История может упрекать Грозного за доверчивость к этим людям и недоверчивость ко всем остальным. Ему указали на Тверь, Новгород и Псков, что в них будто бы гнездятся измена, предательство и желание отторгнуться от власти России и соединиться с Польшей. Московские воеводы, бывшие в Новгороде наместниками, беспрестанно доносили на неповиновение народа, судили и казнили виновных; все это могло возбудить и возбуждало подозрение Грозного. Этим воспользовались, явились, может быть, и доносчики, вроде Петра Волынца. Летописец, описывая разгром Новгорода, говорит: «Наущением зломысленных богоотступников и злых человек, вложиша в ум и во уши царевы неприязненные и сопротивные глаголы, изменные на архиепископа Новгородского Пимена, и на его владычних бояр, и на лутших людей посадских и именитых, еже о предании В. Новаграда иноплеменником, и от сих ложных глагол ожесточися сердце царево гневом и яростию великою… на вся люди, живущие в В. Новеграде и в окрестных местех». В другом месте он говорит: «Наущением злых, буявых человек, хищников, от действа сопостата диаволя, иже влагающих во уши царевы неприязненные глаголы на архиепископа Новгородскаго Пимена и на его владычных бояр, а на изящных именитых человек жителей градских о предании града иноплеменником; и от сих неистовых ложных глагол ожесточи Бог сердце... царю... великим гневом и неукротимою яростию и великим озлоблением на В. Новград и вся люди, живущии в нем». Может быть, Грозному не нравилось и то, что Новгород именовался Великим и заключал договоры с королями Шведскими, избирая своих судных целовальников или присяжных. Может быть, припомнил и заговор князя Ивана Андреевича Старицкого, в котором новгородцы участвовали всем Новгородом. Как бы то ни было, искра была брошена удачно, и возгорелось пламя, которое кончилось тем, что В. Новгород совершенно опустел. После морового поветрия, истребившего пред тем много людей, и после царского разгрома Детинец и знатная часть Торговой, некогда многолюдной стороны, обратилась в площадь, где, сломав все уже необитаемые дома, заложили государев дворец.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Из остальных книг Vitae Patrum, где находились разрозненные, отрывочные сведения о святых, Святитель взял немногое. Он дополнил отсюда жития святых, написанные по другим отделам того же источника; самостоятельных, особых житий по 3, 4, 5, 6, и 7 книгам Vitae Patrum написано только три: 6-го июня – прей. Виссариона, «от Патерика Египетского и великие Минеи Четьи». Жития свв. Отцов, кн. III, в ВЧМ (июнь, л. 109–111) сказание во многом отличающееся от того, которое в наших Четиих-Минеях; 6-го июля – преп. Сисоя великого, «от отечников», а во втором месяцеслове: «quare in indice in Vitis ss.pp. довольно будет. О преставлении его декабря 11-го» – Жития свв. Отцов в разных местах 210 . 27-го августа – преп. Пимена великого , «от Патерика Египетского и Алфавитного собрано сокращенно»; во втором месяцеслове: «in Vitis ss.pp. vide idem Paemen et Pastor» – кн. Ill, §§4,5,8,11, 12, 14, 16, 27,31,35,36,37, 60, 64, 76, 144, 146, 147, 177, 180 и 183 211 . Однако, если мы станем детально сравнивать, эти жития с указанным источником, то едва ли нам удастся найти здесь все сообщаемые в них сведения. Особенно это надо сказать о житии преп. Пимена. Но есть в Четиих-Минеях и такие жития, для которых в Житиях свв. Отцов мы не могли найти соответствующего материала. Между тем, Святитель указывает, что они взяты также из Патериков. Таковы: житие св.м. Фомаиды (апреля 13-го), в Четиих-Минеях: «от Патерика Скитского»; блаж. Таисии (мая 10) – «от Алфавитного Патерика, знамениеТ»; преп. Дулы страстотерпца (июня 15-го) – «от Патерика азбучного, лит. 4-я» и сведения о рождении и отроческих годах преп. Онуфрия великого, сообщаемые Святителем 12-го июня, после жития преподобного, с пометкой: «от отечников». Очевидно, между патериками и отечниками у Святителя были и такие, которых в Житиях свв. Отцов нет. Мы, однако, не думаем, чтобы это были греческие патерики. Вероятнее разуметь здесь славянские переводы их, богатое собрание которых давали, напр., великие Макарьевские Четии-Минеи. Здесь как раз находим мы и сведения о всех тех святых 212 , каких не удалось нам найти в Житиях свв. Отцов. Поэтому, источниками этих житий скорее надо считать великие Четии-Минеи или те патерики – Скитский и Азбучный, – о которых есть упоминание в описи оставшихся после Святителя книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Файл : Храм Пимена Великого Mockba11.jpg Материал из Азбука паломники История файла Нажмите на дату/время, чтобы увидеть версию файла от того времени. Дата/время