Первый удар направлялся против православных священнослужителей. Можно вспомнить целый собор новомучеников сербских, прославленных Сербской Православной Церковью в последней четверти ХХ века, например, священномученик Пётр (Зимонич), митрополит Дабробосанский (память в третье воскресенье сентября), исповедник Досифей (Васич), митрополит Загребский (память 13 января) и т.д. Вот хотя бы несколько биографий сербских новомучеников. «С началом немецкой оккупации Югославского королевства начались ужасные страдания православных сербов в Боснии. Больного епископа Баня Лучского Платона хорватские усташи схватили в ночь с 4 на 5 мая 1941 года, убили, а тело бросили в реку Врбанью» (Цит. по материалам интернет-журнала Сретенского монастыря ). А вот свидетельство об о. Бранко Добросавлевиче: «Шестого мая 1941 года, в день своих именин - святого великомученика Георгия, о. Бранко был схвачен хорватскими усташами во главе с вельюнским учителем Иваном Шайфором. Вместе с протоиереем были схвачены его сын Небойша, студент медицины, священник Димитрий Скорупан, настоятель прихода из Цвиянович Брда, и еще около 500 сербов. Все они были заперты в жандармском отделении Вельюна, где их жестоко мучили, особенно сына о. Бранко - Небойшу. Усташи требовали от протоиерея Добросавлевича, чтобы он совершил отпевание своего живого сына. Утром 7 мая 1941 года все они были отведены в лес Кестеновац под Хорватским Благаем, где и были убиты. После освобождения, в 1946 году их останки были перенесены в Вельюн, где и были похоронены в братской могиле» (Там же). А вот свидетельство о мученической кончине митрополита Дабробосанского Петра (Зимонича): «В начале немецкой оккупации Югославии в 1941 году митрополиту Петру советовали покинуть на несколько дней Сараево и переждать первую волну хорватского террора, но он решил остаться со своим народом. После объяснений с немецкими и хорватскими властями, а также с католическим епископом Божидаром Брале, который запретил православным пользоваться кириллицей, 12 мая 1941 года митрополит был схвачен и посажен в сараевскую тюрьму. После мытарств в Загребе и Госпиче митрополит Петр был убит в концлагере Ясеновац и сожжен в крематории» (Там же).

http://ruskline.ru/news_rl/2010/10/27/ar...

