(Безбородый?), игум., агиограф, гимнограф и распевщик (?), принадлежавший к писательскому кругу митр. Московского и всея Руси Макария (1542-1563). Источники сохранили о нем скупые сведения. В Житии прп. Саввы Сторожевского, написанном до 1552 г. по благословению митр. Макария, М. называет себя иноком. В февр. 1555 г. в Никоновской летописи М. упоминается как игумен Варлаамиева Хутынского мон-ря в составе группы новгородского духовенства, участвовавшего в поставлении архиеп. Казанского и Свияжского Гурия (Руготина) (ПСРЛ. Т. 13. Ч. 1. С. 250). Имя игумена неоднократно названо в летописях ошибочно, вероятно потому, что в Новгороде М. был чужаком. В Новгородской II летописи сказано о прибытии 22 апр. 1555 г. из Москвы в Новгород архиеп. Пимена (Чёрного) , «да и Спасскои игумен Мартиреи с ними же приехал Хутынской Пахнутиева монастыря» (Там же. Т. 30. С. 182). Какова была связь М. с Пафнутиевым Боровским монастырем, неизвестно, но его появление в Новгороде могло быть инициировано бывшим насельником этого мон-ря митр. Макарием. Игуменом Хутынского мон-ря М. пробыл примерно с 1552 до 1556 г., когда в Новгородской III летописи упоминается уже другой хутынский игумен (Там же. Т. 3. Вып. 4. C. 253). В статье под 1558 г. Новгородской II летописи рассказывается о том, что М., «оставя игуменство, жилъ в Онътонове монастыре 6 месяць при игумене Варламе при Антоновском при царици. Да сотвори Маркел житие Никите епископу Новгородцкому и канунъ да поехал Марко из Новагорода к Москве» (Там же. Т. 30. С. 183). Когда точно и почему М. оставил игуменство и где находился до Антониева мон-ря, неизвестно. Сообщение Новгородской II летописи скорее всего надо понимать следующим образом: оставив игуменство, М. оказался в Антониевом монастыре, где за 6 месяцев до окт. 1558 г. создал Житие и канон свт. Никите Новгородскому, а 28 окт. 1558 г. отправился в Москву. С этого момента летописные источники о нем молчат. Прозвище Безбородый, прочно вошедшее в историографию, М. приписывает автор памятника XVII в. «Предисловие, откуду и от коего времени начася быти в нашей рустей земли осмогласное пение». Среди прочих распевщиков он упоминает о М.: «А Псалтырь роспета в Великом Новеграде. Некто бысть инок именем Маркел, прослутием Безбородой. Да он же сложил канон Никите архиепископу Новгородскому, вельми изящен» (РНБ. ОСРК. Q. I. 1101. Л. 202). Существует мнение об ошибочности отождествления гимнографа М. с распевщиком Псалтири ( Старикова. 2014).

http://pravenc.ru/text/2562308.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕЛЫЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в Новгороде, на Софийской стороне в Неревском конце, на берегу р. Волхов. Мон-рь основан в нач. XIV в. Согласно НПЛ, в 1312 г. Новгородский архиеп. Давид заложил каменную ц. свт. Николая Чудотворца на «своем дворище», т. е. принадлежавшем ему пустующем дворе. Когда в 1313 г. храм был построен и освящен, архиепископ «чернеци совокупи», устроил при нем мон-рь. В 1458 г. на Новгородскую кафедру был избран по жребию игумен Б. м. свт. Иона . В НПЛ подчеркивается, что архиеп. Иона пользовался уважением у новгородцев, к-рые собрались в обитель, чтобы приветствовать новопоставленного святителя. В результате пожара в 1463 г. «выгорела половина святого Николы», т. е. половина мон-ря, в огне расплавились 2 «чюдных» колокола. Вместо сгоревших по распоряжению архиеп. Ионы на «Десятине» (т. е. в Десятинном мон-ре ) отлили 2 новых колокола. В XIV-XV вв. Б. м. входил в число наиболее богатых и влиятельных новгородских обителей. По мнению В. Л. Янина , он был кончанским и находился под патронатом Неревского конца города. Не случайно поэтому после присоединения Новгорода к Москве его земельные владения, как и др. кончанских мон-рей, в первую очередь подверглись конфискации, было изъято в казну 156 обжей земли. В XVI в. Б. м. получил новые пожалования от московских царей. Грамотой Феодора Иоанновича обители передавались в безоброчное владение пустые дворовые места в Кожевниках (район города близ мон-ря). Грамота упоминает о 3 монастырских храмах: свт. Николая Чудотворца с придельной ц. ап. Петра и Павла, надвратной («на сенях») ц. прор. Илии (построена в 1521 игум. Илией Цветным). Со времени основания Б. м. оставался особножитным. После 1528 г., когда архиеп. Новгородский свт. Макарий ввел в новгородских обителях общежительный устав, Б. м., в числе немногих, его не принял. Только в 1552 г. по указу еп. Новгородского свт. Пимена (Чёрного) в мон-ре впервые было введено общежитие. Но в писцовой книге кон. XVI в. Б. м. вновь назван «особным», там же упомянуты 2 отдельно стоящие каменные церкви: Илии пророка и свт. Николая Чудотворца с приделом ап. Петра и Павла.

