Вот вам, иноки новоначальные, и от нас или лучше чрез нас, помощь в деле спасения вашего, в предстоящих вам подвигах и трудах! Поучаясь жизни иноческой от старцев ваших и книг отеческих, не забудьте когда вспомнить и о сейчас предложенном вам уроке Феолипта блаженного и потщитесь и им предложенные правила приложить к жизни вашей. Они несомненно с опыта взяты и потому пользу вам принесут. Прилежите же по оным молитве, чтению, труду, благоговейному стоянию в храме; объявите непримиримую брань скверным, воюющим на душу помыслам, а от встречающихся неприятностей учитесь спасительному терпению, которое, как слышали, дарует пребывание и покой на небесах. Когда же во всем этом преуспеете, тогда без сомнения, и самым делом убедитесь в пользе правил указанных, а равно, конечно, и в истине слов наших относительно их. Аминь. 56. Для чего Господь оставляет нетленными пред нами тела Святых Своих (Из жития преподобномученика Агафангела Есфигменского. Афонск. Пат. ч. 2, стр. 415–417). Все мы знаем, братие, что Господь прославляет иногда нетлением тела Святых Своих; видим и слышим, что от некоторых из святых мощей являемы бывают чудотворения; обоняем от иных из них – благоухание мира. Для чего же Господь делает это? Для прославления Святых? Отчасти да; но это цель не главная; ибо Святым, живущим во свете лица Божия, мало нужды в прославлении нашем. Для чего же? Для того, главным образом, братие, чтобы видимыми знаками Своего всемогущества, явленными в даровании нетления тленному, и в нас веру укрепить, к жизни добродетельной нас побудить и к благочестию обратить. Если Святые и остаются пред нами здесь своею нетленною плотью, как будто опочившие вчера сном смертным, то именно для того, чтобы наставлять нас и учить и указывать и нам путь к отечеству небесному. Что это последнее – так на самом деле есть, то можно доказать следующим примером. После казни св. преподобномученика Агафангела Есфигменского, мощи его начали издавать из себя райское благоухание. Слух о благоухании от них немедленно разнесся по всему городу, и христиане стали во множестве притекать к святым мощам.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

Преподобномученик Прокопий, память коего 25-го июня, достигши двадцатилетнего возраста, возжелал иноческой жизни и удалился на св. Афонскую гору. Прибыв сюда, он решился сначала присмотреться к существующим здесь различным родам жизни; испытав же все их, избрал наконец жизнь аскетическую, и подчинился одному старцу, именем Дионисию, подвизавшемуся в скиту честного Предтечи; а чрез несколько времени принял от него образ иноческий, коего желал так давно. Блаженный от природы был незлобив, украшался особенною простотою нрава и многих удивлял своею добротою, послушанием старцу своему и терпением в трудах аскетической жизни. Но враг человеческого спасения дьявол, не терпя видеть в юноше такие добродетели, восстал на него в злобе своею сильною духовною бранью, и каждодневно навевал на душу его помыслы уйти в мир. Не устоял бедный Прокопий против этих темных наветов, и решился удалиться из места своих подвигов. Вот оставляет он Святую гору, и является в Смирну. По прибытии же его сюда, вражием действием приходит ему в голову другой помысл, еще хуже прежнего, именно: так как он оставил подвиги покаяния и не пребыл в терпении до конца, но удалился в мир, то непременно должен идти в вечную муку. Смущение души его особенно увеличилось, когда память давала ему знать, что многие осуждали его удаление из скита, и повергая его в отчаяние, приводила к решимости опустить из своих рук якорь благочестивой веры. Как там не подумал он искать старческих наставлений, забыл взять отеческое благословение, так и здесь не размыслил открыть кому-нибудь мрачную свою мысль, попросить у кого-нибудь доброго совета, а следствием этого и было горькое и жалкое его