625 . Владимирова И. Возродим ли Осановский парк?//Ступени. – Вологда, 1997. – 11 сент. – С. 5. Из истории парка, бывшего имения А. М. Брянчанинова, позднее усадьбы помещиков Волковых. Воспоминания, записки и письма современников 626 . Снессорева С. И. Дарьюшка: Очерк жизни рус. странницы. – СПб.: тип. И. И. Глазунова, 1864. – 119 с. О свт. Игнатии – с. 104–105. Др. изд.: СПб., 1886 (под назв. «Русская странница Дарьюшка»); М., 1995; М., 1997 (под назв.: Дарьюшка: Из жизни рус. странницы). 627 . Елизавета (Шахова). Памятные записки о жизни игумений Марии, основательницы Спасо-Бородинского общежительного монастыря, в мире Маргариты Михайловны Тучковой (урожденной Нарышкиной). – СПб.: тип. духов. журн. «Странник», 1865. – 112 с. О свт. Игнатии – с. 91–94. (Без указания имени). 628 . Ковалевский А. Ф. Из воспоминаний о Татиане Борисовне Потемкиной и повествованиях ее о современных ей подвижниках благочестия//Душеполез. чтение. – 1870. – Янв. Известия и зам. – С. 1–8. О свт. Игнатии – с. 5–8:628. Пимен (Благово) . Угреша: Ист. очерк. – М.: тип. А. Торлецкого, М. Терихова, 1875. – 103 с., 3 л. ил. – Подпись: сост. Д… Б. О свт. Игнатии – с. 33, 89–90:629. Пимен (Мясников). Воспоминания архимандрита Пимена, настоятеля Николаевского монастыря, что на Угреше//Чтения в Имп. о-ве истории и древностей Рос. при Моск. ун-те. – 1876. – Кн. 3. – С. I–II, 3–72; Кн. 4. – С. 73–224; 1877. – Кн. 1. – С. 225–416, 1 л. портр. – Из содерж.: Прибавл. IV. К воспоминаниям о московском митрополите Филарете и о преосвященном Игнатии Брянчанинове : Известие о кончине преосв. Игнатия Брянчанинова 30 апр. 1867 г. – С. 406–407; По указ. имен см.: Игнатий Брянчанинов , преосвященный. – С. 413. Отд. отт.: Μ., 1877:630. Савва (Тихомиров) . Воспоминания о Высокопреосвященном Леониде, архиепископе Ярославском и Ростовском. – Харьков: тип. окруж. штаба, 1877. – 391 с. разд. паг., 1 л. портр. О свт. Игнатии – с. 3 1-й паг., 62–64, 325, 329, 331 2-й паг. 631 . Путинцев М. П. Черта из жизни епископа Игнатия Брянчанинова //Душеполез. чтение. – 1878. – Апр. – С. 488–493.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

О свт. Игнатии — с. 91–94. (Без указания имени). 628. Ковалевский А. Ф. Из воспоминаний о Татиане Борисовне Потемкиной и повествованиях ее о современных ей подвижниках благочестия//Душеполез. чтение. — 1870. — Янв. Известия и зам. — С. 1–8. О свт. Игнатии — с. 5–8. 628. Пимен (Благово). Угреша: Ист. очерк. — М.: тип. А. Торлецкого, М. Терихова, 1875. — 103 с., 3 л. ил. — Подпись: сост. Д… Б. О свт. Игнатии — с. 33, 89–90. 629. Пимен (Мясников). Воспоминания архимандрита Пимена, настоятеля Николаевского монастыря, что на Угреше//Чтения в Имп. о-ве истории и древностей Рос. при Моск. ун-те. — 1876. — Кн. 3. — С. I—II, 3–72; Кн. 4. — С. 73–224; 1877. — Кн. 1. — С. 225–416, 1 л. портр. — Из содерж.: Прибавл. IV. К воспоминаниям о московском митрополите Филарете и о преосвященном Игнатии Брянчанинове: Известие о кончине преосв. Игнатия Брянчанинова 30 апр. 1867 г. — С. 406–407; По указ. имен см.: Игнатий Брянчанинов, преосвященный. — С. 413. Отд. отт.: Μ., 1877. 