Нам кажется, что настоящий этюд призван способствовать частичной – исторической – корректировке этой замечательной интерпретации мысли св. Иринея Лионского и св. Максима Исповедника . Мы думаем, что византийские экклесиологи – догматисты и полемисты, ряд которых ведет и к св. Григорию Паламе , цитировавшемуся нами ранее – испытывали такую же точно настоятельную потребность показать силу Христа – Промыслителя над миром и Церковью, как и св. Максим Исповедник . Мы видели это стремление у св. Николая Мефонского , у Георгия Акрополита, Георгия Мосхамабара, Иоанна Каматира и других авторов. Ведь если византийские исихасты XIV в.( Феофан Никейский ) говорят о Богородице, что мы (читай – православные христиане) постоянно вкушаем плоды Ее любви к нам 218 , то, согласно аргументу a fortiori, кольми паче этот аргумент приложим к Самому Христу! Во-вторых, настойчивое превращение Иннокентием III и Петром Дамиани, а также и теми латинянами, которых критиковал в своей записке Константин Стильва (вероятно, имея в виду именно Иннокентия) св. Петра и папы в некий, по сути, образ Христа заставляет всерьез отнестись к сопоставлению латинской доктрины со святоотеческим учением об образе. В самом деле, чем чревато такое сопоставление? Ответ находим в учении об образе св. Иоанна Дамаскина . Учитывая мнение Иннокентия и Дамиани о том, что Петр или, по сути, равен Христу, или даже больше Его, получаем, что фигура папы чрезмерно сакрализируется, приближаясь по сущности к Богу Сыну (или даже Отцу), – а это мало чем отличается от доктрины иконоборцев. В самом деле, ведь именно они учили о том, что образ должен быть единосущен Первообразу – с единственным исключением, состоящим в том, что подлинным образом Божиим в их учении назывались Св. Дары 219 . Вместе с тем, согласно иконопочитателям, и в частности св. Иоанну Дамаскину , всякий образ, относящийся к сфере тварных сущих, должен по сущности отличаться от Первообраза: «Итак, образ – это подобие (μοωμα), в наглядной форме представляющее (χαρακτηρζον) Первообраз, обладая, вместе мариологической с тем, и некоторым отличием от Него " 220 . «Ибо образ не во всем уподобляется Прообразу (τ ρχτυπον)» 221 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Пока папство не порвало окончательно с восточногреческим христианством, внутри вселенской христианской церкви - хотя в довольно узких пределах - существовало два центра: в западной латинской (католической) церкви носителем верховной власти был римский папа; в восточной церкви греческого обряда - Константинопольский патриарх. После разделения церквей это состояние также прекратилось, хотя в принципе римские папы никогда не отказывались от своей юрисдикции над восточной церковью. Единство католической церкви на основе единых догматов и форм управления в то время упрочилось. Хранителем и представителем единства был папа римский. Император Генрих III скончался в 1056 году, новым германским императором стал малолетний Генрих IV. Ослабление императорской власти при регентстве императрицы Агнесс позволило папам окончательно сбросить опеку светской власти. Когда в 1057 году папой избрали кардинала Фридриха под именем Стефана IX (1057-1058), то имперский дом был поставлен в известность об этом лишь позже. В канонических выборах императору предоставлялось лишь право последующего согласия. Папа Стефан IX назначил кардиналом-епископом Остии Петра Дамиани, одного из идейных вождей романской эпохи. Духовность романской эпохи усвоила мировоззрение Григория I, который хотел оставаться «знающим, но незнающим». Герой романской эпохи - монах, мастер формирования душ. Перед приматом теологии должна преклоняться любая наука. Вождями практических теологов типа Григория были Петр Дамиани и сам Гильдебранд. Наряду с теологическим обоснованием церковного движения за реформы и политики реформированного папства в первую очередь были нужны правовые аргументы. Для всех руководителей клюнийского движения политической доктриной являлась теория двух властей, выдвинутая папой Геласием. До середины XI века папы придерживались того мнения, что это движение может начаться при поддержке светской власти. До сего времени церковная концепция считала совместимым каноническое избрание с правом короля или какой-либо другой светской власти на инвеституру. Ведь в раннем средневековье под каноническим избранием понимали ритуал, когда назначенного королем или другим патроном епископа (или аббата) в последующем утверждал клир и народ; в современном понимании слова епископа (аббата) не избирали (eligere), а утверждали (probare). Светский патрон преступал каноны лишь в том случае, если, несмотря на протест народа и духовенства, назначал своего кандидата епископом. (Практически так же было и при избрании папы.) Преобразование этого принципа под воздействием клюнийской реформы началось в середине XI века. Идеалом вдохновителей клюнийской реформы было духовенство монашеского типа, не вступающее в брак (поэтому они боролись за целибат), они также выступали за избрание высших духовных лиц, не допуская влияния со стороны светской власти (поэтому они выступали против симонии и светской инвеституры). Реорганизация церкви в монастырском духе была возможна лишь сверху, при поддержке, оказываемой из Рима.

