При возобновлении пещер, поврежденных землетрясением, было открыто несколько мощей древних подвижников и устроен храм в честь Воздвижения Честного Креста (Архимандрит Иннокентий к Гербинию, 1674 г. Kiowia Subterranea, р. 43). В 1760 году над пещерами была построена каменная церковь в честь Воздвижения Честного Креста. В 1886 году при Киевском митрополите Платоне празднование памяти Собора преподобных Ближних пещер было перенесено на 28 сентября в соответствии с совершаемым 28 августа празднованием памяти Собора преподобных Дальних пещер. Предполагают, что канон преподобным отцам, почивающим в Ближних пещерах, составлен святителем Димитрием, митрополитом Ростовским. Известно, что ему принадлежит 2-й канон службы преподобным Антонию и Феодосию на 2 сентября. В Собор преподобных отцов Ближних пещер входят (в скобках приводится дата кончины и основной памяти): преподобный Антоний Первоначальник (†1073; память 10 июля и 2 сентября), преподобный Прохор Чудотворец, называемый Лебедником ( †1107; память 10 февраля), преподобный Иоанн Постник (XII; память 7 декабря), преподобная Иулиания дева, княжна Ольшанская (†ок. 1550; память 6 июля), преподобномученики Феодор и Василий (†1098; память 11 августа), преподобный Поликарп, архимандрит Печерский (†1182; память 24 июля), преподобный Варлаам, игумен Печерский (†1065; память 19 ноября), преподобный Дамиан пресвитер, Целебник (†1071; память 5 октября), преподобный Никодим Просфорник (XII; память 31 октября), преподобный Лаврентий Затворник, епископ Туровский (XII; память 29 января), преподобный Афанасий Затворник (†ок. 1176; память 2 декабря), преподобный Еразм Черноризец (XII; память 24 февраля), преподобный Лука, эконом Печерский (XIII; память 6 ноября), преподобный Агапит, врач безмездный (†ок. 1095; память 1 июня), преподобные Феофил Слезоточивый и Иоанн Богоугодный, во единой раке почивающие (XII; память 29 декабря), преподобный Нектарий Послушливый (XII; память 29 ноября), преподобный Григорий Иконописец (XII; память 8 августа), священномученик Кукша, просветитель вятичей (XII; память 27 августа), преподобный Алексий Затворник (XIII; память 24 апреля), преподобный Савва Богоугодник (XIII; память 24 апреля), преподобный Сергий Послушливый (XIII; память 7 октября), преподобный Меркурий, епископ Смоленский (†1239; память 7 августа), преподобный Пимен Многоболезненный (†1110; память 7 августа), преподобный Нестор Летописец (†1114; память 27 октября), преподобномученик Евстратий (†1097; память 28 марта), преподобный Елладий Затворник (XII–XIII; память 4 октября), преподобный Иеремия Прозорливый (XI; память 5 октября), преподобномученик Моисей Угрин (†ок.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1 . Св. НИКИТА, Епископ Новгородский, преставился в 1107 году (а по Следованной Псалтири – в 1101 году, но неправильно), Января 31. Св. мощи его обретены в 1558 году, Апреля 30, и почивают открыто в Новгородском Софийском соборе в приделе Св. Богоотец Иоакима и Анны. Церковь память его совершает Января 31, а в Новгороде – и 30 Апреля. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Января 31. 2 . Св. КИРИЛЛ, Епископ Туровский, преставился в 1120 году, Апреля 28. Смотри Пролог и Четь Минею, Апреля 28. 3 . Св. ВСЕВОЛОД Мстиславич, Князь Новгородский и Псковский, во св. крещении ГАВРИИЛ, преставился в 1138 году, Февраля 11. Св. мощи его обретены в XIV веке и почивают в Псковской Троицкой соборной церкви. Церковь память его совершает Февраля 11. Смотри Месяцеслов, Пролог и Четь Минею, Февраля 11. 