630. Савва (Тихомиров). Воспоминания о Высокопреосвященном Леониде, архиепископе Ярославском и Ростовском. — Харьков: тип. окруж. штаба, 1877. — 391 с. разд. паг., 1 л. портр. О свт. Игнатии — с. 3 1-й паг., 62–64, 325, 329, 331 2-й паг. 631. Путинцев М. П. Черта из жизни епископа Игнатия Брянчанинова//Душеполез. чтение. — 1878. — Апр. — С. 488–493. О дружбе с преосвященным Софонией (Сокольским), архиепископом Туркестанским и Ташкентским. Отд. отт.: Μ., 1878. 632. Игнатий (Малышев). Из воспоминаний архимандрита Игнатия, первого келейника епископа Игнатия Брянчанинова, ныне настоятеля Сергиевой пустыни//Жизнеописание епископа Игнатия Брянчанинова и писем преосвященнейшего к близким ему лицам. — СПб., 1881. — С. 121–140. 633. Пимен (Благово). Архимандрит Пимен, настоятель Николо-Угрешского монастыря: Биогр. очерк (1810–1880). — М.: Унив. тип., 1881. — 517 с. О свт. Игнатии — с. 49–51, 143, 148–149. 634. Архимандрит Игнатий [Малышев], настоятель Сергиевой пустыни, почетный вольный общник императорской Академии художеств. 1811–1883//Рус. старина. — 1883. — Т. 40, С. 259–268. О свт. Игнатии — с. 260.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Простота, любезность, детское простосердечие и добросердечие, незлобие, прямота, исключающая всякую возможность какой-нибудь задней мысли и двуличия». Многолетняя служба настоятеля была отмечена в 1863 году орденом святой Анны 2 степени и в 1869 году этим же орденом, украшенным императорской короной. Архимандрит Тихон недостаточно хорошо управлял хозяйством монастыря. «Не имея ни решимости, ни твердости характера, необходимого для правителя он был постоянно под влиянием других и как покорное дитя, исполнял желание других, ни к чести себе, ни к пользе братии и к явному вреду всей обители». По воспоминаниям благочинного общежительных монастырей Угрешского настоятеля архимандрита Пимена (Мясникова), после его кончины 7 февраля 1871 года обитель оказалась в «совершенном упадке и нищете, во всех отношениях». В монастырской кассе нашлось около 15 рублей серебром да имущества покойного осталось рублей на сто. Конечно, благополучие обители, её авторитет среди населения во многом зависели от личности настоятеля, его умения руководить общиной, ладить с властью и общественностью. Но в этом случае причину запустения монастыря Пимен видел в его штатном, устройстве, из-за чего Ново-Голутвин монастырь «никогда не приходился по сердцу жителям Коломны». Подобные «монастыри критиковались за то, что в них жизнь построена на корысти и свободе в отношении обязанностей», когда «обычаи заменяют уставы, установленные церковью и святыми отцами». Митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов) считал необходимым введение общежительного устава, но не повсеместно, так как «по обстоятельствам, нужно сохранить оба типа монастырей». Причина видимо крылась в глухом сопротивлении монашествующих введению общежития. Выход Филарет видел в убеждении настоятелей брать на себя инициативу. Хорошим примером служит Николо-Угрешский монастырь, в котором по просьбе митрополита настоятель игумен Пимен (Мясников) в 1852 году ввёл общежитие. Необходимость монастырской реформы была очевидна. Особенно остро проявилось это во второй половине XIX века с возникновением в обществе мнения, что из-за утраты идеала православного аскетизма институт монашества не нужен.