http://sedmitza.ru/lib/text/441599/

Rome. 1998. P. 49-54; Eadem. The Coronation. 1998; см. также: Stroll. 2012. P. 86-89). Реформа Церкви Возведенный на Папский престол сторонниками григорианской реформы, Н. продолжил церковные преобразования, которые проводили его предшественники Лев IX, Виктор II и Стефан IX(X). На созванных им Соборах были приняты постановления против злоупотреблений, с к-рыми боролись реформаторы (симония, брак или конкубинат духовенства, различные формы вмешательства мирян в жизнь Церкви). Консолидация Церкви вокруг Папского престола сопровождалась укреплением власти папы Римского; были введены новые правила избрания понтифика, в к-рых право решающего голоса получили субурбикарные епископы (см. ст. Кардинал ), преимущественно сторонники реформы. Так, Петр Дамиани занимал епископскую кафедру Остии, Гумберт - кафедру Сильва-Кандиды (Санта-Руфины), Бонифаций - кафедру Альбано. Самым влиятельным советником Н. считается Хильдебранд, к-рый в 1058 г. был субдиаконом Римской Церкви и управлял базиликами апостолов Петра и Павла. В ряде источников указано, что Н., избранный по инициативе Хильдебранда, и впосл. руководствовался его мнением в своей церковно-политической деятельности (см.: Fliche. 1924. P. 310-311). Не позднее 14 окт. 1059 г. Н. назначил Хильдебранда архидиаконом Римской Церкви ( Jaff é . RPR. N 4413; PL. 143. Col. 1325); скорее всего это произошло незадолго до указанной даты, хотя, по нек-рым данным, назначение могло состояться и в 1058 г. ( Cowdrey. 1998. P. 37-39). Исследователи расходились в оценке степени влияния Хильдебранда на политику Н.: одни указывали на то, что он не получал важных заданий от папы Римского и редко упоминается в качестве свидетеля в папских документах (напр.: Fliche. 1924. P. 324); другие, напротив, полагали, что Хильдебранд приобрел наибольший авторитет среди реформаторов именно в годы понтификата Н. (напр.: Cowdrey. 1998. P. 39-49; ср.: Stroll. 2012. P. 116-117). Так, Петр Дамиани называл его ближайшим советником папы, «непоколебимым столпом апостольского престола» ( Petrus Damiani. Ep. 63, 72//Die Briefe. 1983-1993. Bd. 2. S. 221, 344-345). Кроме Хильдебранда, «мужа разумнейшего и безупречного совета», на политику Папского престола оказывали влияние «зоркие очи папы» - кардиналы Гумберт и Бонифаций ( Idem. Ep. 60//Die Briefe. 1983-1993. Bd. 2. S. 205). В качестве папских легатов поручения Н. выполняли также Стефан, кард.-пресв. ц. св. Хрисогона, и Дезидерий, аббат мон-ря Монте-Кассино , кард.-пресв. ц. св. Цецилии (папа Виктор III в 1086-1087).

