Последние Меровинги были довольны яуже тем, что майордомы позволяли им носить длинные волосы, – составлявшие отличительный признак их королевского достоинства, ибо по германским понятиям позволить себе брить бороду или стричь волосы значило подпасть под опеку того лица, которое. совершило эту операцию. Старинная хроника города Меца говорит про майордома Пипина Геристальского следующее: «Каждый -год первого марта, по древнему обычаю, он созывал франков на „всеобщее собрание, в котором по своему уважению к королевскому имени предоставлял председательство тому, кого он в своей кротости ставил выше себя, т. е. королю». Общественное мнение того времени давно уже привыкло видеть в майордоме действительного короля, но даже и в официальных актах с конца VII в. становится обычной формула: «regnante rege, gubernante majore domus», т. е. в царствование короля, когда управлял такой?то майордом, и пр. Последний шаг майордомами Каролингской династии сделан был в 751 г. В этот год Пипин Короткий, бывший дотоле майордомом франков, отправил к папе Римскому торжественное посольство со знаменитым вопросом: «Кому должен принадлежать королевский престол по праву: тому ли, кто носит титул короля, но не имеет ни власти, ни трудов управления; или тому, кто, не нося имени короля, управляет всей страной?» Ответ папы не мог быть сомнителен, ибо папа, вступивший в такие же отношения к майордомам, в каких он некогда стоял к Хлодвигу, сам был заинтересован в торжестве майордомов, – и вот на народном собрании духовенством и аристократией Пипин провозглашен был королем франков. Последний Меровинг заключен был в монастырь, а папа помазал миром Пипина и короновал его. На протяжении всей западно-европейской истории трудно указать другую личность, которая вызывала бы своей деятельностью столь согласные, восторженные отзывы, которая в такой же степе ни служила бы предметом благоговейного почтения и обсуждения, как это случилось в отношении к Карлу Великому. От VIII в. по настоящее время люди всех положений и всякого звания, которые имели повод и случай ознакомиться с великим франкским коро лем, с беспримерным единодушием преклонялись перед ним и при знавали за ним бесспорное право на имя «великого».

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Ответ Римского папы оказался таким, какого ожидал Пипин: королем должен быть тот, кто способен править, чтобы порядок остался неизменным (Annales Fuldenses//MGH. SS. T. 1. P. 346; Annales Mettenses//Ibid. P. 331). Вскоре Хильдерик III был лишен королевского титула и пострижен в монахи. Франк. светская и духовная знать на собрании в Свессионе (ныне Суасон) (нояб. 751) провозгласила Пипина Короткого королем франков, а св. Бонифаций от имени Римского папы помазал его на царство (с этого момента в практику коронации средневек. правителей вошел обряд церковного благословения помазанием). Коронация Людовика I Благочестивого папой Римским Стефаном IV в Реймсе в 816 г. Миниатюра из «Больших французских хроник». XIV в. (Музей Гойи, Кастр, Франция) Коронация Людовика I Благочестивого папой Римским Стефаном IV в Реймсе в 816 г. Миниатюра из «Больших французских хроник». XIV в. (Музей Гойи, Кастр, Франция) Готовность папы Захарии заключить соглашение с франками во многом была обусловлена тем, что папа нуждался в военной помощи, т. к. лангобарды, захватившие владения Равеннского Экзархата, планировали наступление на Рим. Преемник Захарии папа Стефан II (III) (752-757) совершил в 753-754 гг. поездку во Франкское королевство, пытаясь добиться от Пипина Короткого помощи в борьбе с лангобардами. После того как согласие франков было получено, папа совершил повторную коронацию Пипина Короткого в мон-ре св. Дионисия (лето 754). Вместе с Пипином были помазаны на царство его сыновья, Карл и Карломан. Все они получили титулы рим. патрициев, что возлагало на них обязанность защищать Рим и создало предпосылки для последующего вмешательства К. в политику на Апеннинском п-ове. Поход франков в Италию (754) завершился успешно. Кор. Айстульф дал обещание сохранять мир с папой Римским и передать ему Равенну и др. захваченные города. Однако, воспользовавшись уходом франкского войска из Италии, он возобновил наступление на Рим. В янв. 756 г. папа Стефан II (III) опять обратился к Пипину Короткому с просьбой о помощи. Франки вернулись в Италию и вновь нанесли поражение лангобардам. Выданные Айстульфом ключи от 22 городов, захваченных лангобардами на территории Равеннского Экзархата, были доставлены в Рим, где аббат Фульрад возложил их на алтарь базилики св. Петра. Впосл. города Равеннского Экзархата, Пентаполя и обл. Эмилия составили основу буд. Папского гос-ва. В соответствии с завещанием Пипина Короткого Франкское королевство было разделено между Карломаном († 771) и Карлом Великим († 814; король франков с 768, король лангобардов с 774, император с 800). Став единоличным правителем Франкского гос-ва, Карл Великий прославился как завоеватель и реформатор, создатель Каролингской империи. В 800 г. папа Римский Лев III (795-816) совершил имп. коронацию Карла Великого в базилике св. Петра. (О внутренней и внешней политике подробнее см. ст. Карл Великий .)