http://sobory.ru/article/?object=01134

Игум. Игнатий и М. сохраняли свои связи в придворных кругах (напр., 6 янв. 1840 г. они посетили франц. посланника А. Г. П. де Баранта, что вызвало неудовольствие светской власти). Это позволяло преодолеть недоброжелательное отношение со стороны церковного управления, особенно в 1845-1848 гг., во время фактического управления епархией викарного еп. Нафанаила (Савченко). М. вспоминал, что когда из консистории последовали 3 трудновыполнимых указа, то через наследника - буд. имп. Александра II Николаевича и С.-Петербургского ген.-губернатора А. А. Кавелина удалось добиться от императора их отмены. По свидетельству М., только в 1848 г. по воле императора, после отпуска, проведенного в Бабаевском монастыре, свт. Игнатий вернулся к управлению пустынью ( Соколов. 1915. Ч. 1. С. 170-171; Жизнеописание еп. Игнатия. 2002. С. 107-108, 170). Племянница М., М. П. Чихачёва (1808-1891), фрейлина имп. Марии Феодоровны, была замужем за Кавелиным. Во время гастролей в столице в 1844 г. итал. тенор Дж. Б. Рубини встретился в ее доме с Чихачёвым. Рубини исполнил для него несколько своих лучших арий, после чего тот в ответ, сам себе аккомпанируя, спел фрагмент духовного концерта. «Рубини пришел в восхищение и сказал, что он в жизнь свою не встречал такой удивительной октавы и жалеет, что лучшие композиторы не знают о существовании этого голоса». На это М. ответил, что его голос не пропадает: «Я им пою Богу моему дондеже есмь». Фраза эта понравилась имп. Николаю I. Генерал-лейтенант, начальник Военно-юридической академии П. Ф. Фермор (1810-1888), к-рый учился почти в одно время с Брянчаниновым и Чихачёвым, был женат на другой племяннице М., А. М. Чихачёвой (1824-1887). Супруги были похоронены в Троице-Сергиевой пуст. 39 лет М. исполнял клиросное послушание (с 1834 он был головщиком на правом клиросе), по словам прп. Пимена (Мясникова), «ничего не желая и ничего не добиваясь», отличался прекрасным знанием устава, «столпового» пения, у него были превосходные данные музыканта, чтеца и певца. Формированию профессионального хора на 1-м этапе активно помогал композитор прот. П. И. Турчанинов , к-рый до 1841 г. проживал в соседней Стрельне и написал для хора неск. своих лучших произведений. Обладая редким низким голосом, М. занимался с чтецами и хором, к-рый стал образцовым и выступал в торжественных случаях вместе с Придворной певческой капеллой. Особенно запомнились в его исполнении песнопения «Совет превечный», «Дал еси достояние боящимся Тебе, Господи» и «Христос воскресе». Впосл. в хоре М. пел тенором послушник, буд. настоятель пустыни (1901-1915) архим. Михаил (Горелышев).

http://pravenc.ru/text/2563616.html

В мою бытность, до 1830-х годов, одни только площади были вымощены камнями, а улицы и тротуары – деревом; столбики и жерди между ними росписаны были вкось полосками белыми и черными. На перекрестках были будки, в которых в торговые дни собирали с проезжавших на торг с товаром по четыре камня с лошади или же деньгами в пользу города на мостовые и выдавали билет. Общественных увеселений не было. В Семик собирались несколько среднего сословия людей, на поляну за городом, и еще на Троицкой неделе, на парадное место, где вокруг катались в экипажах; еще катались на Масляной: вот и все увеселение. Я помню, что до моего вступления в монастырь, два раза приводили верблюда, приезжал восковой кабинет, кукольная комедия, и два раза было конное ристалище. Во всем городе был всего только один трактир, Архарова; внизу была харчевня, а вверху – самый трактир, о 3-х окнах. Ходить туда почиталось зазорным, и человека, побывавшего там, почитали человеком потерянным. В древнее время, при дедах наших, Вологда вела значительную торговлю с Сибирью, торговала мехами, белкой, кошкой и тканью, называемой китайка; впоследствии торговала хлебом с Архангельском, где были торговые дома, ныне перенесенные в саму Вологду. По устройстве Шекснинского канала Вологда стала торговать с Санкт-Петербургом, но не в больших размерах. Значительных заводов и фабрик нет, что весьма ощутительно для небогатых людей