752. Ин. 15. 18–20. 753. Мф. 6. 754. Слово 4, гл. 82, 83. 755. Добротолюбие. Ч. 1. гл. 70, 71, 72. 756. Ср.: …достойное по делам нашим приняли: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! (Лк. 23. 41, 42). 757.  Кто не берет креста своего и не следует за Мною, тот не достоин Меня (Мф. 10. 38). 758.  При умножении скорбей моих в сердце моем утешения Твои услаждают душу мою (Пс. 93. 19). 759.  Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога и в Меня веруйте (Ин. 14. 1). 760. Варсонофия и Иоанна ответ 579. 761. Изречение преподобного Пимена Великого. Скитский патерик. 762. Шестая утренняя молитва. 763. Последнее прошение на великой ектении. 764. Житие святых мучеников Тимофея и Мавры. Четьи-Минеи, 3 мая. Чудное житие! На всем поприще подвига своего мученики не преставали исповедовать, что мученичество служит для них очищением грехов. Осененные Святым Духом, они с жаждою принимали это очищение. Обилие смирения соединено было в них с обилием любви вышеестественной. Когда Мавру вели на распятие, мать ее остановила ее, рыдая о ней. Но мученица, исторгшись из рук матери, поспешила к кресту, сказав матери «Зачем отвлекаешь меня от креста, не давая мне скорее насладиться Господом моим в подобии смерти Его». 765. Поучение 2. 766. Святой Исаак. Слово 48. 767. Цветособрание святого Илии, гл. 62. Добротолюбие. Ч. 4. 768. Филофея Синайского, гл. 13. Добротолюбие Ч. 2. 769.  Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11. 12). 770. Преподобных Варсонофия Великого и Иоанна ответ 311. 771. Алфавитный патерик, об архиепископе Феофиле, и аввы Дорофея, поучение 7. 772. Алфавитный патерик. 773. Мф. 7. 5. 774.  Возложи на Господа… (Пс. 54. 23). 775–776. Поучение 7, о самоукорении. 777.  Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же (Мф. 10. 29–31). 778. Ср.: Смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время; все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас (1 Пет. 5. 6–7).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

9.  Авва Павел Комит и Тимофей брат его жили в Скиту и по разным случаям были между ними разногласия. Авва Павел говорит ему: долго ли нам жить так? Авва Тимофей отвечает: сделай любовь: когда я буду оскорблять тебя, потерпи меня, а когда ты станешь оскорблять меня, то я буду терпеть. И делая так, они были покойны в остальные дни. 10.  Паисий, брат аввы Пимена, завел знакомство с некоторыми вне келии его. Авва же Пимен не хотел этого. Вставши, он прибежал к авве Аммону, и говорит ему: брат мой Паисий имеет с некоторыми знакомство, — и я беспокоюсь. Авва Аммон отвечает ему: Пимен! разве ты жив? Поди, сиди в своей келье и положи в сердце своем, что уже год, как ты в могиле. 11.  Авва Пимен сказал: всякому труду, который если придет к тебе, победа — молчание. 12.  Некоторый брат, обиженный от другого брата, пришел к авве Сисою Фивейскому, и говорит ему: такой-то брат обидел меня: хочу и я отомстить за себя. Старец же увещевал его: нет, чадо, предоставь лучше Богу дело отмщения. Брат сказал: не успокоюсь до тех пор, пока не отомщу за себя. Тогда старец сказал: помолимся брат! И вставши, старец сказал: Боже! Боже! мы не имеем нужды в Твоем попечении о нас; ибо мы сами делаем отмщение наше. Брат, услышав сие, пал к ногам старца, сказав: не стану судиться с братом: прости меня! 13.  Некто, увидев трудолюбца, несущего мертвеца на одре, говорит ему: ты носишь мертвецов; поди, носи живых. 14.  Некто из отцев сказал: если кто обижает тебя, то ты благословляй его; если же примет тебя, то хорошо будет обоим; а если не примет, то он получит от Бога оскорбление, а ты — благословение (Слич. Мар. 6, 11). 15.  Рассказывали о некотором монашествующем: что поколику кто обидел его, или думал раздражить, тем с большею готовностью прибегал к нему монах, говоря: что таковые для тщательных людей бывают виновниками их исправлений, а ублажающие возмущают душу; ибо написано: блажащи вас льстят вы (Исаи 3, 12). 16.  Некий старец сказал: если кто будет помнить об оскорбившем, или порицающем, или причиняющим вред ему; тот должен помнить о нем, как о враче, посланном от Христа, и должен считать его за благодетеля; а оскорбляться сим есть признак болящей души. Ибо если бы ты не был болен, то не страдал бы. Ты должен радоваться о таком брате, потому что чрез него узнаешь болезнь свою, должен молиться за него и принимать от него все, как целительное лекарство, посланное от Господа. Если же ты оскорбляешься против него, то с силою говоришь Христу: не хочу принимать врачеваний Твоих, а хочу гнить в ранах моих.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=686...

