Мониторинг СМИ " Я слышал благовест... " Святыни Косова на фотографиях Валерия Близнюка 21.03.2008 23:23 Международная конфедерация союзов художников и Центральный Дом художника представляют персональную фотовыставку Валерия БЛИЗНЮКА «Я слышал благовест...», посвященную культурному наследию Косово и Метохии Сейчас попасть на территорию Косово и Метохии можно только по специальному разрешению, а перемещаться по ней — лишь под конвоем полиции. Именно поэтому группа иконописцев и искусствоведов из России, изучавшая в Сербии памятники византийского искусства, в составе которой был художник Валерий Близнюк, сочла огромной удачей возможность посетить в этом крае 4 сербских монастыря XIII-XIV веков. «Когда сказали, что есть возможность побывать в Косово, я очень обрадовался, — рассказывает Валерий. — В крае множество святынь и уникальных образцов христианского искусства, но сохранятся ли они и будет ли разрешено их посещать, если эта территория будет окончательно отделена от Сербии, — очень большой вопрос. Так что, это, может быть, последняя возможность попасть сюда и увидеть такие святыни». «Метохия» в переводе с греческого — «церковная земля», и, похоже, поэтому сторонники отделения этого региона от Сербии постарались убрать это слово из названия края, оставив только уже ставшее синонимом непрекращающегося военного конфликта «Косово». Название оправдывает себя: сейчас на этой территории площадью примерно 100 на 100 километров находится огромное количество действующих сербских храмов и монастырей, из них — 4 лавры. Среди них — так называемая Печская патриархия, где на протяжении веков возводили на патриарший престол сербского Патриарха, а монахов в этой епархии больше, чем в любой другой епархии Сербской Церкви. До последней войны в крае проживало более 450 000 сербов, сейчас осталось 130 000 на нынешние 1,5 млн албанцев. Обстановка так накалена, что контингенту НАТО и ООН, официально находящимся здесь для защиты албанцев, приходится охранять сербские святыни. Три из четырех монастырей, которые довелось посетить группе, — Высокие Дечаны, Печская патриархия и Грачаница — оказались в анклавах, окруженных враждебно настроенным албанским населением.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Закрыть itemscope itemtype="" > Небесные хранители сербской страны Предвечерье в Печской Патриархии 12.05.2023 1935 Время на чтение 8 минут Фото: Св. Арсений, наследник Св. Саввы П ишу у монастырского окна при меркнущем свете. Небо вечером, по направлению к западу, приобретает слегка розовый цвет. Ветер всегда начинает кружиться над святыней в одно и то же время. День здесь начинается и заканчивается сильным и непрестанным ветром. Вихрь утихает, словно по молчаливому согласию ветра и птиц, которые тоже готовятся к отдыху. Затем, птичье пение утихло. С наступлением темноты закрываются, а в 21:30 запираются тяжелые монастырские ворота. За стенами Печской Патриархии скромная полицейская охрана. Обычно здесь сейчас находится один полицейский из так называемой Косовской полицейской службы. В восторге от небесной любви протекает вся монашеская жизнь. Наше великое святилище веками прославляло Господа. И действительно, здесь чувствуется таинственный покой. Спокойствие духа. Когда время и люди замолкают. Ощущение, что здесь ты защищён от всего. Лишь кружащийся ветер и Печская Бистрица продолжают песню о небе, земле и временах. Полная луна восходит. Уже виднеется над крышей монастырской церкви сентябрьский вечер. Здесь чувствуется осень. Наши патриархи и архиепископы, писатели, строители и небесные хранители нашей страны покоятся в тишине, в монастырском полумраке и нежном свете лампад. А снаружи свежесть. Монахини идут на вечернюю службу. Купола древнего монастыря уходят в серовато-красноватое небо. От столкновения лунных лучей о края куполов тлеет цвет пламени... В оккупированных Косово и Метохии наступает ещё одна ночь. Ветер волнами несёт аромат ранних осенних цветов и дыхание окрестных лесов, в которые серб уже не заходит, хоть они и его, и кто знает, когда зайдёт. Вы можете услышать мычание только что подоенных коров и некоторые слова мальчиков из коровника. Монашеская жизнь и молитва текут рекой. Журчание Бистрицы. Ветер всё ещё свистит. Мерцают звёзды. В порту, в конак, в церковь, в горы и тёмных леса Руговского ущелья вселилась ночь. Монастырские часы тикают. В комнате мерцает лампа. Где-то вдалеке слышны кукушки и дрозды. Луна взошла над самим Косово. Звёзды разлетелись по всему небу.

