20 октября исполняется 70 лет со дня освобождения Белграда советскими войсками и Народно-освободительной армией Югославии. В честь этой годовщины 16 октября в столице Сербии прошел военный парад, на котором присутствовал Президент РФ В.В. Путин . Что же происходило 70 лет назад? Жители Белграда торжественно встречают советских солдат-освободителей      Территория Югославии была захвачена немцами и их союзниками (Италией, Болгарией и Венгрией) в результате блицкрига с 6 по 17 апреля 1941 года, который вряд ли был столь стремителен без предательства ряда национальных частей армии, прежде всего хорватских. Перед войной Королевство Югославия стало практически конфедерацией, разделенной на две части – хорватско-словенско-боснийскую и сербско-черногорско-македонскую. Местные элиты были настроены антигосударственно и сепаратистски. Что же касается сербской элиты, то она отчаянно колебалась между пронемецкой и проанглийской политикой. Проанглийский переворот 27 марта 1941 года привел к немецкому вторжению. После 17 апреля Югославия была расчленена на ряд оккупированных районов и марионеточных государств. В одном из них – Независимом государстве Хорватия – был установлен режим геноцида по отношению к сербам. По приказу президента этого государства Анте Павелича, с согласия Гитлера и при попустительстве Ватикана, было уничтожено около 1 миллиона православных сербов самым изуверским образом. Только в концлагере Ясеновац холодным оружием было вырезано полмиллиона сербов, а также цыган и евреев. Можно вспомнить целый Собор новомучеников сербских, прославленных Сербской Православной Церковью в последней четверти XX века; среди них – священномученик Петр (Зимонич) , митрополит Дабробосанский (память в третье воскресенье сентября); исповедник Досифей (Васич) , митрополит Загребский (память 13 января) и другие. «С началом немецкой оккупации Югославского королевства начались ужасные страдания православных сербов в Боснии. Больного епископа Баня-Лучского Платона хорватские усташи схватили в ночь с 4 на 5 мая 1941 года, убили, а тело бросили в реку Врбанью» .

http://pravoslavie.ru/74429.html

Сщмч. Петр (Зимонич), митр. Дабро-Босанский. Фотография. 30-е гг. XX в. [Серб. Петар] (Зимонич Йован; 24.06.1866, Грахово (ныне в Черногории) - 2-я пол. 1941?), сщмч. (пам. 4 сент.), митр. Дабро-Босанский. Происходил из известной священнической семьи из сел. Гацко (ныне город, Босния и Герцеговина), младший сын свящ. Богдана, вынужденного уйти в Черногорию после подавления турками серб. восстания в Герцеговине. В 1887 г. окончил семинарию в Рельево близ Сараева, в 1892 г.- богословский фак-т в Черновцах. Год учился в ун-те в Вене, 14 окт. 1893 г. поставлен суплентом, в 1895 г.- преподавателем истории Церкви и ВЗ в семинарии в Рельево, в 1897-1900 гг. был директором семинарии. 6 сент. 1895 г. принял монашеский постриг с именем Петр в мон-ре Житомислич , рукоположен во диакона, затем во иерея. В 1898 г. поставлен протосинкеллом, в 1890 г. возведен в сан архимандрита. 20 июня 1901 г. назначен служащим Дабро-Босанский епархии . 21 мая 1903 г. избран и утвержден Синодом К-польской Патриархии, 27 мая в кафедральном соборе г. Мостар хиротонисан во епископа Захумско-Герцеговинского (см. Зворникско-Тузланская епархия). В период первой мировой войны требовал прекратить изгнание сербов из Боснии и Герцеговины, грозился поднять народное восстание в случае продолжения антисербской политики, переправлял детей в спокойные сербские районы. Активно участвовал в процессе объединения Сербской Православной Церкви (1920). Занимался возведением и обновлением храмов (напр., построил храм в честь Преображения Господня в г. Требине) и мон-рей в епархии, устроил резиденцию в г. Мостар, рукоположил 14 священников, открыл училище в мон-ре Житомислич. 7 нояб. 1920 г. указом короля Югославии поставлен митрополитом Дабро-Босанским. Во время его управления митрополией были возведены храмы в селениях Какань, Бреза, Мокро, Хаджичи, Турбе, в Ново-Сараево (собор в честь Преображения Господня, архит. А. Дероко). Рукоположил ок. 40 священников. Основал митрополичий Фонд поддержки престарелых и больных священников, Братство св. Саввы, которое распространяло религ. лит-ру и организовывало лекции, детский дом, детский сад и столовую для сирот. Планировал построить здание для семинарии в Сараево, а семинарию в Рельево преобразовать в монашескую школу. После внезапной кончины патриарха Сербского Варнавы (Росича) на избирательном Соборе 21 февр. 1938 г. П. был одним из кандидатов на Патриаршество. Награжден орденом св. Саввы 1-й степени, звездой Карагеоргия и орденом Белого орла 4-й степени.