Был некоторое время редактором „Дабро-босанского Ис­точника» и ректором рельевского богословского училища. После смерти жены в 1907 г. принял монашество в мо­настыре Житомыслич и вскоре возведен в сан архи­мандрита. Отличен кавалерским крестом ордена Франца Иосифа. 28 сентября 1908 года в Банялуке совершена была его хиротония тремя босно-герцеговинскими митропо­литами – дабро-боснийским Евгением, герцеговинско-захолмским Петром и зворнико-тузланским Григорием. 3. Митрополия герцеговинско-захолмская. Кафедра в Мостаре. Митрополит Петр Зимонич (с 1903 года) 159 . Митрополит Петр – сын славного в свое время воеводы протоиерея Богдана Зимонича, родился в 1867 г. в Гра­хове, принадлежавшем в то время Герцеговине, а ныне присоединенном к Черногории. В 1884 г. он поступил в только что открытую рельевскую семинарию и потом на богословский факультет черновецкого университета, где пробыл с 1887 до 1892 г. и сдал два государственных экзамена. Затем год был слушателем юридических наук в венском университете. В 1893 г. получил место преподавателя в рельевской духовной семинарии, через два года пострижен в монашество в монастыре Житомыслич, в 1899 –1900 г. временно исполнял долж­ность ректора семинарии и получил звание протосинкслла, с 1900 г. состоял членом сараевской консистории. – Хиро­тония и интронизация новоназначенного митрополита совер­шены 27 мая в мостарском соборном храме при участии всех трех митрополитов Боснии и Герцеговины: дабро-боснийского Николая, зворняко-тузланского Григория и бahялVцko-бuxaчckoro Евгения, в присутствии представителей местных и окружных оккупационных властей военных и гражданских, в большинстве неправославных, и при почти полном отсутствии народа. Это последнее обстоятель­ство (отсутствие народа) объясняется из тех печальных и крайне-тягостных условий народно-церковиых отноше­ний, остающихся без перемены, при которых состоялось избрание нового митрополита. Известно, что в оккупирован­ных землях у православного народа отнято его старинное право – избирать себе духовных пастырей, принимать уча­стие в церковно-просветительных вопросах, в распоря­жении народно-церковными средствами. Все эти права нахо­дятся ныне в руках политического комиссара, который пользуется ими по указанию свыше и чаще всего по своему усмотрению, мало соображаясь с пользами православной церкви и потребностями народными. Народ огорчен, него­дует, жалуется, ищет правды и защиты у высших церковных и гражданских властей, но все напрасно. Вот почему народ, в своем лучшем большинстве, не смотря на нескрываемые симпатии к новоизбранному, сыну общенародного любимца-героя, остался в выжидательном положении.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Христу, Евангелию и Честному Кресту – это сербские Мученики, исповедники и подвижники веры и жизни во Христе и по Христу. Известен многовековой мартиролог сербского народа, причем именно за «Крест Честной и веру Христову», особенно со времен Косовского великомученика Святого Лазаря [Святой Мученик Георгий Кратовец (16 век), Святая Мученица Злата, Святой священномученик Гавриил Патриарх (17 век), Святой новомученик Виссарион Сарай из Боснии (18 век) и до белградского новомученика Аввакума Диакона, который перед казнью пел во весь голос показательные стихи: «Серб Христов есть, радуется смерти; нет веры лучше христианской!» и до самых современных известных и неизвестных новомучеников и исповедников Православия (Марчанские монахи, оказавшиеся в заключении на Малте, девица Анджа из Призрена, крестьянин Вукашин из села Клепац околло Чаплины, погибший в концлагере Ясеновац, митрополит Петр Зимонич, Глинские и Пребиловацкие мученики, Крагуевацкие дети из «некоей страны крестьян на горных Балканах» и многочисленные иные]. Все они страдали за свою веру в Христа и за Православие, повторяя каждый по-своему слова сербской народной песни: « Не стану своей веры терять, ни Крест Честной попирать». Немало также сербских подвижников, пустынников, пещерников, молитвеников, молчальников, исихастов и иных Божиих угодников, которые свою верность Христу и евангельской православной вере и жизни засвидетельствовали своим самопожертвованным подвигом поста и молитвы, самоотрицания и нищенствования, девственности и чистоты, любви и смиренноумия. Подвижники в сербском народе засвидетельствованы и задолго до Святого Саввы, а особенно после него (Святой Прохор Пчинский, Иоаким Осоговский, Петр Коришкий, Ромило Раваницкий и остальные синаиты), вплоть до новых подвижников наших дней (отец Симеон из Дайбаба, Феоктист Студеницкий, Иустин Челийский, Георгий Герцеговец-Хиландарец). Подвижничество – характерная черта Православной духовности вообще (не только монашеской и монастырской), а потому оно присутствует и в простом сербском народе.

http://pravmir.ru/duxovnaya-zhizn-serbov...