http://ruskline.ru/analitika/2023/05/12/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Ночь в Печском монастыре Нужно просто знать и чувствовать 07.09.2023 374 Время на чтение 6 минут Источник: Руский Вестник Пишу у монастырского окна при меркнущем свете. Небо вечером, по направлению к западу, приобретает слегка розовый цвет. Ветер всегда начинает кружиться над святыней в одно и то же время. День здесь начинается и заканчивается сильным и непрестанным ветром. Вихрь утихает, словно по молчаливому согласию ветра и птиц, которые тоже готовятся к отдыху. Затем птичье пение утихло. С наступлением темноты закрываются, а в 21:30 запираются тяжелые монастырские ворота. За стенами Печской Патриархии – скромная полицейская охрана. Обычно здесь находится один полицейский из так называемой Косовской полицейской службы. В восторге от небесной любви протекает вся монашеская жизнь. Наше великое святилище веками прославляло Господа. И действительно, здесь чувствуется таинственный покой. Спокойствие духа. Когда время и люди замолкают. Ощущение, что здесь ты защищен от всего. Лишь кружащийся ветер и Печская Бистрица продолжают песню о небе, земле и временах. Полная луна восходит. Уже виднеется над крышей монастырской церкви вечер. Здесь чувствуется осень. Наши патриархи и архиепископы, писатели, строители и небесные хранители нашей страны покоятся в тишине, в монастырском полумраке и нежном свете лампад. А снаружи свежесть. Монахини идут на вечернюю службу. Купола древнего монастыря уходят в серовато-красноватое небо. От столкновения лунных лучей о края куполов тлеет цвет пламени... В оккупированных Косово и Метохии наступает еще одна ночь. Ветер волнами несет аромат ранних осенних цветов и дыхание окрестных лесов, в которые серб уже не заходит, хоть они и его… И кто знает, когда зайдет. Можно услышать мычание только что подоенных коров и некоторые слова мальчиков из коровника. Монашеская жизнь и молитва текут рекой. Журчание Бистрицы. Ветер все еще свистит. Мерцают звезды. В порту, в конак, в церковь, в горы и темные леса Руговского ущелья вселилась ночь.

http://ruskline.ru/opp/2023/10/06/noch_v...

И понятно, почему наша беседа с господином Станимиром Вукичевичем была посвящена одной теме — Косово. Мы говорили о судьбе края, при одном лишь упоминании о котором одинаково болит сердце и у православных сербов, и у православных русских.  Говорили о его прошлом, настоящем и будущем… — Господин Посол, что означает для каждого серба земля Косово и Метохии? — Для каждого серба, не важно, живет ли он на этой территории или за ее пределами, Косово и Метохия являются не просто очень важным в их жизни и сознании краем, это их родина — даже если они родились в другом месте. Эта земля для сербов очень многое значит. Здесь создавалось наше государство, утверждалась его православная вера, развивалась культура народа. Об этом крае сложено огромное количество песен, связанных с его героическим прошлым, написано множество легенд, литературных и музыкальных произведений. Земля Косово и Метохии является особым краем: здесь расположены самые древние и самые ценные сербские храмы и монастыри, такие, как Високи Дечани, Грачаница, Печская Патриархия, Девич монастырь, храм Богородицы Левишской, и многие-многие другие. Большинство из них находится под защитой ЮНЕСКО. Молитвенные традиции этих православных обителей берут свое начало в XIII-XVI веках и не прерываются до наших дней. От этого богатство истории и культуры Косово становится еще более ценным. В духовной деятельности монастырей и храмов, продолжавшейся беспрерывно на протяжении многих столетий, и заключается суть православного наследия и православной культуры нашего народа. Если же сербы будут вынуждены покинуть родные места, если состоится их исход из Косово, то оставленные ими монастыри и храмы будут являть собой лишь памятники архитектуры. Они перестанут жить реальной духовной жизнью. Косово и Метохия — это жизнь сербского народа, его душа, которую невозможно ни разделить, ни отнять. Ничто так не объединяет сербскую нацию, как само Косово. История этого края и героична, и трагична одновременно. В результате Косовской битвы в 1389 году турки завоевали Косово. Из всех сражений Косовская битва имеет наибольшее значение для героического самосознания сербов. Она произошла 28 июня в (день святого Вита, по-сербски это звучит как «видов дан»). Хочу подчеркнуть, что с 1389 года и по сей день было очень много войн на этой территории. Но ни одно столкновение с врагом не оставило о себе такого отпечатка в сердцах и в памяти людей, как Косовская битва. Представьте себе: не радость общей победы, а горечь от понесенного поражения так крепко сплотила наш народ и дала ему силы жить и созидать дальше.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1206001...