http://pravenc.ru/text/2580158.html

После войны обвиняемый в аресте митрополита Петра Божидар Брале предстал перед судом. На процессе он отрицал свою причастность к расправе над владыкой, но в протоколах суда было записано: «…По показаниям свидетелей Зимонич исчез после телефонного разговора с обвиняемым, во время которого обвиняемый кричал на Зимоича и угрожал ему...». Твердая позиция православного архипастыря проявилась и в отказе совершать благодарственный молебен в честь главы усташского государства палача Анте Павелича. Отдавая себе отчет в происходящем, владыка ожидал ареста в любой момент, но на советы об отъезде отвечал отказом. 12 мая 1941 года полицейские агенты увели владыку Петра из митрополии в свое управление. Через три дня владыку привели в митрополию, где была проведена опись денежных средств и изъяты панагии, награды и ценные бумаги. 17 мая митрополит Петр был доставлен в Загреб и помещен в полицейскую тюрьму. По свидетельству одного из его сокамерников, несмотря на сильную усталость и преклонный возраст, владыка держался мужественно, и своим поведением влиял на настроение других арестованных. Из Загреба владыку перевели в лагерь Керестенац, где его обрили, отняли мантию и подвергли жестоким издевательствам. Позднее митрополит Петр был отправлен в концентрационный лагерь Госпич, где его опять ждали пытки и издевательства. По свидетельству очевидцев, его водили под дождем по лагерному двору, били прикладами и, издеваясь, заставляли произносить проповеди перед заключенными. Дальнейшая судьба митрополита точно неизвестна. На протяжении 1941-1942 гг. Священный Синод Сербской Православной Церкви неоднократно пытался выяснить судьбу архиерея и добиться его освобождения, но это не принесло никаких результатов. Существует несколько версий мученической кончины митрополита Петра. По одной из них он был переведен из Госпича в лагерь Ядовно, и зверски убит здесь ударом молотком по голове, после чего его тело было сброшено в одну из пропастей, ставших могилами для тысяч невинных жертв. По другой версии митрополит Петр был убит в концлагере Ясеновац, а его тело сожжено в печи для обжига кирпичей. Место погребения отстанков священномученика так и осталось неизвестным. Однако бесспорным является то, что он принял мученическую кончину за Христа и верность Православию, до конца исполнив слова Спасителя: «Пастырь Добрый душу свою полагает за овцы» (Ин.10.11)

