Тяжесть положения приводила к тому, что более слабые православные сербы принимали ислам. Но более сильные в вере люди считали, что для них понятие «Православие» тождественно понятию «народность»; отказаться от Православия означало отказаться от своей народности. В конце XVII в. около 40 тысяч сербских семей под предводительством Патриарха Арсения III (Черноевича) (1674 – 1690, ум. 1706) покинули Сербию и ушли в Славонию (северная часть Хорватии). Там возник анклав сербских переселенцев, организовавших новый административный центр церковной жизни. В 1694 г. там появилась Карловацкая митрополия. В то же время Печская Патриархия на протяжении второй половины XVI -XVIII вв. испытывала удар за ударом. Во-первых, Патриарший престол полностью оказался в руках греков. Во-вторых, в 1766 г. султан Мустафа III по настоянию Константинопольского Патриарха Самуила отдал распоряжение о полном подчинении Печской Патриархии Константинополю с низведением ее в ранг митрополии. С епископских кафедр были удалены все архиереи сербской национальности, их место заняли греки. Вообще Османский период в истории Сербской Церкви характеризуется особо активным стремлением греческой иерархии эллинизировать сербов. В проповедь, в учебные заведения, в письменность целенаправленно вводился греческий язык. В начале XIX в. в Сербии произошли два крупных национально-освободительных восстания (1804 – 1813 гг. и 1815 г.), направленных на признание Османской Портой прав Сербии на автономию. Второе восстание было для сербов удачным, вследствие чего в 1815 г. князь Милош I Обренович обратился к Константинопольскому Патриарху и правительству Порты с просьбой о предоставлении автономии Сербии и Сербской Церкви. Через 15 лет – в 1830 г., – благодаря требованиям российского правительства, сербы смогли получить политическую внутреннюю автономию и церковную автономию с титулом Митрополии. Таким образом, произошло восстановление Сербии как политического образования и возрождение Сербской Церкви. Как митрополиты, так и другие епископы должны были отныне выбираться из сербского духовенства. Первым Сербским митрополитом стал Мелетий (Павлович) (1830 – 1833).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Священники направлялись в основном в Югославию, потому что было известно, что там сложилась спокойная обстановка. Новое государство Югославия представляло собой объединение южных славян по мирному договору 1918 года. Это была страна, восстановившаяся после огромных потерь и страшных боев. Центром её была православная Сербия. Надо ли говорить, до какой степени близкой и дорогой оказалась для русских, оказавшихся на чужбине, Сербская Православная Церковь , впервые в истории объединившаяся. В течение веков она была разделена на различные юрисдикции; не потому, что были какие-то разногласия в самой Церкви, – нет, как раз наоборот: только потому, что Церковь оказалась в разных районах, населённых сербами. Один центр был на юге, в городе Печ – Печская Патриархия; другой центр был в Белграде – Белградская митрополия. Всё это были отдельные районы, некоторые были оккупированы турками в течение долгих лет, до самой мировой войны на юге. Югославия походила на лоскутное одеяло. На севере была та часть, которая в течение веков находилась под Австро-Венгрией, была её южной границей. Эта часть, населённая в основном сербами, отошла потом, по Версальскому мирному договору, к Югославии. Там находилась ещё одна, центральная точка Сербской Православной Церкви – знаменитая Карловацкая Патриархия. Там был тоже сербский патриарх, которого другие Православные Церкви, ввиду того что ещё не было окончательного договора с Вселенским Патриархом, считали митрополитом, но сам себя он называл патриархом, местные сербы тоже называли его так же. Он был патриархом всех тех сербов и многих православных других национальностей на территории Австро-Венгрии в южных её частях. Надо сказать, что к сербам австро-венгры относились с уважением по очень простой причине. Когда в 1690 году сербский Печский патриарх Арсений Црноевич вместе со всей своей паствой на лошадях и телегах под давлением турок двинулся на север, между сербами и австро-венгерским правительством был заключён договор о том, что они будут приняты как защитники южной границы Австро-Венгерской империи, и этот договор был в силе до 1918 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rodzya...