низшего звания, не имеющих постоянного ремесла. Особенных местных произведений нет, кроме прилуцких калачей, которые пекут из очень темной пшеничной муки. В зимнее время в Вологду приезжали из Архангельска архангельцы и поморцы в длинных и узких санях наподобие лодки, привозили с собой на возах сельдей, а когда им ехать в обратный путь, накупят прилуцких калачей и везут их за 1000 верст. Торговых дней в неделю три: понедельник, среда и пяток, а ярмарка продолжается целый месяц, с 1 января по 1 февраля. Мое семейство Родитель мой, Дмитрий Афанасьевич Мясников, имел еще брата, Ивана Афанасьевича, и 6 сестер, из которых одна не была в замужестве.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Приношение современному монашеству В пятый том полного собрания сочинений святителя Игнатия (Брянчанинова) вошло «Приношение современному монашеству» (крайне авторитетный аскетический трактат в современном Православии). Также в пятом томе представлены письма святителя Игнатия (Брянчанинова) игумену Череменецкого монастыря Антонию (Алексею Панкратьевичу Бочкову). В приложении читатель найдет письма Игнатию (Брянчанинову) — митрополита Московского Филарета (Дроздова), митрополита Киевского Филарета (Амфитеатрова), архимандрита Игнатия (Малышева), архимандрита Пимена (Мясникова); Оптинских старцев: Моисея, Леонида, Макария, Анатолия и др.; Площанских старцев: Анатолия, Илария, Иоанникия и др. ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ ТВОРЕНИЙ святителя ИГНАТИЯ БРЯНЧАНИНОВА Том V 2003 по Р. Х. По благословению архиепископа Тернопольского и Кременецкого СЕРГИЯ Составление и общая редакция А. Н. Стрижев Пятый том Полного собрания творений святителя Игнатия Брянчанинова содержит капитальный труд Преосвященного «Приношение современному монашеству», пользующийся огромным авторитетом как у монашествующих, так и у мирян. Это любимое назидательное чтение для всех, кто стяжает благодать Духа Святаго и отдает себя на пользу ближнему. Чрезвычайный интерес у читателей, несомненно, вызовут материалы раздела «Приложение». Здесь даны письма Преосвященного к его ближайшим друзьям: генералу Н. Н. Муравьеву-Карскому и духовной писательнице С. И. Снессоревой. В письмах этих так много теплых, мудрых слов, что их невольно перечитываешь по многу раз — душа требует. Все помещенные тексты сопровождаются пояснениями и вступительными статьями, написанными известными знатоками жизни и творений великого Святителя. Завершается том богословским рассмотрением творений Игнатия, выполненным одним из первых специалистов, изучавшим его писания, иеромонахом, впоследствии игуменом Марком (Лозинским). Текст дан применительно к изданию академического типа, каким являются наши выпуски.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Эти сближения настоящего с прошедшим всегда оставляют на сердце грустное чувство: и хотя бы настоящее и лучше было прошлого, а прошлого все жаль! Меня просили оставить на память мою карточку, и я сделал на ней следующую надпись: «Оставляю здесь мою карточку в память того, что я учился в этом доме грамоте. В Вологде, в приходе святаго Власия, за речкой Чернавкой, в небольшом домике о трех окнах, принадлежавшем в то время трем сестрам-девицам: старшая Пелагея Егоровна была портниха и моя учительница, а младшие две – башмашницы; а мать-старушка пекла сдобныя витушки; в числе учеников был вологодский купеческий сын Петр Дмитриевич Мясников, ныне Московской епархии благочинный общежительных монастырей, настоятель Николо-Угрешскаго монастыря архимандрит Пимен. 