http://pravoslavie.ru/134058.html

В 1688 г. мон-рь вновь был разорен. Часть братии в 50 милях от него, в урочище Пакар, основала Знаменский мон-рь, а др. монахи, забрав ценные вещи из монастырской ризницы, ушли в австро-венг. земли. В XVIII в. жизнь в мон-ре возродилась. М. упоминается в числе 7 серб. мон-рей в т. н. палестинских штатах Свящ. Синода РПЦ (1735) - списке правосл. обителей Османской империи. Согласно списку, М. выплачивалось по 35 р. серебром ежегодно. В 1782 г. мон-рь снова подвергся разорению, были сожжены иконы в храме и все кельи. В 1857 г. посетивший М. российский консул А. Ф. Гильфердинг констатировал, что турки разобрали крышу храма, 4 мраморные колонны из храма перенесли в мечеть г. Приеполе, а также нанесли урон росписям. Консул отметил, что, несмотря на разорение, обитель посещает множество паломников. В 1860 г. мон-рь лежал в развалинах, возле стен храма и зданий из-за сильных половодий образовались земляные наносы, достигавшие высоты 1-го этажа и покрытые порослью. В 1863-1868 гг. благодаря усилиям митр. Белградского Михаила (Йовановича) , босанского Топала Шерифа Осман-паши, настоятеля Баньского мон-ря Макария (Вуича) и торговцев из Приеполе храм был восстановлен и принял совр. вид. Тогда, вероятно в силу ветхости, была снесена стена между наосом и притвором, на к-рой находилась сцена «Успение Пресв. Богородицы», и пострадали неск. фресок. Во время первой мировой войны австро-венг. войска устроили в храме конюшню. В 1913 г. в мон-ре находились органы управления местного муниципалитета, в т. ч. суда. В описи монастырского имущества, составленной в этот период настоятелем архим. Гедеоном (Маричем), упоминаются 50 га пахотной земли, 70 га лесов и фруктовых деревьев, в библиотечном каталоге значатся 77 церковных и 16 поучительных книг, в т. ч. рукописный печатный Октоих 1493 г. Богатая ризница М. была постепенно разграблена турками, нек-рые предметы в наст. время хранятся в Музее Сербской Православной Церкви , в Церковном музее в Загребе и в др. собраниях. 6 июня 1935 г. в М. прошли торжества в честь 700-летия со дня смерти свт. Саввы Сербского, к-рые возглавил патриарх Сербский Варнава (Росич) . В них приняли участие еп. Охридский Николай (Велимирович) и митр. Дабро-Босанский Петр (Зимонич) , члены серб. правительства и местные власти. В честь торжеств был освящен колокол, подаренный обители кор. Александром Карагеоргиевичем .

http://pravenc.ru/text/2563198.html

После оккупации Боснии и Герцеговины Австро-Венгрией (1878) Герцеговинская епархия в 1880 г. перешла из-под юрисдикции К-поля в состав подконтрольной австр. властям Карловацкой митрополии . Против этого безуспешно протестовал митр. Игнатий. В 1888 г. он был отправлен на покой. Епархия объединяла следующие срезы (уезды): Мостар, Любушки, Столац, Любине, Требине, Билеча, Гацко, Невесине, Кониц, Фоча, Чайниче и Жупаняц. После ухода митр. Игнатия кафедру возглавляли епископы-сербы: Леонтий (Радулович ; 1888), Серафим (Перович ; 1889-1903) и Петр (Зимонич ; 1903-1920). Власти разрешали сербам занимать высокие церковные должности, но стремились обратить правосл. население империи в католичество. Серб. иерархи активно выступали против церковной политики властей и в 1905 г. добились предоставления сербам церковно-образовательной автономии. После окончания первой мировой войны и образования Королевства сербов, хорватов и словенцев З.-Г. и П. е. в 1920 г. вошла в состав СПЦ. В 1931 г. кафедра занимала 3-е место в списке епархий СПЦ и охватывала следующие области: Мостар, Билеча, Гацко, Невесине, Столац и Требине, Меткович, Дубровник и о-в Корчула. Епархией управляли: Иоанн Илич ; 1926-1931), Симеон (Станкович ; 1932-1934), Тихон (Радованович ; 1934-1939). Во время второй мировой войны 1 церковь была разрушена (18 пострадали), 5 приходских домов было уничтожено (4 пострадало), 12 церковных б-к и 21 архив были уничтожены, еп. Николай Йоканович ; 1940-1943) был изгнан из епархии усташами. После митр. Лонгина (Томича) (1951-1955) епархией почти 40 лет управлял митр. Владислав Митрович ; 1955-1992), при к-ром церковная жизнь была обновлена, восстановлены мн. церкви. В ходе вооруженного конфликта 1991-1995 гг. на территории епархии было уничтожено 36 и повреждено 28 церквей, мон-рь Житомислич был взорван, мон-рь Завала сильно пострадал от обстрелов. В 1992 г. в Мостаре был разрушен кафедральный собор Св. Троицы и кафедра была перенесена в мон-рь Тврдош. В Дубровнике епископский двор был взорван, а в сент. 1996 г. в соборный храм была брошена бомба. В 1992 г. на кафедру был избран еп. Афанасий (Евтич) , к-рый занимался восстановление церковной жизни в епархии до 1999 г., когда главой З.-Г. и П. е. стал еп. Григорий. При нем были полностью обновлены мон-ри Житомислич, Завала и мн. храмы, а также построены новые церкви и мон-рь Грачаница.