Иконография Страстной Седмицы ФОТОГАЛЕРЕЯ На Страстной седмице Церковь вспоминает последние дни земной жизни Спасителя: Его деяния и беседы с учениками, установление Таинства Евхаристии, предательство Иуды, заключение Господа под стражу, Его страдания и уничижение, распятие, смерть и погребение. vk fb tw ok @ g+ lj Великий Понедельник. Проклятие смоковницы. Печская патриархия. XIV в. vk fb tw ok @ g+ lj Великий Понедельник. Проклятие смоковницы. Книжная миниатюра из арабского Евангелия XVII в. vk fb tw ok @ g+ lj Великий Вторник. Притча о десяти девах. VI в. Миниатюра Евангелия из Россано. Музей в Россано, Италия vk fb tw ok @ g+ lj Великий Вторник. Притча о десяти девах. Современная греческая фреска vk fb tw ok @ g+ lj Великий Вторник. Притча о злых виноградарях. Книжная миниатюра XI в. vk fb tw ok @ g+ lj Великая Среда. Предательство Иуды. Автор: Дуччо ди Буонисенья, XIII в. vk fb tw ok @ g+ lj Великий Четверг. Умовение ног апостолов. Роспись церкви Панагии Асину в Никитари, Кипр. 1105 г. vk fb tw ok @ g+ lj Великий Четверг. Умовение ног апостолов. Нач. XIV в, фреска монастыря Ватопед, Афон vk fb tw ok @ g+ lj Великий Четверг. Господь объясняет смысл умовения ног апостолов. Нач. XIV в, фреска монастыря Ватопед, Афон vk fb tw ok @ g+ lj Великий Четверг. Тайная Вечеря. Нач. XIV в, фреска монастыря Ватопед, Афон vk fb tw ok @ g+ lj Великий Четверг. Тайная Вечеря. Икона монастыря Ватопед, Афон vk fb tw ok @ g+ lj Великий Четверг. Тайная Вечеря. Мозаика собора св. Марка, Венеция vk fb tw ok @ g+ lj Великий Четверг. Причащение апостолов. Фреска монастыря Ставроникита, Афон vk fb tw ok @ g+ lj Великий Четверг. Причащение апостолов. Фреска в соборе Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Сретенский монастырь, Москва vk fb tw ok @ g+ lj Великий Четверг. Причащение апостолов. VI в. Миниатюра Евангелия из Россано. Музей в Россано, Италия vk fb tw ok @ g+ lj Великий Четверг. Причащение апостолов. Фреска в соборе Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Сретенский монастырь, Москва