http://pravenc.ru/text/2566080.html

Г. р. была подготовлена рядом преобразований, проводившихся и внутри католич. Церкви ( клюнийская реформа , движение за «Божий мир» ), и светскими властями. Так, римско-герм. имп. Генрих III, к-рого современники называли «правителем монахов», направил свои реформаторские устремления на укрепление системы имперской Церкви , претендуя на роль защитника Церкви и истинного благочестия. Эти соображения побудили Генриха III и его окружение выступить с идеей церковной реформы, первым актом к-рой стала ликвидация влияния рим. аристократии на выборы папы. Дальнейшей целью реформы было прекращение практики симонии и браков клириков. Светские правители считали реформу католич. Церкви своей обязанностью, не пренебрегая возможностью вмешиваться во внутрицерковную жизнь. Начало эпохи реформ связано с папой Григорием VI , избранию к-рого предшествовала покупка Папского престола и выплата огромной суммы сторонникам папы Бенедикта IX (ведшего недостойный образ жизни) за его отречение. В эпоху т. н. «немецких пап» - Климента II , его преемников Дамаса II , Льва IX и Виктора II - по инициативе римско-герм. императоров был проведен ряд церковных реформ, в целом соответствовавших духу и целям буд. Г. р. Папа Лев IX объединил вокруг себя реформаторов, среди к-рых были еп. Сильва-Кандидский, кард. Гумберт , один из идеологов реформы, аскет и писатель Петр Дамиани , Гуго Ремирмонский, канцлер Удо, брат герцога Лотарингского льежский архидиак. Фридрих (впосл. папа Стефан IX ), Лионский архиеп. Галинард, Безансонский архиеп. Гуго и Гильдебранд (впосл. папа Григорий VII). За годы понтификата Лев IX провел ок. 12 Соборов, в ходе к-рых были разработаны меры против симонии и браков клириков. Политику Льва IX продолжил его преемник папа Виктор II, родственник Генриха III, со смертью к-рого 28 июля 1057 г. прервалась линия «немецких пап» и закончилось сотрудничество папского и имп. дворов. Новый папа Стефан IX оказывал покровительство своим друзьям-реформаторам: Петр Дамиани стал кардиналом-епископом Остии, Гумберт - папским канцлером.

http://pravenc.ru/text/166501.html

Впрочем, исследователь этого анекдота Д. Герхардт [Gerhardt, 1954, 129 ff; Gerhardt, 1995, 82–90]  увидел здесь именно «мученье», т. е. некогда актуальный религиозный аскетический обряд, лишь с течением времени ставший «мовеньем», бытовой привычкой. Конечно, баня была связана с языческим культом (по гипотезе Б. А. Успенского, она первоначально выполняла функции домашнего храма Волоса — Велеса) [Успенский, 154]. Баня и после христианизации сохраняла языческие реликты, хотя бы в оболочке «двоеверия». Так, в Великий Четверг, поминая усопших, им топили баню. В предбаннике на протяжении многих столетий обязательно снимали кресты, о чем свидетельствует, например, такой авторитет, как пустозерский узник священник Лазарь: «А егда мужики и женки приходят мытися в торговую лазню… и тогда и той честной и животворящий крест Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа, сметнув с себе безчинно и безстрашно, поверзают его в… свою гнусную и скверную нижнюю одежду» [Материалы для истории раскола, 222]. Но нет резона привлекать языческие верования для толкования русского апокрифа. Не могло быть такого исторического беллетриста, который бы «отправил» Андрея Первозванного из Корсуни в Новгород для освидетельствования тамошних верований (и затем в Рим — для отчета брату Петру, римскому первосвященнику?). Зато нетрудно понять, отчего братии из обители Фалькенау именно в XIII в. легко было обмануть итальянского легата и самого папу. Это — эпоха расцвета движения флагеллантов, т. е. «бичующихся» (flagellare — хлестать, сечь, бить, мучить). Флагелланты сами бичевались в монастырях, бичевали прихожан перед отпущением грехов. Процессии флагеллантов (первая волна — 1260 г.) наводнили Италию, Южную Францию, затем Германию, Фландрию, добирались до Моравии, Венгрии и Польши. Собираясь толпами, обнажаясь (даже в зимнюю стужу), они «удручали» плоть. Только Англия и Русь остались в стороне от этого изуверского движения, которое в конце концов было осуждено и запрещено папством. Когда бы легенда о новгородских банях ни попала в «Повесть временных лет», все же это случилось ранее 1260 г. Но и флагеллантство — как теория и как практика — тоже появилось задолго до этой даты. При Карле Великом «самоистязателем» был св. Вильгельм, герцог Аквитанский; в X в. на этом поприще рьяно подвизался св. Ромуальд, жестоко истязавший себя и своих монахов. XI век дал теоретика флагеллантства Петра Дамиани (1007–1072), автора трактата «De laude flagellorum» («Похвала бичам»), где дана следующая апология бичевания и самобичевания: 1) это подражание Христу; 2) деяние для обретения мученического венца; 3) способ умерщвления и наказания скверной и грешной плоти; 4) способ искупления грехов. Образцом ревностного флагелланта Петр Дамиани выставлял св. Доминика, биографию которого и написал.

http://predanie.ru/book/216764-o-russkoy...

