил установить канонический порядок в церковной жизни Баварии. В Риме к нему присоединился свт. Лулл , впосл. ставший его преемником на Майнцской кафедре и одним из ближайших учеников. По возвращении Б. с помощью герц. Одилона и баварской знати начал работу по реформированию на канонических началах Церкви в Баварских землях. Он определил новые границы епархий и назначил епископов на кафедры в Зальцбург, Фрайзинг и Регенсбург, было создано также еп-ство в Айхштетте, куда в окт. 741 г. епископом был поставлен св. Виллибальд. В Тюрингии и Гессене им были основаны еп-ства Бюрабург, Эрфурт; новым епископом Вюрцбурга стал Бурхард. Б. обращал особое внимание на каноничность рукоположений духовенства и отстранял от служения «неканонических» клириков. В 741 г. умер майордом Карл Мартелл; ему наследовали его сыновья Карломан и Пипин Короткий . Умершего в том же году папу Римского Григория III сменил папа Захария . Б., завоевавший к тому времени огромный авторитет, заручился поддержкой Карломана и приступил к реформе франк. Церкви, где жизнь духовенства мало чем отличалась от жизни франк. аристократии. Особенно строго Б. относился к соблюдению духовенством целибата, предписывал за его нарушение наказывать священника бичеванием и 2-годичным тюремным заключением. Б. восстановил практику регулярного созыва Соборов, в к-рых принимали участие не только епископат, но и аристократия во главе с Карломаном и Пипином.

http://pravenc.ru/text/153073.html

Столь же впечатляет различие между августинским и греческим преданием в осмыслении благодати и спасения. В качестве резюме можно привести формулу Максима, сказавшего, что «в конечном счете наше спасение зависит от нашей воли» 1734 . «Невозможно представить мировоззрение, более непохожее на западное августинство, и тем не менее Максим ни в коей мене не пелагианец». Дело в том, что дихотомия, выраженная в противостоянии пелагианства и августинства, не была присуща мышлению Максима. Вместо этого «его учение о спасении основывается на идее соучастия и причастности, не исключающей ни благодати, ни свободы, но предполагающей их единение и сотрудничество, однажды и навсегда восстановленное в воплотившемся Слове и Его двух волях» 1735 . Несмотря на то что после смерти Августина на протяжении столетия его противники критиковали идею предопределения, а ученики пытались ее смягчить 1736 , августинское осмысление первородного греха и благодати продолжало формировать западную теологию. С другой стороны, восточное богословие вместе с Максимом по-прежнему заостряло внимание на том, что божественное сыновство – это дар Бога и достижение человека, и одно не существует без другого 1737 . Столь разные толкования самой сути христианского благовестия почти неизбежно вступали в конфликт, когда менялась церковная ситуация и все другие рассматриваемые нами различия становились предметом открытого спора. Однако в течение веков, пришедшихся на этот спор, догматическое противоборство между Востоком и Западом чаще всего заявляло о себе не в учении о благодати и даже не в учении о Церкви, но в том учении, где предположительно сходились не только Восток и Запад, но даже несториане и монофизиты: в догмате о Троице. Filioque В области чистой догматики принципиальное разногласие между Востоком и Западом заключалось в том, исходит ли Святой Дух от Отца и Сына («ex Patre Filioque»), как стала учить латинская Церковь , или только от Отца, как утверждала Церковь греческая. Где-то около 883-го года константинопольский патриарх писал, что приметил, «как некоторые из западных проводят мысль, согласно которой божественный и Святой Дух исходит не только от Бога-Отца, но и Сына» 1738 . На самом же деле восточные богословы (по крайней мере, некоторые из них) знали об этом задолго до упомянутого года. Во время понтификата Льва 3-го, умершего в 816-м году, группа монашествующих латинян, совершивших паломничество на Елеонскую гору, писала оттуда, что греческий монах по имени Иоанн, подвизавшийся в монастыре Саввы Освященного, обвинил франков в ереси Filioque 1739 . «В слезах простершись ниц», они призывали папу «благоволить исследованию, где у святых отцов, греческих и латинских, составивших символ, сказано (о Духе) «иже от Отца и Сына исходящаго» 1740 . В некоторых хрониках повествуется о том, что «в 767-м году от воплощения Господня король (Пипин Короткий)… созвал большой собор меж римлянами и греками о Святой Троице и изображениях святых» 1741 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010