http://pravenc.ru/text/182725.html

Реорганизовал епархиальную жизнь, был инициатором открытия церковного музея Юж. Сербии и первой в Сербии Галереи фресок, основал ж. «Христианское дело» дело. Ckonje, 1935-1941. Год. 1. Бр. 1 - Год. 7. Бр. 1). После начала второй мировой войны и оккупации территории Македонии (сер. апр. 1941) И. не был арестован немцами, но т. н. Македонский комитет, деятельность к-рого была направлена на отделение Македонии от Югославии, препятствовал его служению. Ему запретили служить в нек-рые дни Страстной недели, 27 апр. приказали поминать на службах вместо короля Югославии болг. царя Бориса III и как правящего архиерея иерарха Болгарской Православной Церкви митр. Врачанского Паисия (Анкова), но И. не подчинился. 1 мая И. вручили акт с требованием передачи доставившим документ лицам церковных полномочий, денежных средств и имущества и уже готовое прошение о его добровольном отъезде из епархии. 4 мая И. депортировали в Белград. 8 мая нем. офицеры разрешили И. посетить находящегося под арестом Патриарха Сербского Гавриила, к-рый отказался назначить его своим заместителем, т. к. это противоречило Уставу СПЦ ( Гаврило nampujapx. Мемоари. Париз, 1974. С. 511-512). В июне 1941 г., как старший из находящихся на свободе архиереев (старшие по хиротонии архиереи митр. Загребский Досифей (Васич) и митр. Дабро-Босанский Петр (Зимонич) были арестованы усташами, а еп. Бачский Ириней (Чирич) не мог выехать из венг. оккупационной зоны), И. возглавил Св. Синод и фактически до кон. 1946 г. управлял СПЦ. Однако весь этот период его статус, хотя и подтвержденный Синодом, оставался спорным. На предложение нем. властей о сотрудничестве И. выдвинул ряд требований (освобождение из-под ареста Патриарха и др. архиереев, восстановление границ СПЦ, невмешательство в дела Церкви и т. д.), ни одно из к-рых не было выполнено. Нем. власти вели постоянное наблюдение за И.: в досье нем. спецслужб (ныне хранится в Историческом архиве Белграда) он охарактеризован как находящийся в активной оппозиции к Германии. Узнав об истреблении православных сербов в созданном усташами на территории Хорватии и Боснии и Герцеговины «независимом государстве Хорватия», И.