Вышел в свет 56-й том «Православной энциклопедии» Москва, 29 января 2020 г.      В декабре 2019 года Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» выпустил в свет очередной, 56-й том «Православной энциклопедии», сообщает Патриархия.ru . В очередном томе продолжается публикация статей на букву «П». Том открывает статья об известном католическом богослове Петре Дамиани, одном из самых плодовитых писателей своего времени, и завершает статья о повечерии — службе в начале ночи. По традиции новый том содержит большое число статей, посвященных различным персоналиям. Новый том «Православной энциклопедии» продолжает рассказывать о Петрах, заметное место занимают блоки статей «Пий», «Питирим», «Платон», посвященные историческим личностям, носившим и ныне носящим это имя, — как канонизированным Церковью подвижникам, так и иным иерархам и церковным деятелям, выдающимся ученым и философам. Том заслуживает название «философского», поскольку содержит подробнейшие статьи о Платоне и платонизме, Плотине, Плифоне, Пифагоре и пифагорейцах. Предыдущий 55-й том можно назвать «петровским», поскольку биографии подвижников Церкви и государственных деятелей с именем Петр занимают в нем важное место. 56-й том также содержит многие биографии деятелей с этим именем. В новый том вошли биографии уже упомянутого Петра Дамиани, а также монаха-бенедиктинца Петра Диакона, известного агиографическими сочинениями, посвященными Монте-Кассино, и Петра Достопочтенного, девятого аббата Клюни. Авторство этих статей принадлежит современному медиевисту Станиславу Мереминскому. Следует также упомянуть биографии сына Дмитрия Донского дмитровского князя Петра Дмитриевича, грузинского богослова Петра Ивера, францисканского богослова-спиритуала Петра Иоанна Оливи, иезуита Петра Клавера, епископа Парижского Петра Ломбардского (автор статей — Дмитрий Смирнов). 56-том также содержит подробную биографию святителя Петра Хрисолога, епископа Равенны (автор — Е.В. Ткачев). Особо следует отметить статью о Петре и Февронии. Тома «Православной энциклопедии» являются важным источником информации для студентов и учащихся общеобразовательных школ. Из статьи они могут почерпнуть информацию об исторических источниках «Повести…» Ермолая, службе святым Петру и Февронии, истории канонизации и почитания этих святых.

http://pravoslavie.ru/127518.html

В дек. 1058 г. реформаторская партия, лидерами к-рой были Петр Дамиани, Гумберт и Гильдебранд, добилась избрания на Папский престол Николая II , при к-ром произошло углубление реформаторского курса. В кон. 50-х гг. XI в. в кругах реформаторов зародилась идея глубокого обновления католич. Церкви и освобождения ее от власти светских правителей. Этому предшествовал анализ неудач реформаторов в борьбе с симонией, подлинные корни к-рой виделись в нарушении канонической процедуры избрания священнослужителей - духовные должности распределялись государями и сеньорами, став в глазах мирян не более чем доходными местами. Главное бедствие для Церкви, по мнению реформаторов, заключалось в узурпированном мирянами праве инвеституры , т. е. введения духовного лица в должность, а также в праве частной церкви. Новый папа добавил к установлениям папы Льва IX запрет светской инвеституры духовных лиц, издал декрет о выборах папы, направленный на ограничение светского вмешательства в выборы, и заключил договор с норманнами, к-рый лег в основу последующего сотрудничества Римских пап и норманнских герцогов. В авг. 1059 г. при участии кард. Гильдебранда были заключены Мельфийские соглашения с норманнскими герцогами - Ричардом Капуанским и Робертом Гвискаром, ставшими папскими вассалами. Ни декрет о выборах папы, ни соглашение с норманнами не носили антиимперского характера - ослабление власти герм. императора в Италии было следствием малолетства герм. кор. Генриха IV, и папы воспользовались этим временным обстоятельством. В городах Италии, где симония и конкубинат священников были обычным явлением, Г. р. поддерживали городские круги, настроенные более радикально, чем церковные. Так, в Милане папские легаты Петр Дамиани и еп. Лукки Ансельм (впосл. папа Александр II ) обязали духовенство прекратить практику симонии и конкубината (сожительства) клириков, тем не менее разрешив виновным сохранить церковные должности, однако в ответ в регионе развернулось движение патаренов (см. Патария ), требовавших установления в городе общин апостольской жизни.

