Радуйся, изнемогающих в тягостном сомнении благий укрепителю и помощниче. Радуйся, Несторе, земли Русския первый летописателю. Кондак 11 Пение хвалебное от сынов Русских по достоянию приемлющи, отче досточудне, любовию твоею не престай заступати от всех бед и скорбей землю отеческую нашу, в нейже выну, прославляется имя Господне песнию: Аллилуиа. Икос 11 Светолучными сиянии любви Божественныя уязвивыйся, летописче преславне, образы сея явил еси житием страстотерпец святых благоверных братий Бориса великодушнаго и Глеба кроткаго, да им последующе, добродетели братолюбия, отечестволюбия, смирения и послушания приобрящем, тебе же, деяний сих списателя богомудра, восхвалим сице: Радуйся, яко благодать Божественная на тебе неоскудно почиваше. Радуйся, яко тою умудряемь, угодники Божия с любовию прославил еси. Радуйся, о благе земли твоея неустанный молитвенниче. Радуйся, отечестволюбцем и мудрости познания искателем присный помощниче. Радуйся, Несторе, земли Русския первый летописателю. Кондак 12 Благодатный источник наставлений Богоугодных обретохом в тебе, отче Несторе, житием бо и списаньми твоими вся утверждаеши шествовати неуклонно во след Единому Человеколюбцу и Спасителю нашему Богу, зовуще Ему: Аллилуиа. Икос 12 Поюще Богоугодное житие твое, Несторе преславне, со умилением прославляем труды и подвиги твоя, имиже Христу Спасу зело угодил еси, и восхваляем дивное смотрение Божие на тебе, в нетлении мощей твоих доныне являемое. Почитая же мирную и непостыдную кончину твою, поклоняемся неизследимому Промыслу Всевышняго, сподобльшаго тя причастника быти неизреченныя славы Своея в селениих праведных, отонюдуже приклони ухо твое ко гласом нашим, взывающим ти сице: Радуйся, козни, коварства и злобы демонския расторгнувый. Радуйся, духом твоим невозбранно в горняя обители востекший. Радуйся, во мраце пещернем телом твоим нетленно до днесь почиваяй. Радуйся, от мощей твоих многую помощь чтущим тя неоскудно подаваяй. Радуйся, Несторе, земли Русския первый летописателю. Кондак 13

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Радуйтеся, Антоние и Феодосие, монашескаго в России жития первоначальницы. Кондак 11 Пение еже приносим вам, богоноснии отцы, несть довольно к похвалению преславных ваших подвигов и трудов вышечеловеческих, яко бо житие бе превосходящее житие человеческое, ангельскому же подобящееся, сице и похвалам от Ангел паче нежели от человек вам приносимым быти достоит: обаче усердное наше зряще произволение, любезно приносимое нами приимите пение, нас же от грех и всяких скверн и нечистот вашими молитвами очистите, да на всяк день и час чистым сердцем поем Богу: Аллилуиа. Икос 11 Светоподательная на земном крузе явистася светила, Божия благодати исполненная, отцы преблаженнии, всю вселенную, из подземнаго пещернаго спуда, пресветлыми вашими добродетельми ясно просвещающия, дела бо ваша из подземных возсиявше заключений, тако всему миру во уведение и познание приидоша, яко и Восток оная ублажает, и Запад величает, и Юг восхваляет, и Север попремногу прославляет. Темже и мы сице вам от любве припеваем: Радуйтеся, всех добродетелей неленостнии исполнители; радуйтеся, многих монашеских обителей предобрии соградители. Радуйтеся, всяких добродетелей пресветлая зерцала; радуйтеся, крепкая и непреодолимая ваших обителей забрала. Радуйтеся, прекрасная и пречудная Духа Святаго жилища; радуйтеся, всех богоугодных и благоприятных дел преудобренная вместилища. Радуйтеся, Творцу и Богу вашему во временнем житии добре угодившии; радуйтеся, к исходу от сея временныя и многотрудныя жизни прекрасно себе уготовившии. Радуйтеся, ваших учеников, аки истинных чад, не точию в животе сем, но и при исходе наипаче на богоугодное житие наставившии; радуйтеся, темже учеником, по отшествии отсюду, невидимое спребывание и всегдашнее содействие и помощь обещавшии. Радуйтеся, в небесная жилища богопоспешно без всякаго препятия вшедшии; радуйтеся, мзду велию за ваша иноческая злострадания от Всещедраго Мздовоздаятеля восприемшии. Радуйтеся, Антоние и Феодосие, монашескаго в России жития первоначальницы. Кондак 12