1876 года, Октября 8-го дня». Октября 9 я был у обедни в церкви Святителя Николая, что на Глинках и служили для меня молебен иконе Казанской Божией Матери и Святителю Николаю. Во время обедни я пожелал стать у того самого окна, у которого, бывало, стаивал во дни моей юности до поступления в монастырь. Все осталось по-прежнему в нижней церкви, как было за 50 лет, даже та икона, которая стояла на окне, и теперь там, только висит, прибитая на откосе, это улучшение. Я вспомнил, как мой родитель был старостой, и живо представился он мне, идущий с блюдом по церкви, и тотчас вспомнил о бывших причетниках: один пел изрядно – густым басом, а другой пел очень плохо и дико, а читал и еще плоше. Это воспоминание перенесло меня к детству, и опять стало мне грустно видеть ту же церковь , со всей ее обстановкой, совершенно той же, как и бывало, но только не те уже люди, а другие теперь меня окружали. Священник пригласил меня пойти в верхний храм и посмотреть. В это время подошел ко мне человек средних лет, очень прилично одетый и говорил мне, что он мой родной племянник, сын брата моего Ивана Дмитриевича, что он живет в Рыбинске, и, услыхав, что я в Вологде, приехал нарочно, чтобы повидаться со мной. Он мой крестник, я более 20 лет не видал его, и потому не узнал его, но когда он назвал себя я очень был рад ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

в честь иконы «Всех скорбящих Радость» на Б. Ордынке. В 1875 г. старый Филаретовский дом призрения был преобразован им в Филаретовское жен. училище для бедных дочерей духовенства. Для пополнения доходов по духовно-учебной части взимались специальные процентные сборы с церквей епархии, выплачивались стипендии и пособия бедным ученикам. Благодетельным было попечение И. над МДА. Несмотря на неполное согласие с положениями нового устава духовных академий (1869), И. способствовал его проведению в жизнь. После отмены в МДА естественнонаучных дисциплин он учредил в 1869 г. кафедру естественнонаучной апологетики во главе с проф. Д. Ф. Голубинским , хлопотал о пенсиях и дополнительных пособиях преподавателям академии. В 1869 г. освятил первую академическую церковь в зале МДА. И. разрабатывал план преобразования духовно-судебного дела, в записке «Мысли о церковном суде» (1873) предлагал наделить архиереев всей полнотой судебной и адм. власти над причтами во вверенных им епархиях, однако проектируемая реформа не состоялась. Во время служения в Москве И. активно занимался благотворительностью. В 70-х гг. XIX в. были основаны благотворительные учреждения в с. Остров Подольского у. (богадельня, больница и училище для бедных духовного звания) при Угрешском во имя святителя Николая монастыре под рук. прот. П. Капустина и архим. прп. Пимена (Мясникова) , Владычно-Покровская община сестер милосердия под началом игум. Митрофании (Розен), противораскольническое братство свт. Петра митрополита, братство равноап. Марии Магдалины, к-рое покровительствовало множеству жен. учебных заведений Московской епархии, приходские попечительства при московских церквах. Митрополит прилагал усилия по созданию эмеритальной кассы для духовенства. Его забота о духовенстве выражалась и в помощи при покупке домов для причта, в приобретении и сдаче в аренду церковных земель, в хлопотах о назначении пенсий и пособий заштатным священно- и церковнослужителям. И. часто ездил по мон-рям епархии, любимым местом его посещений стала Троице-Сергиева лавра.

http://pravenc.ru/text/389619.html

515 Гавриил (В. Ф. Розанов, 1781–1858), в период переписки сначала настоятель ярославского Толгского монастыря и ректор семинарии (1820–1821), епископ Екатеринославский (1828–1837), позже архиепископ Херсонский и Таврический. Впоследствии архиепископ Тверской и Кашинский (1848–1857). – Прим. сост. 522 Евлампий (П. Н. Пятницкий, ?–1862), архиепископ Тобольский и Сибирский. В период переписки епископ Екатеринбургский, викарий Пермской епархии (1834–1840), и епископ Орловский и Севский (1840–1844). К некоторым письмам приводятся пометки, сделанные получателем, свидетельствующие о глубоком благоговении адресата к митрополиту Филарету. Пометки приводятся по рукописи писем, хранящихся в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки: НИОР РГБ. Ф. 316, к. 20, ед. хр. 15–30, 32. Рукопись последнего письма в собрании отсутствует, и письмо воспроизводится по журнальной публикации. – Прим. сост. 526 На письме имеется надпись, сделанная рукой получателя: Да будет воля Божия и благоволение начальствуемого (?). Принял сие известие от архипастыря, как от руки Господа Самого! – Прим. сост. 528 Перервинский Николаевский монастырь упоминается в XV в. Патриарх Адриан часто бывал в этом монастыре и подолгу в нем жил. В монастыре находилась семинария, учрежденная митрополитом Платоном. Интересно свидетельство о митрополите Филарете преподобного Пимена Угрешского (П. Мясникова, 1810–1880, память 17/30 августа), настоятеля Николо-Угрешского монастыря: «Он (митрополит Филарет. – Прим. сост.) был слишком бережлив на монастырские деньги, хотя сам лично не был нисколько стяжателен и совершенно бескорыстен, ибо свои деньги он щедро раздавал просившим у него помощи, а иногда и не просившим». Архимандрит Пимен. Биографический очерк. Свято-Никольский Угрешский монастырь. 