http://pravenc.ru/text/166501.html

На протяжении 60-х гг. XI в. началось постепенное охлаждение отношений П. Д. с Александром II и Хильдебрандом, тем не менее он продолжал исполнять важные дипломатические поручения как папский легат, в т. ч. и после того, как отказался от епископской кафедры Остии и вернулся в Фонте-Авеллана (ок. 1066). В 1063 г. посетил Клюни в связи с попытками Дрогона, еп. Маконского, взять мон-рь под свой контроль и на Соборе в Шалоне (16-17 авг. 1063) подтвердил все привилегии аббатства, включая иммунитет от местных светских и духовных властей. Обстоятельства посещения П. Д. Клюни известны благодаря соч. «О поездке в Галлию господина Петра Дамиани и о его путешествии за горы» (De Gallica profectione domni Petri Damiani et eius ultramontano itinere), написанному одним из его спутников (возможно, Иоанном из Лоди). По просьбе аббата Клюни св. Гуго (1049-1109) П. Д. в Сувиньи совершил открытие мощей св. Одилона и начал писать его Житие (завершено уже после возвращения в Италию). В этот период П. Д. неск. раз посетил монастырь Монте-Кассино (в 1064, 1071 и, вероятно, ок. 1066), состоял в переписке с аббатом Дезидерием (кардинал с 1059, папа Римский Виктор III в 1086-1087) и местными монахами ( Howe. 1997). Весной 1067 г. по поручению папы Римского П. Д. посетил Флоренцию, защитив еп. Петра Меццабарбу (между 1061 и 1064-1068), к-рого обвиняли в симонии монахи-валломброзиане. Несмотря на это, в июле следующего года еп. Петр Меццабарба все же вынужден был уйти с кафедры и удалиться в монастырь Помпоза. В 1069 г. П. Д. отправился в Германию и на Соборе во Франкфурте смог предотвратить развод короля (в 1084-1105 императора) Генриха IV с его 1-й женой Бертой Савойской (Lamberti Annales//MGH. SS. T. 5. P. 174-175). В 1072 или в нач. 1073 г. как папский легат П. Д. посетил Равенну, чтобы добиться снятия интердикта и воссоединения местной Церкви с Римом после смерти архиеп. Генриха (1052-1072), сторонника антипапы Гонория II. На обратном пути из Равенны (вероятно, не в Фонте-Авеллана, а в еремиторий Гамонья) он заболел в мон-ре Санта-Мария-фуори-ла-Порта близ Фаэнцы и 8 дней спустя скончался (в ночь на 22 февр.). На основании сообщений нем. хронистов кон. XI в. Бертольда из Райхенау и Бернольда Констанцского смерть П. Д. традиционно датируется 1072 г., но более вероятно, что она произошла в 1073 г. Ошибка хронистов могла быть вызвана тем, что в их общем источнике использовался календарь, в к-ром год начинался не с 1 янв., а с праздника Благовещения, 25 марта ( Howe. 2010). Мощи и почитание

