Возникновение Киево-Печерского мон-ря принято относить к 1051 г., под к-рым в ПВЛ читается СПМ. Но эта датировка условна: точное время основания обители неизвестно. Хронологический расчет летописца был прост и логичен. С одной стороны, он располагал датированным сообщением о поставлении Илариона митрополитом Руси в 1051 г. («В лето 6559. Постави Ярославъ Лариона митрополитомъ русина в святей Софьи, собравъ епископы»), а с другой - знал из текста СПМ, что прп. Антоний поселился на холме уже после того, как бывший берестовский священник стал главой Русской Церкви. Эти обстоятельства и позволили летописцу отнести СПМ к 1051 г. По предположению А. Ю. Карпова, возвращение прп. Антония на Русь и поселение в окрестностях с. Берестова могло иметь место уже во 2-й пол. 40-х гг. XI в. В сообщении о том, что прп. Антоний поселился на холме, где втайне молился будущий митрополит Руси, некоторые исследователи (А. В. Поппе ) усматривают намек на участие Илариона в учреждении Киево-Печерского мон-ря. Однако для подобных утверждений нет серьезных оснований. В рассказе о пещерке свящ. Илариона скорее следует видеть монастырское предание кон. XI - нач. XII в., к-рое пыталось связать начальную историю обители с авторитетом митр. Илариона. Келья прп. Антония в Ближних пещерах. Фотография. 2013 г. Келья прп. Антония в Ближних пещерах. Фотография. 2013 г. Согласно СПМ, обитель была основана уроженцем Любеча, принявшим постриг с именем Антоний в одном из афонских мон-рей. Здесь он получил навыки иноческого жития, после чего был отправлен на Русь, напутствуемый словами настоятеля: «Иди в Русь опять, и буди благословленье от Святыя Горы, яко от тебе мнози черньци быти имуть» (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 1. Стб. 156). После долгих поисков прп. Антоний решил поселиться на высоком берегу Днепра в районе с. Берестова. Ископав пещеру, он подвизался в бдении и молитвах. Слава о нем распространилась среди окрестных жителей. Взошедший на киевский престол кн. Изяслав (Димитрий) Ярославич вместе с дружиной посетил преподобного, чтобы получить благословение и испросить молитвы. Вскоре сложилась небольшая монашеская община, трудами к-рой были созданы пещерная церковь и кельи. В числе первых последователей прп. Антония были прп. Никон Великий и прп. Феодосий Печерский.

http://pravenc.ru/text/Киево-Печерская ...

Студийский устав, а также монашеские традиции Св. Горы Афон оказали значительное влияние на становление раннего рус. монашества. Вместе с распространением христианства в Киевской Руси появились и основные формы монашества: общежительная, отшельническая, келлиотская. В течение неск. веков визант. аскетическая традиция была приспособлена к новым географическим, климатическим и социокультурным условиям. Первые монастыри не были стихийными образованиями, они создавались ктиторами , обычно князьями, к-рые на свои средства строили и содержали обители и сохраняли над ними власть. Креститель Руси св. вел. кн. Владимир Святославич (978-1015) и его ближайшие преемники основали целый ряд монастырей ( Синицына Н. В. Русское монашество и монастыри. X-XVII вв.//ПЭ. 2000. Т.: РПЦ. С. 305-306). Подобные мон-ри скорее всего не имели строгого внутреннего устава, являясь своего рода святынями семьи ктитора, часто были княжескими или боярскими родовыми усыпальницами, местом пребывания представителей рода в старости. Зачисление в мон-рь в X-XI вв. и образ жизни в нем зависели, вероятно, от вклада, к-рый был готов внести новый насельник. Об этом упоминается в Житии прп. Феодосия Печерского в рассказе о том, как он, желая стать монахом, обходил киевские обители, но не мог найти себе места по причине бедности и незнатного происхождения (Успенский сборник XII-XIII вв./Ред.: С. И. Котков. М., 1971. С. 79-80). Немного было мон-рей, основанных самими монахами. Летописец замечает: «Мнози бо манастыри от цесарь, и от бояр, и от богатьства поставлени, но не суть таци, каци суть поставлена слезами, пощеньем, молитвою, бденьем» (ПВЛ. Ч. 1. С. 69). В первом крупном рус. мон-ре - Киево-Печерском изначально, когда вместе с прп. Антонием подвизалось лишь 12 монахов, их К., так же как и монастырская церковь, находились под землей - в пещере (Успенский сборник XII-XIII вв. М., 1971. С. 86; см. ст. Киево-Печерская лавра в честь Успения Пресвятой Богородицы ). Пещерные мон-ри в дальнейшем получили широкое распространение в России. Среди известных обителей, имеющих пещерную часть,- нижегородский Печерский в честь Вознесения Господня муж. мон-рь (1328 или 1330), Псково-Печерский в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь (ок. 1470), Саровская в честь Успения Пресв. Богородицы муж. пустынь (нач. XVIII в.), Гефсиманский в честь Черниговской иконы Божией Матери муж. скит Троице-Сергиевой лавры (1844) и др.