1999. С. 237. – Прим. сост. 529 На письме имеется надпись, сделанная рукой получателя: Все, что изречено архипастырем в мое вразумление, приял яко от уст Христовых. – Прим. сост. 537 Для привлечения внимания раскольников. Преподобный Пимен Угрешский вспоминал о епископе Евлампии, который «совершал литургию с необычною медленностью, так что, начиная служение в обыкновенное время – часов в десять, он оканчивал оное весьма различно – в первом часу, во втором и в третьем, на что сослужащие с ним сильно роптали». Архимандрит Пимен. Биографический очерк. Свято-Никольский Угрешский монастырь. 1999. С. 59. – Прим. сост.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

981 Николаевский Угрешский (Николо-Угрешский) мужской монастырь Московской епархии. Монастырь основан, согласно преданию, в 1380 г. Монастырь неоднократно горел, но быстро восстанавливался. В 1521 г. был сожжен при набеге крымского хана Мехмеда I Гирея. В XVI-XVII вв. одно из государевых подмосковных богомолий. К 1739 г. в монастыре находились три каменных храма – Никольский собор, церковь Успения Пресвятой Богородицы и церковь Спаса Нерукотворного с колокольней, возведены стены монастыря. Во второй трети XIX в., в годы настоятельства преподобного Пимена (Мясникова, настоятель в 1858–1880), обитель стала одним из духовных центров Подмосковья. В монастыре в 1910 г. было 11 храмов. После увольнения с московской кафедры здесь проживал на покое (1917–1926) митрополит Макарий (Невский) . В 1918 г. монастырь официально был закрыт, началось частичное изъятие церковных ценностей, хозяйственных и жилых строений монастыря для устройства здесь колонии и дома отдыха Наркомфина. В 1919 г. в монастыре была организована трудовая артель монахов, богослужения продолжались во всех храмах; в 1925 г. монастырь был закрыт окончательно (службы в Петропавловском храме продолжались до 1926 г.). С 1927 г. был занят трудкоммуной ОГПУ, затем заселен жильцами, в нем размещались различные городские службы. В 1940 г. разобран Никольский храм XVI–XIX вв., а затем верхние ярусы колокольни монастыря. В 1991 г. монастырь передан Русской Православной Церкви. 984 2 декабря 1918 г. Следственный отдел НКЮ РСФСР направил заключение по этому делу председателю СНК РСФСР В. И. Ленину. В сопроводительном письме говорилось: «Согласно Вашего предложения от 25 ноября 1918 г. за 14572 о назначении судебного следствия по делу об оскорблении и ограблении бывш. митрополита Макария препровождаю при сем заключение производившего следствие по этому делу помощника юрисконсульта следственного отдела Комиссариата юстиции т. П. И. Ройзмана за (ГА РФ. Ф. 130. Оп. 3. Д. 211. Л. 81). 988 В ответ на письмо от 9 ноября 1918 г. юридический отдел Алексеево-Ростокинского райсовета 21 ноября сообщил в организационно-учетное отделение Московского совдепа, что «церквей, сосредоточивших в себе особые ценности, в районе нет, все перечни церковного имущества представлены 17 октября за 287, 22 октября за 335, 25 октября за 372 и 373, 30 октября за 417 и 5 ноября за 445. Из этих перечней особая комиссия может усмотреть, что для нее является ценным и подлежащим изъятию из ведения верующих. По моему мнению, более ценностей сосредоточено в церквах Пятницкого кладбища, кои и должны быть осмотрены в первую очередь, затем церковь села Алексеевского, села Свиблова и приписанной к ней [церкви] села Леонова, Бахрушинского приюта и села Останкино» (ЦГАМО. Ф. 66. Оп. 18. Д. 64. Л. 73–73 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010