4 . Пр. ПИМЕН Многоболезненный, Печерский, преставился в 1139 году, Августа 7. Св. мощи его почивают в пещерах пр. Антония. Смотри Месяцеслов Киевский и Четь Минею, Августа 7. 5 . Пр. НИКОЛА Святоша, Князь Черниговский, преставился в 1143 году, Октября 14. Св. мощи его почивают в пещерах пр. Антония. Память Октября 14. Смотри Месяцеслов Киевский и Четь Минею, Октября 14. 6 . Св. ИГОРЬ Ольгович, Князь Киевский, преставился страдальчески в 1147 году, Июня 5. Св. мощи его почивают в Чернигове в церкви Всемилостивого Спаса в Епископии, в тереме красном. Смотри Пролог и Четь Минею, Июня 5. 7 . Пр. АНТОНИЙ Римлянин, преставился в 1147 году, Августа 3. Св. мощи его обретены в 1497 году, Июля 1, и почивают в обители его в соборной церкви, открыто на правой стороне. Церковь память его совершает Августа 3, а в Новгороде, кроме того, Января 17 и после 29 Июня в первую пятницу. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Августа 3. 8 . Пр. ИСААКИЙ, затворник Печерский, преставился в XII веке, Февраля 14. Св. мощи его почивают в пещере пр. Антония. Смотри Месяцеслов Киевский и Четь Минею Февраля 14, и Пролог Апреля 27. 9 . Св. НИФОНТ, Епископ Новгородский, преставился в Киеве в 1156 году, Апреля 8. Св. мощи его почивают в пещере пр. Антония. Смотри Месяцеслов Киевский, Пролог и Четь Минею, Апреля 8.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

и мысли, что две бессмертные души (были казнены двое) предстали к своему Судье ... И величайшая проницательность не могла бы изобрести ничего, что на таком тесном пространстве и в такое короткое время могло бы поселить столько зла, как публичная казнь». 100 И действительно, лучшим испытанием того: не вредно ли, не ядовито ли что из давнего съестного (наприм., соленая рыба, особенно белужина, которая в сыром, хоть и осолоненном виде прямо составляет яд, а также, испортившееся копченое мясо), – лучшей поверкой на этот раз признается предварительно дать часть этого съестного псу. Если пес извергнет, или будет беспокоиться после съеденного куска, то вредность для человека такого съестного – очевидная. Это замечание мы делаем для тех добрых христиан, которые соблюдают церковные посты, которым и желаем мы соблюдения постов; но, да не похулится через пищу пост... 104 О вреде их в нравственном отношении было сказано в своем месте, именно – в рассуждении о плотской страсти и в учении о церковных постах (см. заповедь 4). 107 О неправильностях одежды в смысле «нравственном, или в отношении к чувству нравственному, будет сказано нами в следующей книге под VII заповедью. 112 Один заключенный (из образованных) до того томился от скуки, не имея книг для чтения, что говорил: «если б дали мне и календарь за старый год, я несколько раз прочел бы его». 114 Так и рассуждал препод. Пимен Многоболезненный, который родился больным, вырос в болезнях и только перед смертью своею сделался здоровым. Он до того был болен, что ближние, тяготясь служить ему, оставляли его иногда без пищи на два, на три дня (Четь-Мин. под 27 авг.). 117 Так, один святой вынул у льва сильную занозу из ноги. Лев не отстал от него, начал служить ему, носил, например, воду; а когда святой умер, то зверь не мог вытерпеть горя и, рыкая на могиле его, издох (Луг дух. гл. 106). Плакал также зверь о кончине Павла Фивейского. (Четь-Мин. под 15 янв.). 118 Жалкий пример на это знаем также из отечественной истории. Иоанн Грозный в детстве любил забавляться истязаниями разных животных, например, кидал из окна кошек и собак, и любовался, как бедные от боли пищали и корчились.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Popov/...

