Этим заканчиваем мы весь изложенный отдел об отношениях высокопр. Филарета ко всем учебным заведениям и духовным, и светским, и военным, и женским. Следующий отдел будет об управлении его св. Киево-Печерскою Лаврою. 47 См. в Историческом описании Киево-Софийского училища, напечатанном в Киевских Епархиальных Ведомостях в 1868 г. 48 Именно в изложении служения высокопр. Филарета и в Калужской и Казанской Епархиях, о чём знают читающие. 49 Выписка эта истребована была из Киевского Попечительства бывшим тогда викарием Киевским, преосв. Антонием, (покойным архиепископом Казанским), собиравшим тогда разные биографические сведения о высокопр. Филарете, которые и переданы им нам все для составления настоящего жизнеописания. 50 У нас сохранилось черновое приложение о сем Киевскому Попечительству, писанное под диктовку высокопр. Филарета рукою бывшего тогда Ректора Киевской Акад. Архим. Антония. 53 Последние строки были приписаны собственною рукою в нашей рукописи покойным Владыкою Антонием с приказанием внести их в подлиннике. Авт. 54 Очень подробный очерк этого училища напечатан в Киев. Епархиальных Ведомостях 1868 г. Мы будем заимствовать сведения из этого очерка, восполняя своими данными. 55 Эти строки – начиная со слов «пришлось и приходится до днесь вносить своего рода контрибуцию»..., – приписаны были тоже высокопр. Антонием. – Авт. 58 Разумеем покойного Владыку Антония (Архиеп. Казанского), который был живым участником в рассматриваемом деле, так как он был начальником и устроителем этого училища – Софийского. 61 Все это имеет здесь, то особенное значение, как мы заметили выше, что в действиях, эконома выражались не иное что, как интриги и неприязни на каковые действия и поступки у подобных лиц, едва ли не в большинстве, имеется какая-то особенная способность и призвание, происходящие из их, большею частью, грубого невежества и надменности, или из мнимой и вообще не уместной ревности о сохранении интересов своего приставничества. Каково же видеть и, так или иначе, выносит эту черную сторону подобных действий, одно проявление которых, при глазах самих же главных начальников-архипастырей, даже и со стороны смотрящих, приводят, в скорбное смущение, а для других может представляться чем-то, отзывающимся не в пользу и самих последних... Но, конечно, в отношении собственно к высокопр. Филарету всякому благомыслящему понятно, что здесь с его стороны была видна лишь новая высокая черта христианского благодушия, не останавливавшегося ни пред какими препятствиями в исполнении благих желаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Кондак 13 О Всепетая Мати, Преславная Владычице Богородице! Приими сия похвалы и моления, от скверных устен и нечистаго сердца возносимая; сохрани обитель Твою, нашими грехи оскверненную; собери нас, расточенных, и сподоби в чине ангельстем достигнути Небеснаго Царствия и вкупе с преподобными Антонием и Феодосием и всеми угодники печерскими прославляти вечно Тебе, нашу Матерь, и Сына Твоего и Бога и пети песнь: Аллилуиа. Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос «Ангел земный...» и 1-й кондак «Избранной от всех родов...». Молитвы Антония и Феодосия и всех преподобных О Пресвятая и Пренепорочная Дево Богородице, наша печерская похвало и украшение, покрове и заступление, истинная Владычице избраннаго удела Твоего; приими нас, недостойных рабов Твоих, убогое моление с верою и любовию приносящих пред чудным образом Твоим; посети милостивно греховное житие наше, просвещающи светом покаяния, осени нас, обремененных скорбьми многими, Твоею небесною радостию и сподоби нас присно славити Тя в мире и благочестии во обители Печерстей, да без порока прешедше зде путь жития нашего, помощию Твоею достигнем вечнаго веселия во светлостех святых и богоносных Печерских и едиными усты и сердцем воспоем Тя и Предвечнаго Сына Твоего, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым, Всеблагим, Животворящим и Единосущным Его Духом во веки веков. Аминь. О Пресвятая и Преблагословенная Мати Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Пречистая Приснодево Богородице Марие! Припадаем и покланяемся Тебе пред святою и чудотворною иконою Твоею, юже от лет древних чудесы многими и исцеленьми прославити благоизволила еси. Смиренно молимся Тебе, благой и милосердой Заступнице нашей: Предстательством угодников Твоих, преподобных Антония и Феодосия Печерских , вонми гласу грешных молений наших, не презри воздыханий от души; виждь скорби и беды, нас обышедшия и, яко любве обильная воистину Мати, потщися на помощь нам безпомощным, унылым, во многия и тяжкия грехи впадшим и присно прогневляющим Господа и Создателя нашего, егоже умоли, Предстательнице наша, да не погубит нас со беззаконьми нашими, но да явит нам человеколюбивую Свою милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Но инок со смирением умолил митрополита оставить его в Лавре, — “под покровом преподобных Антония и Феодосия Печерских”. 25 января 1808 года иеромонах Антоний получил важное и ответственное послушание. Митрополит Киевский и Галицкий Серапион (Александровский) поручил ему заведование лаврской типографией, пророчески напутствовав его: “Будешь управлять лодочкой, а со временем тебе дастся корабль”. Молодой заведующий показал, каким надлежит быть духовному начальнику. Благий и кроткий к своим подчиненным, он не требовал, чтобы ему служили, а сам был всем слугою. “Кто строг к себе, тот снисходителен к другим, а кто снисходителен к себе, тот строг к ближним. Недолго сделать человека несчастным; нам, начальствующим, надлежит спасать, а не губить…”. Будущий Святитель с самого начала своего монашеского пути отличался милосердием и нестяжательностью. Довольствуясь только самым необходимым, он благодетельствовал больным, бедным и богомольцам, был строгий постник, молитвенник и аскет в духе древних пустынножителей. 20 сентября 1814 года иеромонах Антоний был определен начальником Ближних пещер, называемых по имени основателя русского монашества Антониевыми. Это послушание было ему особенно дорого; здесь, служа у мощей великих угодников Божиих, “он жил в благоухании святыни” и напитывался ее благодатью. 2 января 1815 года иеромонах Антоний был назначен наместником Киево-Печерской Лавры и в 1817 году возведен в сан архимандрита. Господь сподобил архимандрита Антония дара проникать в глубины человеческого сердца, неотразимо действуя силою своего кроткого и смиренного слова, дара неистощимой любви к страждущей пастве. Особенно он был сострадателен к бедным. Толпы нуждающихся наполняли Лавру, и нищелюбивый наместник отдавал им почти все, что имел. Несмотря на тяготы нового послушания, архимандрит Антоний по-прежнему соблюдал строгое монашеское правило. 31 января 1826 года в Киево-Печерской Лавре архимандрит Антоний был хиротонисан во епископа Воронежского и Черкасского (5 апреля 1829 года он получил титул епископа Воронежского и Задонского).