Во время второй мировой войны БиГ в 1941 г. была включена в состав созданного Гитлером на землях Югославии фашистского образования - Независимого гос-ва Хорватия (НГХ). На территории БиГ началась партизанская война с нем. войсками. Сербская Церковь поддерживала монархию, поэтому оказывала содействие четническому движению Д. Михайловича в БиГ, в то время как католич. Церковь поддержала власть усташей. Руководство НГХ провозгласило программу создания «чистого пространства для жизни хорватов», по к-рой предполагало одну треть серб. населения уничтожить, вторую - изгнать, а третью - обратить в католичество. В апр. и мае 1941 г. вышли указы о запрещении использования кириллицы и о закрытии всех правосл. начальных школ. Мусульмане стали считаться хорватами, принявшими ислам, поэтому они выступали союзниками хорватов в борьбе с сербами. Известно об участии в зверствах над православными католич. священнослужителей и мусульм. духовных лиц. Весной и летом 1941 г. были арестованы или изгнаны с кафедр правящие архиереи Сербской Православной Церкви. Жертвами стали митр. Дабро-Босанский сщмч. Петр (Зимонич) , еп. Баня-Лукский сщмч. Платон (Йованович) , еп. Горно-Карловацкий сщмч. Савва (Трлаич) . С 1941 по 1945 г. погибло ок. 120 священников БиГ, более 220 стали беженцами. Мн. правосл. храмы были обращены в хозяйственные объекты, нек-рые отданы католикам и униатам. На территории БиГ действовал «Отдел по разрушению сербских церквей». Иногда правосл. церкви становились местом массовых расправ с серб. населением. Сотни тысяч правосл. сербов были изгнаны. Мн. сербов принудили перейти в католичество (от 100 тыс. в 1941 до 350 тыс. чел. за годы войны). Для раскола единства правосл. населения, последующей унии и постепенной ассимиляции сербов была создана т. н. автокефальная Хорватская Православная Церковь, главой к-рой был поставлен архиерей РПЦЗ архиеп. Ермоген (Максимов) , состоявшая из 4 епархий, в т. ч. Сараевской. После окончания войны эта Церковь прекратила свое существование. В Хорватии и БиГ действовали концентрационные лагеря, самый известный из них - Ясеновац, где приняли мученическую кончину тысячи сербов, евреев и цыган. За время второй мировой войны в БиГ погибло 179 тыс. чел., из к-рых 72% составляли сербы, 16,5% мусульмане, 4,4% хорваты, страну покинули ок. 200 тыс. сербов, были уничтожены 92 правосл. храма, 94 мечети и 21 католич. храм.

http://pravenc.ru/text/153243.html

20 октября исполняется 70 лет со дня освобождения Белграда советскими войсками и Народно-освободительной армией Югославии. В честь этой годовщины 16 октября в столице Сербии прошел военный парад, на котором присутствовал Президент РФ В.В. Путин . Что же происходило 70 лет назад? Жители Белграда торжественно встречают советских солдат-освободителей      Территория Югославии была захвачена немцами и их союзниками (Италией, Болгарией и Венгрией) в результате блицкрига с 6 по 17 апреля 1941 года, который вряд ли был столь стремителен без предательства ряда национальных частей армии, прежде всего хорватских. Перед войной Королевство Югославия стало практически конфедерацией, разделенной на две части – хорватско-словенско-боснийскую и сербско-черногорско-македонскую. Местные элиты были настроены антигосударственно и сепаратистски. Что же касается сербской элиты, то она отчаянно колебалась между пронемецкой и проанглийской политикой. Проанглийский переворот 27 марта 1941 года привел к немецкому вторжению. После 17 апреля Югославия была расчленена на ряд оккупированных районов и марионеточных государств. В одном из них – Независимом государстве Хорватия – был установлен режим геноцида по отношению к сербам. По приказу президента этого государства Анте Павелича, с согласия Гитлера и при попустительстве Ватикана, было уничтожено около 1 миллиона православных сербов самым изуверским образом. Только в концлагере Ясеновац холодным оружием было вырезано полмиллиона сербов, а также цыган и евреев. Можно вспомнить целый Собор новомучеников сербских, прославленных Сербской Православной Церковью в последней четверти XX века; среди них – священномученик Петр (Зимонич) , митрополит Дабробосанский (память в третье воскресенье сентября); исповедник Досифей (Васич) , митрополит Загребский (память 13 января) и другие. «С началом немецкой оккупации Югославского королевства начались ужасные страдания православных сербов в Боснии. Больного епископа Баня-Лучского Платона хорватские усташи схватили в ночь с 4 на 5 мая 1941 года, убили, а тело бросили в реку Врбанью» .