Сейчас множество добрых людей, верующих и не особенно или совсем нет, прилагает массу усилий для того, чтобы наладить помощь инвалидам, в том числе и особенно — инвалидам детства. Важность этой работы просто невозможно оценить в должной мере и даже описать ее нелегко. Но давайте не будем закрывать глаза на то, что помощь инвалидам претыкается о стену враждебности, построенную именно на злых и несправедливых словах «сам(и) виноват(ы)». Я знаю случай, когда родители, проявляя чудеса самоотверженности, выхаживали ребенка с тяжелейшим ДЦП и побеждали — ребенок делал и понимал куда больше, чем ему «полагалось» по диагнозу: сам ел, двигался по дому и даже гулял немножко, понимал, что ему говорят родители, сам пытался общаться, слушал музыку... А вокруг кипели отвратительные пересуды, которые нельзя было преодолеть даже указанием на то, что люди-то весьма порядочные и всегда были такими. А даже если бы и нет — что с того? Можно подумать, что все другие блещут непорочностью... А между тем среди русских святых есть один, которого можно назвать инвалидом детства. Это преподобный Пимен Многоболезненный, 900 лет со дня преставления которого мы отмечаем 11/24 февраля 2010 года. Больной от рождения, он упросил родителей отдать его в Киево-Печерский монастырь; те отнесли его туда с надеждой на исцеление, но сам он молился о продолжении болезни, считая ее для себя душеспасительной. Постриг его совершили ангелы во образе иноков. При жизни Преподобный проявлял прозорливость и имел дар исцеления. Иногда прислуживающие ему из братии по лености оставляли его без хлеба и воды, но он не переставал быть радостным, а только объяснял, что больной и ухаживающий за ним получают равную награду... Так что не только Писание, но и церковная история учат нас не искать прямой связи между несчастьем и неблагочестием. Иными словами, горе и болезнь далеко не всегда служат наказанием за грех; пожалуй, гораздо чаще они предоставляют путь к спасению. Тогда откуда же это ожесточение против больных? Против бедных на самом деле тоже; нет числа высокомерным и ожесточенным советам, как бедный человек мог бы не быть таковым.

http://foma.ru/siloamskaya-bashnya-i-nov...

Приведу поразительный пример. Пимен Многоболезненный испросил себе болезнь для того, чтобы родители не смогли забрать его из монастыря – из Киево-Печерской лавры. Ему было открыто, что он будет болеть всю жизнь и выздоровеет лишь за три дня перед смертью. От своего недуга он не мог ходить, за ним ухаживали, но иногда очень плохо, забывая о нем, как это, к сожалению, нередко случается; он много лет страдал, но в страдании своем благодарил Бога. В монахи его постригли сами ангелы, по его молитвам творились чудеса; будучи больным сам, он исцелял других. Мы знаем подобное и о святителе Игнатии (Брянчанинове) . Он, будучи еще военным инженером, тяжело болел, но нисколько не заботился о выздоровлении, мечтая о том, чтобы его уволили со службы и он смог уйти в монастырь. Преподобный Амвросий Оптинский почти с тридцатилетнего возраста был тяжелобольным. Летом он иногда гулял по лесу, а все остальное время лежал. Апостол Павел также страдал тяжким недугом. Неизвестно, какая у него была болезнь, но болел он очень сильно и даже молил Господа избавить его от этой телесной скорби – ради того, как мне кажется, чтобы иметь бóльшую возможность проповедовать, поскольку болезнь мешала его апостольским трудам. Но Господь сказал ему: Сила Моя совершается в немощи ( 2Кор. 12, 9 ). Если сравнить все скорби, труды, болезни и страдания, которые терпели апостолы, с трудами нашими, то последние окажутся просто ничтожнейшими (я сейчас имею в виду телесную их сторону). Можно себе представить: люди странствуют по всему миру, часто терпят разного рода лишения, голод, преследования, избиения. Апостолу Павлу иногда приходилось самому зарабатывать себе на хлеб. Например, днем проповедуя коринфянам, он по ночам работал. А говорил он подолгу. Однажды в воскресенье он беседовал с верующими и слово свое продлил до полуночи. Некий юноша даже заснул и упал с третьего этажа. Апостол Павел потом его воскресил. Представьте себе: богослужение продолжалось до полудня, а потом апостол Павел много часов проповедовал.