Миниатюра Размеры Участник Примечание текущий 1357 × 1977 (1 Мб) Вы не можете перезаписать этот файл. Использование файла Следующая страница использует этот файл: Метаданные Файл содержит дополнительные данные, обычно добавляемые цифровыми камерами или сканерами. Если файл после создания редактировался, то некоторые параметры могут не соответствовать текущему изображению. Производитель камеры NIKON CORPORATION Модель камеры NIKON D5100 Время экспозиции 1/125 с (0,008) Число диафрагмы f/11 Светочувствительность ISO 100 Оригинальные дата и время 17:43, 29 мая 2012 Фокусное расстояние 17 мм Ориентация кадра Нормальная Горизонтальное разрешение 300 точек на дюйм Вертикальное разрешение 300 точек на дюйм Программное обеспечение Microsoft Windows Photo Viewer 6.1.7600.16385 Дата и время изменения файла 21:29, 29 мая 2012 Порядок размещения компонент Y и C CO-sited Программа экспозиции Неизвестно Версия Exif 2.3 Дата и время оцифровки 17:43, 29 мая 2012 Конфигурация цветовых компонентов Глубина цвета после сжатия 2 Компенсация экспозиции Минимальное число диафрагмы 3 APEX (f/2,83) Режим замера экспозиции Матричный Источник света Неизвестно Статус вспышки Вспышка не срабатывала, подавление заполняющей вспышки Доли секунд времени изменения файла 30 Доли секунд оригинального времени 30 Доли секунд времени оцифровки 30 Поддерживаемая версия FlashPix 1 Цветовое пространство sRGB Тип сенсора Однокристальный матричный цветной сенсор Источник файла Цифровой фотоаппарат Тип сцены Изображение сфотографировано напрямую Дополнительная обработка Не производилась Режим выбора экспозиции Автоматическая экспозиция Баланс белого Автоматический баланс белого Коэффициент цифрового увеличения (цифровой зум) 1 Эквивалентное фокусное расстояние (для 35 мм плёнки) 25 мм Тип сцены при съёмке Ландшафт Повышение яркости Нет Контрастность Нормальная Насыщенность Нормальная Резкость Нормальная Расстояние до объекта съёмки Неизвестно Версия блока GPS-uhфopмaцuu 2.3.0.0 Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Файл:Храм_Пиме...

Пермский период в жизни отца Пимена насыщен событиями и теснящими друг друга делами. Теснота от дел как норма, как стиль, как неизбежность монашеского пути вне монастырских стен. Валиться вечером замертво от усталости, чтобы утром начинать заново. Жизнь, исполненная безумной самоотдачи, воловьего упорства, всепоглощающего чувства долга 227 . Но было бы неверно тип личности, подобный этому, сравнивать с паровым механизмом, бегущим по тяжёлым железным рельсам. Время молитв останавливало этот бег. Именно здесь хотелось бы сделать небольшое отступление и обратиться к вопросу правдивости исторической биографии. Насколько возможно совпадение авторского видения и реального исторического персонажа? Возможно, ответ находится у русского философа, современника епископа Пимена, Льва Шестова: «Чтобы увидеть истинными людей, слабым и грубым намёком на которых является наша обыденная действительность, нужны не метод и логика, не нивелирующий разум. Нужен подъём души, нужна именно способность избавиться от метода… нужен порыв, восхищение. Когда Диоген сказал Платону: льва я вижу, но львиности я не вижу, Платон ему ответил: у тебя есть глаз, чтобы видеть льва, но нет органа, чтобы видеть львиность» 228 . Соответственно, и биография открывает правду по великому сочувствию к изображаемому лицу. Тем не менее, сказанное не умаляет роли документы, факта и трезвого взгляда на вещи. И в наши дни недолгий путь от бывшей Пермской духовной семинарии по набережной Камы приводит к речному вокзалу. 17 июня 1916 года в пять часов вечера отсюда отошёл пароход общества «Кавказ и Меркурий» под названием «Матрона». На нём находилась группа паломников-трезвенников в количестве 90 человек. Вместе с диаконом Пермской духовной семинарии в поездку отправились её ректор и настоятель Петропавловского собора города Перми протоиерей Александр Анисимов. Предстояло рано утром сойти на пристани Еловой Осинского уезда, а затем пройти семь вёрст до Фаворской пустыни. Здесь готовилось освящение огромного поклонного креста в память о воинах, погибших в германской войне. Июньские закаты на севере бывают холодными, особенно среди водных просторов, но вечером все пассажиры собрались на палубе. Высокий русобородый архимандрит совершал заупокойное всенощное бдение. Он произнёс слово о необходимости поминовения тех, кто ушёл за грань земного бытия. Возможно отзвуки того всенощного и голос, звучавший на палубе, остались над камскими просторами. Если Творец задумал вещественный мир, то не для того ли, чтобы материя хранила в своих неведомых структурах отпечатки подобных событий?

