Когда он почувствовал голод, и ему уже готовили обед, он видит: будто небо раскрылось, и спускается как бы полотно, привязанное за четыре угла, на землю, а в нем разные четвероногие звери, гады и птицы. И голос сказал ему: «встань, Петр, заколи и ешь». Но Петр отвечал: «нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого». Тогда опять сказал голос: «что Бог признал чистым, того не почитай скверным». Это «повторилось три раза, и полотно опять поднялось на небо. Когда же Петр рассуждал, что бы значило это видение, вдруг посланные от Корнилия явились у ворот и спросили: «не здесь ли Симон, прозываемый Петром?» В тоже время Дух Святый сказал Петру: «вот три человека ищут тебя; вставь, сойди вниз, пойди с ними и нисколько не сомневайся, ибо Я послал их». Петр сошел к людям, присланным от Кориилия, позвал их в дом свой, угостил, а на другой день пошел с ними, и некоторые из братий ионских пошли с ним. Корнилий же, ожидая их, созвал родственников и друзей своих. Когда Петр подходил, Корнилий встретил его и, кланяясь, упал к ногам его. Петр поднял его, говоря: «встань, я такой же человек». И, разговаривая с ним, вошел в дом, где нашедши многих собравшихся, сказал им: «вы знаете, что иудеям запрещено обращаться с чужими народами; но мне Бог открыл, чтобы я ни одного человека не называл скверным или нечистым. И так скажите: за каким делом вы призвали меня?» Тогда Корнилий рассказал ему, как явился ему ангел, и просил сказать им, что повелено ему от Бога. Петр сказал: «по истине я познаю, что во всяком народе боящийся Бога и поступающей по правде приятен Ему». Потом начал учить их об Иисусе Христе. Когда Петр еще говорил, Дух Святый сошел на всех слушающих слово. Верующие из иудеев, пришедпие с Петром, удивились, что Святый Дух сошел и на язычников. Тогда Петр сказал: «кто может запретить креститься водою тем, которые получили Сватого Духа так же, как и мы?» И велел им креститься во имя Господа. Иисуса Христа. После того он пробыл у них несколько дней и потом пришел в Иерусалим.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashh...

Когда Христос после Воскресения говорит Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? (Ин 21:15), Всемогущий позволяет Своему творению вершить суд над Собой. И если Симон Ионин ответил: Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя (Ин 21:15), — это был суд, закончившийся примирением и гармонией. Не потому, что это нужно было Христу! Петр по своей оплошности нуждался в примирении с Богом. И опять же Сам Бог совершил это примирение. Мы видим, что Петр ничего не сказал и не сделал, возможно, он и не знал, что делать. И перед вознесением Христос, найдя момент, чтобы не только восстановить Петра среди учеников, но и сделать его первым учеником, сказал: “Любишь ли ты Меня больше, нежели они?”. Мог ли Петр иметь совесть дерзнуть сказать после всего, что он сделал: “Люблю Тебя больше всех остальных”? Ведь ранее Петр сказал: “Даже если все оставят Тебя, но не я. Я пойду и в темницу и на смерть с Тобой”. Христос ответил ему тогда: Истинно говорю тебе, что ты ныне, в эту ночь, прежде нежели дважды пропоет петух, трижды отречешься от Меня (Мк 14:30). Это была действительность, о которой знал Господь, но только Петр был еще очень наивен и не знал духовных законов, которые учат о том, что нельзя слишком доверяться сегодняшнему дню, потому что святые Отцы говорят: “Ожидай искушений до смертного часа, будь трезв и бди, чтобы не похитили тебя так же, как Петра в ту ночь”. Но Бог, будучи Богом, Христос, будучи Богом, знал и другую истину: хотя Петр и пал так позорно, жестоко, Господь знал все-таки и истину, которая заставила Петра сказать: Если и все соблазнятся, но не я (Мк 14:29). Была истина, которой Петр устыдился и сейчас не мог произнести. Но Христос, Сердцеведец, произнес эти слова за Петра: “Любишь ли ты Меня больше, нежели они?”. Опять-таки, что мог ответить Петр? Может, не очень смело в этот момент, он сказал: Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя (Ин 21:15). И Христос трижды вопросил его так же, как Петр трижды отрекся от Него, пока не пронзил его до самого сердца этими словами, которыми он очистился от осуждения и, я бы сказал, от темных энергий своего падения.

http://pravmir.ru/krizis-v-tserkvi/

— Не скорби, брат Петр, ибо Я Сам получил деньги за тебя, потерпи до времени, пока тебя не узнают. Спустя несколько времени из Африки пришли поклониться святым местам некоторые сребропродавцы. Зоил, господин Петра, пригласил их к себе в дом на обед. Во время обеда гости стали узнавать Петра и говорили один другому: «Как сей человек похож на Петра-мытаря!» Услышав их разговор, Петр стал скрывать от них свое лицо, чтобы окончательно не признали его. Однако они узнали его и начали говорить хозяину того дома: — Мы хотим сказать тебе, Зоил, нечто важное: знаешь ли ты, что в доме у тебя служит великий муж – Петр? В Африке Петр был весьма видным человеком, но он неожиданно освободил всех своих рабов и сам куда-то скрылся. Князь сильно опечален и жалеет, что Петр оставил нас; ввиду этого мы хотели бы взять его с собою. Находясь за дверями, Петр все слышал. Поставив на землю блюдо, которое он нес, он поспешил к воротам, чтобы убежать. Привратник был нем и глух с самого рождения своего, так что лишь по известным знакам отворял и запирал ворота. Святой Петр, торопясь выйти, сказал немому: – Тебе говорю, именем Господа нашего Иисуса Христа, открой мне немедленно двери! Тогда отверзлись уста немого, и он сказал: – Хорошо, господин, сейчас открою.      С этими словами он тотчас же отворил ворота, и Петр поспешно ушел. Тогда бывший немой пришел к своему господину и в присутствии всех стал говорить. Все бывшие в доме удивились, услышав, что он говорит; все стали искать Петра, но не могли найти его. Немой же сказал: — Смотрите, не убежал ли он? – знайте, что это великий служитель Божий; когда он подошел к воротам, то сказал мне: «Во имя Господа Иисуса Христа, тебе говорю, открой ворота!» И я тотчас же заметил исходящее из уст его пламя, которое коснулось меня, и я стал говорить. Всюду немедленно отправились по следам Петра, но не настигли его; всюду старательно искали его, но не нашли. Тогда все в доме Зоила возрыдали и говорили: «Как это мы не знали, что он такой великий служитель Божий?» И прославляли Бога, имеющего сокровенных рабов Своих. Петр же, убегая от человеческой славы, скрывался по тайным местам до своей кончины (Святой скончался в VI веке в Царьграде). Примеры благотворности милостыни, раздаваемой в память усопших