http://pravenc.ru/text/578557.html

После литургии Патриарх Павел в своей проповеди напомнил слова апостола Павла о том, что страдания мучеников за Христа восполняют " недостаток в плоти … скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь " (Кол.1, 24) и апостола Петра " Но если и страдаете за правду, то вы блаженны… Ибо, если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые… " (1 Петр, 3, 14-17). " Потому, прославляя сегодня и всегда святых мучеников и исповедников, - сказал Патриарх - мы молимся им и нашему Господу: Господи, если страдать, то на пути правды Твоей и истины Твоей. Не допусти страдать из-за неправды нашей или ненависти к кому-то! " http://www.spc.org.yu/News/novomucenici/ Священномученик Пётр (Зимонич), митрополит Дабробосанский (Память - третье воскресенье сентября) Будущий священномученик родился 24 июня 1866г. в семье воеводы и священника Богдана Зимонича в Грахово. В 1883 - 1887гг. учился в семинарии в Рельево, а в 1887 - 1893гг. учился на Богословском институте в Черновцах. 6 сентября 1895г. был пострижен в монахи, на следующий день рукоположен в иеродиакона, а через день - в иеромонаха. С 27 октября 1893г. доцент, а с 14 октября 1895г. - профессор в богословском училище в Рельеве. 30 июля 1901г. стал советником консистории в Сараево, в качестве которого пробыл до своего избрания митрополитом Захолмско-Герцеговинским. 9 июня Пётр (Зимонич) был хиротонисан в Мостаре. После смерти митрополита Дабробосанского Евгения (Летицы), новым митрополитом был избран Пётр (Зимонич), который был утверждён на этом посту 7 ноября 1920г. указом югославского короля Александра Карагеоргиевича. В начале немецкой оккупации Югославии в 1941г. митрополиту Петру советовали покинуть на несколько дней Сараево и переждать первую волну хорватского террора, но он решил остаться со своим народом. После объяснений с немецкими и хорватскими властями, а также с католическим епископом Божидаром Брале, который запретил православным пользоваться кириллицей, 12 мая 1941г. митрополит был схвачен и посажен в сараевскую тюрьму. После мытарств в Загребе и Госпиче митрополит Пётр был убит в концлагере Ясеновац и сожжён в крематории.

http://pravoslavie.ru/put/sv/serbnovo.ht...

Проезд: Храм находится в селе Вишеградска-Баня, в 5 км к северу от Вишеграда (Вышеграда). Подробнее... Храм Зачатия Святого Иоанна Крестителя (Зимча) [ править править код ] Храм Зачатия святого Иоанна Крестителя находится в месте под названием Голо-Брдо, между поселками Моштра и Зимча, недалеко от города Високо. Приход был образован в конце августа 1985 года. Первоначально на этом месте стояла часовня, построенная в 1947 году, но к началу 1970-х годов она пришла в негодность. В связи с этим, в 1976 году было начато строительство новой часовни, а вскоре после этого часовня была превращена в храм. В течение последующих нескольких лет храм служил как кладбищенская часовня, иногда в ней совершались богослужения. Адрес: Donja Zima, Босния и Герцеговина Подробнее... Храм Покрова Пресвятой Богородицы (Вареш) [ править править код ] Церковь построена в 1891-1894 годах в стиле необарокко на прямоугольном плане шириной 7,85 м и длиной 13,75 м (вместе с апсидой). Вход в церковь расположен с западной стороны. Над ним в ряд размещены три круглых окна диаметром около 90 см, над которыми располагается ещё одно такого же размера. Над ними надстроена колокольня высотой 16,3 м (до основания креста), которая на 12,5 м возвышается над крышей храма. Толщина стен составляет 60-65 см, апсиды – 43 см. 10-16 марта 2009 года Комиссия по сохранению национальных памятников, в составе Зейнеп Ахунбай, Мартина Черри, Амры Хаджимухамедович, Дубравко Лавреновича и Лиляны Шево, провозгласила церковь национальным памятником Боснии и Герцеговины. Адрес: Vareš, Босния и Герцеговина Подробнее... Храм Преображения Господня (Сараево) [ править править код ] Храм строился с 1938 по 1940 год. Он был построен на пожертвования православных сербов из соседнего прихода, а также видных деятелей Сараево и других городов. Освящен 8 сентября 1940 года. На освящении храма присутствовали Патриарх Сербский Гавриил V (Дожич), митрополит Дабро-Босанский Петр Зимонич, епископ Николай Велимирович, Нектарий Круль, Николай Йоканович, и другие.

http://azbyka.ru/palomnik/Босния_и_Герце...