http://pravoslavie.ru/52807.html

Переводчица Светлана Луганская с детства связала свою жизнь с этой маленькой страной и ее гостеприимным и стойким народом. На долю сербов не первый век выпадают страшные испытания, и все-таки во всех своих бедах они сумели сохранить свою «крестную славу» и свою необъяснимую любовь к России. Песня про Йохана — В современных западных фильмах сербов часто выводят в образах террористов и бандитов. И такое отношение возникло давно. Откуда эта репутация? Можете как-то объяснить? — Наверно, слишком хорошие. Возможно, их сердечность, их отношение к России, их верность святыням — для кого-то немой укор. Это, разумеется, не аналитический вывод, просто мое восприятие. Я много раз туда ездила, два года проработала там на радио как московский корреспондент. Расскажу об одном случае, который показывает сербский характер. В Косово есть монастырь Печская патриархия. В 2005 году, когда была осада монастыря албанцами, там находился владыка Иоанникий, епископ Будимлянский. Албанцы обстреливали монастырь и угрожали сравнять его с землей, и миротворцы ООН — итальянцы, по-моему, — пытались всячески убедить монахинь: «Мы вас выведем из монастыря, иначе они уничтожат все вместе с вами». Я владыке тогда звонила, мы с ним разговаривали, и я слышала звуки рвущихся снарядов, но он сказал: «Я останусь, отсюда не выйду», а сестрам он предложил покинуть монастырь. Но ни одна не ушла. Слава Богу, тогда их не тронули. Но это очень характерное отношение сербов к святыне, к вере, к родине: стоять до конца. Недавно я услышала песню отца Войислава Билбия — он священник, поэт, художник, сочиняет мелодии, достаточно простые, но красивые. Он положил на музыку «Небесную литургию» святителя Николая и недавно положил на музыку и стал исполнять под гитару поэму «Сербское сердце Йохана». Это невозможно спокойно слушать. Там речь идет уже о последних событиях — о «Желтом доме». Несколько лет назад было раскрыто страшное преступление: в разных местах Косово похищали людей и отправляли туда, в Желтый дом, где самым изуверским образом без наркоза изымали органы у людей для трансплантации, для продажи в Европе, об этом писали у нас.

http://pravoslavie.ru/60870.html

ТОЛЬКО ГОСПОДЬ ДАЕТ МИР ВСЯКОМУ ТВОРЕНИЮ 29 Благодарю Господа и Пресвятую Владычицу за то, что благоизволил Господь увеличить радость праздника Пресвятой Богородицы – Ее Успения – ангельскими голосами наших детей, которые так прекрасно поют. Они напомнили мне дни моей предвоенной молодости, когда я был монахом в братстве монастыря Печская Патриархия, великой святыни, можно сказать, нашего Сиона. Каждый праздник печский хор пел Литургию; это был смешанный, но удивительно организованный хор, а их регент – неповторим. Мне приходилось слышать много хоров – и белградских и других – но тот печский хор остается исключительным. Но когда сегодня я произнес «Благословенно Царство», а они ответили «Аминь», я сразу вспомнил те дни, и мое сердце дрогнуло. Ведь когда с клироса слышится прекрасное пение, мы освобождаемся от всех забот, от всей суеты мира и возносимся в вечность, к Богу, с ангелами и святыми, туда, где наше истинное Отечество и Царство наше. Если бы наше царство было на земле, то мы всегда бы благоденствовали в довольстве, в мире и радости. Но мы здесь, так скажем, на епитимии, и мы должны подготовиться, научиться Небесной жизни, обрести Божественный мир. Никто не может дать его нам здесь, только Господь, Который дарует мир всякому творению, и нам, если мы ищем и жаждем Его всем сердцем, если хотим соединиться с Ним. Он хочет, чтобы наш дух был соединен с Ним, с Богом нашим, чтобы наши желания и наша воля были соединены с Его Божественной волей, Божественным желанием, чтобы все наше существо было соединено с Ним и мы ощутили радость жизни. Но мы чрезмерно привязываемся к материальной жизни, настолько запутываемся в мирских сетях, что у нас не остается времени подумать о душе, о своем внутреннем мире, и мы постоянно разрушаем его. Господь нам прежде всего дал в пример Свою Пресвятую Матерь. После Воскресения и Вознесения Он благоизволил оставить Пресвятую Богородицу в утешение святым апостолам, в побуждение ревности о Господе. Один богоносный отец из Афин, святой Дионисий Ареопагит , очень хотел увидеть Богородицу. Для этого он прибыл в Иерусалим, и, когда в доме святого Иоанна Богослова его ввели в комнату, где Она жила, святителя охватила несказанная радость, он освободился от всех своих печалей и забот, в душе воцарился мир. «Если бы с юных лет меня не учили знать Единого Бога, – описывал эту встречу сам Дионисий, – Пресвятая Богородица стала бы для меня Богом».