падение. Итак, не объявив никому своего намерения, в один день приходит он к городскому судье. Увидев его, стражи спрашивают: чего ты желаешь? намерен судье принесть какую жалобу, или хочешь сделаться мусульманином? – Да, отвечает им Прокопий. Стражи, в полной радости и торжестве, тотчас же представили его к судье. Нечестивый судья, не менее стражей своих обрадовавшись этому, спрашивал Прокопия: истинно ли хочет он обратиться в их веру. – Да, истинно, отвечал ему несчастный отверженец, забыв и строгие свои обеты, и обещания вечных радостей, и угрозы вечных мук. Тогда нечестивец огласил его душепагубным своим оглашением, велел ему произнести некоторые хульные слова (что отступник и сделал) и советовал ему пребывать твердым в своей решимости, а через 15 дней турки наложили на него уже и печать своего нечестия (обрезали) (Пат. ч. 2, стр. 217–219). Особенной уже милости Божией должно приписать, что Прокопий скоро понял, какое страшное зло он сделал, а равно и то, что впоследствии он омыл свой грех своею же кровью.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

Приехав на место стоянки, все три каюра начинают спешно готовиться к ночлегу: двое пилят сухие дрова, а третий на облюбованном месте расчищает лопатой снег до самой земли. Затем все вместе растягивают и расправляют пат латку размером два метра в длину и два в ширину, поднимая ее на тычинки и привязывая шнурами к близстоящим деревцам, внутри ставят печку. По всему низу палатки расстилают привезенные оленьи шкуры, поверх развертывают спальные меховые мешки (кукули) и тотчас растапливают печь. Кто-либо из них идет на реку, насекает целое ведро льда„ ставит его на раскалившуюся к тому времени печь и начинает варить мясную похлебку с крупой, кипятить чай, отогревать возле печки замерзший хлеб. Двое других в то время распрягают оленей и привязывают к их уздечкам полуметровые чурбаки (чанкаи), примерно на тридцать-тридцать пять сантиметров ниже их морд, после чего животных отпускают пастись. Олени с привязанными чанкаями далеко убежать не могут, потому что эти чурбаки ударяют их по коленям, препятствуя быстрому бегу. Олени не нуждаются ни в каком уходе за собой. Им не нужен теплый хлев или загон, их не нужно ни поить, ни кормить, для них не заготавливают никакого вида кормов, потому что они довольствуются подножным кормом — мхом, который называется ягелем, они раскапывают его копытами из-под снежного покрова, а в летнее время едят и траву. Закончив свои хлопоты, каюры забираются в палатку, снимают с ног обувь, состоящую из торбозов и меховых носков, сшитых из оленьих шкур, и, вывернув их наизнанку, просушивают возле печки, то же делают и с рукавицами, затем начинают ужинать. После ужина заготовляют сухие тонкие поленца дров, настраивают также и тонкие лучинки для растопки печи утром. Одно тонкое поленце опускают в ведро с водой. Потом, раздевшись, залезают в свои спальные мешки и засыпают. Печка постепенно затухает, и через час в палатке делается так же холодно, как и снаружи. Вода в ведре превращается в лед. но благодаря опущенному в него поленцу ведро не разрывается. Иному человеку может представиться неправдоподобным, что люди спят среди глухой тайги на мерзлой земле при семидесятиградусном трескучем морозе в нетопленой палатке. Но спальные мешки каюров состоят из двух кукулей, сшитых из оленьих шкур и вложенных один в другой, причем один из них мехом обращают вовнутрь, а второй — наружу. Волосяной покров на оленьей шкуре достигает сорокамиллиметровой толщины, волос очень толстый и растает на шкуре плотно-плотно, один возле другого, наподобие щетки, к тому же внутри волос пустой, а потому хорошо сохраняет тепло. И вот человек, лежа на промерзшей земле, но имея под собой три оленьих шкуры, не страдает от ужасного полярного холода.

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-monaxa-...