http://pravenc.ru/text/1681117.html

Папа Пелагий II (579–590) хлопочет перед императором Византии, последним заступником Вечного города, о скорейшем содействии против «безбожного народа» лангобардов, ибо, как писал он в Константинополь своему апокрисиарию Григорию, «республика находится в таком безвыходном положении, что мы обречены на гибель». А позже и сам ставший папой Григорий I, «заботы и корреспонденция которого обнимали собой все страны, где только существовало христианство», часто (особенно поначалу) более заботился о том, чтобы противостоять лангобардам, добыть для Рима хлеб на Сицилии и в церковных патримониях или укротить мятежный гарнизон, долго не получавший платы и от того всегда готовый к возмущению, чем о богословских вопросах. В 728 г. в замке Сутри к северу от Рима между папой Григорием II (715–731) и лангобардским королем Лиутпрандом (712–744) был заключен договор о «даровании» Рима и нескольких городов в Лации «свв. апостолам Петру и Павлу». Этот договор становится основой формирования папского светского государства. Позже, в 753/4 г. папа Стефан II (III) перешел через Альпы и, облачившись во власяницу и посыпав голову пеплом, прибег к помощи узурпировавшего королевскую власть у франков Пипина Короткого (751–768) против тех же ариан-лангобардов. За обещанную поддержку папа и совершил миропомазание над Пипином и его сыновьями Карлом и Карломаном, под страхом отлучения заповедав знати и народу впредь избирать себе королей только из дома Каролингов. Фактически так была реализована идея, высказанная папой Захарией – последним греком на папском престоле, – который установил, что источник всякой власти, в том числе и королевской, – народ, но это его право подлежит папскому утверждению: папе Божьей милостью дана верховная власть раздавать короны и отнимать их. При этом папа Стефан объявил короля франков защитником церкви и ее светского имущества и даровал ему титул римского патриция, сделав его тем самым гражданином Рима. Ответом Пипина Короткого папе стал Пипинов дар – обещания, данные в Кьерси в 754 г.: Пипин обещал папе освободить его от лангобардов и вернуть Римской церкви отнятые у нее патримонии, а также уступить ей принадлежавшие Византии итальянские области Равеннский экзархат, Эмилию и Пентаполис (в который входили Римини, Пезаро, Фано, Синигалия и Анкона, позднее ставшие Анконской маркой), как скоро король франков ими завладеет. Таким образом, те обширные землевладения, которыми обладал Римский престол – «самая богатая христианская церковь » тогдашнего мира – уже к времени папы Илария (461–468), были существенно расширены.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Позднее к Дадону присоединился подвижник Медральд. Молва об их подвигах распространилась по округе, и в К. собралась община монахов, построивших ц. Спасителя. Дадон, желая остаться отшельником, передал руководство общиной Медральду и удалился в уединенное место под названием Гран-Вабр. Сведения о монастыре дошли до Людовика Благочестивого, который взял монахов под свою защиту и велел им принять Устав св. Бенедикта. В грамоте кор. Аквитании Пипина II, датированной 23 авг. 838 г., об этих событиях говорится иначе: «достопочтенный муж» Дадон пришел в разоренную сарацинами местность Конк и получил от гр. Гвиберта участок из земель королевского фиска, где построил монастырь; там собралось множество монахов. К 838 г. во главе общины стоял аббат Илия. Кор. Пипин II наделил аббатство земельными владениями и принял под свою защиту, чтобы местные сеньоры не покушались на монастырскую собственность. Также король передал монахам К. соседний монастырь Йонант с владениями. В местности Фижак был основан мон-рь «Новый Конк», подчиненный К., туда перешли монахи из Йонанта. Насельники Фижака должны были молиться о здравии короля, королевы и о благополучии королевства; после смерти аббата Илии и его преемника они могли самостоятельно избрать аббата в соответствии с бенедиктинским уставом. Подлинность этих грамот была поставлена под сомнение ( Bodarw é , Rother. 2011): скорее всего их изготовили в К. при аббате Бегоне I (между 869 и 873/4) на основе несохранившихся подлинных документов. Их копии могли входить в состав досье, подготовленного монахами К. к Нимскому Собору (1096), на котором папа Римский Урбан II (1088-1099) должен был вынести решение в споре монастырей К. и Фижак. Доказывая древность своего аббатства, монахи Фижака тоже изготовили грамоту, выданную якобы кор. Пипином Коротким (датирована 755). Кроме того, в обоих аббатствах были созданы предания о происхождении обителей. В Хронике аббатства Фижак (кон. XI - нач. XII в.) говорится, что монастырь был основан Пипином Коротким и получил дарения и привилегии от имп.

