Основные научные труды П. С. Смирнова были посвящены истории русского раскола. Печатные труды 740 . Беседа Швецова с ректором Нижегородской семинарии П. Смирновым //Миссион. сб. – 1891. – 741 . Библиографическая заметка о книге г. Плотникова//Прибавл. кн.: Ряз. епарх. ведомости. – 1890. – 14–15, 17. 742 . В бегстве от антихриста: Общая характеристика современной беспоповщины//Христиан, чтение. – 1903. – 4. 743 . Важность изучения внутренней жизни раскола: Речь, произнесенная на магистерском коллоквиуме 20 дек. пред защитою диссертации «Внутренние вопросы в расколе в XVII веке» – СПб.: Тип. Лопухина, 1899. – 13с. – Извлеч. из: Христиан, чтение. – 1897.– Вып. 1. 744 . Взгляд раскола на переживаемое время в XVII веке//Христиан, чтение. – 1897 – Вып. 1–6. 745 . Внутренние вопросы в расколе в XVII веке: Исследование из начальной истории раскола по вновь открытым памятникам, изданным и рукописным – СПб.: Печ. Яковлева, 1898. – 504 с. разд. пат. – «Библиогр. перечень источников для истории внутр. вопр. в расколе первого ее периода»: с. 38–94 (паг. 2-я). 746 . Где истина?: Разбор изданной современным апологетом раскола Онисимом Швецовым книги «Истинность старообрядствующей иерархии»//Миссион. сб. – 1894. – 1–4. 747 . Дело о старце Богословского монастыря Михаиле Микулине: Из истории раскола XVII в. в Ряз. губ.//Миссион. сб. – 1890. – 1. 748 . Значение женщины в истории возникновения раскола//Миссион. сб. – 1892. – 1,2. 749 . Значение женщины в истории русского старообрядческого раскола: (Речь, произнесенная на торжественном годичном акте С.-Петербургской Духовной Академии 17февр. 1902 г.). – СПб.: Тип. Лопухина, 1902. – 24 с. – Отт. из: Христиан, чтение. – 1902. – Вып. 3. 750 . Из истории полемики с расколом//Правосл. обозрение. – 1889. – 5. 751 . Из истории полемики с расколом в Рязанской епархии в XVIII веке: Неизданная полемика против раскола соч. Симона Лагова, архиепископа Рязанского//Миссион. сб. – 1891. – 2, 5. 752 . Из истории противораскольнической миссии XVII века: Поездка архим. Игнатия и протопопа Иоанна в Кинешму для увещевания раскольников и сост. Игнатием описание этой поездки. – СПб.: Тип. Меркушева, 1903. – 41с. – Текст парал. рус., старо-слав. – Извлеч. из: Христиан, чтение. – 1903.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закащик ушел от Алимпия, «печалуя зело». По уходе закащика, видит Алимпий, что в келию к нему вошел юноша «светел» и начал писать икону Успения Богоматери. Алимпий сначала принял его за человека, полагая, что это другой иконописец, которого прислал закащик, но скорость и красота дела «бесплотна показа», – обнаружили в нем ангела. Он то золото клал на икону, то тер краски на камне и писал ими, «и тако в три часа икону написа зело красну!» «О калугере (батюшка), – спросил он у Алимпия: – еда что недостаточно, или чим согреших»? т. е. не нужно ли еще чего сделать, не ошибся ли я в чем? – «Добре створил еси, – отвечал лежащий на смертном одре иконописец». – Бог поможе тебе зело хытро написати, и се тобою сам сделал ю есть». Наступил вечер, и с лучами солнца исчез таинственный художник с иконою. – А расстроенный закащик «всю нощь без сна пребысть от печали, понеже не бысть иконы на праздник, недостойна себе и грешна нарицая таковые благодати». Ночь проходила, и начинался день; в доме закащика еще спали, но сам он «встав иде к церкви, да тамо плачется своего съгрешения. И отверзе дверь церкве и виде икону сияющу на месте своем, и паде от страха, мнев яко привидение некое явися ему. Възбнув же мало от страха (т. е. немного опомнившись), разумев яко икона есть» (в Пат. Киев. печ.: «маю возник, т. с. немного приподнявшись, разсмотрев, позна, яко икона его есть»). Объятый ужасом, с трепетом он вспомнил слова Алимпия, что икона к празднику Успения будет готова, побежал и разбудил домашних, которые с радостью поспешили в церковь «со свещами и кандилы и видевше икону сияющу аки солнце (при восходе солнца лучи, вероятно, обливали ее светом, отчего ее красота была заметнее), падоша ниц на земли, поклонишася иконе и лобызаша с веселием душа». После того этот благочестивый человек пришел к игумену и поведал о чуде с иконою. Вместе с игуменом идут они к Алимпию, но застают его «уже отходящим света сего». Все-таки игумен спросил: «Отче, како и кым написана бысть икона?» Св. Алимпий, рассказав о видении им ангела 14-го августа, –прибавил: «Ангел написа ю, и се тойже предстоит, пояти мя хотя» 20 , – и с этими словами скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/zametki-...