http://pravenc.ru/text/2580384.html

Собор подтвердил реальное присутствие Тела Христова в Евхаристии. Осуждение «символического» учения было подтверждено Латеранским собором 1059 г. Были упорядочены также дисциплинарные вопросы, достигнуто единообразие в литургической сфере. В отношении симонии возникли определенные прения. Кардинал Гумберт, которого Ланфранк прославлял за чистоту веры, образованность и высоконравственность, в трех книгах Adversus simoniacos включил в понятие «симонии» не только получение священного сана за деньги, но и любое назначение на церковные должности представителями светской власти; он объявил симонию ересью, а рукоположения за деньги – не имеющими силы и подлежащими повторному совершению (в литературе в этой связи взгляды Гумберта соотносятся с ригористическими идеями древних донатистов). Петр Дамиани, хотя и считал Гумберта богословом «высочайшего авторитета», утверждал, напротив, что таинства (в том числе и хиротонии) имеют силу даже тогда, когда совершаются недостойными священнослужителями. В итоге возобладало умеренное направление в богословии таинств в духе Дамиани. Поначалу реформаторское движение не было связано с политикой. Его основной целью было нравственное возрождение духовенства. Но вскоре положение меняется. Среди истоков симонии кардинал Гумберт указывал на светскую инвеституру духовенства: использование мирянами кольца и посоха в церемонии инвеституры он объявлял неприемлемым, поскольку мирянин не имел никакой власти назначать, облекать полномочиями или вводить в должность, распоряжаясь символами священного сана. Такое назначение является исключительной прерогативой Церкви, а Церковь не принадлежит светским властителям: «Светская власть сначала избирает и утверждает, a затем, угодно ей или нет, следует одобрение со стороны клира и народа, и наконец, решение митрополита», – писал Гумберт. Тот же кардинал Гумберт в диалоге «Против клевет греков» (Adversus Graecorum calumnias) посвятил ряд остроумных логических рассуждений литургическим вопросам (в основном по причине необходимости критики греческой обрядности – как в связи с конфликтом по поводу употребления в Евхаристии пресного или квасного хлеба, так и по другим проблемам).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Н. содействовал преодолению кризиса в Миланском архиеп-стве, связанного с Патарией и с борьбой мирян против симонии и николаизма, широко распространенных среди высшего духовенства Ломбардии. В нач. 1059 г. Н. пригласил Миланского архиеп. Гвидо из Велате (1045-1068) и его суффраганов в Рим для участия в Римском Соборе. Тогда же понтифик направил в Милан в качестве легатов Петра Дамиани и Ансельма, еп. Луккского (папа Римский Александр II в 1061-1073) ( Kehr. 1913. P. 7, 47). Убедившись в том, что народные волнения были вызваны повсеместным распространением симонии и николаизма среди клириков, легаты заставили архиепископа осудить канонические нарушения; миланское духовенство пообещало соблюдать церковные правила, а миряне - следить за поведением клириков и бороться со злоупотреблениями (см.: Lucioni A. L " età della pataria//Diocesi di Milano/Ed. A. Caprioli et al. Brescia, 1990. Pt. 1. P. 178-179). Архиеп. Гвидо и 7 его суффраганам, которых «григорианец» Бонизон называл «упрямыми быками», пришлось явиться на заседания Римского Собора. Участники Патарии выдвинули обвинения против архиепископа, но тому удалось оправдаться и получить прощение от Н. Т. о., под давлением Патарии ломбардские прелаты были вынуждены признать юрисдикцию папы Римского, хотя посредничество папских легатов не привело к прекращению конфликта. С целью распространения григорианской реформы Н. попытался наладить отношения с франц. двором. Папские легаты были направлены на коронацию Филиппа I (23 мая 1059); в окт. 1059 г. Петр Дамиани от имени Н. призвал кор. Анну Ярославну поддержать церковные преобразования ( Jaff é . RPR. N 4423; Petrus Damiani. Ep. 64//Die Briefe. 1983-1993. Bd. 2. S. 225-227). Вероятно, тогда же папа Римский обратился к Гервасию, архиеп. Реймсскому, с просьбой оказать влияние на кор. Филиппа I и его отца Генриха I, чтобы те соблюдали решения Римских Соборов ( Jaff é . RPR. N 4443). В 1060 г. Н. направил во Францию легатов; кард. Стефан провел Соборы во Вьенне и в Туре, клюнийский аббат Гуго I - в Авиньоне и Тулузе. Решения, принятые франц. епископами на этих Соборах, в основном повторяли постановления Римского Собора 1059 г. (осуждение симонии и николаизма, запрет мирянам владеть церквами и присваивать церковное имущество и т. д.).

http://pravenc.ru/text/2566080.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010