http://pravenc.ru/text/77966.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАСАФ (сер.- 2-я пол. XVI в.), агиограф, автор житий севернорусских святых, игум. Данилова мон-ря (В. О. Ключевский писал о невозможности указать, игуменом какого мон-ря был И.: Данилова во имя преподобного Даниила Столпника московского или переславль-залесского Данилова во имя Св. Троицы ). Имя И. как автора приведено во 2-й редакции Жития свт. Никиты, еп. Новгородского, в которой описаны обретение мощей святителя и 25 чудес. Описание было составлено И. по повелению Новгородского архиеп. св. Пимена (Чёрного) , по-видимому, вскоре после 1558 г., когда по повелению архиерея были обретены мощи свт. Никиты . В Житие вошло Похвальное слово святителю, в к-ром говорится, что обретением мощей свт. Никиты «разгнася мгла ереси лукаваго Феодосия Косаго» (см. Феодосий Косой ). По-видимому, почти одновременно И. создал 2 произведения, посвященные прп. Стефану Махрищскому и его ученикам - священномученикам Григорию и Кассиану Авнежским. После 1560 г. И. по благословению митр. св. Макария посетил Стефанов Махрищский во имя Святой Троицы монастырь , где в 1557 г. были обретены мощи прп. Стефана и игум. св. Варлаам (см. Варлаам , свт., еп. Суздальский и Тарусский) составил жизнеописание преподобного с рассказом о чудесах. Игум. Варлаам, как позднее и И., воспользовался записями прадеда - монастырского свящ. Серапиона, современника прп. Стефана. И. доработал труд игум. Варлаама и создал Житие прп. Стефана (списки датируются XVI-XVII вв.). Ключевский отметил зависимость Жития прп. Стефана от житий преподобных Сергия Радонежского и Кирилла Белозерского. На основании рассказов игум. Варлаама, который по повелению царя Иоанна IV Васильевича в 1560 г. возобновил основанный святыми Григорием и Кассианом Авнежскими и прп. Стефаном Махрищским Авнежский в честь Святой Троицы мужской монастырь и собрал сведения о чудесах Авнежских святых, И. написал Сказание об обретении мощей священномучеников Григория и Кассиана Авнежских с чудесами (известно в списках начиная с XVII в.). Сказание было составлено немного раньше Жития прп. Стефана, судя по словам автора в Житии: «...мне же, смиренному, преже написавшу о явлении мощей и о чудесах преподобных, иже на Авнеже...». Приведенные И. сведения о священномучениках Григории и Кассиане не вполне точны (в частности, агиограф сообщает, что святые были убиты в 1392, во время нашествия казанских татар и жителей Вятки на Вологодский край, но в 1392 Вологодская земля не подвергалась разорению). В созданном И. Житии прп. Стефана также содержатся сведения о жизни и кончине Авнежских священномучеников. В нек-рых рукописях Сказания о священномучениках Григории и Кассиане Авнежских (напр.: РГБ. Троиц. 635. Л. 39-110 об.) перед повествованием об обретении мощей святых и о чудесах помещен рассказ об Авнежских святых, дословно заимствованный из Жития прп. Стефана.