http://pravenc.ru/text/1841928.html

Отдыхающие в Каннах сегодня могут любоваться с пляжа на набережной Круазетт на остров Лерен, где находится знаменитый бенедиктинский монастырь, подвергшийся нападению в 739 году арабских налетчиков, убивших там всех, кроме четырех из пятисот монахов. Этих четверых выживших молодых людей, везли в Испанию, но им удалось сбежать, когда их похитители зашли в местный порт Агуай за припасами. Частые морские набеги мусульман также совершались на Сардинию, Сицилию и Корсику, где возник порт Бонифачо как оплот против пиратов. В этот период европейской истории только разногласия и споры между мусульманами в Испании и других странах помогли христианскому населению выжить. Берберы и арабы ненавидели друг друга. Мавры совершенно справедливо считали, что они провели большую часть боевых действий в Испании и Франции, но в награду получили только горные земли, в то время как арабы заняли самые плодородные земли на равнинах и вдоль побережья. Не было понимания и среди арабов. Две основные чисто арабские группы захватчиков прибыли из Сирии и с Аравийского полуострова, и обе они находились под влиянием древнего племенного соперничества, которое продолжалось в Испании в течение сотен лет, в то время как в Хиджазе или где-либо еще, их происхождение давно бы забылось. Арабы из Йемена не ладили с арабами из других частей Аравии. И потому они всегда были готовы убивать друг друга вместо христиан. Джихад, как война против христиан, часто оказывался тем единственным объединительным мотивом, сливающим в одно целое различные племена, которые исповедуют ислам. Смерть Карла Мартеля в 741 году изменила расстановку сил между князьями Франции. Наследником Карлу Мартелю стал его сын Пепин Короткий, бывший таким же жестким, как и его отец. Пипин, отец Карла Великого, приобрел большое влияние в Лангедоке, и местный вождь вестготов передал ему города Ним, Агд, Монпелье и Безье. Жители Нарбонны, почти все – христиане и вестготы – также решили сплотиться вокруг Пепина Короткого. Они вырезали своих соседей-сарацин и повелителей, и в одно мгновение к северу от Пиренеев не осталось сарацин. Мусульманское господство над Францией, джихад и все остальное, закончилось, по крайней мере, на данный момент. Новый самопровозглашенный правитель Омейядов Абд аль-Рахман, который несколькими годами ранее пережил резню своих собратьев-мусульман в Басре, испытав её на себе, пришел к власти в Кордове. Захват Омейядов. Испания, 756–852 В мусульманской Испании, после десятилетий непрекращающегося беспорядка, хаоса и бесконечной смены череды некомпетентных временщиков – двадцать четыре за сорок пять лет, один из которых так раздражал местных жителей, что они распяли его между собакой и свиньей, такой порядок существовал в 750-х годах. Новый самопровозглашенный правитель Омейядов Абд аль-Рахман в 756 году отнял мусульманскую Испанию у ее враждующих вождей.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