   Если он захочет, пусть скажет старцу только одно: «Такой-то в скорби». Старец услышит и помолится о том, кто немощен духом. Впрочем, если кто-то просил тебя сказать о нем старцу, передай его слова старцу за послушание. И когда будешь молиться, говори: «Господи, прости нас и покрой в этом деле» Но сострадать кому-то, словно по любви Божией, для тебя еще рано, ты еще не пришел в эту меру. И если тебя беспокоит помысел о ком-то, тогда спроси и узнай, что тебе требуется и что полезно.    Брат сказал авве Кронию:    – Скажи мне слово, отче, как спастись?    Старец ответил:    – Когда Елисей пришел к соманитянке (4 Цар.4:8-17), он нашел ее ничем не занятой, и потому она зачала и родила по ходатайству Елисея.    – Что означают эти слова? — спросил брат.    – Если душа пробудится, — отвечал старец, — оставит попечения и откажется от своих вожделений, то Дух Божий приходит к ней. И тогда она может принести плод, поскольку сама по себе она бесплодна. 2. Местный правитель хотел увидеть авву Пимена, но старец не соглашался. Тогда тот под каким-то предлогом схватил сына его сестры и как преступника бросил его в тюрьму и сказал:   – Если придет старец, — сказал он, — и сам будет просить о нем, я отпущу его.    Сестра старца пошла к нему, стала под дверью и плакала. Но старец ей вообще ничего не ответил. Тогда она стала ругать его:    – Бессердечный человек, пожалей хоть меня — это мой единственный сын!    На это он ответил ей через посланного:    – Пимен детей не рожал.    И женщина, ничего не добившись, ушла. Когда правитель услышал об этом, он послал к старцу сказать:    – Прикажи хотя бы на словах, и я отпущу его.    Но старец на это ответствовал:    – Рассмотри его дело по закону. И если он повинен смерти, то пусть умрет. А если нет — поступай как знаешь.    Монах, который связывает себя житейскими попечениями и обращает свои помыслы к мирским заботам, все равно, что сам себя режет на куски. 2. Если монах, уже после того, как отрекся от мира и стал монахом, ищет наследства своих плотских родителей — он впадет в искушения. А кто ищет Господа, тот спасется. Не говори: «Когда состарюсь, кто меня прокормит?» Нам не позволено заботиться даже о дне грядущем, а ты уже заботишься о старости?   Будем искать «Царства Божия и правды его», а все остальное приложится нам (Мф 6. 33). Тот, Кто обещал нам, не лжет. Но если мы не будем прежде всего искать обещанное — тем самым покажем, что не к нему стремились. Так что возложи свою надежду на Господа, и Он даст тебе пропитание. Впрочем, если Господь что-нибудь послал в твои руки, позаботься об этом, ибо ответишь пред Тем, Кто тебе это послал.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3712...