http://pravenc.ru/text/578070.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АМАСТРИДА [греч. ρδβλθυοτεΑμαστρις, ρδβλθυοτεΑμαστρος, Αμστρα, Σμαστρος] (совр. Амасра, Турция), город на юж. берегу Чёрного м., визант. митрополия. А. расположена в устье одноименной реки (совр. Амасра-Дереси), на полуострове шириной ок. 200 м, между 2 бухтами, а также на соседнем предгорье и 2 скалистых островах (совр. Бозтепе и Тавшан-Адасы). История А. образовалась ок. 300 г. до Р. Х. в результате слияния милетских колоний Сесама, Китора, Кромны и Тиоса и названа в честь вдовы гераклейского тирана. С 279 г. до Р. Х. находилась в составе Понтийского царства, в 70 г. была добровольно сдана римлянам. В 63 г. до Р. Х. получила статус свободного города. В ходе реформ имп. Диоклетиана А. вошла в состав пров. Пафлагония . Со II в. здесь располагалась база рим. флота; в позднеримско-ранневизант. эпоху А. была обнесена стеной и стала одним из важнейших городов Пафлагонии. С кон. VII - нач. VIII в. в городе размещалась база флота фемы Пафлагония; параллельно происходила перестройка укреплений и расширение гаваней. С кон. VIII в. А. подвергалась араб. набегам. В описании посмертного чуда свт. Георгия Амастридского упоминается о нападении на А. рус. флота (дата ранее считалась спорной; И. Шевченко подтвердил датировку В. Г. Васильевского - до 842 г. ( Š ev enko I. Hagiography of the Iconoclast Period//Iconoclasm. Birmingham, 1977. P. 313-331)); грабя город, нападавшие пытались вскрыть могилу святителя и были поражены «расслаблением членов», после этого многие из них приняли христианство (Васильевский В. Г Русско-византийские исследования. СПб., 1893. Ч. 2). В IX-XI вв. резиденция наместника Пафлагонии (катепана; с XII в.- дуки). В нач. X в. Никита Давид Пафлагон в похвальном слове мч. Иакинфу называет А. «общим торговым центром всего Понта» (PG. 105. Col. 421). В кон. XII в. все окрестности А. были заняты турками. После 1204 г. она оказалась в составе Трапезундской империи , затем ее дважды (в 1211 и 1214) захватывал Феодор I Ласкарь . С 60-х гг. XIII в. связь А. с Византией поддерживалась только по морю; в 1261 г. в А. основана генуэзская колония. Последнее упоминание о политической принадлежности А. Византии относится к 1340 г. Возможно, ок. 1360 г. А. была покорена турками, однако вскоре оказалась во владении генуэзцев. Ок. 1363 г. в А. была перестроена городская цитадель. В 1389 г. город посетил Игнатий Смольнянин , сопровождавший низложенного Киевского митр. Пимена в его поездке в К-поль. А. помогала К-полю зерном и оружием во время его блокады султаном Баязидом I . Ок. сер. XV в. здесь появилась флорентийская фактория. В 1460 г. А. была окончательно взята войсками Мехмета II, 2/3 жителей были переселены в К-поль. Церковная история

http://pravenc.ru/text/114302.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕНЕВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Тульской и Белёвской епархии), в с. Венев-Монастырь Венёвского р-на Тульской обл., первоначально муж. Впервые «Венев, пустынь, монастырь святаго Николы... в земле Рязанской» упоминается в 13-й гл. «Книги степенной царского родословия» (ПСРЛ. Т. 21. Ч. 2. С. 445), в рассказе о кончине и погребении в мон-ре в 1407 (1408) г. смоленского кн. Юрия - убийцы вяземского кн. св. Симеона Мстиславича и его супруги св. Иулиании . Раскаявшись в совершенном злодеянии, кн. Юрий жил в В. м. в послушании у «игумена христолюбца» Петра, к-рого, по преданию, посещал прп. Сергий Радонежский . По легенде, записанной в сер. XIX в. Д. Г. Гедеоновым, мон-рь был основан в XIII в. на месте, где остановились греч. свящ. Евстафий и его спутники, переносившие в 1225 г. икону свт. Николая Чудотворца из Корсуни в г. Зарайск. Венев во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь Фотография. Посл. четв. XX в. Венев во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь Фотография. Посл. четв. XX в. В XV в. В. м. вместе с г. Венёвом вошел в состав Московского княжества. Являясь крупным оборонительным центром, со 2-й пол. XVI в. находился в засечной оборонительной черте, проложенной вдоль юж. границ Московского гос-ва. К 70-м гг. XVI в. в В. м. существовали деревянный шатровый Никольский храм с юж. приделом во имя вмч. Георгия, деревянная теплая на подклетях Успенская ц. с трапезой. В 1570 г. царь Иоанн IV Васильевич Грозный сослал «на Веневу к Николе чудотворцу» лишенного сана Новгородского архиеп. св. Пимена (Чёрного) . Заточенный в «каменном мешке» под Никольским храмом святитель через год скончался, в сент. 1571 г. был погребен в Никольской ц. Согласно тульской писцовой книге 1587-1589 гг., составленной И. Жеребцовым, В. м. владел пожалованными царем Иоанном Грозным 1552 четьями земли, в т. ч. 375 четьями пашенных угодий, с. Бортники на р. Осётр с ц. во имя прп. Пафнутия Боровского, 3 деревнями, 3 «монастырскими дворами».

