Молиться нужно как можно чаще, постоянно – в храме, дома, в пути. Но особенно следует усердно творить молитву в минуту жизни трудную, когда теснится в сердце грусть, когда скорби, как волны, набегают на нашу душу. И Дух Утешитель ободрит и укрепит нас, как успокоил и утешил сегодня самих св. Апостолов и как утешал многих великих подвижников. Вспомним сейчас хотя бы одного из них – преподобного Пимена Многоболезненного (†1110). Этот Киево-Печерский подвижник всю свою земную жизнь провел на одре болезни. И что же – унывал ли он, скорбел или роптал? – Нет! Он не только сам не падал духом, но вселял бодрость и радость в сердца других. " Маловер, – говорил он согрешившему брату, – разве ты не знаешь, что терпение не остается бесплодно?!» 52 . Кто же вливал в душу этого страдальца живительную силу, отраду? – Дух Святой, Дух Утешитель! Итак, приемлется благодать Св. Духа искренним желанием, а усвояется и удерживается теплой молитвой, постоянным упражнением в делах правды, добра, благочестия. Да удостоимся же и мы восприять Духа Святого, да укрепит Он нас в наших делах и подвигах и да хранит нас Своей Божественной всесильной благодатью! Царю Небесный, Утешителю благий, просвети наши сердца от тьмы греховного заблуждения и неведения, очисти нас от всякой скверны, наставь нас на всякую истину, укажи нам средства к познанию истины, внеси в нас любовь, мир и радость, прииди и вселися в нас! Аминь. 3. ДУХ СВЯТОЙ С НАМИ Е ще в Ветхом Завете пророк Иоиль предсказывал: «Излию от Духа Моего на всякую плоть» ( Иоиль.2, 28 ). Это пророчество свидетельствовало, что придет время, когда каждый верующий и живущий по вере примет благодатные дары Духа Святого. Это время исполнилось. Сегодня мы, дорогие отцы, братья и сёстры, празднуем «Духа пришествие... и надежды исполнение» 53 . Дух Святой, сошедши на св. Апостолов, пребывает в Церкви Христовой и изливается на всех ее верных членов. Все мы духоносцы, или должны быть ими при посредстве Божественных таинств, совершаемых в Церкви. «Разве не знаете, – обращается св. ап. Павел к христианам, а значит и к нам, – что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?... Храм Божий свят, а этот храм – вы» ( 1Кор. 3, 16–17 ). Все мы еще в дни своего младенчества получили первые необходимые благодатные дары Св. Духа в таинстве Крещения, когда были принесены в Божий храм нашими восприемниками. И после этого каждый из нас неоднократно умножал эти св. дары через принятие других церковных таинств, через участие в священнодействиях Церкви, через чтение и слушание слова Божия, через молитву дома и в храме.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

В Кесарии палестинской был один воин-христианин, по имени Марин, уважаемый всеми, даже язычниками, за свою доблесть и добродетели. Он должен был получить в своем полку должность сотника, при чем требовалось дать языческую присягу; Марин, как христианин, отказался от этого. Хотя император Галлиен (260–268) запретил преследовать христиан за веру, однако указ об этом не успел еще дойти в Кесарию. Начальник Марина стал принуждать его к совершению языческого обряда; когда же Марин отказался во второй раз, он грозил ему смертью. Воин Христов оставался непоколебим. «Даю тебе три часа на размышление, сказал ему начальник, или согласись совершить обряд, или иди на смертную казнь». В это время подошел к Марину епископ Феотекн и, взяв его за руку, ввел в церковь . Вынесши из алтаря св. Евангелие и указывая