http://pravoslavie.ru/74429.html

Реорганизовал епархиальную жизнь, был инициатором открытия церковного музея Юж. Сербии и первой в Сербии Галереи фресок, основал ж. «Христианское дело» дело. Ckonje, 1935-1941. Год. 1. Бр. 1 - Год. 7. Бр. 1). После начала второй мировой войны и оккупации территории Македонии (сер. апр. 1941) И. не был арестован немцами, но т. н. Македонский комитет, деятельность к-рого была направлена на отделение Македонии от Югославии, препятствовал его служению. Ему запретили служить в нек-рые дни Страстной недели, 27 апр. приказали поминать на службах вместо короля Югославии болг. царя Бориса III и как правящего архиерея иерарха Болгарской Православной Церкви митр. Врачанского Паисия (Анкова), но И. не подчинился. 1 мая И. вручили акт с требованием передачи доставившим документ лицам церковных полномочий, денежных средств и имущества и уже готовое прошение о его добровольном отъезде из епархии. 4 мая И. депортировали в Белград. 8 мая нем. офицеры разрешили И. посетить находящегося под арестом Патриарха Сербского Гавриила, к-рый отказался назначить его своим заместителем, т. к. это противоречило Уставу СПЦ ( Гаврило nampujapx. Мемоари. Париз, 1974. С. 511-512). В июне 1941 г., как старший из находящихся на свободе архиереев (старшие по хиротонии архиереи митр. Загребский Досифей (Васич) и митр. Дабро-Босанский Петр (Зимонич) были арестованы усташами, а еп. Бачский Ириней (Чирич) не мог выехать из венг. оккупационной зоны), И. возглавил Св. Синод и фактически до кон. 1946 г. управлял СПЦ. Однако весь этот период его статус, хотя и подтвержденный Синодом, оставался спорным. На предложение нем. властей о сотрудничестве И. выдвинул ряд требований (освобождение из-под ареста Патриарха и др. архиереев, восстановление границ СПЦ, невмешательство в дела Церкви и т. д.), ни одно из к-рых не было выполнено. Нем. власти вели постоянное наблюдение за И.: в досье нем. спецслужб (ныне хранится в Историческом архиве Белграда) он охарактеризован как находящийся в активной оппозиции к Германии. Узнав об истреблении православных сербов в созданном усташами на территории Хорватии и Боснии и Герцеговины «независимом государстве Хорватия», И.

http://pravenc.ru/text/578557.html

Внутри храма находится мраморный иконостас, изготовленный по образу иконостаса из церкви Святого Георгия в Опленаце. Адрес: M. Rajkovia, Tesli, Босна и Херцеговина Телефон: 53 430-429 +387 53 430-429 Подробнее... Храм Святой Троицы (Устиколина) [ править править код ] Строительство церкви в Устиколине началось 24 февраля 1936 года недалеко от кладбища на остатках старой церкви, разрушенной с приходом османов. Для строительства нового храма частично использовались камни от старой церкви. Во время строительства новой церкви специалисты Национального музея Боснии и Герцеговины привезли в музей несколько камней с римскими мотивами из остатков старого фундамента. Фундамент новой церкви был освящен 1 июня 1936 года, и в том же году церковь была покрыта крышей. Митрополит Петр (Зимонич) освятил храм 21 июня 1937 года. Через два года возвели новый корпус, где разместилась сербская библиотека. Адрес: Устиколина, Босния и Герцеговина Телефон: +387 65 439 419 Подробнее... Храм Святых апостолов Петра и Павла (Борика) [ править править код ] Строительство церкви святых апостолов Петра и Павла в селе Борика началось в 1909 году. Храм был освящен на Успение Пресвятой Богородицы в 1911 году. Помимо церкви, в том же году была построена и начала действовать школа, построенная на церковной земле рядом с храмом. Земля для строительства была получена от австро-венгерского правительства Сараево. Иконостас был изготовлен в 1935 году в мастерской Николы Ивковича в Нови-Саде. Адрес: Borika, Босна и Херцеговина Проезд: Храм расположен в деревне Борика, общине Рогатица, в Республике Сербской, Боснии и Герцеговине. Рогатица расположена на главной дороге Сараево – Вышеград М-19-3. Телефон: +387 66 737 971 Подробнее... Храм Святых апостолов Петра и Павла (Какань) [ править править код ] Церковь в Какани, посвященная святым апостолам Петру и Павлу, была построена в 1925 году на пожертвования верующих людей этого региона и трудами приходского священника Саввы Ристича. Освящена в том же году митрополитом Дабро-Боснийским Петром (Зимоничем).

