Мое крещение было связано и с неким инстинктивным покаянием: после упомянутого выше случая, приоткрывшего мне гнилость моего «подполья», я надел на шею ниточку с одним из «вещдоков» моего безобразия и в течение недели носил, не снимая, для напоминания, а снял, отправляясь на крещение. Летом того года мой отец, побывав в Киево-Печерской Лавре, купил некоторые сувениры, в числе которых и крестики. Один подарил мне. Я сменил символ безобразия, жившего во мне, на символ спасения от этого безобразия. Эта «символичность» жестов, может быть, покажется вычурной, но я действовал без всякой экзальтации и вполне искренно. Вычурным это кажется сейчас, когда я все это рассказываю, когда тогдашние жесты и чувства облекаются в слова. Все те слова, которые я мог бы сейчас сказать в объяснение своих жестов и чувств, будут ложью, потому что тогда у меня не было этих слов. А вот в самих этих жестах и чувствах смысл был, и был он именно такой, как я сейчас говорю, только без этих слов. Жесты и чувства были более настоящими, чем слова, выражающие их смысл, и в то же время они были еще слепыми без этих слов. Так слепые щенки по нюху, по наитию находят соски матери. И это – опять-таки сегодняшние мои красивые слова, которых тогда не было и быть не могло, – это со стороны, со временной дистанции возможно рассуждать, а у самого-то щенка, ползущего к соску ни слов, ни рассуждений нет. Мое крещение было именно таким инстинктивным движением, значимость которого не столько осознается, сколько проживается и дышит изнутри. Внешне крещение почти никак не изменило мою жизнь (правда, «подполье» больше не вылезало в таких безобразных формах). Я сам в себе перемен не замечал, но к концу учебы на философском факультете был уже, можно сказать, верующим человеком, – то есть это сейчас можно так сказать, а тогда я верующим себя еще не называл. Скажем так: я стал открыт для веры, никаких внутренних препятствий для того, чтобы верить, не осталось. А окончательное и сознательное обретение веры произошло так. Ранней осенью 1993 года я, уже выпущенный из университета, но еще не поступивший в аспирантуру, зашел в Вознесенский храм (дело происходит в Екатеринбурге) и купил маленькую иконку Спасителя и маленький молитвослов-брошюрку. Молитвослов был, действительно, маленький, 10х15 примерно, и, как выяснилось потом, сокращенный (и в утренних, и в вечерних молитвах было выпущено по три молитвы), на обложке был изображен преп. Серафим Саровский, молящийся на камне. Я повесил иконку в комнате общежития, где мы жили с женой, и на следующее утро в одиночестве прочел утренние молитвы. Что это было за чтение! Я спотыкался на каждом слове, я половину слов не понимал, я не знал, что делать, когда написано «Слава:» или «И ныне:», «Слава, и ныне» читал прямо буквально эти три слова. Но то, что произошло дальше, можно назвать только одним словом: чудо. Это еще не то чудо, о котором я хотел рассказать. Это чудо вряд ли кого из скептиков способно потрясти и вразумить, – меня же оно потрясло.

http://pravoslavie.ru/1919.html

Осмогласие же и коренные музыкальный основания этого распева напротив сходны с греческими, а Барский слышал этот распев на Афоне. Но выводы из этих отрывочных и недостаточно определенных данных о происхождении распева требуют большой осторожности. В Болгарии доселе не открыто памятников известного нам болгарского распева. Но кто же особенно старался и открыть эти памятники? Недостаток их свидетельствует лишь о недостаточности исследований по церковному пению, а также о его изменяемости со временем. Если у нас до крайности скудны исторические известия о нашем юго-западном, некогда цветущем, пении, то еще менее мы можем ожидать таковых от наших путешественников о пении у болгар, производившемся по древнему обычаю по большей части устно 23 , или записанном непонятными для нас крюками, пении ныне увядшем и конечно отчасти утратившемся вместе с его письменными памятниками под долговременным игом турок и наконец изменившемся с изменением вкусов и направлений. Примеры подобного рода изменяемости церковного пения мы видим и в Греции, и в России. Нет ныне в Греции ни нашего столпового, ни даже греческого распева, так недавно принесенного оттуда в Россию иеродиаконом Мелетием; однако мы не сомневаемся, что тот и другой распев имеют свои начала в византийском пении. В России некогда процветало столповое пение, ныне же не только в певческой практике, но и в печатных нотных сборниках, мы встречаем его весьма редко в прежнем его виде. Так изменчивы вкусы и направления в церковном пении. – Затем, в некоторых старых великорусских рукописях распев болгарский усваивается надписаниями то Киеву, то Киево-Печерской Лавре, то православным южно-русским братствам. Но и это обстоятельство, как показано будет ниже, не указывает на его первоначальное происхождение, а только на то, что в Великую Россию он заимствован непосредственно из Юго-Западной России через певцов киевского района. Барский слышал болгарский распев на Афоне, но он слышал там и распев сербский, а позднейшие путешественники слышали там и распев придворный 24 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