Не подлежит сомнению, что эта система значений вполне о пределилась не ранее XVI – XVII в., хотя ее зародыши уже видны в русском языке XII – XIII в. Растущее знакомство с теоретическими науками, развитие технических знаний и художественных навыков вызвали переоценку старинных представлений о знании и мастерстве, нашедших выражение в семантеме хитр-. А. А. Потебня думал, что по связи с корневым элементом – хват- (ср. похищать, хищный, хищник, област. ухитить и т. п.) хытръ сначала обозначало зверолова, искусного в поимке, в хватании добычи. Однако в древнерусских письменных памятниках слово хитрый уже выражает более сложные и отвлеченные качественные значения: 1) «Искусный, знающий, сведущий». В Несторовом Житии Феодосия: Бяше бо и книгамъ хитръ псати; в Сборн. Троиц. XII в.: яко же се хытрии врачеве, врачююще язвы. В Лавр. Летописи (6732 г.): учителенъ зло и хытръ ученью божественыхъ книгь//Ученый, мудрый. Например, в Изборнике 1073 г.: (Соломонъ) хытри бы паче всхъ человкъ (л. 154); в Повести временных лет (о Кирилле и Мефодии): хитра два сына у него философа (6406 г.); 2) Разумный, образованный, хорошо воспитанный, благонравный. Например, в сочин. Григор. Наз. XI в.: Отъ гр " б huшixъ въ хытряиша (335); В Панд. Ант. XI в.: Сынъ хытръ послоушливъ отьцю (л. 88); 3) Ловкий, изобретательный, предприимчивый. Например, в Слове о полку Игореве: Ни хытру, ни горазду, ни птицю горазду суда Бoжia не минути. 4) Искусно сделанный, замысловатый, затейливый. Например, Слово хытрое (Гр. Наз. XI в., 154); Хытрое се и скврънное прпирание (там же, 2); Ворота... велми хитры и хороши (Соф. Врем. 6983 г.; см. Срезневский, 3, с. 1430–1431). Кроме того хытрый иногда употреблялось субстантивированно в значении «мастер, художник», ср. хытрьць (хитрец) с значениями: 1) «художник, мастер» (греч. ρχιτκτων, латин. artifex); 2) творец, создатель. Например, Хитрець и промысльникъ Богъ (Пат. Печ., сл. 2) 3) «Знаток, искусник, сведующий». ср. также слово хытрокъ; женск. хытрица – «мудрая, искусница» (там же, с. 1427, 1428).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

В три часа кончил он икону и сказал: «Отче, не нужно ли еще что-нибудь сделать? Не ошибся ли я?» Преподобный сказал: «Ты хорошо сделал: Бог помог тебе искусно написать эту икону; Он Сам чрез тебя сделал ее».    Настал вечер, и юноша стал невидим вместе с иконой. Владелец же иконы всю ночь провел без сна от печали, что нет иконы на праздник; называл себя грешным и недостойным такой благодати. Он встал и пошел в церковь, чтобы там оплакать свои согрешения. И, отворив двери церкви, вдруг увидел икону, сияющую на своем месте, и упал от страха, думая, что это какое-нибудь видение явилось ему. Но, оправившись от испуга, он понял, что это была действительно та икона, которую он заказал написал прп. Алипию. В великом ужасе и тревоге вспомнил он слова преподобного и пошел разбудить домашних своих. Они с радостью пошли в церковь со свечами и кадилами и, видя икону, сияющую светлее солнца, пали ниц на землю, и поклонились иконе, и в веселии душевном целовали ее. Христолюбец же тот пришел к игумену и рассказал о сотворившемся с иконой чуде. И все вместе пошли к преподобному Алипию и увидели, что он уже отходит от этого света. И спросил его игумен: «Отче, как и кем написана была икона?»    Он рассказал им все, что было, и прибавил: «Ангел написал ее. И вот, он стоит возле меня и хочет меня взять». И, сказав это, предал дух.    Тело его приготовили к погребению, вынесли в церковь, сотворили над ним обычное пение и положили в пещере с преподобными отцами о Христе, Господе нашем. (Киево-печ. пат.)    8. О Почаевской иконе Божией Матери известно следующее. В 1559 году путешествовавший в России Греческий митрополит Неофит, в благодарность за оказанное ему гостеприимство в доме Анны Гойской, благословил ее иконой Пресвятой Богородицы. Богу было угодно прославить сию икону. Лучезарный свет от нее привлек внимание многих; мало-помалу стали притекать к ней с молитвой, и многим недужным подавалось исцеление, наконец, когда брат Гойской, слепой от рождения, получил зрение, — сестра его, по соглашению с местной властью, препроводила эту чудотворную икону в Почаевский монастырь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3070...