12 сентября 1920 гола на день Собора сербских святых в Сремских Карловцах состоялось торжественное провозглашение объединения и восстановления Сербской Патриархии. В состав восстановленной Патриархии вошли следующие епархии: Белградская, Банялукско-Бихачская, Бачская, Битольская, Бококоторско-Дубровницкая, Будимская, Велешско-Дебарская, Вршачская, Горнокарловацкая, Дабро-Боснийская, Далматинско-Истрийская, Дорянская, Жичская, Захолмско-Рашская, Захолмско-Грецеговинская, Зворницко-Тузланская, Злетовско-Струмичская, Нишская, Охридская, Пакрачская, Печская, Рашко-Призренская, Скоплянская, Сремско-Карловацкая, Шабачская, Темишоарская, Тимокская и Черногорско-Приморская. Межвоенный период стал эпохой расцвета сербского православия. Церковь пользовалось поддержкой государства. В это время в Югославии находилось большое количество иммигрантов из России, среди которых было немалое число высококвалифицированных учёных, военных и представителей духовенства. В 1920 году был открыт Богословский факультет Белградского университета. Немецкая оккупация Югославии и в особенности провозглашение марионеточного Независимого государства Хорватия принесло огромный урон Сербской православной церкви. Многие священнослужители были убиты, а храмы и монастыри разрушены. Последующий коммунистический период Сербская Церковь также подвергалась давлению и притеснениям со стороны государства. Обострились националистические тенденции. Стремление властей контролировать сербскую диаспору привело к её расколу: в 1963 году была Свободная Сербская Православная Церковь. В 1967 году под давлением властей была провозглашена неканоническая Македонская православная церковь. Русская Православная Церковь [ править править код ] После революции 1917 года и гражданской войны в Югославию устремились многие из русских беженцев, большинство из которых исповедовали православие. При этом русские беженцы в большинстве своём не влились в Сербскую Православную Церковь, а образовали Русскую Православную Церковь заграницей. В Сремских Карловцах с 1922 года до Второй мировой Войны находился Архиерейский Синод РПЦЗ. Большая часть русских эмигрантов не приняла новой коммунистической власти и эмигрировала из Югославии, а структуры РПЦЗ на её территории были ликвидированы. В Белграде имеется подворье Московской патриархии — Храм Святой Троицы, который расположен к востоку от Церкви Святого Марка. Храм построен в 1924 году по плану русского архитектора Валерия Сташевского для русских, которые эмигрировали из России после переворота 1917 года. В церкви захоронен русский генерал Пётр Николаевич Врангель. Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Серб...