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Слышав, преблаженне отче Феодосие, жестокое святаго Антония и острое в пещернем затворе житие, скоротечно, аки елень на источники водныя, к нему тай от матере твоея текл еси, идеже доспев прилежно его молил еси, да тя в свое сожительство приимет и в число иночествующих впишет, он же, провидев в тебе живущую благодать Божию, неотлагательно повеле на тя иноческий возложити образ, ты же за то благодаривши Бога благодетеля, обоеручно иноческаго явился еси жития, и со Антонием купно непрестанно труждался еси, о чесом мы помышляюще, тако взываем к вам: Радуйтеся, Антоние и Феодосие, иноческаго жития основатели; радуйтеся, первейшии новоначальных иноков в России наставницы. Радуйтеся, в монашеское отишие, аки в некий корабль безопасный, к вам приходящих вводители; радуйтеся, предобрии в пучине мира сего влающихся управители. Радуйтеся, мирския бури, волнения и мятежи в тишину мудре прелагающии; радуйтеся, всех любезно в доброе и спасительное пристанище наставляющии. Радуйтеся, свирепеющия врагов шатания мудре усмиряющии; радуйтеся, от всех неприязненных обуреваний к вам притекающих удобно спасающии. Радуйтеся, всех под ваш покров и защищение отечески приемлющии; радуйтеся, всех без лицеприятия от всех напастей и бед защищающии. Радуйтеся, бедствующим всегда и во всем, и на коемждо месте добре предстательствующии; радуйтеся, за обидимых, озлобляемых и уничижаемых присноходатайствующии. Радуйтеся, Антоние и Феодосие, монашескаго в России жития первоначальницы. Кондак 5 Богоявленныя звезды, ихже на тверди Российстей яви Солнце Премирное, лучами высокия вашея святыни многих просвещающия, многих на путь боговедения наставляющия, многих к иночествованию приводящия, многих же в добродетелех, остром же и прискорбном житии утверждающия и укрепляющия, сие Божие изволение в вас добре исполнившееся зряще, поем благодарно всемилостивому Богу: Аллилуиа. Икос 5 Видевше мнози богоугодное ваше в пещерах, аки во гробех, заключенное житие, умиляхуся душами, сердцы же сокрушающеся, спешно к вам, спасения ищуще, притекаху, смиренно просяще, да и их таковаго жития общниками соделавше, во всегдашнее Богу служение освятите: вы же помняще Рекшего: Грядущаго ко Мне не иждену вон, всех приходящих любезно приимасте, и отечески поучасте; темже сицевым вас венчаем песнопением:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Прокопий решил покинуть стены Лавры. Но в тот же самый день, когда он получил расчет, он неожиданно заболел и вынужден был остаться в братской больнице. Здесь ночью он удостоился видения Пресвятой Богородицы, Которая утешила его и подкрепила духовно. Когда об этом дивном посещении от духовника Прокопия узнал наместник Печерской Лавры, он отдал приказ немедленно зачислить юношу в число братии с имеющимися бумагами. Так судьба будущего подвижника была решена: он остался в Лавре. Его зачисление в послушники состоялось 23 марта 1850 года. Прокопий продолжил нести клиросное послушание при пещерных храмах. Начало юродства Своим духовником послушник избрал иеросхимонаха Парфения (Краснопевцева), часто посещал и другого киевского подвижника – блаженного Феофила. Вскоре и в поведении самого Прокопия стали проявляться признаки юродства. К примеру, известно, что исполняя свое клиросное послушание, он никогда не читал по книге, а произносил всё по памяти, перевернув при этом книгу. В молитвах, обращенных к Богородице и Пресвятой Троице, он обычно заменял местоимение «Ты» на «Вы». Был Прокопий угрюмым и нелюдимым. Приходя на послушание, поворачивался лицом к народу, а на клирос шел боком, что у всех вызывало смех и недоумение. Спускаясь по лестнице, он переступал сразу через несколько ступенек, любил вытирать своим подрясником перила… Это были первые странности в поведении Прокопия, из-за которых он вскоре был освобожден от клиросного послушания и переведен в Голосеевскую пустынь на должность записчика. Голосеевская пустынь В Голосеево Прокопию довелось часто встречаться с митрополитом Филаретом (Амфитеатровым), который обычно проводил здесь всё лето. Владыка разглядел в молодом послушнике будущего подвижника и даже назначил его читать свое келейное правило. Очевидно, благодаря такому покровительству Прокопий вскоре был пострижен в рясофор с именем Паисий. Постриг состоялся 31 октября 1854 года. Но молодой монах не оставил своего юродства, а, напротив, только его усугубил. Ходил он обычно босиком или обув сапог лишь на одну ногу. Инок старался всегда пребывать в молчании, с братией вел себя бесцеремонно, думая вызвать тем самым насмешки и оскорбления в свой адрес. Начальство, не понимая юродства блаженного, перевело Паисия с послушания записчика в братскую пекарню. Однако из-за недостатка певчих 10 ноября 1855 года его вернули в Лаврские Ближние пещеры на послушание клиросного.