По рассказам старших Флоровских матушек, «лицом она была очень пригожа, высокая, стройная». Перед пожаром на Киселёвке, где был храм и кельи, она ложилась спать на пол со словами: «Ох, жарко, жарко здесь!» Вскоре Киселёвка сгорела, власти разрушили и кельи, и храм. Однажды блаженная Ольга уселась на игуменское место в трапезной монастыря, достала из кармана кусок сала и начала его уплетать. Сестры тут же подскочили к ней: «Матушка, матушка, что вы делаете?» «Не мешайте, я запасаюсь витаминами», – ответила юродивая, обличая некоторых сестер в тайноядении, которые после войны оправдывали нарушение поста «витаминным голодом». Она кинула булыжником в окно и крикнула: «Вставай Бога славить!» И о чудо: парализованный старик встал Невдалеке от Флоровского монастыря, на Боричевом Току, под самой горой жил один еврей. Ютился он в полуподвале, и окна его квартирки выходили прямо на улицу. Часто летом, в жару, окна были полураспахнуты, створками почти касаясь земли, так что все прохожие могли видеть, что обитает там немощный парализованный старик. Однажды мимо проходила блаженная Ольга, подняла с земли булыжник и запустила его в окно – «дзенькнуло» вдребезги разбитое стекло. Вслед она крикнула: «Хватит лежать! Вставай Бога славить!» И о чудо! Пятнадцать лет пролежавший бедолага поднялся, походил по комнате, а вскоре появился и в храме, желая креститься, – и принял Православие. Прихожанка храма поселка Вишневое под Киевом Валентина К. рассказывала: «Каждое утро в 4 часа блаженная ходила с матушкой Марией на Владимирскую горку молиться. Для этого требовалось проделать неблизкий путь. Моя тетя не однажды видела, проезжая на работу первым трамваем-развозкой с Подола на Печерск, как сверху с горки спускались, словно две уточки, вперевалочку, обмотанные платками, подвижницы. Как-то моя тетя наблюдала и такой случай. Возле монастырского источника, что вблизи Вознесенского храма, на одну из сестер набросилась инокиня Ольга. Повалила сердечную на землю и начала по ней топтаться ногами, пританцовывать. Перепуганная келейница Мария стала хватать за руки блаженную: “Что ты делаешь, что делаешь? Уймись, ты ж ее покалечишь!” Та наконец прекратила буйство и с веселым видом удалилась. На второй день тетя моя встречает “обиженную” матушку и сочувственно ей так говорит: “Ох, и бедненькая вы, как вас Ольга вчера побила!” А та в ответ: “Деточка, у меня была два года парализована рука, а сейчас она действует – я исцелилась”».