Людмила 2013/08/24, 11:29:14 Святой Пантелеймоне, моли Бога о рабе Божьем Павле, чтоб сдал экзамены по терапии и пат.анатомии, кот .состоятся 29.08.13-30.08.13, Ибо ты всегда ему помогаешь и слышишь его, Спасибо ,Аминь. Слава тебе, боже, слава. раба Божья Ольга 2013/08/23, 08:02:36 Святой Пантелеймон Целитель, моли Бога о нас! Помоги, попроси у Бога прощения грехов и исцеления рБ Натальи от болезней, чтобы анализы пришли в норму. Помоги излечить пяточную шпору. Трудно ходить. Ты всё знаешь. Прости меня. Спасибо Тебе. Наталья 2013/08/22, 23:11:31 Presvijatoj velikomycheniche Pantelejmon,spasi ,pomilyj,pomogi! Pomogi batyshka,,zastypis pered Gospodom.Pomogi mne obresti genskoe schastie,pomogi najti sputnika gizni blagochestivogo,sozdat domashnyu cerkov,v lubvi i soglasii.Pomogi,isceli moi ruki ,kotorie ochen bolijat,isceli moi glaza,izbav ot boli,yluchshi zrenie.Pomogi najti raboty,chtobi mogla pomogat drugim i slugit Gospody.Pomogi stat pravednopj i vrazumi menija,kak postypat,chto govorit,ne ostav ,vedi i napravlijaj. Veryu v tebja i tvou pomosh.Vo imija Otca i Sina i Svijatogo Dyha,Amin. Galina 2013/08/22, 23:05:30 Svijatoj Velikomycheniche Pantelejmon,spasi ,pomilyj,pomogi! Carica nebesnaja ne ostav nas,zastypis pered Gospodom.Pomogi mne obresti genskoe schastie,pomogi najti sputnika gizni blagochestivogo,sozdat domashnyu cerkov,v lubvi i soglasii.Pomogi,isceli moi ruki ,kotorie ochen bolijat,isceli moi glaza,izbav ot boli,yluchshi zrenie.Pomogi najti raboty,chtobi mogla pomogat drugim i slugit Gospody.Pomogi stat pravednopj i vrazumi menija,kak postypat,chto govorit,ne ostav ,vedi i napravlijaj. Veryu v tebja i tvou pomosh.Vo imija Otca i Sina i Svijatogo Dyha,Amin. Galina 2013/08/22, 19:22:32 Святой мученик Пантелеймоне ! Помоги, Милостивый, исцелиться от болезней моему мужу, рабу Божию Владимиру и мне рабе Божьей Валентины грешным ! Помолись за нас перед Господом нашим Иисусом, чтобы простил нам все наши грехи, вольные и невольные, чтобы Он даровал нам здоровья и достаток! Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь!

http://isihazm.ru/1/?id=489&c_pid=38

III. Один брат взалкал с утра и боролся с помыслом своим, чтоб не есть, по крайней мере, до третьего часа. Но когда наступил третий час, он понудил себя не есть до шестого. Потом, намочив хлеб, он сел уже есть, но опять встал и сказал помыслу: «потерпим до девятого часа». Когда пришел девятый час, он сотворил молитву и увидел, что наваждение бесовское, как дым, восходило к небу от рукоделия его, и вместе с тем утихла алчба его. IV. Пришел один старец посетить другого. Сей сказал ученику своему: «приготовь нам немного чечевицы,» – и он приготовил; «намочи нам хлебов», – и он намочил. Но они до другого дня пробеседовали о духовных предметах, забыв о пище. Тогда старец опять сказал ученику своему: «приготовь нам немного чечевицы». – Ученик отвечал: «я приготовил ее еще со вчера». И таким образом они вкусили. V. Другой старец пришел к одному из отцов. Сей, сварив немного чечевицы, сказал ему: «сотворим небольшое правило»; – и один кончил всю псалтирь, а брат прочитал на память двух больших пророков. Когда настало утро, пришедший старец пошел домой, не вспомнив о пище. VI. «В