http://azbyka.ru/palomnik/Босния_и_Герце...

В XV в. с целью укрепления правосл. славян в вере стали чаще переписываться в составе не только календарных богослужебных книг, но и в сборниках различного содержания жития раннехрист. мучеников, пострадавших во время гонений в правление рим. императоров В нач. XVI в. в экономически благополучной Софии сложились условия для составления по ранним образцам мученических житий Н., что способствовало развитию почитания Н. в целом. Среди болгар одним из первых известных Н. считается Георгий (Софийский или Адрианопольский), сожженный в 1437 г. за отказ принять ислам, но его почитание не получило широкого распространения. Благодаря составлению даровитыми писателями ярких агиографических текстов широкое почитание получили Георгий Новый Кратовский († 1515), Георгий Софийский Новейший († между 1515 и 1538), Николай Софийский († 1555), Злата Могленская († 1795), Онуфрий Габровский († 1818). Особое почитание получили Батакские Н.- жители с. Батак близ Пловдива, сожженные в храме при подавлении антиосманского восстания († 1876; канонизированы Болгарской Православной Церковью в 2011). На серб. землях в османский период также было велико число мучеников, пострадавших от безбожной власти (напр., Аввакум Диакон († 1814)), но традиция наименования их термином «новомученики» появилась лишь в ХХ в. В кон. ХХ в. в Болгарской и Сербской Православных Церквах, как и в РПЦ, стали почитаться и именоваться Н. священнослужители и миряне, претерпевшие гонения от коммунистических властей Болгарии и Югославии. В Сербии, подобно др. Н., стали почитаться и пострадавшие в фашистских концлагерях во время второй мировой войны, напр. Ясеновацкие Н., пребывавшие в заключении в усташском концлагере Ясеновац близ г. Загреб в 1941-1944 гг., в т. ч. нмч. Вукашин М. , митр. Дабро-Босанский сщмч. Петр (Зимонич). Лит.: Л. Култови лица код Срба и Македонаца: (Ист.-етногр. расправа). Смедерево, 1965. С. 232-234; Стоянов М. Български светии и мъченици от епохата на турското владичество//Църквата и съпротивата на българския народ срещу османското иго: Юбил.

http://pravenc.ru/text/2577845.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Для размещения этой иллюстрации в статье в нужном месте укажите такой код: @1263@ Подпись к иллюстрации: Сщмч. Петр (Зимонич), митрополит Дабро-Боснийский Размер файла: 21.56 Кб Кто разместил: Харин, Илья Николаевич Дата размещения 29.09.2007 07:44:20 Эта иллюстрация использована на страницах:

http://drevo-info.ru/pictures/1263.html

Петр (Зимонич) Дабро-Боснийский, священномученик Материал из Азбука паломники Перейти к навигации Перейти к поиску Этот праздник в православном календаре → Список храмов с престольным праздником священномученика Петра (Зимонича) Дабро-Боснийского: Найдено результатов: Сформировать поисковую ссылку Параметры: Свойство «Готовность» типа «Страница» со значением содержит недопустимые символы или неполно и может привести к неожиданным результатам при семантическом аннотировании или запросе. Свойство «Тип» типа «Страница» со значением содержит недопустимые символы или неполно и может привести к неожиданным результатам при семантическом аннотировании или запросе.. Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Петр_(Зимонич)...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010