http://pravoslavie.ru/108704.html

Архив Пн При поддержке Учебного комитета прошел круглый стол «Актуальные вопросы применения типовой рабочей программы по литургике» 9 декабря 2022 г. 12:25 6 декабря 2022 года в  Воронежской духовной семинарии  прошел круглый стол «Актуальные вопросы применения типовой рабочей программы по литургике», который был организован Сообществом преподавателей литургики при поддержке Учебного комитета Русской Православной Церкви . В мероприятии приняли участие 46 представителей из 40 высших учебных заведений. Модерировал работу круглого стола проректор по научной и методической работе Воронежской духовной семинарии иерей Константин Рева. На круглом столе были представлены Московская , Санкт-Петербургская и Сретенская духовные академии, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный , Российский православный и Дальневосточный федеральный университеты, Барнаульская, Белгородская, Владимирская, Вологодская, Воронежская, Донская, Екатеринбургская, Екатеринодарская, Иваново-Вознесенская, Казанская, Калужская, Коломенская, Костромская, Кузбасская, Курская, Нижегородская, Николо-Угрешская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Пензенская, Пермская, Псково-Печерская, Рязанская, Саранская, Саратовская, Смоленская, Ставропольская, Таврическая, Тамбовская, Томская, Тульская, Хабаровская и Ярославская духовные семинарии. В ходе круглого стола, который проходил в очно-дистанционном формате, было представлено восемь докладов и сообщений, связанных с апробацией типовой рабочей программы по литургике, утвержденной коллегией Учебного комитета Русской Православной Церкви 22 апреля 2021 года. Открыло работу круглого стола выступление иерея Константин Ревы, который познакомил коллег с результатами мониторинга остаточных знаний (тестирования) по литургике студентов выпускного курса бакалавриата духовных учебных заведений, который проводился в октябре на базе Воронежской духовной семинарии. Затем прозвучало сообщение заместителя начальника учебного отдела ПСТГУ, эксперта Рособрнадзора А.В. Дружинина на тему «Создание единой базы типовых оценочных средств (заданий) по основным профильным дисциплинам духовных учебных заведений Русской Православной Церкви как перспективная задача предметных профессиональных сообществ».

http://patriarchia.ru/db/text/5983871.ht...

См. Кинешмский Вознесенский. Вознесенский или Киевовознесенский монастырь Упразднённый в 1710 году и обращённый в Арсенал. Находился близ Киево-Печерского монастыря. В нём были две ЦЕРКВИ: 1) во имя Вознесения Господня; 2) во имя Покрова Божьей Матери, из которых одна и теперь ещё существует. См. следующий за сим монастырь. Вознесенский или Киевовознесенский Фроловский монастырь 1 класса девичий, находящийся в городе Киеве на Подоле. Основан в 1566 году, Мая 17, монахом Иоанном Богушем Гулькевичем близ Киево-Печерского монастыря; а в 1710 году по Указу Государя ПЕТРА I перенесён в Нижний Киев на Подол, где и ныне стоит; на прежнем же месте оного учреждён Арсенал. Строения в нём ныне следующие: 1) ЦЕРКОВЬ СОБОРНАЯ каменная двухэтажная; вверху во имя Вознесения Господня, а внизу а) во имя Всех святых и б) во имя Божьей Матери, нарицаемой Ахтырская; 2) ЦЕРКОВЬ каменная трапезная во имя св. Иоанна Богослова с приделом на хорах во имя св. Флора и Лавра; 3) ЦЕРКОВЬ деревянная больничная во имя Воскресения Христова; 4) КЕЛЬИ Игуменьинские и монахиньские деревянные; 5) ОГРАДА с трёх сторон каменная, а с четвёртой, от горы Киселёвки, деревянная. Настоятельницами в монастыре сем издавна Игуменьи. Вознесенский Козельский монастырь Девичий, упразднённый. Находился внутри города Козельска. В нём главная церковь каменная во имя Вознесения Господня. Вознесенский Козмодемьянский монастырь Девичий, упразднённый. Находился в Казанской Епархии внутри города Козмодемьянска. Вознесенский Коротояцкий монастырь См. Коротояцкий Вознесенский. Вознесенский Кременский монастырь См. Кременский Вознесенский. Прибавление из VI тома Вознесенский Минский монастырь Мужской. Находился в Минске. Игумен оного Сергий был на Виленском Соборе в 1509 году, Декабря 25. Вознесенский Московский монастырь 1 класса девичий. Находится в столичном городе Москве, в самом Кремле, подле Спасских ворот. В Прологе месяца Июня, в 7 день в житии Благоверной Великой Княгини Евдокии в инокинях Евфросиньи, и в книге Степенной степени и грани 12 глава 15: напечатано, что этот монастырь построен иждивением оной Княгини по преставлению супруга её, Благоверного Великого Князя Димитрия Иоанновича Донского в 6897/1389 году, а перестроен по Именному повелению Государя Императора ПЕТРА I в 1721 году определённым к тому Гвардии Капитаном Баскаковым.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Вознесенский Печерский мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Вознесенский Печерский монастырь основан в 1328—1330 годах святителем Дионисием Суздальским . Принадлежит Нижегородской и Арзамасской епархии Русской Православной Церкви. Престольный праздник — Вознесение Господне. Содержание История [ править править код ] Основание монастыря [ править править код ] Печерский Вознесенский мужской монастырь основан Св. Дионисием между 1328 и 1330 годами неподалёку от Нижнего Новгорода на берегу Волги, «в полугоре». В некоторых источниках говорится об основании обители Св. Благоверным Георгием Всеволодовичем в 1219 году. Однако общепринято говорить именно о создании монастыря святителем Дионисием. Этот монах Киево-Печерского монастыря пришёл с несколькими иноками в Нижний Новгород и ископал в трех верстах от города пещеру, где и поселился. Около 1335 года на этом месте святой Дионисий основал монастырь с церковью Вознесения Господня: «В трех поприщах от города, при брезе Волги, Дионисий в Нижнем Новеграде ископа пещеру, идеже трудолюбиво подвизася, и монастырь честен состави, зовомый Печерский монастырь». Монастырь был устроен по принципу строгого общежительства — «общего жития», киновии: монахи не имели собственности; все имущество было общим; вместе, не исключая настоятеля, работали для своего пропитания; без благословения игумена не выходили за монастырские врата. Вскоре после основания монастырь становится важнейшим духовным и культурным центром Суздальско Нижегородского княжества. В это время в стенах Печерской обители монахом Лаврентием создаётся Лаврентьевская летопись. Среди духовных чад Святителя Дионисия два уроженца Нижнего Новгорода, впоследствии прославленых в лике святых: Св. Евфимий Суздальский и Св. Макарий Унженский и Желтоводский. По преданию они родились в соседних домах на площади перед церковью Свв. Жен Мироносиц. В разное время они приходят в Печерский монастырь и становятся его иноками. Впоследствии эти ученики Св. Дионисия станут основателями новых обителей (Св. Евфимий — в Суздале, а Св. Макарий в ещё неосвоенном тогда Заволжье).