http://pravoslavie.ru/120890.html

В 1991 году несколько кружковцев и их друзей начали расчистку Гнилецких пещер от обвального грунта и мусора. Первым участком работы стал подземный храм преподобного Феодосия Печерского: во-первых — самое святое место в пещерах, во-вторых — именно здесь перемены к лучшему были бы сразу заметны для других посетителей как потенциальных союзников в волонтёрском начинании, в-третьих — в начале ХХ века храм был реконструирован, и наличие бетонного пола «спасало» ребят от конфликта с законом, поскольку они не задевали древний «культурный слой». Вскоре, по слухам среди знакомых и по раскопам в других уголках лабиринта, волонтёры узнали, что в пещерах работает археологическая экспедиция. Мобильных телефонов и Интернета тогда ещё не было под рукой, и две группы тружеников «Церковщины» ещё долго искали друг друга: ведь волонтёры приезжали на раскопки только в выходные дни, а профессионалы — в будни. Для меня символично, что первый контакт между ними — в телефонном разговоре — состоялся 5 февраля 1992 года, в третью годовщину моего первого визита в урочище. Когда открылся новый археологический сезон, волонтёры и члены экспедиции работали уже плечом к плечу. Окончив институт, я поступил на работу в отдел «Киев подземный» Музея истории Киева, созданный в 1990 году для исследования исторических подземелий города и организовавший ту самую экспедицию в «Церковщине». В середине 90-х стало ясно, что обозримое будущее экспедиции — держаться на энтузиазме, без надежд на экономическое развитие. Между тем, подземные памятники следовало не только изучать, но и охранять, возрождать, открывать для посещения. Для тех подземелий, которые были пещерными монастырями, оставался один выход — совместный патронаж Музея и Церкви. Задекларировав в 1988 году отказ от гонений на религию и намерение возвратить верующим отторгнутые святыни, правительство СССР не успело разработать долгосрочную программу поэтапной передачи церковным общинам сооружений, занятых светскими учреждениями. Не был также разработан механизм эффективного взаимодействия Церкви и государства в опеке над теми святынями, которые официально признаны памятниками истории и культуры. Проблема осталась в наследство постсоветской Украине, где так и не была решена своевременно. Возвращение святынь нередко сопровождалось конфликтами, а позитивный опыт взаимодействия памятникоохранных инстанций и церковнослужителей нарабатывался путём проб и ошибок. По этим причинам переход киевских пещер в «Китаево», на Зверинце и в «Церковщине» под опеку возрождённых монастырей не был безоблачным, однако многие разработки «Киева подземного» всё же были поняты и воплощены в жизнь. Полнее всего это удалось именно в «Церковщине»: в интерьере Гнилецких пещер установлены экспозиционные материалы, которые дополняют архитектуру и помогают понять, что такое описанная в «Патерике» жизнь древнерусского подземного монастыря в условиях Среднего Поднепровья.

http://pravoslavie.ru/71230.html

Из-за увлажненности грунта нужно принимать срочные меры 5 июля. ПРАВМИР. Аварийная ситуация сложилась в лабиринтах Ближних пещер Киево-Печерской лавры, которые являются объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Лавра обратилась к властям с просьбой помочь в ликвидации, сообщает центр информации Украинской Православной Церкви. «В случае непринятия срочных мер существует угроза разрушения лабиринтов Ближних пещер Киево-Печерской лавры, что может привести к человеческим жертвам», — отмечается в сообщении. Постоянный мониторинг показал, что уровень увлажненности грунтов, где расположены пещеры, в последнее время существенно увеличился. Это связано с многолетней амортизацией и неудовлетворительным состоянием подземных инженерных коммуникаций. Кроме того, весеннее снеготаяние приводит к насыщению водоносного горизонта над пещерами и подтоплению пещерного комплекса. В связи со сложившейся ситуацией кабмин Украины просят выделить средства для неотложных противоаварийных работ. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 25 мая, 2020 26 апреля, 2020 17 апреля, 2020 14 апреля, 2020 13 апреля, 2020 13 апреля, 2020 26 февраля, 2019 18 января, 2019 15 января, 2019 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/kievo-pecherskaya-lavr...