самый зной полудня», рассказывал о себе авва Евагрий, «пошел я к св. отцу Макарию и, будучи истомлен зноем, попросил воды, чтоб прохладиться питием. Но он сказал: будь доволен тенью; многие путешественники и мореплаватели терпят жажду не менее тебя. Потом, когда я исповедал ему помыслы мои относительно воздержания, он сказал: «поверь мне, сын, в целые двадцать лет я не употребил досыта ни хлеба, ни воды, ни сна: хлеб мой ел я весом, воду пил мерою, и позволял себе немного уснуть, прислонившись к стене». («Отечник» еписк. Игнатия, стр. 106). VII. Авва Пиор ел ходя. Кто-то спросил его: «для чего ты так ешь?» Авва отвечал: «я не хочу заниматься пищею как делом, потому ем между делом». Еще кто-то спросил его о том же. Старец отвечал: «так делаю для того, чтобы, когда ем я, душа моя не чувствовала телесного удовольствия». (Из «Скитск. патер.»; сн. «Древн. пат.» гл. IV.) VIII. Преп. Сергий (в мире Варфоломей) еще отроком понял ту истину, что страсти начинают проявлять свою губительную силу уже в отроческих летах.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

796 ...он собрался в мартовские календы... — См. кн. V, гл, 4 и прим. 26 к кн. V. 797 ...хотел убить референдария Марка — О Марке см. кн. V. гл. 34; кн. VI. гл. 28. Референдарий — см. прим. 20 к кн. V. 798 ...епископ Ферреол... — О нем см. кн. VII, гл. 10. 799 Вырвав налоговые книги, собравшаяся толпа сожгла их. — Хотя жители Лиможа возмутились новыми расценками налога и сожгли податные книги, однако списки были вновь составлены и налог продолжали по-прежнему взыскивать. Кое-какие сведения о способе раскладки поземельного налога во Франкском государстве содержатся в кн. IX (гл. 30), где говорится о том, что чиновники, посланные королем Хильпериком в Пуатье для того. чтобы произвести новую расценку имущества, должны были учитывать изменения, происшедшие со времени смерти короля Сигиберта. Чиновники после расследования сделали новое распределение, уменьшив подать в одних имениях и увеличив ее в других, при этом в целом население Пуатье должно было платить прежнюю сумму подати, как и при короле Сигиберте. Собранная сумма подати передавалась сборщиками налогов графам областей или крупных городов, которые доставляли ее в королевскую казну. (См.: Фюстель де Куланж Н. Д. История общественного строя древней Франции. СПб., 1901. Т. 3. Гл. 11). 800 ...епископ Евний был возвращен из изгнания... — См. кн. V, гл. 26. 801 Против бретонов отправили герцога Бепполена... — См. кн. VIII, гл. 42; кн. X, гл. 9. 802 ...скончался после восемнадц атилетнего правления империей Юстин... — Ошибка Григория: Юстин правил только тринадцать лет и умер 4 или 5 октября 578 г. 803 ...кесарь Тиберий... — См. кн. V. гл. 19 и прим 115 к кн. V. 804 ... вызвал к себе пат риарха... — В подлиннике: papa — патриарх Константинополя, которому часто давали титул «папа». 805 ...крики одобрения... — В подлиннике: laudes — «хвала, слава»; возгласы одобрения являлись важной частью церемониала при возведении на трон. 806 ...ничего не могли предпринять против человека, который положился на бога. — См. кн. V. гл. 19, где подробно говорится о благочестивой набожности Тиберия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3145...