http://azbyka.ru/palomnik/Вознесенский_П...

В культурно-просветительском центре Вознесенского Печерского монастыря состоялась презентация книги «Саровский подвижник иеросхимонах Симеон (Толмачев)» 18 февраля 2020 г. 09:20 15 февраля 2020 года в культурно-просветительском центре Вознесенского Печерского мужского монастыря, расположенном в подклете Успенской церкви обители, состоялась презентация двух новых книг: кандидата исторических наук, начальника канцелярии главы Российского Императорского дома Александра Закатова «Преемственность в истории. Дом Рюриковичей. Дом Годуновых. Дом Романовых» и председателя правления благотворительного фонда «Возрождение культурного наследия», заместителя председателя Московского областного отделения Императорского православного палестинского общества (ИППО), члена Союза писателей России Александра Панина и игумена Вознесенского Печерского монастыря архимандрита Тихона (Затёкина) «Саровский подвижник иеросхимонах Симеон (Толмачев)». На мероприятии присутствовали члены ИППО и Нижегородского Дворянского собрания. Книгу «Преемственность в истории. Дом Рюриковичей. Дом Годуновых. Дом Романовых» представил советник канцелярии главы Российского Императорского дома, член Нижегородского отделения ИППО Александр Красильщиков. Он рассказал о работе над изданием, о роли правителей государства в истории России. Книгу «Саровский подвижник иеросхимонах Симеон (Толмачев)», выпущенную по благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия , представили авторы — архимандрит Тихон (Затёкин) и Александр Панин. Александр Панин рассказал, как с начала 2018 года в рамках совместного издательского проекта Печерского монастыря и благотворительного фонда «Возрождение культурного наследия» проводилось исследование жизни и трудов иеросхимонаха Симеона (1838-1915). Именно он в 1903 году принял исповедь у святых Царственных страстотерпцев Николая II и Александры Феодоровны, а также у великого князя Сергея Александровича и его супруги — преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны, прибывших в Саров на торжества по прославлению преподобного Серафима. Для написания книги было изучено множество архивных дел, среди которых обнаружено более 80 уникальных документов; совершено несколько краеведческих экспедиций по местам жизни подвижника. В этот день архимандрит Тихон (Затёкин) отметил 30-летие со дня монашеского пострига. От лица присутствующих настоятеля Печерской обители поздравил Олег Колобов. Затем состоялся показ документального фильма «Летопись архимандрита» (режиссер — Ирина Вдовина-Судьина), повествующий о жизненном пути настоятеля. Нижегородская митрополия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