(См. Екатер. Епарх. Вед.). 2. Примеры милосердия телесного (дела милости телесные) I. Питание алчущего. Представим здесь несколько примеров благотворительности русских подвижников во время голода. а) При св. Феодосии обитель Киевопечерская была еще бедна: случалось, что келарь не мог ничего дать братии на трапезе. Между тем пр. Феодосий построил даже особый двор, на котором и кормил бедных. Для них отделял он десятую часть монастырских доходов, и каждую субботу посылал воз с хлебом в темницу. (Киев. печ. пат.): б) Пр. Корнилий Комельский также во время голода раздавал хлеб голодающим. Донесли ему, что некоторые приходили за помощью по нескольку раз; преподобный не обратил на это внимания и велел продолжать раздачу хлеба всем без различия. в) Препод. Димитрий Прилуцкий († 11 февр. 1389 г.) иногда раздавал бедным милостыню тайно от братий, чтобы не вызвать беспокойства среди их, в виду случаев нужды, постигавших самую обитель. Он был учителем истинной благотворительности и для мирян: когда некто из них, безучастный к беднякам, но хотевший быть благотворителем обители, принес Димитрию подаяние на обитель, преподобный сказал ему: «отнеси назад то, что принес ты нам, и накорми сперва своих слуг и сирот (рабочих), живущих у тебя, чтобы не страдали они от голода и наготы; и когда останется что-нибудь от того, принеси нашей нищете». г) Прохор лебедник, сам всегда питаясь хлебом из лебеды и, по силе дарованной ему благодати, умея приготовлять из нее вкусные хлебы, в обилии раздавал их нуждающимся во время голода, а во времена дороговизны соли, цена на которую, вследствие прекращения подвоза ее, поднята была корыстолюбивыми торгашами, раздавал бедным вместо соли золу, которая, быв взята из его рук, заменяла соль. – Сам тогдашний великий князь Святополк, сперва поблажавший торгашам, хотевшим корыстоваться от народной нужды, впоследствии раскаялся, вразумленный человеколюбивым подвигом Прохора, оправданным знамениями дарованной ему благодати. (Послан. Поликарпа черноризца к Поликарпу, арх.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

икон. По сказанию об иконописцах, «пр. отец Григорий печерский, иконописец киевский, спостник бе преподобному Алипию (1114 г.) и много свв. икон написал чудотворных». Мощи его почивают открыто в Антониевой пещере; а часть их есть в Софийском соборе (Печ. Пат. Ист. слов. о свят. Стр. 80). 9-е число Св. ап. Матфия. Св. муч. Антония. Свв. мучч. Иулиана, Маркиана, Иоанна, Иакова, Алексия, Димитрия, Фотия (Фоки), Петра, Леонтия, Марии патрикии и иже с ними. Пр. Псоя. (Обретение нерукотворенного образа Спасителя камулианского. Пр. Макария). Св. ап. Матфия Св. ап. Матфий происходил из племени Иудова из города Вифлеема. Учитель его, св. Симеон Богоприимец, с ранних лет расположил его к строгому исполнению закона и научил его вести жизнь добродетельную. Когда Господь наш Иисус Христос выступил на дело Своего служения роду человеческому, то Матфий воспылал к Нему любовью, оставил все и последовал вместе с народом и учениками за Божественным Учителем, внимая его проповеди и учению и дивясь Его чудесам. Господь видел любовь к Себе св. Матфия, видел и его чистую совесть и избрал его не только в Свои ученики, но и в апостолы: в числе 70 учеников, посланных Иисусом Христом на проповедь, находился и св. Матфий ( Лук.10:1 ). Когда, по вознесении Господа на небо, явилась необходимость избрать 12 апостола, то в числе избранных находился и Матфий, как постоянный спутник и непосредственный ученик Христов и свидетель