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Память 28 марта (Сергий, II, 79). 61. Преподобномученик Никон Сухий Был также в плену у Половцев и много мучен ими, но невидимо перенесен в Печерскую церковь . Житие изложено в том же послании св. Симона. Ум. около 1101 года. Мощи в Антониевой пещере. Память 11 декабря. По «Иконописному Подлиннику»: «подобием сух излишне плотию, и блед видением, сед власы, брада доле Николины, на концы раздвоилась, ризы преподобническия, бос» (Филимонов, стр. 210). 62. Преподобномученик Григорий чудотворец, утоплен бысть в Днепре реке в лето 6601 месяца януария в 8 день Пострижен в 1064 году преп. Феодосием. Творил удеса и предвидел будущее. За обличение князя Ростислава Всеволодовича и предсказание, что он утонет на войне, был утоплен в Днепре по приказу князя в 1093 году (Собр. лет. I, 94, 11, 279. Послание Поликарпа к Акиндину). Память января 8. Мощи в Антониевой пещере. 63. Преподобный Моисей Угрин, преставися в лето 6549 месяца иулия в 25 день Родом из Венгрии, брат преп. Ефрема Новоторжского и Георгия, пострадавшего вместе с св. князем Борисом, мученик целомудрия. Был в плену у Ляхов и, за отказ в сожитии с одною неистовою полькою оскоплен ею. Житие его изложено в послании Поликарпа к Акиндину. Ум. вероятно в 1043 году (Филарет, Р. Св., июль, стр. 160). Мощи в пещере Антониевой. Память 26 июня. По «Иконописному Подлиннику»: «подобием бел, лицем чист, власы рус, брада не велика, аки Златоустаго руса, на главе клобук черной, в руке четки, ризы преподобническия» (Филимонов, стр. 399). 64. Преподобный Иоанн многострадальный, опален бысть от змия, преставися в лето 6000 Представляет собою образец тяжкой борьбы с плотскою похотью. Он вкопал себя в Антониевой пещере в землю по плеча, напротив мощей преп. Моисея Угрина, которого призывал на помощь. В этом положении мощи преподобного Иоанна остаются и доныне. Ум. не ранее 1160 года. Житие рассказано в послании Поликарпа к Акиндину. Память 18 июня в день кончины. 65. Преподобный Пимен многоболезненный, преставися в лето 6647 месяца августа в 7 день

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Иоанн и Феофан – родные братья, подвизались в XI веке. Священномученик Иоанн Кукша, В житии, написанном епископом Симоном, читаем: «Все знают, что он прогонял бесов, крестил вятичей, дождь свёл, озеро иссушил, сотворил многие другие чудеса и после многих мук был убит». Главнейший подвиг его – проповедование веры христианской в земле вятичей, в 1215 г. Затвор в коем подвизался преподобный Исаакий-затворник (см. ниже). Преподобный Алексий, Григорий иконописец чудотворец Савва, св. Сергий послушливый, инок печерский Меркурий, бывший потом епископом Смоленским (в 1238 году). Преподобный Пимен многоболезненный; единственный сын родителей, родился и рос больным, умоляя родителей дозволить ему поступить в монастырь печерский. Когда поступил, то долго не принимал монашества по нежеланию живших с ним родителей. Но молитва его была услышана, и он ночью чудесным образом был пострижен. Получил дар исцеления больных, преставился в 1139 году. Преподобный Нестор летописец XI века. Он написал летопись: «Откуда и как пошла русская земля». Смиренный инок Киево-Печерского монастыря. Нестор о себе не говорит, и знаем мы о нём по другим записям. 