http://pravenc.ru/text/1684163.html

30. Южные или пещерные ворота. Сооружены в 1795 г. по проекту главного инженера Печерской крепости Шарля де Шардона. Они называются еще Ангельскими, так как со стороны пещер на воротах между колоннами изображены ангелы, держащие икону Успения Божией Матери Киево-Печерскую. На воротах установлен ажурный крест. 31. Иконописная школа и мастерская. Новый корпус в т.н. «кирпичном стиле» сооружен в 1880-1883 г.г. по проекту В.И. Сычугова. Располагается на плато верхней Лавры. Двухэтажное здание в плане прямоугольное. Мастерская имеет мансарду, встроенную в конструкцию крыши. С иконописной школой связаны имена Николая Мурашко (1844-1909 г.г.) и Ивана Ижакевича (1864-1962 г.г.). 32. Иконная лавка. Двухэтажный каменный магазин икон у южных ворот сооружен в 1902-1903 г.г. по проекту Е.Ф. Ермакова. Пристроен к зданию братских бань. 33. Братская баня. Двухэтажное каменное здание сооружено в 1888 г. на месте старой бани. Одновременно был заменен чугунный водопровод и установлен металлический резервуар для воды, нагреваемый восемью газовыми печами. На втором этаже располагалась келья банщика, паровое и мыльное отделения. Рядом располагался колодец, засыпанный в начале ХХ в., здание электростанции (не сохранилось), иконная лавка и фотография, к которым вели ворота (не сохранились). Ремонтные работы проведены в 1895 и 1912 г.г. К западному фасаду был пристроен прямоугольный в плане высокий вытяжной дымоход, снесенный в советское время. 34. Корпус старой фотолаборатории. Сооружен в 1871 г. В 1874 г. состоялось официальное открытие Печерской фотомастерской, которая была подчинена непосредственно лаврской типографии. 35. Южная башня. Построена в начале XVIII в., как сторожевая башня в южном углу монастырских стен между башней Кущника и Южными воротами. В литературе больше известна под названием «Часовая» (или «Дзигарская»), которое произошло от часов, находившихся в башне со времени основания до 1818 г. Часы были изготовлены Дзиген-мастером П. Чернявским. 36. Дом митрополита. Сооружен в 1727 г. на месте сгоревших в 1718 г. архимандричьих покоев. Первоначально был одноэтажный четырехкамерный, разделенный сенями на две половины. В 1731 г. надстраивается второй этаж, в 1752-1761 г.г. параллельно этому корпусу строится второй. При перестройке 1803 г. оба корпуса были подведены под одну крышу. В 1861 г. на южном фасаде вместо деревянной галереи устроен балкон и пристроен объем, который использовался под библиотеку (архит. П.И. Спарро). В 1904-1905 г.г. к восточной стороне дома пристроена Благовещенская церковь. Дом кирпичный в стиле барокко оштукатуренный двухэтажный с подвалом сложной конфигурации в плане.