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

   “Бог — милостив, милостив бесконечно. Если б было нужным и полезным, — внезапно из тьмы могильной, из-под тяжкого камня отозвался бы я вам!... Небо признало частный голос из вечности излишним... И какой голос из вечности уже нелишний, когда Бог благоволил, чтоб не только равноангельные человеки, но Сам Единородный Сын Его возвестил вселенной волю Его, возвестил святые и строгие уставы — блаженной для послушных, страшной для непокорных — вечности? «Имут Моисея и пророки, да послушают их» (Лк.16:29), ответ был Неба просившему голоса умерших для проповеди живущим на земле плотскою жизнью, умерщвленным душевною вечною смертью. «Аще Моисея и пророки не послушают, и аще кто из мертвых воскреснет, не имут веры» (Лк.16:31).    “Товарищ мой — мертвец, но еще с живым словом в устах! Прими от меня поручение и исполни его.    Вот отец мой! вот мать моя! вот супруга моя! вот родные мои! не могу говорить с ними иначе, как общим голосом вечности. В этом голосе они слышат звук и моего голоса… да, они слышат его!... но нет у меня отдельного, частного, моего слова... Товарищ мой! будь моим словом; из общей нашей сокровищницы, из священной вечности, скажи им за меня краткое, нужнейшее для них слово: “Земная жизнь — мгновенное обманчивое сновидение. Вечность — неизбежна. Есть и бедственная вечность!... Стяжите ж вечность блаженную вниманием, повиновением всесвятому закону всесвятого Бога, — и приходите ко мне на верное, некончающееся наслаждение, каждый в свое, самим и единым Богом назначенное время!”     1848-го года, Сергиева Пустыня. Дума написана на кончину К. Ф. О-на, бывшего с юных лет в близких отношениях с архимандритом Игнатием Брянчаниновым. 24. Учение о плаче Преп. Пимена Великого    Брат вопросил авву Пимена о том, какое должно иметь иноку делание. Авва отвечал: “Авраам, когда пришел в обетованную землю, то купил себе гроб, и с гроба начал вступать во владение Обетованною землею”. Брат спросил, какое имеет значение «гроб». Авва отвечал: “Это — место плача и рыдания”.    Следующее изречение также принадлежит авве Пимену: “Плач — сугуб: делает и хранит”.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3187...

Ключник владычний Пимен, потерявши надежду стать архиепископом по жребию, думал получить свое желание при новом порядке вещей, тем более что Феофил был за старину, требовал, чтоб его отправили непременно на поставление в Москву; Пимен, напротив, стал объявлять: " Хотя на Киев меня пошлите, я и туда на свое постановление поеду " ; хозяин богатой казны архиепископской, Пимен передал много денег Марфе для подкупа людей на свою сторону. Но такое поведение Пимена, разграбление казны владычней и желание идти наперекор священному древнему обычаю, по которому был избран Феофил, возбудили сильное негодование в Новгороде: Пимена схватили, мучили, казну его разграбили и, кроме того, взыскали 1000 рублей. Пришел и ответ из Москвы на просьбу о позволении приехать Феофилу; великий князь велел сказать: " Отчина моя Великий Новгород прислал ко мне бить челом, и я его жалую, нареченному владыке Феофилу велю быть у себя и у митрополита для поставленья без всяких зацепок, по прежнему обычаю, как было при отце моем, деде и прадедах " . Люди, не хотевшие разрывать с Москвой, и в том числе Феофил, обрадовались дружелюбному ответу Иоаннову; но в это самое время явились послы псковские с такой речью: " Нас великий князь, а наш государь поднимает на вас; от вас же, своей отчины, челобитья хочет. Если вам будет надобно, то мы за вас, свою братью, ради отправить посла к великому князю, бить челом о миродокончальной с вами грамоте: так вы бы послам нашим дали путь по своей вотчине к великому князю " . Это посольство доставило приверженцам литовским предлог к восстанию; на вече раздались голоса: " Не хотим за великого князя московского, не хотим называться его отчиною, мы люди вольные; не хотим терпеть обиды от Москвы, хотим за короля Казимира! Московский князь присылает опасную грамоту нареченному владыке, а между тем поднимает на нас псковичей и сам хочет идти! " В ответ послышались крики стороны противной: " Хотим, по старине, к Москве! Нельзя нам отдаться за короля и поставить владыку у себя от митрополита-латинца " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Можно себе представить, сколько нужно было иметь решимости, терпения и твердости духа, чтобы дождаться утешительного уверения опытного врача, что камня уже более нет. Это радостное, желанное