на него и на воинский меч Марина, епископ сказал: «Выбирай одно из двух: хочешь ли ты носить этот меч и служить царю земному, a по смерти погибнуть, или служить Царю небесному и положить свою душу за Его имя, проповеданное в этой книге, и по смерти получить жизнь вечную!» Св. Марин, протянув руку к св. Евангелию, с любовью поцеловал его, изъявляя готовность пострадать за Христа; епископ, благословив его, отпустил и сказал: «иди с миром!» Явившись к начальнику, он еще дерзновеннее и неустрашимее, чем прежде, повторил свое исповедание христианской веры. Начальник осудил его на усечение мечем. По совершении казни, присутствовавший тут сенатор Астерий, бывший также христианином, снял с себя богатое одеяние, завернул в него окровавленное тело и голову мученика, поднял их на плеча и отнес для честного предания их земле. Язычники взяли и св. Астерия и мечем отсекли ему голову. Время страдальческой кончины обоих этих мучеников относится к 260 году (Четьи-Минеи). Пр. Потапий чудотворец скончался в мире (Месяц. Вост. А. Сергия т. 2 стр. 206). Пр. Пимена многоболезненного Пр. Пимен родился больным, больным он и рос. Много раз юноша просил своих родителей, чтобы они позволили ему уйти в монастырь; но родители по любви к единственному своему сыну и желая иметь его своим наследником, не позволяли этого. Тогда Сам Господь устроил участь его. Однажды Пимен заболел так сильно, что уже отчаялись в его жизни; родители вынуждены были принести его в Печерский монастырь и просить молитв у преподобных отцов об исцелении сына. Но молитва иноков не приносила пользы болящему, так как ее преодолевала молитва самого болящего, который просил у Господа продолжения болезни, так как ему не хотелось удаляться из обители. Видя несогласие родителей на его пострижение в монашество, он стал молить Господа, чтобы Он удостоил его ангельского чина, какими ведает судьбами.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В храме достопримечательны: 1) часть мощей св. Пантелеймона; 2) образ св. Иоанна многострадального, с частицею мощей его, писанный на доске, в сребропозлащенном окладе. Он помещается направо от горнего места. 3) Образ под названием: „Собрание печерских угодников», на кипарисе, в сребропозлащенном окладе, с вместилищами для св. мощей. Тут находятся частицы мощей Моисея Угрина, Пимена многоболезненного, Игумена Никона, Прохора Чудотворца, Илии Муромца и Олимпия иконописца. Образ древний, в 1855 г. обновленный. 4) Образ Казанской Бож. Матери, на кипарисе, в сребропозлащенной ризе с таким же венцом (чеканной работы 1800 г.). По преданию Имп. Анна Иоанновна благословила этим образом Свою преемницу Елизавету Петровну. 5) Икона Александра Невского, на полотне; пред нею – массивная, сребропозлащенная, на таких же цепях, лампада, чеканной работы. Под иконою надпись: «В память благочестивейшего Вел. Государя Императора Александра II, в бозе почившего 1 марта 1881 г., от чинов Ораниенбаумского Дворцового Правления, Церковного причта со старостою и придворных служителей». 6) Образ Успения Бож. Матери, на кипарисе, в сребропозлащенном окладе, с частицами мощей Преподобных Печерских: Прохора Чудотворца, Григория Иконописца, Лаврентия затворника, Макария, Меркурия, Захария, Ипатия и Павла Послушника. 