“ Этот фильм о человеке” . С этих огромных титров начинается картина. Это — самое главное; все остальное мелким шрифтом. По сравнению с этим все остальное незначительно, — и то, что Иоанн — царь, и то, что он объединил Россию, и все прочее. Вот первое, что нам сообщает Эйзенштейн об Иване Грозном. Это то, что он может позволить себе прямо сказать. А не прямо — помимо человека в фильме на всем его протяжении незримо присутствует Бог, и даже не совсем незримо — большинство сцен фильма проходит либо в церкви, либо на фоне икон или церквей. В основу фильма положено противостояние Бога и человека. Это фильм о человеке, который положил свою волю наравне с волей Бога. Это история падения, точнее, от-падения от Бога. Уже в первой сцене, с которой начинается фильм, в сцене венчания на царство, Иван Грозный сам себя коронует. В этом жесте, нарочито нарушающем чинопоследование, уже заложено отступление от Бога, это первый шаг. Далее мы видим продолжение этого пути в самой сильной сцене 1-й серии — у гроба Анастасии. Иван в тяжкой печали, слышит митрополита Пимена, читающего 68 псалом. И вот, в этом псалме очень определенно читаются одни стихи и опускаются другие: 2 Спаси меня, Боже, ибо воды дошли до души моей. 3 Я погряз в глубоком болоте и не на чем стать; вошел во глубину вод, и быстрое течение их увлекает меня . 4 Я изнемог от вопля, засохла гортань моя, истомились глаза мои от ожидания Бога моего (это не читается). 5 Ненавидящих меня без вины больше, нежели волос на голове моей; враги мои, преследующие меня несправедливо, усилились; чего я не отнимал, то должен отдать . 6 Боже! Ты знаешь безумие мое, и грехи мои не сокрыты от Тебя. 7 Да не постыдятся во мне все, надеющиеся на Тебя, Господи, Боже сил . И параллельно этому Малюта Скуратов читает список сбежавших и пойманных бояр. Понятно, что и Малюта, и Пимен — это олицетворения того, что происходит внутри самого Ивана; это два голоса, две личности, борющиеся внутри него и одновременно — дух светлый и дух темный. 21 Поношение сокрушило сердце мое, и я изнемог, ждал сострадания, но нет его, — утешителей, но не нахожу . И далее должен следовать стих покаяния и возложения упования на Бога: 30 А я беден и страдаю; помощь Твоя, Боже, да восставит меня . Но вместо этого Иван вскакивает и кричит, обрывая чтеца: “Врешь, чернец! Не сокрушен еще московский царь!” 8 . Вот в этот момент происходит второй решительный шаг на пути от Бога.

http://pravmir.ru/pravoslavie-v-filme-s-...

– Я согрешил! – воскликнул он. – Прости меня! И, ради Господа, возьмите меня с собой. – И действительно, – присовокупил блаженный Сергий, – он последовал за нами и принял иноческий чин». К главе 218 О киновии прп. Константина см. прим. к гл. 6-й. Авва Сергий жил в VI веке. Глава 219 Смирение побеждает вражду Каждому надлежит укорять себя во всем. Вот о каком происшествии рассказал мне старец: «Однажды я прожил немного времени в лавре аввы Герасима. Там был у меня возлюбленный мною брат. Однажды мы сидели вместе и разговаривали о пользе душевной. Мне пришлось вспомнить слова аввы Пимена: «Каждому надлежит укорять себя во всем». – Я, отец мой, – сказал брат, – на опыте узнал силу и душевную пользу от этих слов. У меня был искренний друг – диакон лавры. Не знаю, с чего он возымел подозрение в одном поступке с моей стороны, причинившем ему скорбь, и стал мрачно смотреть на меня. Видя угрюмый взор его, я просил его объяснить мне причину. – Вот что ты сделал! – сказал он мне. Вовсе не зная за собой такого поступка, я принялся уверять его, что не делал ничего подобного. – Прости меня, но я не удовлетворен твоими оправданиями, – сказал брат. Удалившись к себе в келью, я начал испытывать свое сердце, не сделано ли в самом деле мною чего-либо подобного, и не нашел ничего. Однажды, видя, как он держал св. чашу для преподания св. причащения, я с клятвою стал уверять его, что я не виновен в том, что он приписывает мне. Но он и тут не убедился моими словами. Обращаясь снова к себе самому, я стал припоминать изречения св. отцов и, доверившись им, обратился к своим мыслям. «Диакон искренно любит меня, – говорил я сам себе, – и, побуждаемый любовию, прямодушно говорит мне о том, что у него на сердце, чтобы я трезвился, бодрствовал над