17 лет поступил он в печерский монастырь, ещё при жизни Феодосия преподобного. Умудрённый книжно, не смотря на молодость, он был советником и старых иноков. Ему было поручено, и он открыл мощи преподобного Феодосия. Подвижничество Нестора продолжалось долго; около 40 лет жил он в Киево-Печерском монастыре и преставился на 58 году жизни. Его летопись – драгоценная книга, без которой мы многого бы не знали о родной стране. Преподобный мученик Евстратий: за твёрдость в вере он принял от евреев мученическую смерть на кресте, в г. Корсуни. Преподобный Елладий-затворник, постник и чудотворец. Преподобный Иеремия прозорливый, старец, помнивший крещение России, бывшее при св. Владимире, в 988 году. За святой образ жизни он был удостоен высшей награды – схимнического образа. Его дар прозорливости был проявлением особенной милости Божией: по одному виду Иеремия отгадывал, что творится в душе собрата.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И воистину, благо посетить скорбящего, проведать болящего, утешить печального, облегчить горе несчастного словом теплого сердечного к нему участия! Есть у святых Отцев такое изречение: «И боля, и служай едину мзду приимут». Болящий приимет награду от Бога за свое терпение и преданность в волю Божию, а служащий болящему, посещающий его, утешающий его будет участником в его награде за то, что делил с ним скорби его, сострадал ему, помогал ему нести крест болезни и скорби нелегкой. Когда ты сердцем состраждешь ближнему, то и твое собственное сердце невольно смягчается, согревается любовью, отвращается от житейской суеты и стремится в молитве к Богу Спасителю, призывающему к Себе всех скорбящих и обремененных. Испытай, и ты сам познаешь то великое благо, о котором говорит Соломон. Пойди в день праздничный к постели болящего. Если он бедняк, то снеси ему, что можешь, на утешение, а главное – утешь его своей любовью, почитай ему от Слова Божия, от житий святых, особенно святых мучеников и страдальцев, каковы были Пимен Многоболезненный, Иоанн Многострадальный, преподобный Досифей и другие. Прочитай с ним Канон празднику, акафист Христу Спасителю нашему Сладчайшему Утешителю или Пречистой Его Матери. О, как радостно встретит тебя твой болящий собрат! Как тепло помолится за тебя, как за своего доброго Ангела-утешителя! Но одни ли болящие нуждаются в утешении? Иного гнетет нужда безысходная; нет у иного лошади, чтоб обработать поле и засеять его, да и чем он будет засевать? Нет в запасе ни зернышка. Помоги ему, брат, чем можешь. Если нет у тебя лишних семян, то, ради праздника, вместо милостыни, обработай ему его полосу, а другой добрый человек одолжит ему и семян на посев, – вот и сделаете его счастливцем, и благословит вас Господь за такую братскую любовь к ближнему. У иного изба валится на сторону, а сам он не в силах поправить ее, – великое добро сделаешь, если, хоть в праздник, поможешь ему починить ее, поправить, как умеешь. А там где-нибудь по соседству сиротки плачут: нет у них ни отца, ни матери, а если и есть мать, то больная да хилая.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

В одном ряду с терпением обид и поношений стоит безропотное перенесение физических болезней. Мы говорим сейчас не о тех недугах, которые возникают как следствие неправильного поведения (рак легких у курильщиков или менингит у того, кто гулял с непокрытой головой в морозный день). В подобных случаях причинно-следственные связи очевидны. Но если болезнь, которая нас посетила, не была связана с нашим образом жизни, то смиренное ее перенесение угодно Богу, как и терпеливое перенесение обид. Если человек благодушно, без ропота несет немощи своего тела, то Господь являет ему Свою милость. Об этом говорит и Святое Евангелие: Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь ( Евр.2:18 ). Мы знаем, что есть такие святые, их называют многоболезненными, которые просияли в терпении телесных немощей. Эти терпеливые подвижники еще при жизни сподоблялись духовных даров. Преподобный Амвросий Оптинский заболел в молодые годы и всю свою жизнь оставался