http://sobory.ru/article/?object=00330

помещений-камер (2×2×2 м) с выступами в виде лежанок, устроенными в материке вдоль стен. Одна из камер, по мнению нек-рых исследователей, была кельей прп. Феодосия Печерского ( Харламов. 1992. С. 63-66). Возможно, участок совр. ц. прп. Феодосия Печерского - древнейшая часть мон-ря - летописная «великая пещера», где находились неск. келий и пещерный храм, впосл. объединенные между собой переходами ( Бобровський. 2007. С. 50). Вероятно, нек-рые из этих первоначально жилых помещений позже стали частью ц. Рождества Христова. В зап. части Дальних пещер расположены неск. разветвленных и закольцованных галерей, сосредоточенных вокруг подземной Благовещенской ц., традиционно считавшейся самой древней частью пещерного мон-ря ( Воронцова. 2005. С. 28). Однако нек-рые исследователи полагают, что данный участок сформировался не ранее XV в. и использовался исключительно для захоронения почившей братии ( Бобровський. 2007. С. 51). В 1968 г. в стене подземного хода были выявлены сводчатые ниши - локулы (средний размер 0,5×2 м), расположенные перпендикулярно пещерному коридору; некоторые ниши размещены вдоль коридора, подобно локулам рим. катакомб ( Дяденко. 2012; Чумаченко. 2012; Юра. 2012). На этом же участке находится верхний вход в пещеры из наземной ц. Зачатия св. Анною Пресв. Богородицы, а также позднесредневек. келья затворника, состоящая из 2 соединенных между собой камер с лежанками из кирпича вдоль стен. С юго-востока к этому участку прилегает длинная галерея, которая направляется к нижнему входу в пещеры. В стенах галереи зафиксировано неск. крипт - камер для захоронений, характерных для древнерус. времени. Возможно, эта галерея представляет собой остатки одного из участков монастырского кладбища XI-XIV вв. В юж. части Дальних пещер расположены Варяжские пещеры. Первоначально полностью самостоятельные, позднее они были соединены с основным комплексом длинной извилистой галереей. В домонг. период Варяжские пещеры, вероятно, являлись местом затворнического подвига отдельных монахов.

http://pravenc.ru/text/Киево-Печерская ...

Казанский, приводя полную редакцию Сказания, замечает: «Сличая приведенное нами сказание с сказанием летописи, не видим ли мы, что летописное служило для него основой? Самый язык сказания там, где оно отступает от летописного, есть уже позднейший. Мог ли Нестор называть Владимира самодержцем русския земли?» 261 . Вполне соглашаясь, что летописная редакция Сказания, да ещё Несторово Житие Феодосия Печерск. – дали литературную Форму распространенной редакции, мы, к сожалению, не можем воспользоваться последним доводом: « «самодрьжьцемъ вьсеи роусьски земли» называет князя Владимира Святославича ещё составитель Сказания о св. Борисе и Глебе 262 . Кассиан. II ред. Печерск. Патер. легла в основу: польского печатного издания 1635 г., рукописной редакции Иосифа Тризны, рукописной же редакции Каллистрата Холошевского и, наконец, печатных славянских изданий, начиная с 1661 года. 6. Польский Paterikon Сильвестра Коссова «Paterikon» 263 , составленный, по повелению и благословению митр. Петра Могилы , епископом Сильвестром Коссовым, – преследует двоякую цель: а) явить свету, отряхнувши пыль от хартий, веками сокрытый и погребенный в сокровищницах монастырских Патерик, т. е. жития святых отцов Печерских, и b) опровергнуть неосновательные возражения против святости и православия сих отцев, заградив таким образом уста тем, кто ведет непотребную борьбу с русскою церковью 264 . Собственно Печерский Патерик начинается Житием пр. Антония (стр. 17 и д.) 265 : это – распространенная редакция Сказания что ради прозвася Печерск. монаст. На стр. 24–54 Житие пр. Феодосия 266 : сюда входит Слово о перенесении мощей (стр. 50–52) и О поковании раки (52–4), но за то выделены в особые жития биографические сведения о Стефане (57–8), Дамиане (68–9), Варлааме (71–5) и Никоне (76–8). За Житием пр. Феодосия следует Слово о создании цер. Печерск. (стр. 58 и д.: «О zbudowaniu Cerkwie Nawietszey Panny Pieczarskiey»), но без Чуда о Иоанне и Сергии, помещенного особо. Далее – Слово о первых черноризцах Печерск.: Дамиане (68–9), Матфее (70 –1) 267 268 ) и Иеремии (71).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