В предсоборной коммиссии враги Грузинской Церкви и верного России народа грузинского протоиереи: Т. Буткевич и Восторгов, профессоры Алмазов, Н. Н. Глубоковский и И. С. Бердников , сорвали заседание и заставили преосв. епископов: Леонида ( , - 1918–1921 ..) и Кириона ( II, - 1917–1918 ..) и профессоров Цагарелли и Марра его оставить. Профессор церковной истории И. И. Соколов , и канонист Н. А. Заозерский , доказавшие права Грузинской Церкви на автокефалию, остались при своем мнении, также и И. С. Пальмов . Что Грузинская Церковь до самого 1811 г. пользовалась автокефалией и с X века имела во главе своей патриархов-католикосов, об этом спорить могут одни только невежды, будь то иерархи, иереи или простецы. Помириться с бесправием своей Церкви грузины не только не могут, но и не смеют, раз они считают себя православными и желают, чтобы Церковь их руководствовалась священными канонами. Каждая автокефальная Церковь может, конечно, лишиться автокефалии, но не иначе как в силу решений собора своих иерархов. Так в 1394 г. присоединена была к Константинопольской Церкви – Патриархия Тырновская, в 1766–1767 г. патриархия Печская и архиепископия Охридская. Иверская Церковь автокефалии не была лишена, ибо до сего дня не состоялось определения Собора Грузинских иерархов о соединении их Церкви с Российской. В силу этого она и сейчас должна признаваться автокефальною (Ник. 1, 5; Халкид. 19.., Карфаг. 27, 87, Сардик. 5). Канонического основания наш Правительствующий Синод на управление Грузинскою Церковью , следовательно, не имеет, а основываться на том, что он с 1811 года, благодаря совершенному над Грузинскою Церковью насилию, ею управлял, нельзя. Вот это-то насилие и заставляет Грузинских епископов требовать, чтобы русская священноначальствующая иерархия признавала Грузинскую Церковь само главною или автокефальною. До 1811 года Грузинская Церковь имела 15 епархий в Карталинии, Кахетии и Сомцхетии, 7 в Имеретии, 2 в Мингрелии и 2 в Гурии. В настоящее время грузины имеют 1 епархию в Имеретии, 1 в Гурии, 1 в Абхазии и 2 викариатства в Грузии. Русский Экзарх, не знающий языка паствы, управляет с 1818 г. епархиями Карталинии, Кахетии и Сомцхетии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Но добирается. Вот на монастырскую славу осенью пришло около тысячи человек. С тех пор как наш народ был изгнан из Метохии, впервые такое количество. На следующий день мне кто-то сказал: “Матушка, приехали словно прощаться, как в последний раз”. Отвечаю: “Чтобы я этого больше не слышала!” Сколько раз приходилось пресекать такие слова. А сама беспокоилась и боялась, когда слышала в монастырском дворе шепот: “Что же будет завтра?” Мы надеемся на лучшее. От зла мы отгородились стенами. А сколько мы боролись, чтобы эти стены не были разрушены властями Печи! Когда сербы покидали край, это было словно смерть – кажется, колокола сами вызванивали скорбный звон. Но мы не имеем права падать ни духом, ни телом. Страдание дает новые силы и освящает путь. Я надеюсь на это и верю, что так будет. Сколько раз уже бежали, но возвращались. Молюсь Богу, чтобы так было. Только чтобы народ не страдал… …Отец Павел (патриарх) когда-то был в Благовещенском монастыре, в нескольких километрах от Йованье. Приедет, заберется на яблоню, собирает. Первую корзину отдавал сестрам, вторую народу, который приходил, и только третью уносил с собой. Я и думать не могла, что мы будем его встречать здесь как патриарха. Избрание было в начале декабря 1990 года, тогда Павел наследовал престол святого Саввы после патриарха Германа. Мне звонит диакон Фома из Белграда, из Патриархии, и говорит: – Знаешь ли, кто новый патриарх? – Не знаю, откуда мне знать? – Павел, Павел! – Эх, – отвечаю, – вы его за три года съедите. Хорошо, что оказалась не права». Рана и радость патриарха Германа «Как нам было трудно в Косово и Метохии , столько же трудно было и патриарху Герману, которому коммунисты практически связали руки. Хотя, с другой стороны, его упрекали за снисхождение к властям. А я знаю, как мудро он себя вел в те тяжкие времена. Говорил нам: “Ходи мудро, чтоб не пропасть глупо”. Раскол и отпадение Македонской Церкви были его глубокой раной; утешило его то, что он добился продолжения работ по строительству храма святого Саввы после того, как он насильно был занят складами и автобусным депо…»