Вот обстоятельства и условия, среди которых началась с сентября 1866 года моя пастырская деятельность на полоцкой кафедре. Начну теперь, с Божиею помощью описывать свою деятельность и дальнейшие обстоятельства моей жизни в последовательном порядке. Оставляя Москву, я передал в распоряжение Московской Св. Синода Конторы нераспроданные экземпляры своих изданий, каковы суть: 1) Указатель для обозрения Московской патриаршей ризницы с приложением XV таблиц фотолитографированных снимков с замечательнейших предметов ризницы, М. 1863 г. 4°; 2) Sacristie patriarcale dite synodale de Moscou, M. 1859, 8º; 3) Sacristie patriarcale dite synodale de Moscou 2-me edition, avec XV tables photographiées et gravés sur pierre des objets les plus remarquables de la sacristie, M. 1865., 4°; 4) Указатель для обозрения Московской Пат- —560— 1866 г. риаршей библиотеки, М. 1858 г, 8°; 5) Палеографические снимки с греческих и славянских рукописей Московской синодальной библиотеки VI–XVII в. М. 1863 г., 4°. – При сем просил контору, чтобы выручаемая от означенных изданий сумма употребляема была на потребности ризницы и библиотеки и, между прочим, на возобновление переплетов рукописей последней. – Синодальная контора, сделав надлежащее распоряжение относительно переданных мною изданий, дала мне знать о том указом от 1-го сентября 1866 г. 1021), в котором, между прочим, изъяснила, что ею постановлено о моем пожертвовании донести Св. Синоду с тем, чтобы от его имени изъявлена была мне благодарность. Но Св. Синод признал справедливым донести об этом пожертвование до Высочайшего сведения, и Его Величеству благоугодно было изъявить мне свою благодарность, о чем и изъяснено было в письме ко мне г. Обер-Прокурора Св. Синода, Графа Д.А. Толстого от 2-го октября за 5528-м. А.Н. Муравьев, которому писал я из Петербурга в Киев и, между прочим, благодарил его за доставление мне, в своей Петербургской квартире, покойного пристанища, во время моего пребывания в северной столице, отвечал мне от 7-го сентября, и вот что писал:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Такое этнолингвистическое многообразие создавало святогробцам определенные сложности в плане духовного окормления богомольцев. Мелетий не без сарказма описывает ситуацию, когда в патриаршем монастыре Иерусалима иеродиакон произносил на греческом языке проповедь новоприбывшим паломникам, «но сие... поучение едва ли пятеро из семидесяти могли разуметь. Ибо все почти были они из Вифинии, знающи только один турецкий язык». 1118 Лишь на торжественных пасхальных богослужениях удавалось организовать (с привлечением духовенства из среды паломников) чтение Евангелия на четырех языках: греческом, арабском, славянском и турецком. 1119 Проповеди же, весьма продолжительные, произносили только по-гречески, «почему народ, которого большая половина не разумеет греческого, бывает не доволен», – писал Мелетий. 1120 Языковой барьер возникал и при исповеди славянских паломников, не понимавших своих духовников. 1121 Паломники съезжались в Палестину двумя основными маршрутами. Часть прибывала по морю, с запада (греки Балкан, Архипелага и Западной Анатолии, сербы, болгары, молдаване, валахи, украинцы и русские). На финальном отрезке пути к ним присоединялись египетские христиане. Остальные приходили сухим путем, с севера (арабы Антиохийского патриархата, греко-, армяно-и тюрко-язычные православные Восточной Анатолии, грузины и лазы и изредка русские из Поволжья). Западный маршрут начинался в портовых городах Балкан, куда стекались паломники из внутренних районов. Перевозкой богомольцев занимались, как правило, судовладельцы-христиане, иногда в координации со Святогробским подворьем в Стамбуле, которое направляло на корабли монахов-сопровождающих. Проезд до Яффы в середине XVIII века стоил 15–20 талеров, малоимущим удавалось доехать и дешевле. Корабли заполняли людьми до предела; как описывал это Серапион, «бысть великий утиск и смятение за тем, что места уже, где бы добре сести, не было», места пассажирам определяли из расчета «только елико лягти можно было». 1122 Маршрут плавания был стандартным, с незначительными отклонениями: из Стамбула или Салоник, с заходом на Афон – на Митилини, далее – Пат-мос-Хиос (Сакиз)-Родос, иногда корабли заворачивали по пути в Смирну и Эфес.