7) Образ Адриана и Наталии, с частицами их мощей, на стекле, в ореховой резной раме. 8) Икона св. Пантелеймона, храмовая, уважаемая местными обывателями и жителями окрестных городов и сел. Она помещается в храме Пантелеймона, против местной иконы Спасителя. На ней – сребропозлащенная риза, сделанная в 1811 г. При иконе находится множество “привесок” из драгоц. Металла – дар тех лиц, которые, по молитвам Угодника, исцелились от своих недугов. 9) Евангелие, изд. в Москве в 1698 г., в голубом бархатном переплете со сребро-позлащенными ликами Воскресения и 4-х Евангелистов. Оклад сделан в 1736. 10) Книга Стефана Яворского „Камень Веры“, изд. в Москве в 1728 г. 11) Несколько старинных предметов церк. утвари, как-то: запрестольный крест чеканной работы 1735 г; крест напрестольный 1736 года; Дарохранительница 1752 года, сосуд для освящения хлебов, весом в 5 ф. 32 зол.; водосвятная чаша, внутри вызолоченная, весу 12 ф. 11 зол. 12) Штандарты Кирасирского полка, пожалованные Екатериною 2-й, замененные в 1797 г. новыми. Сюда штандарты поставлены потому, что Кирасирский полк в 1797 г. стоял здесь.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   Цветник духовный. Ч. II. С. 58.    Иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мирянам, п. 25. С. 57.    Там же, п. 227. С. 413; п. 150. С. 295.    Иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Ч. 1, п. 205. С. 196, игум. Антоний. Письма, п. 59. С. 72.    Еп. Феофан. Сборн. писем. Вып. VI. М., 1899, п. 1021. С. 170.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. V, 342. Св. Исаак Сирин говорит: «Страх смерти печалит мужа, осуждаемого своей совестью. Кто имеет в себе доброе свидетельство, тот столько же желает смерти, как и жизни».    Еп. Феофан. Письма//Тамб. Епарх. Вед. 1895, 41. С. 1055—1056.    Еп. Феофан. Письма//Духовн. Вестн. 1896, 24. С. 469.    Там же, 34—35. С. 681.    Там же, 41. С. 813.    Иеросхм. Макарий Оптинский. Там же, п. 150. С. 295.    Цветник духовный. Ч. II. С. 199—203.    Свт. Иоанн Златоуст. Беседа 4 на посл. к Евр.    Свт. Тихон Задонский. Творения. T. II. С. 221—222.    Сщмч. Киприан Карфагенский. Творения. T. II. С. 102.    Св. Киприан Карфагенский. Творения. Т. II. С. 255.    Четьи-Минеи, 5 апр.    Там же, 21 окт.    Там же, 13 ноября.    «Голос Истины», 1-й год изд. С. 13—14. С. 223—224.    Еп. Феофан Письма//Духовн Вестник. 1896, 26, 29. С. 510 и 561.    Он же. Письма//Тамб. Епарх. Вед. 1894, 39. С. 756.    Свт. Тихон Задонский. Там же. С. 223.    Игум. Антоний. Письма, пп. 246, 247, 295. С. 306, 309, 375. См. Триодь постная, понедельник Страст. седмицы.    Иером. Амвросий Оптинский. Письма. Ч. 2, п. 40. С. 50.    См. Патерик Печерский (Житие преп. Пимена Многоболезненного).    Преп. авва Дорофей. Поучение 14. С. 161. Поучение 18. С. 186.    Преп. Варсонофий Великий. Отв. 165.    Праведный (греч. Гdi?kao_s) — справедливый, благочестивый, добродетельный (Втор.32:4). Праведными св. Церковь называет преимущественно свв. угодников Божиих Ветхого и Нового Заветов, которые, живя в миру и исполняя обязанности государственные, общественные и семейные, жили по заповедям Божиим и пребыли верными Богу. Святой (греч. Гa?gio_s от слова Г a?_ksw благоговеть, чтить) — духовно и нравственно непорочный, чистый, освященный (священный), совершенный человек, посвятивший себя служению Богу, живущий по заповедям Божиим и угодный Богу. Русское слово святой — от санскритского корня в значении: белый, очищенный сияющий. Слово святой в общем употреблении означает все заветное, дорогое, связанное с истиною и благом. (См.: Толков, словарь Даля и словарь церковно-славян. языка прот. Гр. Дьяченко.)