уверение дал Новацкий марта 5-го после последней операции. В продолжение всей болезни преосвященный Леонид весьма часто навещал болящего своего друга: он по два и по три раза приезжал каждую неделю, когда в утреннее время, когда вечером, и сиживал иногда подолгу. Но, ободряя и утешая недужного старца, как истинный друг его по душе, он и о ней имел постоянное попечение: каждое воскресенье и каждый праздник он присылал с Саввинского подворья иеромонаха отца Сергия, чтобы исповедывать и приобщать отца архимандрита. По его же совету и настоянию весьма часто у постели больного накануне праздников и под воскресные дни отправляемо было всенощное бдение одним из Угрешских иеромонахов, живших на подворье во время болезни, а в продолжение четыредесятницы читали всю службу, и это составляло для болящего великое утешение. Все, знавшие отца Пимена, в особенности короткие знакомые, принимали живое участие в его положении: кто присылал узнавать о здоровье, кто сам приезжал, а некоторые, зная что по настоянию врачей ему предписана особенно питательная и легкая пища, придумывали для него разные яства. В особенности заботилась о его пище поблизости имевшая свой дом усердная поклонница преосвященного Леонида и почитательница отца Пимена, благочестивая и боголюбивая давнишняя их знакомая Елизавета Петровна Милюкова. «Мало того, что она меня питала согласно предписанной мне диете, – упоминает отец Пимен в своих Воспоминаниях, – она еще и лакомила меня, изобретая разнообразные и вкусные яства. Да воздаст ей Господь и да вознаградит за ее родственное, могу сказать, расположение, за все ее заботы и сердоболие истинно христианское!». В конце февраля, после одной из операций, преосвященный Леонид, не хотевший в этот день сам ехать, писал отцу Пимену: «Тебе Бога хвалим! Эту песнь дважды слышал я ныне в Успенском соборе, и в третий раз возглашена она мной теперь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Поздно или рано это должно свершиться для того именно, чтобы прекрасное само по себе установление не шло совершенно вразрез с необходимыми потребностями современного монашества. Отец Пимен в этом отношении был чрезвычайно строг и не хотел понять, что необходимо делать не отступления от устава общежительного, но отчасти смягчить его для удобоисполнимости современными подвижниками, самыми даже строгими и вполне добросовестно желающими проходить поприще монашеской жизни. «Пристрастие отца Пимена к уставу общежительному так сильно, что сделалось у него как бы пунктом помешательства», – говорил про него один настоятель, почему-то не весьма к нему расположенный. Такой отзыв слишком преувеличен, но, с другой стороны, и предубеждение отца Пимена против монастырей штатных было так велико, что по его мнению, в штатных монастырях невозможно было найти иноков, благочестиво живущих и непритворно и искренно помышляющих о душевном своем спасении. Эта односторонность воззрения, усвоенная им с юных лет от отца игумена Илария (говорившего, что общежитие – учреждение Божественное, а штатные монастыри – человеческое), объясняет отчасти его пристрастное расположение к монастырям общежительным и непреодолимое предубеждение, неизвинительное в столь неоспоримо умном человеке против монастырей штатных; подводить их все под один уровень невозможно, ибо есть многие из них, где благодаря внимательной взыскательности настоятелей, чин церковный и строй монастырский не только не уступают некоторым общежитиям (приходящим в упадок), но и далеко оставляют их за собой. Но человеческое несовершенство таково, что и самое лучшее в нем – стремление к добру, к хорошему и возвышенному порождает в нем пристрастие, и вопреки его воли, без его ведома, делает его суждения погрешительными и несправедливыми, побуждая, его с одной стороны, видеть хорошее в преувеличенно лучшем виде и от того хвалить оное без меры; с другой стороны, представляя ему менее хорошее совершенно уже дурным, до того приражает его, что препятствует ему сознаться, что и порицаемое им совсем не так худо, как оно представляется его неумеренно строгому суждению и далеко не беспристрастному взгляду.