К сожалению, Западная Церковь порвала это общение, и в этом разрыве, заключается причина вступления ее на путь заблуждений. 4. Великий Раскол 1054 г. Отрыв Римской церкви от Церкви Вселенской произошел следующим образом. В 752 году папа Захарий помазал на царство главного домоправителя франкских королейПипина Короткого и этим как бы дал церковное благословение произведенному Пипином во франкском королевстве перевороту, устранившему от власти законного франкского короля. За это Пипин в 755 г. отнял у германского племени лангобардов завоеванные ими в Италии земли и передал в руки папы ключи от 22 городов и принадлежавший ранее Византийской империи Равеннский экзархат. Так папа из подданного восточного римского (Константинопольского) императора превратился в самостоятельного светского государя, независимого ни от какого другого государя, с самостоятельной территорией и с обладанием на этой территории высшей государственной властью. Это быстро деморализировало папство. Внутреннее противоречие аскетического идеала и светской власти явилось опасным врагом нравственной чистоты пап. Оно повлекло за собой радикальную перемену не только в положении, но и в поведении, в намерениях, в стремлениях и в методах действия римских пап. Самомнение, гордость, властолюбие, стремление подчинить своей власти все местные церкви – которые прежде в поведении римских пап проявлялись только как тенденции, как спорадические явления — теперь овладевают папами всецело. Сначала папы поставили себе задачей укреплять свою власть в тех западных церквях, которые не входили в состав Римской Церкви — африканской, испанской и галльской. Несмотря на некоторое сопротивление со стороны африканской церкви, папам удалось сравнительно легко добиться подчинения себе этих церквей: велик был авторитет Рима в этих бывших его провинциях. Что касается новооснованных миссионерами римского епископа церквей в Британии, Германии и других странах Западной Европы, то подчинить их своей власти папам удалось тем более без всякого труда, так как в них идея о главенстве папы в Церкви внедрялась одновременно с проповедью христианства.

http://azbyka.ru/pravoslavie-i-inoslavie

Власть кор. Ратхиса (744-749), стремившегося избежать крупных конфликтов с Папским престолом и с византийцами, оказалась непрочной. После того как Ратхис осадил Перузию, важную крепость, остававшуюся в руках византийцев, а затем снял осаду по просьбе папы Захарии, лангобардская знать организовала переворот. Летом 749 г. в Медиолане королем был провозглашен брат Ратхиса Айстульф (749-756). Свергнутый Ратхис бежал в Рим, а затем вступил в Кассинский монастырь. Проведя реформу войска, Айстульф начал военные действия против византийцев и занял Истрию. В 749 г. король установил экономическую блокаду Равенны, издав закон, по к-рому торговать с Экзархатом можно было лишь с письменного разрешения короля. После неск. небольших столкновений Айстульф захватил Равенну (751). Т. о. Равеннский Экзархат был уничтожен. Вскоре Византия утратила контроль над оставшимися областями Сев. Италии, она управляла лишь частью Юж. Италии и районами Сицилии. Номинально Византия признавалась сюзереном Венеции и Неаполя, где к тому времени сложились фактически независимые гос-ва. В 752 г. кор. Айстульф потребовал от папы Стефана II (III) (752-757) признать его власть и выплачивать дань в размере золотого солида за каждого жителя Римского дуката. После отказа папы и длительных дипломатических переговоров король угрожал силой захватить Рим. Не имея возможности противостоять лангобардам, папа обратился за помощью к франк. кор. Пипину Короткому. В авг. 754 г. франки вторглись в И., нанесли поражение лангобардам и осадили Тицин. Кор. Айстульф согласился заключить мир, признал верховную власть Пипина и обязался не только вернуть понтифику захваченные крепости в Римском дукате, но и освободить территорию бывш. Равеннского Экзархата, включая Пентаполь. Пипин Короткий передал эти земли Римскому папе. Впосл. дар Пипина рассматривался в качестве основы притязаний Папского престола на светскую власть над этими территориями, оформленных в т. н. Константиновом даре . Кор. Айстульф не собирался выполнять условия соглашения. После ухода франк. войска из И. он не только отказался передать папе Равенну, но и осадил Рим (янв. 756). Папа Стефан II (III) вновь обратился к Пипину Короткому. В мае 756 г. франки вернулись в И., разгромили лангобардское войско и вновь осадили Тицин, вынудив Айстульфа подтвердить заключенный ранее договор, передать Пипину треть казны, а также выплачивать ежегодную дань.