Его чудес и знамений. Жребий избрания пал на св. Матфия, и он был сопричислен к одиннадцати апостолам. Это избрание Господь вскоре утвердил ниспосланием Св. Духа. нисшедшего и на св. Матфия, находившегося вместе с другими одиннадцатью апостолами. Из Македонии ап. Матфий возвратился снова в Иудею. Из Македонии ап. Матфий возвратился снова в Иудею. Проповедуя здесь слово Божие, он обращал ко Христу многих иудеев, уверяя их знамениями и чудесами; он исцелял слепых и хромых, очищал прокаженных, изгонял злых духов и возвращал к жизни умирающих. Ап. Матфий учил веровать во Христа, прообразованного знамениями от самого Моисея и предвозвещенного пророками того Христа, Которого Бог Отец послал воплощенного от Девы Марии на спасение мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

д) Церковно-исторические примеры любви к труду. I. Авва Марк отшельник, в продолжение шестидесяти девяти лет, которые прожил близ монастыря Пентуклы, показывал редкий образец постоянного трудолюбия. Постясь по целым седмицам, так что некоторые считали его бесплотным, он день и ночь проводил в трудах для того, чтобы подавать милостыню Христа ради, и подавал ее бедным, а сам ни от кого ничего не принимал. Узнав об этом, некоторые христолюбивые люди пришли было к нему с подаянием: но старец сказал им: «я не беру, потому что по милости Божией мне достаточно моего рукоделия, чтобы содержать себя и приходящих ко мне». («Луг духовн.» гл. 13). II. Однажды пришли для назидания к авве Ахилле старцы. Они увидели, что авва ночью вил большую веревку, и просили его сказать им что-нибудь в назидание, Он сказал: «с вечера и до сего времени я свил двадцать локтей и, право, не имею нужды в них, но делаю эту работу, боясь, как бы не прогневался на меня Бог и не осудил меня за то, что будучи в силах работать, не работаю, – потому тружусь и делаю по силам моим». («Дост. сказ.» стр. 40 § 5). III. Преподобный Алипий поступил в киево-печерский монастырь еще в детстве. Когда прибыли в Киев из Константинополя греческие иконописцы для украшения вновь сооруженной великой печерской церкви, то родители Алипия отдали сына своего этим иконописцам в научение иконописанию. Юный художник был свидетелем чудодейственных знамений, бывших при украшении печерской церкви, и без сомнения этим расположен был к благочестивой иноческой жизни. Он не хотел расстаться с монастырем, но постригся в нем и вскоре посвящен во иереи. Вместе с тем он не оставил своего иконописного занятия, но посвятил ему всю свою жизнь, трудясь постоянно день и ночь. Не из корысти и не для собрания богатства трудился он, но ради братий и ближних своих, а также и для своей душевной пользы. Для монастыря Алипий работал совершенно безмездно. Когда же ему были посторонние заказы и весьма много их, потому что в то время иконописцев было мало, то Алипий получаемую плату за живопись разделял на три части: одну употреблял на покупку красок, другую раздавал нищим, третью отдавал в монастырь, от которого получать содержание, пищу и одежду. Лично для себя он ничего не оставлял и, не смотря на такой бескорыстный труд, нисколько не ослабевал в своих занятиях. Совершая неизменно бдения и молитвы, по уставу иночества, он все остальное время посвящал своему рукоделию, подражая древним отцам, да не празден будет ни на единую минуту. Если он узнавал, что в такой-то церкви были ветхие иконы, а средств к их исправлению не было, то он принимался за это исправление безмездно. Так всю жизнь пред. Алипий не преставал трудиться в славу Божию, для пользы братий и ближних своих. За такой труд Господь прославил преподобного еще при жизни чудодейственными знамениями, свидетельствовавшими, что он вполне благоугодил Богу. Он преставился около 1114 г. по Р. Хр. (Киево-печ. пат.).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