" Незаметно пролетели четыре года с того момента, как от нас ушел митрополит Николай. За это время в Нижегородской епархии очень многое изменилось. Будем молиться, чтобы митрополиту Николаю воздалось за все его труды по сохранению и возрождению веры " , - сказал Патриарх Алексий по окончании литии. Далее Патриарх Московский и всея Руси Алексий прибыл в Вознесенский Печерский монастырь. Его встречали наместник Печерского монастыря игумен Тихон (Затекин) и монастырская братия. Святейший Патриарх осмотрел Вознесенский собор и Успенскую церковь в Печерском монастыре. Справка: Нижегородский Вознесенский Печерский монастырь был основан в 1330-х годах выходцем из Киево-Печерского монастыря Дионисием, ставшим впоследствии видным церковно-политическим деятелем Древней Руси. Предание гласит, что Дионисию понравилось расположение Нижнего Новгорода и напомнило родной Киев. В пяти верстах от тогдашнего города Дионисий в горе собственными руками ископал пещеру, чем положил начало Печерскому монастырю. С середины XIV века Печерский монастырь, становится одним из крупнейших духовных центров не только Нижегородско-Суздальского великого княжества, но и всей Руси. В нем подвизались чудотворцы Евфимий Суздальский и Макарий Желтоводский, средневековый философ Павел Высокий. По благословению Дионисия в Печерском монастыре в XIV столетии создается древнейшая, сохранившаяся доныне пергаментная " Лаврентьевская летопись " . Несчастье в обители случилось 18 июня 1597 года: произошел оползень, который уничтожил все монастырские постройки. Прибывшие из Первопрестольной мастера-каменщики обнаружили, что на прежнем месте обитель возобновлять нельзя, и монастырь был перенесен выше по течению Волги, ближе к Кремлю. На месте разрушенной обители была поставлена церковь в честь Преображения Господня. Настоятели Нижегородского Печерского монастыря в XVII веке играли важную роль в русской истории: архимандрит Феодосий был одним из посланников от Нижнего Новгорода к полководцу Дмитрию Михайловичу Пожарскому с приглашением возглавить народное ополчение; архимандрит Иов способствовал возвращению из долгого польского плена отца царствующего Михаила Федоровича Романова – Филарета Никитича в 1619 году; в 1667 году архимандрит Иосиф сопровождал осужденного патриарха Никона в ссылку в далекий Ферапонтов монастырь.