Прежния разумныя пещерныя жители жили в пещерных местах для того, чтобы стяжать истинную любовь к Богу и искреннюю любовь к ближним, памятуя всегда апостольское слово: мняйся любить Бога, а ближняго своего ненавидяй – ложь есть (1Ин.4:20). Еще видим в отеческих писаниях, что тогдашния люди, уединяющиеся — совершенныя, жили по одному, а не достигшия еще совершенства жили вдвоем и втроем, для познания своей немощи и для снискания кротости и терпения и смирения. Хотя иногда и тяжким кажется сожитие с другими, для неукрощеннаго еще самолюбия, но весьма полезно для обнаружения наших немощей: а то уединенному часто кажется, что он живет хорошо и исправно, и чрез то удобно впадает в самомнение и обольщение. Лучше видеть свои немощи и недостатки и чрез то навыкать смирению и самоукорению, нежели обольщаться мнимым исправлением и чрез то впасть в гордость, за которую и ангелов согнали с неба. Впрочем, матери, не для того древния подвижники жили вместе, чтобы укорять и досаждать друг другу с намерением, а терпеть это и переносить разумно со смирением, если бы кто из них по немощи человеческой и по наветам вражиим когда-либо уклонился в непристойное обращение и оскорбление живущаго с ним. Так и вы, матери, старайтесь жить разумно, каждая смотри свою пользу душевную, а другая сама о себе пусть да попечется. Впрочем, и это слово примите разумно, не толкуя превратно: «ты сама о себе пекись, какое тебе до меня дело». В Евангелии сказано коротко и ясно: «Аще кто ударит тебя в десную ланиту, обрати, ему и другую» (Мф.5:39). Бог да поможет нам исполнять словеса сия. 330. Советует не отказываться принять келейное пострижение (1871 г.)    Несмотря на то, что ты серьезно больна, никак не соглашаешься принять тайное пострижение, как делают это другия серьезно больные, из опасения, чтобы не перейти в вечность без пострижения, проживши довольно лет в монастыре; а желаешь получить мантию видиму, т. е. длинную, церковную. Не знаю, дождешься ли ты этого. Из жития Киева-печерскаго преподобнаго Моисея Угрина видно, что он тайно пострижен в темнице проходящим иеромонахом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2676...

Я взошел на величественную колокольню лавры, начатую при Императрице Анне и оконченную при Елисавете: в ней четыре яруса разнородных колонн, Дорического, Ионического и Коринфского ордена высота ее 47 сажен с крестом; она почитается высочайшею из всех колоколен Российских и по своему нагорному положению видна более, нежели за тридцать верст по Московской дороге; с ее же вершины взор достигает до города Козельца на расстоянии семидесяти верст. Вся панорама Киева, Днепра и живописных окрестностей открывается стоящему на последнем ярусе столпа сего, вполне достойного лавры, в которую зовет он на молитву мирным гласом своих колоколов. Жадно разбегаются взоры по сему очаровательному и разнообразному чертежу вод и гор, лесов и полей, повсюду украшенных каким-либо священным зданием; потом опять сосредоточиваются они на одной живописной массе Киева, двухъярусного, горнего и дольнего, разделенного садами и оврагами, и сияющего Божиими храмами: наконец утомленные падают прямо на св. лавру и ее пещеры, как на единый мирный приют посреди сей тревожной картины. С племянником Владыки, отцом Антонием, приятным и радушным спутником многих моих хождений внутри лавры и по ее окрестностям, совершил я сей последний восход и уже полагал, что успел в короткое время видеть все достойное внимания в стенах обители; но Митрополит озаботил меня вопросом: «видел ли ты юдоль преподобных Антония и Феодосия и был ли на их кладезях?» – Я же не знал и о их существовании. Тогда кроткий пастырь, обратясь с улыбкой к своему племяннику, сказал ему: «поди же и отведи его в сию долину, и пусть почерпнет там воды из струи, освященной руками преподобных; ибо место сие еще дико и отрадно, как во дни святых отшельников.» Немедленно вышли мы через пещерные врата из стен лавры и, минуя крытый ход ближних и дальних пещер, несколько повыше их достигли до каменной церкви Зачатия Богоматери, что над самым холмом дальних пещер Феодосиевых. Там, насладившись зрелищем лавры, которая величественно восставала пред нами, по уступам гор мы стали спускаться крутою стезею в глубокую дебрь, поросшую вековыми тополями и яворами, доколе не обрели на дне оврага малый кладезь, – это был Феодосиев.