http://pravenc.ru/text/150203.html

При митр. Московском и всея Руси Кирилле III (1568-1572) храм во имя св. Иоанна Предтечи сгорел во время пожара, начавшегося в трапезной О. м., но мощи свт. Ионы удалось чудесным образом спасти. По благословению Новгородского архиеп. свт. Пимена (Чёрного) церковь была возобновлена и не позднее нач. 1570 г. освящена архиепископом. Вероятно (несмотря на отсутствие прямых сведений в источниках), О. м. был разорен во время опричного разгрома Новгорода и окрестностей в кон. 1569 - нач. 1570 г. Видимо, именно этим объясняются последующие щедрые вложения царя Иоанна IV Васильевича в О. м., в т. ч. драгоценной богослужебной утвари. Во время пребывания в Новгороде в 1572 г. (в исследованиях XIX в. нередко ошибочно указывается 1574 г.) царь пожертвовал О. м. при игум. Дионисии 2644 р. 4 алтына и 4 деньги (ПСРЛ. Т. 30. С. 194; НовгорЛет. С. 121). 25 марта 1574 г. по его повелению О. м. были дарованы сребропозлащенный потир (ГРМ) с надписью о том, что он изготовлен «от его царских скровищ», а также серебряные звезда, лжица и дискос ( Макарий (Миролюбов). 1860. Ч. 2. С. 197). Потир украшен гравировкой; в 5 обрамлениях представлена композиция Деисуса; на др. стороне изображен Голгофский Крест. Вероятно, в этот же период царь Иоанн IV выдал обители жалованную грамоту, подтвержденную царем Феодором Иоанновичем (грамота утрачена в 1614). В Писцовой книге Обонежской пятины 1583 г. отмечены принадлежавшие О. м. в Дмитриевском погосте на р. Капше «2 деревни пустых» с 6 дворами, «пашни перелогом 10 чети в поле, а в дву потому ж, сена ставилось 40 копен, в пусте обжа», в Климецком погосте «в Колбегах» деревня «в Одинцах на речке», в Михайловском погосте «в Черной» деревня «на речке на Долочерне, двор пуст и пашни перелогом». В Никольском погосте на р. Мсте О. м. имел 4 деревни, в к-рых было «14 дворов живущих, да 9 дворов пусты», в Мытенском погосте на р. Вишере владел подворьем с деревянными церквами в честь Рождества Пресв. Богородицы и во имя свт. Николая Чудотворца и 4 дворами причта и пашней, а также дер. Влушки (Писцовые новгородские книги 7090 и 7091 гг./Предисл.: И. Д. Беляев//ВОИДР. 1850. Кн. 6. С. 74, 93, 102, 113-115).