Источниками для изучения предполагаемой Несторовой Летописи служат – Повесть врем. лет и Печерский Патерик. В повести вр. л. Сказание читается под 1051 годом 79 , Слово о первых черноризцах Печерских – под 1074, а о перенесении мощей – под 1091-м. Что касается Печерск. Патерика, то в (первоначальной) основной его редакции, как увидим после, читается одна только летописная статья – Слово о первых черноризцах Печерских, в том виде, в каком она сохранилась и в Повести вр. л. Сказания о начале Печерск. монастыре нет и в некоторых списках Арсениевской редакции Патерика, напр. Берсеньевском 80 и Казанск. дух. Академии 81 ; за то в других 82 оно читается с тою особенностью, что в тексте, как мы уже упоминали, нет слов «к нему же и аз придох».., после: « же живущу в монастыри... и всякого приходящааго к немоу»... Не целиком вошло в эту редакцию Патерика и Слово о первых черноризцах Печерск.: в одних рукописях 83 находим рассказ о Дамиане и Иеремии, а в других – только о Дамиане 84 . Наибольший интерес при изучении Несторовой Летописи представляют Кассиановския редакции Печерск. Патерика: первая и вторая. Последняя имеет целый ряд характерных особенностей и по сравнению с первой. Она же легла в основу всех позднейших изводов Печерск. Патерика: Иосифа Тризны 85 , Каллистрата Холошевского 86 , Сильвестра Коссова и славянских печатных изданий. Не много исторически–достоверных сведений имеется и о св. Симоне 87 . Постриженник Киево–Печерской обители, он был сначала игуменом Владимирского Рождество–Богородицкого монастыря 88 и духовником великой княгини, супруги Всеволода Юрьевича 89 , а потом – епископом Владимирским и Суздальским. Заняв великокняжеский престол, Юрий Всеволодович не пожелал быть в церковной зависимости от Ростова 90 – и в 1214 г. «посла Симона игумена от Рожества пречистыя Богородицы в Киев к Матфею Митрополиту Киевскому и всеа Русси ставитися в епископы в Суздаль и в Володимерь, и поставлен бысть в Суздаль и в Володимерь в епископы» 91 . Через год начались княжеские междоусобия, кончившиеся тем, что Юрий вынужден был удалиться в «Радилов градец», уступив «великое княжение Володимерское и Ростовское» старшему брату Константину Всеволодовичу: помолившись в церкви Пресв. Богородицы и поклонившись праху отца, князь «вниде в суды с епископом Симоном, и со княгинею, и с детми своими, и с людми, и с малою дружиною своею, и пришел вниде в Радилов градец» 92 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

Несколько раньше иеромонах Иоасаф 107 время епископства того же Симона отнес к 1160–1172 гг. На XII век падает время жизни св. Симона и по «Описанию иконописи Киево–Печерск. Лавры», начала XVIII в.: здесь об адресате Симонова Послания, Поликарпе, замечено: «в старости глубоцей 1182, июля в 20 д., преставился» 108 . Разбор и опровержение всех этих свидетельств и соображений о жизни Симона в XII в. – у пр. Филарета 109 , В. Яковлева 110 и прот. М. Хераскова 111 . Позднейшие исследователи Владимирских святынь – прот. Виноградов 112 , А. Титов 113 , архиеп. Димитрий 114 и архиеп. Сергий 115 – доказывают, что было два Симона: один жил в XII в., а другой, списатель Печерск. Патерика, управлял Владимирской епископией с 1214 по 1226 г.; мощи первого почивают в Киевских пещерах, а второго – во Владимирском кафедральном Соборе, как можно видеть из древней надписи над гробницей: «мощи преосвященного Симона, епископа Владимирского, преставися в лето 6735 в 22 день мая». Против такого различения говорит жизнеописание Симона в Печерск. Патерике Тризны 116 и в печатных славянских изданиях 117 , откуда оно заимствовано в Четьи–Минеи св. Димитрия Ростовского , – и церковная Служба. В Службе он прославляется как « преподобныхъ оцъ Печерскихъ списатель извстный»: « добр написавъ на скрижалхъ срца твоег добродтели оцъ Печерскихъ, не скрылъ си тхъ под спудомъ молвы, оче, но движимь, весь оумъ свой братилъ еси оныхъ на ползу, инемъ написати»; или: « Аки размна пчела мысленны цвты, прп бныхъ собравъ, подалъ еси та, аки сотъ по теб живущымъ»... 118 С именем св. Симона в Печерск. Патерик вошло Слово о создании церкви Печерской и Послание к Поликарпу, черноризцу Печерского монастыря. Первое произведение было составлено не раньше 1222 г. 119 : в конце рассказа « писцевъ црквны къ игоуменоу Никону прграда» Симон говорит о построении кн. Владимиром Мономахом церкви в Ростове, а сыном его Юрием – в Суздале, « по бразу тоа цркви бгознаменныа», и при этом добавляет: « же по лте вс та распадошас же бца въ вкы пребывает»... 120 По свидетельству Лаврент. летоп. 121 , « в лето 6730 великый князь Георги заложи церковъ каменьну святыя Богородица в Суждали, на первмь мсте, раздрушивъ старое зданье, понеже учала б рушитися старостью, и верхъ ея впалъ б»... Правда, построение этой разрушившейся церкви приписывается здесь прадеду князя, а не отцу, но сообщение Симона заслуживает большего вероятия, чем летописное: кому и знать отчётливо историю местных святынь, как не местному епископу.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