http://pravoslavie.ru/68941.html

Подожгли нам конак, а мы должны молчать, как будто ничего не случилось. За несколько дней до пожара милиция запретила собор в патриархии. Традиционное собрание на Торжество Православия. Объяснили, что сейчас народу лучше не собираться из-за демонстраций в Приштине. Весть о запрещении собора была разослана верующим. Тяжело в тот день было видеть пустой двор. В прежние годы иголку брось – негде было ей упасть. Церковь полна. Причащали до полудня – столько было народа! После службы – крестный ход с иконой Богородицы. Во дворе песни, танцы, по три коло переплеталось веселье до поздней ночи. Но кто тогда знал, что будет и хуже? Будет… Вот сейчас это, сегодня. Мы обрадовались, когда к нам после вечерней службы приехали игумения Параскева из Девича, отец Дамаскин и преподаватель семинарии Джордже Ковач и монахиня Иустина. Дамаскин собирался в Вучитрн, в духовную академию. Божий Промысл его сюда привел и оставил здесь на ночь. На рассвете вспыхнул пожар. Началось с гостевой комнаты, где ночевал Джордже. “Горим, есть тут кто?” – кричал он и стучал в двери. У него было плохое зрение, и он метался от стены к стене и повторял: горим, горим! Мы за секунду были все на ногах. Пламя охватило почти всю крышу старого конака и часть нового, который строился. Гасим пламя, каждый как может: и Параскева, и Дамаскин, и Джордже, всё сестричество. Примчались и наши люди из печской больницы и священники Станко и Радоман. Никто не думал о жизни, спасаем ризницу, которая находилась в конаке, рукописи, древние экспонаты. Приехали пожарные, и, когда подняли шланг, огонь еще сильнее разгорелся. Вижу, что они его раздувают, во второй цистерне воды меньше половины. – Подсоедините к нашему источнику, – говорю. Как будто и не слышат. И пожар бушевал. Старый конак полностью сгорел в том пожаре. Подожгли, подожгли. Я говорила это и когда от меня требовали, чтобы я подписала заявление, что сам загорелся. Говорили: “Молчи, пока тебя (река) Быстрица не унесла”. В патриархии в тот же день собрался народ – потрясенный, взволнованный. Зовут нас жить в свои дома; некоторые монахини согласились, другие спали под открытым небом. Нет покоя в чужом доме, за чужим порогом, когда твой дом сожжен. Это был для нас страшный удар и большая боль.

http://pravoslavie.ru/68941.html

Середина ХШ в. (Стоглав) – середина XVII в. (Большой Московский собор) – тот хронологический рубеж, на котором с определенными колебаниями отслеживаются сельские иконные мирки в большинстве православных стран. «Россыпь» новых небольших иконописных промыслов во второй половине XVI – первой половине XVII в. обнаруживает в Македонии К. Балабанов. Они возникают в горной и труднодоступной сельской местности вокруг монастырей. Иконы пишут миряне, те же «люди из посада». В Прилепском районе деревенские иконные мастерские «облепили» монастыри Трескавац и Зрзе, в Слепче – храм Иоанна Крестителя, в Топлице – Никольский монастырь. Иконы пишут в деревнях Жван и Журче, в посаде монастыря в Лесново и вокруг церквей в Кратово, Карпино, наконец, в небольших монастырях Скопской Черногории (Балабанов, 1959, с. 52). И заметим, вся эта оживленность – в связи с восстановлением Печской патриархии. 1557 г. принес независимость сербской церкви, когда под юрисдикцией Печского патриархата оказалась огромная зона: от областей Болгарии до Кира в Кроации и от Штипа в Македонии до Будапешта в Венгрии (Петкович, 1965, с. 216). Возглавлявшим Печскуло патриархию в начальный период родственникам великого турецкого визиря Мехмета Соколовича удалось добиться при дворе султана серьезных уступок. Поэтому уже в первые десятилетия переписываются тысячи богослужебных книг, оживают старые монашеские центры – Печская патриархия, Грачаница, Будисавчи, Никола Даборски. Восстанавливаются на старых фундаментах храмы в Пиве, Хопово, Ломниках, Озрене. Кругом наблюдается оживленное движение, появляется много маленьких сельских церквушек, которые надо было наполнить моленными образами. Сотни сохранившихся икон второй половины XVI в. диагностируют резкий подъем иконного дела. По наблюдению С. Петковича, на территориях Печской патриархии иконописью все больше начинают заниматься миряне, не только лица духовного звания (Петкович, 1965, с. 217). Значит, в этом аспекте мы имеем дело со схожей с Россией (как и везде) ситуацией: религиозный подъем сразу отражается в увеличении потребности в моленной иконе, в распространении иконного дела в миру.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