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Песнь 6 Ирмос: Ризу мне подаждь светлу,/одеяйся светом, яко ризою,/Многомилостиве Христе Боже наш. Житие мое страстьми умертвися,/молитва леностию многою оскуде, братолюбием украситися не попекохся;/иже миру умертвивыйся и в молитве до смерти пребывый,/братолюбия рачителю, отче преподобне, помози ми во гресех погибающему. Самаго себе плачу, окаянный, и земли нашея растления,/но, твое предстательство призывая, отче преподобне,/паки к духовному деланию воздвизаюся и глаголю:/заступи твою землю, угодниче Божий,/и о спасении моем сотвори молитву. Кто от верных не удивится преподобнаго Феодора ревности духовней:/той бо на княжении веры бысть подвижник/и в подвизе пещернем князь над страстьми вскоре показася,/по преставлении же своем Ангелов купножитель. Богородичен: Ума моего извращения/и души двизания страстная и лютая, Дево, исправи/и цела мя соблюди от всегда немилостивно находящих ми. Кондак, глас 4: Красоты ризныя возгнушавшагося/и богатства тленнаго со благодарением отвергшагося,/в ризу же безстрастия облекшагося/и богатому в щедротах Христу возследовавшаго,/приидите, вернии, восхвалим Феодора достославна,/яко молящася непрестанно/о душах наших. Икос: Восхвалим, братие, Феодора блаженнаго,/той бо от юности себе не пощади,/в походех противу врагов веры нашея плоть изнуряя и живот свой за други полагаяй,/и, яко Давид Соломону, своему сынови о построении храмов Божиих завет предав,/монашеское житие изволил есть,/аки раб братии угождаяй и себе самаго смиряяй,/того убо воспоим, братие, яко Богу и ближним поработившагося,/враги же видимыя и невидимыя смирившаго/и молящагося непрестанно о душах наших. Песнь 7 Ирмос: На поле Деире/иногда мучитель пещь постави на мучение Богоносных,/в нейже три отроки песнословяху Единаго Бога,/троично воспеваху, глаголюще:/отцев Боже, благословен еси. Острог град твоя подвиги, отче преподобне, проповедует,/хранит же обитель Дерманская тех память,/воспевает и Печерская Лавра терпение твое и веру,/людие же российстии и народ чешский в твоем заступлении общение любве своей утверждают.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Радуйтеся, преблаженнии отцы, многих от работнаго ига мирскаго в сладкую духа свободу изведшии: радуйтеся, многих истинно Христу работати и искренно Ему служити научившии. Радуйтеся, вашими добродетельми многим ко спасению, якоже иногда Моисей в землю обетованную, путь открывшии; радуйтеся, многих не уже в землю обетованную, но в самая Небесная жилища введшии. Радуйтеся, не словом точию, но множае паче делом и усердною к Богу молитвою своих учеников и последователей поучающии; радуйтеся, ваша купножители монашескими правилы красно и боголепно управляющии. Радуйтеся, различными искушениями и напастьми отягченным скоро пособствующии; радуйтеся, от супостат боримым и тяжко насильствуемым всегда помоществующии. Радуйтеся, одолеваемых от сопротивных, но не отчаивающихся и богонадежно в молитве вас призывающих, внезапным вашим пособием подкрепляющии; радуйтеся, всякое враждебное устремление сильно воспящающии. Радуйтеся, собранное вами духовное стадо бодренным оком выну назирающии; радуйтеся, ваших учеников и наследников непрестанно на путь Божиих заповедей наставляющии. Радуйтеся, Антоние и Феодосие, монашескаго в России жития первоначальницы. Кондак 6 Проповедуемо и везде попремногу похваляемо бе ваше, преподобнии отцы, богоугодное и безмолвное житие, кто бо точию нестяжательное и в пещерных затворех продолжаемое сие видев или слышав, Ангелов вас паче, нежели человеков быти не мняше; терпению же вашему и различному тела умерщвлению кийждо удивляяся, Богу приличное воздая благодарение, купно с вами пояше песнь: Аллилуиа. Икос 6 Возсиясте на круге Российския церковныя области, преблаженнии, аще бо и самих себе в темных пещерах, аки под спудом, заключисте, обаче лучами ваших подвигов и добродетелей, такожде вся окрестныя страны озаристе и просветисте, якоже чувственное солнце мир озаряет и просвещает, и тако многих сердца к богоугодному житию возбудисте и согреясте, и удобна к добродеянию сотвористе, яко и солнце, согревая землю, удобну творит ю к прозябению различных древ, и плодов, и былий сельных, и всякаго злака на службу человеком и скотом. О сем благодаряще Бога, сицевое вам приносим пение:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010