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Сама речь была полна ставших традиционными партийных штампов и в целом следовала программе, окончательно определенной публикациями Н. А. Заболотского, но тема социализма в ней развита как нигде последовательно. Вот еще один пример: «Многочисленные нации и народности нашей Родины, составившие ныне новую историческую общность — советский народ, показали всему миру, каких высот всестороннего развития может достичь социалистическое общество, законом жизни которого является забота всех о благе каждого и забота каждого о благе всех. Наше общество — общество развитого социализма, явилось результатом свободного и самоотверженного труда советских граждан, их глубочайшей жертвенной любви к своей Родине. Чада Русской Православной Церкви, как и последователи других христианских исповеданий и иных религий, на протяжении всего исторического шестидесятилетия преданно и плодотворно участвовали и соучаствуют в этом преобразующем жизнь нашей Великой Отчизны общенародном труде. И ныне все советские люди, верующие и неверующие, с исключительным воодушевлением обсуждают проект новой Конституции СССР, в котором сконцентрировано получила отражение та высокая ступень социального прогресса, какой достигла наша возлюбленная Родина, истинный демократизм нашего социалистического общества» . В 1980-е концептуальность деклараций о социализме на страницах ЖМП окончательно сошла на нет. Если в 1986 году в посланиях патриарха Пимена М. С. Горбачеву  (почему-то от 28 октября) и А. А. Громыко  (почему-то от 5 ноября) в крайне сдержанных выражениях выражалось удовлетворение от стремления к миру, праву на жизнь и конструктивное сотрудничество между государствами — характеристик, которые почти не фигурировали в описании социализма в предшествующие периоды, то в 1987 году в послании патриарха Пимена в связи с 70-летием октябрьской революции характеристики социализма, политического строя СССР вообще аккуратно обойдены — все сведено к патриотизму и устроению благополучия. Кратко описано историческое становление СССР и «участие» в нем верующих.

http://bogoslov.ru/article/6193120

Он отвечал за нравственное состояние народа, и видел, какими потерями в этом отношении оборачивалась гражданская война и первоначальные установки большевизма. Этот мотив нравственно-охранительный был определяющим, именно этот мотив доминировал и требовал от Пимена включаться в политическую борьбу за реставрацию власти Временного Правительства и законному ходу социально-политических преобразований. «В своём доме он принимал тьму всяких паломников, целые дни у него торчал народ. Бешеную агитацию он разводил», − вспоминали большевики 362 . Известно, что смысл трагедии заключается в безвыходности лежащего в её основе противоречия. Позиция Пимена абсолютно оправдана в нравстенном отношении, но на стороне великого перелома была сама история, то есть мощное стечение событий с неумолимыми следствиями. В этом и заключалось трагическое противоречие, и как в античной трагедии епископ Пимен был обречен погибнуть, но его светлый облик и его нравственная мотивация, христианская в первую очередь, остаться высшим достоянием. Если бы Пимен не испытывал терпения революционных деятелей, его бы не тронули, как не тронули в 1918–1920 годах в Ташкенте архиепископа Иннокентия, который не давал политических оценок и даже с проповедью с амвона выходил в ту пору крайне редко 363 . Можно только догадываться о тех нравственных муках, которые легли на его душу и предварили его смертный час. Он был в курсе всех подробностей происходящего − по рассказам очевидцев и участников событий, которые приезжали к нему со всех концов епархии; из местного большевистского печатного органа − газеты «Заря Свободы». От многих из них кровь леденела в жилах. Казачье восстание и расказачивание Родившись в снежную штормовую ночь, верненский ревком первым делом вышел на прямой провод с отцом-наставником − большевистским Ташкентом 364 . Ташкент. «Не падайте духом. Если не надеетесь на свои силы, телеграфируйте немедленно. Дружина немедленно выступит к вам на помощь. Если вам только необходим карательный отряд, то таковой будет послан, чтобы смести всех врагов народного движения, причём убытки возложатся на капиталистов города и туземных манапов. Если у вас нет денег на содержание Красной армии и других должностных лиц, беспощадно облагайте капиталистов, вынося постановление совдепа. Хлеб пока возьмите у местных крестьян и казаков. Ещё раз требуем не останавливаться на полпути: нужно быстро идти к намеченной цели и не церемониться с мешающими вам лицами… Если казаки не подчинятся ультимативному требованию − смотреть нечего − сила оружия у вас достаточна для того, чтобы разбить каждую станицу в отдельности и потом приступить к немедленному разрешению земельного вопроса».

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010