Мы, во всяком случае, по благодати Божией следуя безошибочной, соборной и отеческой традиции Церкви не будем подвергать опасности наше спасение, вступая в общение с лишенным общения украинскими раскольниками, полагая, что те, кто вступает в общение с лишенными общения, сами, по крайнем мере в потенции, отлучаются от общения. Подобным общением мы также не будем содействовать в гонениях на каноническую Церковь и в увековечении раскола на местном уровне и на уровне всего Православия. Боимся мы и внутриафонского раскола, если не будут приняты правильные и мужественные решения. Ожидая Вашего своевременного ответа с почтением и подобающим уважением, Старец Арсений иеромонах с братством, келья «Панагуда» монастыря Кутлумуш; старец Авраам иеромонах с братством, калива святого Герасима, Кутлумушский скит; старец Феофил иеродиакон с братством, келья святых Бессребреников монастыря Григориат Пахомеев; старец Николай монах, келья святого Димитрия монастыря Хиландар; старец Иосиф монах с братством, келья святых Феодоров монастыря святого Павла; старец Савва монах с братством, келья святых Архангелов монастыря Хиландар Саввеев; старец Никодим монах, келья святого Нектария монастыря Ставроникита; старец Гавриил монах, келья преподобного Христодула монастыря Кутлумуш; старец Ефросин монах с братством, келья святого Иоанна Предтечи монастыря Кутлумуш; старец Паисий монах с братством, келья святых Архангелов монастыря Хиландар; старец Никодим монах, келья святого Иоанна Богослова монастыря Великая Лавра; старец Арсений монах, калива святого преподобномученика Герасима, Кутлумушский скит. Копия: двадцати святогорским монастырям. 1 Василий Великий, святитель. Правила святого Василия Великого. Правило первое . 2 Там же. 3 Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на послание к ефесянам. XI//Творения святаго Иоанна Златоуста. Т. 11. СПб, 1905. С. 104. 4 Там же. С. 102. «Ничто так не оскорбляет Бога, как разделения в Церкви…Один святой муж сказал нечто такое, что могло бы показаться дерзким, если бы не им было сказано. Что же именно? Он сказал, что такого греха не может загладить даже кровь мученическая».

http://patriarchia.ru/db/text/5419505.ht...