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

На территории Киево-Печерской Лавры начались работы по устранению аварийной ситуации в Ближних пещерах 27 июня 2006 г. 11:43 В четверг, 22 июня, на территории Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры начались работы по устранению аварийной ситуации в Ближних пещерах. Напомним, что весной 2005 года возле Трапезного храма произошел обвал грунта. 25 мая того же года подобная ситуация повторилась в Ближних пещерах за церковью преподобных Антония и Феодосия Печерских. Руководство Лавры сразу же сообщило об этом владельцу имущества - городской администрации и музею. Была создана Комиссия по ликвидации аварии, но никаких мер к декабрю так и не было принято. 7 декабря снова произошел обвал грунта, вследствие чего образовалась впадина над пещерами. Руководство Лавры обратилось к главе Киевской городской администрации Александру Омельченко с просьбой принять меры для ликвидации аварии. В начале 2006 года, согласно распоряжению Омельченко, была создана еще одна постоянная комиссия по вопросам техногенно-екологической безопасности и чрезвычайных ситуаций, которая должна была ликвидировать аварийную ситуацию в Киево-Печерской Лавре. Уже назначен генеральный проектировщик реставрационно-ремонтных работ - «Киевпроект» и генеральный исполнительный орган - «Укрреставрация». Первоочередными мерами по ликвидации обвалов грунта занимается главное управление Министерства по чрезвычайным ситуациям. Во время работы Комиссии по ликвидации последствий обвалов земли в пещерах представители монастыря сделали некоторые выводы относительно причин проседания грунта. Во-первых, в верхней части Лавры выявлены техногенные потоки грунтовых вод, которые расходятся по всему печерскому склону и переувлажняют пески над пещерными проходами. Во-вторых, раскол грунтового массива в месте обвала с возможным подземным сдвигом в юго-восточном направлении, вследствие чего в гидроизолирующем глиняном пласте появляются трещины, через которые проникает вода. Согласно постановлению постоянной Комиссии по вопросам техногенно-екологической безопасности и чрезвычайных ситуаций, от 1 марта 2006 года ВАТТ «АК «Киевводоканал» должен провести обследование и сделать выводы относительно технического состояния водопроводных систем и дождевой канализации, расположенных на территории Лавры, а также резервуаров воды, которые находятся неподалеку от монастыря на заводе «Арсенал». Священноначалие Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры подписало договор с Коммунальной аварийно-спасательной  службой «Киевская служба спасения»  о выполнении работ первого этапа, который предвидит  укрепление свода пещер по улице Батыем убиенных и  алтарной части Храма преподобного Антония Печерского. Перед началом работ по устранению аварийной ситуации в Ближних пещерах наместник Киево-Печерской архиепископ Вышгородский Павел отслужил молебень «на всякое благое дело». «Православие в Украине» /Патриархия.ru Календарь ← 19 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/121594.htm...

Хотел один купец строить им каменную ограду, 30 тысяч денег давал. — Кланяйтесь. Благодарю за усердие. Ежели ему угодно, пускай строит. Тому показалось это обидно: в Саровскую пустынь и отдал. О. Клеопа тогда в Санаксаре был. Однажды у него в обители случилось вот что: один послушник сказал, что он видел очевидное чудесное видение. О. Клеопа велел искусить его — поругать со стороны. Тот смутился и не понес оскорбления. Пришел к о. Клеопе и говорит: «Я не могу жить: меня оскорбляют!» — Как же ты говоришь, что удостоился видения, а не можешь терпеть? Ты, брате, стало быть, в прелести. В голову камень класть, поститься, на голой земле спать — это пустое. «Научитесь от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем,» — сказал Господь, а чудеса и явления — это необязательно. Вот чему поучился я сегодня у «премудрого». Просто, всякому пониманию доступно и умилительно! Вот она, монастырская наука-то, на которой воспитывалось все царство Русское, от времен Антония и Феодосия Киево-Печерских! вот оно, «единое на потребу»!… И как очевидна на этом примере разница между слугами сатаны и сынами Света истинного!… Как нарочно, точно в дополнение к записанному, приходил сегодня к нам иеромонах о. Ф. (тот, что рассказывал мне о видении одною женщиною беса в образе Льва Толстого) и принес тетрадку записей из жития Оптинского великого архимандрита Моисея … — Просмотрите: годятся ли для печати? Не знаю, поплачет ли кто над теми чертами из этого жития, а я, признаться, умилился над ними до слез. Записано со слов схимонаха Антония (ныне уже покойного). «Прислали к нам одного мирского священника. Человек он был весьма слабый, да и непокойный. В какой-то праздник Старец ( архимандрит Моисей ) служил Литургию. А у нас во время проскомидии братия входят в алтарь, разбирают с жертвенника поминанья и тут же в алтаре и на левом клиросе прочитывают их. И подначальный священник вошел вместе с другими в алтарь и тоже взял с жертвенника поминанье; но вместе с книжкой взял с жертвенника двугривенный — известно на что — и спрятал его в карман.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