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Vitovni...

Четыре сербских женщины живут на территории восстанавливаемого храма. Они живут на одном пятачке земли, с которого они не могут никуда выйти. У одной из этих женщин дом через дорогу, она эту дорогу не может перейти десять лет. Она за десять лет ни разу не были в своем доме. Если она выйдет и попытается попасть к себе домой ее подстрелят. В эфире передачи « Церковь и мир »  архиепископ Волоколамский Иларион рассказал телезрителям о тех трудностях, которые выпали на долю православных сербов, оставшихся на территории Косова. Скачать ВЛАДЫКА: Тему сегодняшней передачи мне бы хотелось посвятить Косово. Это край, где на протяжении многих веков жили сербы. Сегодня в этом крае сербы живут как в гетто, окруженные под час враждебным мусульманским населением. СЕМЕНОВ: Владыка, какие важные реалии косовской жизни остались за рамками нашего репортажа  Он у нас посвящен политическим моментам. Что еще сейчас важно? ВЛАДЫКА: Я шесть лет жил на Западе и слышал из средств массовой информации только о страданиях косовских албанцев, о том, как к ним относился режим Милошевича и так далее. А то, что происходит, по сути дела, геноцид сербов на косовской земле, об этом никто не говорит. Я посещал один город, где живут четыре сербских женщины. Они живут на территории восстанавливаемого храма. Храм восстанавливается под эгидой Совета Европы. Но они живут на одном пятачке земли, с которого они не могут никуда выйти. У одной из этих женщин дом через дорогу, она эту дорогу не может перейти десять лет. Она за десять лет ни разу не были в своем доме. СЕМЕНОВ: А что с ней случится, если она выйдет и попытается попасть к себе домой? ВЛАДЫКА: Подстрелят. СЕМЕНОВ: То есть, подстрелят некие бандиты? Ни то, что какая-то полиция или кто-то? ВЛАДЫКА: Там существует такой режим, что им просто говорят, «ваша безопасность обеспечена будет в том случае, если вы никуда не выйдете за пределы этого анклава». Могут подстрелить, могут похитить, все, что угодно может быть. В такой ситуации живут очень многие сербы, которые там остались. А ведь большинство сербов оттуда просто бежали. Сегодня это беженцы, которые или живут на территории Сербии , или они пытаются найти себе приют в других странах. Об этом на Западе умалчивается. Сегодня в Косово есть древние монастыри Сербии, такие как, например, Грачаница, Дичаны, Печская Патриархия, которые, по сути дела, являются анклавами, окруженными враждебно настроенным населением. Их охраняют войска ООН. И до тех пор, пока эти войска там, можно не беспокоиться за безопасность людей, которые там живут. Но, что будет, когда эти войска уйдут? Поэтому вопрос очень серьезный. И многое, к сожалению, остается за кадром. И многое, сознательно или бессознательно игнорируется западными средствами массовой информации.