На фресках в монастырях Студеница, Арилье, Сопочаны и Ораховица сохранились изображения святителя Саввы II, а в Печском монастыре над его гробницей находится изображение его успения. Лик этого святого мы также находим в лозе Неманичей в Грачанице, Печи и Дечанах. Память святого празднуется 8/21 февраля. Тропарь, глас 4: Исправление веры и образ кротости, и якоже сад посреде рая, преподобными делы твоими мир просвещаеши, сего ради к честней раце мощей твоих любовию прикасаемся, лобызаем их и верно вопием: предстани в помощь воспевающим память святую твою и светоносную, святителю отче Савво пребогате, молимся, Христу Богу молися, спастися духам нашим. Кондак, глас 8: Яко архиереем сопрестольник, и святителем изрядный поборник был еси, святителю Савво, сохраняй отечество, обитель, град же и люди. Почитающие тя верою, и честным твоим мощем покланяющиеся, да велегласно тебе вопием: радуйся, Савво богомудре. Надгробие свт.Саввы II в хаме Свв.Апостолов. Печская патриархия. Фото: иером.Игнатий (Шестаков) Рейтинг: 9.9 Голосов: 498 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии р.Б. Валерий 21 февраля 2023, 14:49 Святителе Савва моли Бога о нас! Не остави ! Моли Бога о нас ! прихожанка 21 февраля 2017, 12:46 Святитель Савва! Моли Бога о спасении и исправлении нас грешных, и о возрастании наших чад в истинной вере православной!!!Аминь. Радуйся, Савво богомудре!!! римма 21 февраля 2017, 11:33 Святитель Савва, помолись обо мне грешной, даруй здравие душевное и телесное мне и моим родным, помоги мне в работе, помоги, чтобы у меня были силы делать много дел дома и помогать детям. Фаина 19 февраля 2017, 20:17 Святитель Савва II Архиепископ Сербский, Помоги!!! Аминь! Nata 14 сентября 2015, 23:16 Если кому необходимо, могу выслать молитву и акафист Св. Симеону Мироточивому, а также икону (благословение от батюшки получила). Nata Lissa - VKontakte и в Елицы сергей 21 февраля 2015, 13:47 грядущего благочестивого государя императора православного чаем!!! Ксения Мерещенкова 21 февраля 2014, 13:24

http://pravoslavie.ru/40569.html

Nathan " s Oracle (2 Samuel 7) and Its Interpreters. Bern, 2005; Abramsky S. Nathan//EncJud. Vol. 15. P. 6; Oswald W. Nathan der Prophet: Eine Untersuchung zu 2 Samuel 7 und 12 und 1Könige 1. Zürich, 2008. А. Е. Петров Иконография Изображения Н. известны со средневизант. времени; гл. обр. они связаны со сценой «Покаяние царя Давида» (Пс 50. 2; Цар 12. 1-23). Этот сюжет присутствует в миниатюрах Псалтирей аристократической и монастырской редакций (напр., в Парижской Псалтири - Paris. gr. 139. Fol. 136v, X в.; Лондонской Псалтири - Lond. Brit. Lib. Add. 19352. Fol. 63, 1066 г.; Бристольской Псалтири - Add MS 40731. Fol. 82v, ок. 1100 г.; Псалтири с Новым Заветом из Дамбартон-Окса - MS 3. Fol. 27, 1084-1101 гг.), в др. произведениях (в Гомилиях свт. Григория Богослова - Paris. gr. 510. Fol. 143v, посл. четв. IX в.); данная сцена включена также в состав изображений на т. н. Суздальских вратах в соборе Рождества Пресв. Богородицы в Суздале (кон. XII в.). Н. может быть изображен в сцене «Венчание Соломона на царство» (3 Цар 1. 34-45) (напр., в Библии патрикия Льва (Библии кор. Христины) - Vat. Christin. Reg. gr. 1. F. 281r. К-поль, X в.). Образ Н. включается также в монументальные росписи в составе изображений др. пророков (напр., на зап. стороне предалтарной арки собора в Монреале, Сицилия, 1183-1189; в парусе сев.-зап. малого купола нартекса ц. Сан-Марко в Венеции, XII в.; на столбе ц. арх. Михаила в Леснове, Македония, 1347-1348; на зап. стене придела кафоликона мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле, 1315-1320; в жертвеннике ц. св. Апостолов (св. Спаса), Печская Патриархия, 1350). В рус. иконописной традиции изображение Н. может входить в состав пророческих чинов иконостаса (икона «Пророки Нафан, Аггей и Самуил» из иконостаса Кириллова Белозерского мон-ря, ок. 1497, ГРМ; икона «Пророки Софония и Нафан» из пророческого ряда ц. Успения Пресв. Богородицы с Пароменья, ок. 1613 г., ПИАМ (см.: Васильева О. А. Иконы Пскова. М., 2012. Т. 2. С. 135. 157); из иконостаса Преображенской ц.