Генетическую и историко-литературную связь русского летописания и патерикографии нельзя преувеличивать и абсолютизировать. Историко-литературный феномен Киево-Печерского патерика был подготовлен освоением патериковой формы повествования не только русскими летописцами, но и первыми агиографами, например, авторами житий Феодосия и Антония. Из текстов этих памятников с течением времени вычленились и оформились в самостоятельные произведения фрагменты о печерских монахах, современниках основателей лавры: Моисее, Варлааме, Стефане и др. Следовательно, в период интенсивного жанрообразования в литературе Киевской Руси граница между отдельными видами агиографии и – шире -различными жанрами отличалась некоторой условностью, что привело к формированию отечественной патерикографии на стыке многих традиций: переводной и оригинальной, летописной и агиографической. В отличие от переводных патериков, в русских документально-летописное начало, конкурируя с художественно-беллетристическим, ослабляло его. В них меньше «благочестивых романов» и произведений новеллистического типа, чем, например, в Синайском патерике, где слились воедино традиции ранней христианской агиографии и поздней эллинистической романистики. Ученые не раз отмечали многообразие типов житийных героев в переводных патериках, где рядом с монахами-отшельниками изображаются миряне: нечестивый царь и мудрая жена, благонравный юноша и блудница... Вот почему в переводной литературе «отечников» с агиографическим началом успешно конкурирует новеллистическое, восходящее к сюжетам восточной сказки. В отличие от Киево-Печерского патерика, где столкновение земной любви женщины к мужчине и любви монаха к Богу лежит в основе лишь Слова о Моисее Угрине и начальных фрагментов Жития Феодосия Печерского , Волоколамский патерик содержит целый цикл дидактических новелл на тему «бесования женского», популярных в монашеской среде. Эта часть патериковых «слов» остросюжетна, занимательна и противостоит «мемуарной» части произведения, куда входят рассказы-воспоминания о святых, бывших современниками Иосифа Волоцкого и Досифея Топоркова. Здесь повествователь больше дорожит историческими и бытовыми подробностями, его рассказ имеет публицистическую направленность, так как события недавнего прошлого еще не успели подвергнуться процессу фольклоризации, стать монастырским преданием.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И получается, что такой ребёнок в православной гимназии выглядит очень-очень странно. Он начинает вести себя там совсем иначе. Родители дарят такому ребёнку самые крутые мобильные, у него хороший компьютер, он летом отдыхает на престижных морских курортах, он везде бывает, у него всё есть. И ребёнок начинает хвалиться этими вещами перед своими одноклассниками, и не потому, что он плохой, а потому что все эти мобильники, компьютеры, вся эта модная и крутая оболочка жизни — это компенсация родителей ребёнку за то, что они с ним не проводят время, они с ним не бывают вместе. И ребёнок очень хорошо понимает, что это — некий эквивалент любви. А любви-то самой нет. Ребёнок начинает пользоваться этим, рассуждая примерно так: если ничего другого нет, то давайте мне хотя бы подарки, да побольше. И потом ребёнку надо доказать перед другими детьми, что родители его любят. И тогда он начинает задирать других детей, показывать, что у него всё есть, что он не такой, как другие. И это вызывает неприязненное отношение и у детей, и у учителей тоже. Мол, как же так? В православной гимназии так не положено. А ребёнок — просто заложник родительского тщеславия. Другая успешность: родители хотят видеть своего ребёнка “настоящим православным христианином” И тогда они изобретают всевозможные способы, как быть успешным не во внешнем, а в духовном. Они начинают своего ребёнка встраивать в некое клише, некий трафарет, который они срисовали с какой-то иконы или с Жития святых. Они берут Житиё какого-нибудь преподобного, например, Антония Киево-Печерского, или Феодосия Киево-Печерского, где написано, что в детстве святой в игры не играл, детей сторонился, в тишине на коленочках в хлеву молился, конфеточки не ел, а наоборот, строго постился, обвязывая себя цепями. Или “млека в среду-пятницу не вкушал”. Вот как надо делать святых! Вот как надо воспитывать наших детей! И с самого раннего детства родители начинают морить детей строгими постами, нагружать их молитвенными правилами, водить ребёнка на длинные службы, учить его только в православной гимназии, хотя не факт, что там ребёнку будет хорошо. Запрещать ребёнку играть с детьми не из православных семей, строго ограничивать его дружбу, не давать ему смотреть телевизор и пугать его разными страшилками. Родители хотят видеть своего ребёнка благочестивым и незапятнанным грязью мира сего. Чем это кончится? А это кончается тем, что в старшем возрасте ребёнок начинает курить, убегать в разные дурные компании и пробовать пиво, воровать в магазинах, пробовать наркотики. Потому что всё, что вложено в ребёнка, — всё ненастоящее, всё фальшивое, надуманное, неестественное. И в какой-то момент, когда ребёнок становится взрослым, он понимает, что всё это неправильно, что за этим не стоит любви, что это не ради Бога делалось и не ради него, а ради того же родительского тщеславия.

http://pravmir.ru/chego-hotyat-roditeli-...