http://pravenc.ru/text/1237717.html

Слова и Речи Филарета, митрополита Московского, 1848, ч. 1, стр. 35, 36 и 44. Страдание святого священномученика Аполлинария Клавдий — император 41–54 гг. Память св. Ап. Петра 29 июня. Главный город Римской империи, лежит в средней Италии по обеим сторонам реки Тибра, при впадении ее в море. Равенна — город итальянской провинции того же имени. Равенна основана была фессалийцами; дома ее были построены на сваях, каналы частью заменяли собою улицы. С 254 г. до Р. Хр. подчинена была римлянам; последние дали Равенне самоуправление и различные привилегии и льготы. В дни римской империи Равенна была одною из важных стоянок римского флота: здесь был устроен Августом порт. С 44 г. Равенна становится местопребыванием епископа, а с 432 г. — архиепископа. Император Гонорий, спасаясь от Алариха, в 402 г. избрал Равенну своей столицей. По падении западной Римской империи Равенна была взята Одоакром, королем Регулов; в 493 г. после долговременной осады Равенной овладел Теодорих Великий. С 555 г. в Равенне начинается господство Византии, продолжавшееся здесь около двух веков. В 752 г. она становится достоянием лангобардов; в 754 г. Пипин Короткий подносит ее в дар папе. С 1275 г. Равенна становится собственностью знатной фамилии Полента, находившейся ранее в зависимости вассальной от папы. В 1441 г. Равенной овладевают венецианцы, из рук последних в 1509 г. она снова переходит в руки папы. В 1860 г. Равенна включена в состав Итальянского королевства. — Наравне с Римом, Константинополем и Солунью Равенна замечательна памятниками древнехристианского искусства от времени перехода его в искусство византийское. Военного начальника. Галилея — область на севере Палестины; здесь Господь Иисус Христос провел свое детство и юность; Галилея же была по преимуществу и местом Его проповеди; посему-то Господа Иисуса и называли Галилеянином (Мф.26:69). В IV веке греко-римский император Юлиан Отступник умер (в 363 г.) с такими словами, обращенными ко Христу: «Ты победил меня, Галилеянин!» — отсюда и последователи Господа Иисуса носили имя Галилеян.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Меллит, + 624, святой, аббат монастыря Святого Андрея в Риме. Был отправлен папой Григорием I в Британию, где в 604 г. был рукоположен в сан епископа Лондонского, а в 619 г. стал епископом Кентерберийским. Основал собор Святого Петра в Лондоне 87 Меркурий, в древнеримской мифологии бог – покровитель торговли, его атрибутами являлись крылатые сандалии и шлем, жезл и денежный мешочек 89 Меровинги, конец V в. – 751, первая династия франкских королей, ведущая свое начало от легендарного Меровея, вождя салических франков. Последний представитель династии – Хильдерик III, был смещен Пипином Коротким, основателем династии Каролингов. Для того, чтобы добиться признания легитимности новой династии франками, Пипин прибег к помощи папы Римского, объявившего, что отныне франки должны избирать королей только из династии Пипина 101 Меценат Гай Цильний, ок. 70 – 8 до н. э., один из ближайших друзей Октавиана Августа, его политический советник и проводник культурной политики Августа. Не занимал официальных должностей, но обладал огромным влиянием на Августа (однажды, когда разъяренный Октавиан стал выносить множество смертных приговоров, Меценат отправил ему записку: «Перестань, палач!», – и тот сразу же остановился). Наиболее прославился Меценат своим покровительством талантливым римским поэтам и драматургам (Вергилий, Гораций, Проперций, Варий и др.). По существу он создал литературный кружок, ставший центром культурной жизни Рима. Имя Мецената стало нарицательным для покровителей деятелей культуры 36 Минерва, италийская богиня мудрости, покровительница искусства, ремесла, воинской отваги. Соответствует греческой Афине Палладе. Входила, наряду с Юпитером и Юноной, в так называемую капитолийскую триаду 25, 36 Митра, иранское по происхождению божество. В Римской империи культ Митры стал особенно популярным среди воинов. Его почитали как бога-вседержителя, солнечное божество. Смысл митраистского учения раскрывался только посвященным (7 степеней посвящения) 37 Митридат VI Евпатор, 132–63 до н. э., царь Понта с 113 г. до н. э. Вел три войны с Римом. Первая из трех Митридатовых войн была самой тяжелой для Рима. В ходе ее (89–85 гг. до н. э.) войска Митридата вторглись в Грецию. В 3-й Митридатовой войне (74–63 гг. до н. э.) римляне разгромили его в Малой Азии. Митридат бежал в Боспор, но осажденный в акрополе Пантикапея заговорщиками во главе со своим сыном Фарнаком покончил с собой. Позднее, разгромив Фарнака, Юлий Цезарь доложит в Рим: «Пришел, увидел, победил» 34