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С самого начала присоединения русских провинций к Литве и Литвы к Польше, русскому народу всегда равные с прочими права предоставлены бывали и королями присягою утверждаемы; но власть и политика Сигизмунда III и его наследников всё превозмогла. Нельзя без прискорбия читать трогательные речи, на сеймах к королям и прочим Православными, а даже Римскими произнесённые за утеснённых; справедливость, а часто и нужда заставляли отдать справедливость, но фанатизм вскоре начинал свои действия. Не допускали Православных ведущих к урядам, а замещали оные не имеющими никакого понятия ни о законе, ни о справедливости, не допускали Православных в цехи, а даже по некоторым городам жительства им отказывали, мёртвых хоронить на святых местах запрещали, а даже над вывозимыми телами издевались, священников и монахов ловили, в кандалах и в темницах содержали и мучили. В 1620 году Феофан, пат. Иерусалимский, по просьбе Гетмана Конашевича Сагайдачного, первейшего защитника Православия (ибо тогда уже мало осталось в благочестии знатнейшего дворянства, а перешло в Римский закон), посвятил епископов на все епархии; но сих король сейчас велел ловить, и они скрываться или уходить были должны. Первейшим гонителем был Кунцевич: он не токмо сам всеми способами преследовал Православных, но и к сему же наущал первейших вельмож польских. Сострадательная душа не прочтёт сухими глазами тех выражений, коими светский муж, канцлер Литовский Лев Сапега, уличает и усовещает сию духовную особу, из границ человечества вышедшую, в ответе на одно из его по вышесказанному предмету писем, – как сей муж, хотя и ревнитель Унии, поставляет на вид пастырю Христову, что соблазнительные и насильственные средства, им употребляемые, противны духу религии, противны политике, противны пользе государства, междоусобными мятежами колеблемого. Из сего-то письма видно, что Сапега исполнял долг пастыря, а Кунцевич – гонителя, и получил мзду в 1623 году в Витебске. Вопль угнетённых не трогал гонителей, даже протекция Владислава IV, Сигизмундова наследника, и данные им Православным привилегии не могли вовсе защитить оных.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Ветковские мастера, как правило, писали свои иконы на досках без ковчега, скрепляя небольшие образа небольшими торцевыми шпонками. Фоны средника и полей обычно покрывались золотом, причем многочастные композиции, столь характерные для ветковской школы, имели самостоятельные обрамления в виде тонких белильных обводок и общую киноварную рамку, сдублированную белой линией. Опушь доски, как символическая граница, отделяющая земную твердь от небесной, выполнялась в три цвета (красной, голубой и белой красками) или в два (краснокоричневой и сине-зеленой). Для украшения полей нередко использовали цировку по золоту, разбивая орнаментальные рапорты картушами с сопроводительными надписями. В плане сюжетном можно отметить появление на Ветке новых иконографий («Никола Отвратный», «Триипостасное Божество», «Виленская Богоматерь», «Союзом любви» и др.), а также возрождение древней забытой иконографии («Богоматерь Огневидная»), которая не встречается у беспоповцев и в господствующей церкви. Впоследствии традиции ветковских мастеров оказали заметное влияние на липованскую (Румыния и Молдавия) и невьянскую (Урал) школы иконописи. Еще одним духовным и художественным центром были подмосковные Гуслицы – район компактного проживания старообрядцев, большинство из которых признавали священство. В Гуслицах сложилась самобытная художественная культура. Здесь переписывали книги, которые украшали знаменитой «гуслицкой» росписью, работали мастерские медного литья, производившие кресты, иконы, складни, делали настенные листы с лубочными картинками разнообразного содержания, наконец, писали иконы. По мнению Т. Нечаевой и М. Чернова, к гуслицкой иконе относится все многообразие памятников, созданных в этом регионе, который охватывает собственно Гуслицы и такие соседние старообрядческие районы, как Вохна, Загарье, Егорьевск и Пат-риаршина. Расцвет гуслицкой иконописи относится ко второй половине XIX – началу XX вв. Наиболее крупные мастерские находились в деревнях Яковлевская и Анцыферово. В 1908 г. здесь проживало 139 иконописцев, многие из которых работали не только в Гуслицах, но и уходили на заработки в другие регионы Российской империи. Так, например, еще в 40-х – начале 50-х гт. XIX в. на Среднем Урале властями было выявлено свыше двух десятков гусляков, по много лет занимавшихся писанием икон в Екатеринбурге, в Нижне-Тагильском, Невьянском, Верхне-Тагильском и других заводах.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/kultura-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010