собою и не совершил бы чего-либо подобного. Положим, бедная душа моя, ты и не совершила этого. Но не совершено ли тобою множество других злых дел и все ли они тебе известны? Где то, что ты творила вчера, или третьего дня, или десять дней тому назад? Помнишь ли ты об этом? Так не совершила ли ты и того, что тебе приписывают, а потом позабыла, как и первое? И, размышляя таким образом, я так расположил свое сердце, как бы и в самом деле я сделал это, но позабыл, как и другие свои дела. И стал я благодарить Бога и диакона, что через него Бог дал мне познать грех мой и я мог раскаяться в нем. После таких размышлений я встал и пошел к диакону просить у него прощения и благодарить за то, что он помог мне познать грех. Но, лишь только я постучался к нему в дверь, он, отворив, бросается мне в ноги со словами:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Авва Витимий спросил авву Пимена: «Если кто будет иметь на меня вражду и я попрошу у него прощения, а он не простит меня, что мне тогда делать?» «Возьми с собою двух братий, – отвечал старец, – и проси у него прощения. Если и опять не простит, возьми других пять. Если же и при них не простит, возьми священника. А если и тогда не простит, молись спокойно Богу, да Сам Он вразумит его, а ты не заботься» (29). В Писании сказано: «Итак укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени и ходите прямо ногами вашими, дабы хромлющее не совратилось, а лучше исправилось. Старайтесь иметь мир со всеми…» ( Евр.12:12–14 ). Итак, это прошение, пятое прошение из Молитвы Господней, касается очень важного вопроса: что нам делать с нашей греховной жизнью, то есть со всем тем, где мы нарушали Закон Божий и таким образом оказались должниками перед божественным Правосудием. Апостол Варнава учил: «Мы должны вернее исследовать то, что относится к нашему спасению, дабы когда-нибудь противник не возымел доступа к нам и не отвратил нас от нашей (христианской – О.С.) жизни» (555). Мы не всегда можем отличить при исполнении наших, так называемых, гражданских обязанностей, что мы делаем хорошего и что плохого. Ярким примером может оказаться ситуация, сложившаяся на Украине. Высокое назначение христианина – участвовать уже в этой земной жизни в построении Небесного Иерусалима; каждый наш праведный и добрый поступок есть кирпич, вложенный в его основание. Но современный нам секуляризированный мир развернул в глобальном масштабе совсем другое строительство. Современные государства, участвующие в процессе глобализации с целью реконструировать всю планетарную политику, идут своим собственным путем, чуждым божественным установлениям. Вся планета превращается в одну единую стройплощадку по возведению нового всемирного Вавилона. Огромный энтузиазм завладел многими и многими политическими и религиозными деятелями в деле построения новой духовной вавилонской башни, с которой сын дьявола антихрист и начнет осуществлять свое управление над всем родом человеческим. И мы, христиане, призванные участвовать в построении Небесного Иерусалима, города Божия, сходящего с Неба, втягиваемся в процессы, совершенно чуждые и даже враждебные нашему вероисповеданию.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Авва Иперехий был известен глубиной своей веры. Многие приступали к нему с вопросами об истинной мудрости, отношении к ближнему и пути спасения. – Поистине мудр тот, кто не словом поучает, но назидает делом. Хорошо есть мясо и пить вино и не съедать плоти брата, клевеща на него. Змий нашептывал Еве, и она лишилась Рая. Подобен ему бывает наговаривающий на ближнего: он губит душу слушающего, не спасая и своей, – отвечал авва. Один юноша пожаловался старцу, что его часто одолевают греховные помыслы. – А ты веди себя так, как будто проходишь по рынку мимо харчевни. Из нее доносятся аппетитные запахи вареной и жареной пищи… Многие войдут в харчевню и станут есть. Ты же, считая это греховным для себя, пройди хотя бы немного вперед. С каждым шагом запах еды будет ослабевать – как и твои греховные помыслы, – посоветовал старец. Некто жаждал творить добрые дела. Но не хотел размениваться по мелочам, желая угодить Богу только самыми значительными поступками. Так и не решив, с чего начать, он спросил старца: – Какое бы доброе