(Молдавский скит, 11-го июля.) . Воскресенье, 10-е июля. Келья святого Артемия находится на восточном склоне Святой Горы. Она расположена на довольно высоком холме; от моря находится на расстоянии двадцати минут. Местоположение кельи прекрасное, и виды очень богатые. Только запал заслонен отчасти соседними высотами, а с других сторон горизонт широк, на восток представляется море как на ладони, во всем своем величии; из бездны архипелагских вод встают величественные острова Тассо и Самофраки; к югу – величественный Афон, находящийся отсюда не слишком далеко; к северу – вид на целый ряд живописно расположенных келий, на Карею, Андреевский скит... Вообще это такая келия, что ей может позавидовать любой скит. Здесь кстати заговорить об афонских кельях – отдельных от монастырей, но зависимых от них, потому что всякая келья подчинена какому-нибудь монастырю 340 . Со словом «келья» мы обыкновенно соединяем понятие об одной комнате, в которой известный отшельник спасается. На Афоне не так. Здесь одна комната, составляющая помещение и спальню инока, или [что то же] 341 наша келья, называется «кавья». Келья же – это целый дом с церковью одною или даже двумя, со всеми другими хозяйственными принадлежностями, вмещающий в себе несколько братии. Поэтому келии, составляя как бы род дачи, расположены или строятся при таких местах, которые представляют удобства для жизни, то есть где есть хорошая вода, чистый воздух, прекрасное местоположение, ореховые, миндальные рощи, фруктовые деревья. Келья поэтому представляет самую изысканную дачу. Правда, есть тут кельи без этих удобств, но они называются каливами 342 и занимаются или приобретаются знаменитыми отшельниками, умершими для сей жизни и готовящимися к будущей. Кельи приобретаются покупкою у монастырей и ценятся смотря по удобствам. Келья святого Артемия приобретена за тысячу с чем-то, но теперь братья не продадут ее и за тридцать тысяч. Кельи платят небольшую дань монастырю. Эта келья записана на троих и платит около двадцати пяти рублей в год. При любви келиоты с благословения настоятеля монастыря пользуются лесом – для топлива и других построек. Кельи передают по завещанию – большею частью к ученикам. Келья живет большею частью трудами рук своих: возделывает виноградники, если есть – орешник – продает орехи, маслины, смоквы... Вообще, келиотская жизнь – самый лучший вид монастырской жизни, недаром она называется царскою.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Вообще, это такая келья, что ей может позавидовать любой скит. Здесь кстати сделать замечание об афонских кельях отдельных от монастырей, но находящихся в зависимости от них, потому что каждая келья подчинена какому-нибудь монастырю. Подобие иконы Божией Матери Молдавского скита. Конец XIX в. Со словом «келья» мы обыкновенно соединяем понятие об одной комнате, в которой спасается какой-нибудь отшельник. Афонскую же келью нужно понимать несколько иначе. Здесь одна комната (пусть будет это даже шалаш где-нибудь под камнем), составляющая помещение и спальню инока, или что тоже наша келья, называется «кавья». Келья же это целый дом с церковью одною или даже двумя, со всеми хозяйственными принадлежностями. Она вмещает в себе несколько братий. Поэтому кельи, составляя как бы род дачи, расположены при таких местах, которые представляют удобства для жизни, т. е. где есть хорошая вода, чистый воздух, много растительности, ореховые рощи... Правда, есть тут много келий без этих удобств, но они называются «каливами» и приобретаются знаменитыми отшельниками, умершими для той жизни и готовящимися к будущей. Кельи приобретаются покупкою у монастырей и ценятся смотря по удобствам. Келья Св. Артемия приобретена за тысячу рублей, но теперь братья не продадут ее и за 30 тысяч. Кельи платят небольшую дань монастырю, от которого зависят. Артемьевская келья записана на трех келиотов (хотя теперь живет 20) и платит около 25 рублей в год. При добрых отношениях келиоты с благословения настоятеля монастыря пользуются лесом для топлива и построек. Кельи переходят по завещанию большею частью к ученикам. Келиоты живут трудами рук своих; возделывают виноградники, продают орехи, маслины, смоквы, лимоны, апельсины... Вообще келиотская жизнь представляет самый лучший вид монастырской жизни, – недаром она и называется «царскою». Келья св. Артемия по справедливости может считаться одною из первых афонских келий. Быть может, со временем, она превратится в скит, если греки позволят. Пообедавши прекрасно, мы в часа три пополудни выехали отсюда, предполагая ночевать в Молдавском скиту, отстоящем отсюда на пятичасовом расстоянии, но отнюдь не в Лавре – у греков, у которых решили никогда не ночевать.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010