311 См. напр., у Г. П. Георгиевского : «Ставить же систему изложения житий в Патерике печатном в зависимость от Польского Патер едва ли возможно, так как такая система заметна в самом раннем рукописном Патер. 1406 года». («Русск. Обозр.» 1893, май, 258–9) 312 Другие подробности о слав. печатн. изд. см. Викторова. Составители К.–Печ. Пат., 30–39; Евгений, Опис. Киевоп. Л. 2 , 120 и д ; Кубарев. О Пат. Печ., 16 и д.; Пекарский, Представители Киевск. учености в половине XVII столетия – «Отеч. Зап » 1862, кн. 4, 373 и д.; Г. П. Георгиевский , Печати. Печ. Патер. – в «Русск. Обозр.» 1893, май, 255 ид.; А. С. Родосский , Опис. старопеч. кн. I, 285–6. 318 Синодальный указ опирался на Высочайший – от 5 окт. 1720 г.: «Киевопечерскому и Черниговскому монастырям... вновь книг никаких, кроме церковных прежних изданий, не печатать. А и оныя церковныя старыя книги, для совершенного согласия с великороссийскими, с такимижь церковными книгами справливать прежде печати, с теми великороссийскими печатьми, дабы никакой розни и особого наречия во оных не было. А других никаких книг, ни прежних, ни новых изданий, не объявя об оных в Духовной Коллегии, и не взяв от оной позволения, в тех монастырях не печатать, дабы не могло в таких книгах никакой в Церкви Восточной противности и с великороссийскою печатью несогласия произойти». (Полн. Собр. Зак. Рос. Имп. T. VI, 244–245 3653). 322 С тою же просьбою митрополит Черногорский обращался и в Коллегию Иностр. Дел. (Дело Арх. Св. Син. 1740 г. 18). 323 По изд. 1661 г. 15 л., начиная со слов: «Наипаче блгонадежное паче вског 325 Здесь имеется в виду рассказ Патерика о пр. Онисифоре (по изд. 1661 г. л. 17 об. ид): согласно обещанию, Антоний «прилож единою... помлитис и за положеннаг гршника, таковаг, в немже ниедино бьвшаго прежде смрти видти нам мощно ест. Но и тому вышше бычнымъ образомъ совершенное бга испрос...». 327 В конце предисловия ко читателю 9 л на об. сверху в 5 строке (по декабрьскому изданию 1702 г.) вм. и вры» – «и «В Житии Антония, 15 л.: «Поучаше бо чников своихъ сице: Молю васъ и на нбс блгую частъ получитъ». На 17 л. – « тхже полагающихс на мст стом Печерскомъ... Тогда вси насладившес братнмъ» (л. 19).. В Житии Феодосия, на 81 л: «Прпбный же паки оутша ихъ глаше: Се бщаю вамъ и цы... томъ не имам». В Похвале пр. отцу нашему Феодосию, л. 101, вм. «небладани никимъ же» написать сие: «храними и соблюдаеми». В Послании пр. Симона ко блаженному Поликарпу, на об. 253 л.: «коже слышахъ вещъ предивну стомъ... при сщенниц прозорливомъ нисифр». (Дело Арх. Св. Син. 1740 г. 18, л. 40–44).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

117 « Тло же его чтное по извщенномъ в къ блженному Поликарпу и по вр ег и любви къ Преподобнымъ, положено естъ в Пещер: идже и донн в неувдаемомъ пребывает»... (По изд. 1661, 280 л. об). 118 Ср. « Паче инхъ црковъ оускор призва т блажнне», « желалъ ес паче пред враты Аавры и т. п. ( Служвы прп бнымъ оцмъ Печрскимъ. К. 1829, лл. 85. 87 об. 86 об. и др.). 124 Подробн. см. Карамзин. Ист. Г. Рос. 3 III, прмч. 137 и 122; Евгений. Опис. К.–Печ. Л. 2 , 137–8; Калайдович. Памяти. Рос. сл. XII в., 243 и д.; Херасков. Св. Симон, еп. Влад, и Сузд. – «Влад. Еп. В» 1867. 13; Яковлев. Др.