http://pravenc.ru/text/2581699.html

Как иеродиакон Пимен участвовал в лаврских и братских богослужениях. 3 июня 1904 года на торжественном богослужении по случаю выпуска ректор академии епископ Платон совершил его рукоположение в иеромонаха. С этого момента выпускник Киевской духовной академии пополнил ряды чёрного, то есть монашествующего священства. Списки окончивших курс препровождались в Петербург в канцелярию обер-прокурора, оттуда – в Учебный Комитет при Святейшем Синоде. Здесь проходило распределение выпускников академий. Поммер получил назначение в Черниговскую духовную семинарию, Анатолий Мышкин − в Красноярскую, Михаил Вадковский − в Орловскую, Виктор Фоминский − в Екатеринославскую, Николай Смирнов − помощником инспектора в Казанскую духовную семинарию, Герман Ивановский − на ту же должность в Витебскую, Николай Арнольдов − в Соликамское духовное училище, Александр Гомеров − в Вятское, Леонтий Страшкевич − преподавателем греческого языка в Павловское духовное училище… Нечто подобное ожидало иеромонаха Пимена. Однако в Петербурге ему неожиданно предложили отправиться заграницу – в Персию, в Урмийскую духовную миссию. Немедленно был поставлен в известность духовный наставник − митрополит Флавиан. По свидетельству отца Пимена, как бывший миссионер, владыка Флавиан весьма сочувственно приветствовал его назначение в далёкую Урмию. Указ от 12 августа 1904 года касался сразу троих лиц: «Согласно ходатайству окончившего курс учения на миссионерских курсах в городе Казани сиро-халдейца Авраама Иосифова 83 , Святейший Синод определяет: назначить его, Иосифова, в состав православной Духовной Миссии в Урмии. Вместе с сим иеромонаха Мелхиседека (Паевского), назначенного на должность члена Урмийской Миссии, уволить от таковой должности и определить на его место кандидата Киевской Духовной Академии иеромонаха Пимена (Белоликова) » 84 . Отказ иеромонаха Мелхиседека направиться в Персию и явился причиной, по которой срочно подбиралась другая кандидатура. В Петербурге иеромонах Пимен познакомился с епископом Гдовским, викарием Санкт-Петербургской епархии Кириллом (Смирновым) 85 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

1993. Вып. 3. С. 161). В 1833 г. он располагался первым на гробнице И.: «...пунцового бархата с изображением Иоанна архиепископа, обложен кругом серебряным широким с зубчиками гасом, подложен тафтою голубою» (Описи Софийского собора 1833 г. 2003. С. 538. 161). Лицевой покров с образом И., как и др. покровителя собора и города - свт. Никиты, еп. Новгородского, имел в соборе Св. Софии статус выносной иконы. В Софийском Чиновнике (1629-1633) он упомянут как «плащаница, образ Иоанна архиепископа»; его выносили в дни великих праздников, новолетия и памяти И. ( Голубцов. Чиновник. С. 21, 56, 92, 113, 143, 170, 236; Игнашина. 2003. С. 7; Саенкова Е. М. Чиновники (типиконы) Успенского собора Моск. Кремля как источник по истории русского искусства позднего Средневековья: АКД. М., 2004. С. 17, 18). Рака для мощей И. в течение столетий меняла облик. Первоначально она находилась в «темнице» в приделе в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи и была деревянной. Резное изображение И. на крышке было создано по воле свт. Пимена (Чёрного) (1559, ГРМ). И. облачен в мантию «с дорогами полосатыми», в схиму, куколь на плечах, десницей благословляет, в левой руке Евангелие; у него глубокие морщины на лбу, волосы на прямой пробор и округлая борода средней длины. В древности крышка с образом святителя была позолоченной, стенки раки украшены резьбой, в т. ч. рельефами на темы чудес и деяний святого (ныне в НГОМЗ; см.: Гусев. 1903. С. 71-72; Плешанова. 1975. С. 276-278). Между 1652 и 1657 гг. мощи перенесли из «темницы», в придел; очевидно, тогда рельеф с образом И. раскрасили темперой. Возможно, еще во времена имп. Петра I вместо рельефной крышки раки И. (осталась в ризнице Софийского собора, в 1860-1861 вывезена в С.-Петербург) была создана крышка с живописным изображением святого (XVIII в.), которая не позднее 1833 г. была установлена в главном иконостасе собора за сев. дверями: «...[образ] писан красками, венец коего, поля и края вызолочены по мастике под басму» (Описи Софийского собора 1833 г.