дело сделать мне? Старец удивился вопросу: – Не все ли добрые дела равны? Писание говорит: Авраам был страннолюбив – и Бог был с ним; Давид был кроток – и Бог был с ним. Чего желает доброго душа твоя, то и делай. И блюди сердце твое! Один из братьев как-то попросил авву Серапиона: – Скажи слово, полезное моей душе. Старец отвечал: – Что я могу сказать тебе? Разве то, что ты удержал у себя достояние вдов и сирот и положил его на этом окне? – И указал на множество книг, лежащих на подоконнике. Авву Пимена Великого особенно почитали за строгий образ жизни и подлинное человеколюбие. За мудрым наставлением к нему отовсюду стекались люди. И ни для кого он не жалел доброго слова. – Не живи в том месте, где видишь, что тебе завидуют; иначе не достигнешь успеха, – говорил авва. Также он любил повторять: – Зло никаким образом не изничтожает зла. А потому если кто сделает тебе что плохое, то отвечать ему надо добром, чтобы так истребить зло. Большое благо, если кто услышит оскорбительную речь или будет оскорблен поступком ближнего, но потрудится стерпеть и не отплатить той же монетой. Такой человек полагает душу свою за ближнего. Ибо нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15: 13).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Авва Феодор Фермейский пришел однажды к вышеупомянутому Иоанну и между разговором сказал: «Когда мы жили в Скиту, занятия души были для нас делом, а рукоделие почитали мы как бы прибавлением к делу, а ныне занятие души сделалось как бы прибавлением к делу, а прибавление – и самим делом». Один брат спросил авву Феодора: «Что это за дело души, которое ныне почитаем мы как бы прибавлением к делу, и в чем состоит это прибавление, которое почитаем ныне за дело?». Старец отвечал: «Все, что бывает по заповеди Божией, есть дело души; а что работаем и собираем по собственному рассуждению – это должны мы почитать прибавлением к делу».– «Объясни мне сие дело»,– сказал брат. Старец отвечает: «Вот, например, слышишь ты, что я болен и ты должен посетить меня, но говоришь сам в себе: “Оставить ли мне свое дело и теперь же идти к нему? Нет, я прежде окончу свое дело, а потом пойду”. А между тем тебе представится случай к другому делу, и ты, может быть, вовсе не придешь. Еще, другой брат говорит тебе: “Помоги мне, брат!”. Но ты рассуждаешь: “Должно ли мне оставить свое дело и идти работать с ним?”. Если же ты не пойдешь, то оставляешь заповедь Божию, то есть дело души, и делаешь прибавление, то есть рукоделие». Не заботься много о завтрашнем дне Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы. Мф. 6, 34 Не малодушествуй, говоря: что будет завтра? Лучше думай и ежедневно говори о том, что сегодня, что в настоящий день и час; и начинай делать нужное для себя, почитая дело Божие главным делом. Помни, что неумеренная забота о завтрашнем дне осуетит тебя. Спросили авву Пимена: «К кому относится слово Писания: Не пецытеся убо на утрей ( Мф. 6, 34 )?». Старец отвечал: «Оно идет и к человеку, который находится в искушении и малодушествует, чтобы он не заботился и не говорил: “Сколько времени я пробуду в сем искушении?”. Но лучше ему думать и ежедневно говорить о том, что сегодня». Не суди ближнего, не осуждай его Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Бог говорил: " Запрети дождю " - и он запрещал, и три года дождя не было. Потом Бог говорил: " Отверзи небеса " - и Илия отверзал небеса. Такая дана была сила человеку ради его преданности Богу. 19. Монахи прогнали свою мать " Мне в монашестве все понятно, а только не понятна жестокость монахов к их родственникам. Где была совесть Пимена и его братьев, когда они свою родную старуху мать даже на порог не пустили? Ведь она пришла к ним в пустыню издалека, чтобы только посмотреть на лица любимых сыновей, а они заперлись от нее в своей келье и не стали разговаривать с ней, даже взглянуть на себя не дали, а только Пимен пообещал ей, что если здесь она своих сыновей больше не увидит, то непременно увидит их на небесах " . Ответить на высказанное смущение можно вот что. Преподобный Пимен и его братья, как истинные монахи, отреклись от всего мирского, в том числе и от привязанности к родственникам, но они не отреклись от любви, и поэтому их на вид жестокий поступок оказался на пользу и самой матери, ведь, как сказано в Отечнике, она с радостью (1) ушла и сказала: " Если подлинно увижу вас на небе, то не хочу уже видеть на земле " . Мы не можем подражать великим подвигам этих людей, но можем ими с благоговением восхищаться. 