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Да опять: самые ли те иконы нам ныне расколодержатели показуют чудотворными, кои подлинно чудом каким-либо прославлены? Например, образ Богоматери Тихвинской тот ли ныне существенно есть и в самом монастыре Тихвине, который носим был по воздуху, как повествуется в Минеи-четьи 26-го дня июня месяца, и по многим местам остановлялся, а потом одержался на Тихвине? Тот ли, говорю, самый точно, или паче уже несколько крат поновлённый? Конечно, может быть, не единожды уже поновлённый: ибо тому, как первое явление было, прошло четыреста лет с лишком. Поскольку оно учинилось 1383 года от Р.Х., а ныне идёт 1839-й, то хотя единожды во сто лет был поновляем; был поновлён четырежды. Убо в самом поновлении, а паче во время смятения раскольнического, смятения же оного сильного, бывшего при Никоне Патриархе и по нём, могли умствующие противная Церкви православной по-своему поправить и намалевать. То ж могло быть и с другими святыми иконами. Потому и разницы на них, то так, то инако написанные, оказываются. О чём виждь и в книге «Обличение неправды раскольнической, показанной в ответах выгоцких пустосвятов». В таком убо хаосе неизвестности можно ли утвердительно положиться по иконному изображению творить перстосложение к знамению креста? Да и бывают ли ныне от тех же иконе, кои от отщепенцев считаются чудотворными и кои по их умствованию писаны, чудеса ко удостоверению? Совсем ни видано, ни слыхано, а разве ими, отщепенцами, выдуманы. Итак, от сумнительных показаний нет ни на ту, ни на другую сторону твёрдого уверения к принятию. [О руках усопших святых.] Далее, что до рук усопших святых, говорят, аки бы в пещере преподобного Феодосия у Илии Муромца и многоболезненного Пимена персты сложены по-раскольничью, но напротив того, сложение оных усмотрено по обычаю православных 321 . Сверх того, служит нам во уверение нашего перстосложения рука святого апостола Андрея, которая прислана Парфением Патриархом Цареградским к государю Михаилу Феодоровичу при Иосифе Патриархе, 1644 года, и ныне находится в Москве в Успенском соборе; да ещё рука преподобного Кумненоса, там же в Благовещенском соборе обретающаяся.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/nastavle...

Господь ведает, что предсказывало то знамение, но истинно было то, что Тот, Кто " творит ангелами Своими духов и служителями своими огонь пылающий " (Пс. 103:4), рке прислал ангелов Своих за душой Многоболезненного Пимена, как за Лазаревой (Лк. 16:22), ибо в тот день многоболезненный внезапно стал здоров и поведал, что, как предсказали постригавшие его, его исход приблизился. Встав, он обходил все келий, кланяясь всем и прося прошения. Больным же бра-тиям сказал: " Братья и друзья мои, встаньте и проводите меня " . И вдруг, по его слову, болезнь отступила от них, и они, выздоровев, пошли за ним. А он, войдя в церковь, причастился Божественных Тайн и потом, взяв погребальный одр, понес его (причем никто не указывал ему дороги) к пещере, в которой он никогда не был и которой никогда с рождения своего не видал. Войдя же в пещеру, он поклонился гробу преподобного Антония и показал место, на котором желал быть положенным. Потом он открыл пречудную тайну, указав на гробы братьев, лежащих вблизи. " Здесь, - сказал он, - вы положили в этот год двух братьев - одного без схимы, а другого в схиме. Которого вы положили без схимы, того найдете в схиме; ибо он много раз хотел постричься в нее, но не позаботился о том, однако явил дела, достойные этого образа, и потому по смерти Господь даровал ему схиму. Другого же брата, которого вы положили в схиме, вы найдете без схимы. При жизни он не хотел ее и не показал дел достойных, но говорил так: " Если увидите меня отходящим из этой жизни и уже умирающим, тогда постригите меня в схиму " . Не помнил он сказанного: Не мертвые восхвалят Тебя, Господи, ни все нисходящие в могилу; но мы [живые] будем благословлять Господа... (Пс. 113:25-26). И потому отнята от него схимническая благодать и дана показавшему достойные дела, " ибо всякому имеющему (добрые дела) дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет " (Мф. 25:29). Третий брат положен здесь много лет назад, и он весь истлел, но схима его остается нетленною. Она сохраняется на обличение и осркдение ему, ибо он делал дела, недостойные схимнического образа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1826...