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Составление «Дара Константина» явилось, весьма возможно, хотя и запоздалой, но исключительно действенной реакцией галльского духовенства, за спиной которого стояла Римская курия, на ударившие по материальному благополучию монастырей и епископских кафедр административные меры, предпринятые майордомом Карлом Мартеллом. Ради пополнения войска он широко прибегал к секуляризации церковных, главным образом монастырских, владений, что вызывало недовольство со стороны монахов, епископов и Римской курии. Поэтому, стремясь к нормализации отношений с папским престолом, в правление его сыновей Пипина и Карломана, на Соборах, или синодах, состоявшихся в 742-м и 743-м гг. в Австразии, под председательством епископа Бонифация, были приняты решения о частичном возвращении секуляризованного имущества его церковным владельцам и о том, чтобы с земельных владений, оставшихся в светских руках, монастырям, у которых они были отняты, выплачивалась компенсация (census). Эти решения были затем включены в капитулярий, изданный от имени майордомов Пипина и Карломана: «По совету рабов Божиих и народа христианского мы, вследствие опасностей, угрожающих государству, постановили, чтобы некоторая часть церковных имуществ, для пособия нашему войску, с разрешения Бога, еще на некоторое время была удержана за нами... с тем условием, чтобы каждый участок ежегодно вносил в пользу своей церкви или своего монастыря один золотой солид (12 денариев); причем если умрет тот, кому поручено церковное имущество, то последнее должно быть возвращено Церкви, и только в случае крайней необходимости оно... может быть удержано за светскими лицами» . Карл Великий продолжал политику отца, ориентированную на покровительство Церкви и сотрудничество с папским престолом В свое время, на Соборе 745 г., материалы которого не сохранились, так что о нем можно судить лишь по косвенным данным, Бонифаций, как можно предположить по его переписке с Папой Захарией, настаивал на возвращении Церкви всего секуляризованного имущества, но со стороны майордомов получил, вероятно, отказ, о чем можно заключить по сохранившемуся ответу Папы на его послание. В нем Папа, сдерживая порыв Бонифация, пишет, что он «должен и за то благодарить Бога, что Церкви были предоставлены Собором оброки с церковных имуществ» . После того как Пипин Короткий стал королем франков, в 751-м г., была произведена опись всех церковных земель, и тем из них, которые находились в стесненном положении, была возвращена половина или треть их бывших имений, а за земли, оставшиеся во владении государства, оно регулярно выплачивало компенсацию. Таким образом, при короле Пипине совершен был акт, который был, с одной стороны, реституцией церковного имущества, а с другой – узаконением секуляризации, произведенной при Карле Мартелле.

http://pravoslavie.ru/131116.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010