Приводя подобные распоряжения, мы должны указать как на замечательную особенность, ту черту в лице и действиях высокопр. Филарета, что ни в одном положительно документе не встретите вы той формы изложения и выражений, в какой любят многие из начальствующих давать свои письменные распоряжения, – т. е., в роде напр. следующих: «мною замечено, – мне стало известно, – до сведения моего дошло, и т. п., и затем начинается выставление на вид разных недостатков, неисправностей, опущений и пр., а наконец, излагаются положительные правила, наставления, внушения, требования»... А как много значит тот или другой образ, сейчас сказанных действий и отношений начальствующих не только для подчиненных, но и для сторонних, понятно всякому. В последнем разе всё как-то невольно ложится на сердце и тяжело отзывается, тогда как в первом чувствуется свободное призвание, расположение и стремление к тому, что внушается или предписывается. Отсюда же в последнем случае холодность или натянутость отношений между лицами начальствующими и подчиненными и взаимно между последними, – а в первом теплота и искренность чувств, взаимная любовь сыновность, братственность. А это всё в приложении к управлению свято-обительскому, к состоянию иночествующих, где нет других названий между лицами, как имя отца, чада, или брата, понятно, какую имеет особенную силу и степень влияния. Здесь, строго говоря, нет места для так называемой администрации, как и действительно никогда и не бывало её в древних св. обителях, подобно как и в святой Киево-Печерской Лавре. Свято-отеческие заповеди и наставления св. преподобных Отцов Антония и Феодосия и их достойных преемников по настоятельству составляли весь никогда неизменный и всегда полный по содержанию, значению и приложению к жизни и практике, кодекс, заключённый не в письменах, но запечатлённый на все времена и на все состояния последующих братий в духе и образе жизни, столь же неизменный и не стареющийся, сколько нетленны самые телеса, живших и скончавших по правилам его земное течение своё, св. Угодников Божиих. В рассматриваемых распоряжениях высокопр. Филарета мы и находим, во всей полноте, последование этому духу, как по содержанию самых предметов его распоряжений, так и по личному собственному его состоянию, чувству и характеру в отношении ко всем уставам и преданиям св. Киево-Печерской Лавры. Анализируя не с холодным вниманием рассудка, а слагая в сердце всё то, что содержится в его письменных распоряжениях, и как оно выражается, – как бы забываешь, что имеешь дело с документами XIX века, а скорее как бы вращаешь свитки времён Несторовских и ближайших, так и веет от них духом святоотечественности древней...