Б огатство душевное – в терпении. В болезни учитесь смирению, терпению, благодушию и Бога благодарению (святитель Феофан Затворник). Т ерпение означает то, дабы все, что ни случится, сносить великодушно: в болезнях не отчаиваться, излишне в несчастьях не унывать, в бедности не печалиться и на обиды не роптать. В счастии человек должен почитать себя должником Божиим, а в несчастии – Бога имеет своим должником. А если будет смущать помысл (почему дозволяешь себе льготу), то отвечайте ему: «Мне ли, грешнице, поститься? По грехам моим я недостойна сего. Смирение выше поста. И чаек кушайте и утром, и вечером, за все это вознаграждайте смирением и самоукорением» (старец Арсений Афонский). А когда утомитесь, не спавши, то уже о правиле не беспокойтесь, в таком случае оно откладывается. Телу необходим отдых и подкрепление. Ч ем более в этой жизни мы страдаем от болезней, от преследований, силы врагов или бедности, тем больше наследуем награды в жизни будущей (блаженный Иероним). К роме молитвы, должно вам иметь духовного собеседника, развлекающего вас от скорби и уныния. О том, что не можешь быть в храме по болезни, не скорби много, вспоминая житие Пимена Многоболезненного, как он не выходил из келии и даже не желал выздоровления. Г осподь послал тебе болезнь не зря, и не столько в наказание за прежние грехи, сколько из любви к тебе, чтобы оторвать тебя от греховной жизни и поставить на путь спасения. Благодари за это Бога, заботящегося о тебе (игумен Никон). О днако же в те часы, в кои идет в церкви служба, лучше не лежать, а усесться на постели, прислонясь, если немощь одолевает, к стене, и так молиться умно и сердечно, с полным желанием и бодренностью духа (святитель Феофан Затворник). К ушать по болезни не грешно и рано, когда хочется, ибо вы слабого здоровья, но скрывать это нет нужды, ибо это дело обычное, – иные даже нарочно при людях кушали, дабы не имели о них высокого понятия. П од предлогом болезни и усталости не оставляй своего молитвенного домашнего правила, даже на один день, пока есть в тебе дыхание.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Сей чудотворный образ на Москве в Успенском соборе писанная самовидением утверждает. Также и на всех древлеписанных, кои не переписаны нынешними иконописцами, св. иконех, тое двоеперстное сложение зрится, яко же видим на древлеписанном образе; «предста царица» (стоит в Успенском соборе); такожде в Дейсусе у Спасителя благословящая рука двоеперстно (сложена?). Сице и у великого Предотечи и у Апостола Фомы, и у Евангелиста Луки молебные руки двема перстома (изображены?). Тоже засвидетельствует образ Спасителев над Спасскими враты, иже и подписание греческими буквами имеет. Много бы еще можно привести свидетельств от чудотворных икон, у коих имеется написание двоеперстным сложением, но краткости ради оставляю. Изволяй да чтет о сем в статиах инока Никодима и в Ответах поморских на синодские вопросы (ответ 5-й). Замечание на пятый ответ В ответ на слова своего вопросителя, что у свв. Илии Муромца, Иосифа многоболезненного, Спиридона Просфорника, Алимпия иконописца и Пимена многоболенненного, нетленно почивающих в Киевских пещерах, десницы имеют троеперстное сложение, автор ответов говорит: нет на то нигде ясного доказательства, чтобы показанные в сем вопросе святии молились троеперстным сложением, почему мы и не вдаемся в дальнейшее объяснение, понеже видим и довольно показахом, яко двоеперстное сложение есть издревле святыя церкве предание. При таком ответе невольно припоминаются слова Авраама богачу, изображенному Спасителем в Евангельской притче о богатом и Лазаре: «аще кто и из мертвых востанет, не уверуют»! Автор ответов прекрасно знает, что мощи поименованных святых и посейчас нетленно почивают в киевских пещерах, и что, по особому ходатайству, десницы сих святых и теперь можно видеть, и усиленно домогающиеся этого действительно и теперь находят случай видеть их, – знает и все же утверждает, что нет никакого ясного доказательства, чтобы сии святии молились троеперстным сложением; приити и посмотреть собственными глазами – какое же доказательство яснее этого? Но автор, упорно не желающий видеть истину, однако продолжает: «понеже видим...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Orfanits...