20. " Ты ни холоден, ни горяч " В Откровении Иоанна Богослова сказано: Ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты торишь: " я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды " ; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг (Откр. 3,15-17). Мы ни холодны, ни горячи. О, если бы мы были холодны (как Савл, который лишь в неведении враждовал против Бога, ревнуя не по разуму) или горячи (как первоверховный апостол Павел)! Но мы говорим: " Я верую в Бога, молюсь утром и вечером и еще делаю то-то и то-то, а того-то и того-то не делаю " , а не знаем, что мы несчастны, и жалки, и нищи, и слепы, и наги. 21. " Этот нашего рода " И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего и иди в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение (Быт. 12, 1-2). Так говорит Господь и всякому человеку: " Оставь род твой, ибо, каков бы он ни был, это род Адама, ветхого человека. Оставь его и будь от рода Христова " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

– Брат, служивший тебе, умирает. – Что сеет человек, – отвечал преподобный, – то и пожнет (ср.  Гал.6:7 ): он бросил меня голодного и жаждущего, и сам потерпел то же, солгав Богу и презрев мое недостоинство. Но мы научены не воздавать за зло злом, поэтому идите и скажите ему: «Тебя зовет Пимен, – встань и иди к нему». Когда заболевшему передали это, то он тотчас сделался здоров и, вставши, без всякой помощи пришел к преподобному. Блаженный Пимен долго увещевал его, говоря: – Маловер, вот ты здоров; смотри, опять не согрешай! Разве ты не знаешь, что равную награду будут иметь как болящий, так и служащий ему. Терпение униженных не останется бесплодно: испытывающие здесь кратковременную скорбь и тяготу, будут испытывать радость и веселие там, где нет ни болезней, ни печали, ни воздыханий, но жизнь бесконечная. Ради этого я и терплю всё; Бог, чрез меня избавивший тебя от твоего недуга, может и меня восставить от этого одра и исцелить мою немощь, но я не хочу: «претерпевший же до конца спасется» ( Мф.10:22 ), сказал Господь. Лучше мне в этой жизни превратиться в труп, чтобы в той тело мое было нетленно; лучше здесь переносить смрад, чтобы там наслаждаться неизреченным благоуханием. Величественно, брат мой, церковное служение в светлом, чистом и святом месте, где богоугодно и сладостно с невидимыми ангельскими силами возносить молитвы к Богу, почему  церковь  и называется земным небом, а стоящие в ней почитаются за стоящих на небе. Эта же темная и смрадная келлия не прежде ли суда суд? Не прежде ли бесконечной муки мука? Но терпящий всё это с благодарением может с правом сказать: «твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой» ( Пс.39:2 ); утешая подобных страдальцев, Апостол говорит: «Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами… Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны» ( Евр.12:7–8 ), и Сам Господь увещевает нас, брат мой, говоря: «терпением вашим спасайте души ваши» ( Лк.21:19 ). Проникнувшись этим наставлением преподобного, брат не покидал его, служа ему; доблестный же страдалец и истинный подражатель праведного Иова, святой Пимен лежал двадцать лет на одре болезни, непрестанно благодаря Бога. Когда же настало время отшествия его, в Печерском монастыре явилось знамение: над трапезною показались ночью три огненных столпа, которые потом перешли на верх церкви. Один Господь знал истинное значение этого знамения, но не будет несправедливым предположить, что через него показывалось, что Бог-Троица, Который «творит ангелами Своими духов, служителями Своими – огонь пылающий» ( Пс.103:4 ), уже ниспослал Своих ангелов за душою многоболезненного Пимена, как за душою Лазаря: в этот день он внезапно выздоровел и узнал о наступлении своей смерти, вспомнив предсказание постригших его. Встав, он обошел все келлии, всем кланяясь и прося прощения. Болящим же инокам говорил:

http://azbyka.ru/vopros/est-li-smysl-zhi...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010