–К. рел. сказ., и др. 126 Ср. то же в «Опис иконоп. К.–Печ. Л.» («Чтен. Общ. Н. лет.» XII, 37); Слов. историч. II, 193–4; И. Л. Голос в защиту опи­сателей Печ Пат. («Чтен. Общ. ист. и др. р.» 1860, IV); Церк.–ист. оп. Вл. достопам. 1857. 127 « Аикя динъ, архимандритъ свты Богородица манастыр Печерьскаго», упоминается в Лавр. л. под 1231 г. 128 Ср. Евгений. Опис. К.–Печ. Л. 2 , 122 (=около 1218 г.); Калайдович. Пам. Р. Сл., 247, прмч. (ок. 1228 г.); Филарет. Обз. р. д. лит., 44 (в 1231 г.); Срезневский. Пам. др.–р. яз. и п. 2 108–9 (около 1235); Херасков. «Влад. Еп. В.» 1867, 13, 633 (1228 год); Martynov. AA. SS. Octob. X, 874, e («circa annum 1230»), и др. 133 Шахматовым (Ор. с. 4–7. 49) отмечено восемь: рукоп. Новгор. Соф. 1389 – сюда не относится. (Ср. запись на л 206). 134 Этой рукописью я мог воспользоваться благодаря просвещенному содействию С. О. Долгова в Г. Ц. Георгиевского. 135 Подробности об этой рукоп. см. у Шахматова: «О Супрасльск. сп. Западно–русск. летоп.». Спб., 1901. 136 Арх. Леонид (Систематич. Опис. слав.–р. рукп. собр. гр. Уварова. Ч II, 280) относит эту рукопись к первой половине XV в. К тому же веку относит ее и проф. Владимиров. (Древн. Русск. Литер. Киевск. пер. XI–XIII в. Прилож. II, 4). Но судя по водяным знакам, бумага рукописи относится к первой четверти XVI в. (Ср. Лихачев. Палеографич значение бум. водян. знаков. Ч. III, т. ССХХ и ч. II, 22).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

2.«Того млтвами ги спси грешнаго раба своего Феси». 3.«С ними же и мене едоси гршнаго да сподобить гь млти».... (Рукоп. Новгор. Соф. б. 1365, лл. 155 об., 161 об. и 188 об. Ср. рукп. И. П. Б. Погод. 1024, лл. 245–d, 255–с и 270–а). 182 См. П. С. Р. Л. I, 259. « Стощю емоу на заоутрени. возрвь вид бса на игоумен мст стоща (в Пов. вр. л.: «вид осла стоща на игумени мст».. Лавр. л. 3 , 186) и разоумвъ старець ко игоуменъ не всталъ есть».. (Л. 180). В других редакциях Печерск. Патер. это место опущено. Ср. рукп. И. П. Б. Погод. 1024, л. 250, а. 190 Говорить о редакции Патерика, составленной Иоанном мнихом (ср. Шахматов. «Киевоп. Пат. и Печ. л.», 7–8; В. М. Истрин . «Извест.» III–2, 507–8; П. В. Владимиров. «Др. р. лит.», 195), я не вижу достаточных оснований. Догадка Лавровского («Чтен. Общ. ист. и др. р.» 1858, IV, 10–11: Описание семи рукоп. И. Спб. Публ. б.), что названный инок Печерский – тот самый Иоанн Колов, имя которого упоминается в одном русском Прологе XIII в. (рукоп. И. П. б. F. п. I. 47), – лишена всякого правдоподобия. 192 При переплете рукописи листы перепутаны (за 256 чит. 282) – и это дало повод Шахматову («Киевп. П. и Печ. л.», 14) заметить, что наш список кончается словом об Исакии печернице. 193 Как указано уже Шахматовым (там-же, 14), текст Жития Феодосия подвергся здесь исправлению по более древнему изводу: 1) Феодосий в начале Жития не назван архимандритом и 2) пропущено то место, где говорилось о предсмертном свидании Феодосия с Святославом. 200 В одних рукоп. (напр. И. П. б. Погод. 894) на полях, а в других – в самом тексте, но киноварью (ср. И. П. б. Погод. 891–2, 895 и 898; Новгор. Соф. 1364, 1389, и др.). 202 На месте пропущенных слов первоначальной ред. Жития: «Самъ же вълзъ въ келню начатъ плакатис... и тоу тако тмъ мънщемъ».. (Усп. Сб. л. 62, в–с). 205 Антонии, – говорит Пресв. Богородица Царьградским мастерам, – благословивъ. ходить свта сего... а е сии въ второе лто по немь идеть ко Г».. (Рукоп. Новгор. Соф. б. 1364, л. 7 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010