http://pravmir.ru/kosovo-territoriya-gen...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЛЛИНИК II патриарх Печский (1765-1766), последний предстоятель Печской Патриархии перед ее упразднением. Взошел на Печский Патриарший престол по решению Синода К-польской Патриархии. Его предшественник, сосланный на Кипр Василий (Бркич-Йованович) , в ряде источников называется последним Печским патриархом-славянином, поэтому К. по традиции считается греком. Однако нек-рые источники сообщают о происхождении К. из Тырнова, а еп. Ужицкий Иоанникий (Нешкович) в «Списке архиепископов и патриархов Сербских» упоминает «хаджи Каллиника II из Паланки в Сербии» (вероятно, имеется в виду г. Бела-Паланка или г. Бачка-Паланка), поэтому вопрос о его национальности остается открытым. Наименование К. «хаджи» в неск. источниках указывает, что он совершил паломничество на Св. землю. К. прибыл в Печ 17 марта 1765 г. С кон. XVII в. Печская Патриархия фактически управлялась из К-поля, что вызвало частую смену ее предстоятелей и иерархов на кафедрах, обострение противостояния между иерархами греческого и славянского происхождения и прекращение поступления финансовой помощи из Карловацкой митрополии. Когда Печ не смог оплатить свой долг наследникам грека из К-поля Й. Спатариса, К-польская Патриархия предложила погасить эти обязательства при условии, что К. уйдет в отставку, а Печская Патриархия будет упразднена. В сент. 1766 г. К. подал султану Османской империи Мустафе III (1757-1774) и К-польскому патриарху Самуилу (1764-1768; 1773-1774) прошение об отставке и об упразднении Печской Патриархии и присоединении ее епархий к Вселенской Патриархии. Прошение подписали еще 7 печских иерархов: еп. Нишский и Бела-Цркванский Гавриил, митр. Белградский Иеремия , митр. Ужицко-Валевский Митрофан, митр. Дабро-Босанский Серафим , митр. Скопский Константин, митр. Самоковский Неофит и Гавриил Кюстендилский - все они, кроме Серафима Дабро-Босанского, были греками. В прошении нет подписей митр. Скендерийского Саввы (Петровича) , митр. Герцеговинского Стефана и митр. Рашского Гавриила. 11 (22) сент. 1766 г. был издан султанский ферман об упразднении Печской Патриархии и отставке К. Дальнейшая его судьба неизвестна.

http://pravenc.ru/text/1320053.html

(Петрович; 1677, Белград - 27.07.1730, там же), митр. Белградско-Карловацкий. Род. в семье Петара и Елисавки. Учился в греч. школе в Белграде. Во время Великого переселения сербов 1690 г. перешел на австр. земли. В г. Сентендре продолжил обучение при дворе патриарха Печского Арсения III (Черноевича) , к-рый рукоположил его во диакона. Затем в мон-ре Печская Патриархия был пострижен в монашество с именем Моисей патриархом Печским Каллиником I . Во иерея был рукоположен на австр. территории митр. Бачским Стефаном (Метохийцем) . Вернулся в Печскую Патриархию и получил чин протосинкелла. В 1709 г. патриархом Каллиником I в мон-ре Печская Патриархия был хиротонисан во епископа и поставлен митрополитом Дабро-Босанским (см. Дабро-Босанская епархия ). В 1713 г. был выбран главой Белградской митрополии. После австро-турецкой войны 1716-1718 гг. и последовавшего присоединения к Габсбургской империи области Банат, Сев. Сербии с Белградом и части Боснии в 1718 г. М. в Вене просил присоединить их к Карловацкой митрополии , а его поставить главой объединенной митрополии или признать автономию Белградской митрополии. Т. к. венские власти не были заинтересованы в укреплении церковного единства сербов, в сент. 1718 г. было удовлетворено только 2-е его предложение. Автономию Белградской митрополии в 1721 г. признал и патриарх Печский Моисей (Райович) . Несмотря на запрет властей участвовать представителям Белградской митрополий в Сербском народно-церковном соборе в 1722 г. в Петроварадински-Шанце (ныне Нови-Сад), М. на нем присутствовал и единогласно был избран коадъютором и «сопомощником» при больном митр. Карловацком Викентии (Поповиче) с правом наследования. Хотя венские власти препятствовали тому, чтобы «сербы составляли единое целое», и объявили коадъюторство М. недействительным, после смерти митр. Викентия (1725) на соборе 27 февр. 1726 г. было принято решение о включении Сербии и Баната в состав Карловацкой митрополии и об избрании М. митрополитом Карловацким. Имп. комиссар утвердил его только как Карловацкого митрополита, но сербские представители добились de facto объединения Белградской и Карловацкой митрополий в единую Белградско-Карловацкую митрополию благодаря тому, что М. стал администратором Белградской митрополии.

http://pravenc.ru/text/2563998.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010