http://pravenc.ru/text/468947.html

В 1945 г. Русская Православная Церковь имела 10,5 тыс. действующих храмов, из которых 6 тыс. находились на Украине и 2,8 тыс. – в Российской Федерации. На территории СССР действовал 101 монастырь. Епископат Русской церкви насчитывал 62 архиерея. В 1946 г. были воссозданы духовные школы: семинарии и академии в Москве и Ленинграде; семинарии в Саратове, Ставрополе, Киеве, Одессе, Луцке, Минске. До 1947 г. действовала духовная семинария в Вильнюсе. С конца 1958 г., после относительно стабильного положения Церкви в первые послевоенные годы, административный нажим вновь усиливается: начинается новая волна антирелигиозных гонений. Провозгласив развёрнутое строительство коммунизма, Никита Хрущёв выдвинул задачу «преодоления религии как пережитка капитализма в сознании людей». Практическим выражением этой идеологической установки стало массовое наступление государства на церковь и верующих. В результате в 1966 г. на территории СССР осталось лишь 7,5 тыс. храмов (в 1961 году, до начала хрущёвских гонений, их было 11742), из них в Российской Федерации – около 2 тыс. В начале 80-х годов на территории СССР оставалось всего 6,7 тыс. православных храмов. На восьмимиллионную Москву приходилось лишь 46 православных церквей; в Ленинграде на 4 млн. жителей – 12. Подавляющее большинство православных приходов было сосредоточено в Западной Украине, Западной Белоруссии, Молдавии и прибалтийских республиках – то есть районах, присоединённых в 1939–1940 гг., а потому менее подвергшихся принудительной атеизации. К середине 80-х годов Русской Православной Церкви принадлежало 20 монастырей, из них лишь 3 – в Российской Федерации. После падения советской власти, с 1987 г. началась передача Церкви отдельных храмов и монастырей. Летом 1988 г. Московский Патриархат после 70 лет преследований церкви насчитывал лишь 6893 приходов и около 7200 лиц белого и чёрного духовенства. В 1988 г. на государственном уровне было отпраздновано 1000-летие Крещения Руси. В апреле того же года состоялась встреча патриарха Пимена и других членов Синода с М.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

В 1-й пол. XVI в. в Вел. Новгороде литье К. производилось эпизодически, из-за временного прекращения импорта меди и олова. Наиболее известна отливка в 1530 г. благовестника в 250 пудов для Софийской звонницы, связываемая летописцем с рождением Иоанна IV. Ликвидация дефицита цветных металлов к сер. XVI в. стимулировала появление в городе во 2-й пол. XVI в. стабильного колокольного производства. Сохранилось 3 К., отлитые новгородским мастером Иваном: один - в 1554 г. для Знаменского собора и 2 - в 1565/66 г. для ц. Вознесения на Прусской ул. Вероятно, Иван возглавлял артель при ц. Благовещения на Городище. В те же годы в Новгороде К. отливала артель братьев Поберешковых. Сохранился К. их работы 1562 г. для Воскресенского мон-ря (на Мячине или на Красном поле). Во 2-й пол. XVI в. в Новгороде семейные артели работали, как правило, при к.-л. храме, а мастера-одиночки выходили из многочисленного разряда ремесленников и территориально группировались в одном районе. Известны новгородский колокольник Нечайко († 1570/71), и мастер Тимофей Новгородец, выливший в 1597 г. К. для Нередицкого в честь Преображения Господня мужского монастыря . Колокол из новгородской ц. Вознесения Господня на Прусской ул. 1565/66 г. (НГОМЗ Колокол из новгородской ц. Вознесения Господня на Прусской ул. 1565/66 г. (НГОМЗ Спецификой новгородских литейщиков было изготовление небольших К. для местных нужд. Для отливки крупных благовестников обычно приглашали мастеров из др. городов. В 1555 г. псковичи Михайловы по заказу архиеп. Вел. Новгорода и Пскова Пимена (Чёрного) отлили 500-пудовый благовестник для Софийского собора. В 1570 г. в результате разгрома Новгорода Иоанном IV этот К. вместе с мн. др. в качестве трофея вывезли в Москву. Пименовский К. повесили на церкви-колокольне прп. Иоанна Лествичника, а взамен него по царскому указу московский литейщик Иван Афанасьев в 1571 г. отлил в Александровой слободе новый К. Этот же мастер вылил в Новгороде К., к-рый в XIX в. под названием «Медведь» находился на колокольне «Иван Великий». В посл. четв. XVI в. в Новгороде интенсивность производства К. снизилась по той же причине, что и в Пскове.

http://pravenc.ru/text/1841774.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010