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

И получается, что такой ребенок в православной гимназии смотрится очень-очень странно. Он начинает вести себя там совсем иначе. Родители дарят такому ребенку самые крутые мобильники, у него хороший компьютер, он летом отдыхает на престижных морских курортах, он везде бывает, у него все есть. И ребенок этими вещами начинает хвалиться перед своими одноклассниками. И не потому, что он плохой. Потому что все эти мобильники, компьютеры, вся эта модная и крутая оболочка жизни – это компенсация родителей ребенку за то, что они с ним не проводят время, они с ним не бывают вместе. И ребенок очень хорошо понимает, что это – некий эквивалент любви. А любви-то самой нет. Ребенок начинает пользоваться этим, рассуждая примерно так — если ничего другого нет, то давайте мне хотя бы подарки, да побольше. И потом ребенку надо доказать перед другими детьми, что родители его любят. И тогда он начинает задирать других детей, показывать, что у него все есть, что он не такой, как другие. И это вызывает неприязненное отношение и у детей, и у учителей тоже. Мол, как же так? В православной гимназии так не положено. А ребенок просто заложник родительского тщеславия. Есть другой аспект в жизни православной семьи. Другая успешность. Когда родители хотят видеть своего ребенка «настоящим православным христианином» И тогда родители изобретают всевозможные способы, как быть успешным не во внешнем, а в духовном. Они начинают своего ребенка встраивать в некое клише, некий трафарет, который они срисовали с какой-то иконы или с Жития святых. Они берут Житие святого, какого-нибудь преподобного, например, Антония Киево-Печерского, или Феодосия Киево-Печерского, где написано, что в детстве святой в игры не играл, детей сторонился, в тишине на коленочках в хлеву молился, конфеточки не ел, а, наоборот, строго постился, обвязывая себя цепями. Или «млека в среду-пятницу не вкушал». Вот как надо делать святых! Вот как надо воспитывать наших детей. И с самого раннего детства родители начинают морить детей строгими постами, нагружать их молитвенными правилами, водить ребенка на длинные службы, учить его только в православной гимназии, хотя не факт, что там ребенку будет хорошо. Запрещать ребенку играть с детьми не из православных семей, строго ограничить его дружбу, не давать ему смотреть телевизор, и страшилками разными его пугать. Родители хотят видеть своего ребенка благочестивым и не запятнанным грязью мира сего. Чем это кончится? А это кончается тем, что в старшем возрасте ребенок начинает курить, убегать в разные дурные компании, воровать в магазинах, пробовать наркотики. Потому что все, что вложено в ребенка, – все ненастоящее, все фальшивое, надуманное, неестественное. И в какой-то момент, когда ребенок становится взрослым, он понимает, что все это неправильно, что за этим не стоит любви, что это не ради Бога делалось, а ради того же родительского тщеславия.

http://azbyka.ru/deti/rebenok-i-roditeli...

В 1902-1910 гг. худож. И. С. Ижакевич осуществил в Киево-Печерской лавре роспись трапезной палаты Трапезной ц. во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Образ Н., представленный среди Киево-Печерских святых, при всей самостоятельности иконографического решения напоминает изображение во Владимирском соборе в Киеве. В варианте Ижакевича Н. показан в своей келье, в рост, в повороте влево, читающим свиток в правой руке, 2-й лист, лежащий на столе, он придерживает пальцами левой руки, словно сравнивая тексты. В конечном варианте росписи были опущены некоторые элементы композиции, представленные на эскизе и свидетельствующие о наблюдательности художника. Так, на эскизе запечатлены достоверно переданные детали монашеского быта, напр. лежащий на лавке куколь (часть полного, «выходного» облачения), рядом с лавкой - упавший пояс, на столе - четки (в росписи оставлены только четки); сам же Н. представлен по-келейному - в скуфейке на голове (в росписи - с непокрытой головой, с залысиной); борода с выбившимися прядями пышная, длинная, разделена на конце надвое, белоснежная, что сближает характеристику святого с образом работы Васнецова (в росписи форма бороды сохранена, но она рыжеватая, с редкой проседью). Т. о., предметы из облачения служили своеобразными акцентами, дополняющими атмосферу полной погруженности монаха в работу. Хромолитография с этим изображением Ижакевича вышла в свет в изд-ве П. Плахова (К., 1903); на листе этого издания Н. представлен вместе со св. Ефремом, еп. Переяславским (отпечаток в собрании Ф. Р. Комарова). Образ преподобного в росписи палаты Трапезной ц. лег в основу его изображения на аналойной иконе (НКПИКЗ). Менее известен еще один, 3-й вариант изображения Н. работы Ижакевича др. композиционного решения (горизонтального формата), но также со многими бытовыми подробностями (опубл. в ж. «Нива». 1914. 18). В росписи храма ц. Всех святых над Экономическими воротами Киево-Печерской лавры (1905-1906) образ Н. на оконном откосе исполнен учеником Ижакевича А. Павленко в живописной стилистике, близкой к модерну. К тому же типу изображения Н., пишущего сидя за столом, относится картина худож. П. А. Веденецкого (1766-1847) «Образ Нестора, летописца Российского» (Нижегородский гос. и историко-архитектурный музей-заповедник).

http://pravenc.ru/text/2565114.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010