http://pravoslavie.ru/15029.html

Мощи преподобного Макария Желтоводского и Унженского чудотворца прибыли в Печерский Вознесенский монастырь Нижегородской епархии 5 апреля 2006 г. 14:44 4 апреля мощи (большая часть честной главы) преподобного Макария Желтоводского и Унженского чудотворца перенесли из Спасского кафедрального собора в Печерский Вознесенский монастырь. Молящиеся прошли крестным ходом по Печерскому съезду к монастырю. Раку с мощами преподобного установили в Вознесенском соборе обители. Честные останки преподобного Макария пробудут здесь до праздника Пасхи Христовой, а затем будут перенесены в Свято-Троицкий Макарьевский Желтоводский монастырь. Эконом Печерской обители иеромонах Олег (Осипов) подчеркнул, что «прибытие мощей в Печерский Вознесенский монастырь очень важно для нас, поскольку преподобный Макарий был насельником и постриженником этой обители. Он пришел сюда в двенадцатилетнем возрасте и был пострижен рукой самого основателя монастыря преподобного Дионисия. И для нас возвращение мощей в монастырь, возвращение нашего светильника преподобного Макария Желтоводского практически равно перенесению мощей преподобного Серафима из Саровской пустыни в Дивеево». Во время пребывания мощей в Печерском монастыре ежедневно между богослужениями будут проходить молебны с акафистом преподобному Макарию, а после дневного богослужения будет совершаться крестный ход с мощами преподобного. Все желающие могут поклониться святым мощам ежедневно с 8 утра до 8 вечера. До революции мощи преподобного Макария покоились в Макариево-Унженском Троицком монастыре в Костромской области. В ХХ веке монастырь был разграблен, а мощи преподобного Макария подвергнуты поруганию. Часть его святых мощей долгое время находилась в музее. В начале 90-х годов они были возвращены Костромской епархии и ныне почивают в Унженской святой обители. Год назад честная глава преподобного Макария была обретена у одного из священнослужителей. Чудным образом она сохранилась и передавалась из поколения в поколение. Когда стало известно, что возрождается Макарьевский монастырь, священник решил передать ее Нижегородской епархии. Подлинность честных останков подтверждена сотрудниками Российского центра судебно-медицинской экспертизы (г. Москва). Встреча мощей преподобного Макария состоялась 22 марта в Спасском кафедральном соборе. Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/102537.htm...

Файл : Вознесенский Печерский мужской мohacmыpь.jpg Материал из Азбука паломники Вознесенский Печерский мужской монастырь История файла Нажмите на дату/время, чтобы увидеть версию файла от того времени. Дата/время Миниатюра Размеры Участник Примечание текущий 1000 × 652 (379 Кб) Вознесенский Печерский мужской монастырь Вы не можете перезаписать этот файл. Использование файла Следующие 4 страницы используют этот файл: Метаданные Файл содержит дополнительные данные, обычно добавляемые цифровыми камерами или сканерами. Если файл после создания редактировался, то некоторые параметры могут не соответствовать текущему изображению. Производитель камеры NIKON CORPORATION Модель камеры NIKON D60 Время экспозиции 1/160 с (0,00625) Число диафрагмы f/18 Светочувствительность ISO 100 Оригинальные дата и время 17:25, 10 мая 2011 Фокусное расстояние 70 мм Ориентация кадра Нормальная Горизонтальное разрешение 300 точек на дюйм Вертикальное разрешение 300 точек на дюйм Программное обеспечение Adobe Photoshop CS3 Windows Дата и время изменения файла 13:25, 14 апреля 2012 Порядок размещения компонент Y и C CO-sited Программа экспозиции Ручной режим Версия Exif 2.21 Дата и время оцифровки 17:25, 10 мая 2011 Конфигурация цветовых компонентов Глубина цвета после сжатия 4 Компенсация экспозиции Минимальное число диафрагмы 4 APEX (f/4) Режим замера экспозиции Центровзвешенный Источник света Неизвестно Статус вспышки Вспышка не срабатывала Доли секунд времени изменения файла 00 Доли секунд оригинального времени 00 Доли секунд времени оцифровки 00 Поддерживаемая версия FlashPix 1 Цветовое пространство sRGB Тип сенсора Однокристальный матричный цветной сенсор Источник файла Цифровой фотоаппарат Тип сцены Изображение сфотографировано напрямую Дополнительная обработка Не производилась Режим выбора экспозиции Ручная установка экспозиции Баланс белого Автоматический баланс белого Коэффициент цифрового увеличения (цифровой зум) 1 Эквивалентное фокусное расстояние (для 35 мм плёнки) 105 мм Тип сцены при съёмке Стандартный Повышение яркости Нет Контрастность Сильное повышение Насыщенность Нормальная Резкость Нормальная Расстояние до объекта съёмки Неизвестно Поддерживаемая версия FlashPix 1 Ширина изображения 1000 пикс. Высота изображения 652 пикс. Дата последнего изменения метаданных 17:25, 14 апреля 2012 Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Файл:Вознесенс...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010