немощным. Неся крест собственной болезни, он сподобился от Бога дара врачевать болезни других людей. Печерский подвижник Пимен Многоболезненный получил дар молитвы за болящих людей. Правильным отношение к болезни может быть только у человека церковного. Многие христиане через болезни входят в жизнь вечную. Болезни и скорби очищают человека от грехов, а мы часто не хотим понимать того, что отношение к болезни должно быть богомудрым, рассудительным. От болезней надо себя оберегать, помнить о том, что здоровье – это величайший дар Божий, но заболев и не получив ожидаемой помощи от врачей, надо принять без ропота болезнь как крест, который возлагает на нас Сам Господь. «Помни о конце твоем». (Сир.7:39) Помни о конце твоем, – говорит нам Священное Писание, – и вовек не согрешишь ( Сир.7:39 ). Это золотое правило христианской жизни. Смертная память подобна узде, которая удерживает человека от совершения греховных поступков. Она не дает забыть о том, что за гробом мы дадим ответ за все беззакония, которые совершили на земле. Память о смерти поддерживает подвижников, укрепляет больных, оставивших надежду на исцеление и ожидающих смерти как избавления от мук. Если нет в душе ропота и болезнь принимается как лекарство духовное, то таким образом человек Самим Богом подготавливается к смерти. В таком случае она воспринимается как окончание земных страданий и переход туда, где уже нет «ни болезни, ни печали, ни воздыханий».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

А уж кому, как не ему, нужно было здоровье, чтобы нести такую миссию по всему этот плуг. И вот они вместе с Тимофеем, как два вола, впряглись в один плуг и пашут – и тот больной, и этот больной. Этому он пишет: Отныне принимай немного вина, стомаха ради твоего (желудка ради твоего) и ради частых твоих недугов (см. 1Тим. 5:23 ). Что эти слова, как прокомментировал Иоанн Златоуст , говорит: Он болел и болел непрестанно. Сказано не недуга, а недугов. И не просто недугов, а частых твоих недугов. То есть он болел постоянно. И вот он говорит: почему же он его не исцелит? Неужели, воскрешая мёртвых и исцеляя других, он не может исцелить вялую работу желудка у своего ученика, которому необходимо здоровье, а прибегает к услугам вина? Пей отныне немного вина, чтобы тебе укрепить свой желудок. Так ведь многие возьмут повод к пьянству от этих слов. А он как бы на каком столпе написал вот эту фразу: «Отныне пей немного вина, стомаха ради твоего и частых твоих недугов». Вот видите, значит, есть болезни, которые посылаются промыслительно. Вот есть болезни, в которых мы сами виновны, а есть болезни, которые посылаются промыслительно, так что человек должен здесь болеть всю жизнь. И святая Бернадетта, которой явилась Божья Матерь, говорила, что просила Её об исцелении, а Она сказала: тебе будет хорошо после этой жизни, а вот здесь надо нести такой крест. Христос называется мужем скорбей (см. Ис. 53:3 ). Пимен Многоболезненный – прочитайте, что болезнь была ему послана по Промыслу, – всю жизнь пролежал, будучи недвижим, в расслаблении, а исцелял других людей. Но за день до смерти его немощи покинули и он здоровым совершенно обошёл всех, простился и опять лёг расслабленным. Значит, это болезнь промыслительная. Трижды просил я Господа, чтобы избавил он меня от жала в плоть, но услышал в ответ: не проси о сем: довольно с тебя благодати Моей (см. 2Кор. 12:8–9 ). Вот благодать и совершается в немощи. И когда вот такой-то больной, невысокого, возможно, роста, со слезящимися глазами пришёл в Ареопаг – это в Афины, столицу всей науки и чисторечия, всё оттуда – и стал им говорить о каком-то предопределённом Муже, которого Бог воскресил и прочее, – вот его речь в Ареопаге, так они снисходительно его по плечу похлопали. Но об этом послушаем в следующий раз (см. Деян. 17:32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010