О долге много не заботься. Силен Господь исправить и эту тягость. Только начни с того, чтобы уклоняться от неполезного и суетного, отзываясь (отговариваясь) старостью и болезнью. Утешение Ты падаешь духом, особенно потому, что не имеешь возможности бывать на церковных службах. Полезнее для нас оставлять свои мнения и покоряться воле Божией, спасающей нас терпкими врачбами. Болезни телесные посылаются для уврачевания недугов душевных. Терпим теперь невольное неудобство за то, что не воспользовались удобствами благочестивой жизни, когда имели на это полную возможность, но расслабевали и не хотели по человекоугодию или по собственному нерадению; и теперь достодолжно следует нам понести постигшие нас тяготы, принося благодарение Всеблагому Господу, промышляющему о спасении нашем. О том, что на службах церковных не бываешь, не скорби, а почаще прочитывай житие Пимена многоболезненного, вникай и рассуждай о бывшем его болезненном положении, и будешь получать ... утешение, и утверждение, и вразумление. Средство к очищению Ты жалуешься на сон и тяжесть головы дома и в церкви. Что делать? И это неудобство надо потерпеть ради Бога, считая всякое такое неудобство средством к очищению душевному, по сказанному от Господа в Евангелии: “в терпении вашем стяжите души ваша”. В случае нужды можно пригласить и врача телесного, с той мыслью, что и он может помочь только при содействии свыше от Врача душ и телес. Серьезная болезнь вернее обращает к Богу Слава и благодарение Господу за то, что послал тебе облегчение от серьезной болезни. И сбывается на нас псаломское слово: “наказуя наказа мя Господь, смерти же не предаде мя”. Когда посылается нам серьезная болезнь, то мы посерьезнее и рассуждаем о себе и о наших обстоятельствах и искренне прибегаем в молениях наших ко Врачу душ и телес, к Единому вся ведущему и всемогущему, а вместе всеблагому и премудрому, “Иже хощет всем спастися и в разум истины прийти!” Матери, скорбящей о болезни дочери Давно, давно получил от вас письмо, в котором вы писали мне, кроме других обстоятельств, и о болезни дочери вашей С. Но тогда в письме не было выражено великого скорбения об этом. Теперь же слышу, что вы скорбите сверх меры, видя страдания болящей дочери.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1308...

Надо помнить, что Господь слышит нас, но то, что Он делает, мы не можем понять сразу – Олег болеет с шести лет. Вероятно, он к вере не может прийти, потому что инвалид с детства? – Господь спасает нас Своими путями. Вот житие Пимена Многоболезненного. Он еще в детстве хотел быть монахом, а родители его не пускали. И он взмолился: «Господи, хочу быть монахом», и Господь ему послал болезнь. И было сказано: «Ты выздоровеешь только тогда, когда будешь умирать. Родители тебя отдадут в монастырь, чтобы за тобой ухаживали. А в конце жизни ты выздоровеешь, попрощаешься со всеми и умрешь. Так ты будешь спасаться в монастыре». И когда он заболел, родители кинулись искать помощь, а никто не может помочь. Они его в монастырь и отправили. Его постригли, и он стал монахом. Он лежал, молился, а потом Господь через него чудеса стал творить: Пимен стал других исцелять. Когда пришло время ему умирать, он выздоровел. Увидел родителей, попрощался. Они обрадовались, что он здоров… Господь скорбями очищает нас, поэтому надо за всё благодарить Бога, ибо мы действительно не понимаем, как нас Господь ведет. А в конце мы начинаем понимать, что это хорошо, что Господь нас привел так. Не всё сразу бывает. Надо помнить, что Господь слышит нас и заботится о нас, но то, что Он делает, мы не можем понять сразу. Потому что пути Господни неисповедимы. Кто уразумеет ум Господень? Это невозможно. Это только святым дана такая возможность. Господь им открывает: как, чего и что. Вот преподобному Серафиму Саровскому было открыто. Пришли к нему две девушки. Одна хотела замуж выйти, у нее и жених уже был, и уже назначили день свадьбы. А другая хотела в монастырь пойти, потому что у нее никого не было. Первая говорит: «Батюшка, благословите, я замуж выхожу, а эта – в монастырь идет». А он наоборот всё сказал. Той, которая в монастырь: «Ты замуж выйдешь», а той, которая замуж собралась: «Ты в монастырь пойдешь». Они удивились: как так? Пришли домой. И вот свадьба, и вдруг прямо во время свадьбы жених умирает. А вторая знакомится на свадьбе с парнем, он предлагает ей руку и сердце, и она идет замуж. А та – в монастырь. Вот, пожалуйста. Бог святому всё открыл.

http://pravoslavie.ru/107740.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010