Приемником патриарха Димитрия стал избранный в 1930 году Сараевский митрополит Варнава, в свое время живший и учившийся в России. При нем в Белграде было воздвигнуто новое здание патриархии. После смерти патриарха Варнавы новым предстоятелем Сербской Церкви стал митрополит Черногорский Гавриил. Местом пребывания Сербских Патриархов были Белград и Сремские Карловцы. Настолование Патриархов происходило в древнем Печском монастыре. Тяжелые испытания постигли Сербскую Православную Церковь во время Второй мировой войны. В 1941 г., сразу после оккупации Югославии, немцы арестовали Сербского Патриарха Гавриила. Пройдя через тюрьмы Сараево и Белграда, Предстоятель Сербской Церкви вместе с епископом Жичским Николаем был оправлен в концлагерь Дахау. Православная Церковь переживала великие гонения на всей территории оккупированной Югославии. Особенно тяжелым было положение Сербской Церкви в новообразованном Независимом Хорватском Государстве (НДХ). Так в Сремской епархии было разрушено 44 храма и монастыря, в Горнокарловацкой 157 церквей, в Славонской 55 храмов было разрушено до основания, разорено три манастыря и 25 приходских домов. В одном только Босанском районе Далматинской епархии было разрушено и сожжено 18 церквей, многие храмы были осквернены, и совершение богослужения в них стало невозможным. Такое же положение было и в других епархиях на территории НДХ. Сотни православных священников были убиты, отправлены в концентрационные лагеря и изгнаны с родных мест вместе со своей многотысячной паствой. Часто православных христиан насильственно обращали в католичество. Сотни монастырей, церквей и часовен были разрушены и разграблены. Судьбу своей Церкви разделили и многие архипастыри. За время II Мировой войны Сербская Церковь потеряла девять архиереев. От рук хорватских усташей погибли митрополит Дабробоснийский Петр (Зимонич), епископ Банялукский Платон (Йованович), епископ Горнокарловацкий Савва (Трлаич), немецкими властями был расстрелян епископ Чешско-Моравский Горазд (Павлик). Митрополит Загребский Досифей претерпел пытки и издевательства в тюрьме Загреба, и после того, как был перевезен в Сербию, скончался от полученных ран. Такая же судьба постигла епископа Захумско-Герцеговинского Николая. Многие епископы были изгнаны или интернированы оккупационными властями и не имели возможности окормлять свою паству. На своих кафедрах остались только девять архиереев. В отсутствие патриарха Гавриила руководство Сербской Церковью осуществлял митрополит Скопльский Иосиф.

http://patriarchia.ru/db/text/135021.htm...

     Память о владыке Петре, народном герое и мученике, навсегда осталась в сердцах его верной паствы. В 1982 году, в связи с 40-летием мученической кончины владыки Петра, его наследник на Сараевской кафедре митрополит Дабро-Боснийский Владислав писал: «Благодаря своей доброте, благородному сердцу, митрополит Петр пользовался большим авторитетом у всех горожан, не взирая вероисповедание и национальность… Проповедуя любовь, всепрощение и милосердие, он мученически положил живот свой…. Да будет вечная слава и хвала митрополиту Петру-мученику!» В 1998 году Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви прославил митрополита Петра в лике священномучеников. Сейчас в его честь построено уже несколько храмов. Протоиерей Иван Гргур, священник из родного края священномученика Петра говорил о нем: «Всякое житие, не только святых, но и простых людей имеет две стороны - земную и небесную, телесную и духовную. Митрополит Петр шел путем герцеговинских людей и героев, подобно своему отцу воеводе Богдану, но неоспоримо, что к нему можно применить биографию святых людей. Он был и народный человек, и добрый пастырь стада Христова, добросовестный достойный добродетельный зодчий, строитель и труженик в винограде Господнем, соединивший в себе сущность православной веры с сущностью народной души... он был человеком мягкой природы, полный такта и ума: его труд был спокойным, монашеским, преданным Богу, Церкви и народу. Личность выразительно светлого характера, которая поэтому и заняла особое место в тяжелые времена. Человек, чье имя и дело глубоко врезалось в душу и сердце сербского народа. Старательный собиратель духовной и моральной силы в себе самом и лучший выразитель этой силы в широком церковно-народном плане. Всей своей жизнью и деятельностью митрополит Захолмско-Герцеговинский и Дабро-Боснийский Петр Зимонич принадлежит к числу наиболее значительных и заслуженных личностей Сербской Церкви и народа сербской Боснии и Герцеговины». Рейтинг: 10 Голосов: 289 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

http://pravoslavie.ru/134058.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010