http://pravenc.ru/text/2564764.html

Вся Сербская Церковь молится о погибших HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Православие.Ru Вся Сербская Церковь молится о погибших 24 марта 2003 во всех храмах Сербской Православной Церкви по решению Священного Синода совершается заупокойное богослужение по жертвам агрессии НАТО. Четыре года назад, 24 марта 1999г. началась беспрецендентная со времен Второй мировой войны по своим масштабам и жестокости военная операция. Белград, 24 марта 2003 г. 24 марта 2003 г. во всех храмах Сербской Православной Церкви по решению Священного Синода совершается заупокойное богослужение по жертвам агрессии НАТО. Сербский Патриарх Павел совершил в этот день парастас в храме св. Марка в Белграде. Четыре года назад, 24 марта 1999 г., войска НАТО начали варварскую бомбардировку Югославии. Эта военная операция стала для Европы беспрецедентной по своим масштабам и жестокости со времен Второй мировой войны. В течение 78 дней в целях предотвращения «гуманитарной катастрофы» бомбардировке и ракетным ударам подверглись сотни промышленных предприятий, медицинских учреждений, жилых домов, мостов, центров теле- и радио трансляции. В результате бомбардировки стране был нанесен колоссальный материальный ущерб, разрушена инфраструктура экономики, и без того ослабленной многолетними экономическими санкциями. Результатом агрессии стала гибель 2 тысяч гражданских лиц, ранения получили около 7 тысяч, из которых 30% составляют дети. В ходе «предотвращения гуманитарной катастрофы» более 500 тысяч человек лишились работы, 2 млн. человек остались без основных средств к существованию. Пострадали даже центры для беженцев с территории Боснии и Хорватии. Агрессия США и НАТО вызвала новый поток беженцев из регионов, охваченных войной. Перемещением внутри страны было охвачено более 1 млн. человек. Было разрушено 22 и повреждено 12 мостов, стерты с лица земли около 50 фабрик и заводов, пострадали 8 электростанций, 7 железнодорожных вокзалов, 6 аэродромов, множество дорог. Варварским бомбардировкам подвергались жилые дома гражданского населения, в результате чего были полностью уничтожены несколько тысяч квартир и частных домов,17 больниц, 35 факультетов, 2 тысячи школ. Авиация НАТО нанесла 2300 воздушных ударов. По территории страны было выпушено более 3 тысяч крылатых ракет. Всего было сброшено около 25 тысяч тонн взрывчатки. Во время агрессии НАТО использовала запрещенные виды оружия: кассетные бомбы и необогащенный уран. Так было сброшено в общей сложности 152 контейнера с 35450 кассетными бомбами. Целью бомбовых ударов стали и памятники культуры, древние монастыри и храмы, национальные парки и заповедники, находящиеся под защитой ЮНЕСКО. Частично или полностью было разрушено 18 православных и католических церквей и монастырей. В Косово и Метохии пострадали: Печская патриархия (XIII в.), монастырь Грачаница (XIVb.), Свято-Архангельский монастырь в Горне-Неродимле (XIVb.), мечеть Синан-Паша в Призрене (XVIIb.) и др. Смотри также Также в этом разделе

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010