http://azbyka.ru/kak-tvorit-milostynyu

неподчинение властям (ст. 8–10) жадность (ст. 11) непристойное поведение (ст. 12–13) недовольство, лицеприятие, забота только о себе (ст. 14–16) отсутствие в них Духа Святого (ст. 17–19) послание Петра почти дословно пересказывает большую часть Послания Иуды (назвать параллельные места). Отличие Иуд от 2 Петр: упоминание Каина и Корея; пример потопа; спор Архангела Михаила с диаволом, ссылка на пророчество Еноха Вопрос о литературной связи 2 Петр с Иуд а) влияние послания Иуды на 2 Петр (Мецгер, Каравидопулос) б) взаимное влияние посланий Иуды и 2 Петр (еп. Кассиан) Эсхатология 2 Петр (3) Появление лжеучителей, отвергающих Второе Пришествие (3. 1–4) а) просто нечестивцы б) так называемые «сильные», считавшие, что их свобода во Христе абсолютна (ср. 1Кор 8. 9–12; 14. 37 ; Рим 15. 1 ) в) лжеучители, полагавшие, что «духовно» второе Пришествие уже наступило (ср. 2Фес 2. 2 ; 1Кор 15 ; 2Тим. 2. 18 ) Аргументы 2 Петр против тех, кто указывал на «медлительность» обетования: а) от Свящ. Писания: всемирный потоп и огонь последнего Суда б) относительность самого времени. Бог выше времени в) Бог не медлит, но долготерпит Величественная картина Второго Пришествия (3. 10–13) Свидетельство о посланиях апостола Павла во 2 Петр Указание на тех, кто искажал учение ап. Павла о свободе (ср. Гал 5. 13–15 ; Рим 3. 8 ) Свидетельство об авторитетности Посланий апостола Павла («как и прочие Писания») и об их хождении в виде сборника Косвенный признак сравнительно позднего написания 2 Петр Использование апокрифических памятников в Иуд «Успение Моисея» и «Книга Еноха» – образцы иудейской апокалиптической литературы. Возможные причины использования в Иуд иудейских неканонических текстов а) желание использовать общедоступный язык и систему образов б) широкое хождение подобной литературы до 90 г. от Р. X. Стихи для узнавания 2 Петр и Иуд 16–18 Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия. Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apostol...

Но вот арест состоялся, а за ним и допрос, и суд у первосвященника. Петр следовал за любимым Учителем, и холодной весенней ночью грелся у костра во дворе дома первосвященника вместе с его слугами и другими людьми. Петра прежде видели многие… «И ты был с Иисусом!» – обратились к нему. И тут Петр как-то незаметно отрекся от Христа, сказал, что не знает Его. Так по-будничному, сам того не заметив. Он трижды успел сделать это, как вдруг раздался петушиный крик. «И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал горько». После воскресения (Петр сам убедился в том, что тело Иисуса исчезло, а в гробнице лежат лишь пелены, которыми оно было повито) апостолы вернулись в Галилею, к привычному занятию – большинство из них, как и Петр, были рыбаками. Да и что, в самом деле, оставалось теперь делать? И снова, как однажды еще до всех тех великих надежд и огорчений, были заброшены сети, снова они оказались пустыми, и снова какой-то человек с берега велел бросить их еще раз в другое место… И переполненные сети уже невозможно было поднять в лодку! Первым узнал Господа Иоанн – но именно Петр, опоясавшись одеждой, бросился в воду, чтобы доплыть до Него прежде, чем причалит лодка с остальными рыбаками. Не мог Петр сидеть на месте, видя так близко Христа. Именно во время этой встречи прозвучали обращенные к нему слова Спасителя: «Паси овец Моих». Но прежде Он задал ему очень простой вопрос: «Любишь ли ты Меня?» Задан вопрос Его трижды, так что Петр даже расстроился, но после ночи с петухом это было не лишним: трижды отрекшийся трижды исповедал свою любовь. Благовестие для обрезанных Только за эту любовь придется платить спокойствием и комфортом. Сразу же после исповедания Петром своей любви Иисус пророчествует о его смерти: «Прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь». Это было предсказание мученической смерти, которая, впрочем, ждала не одного Петра, но и других апостолов. Петр действительно был распят в Риме в шестидесятые годы, еще даже прежде, чем была закончена последняя книга Нового Завета.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Отречение Петра и его раскаяние Mamф. XXVI, 53; 69–75 ; Mapk. XIV, 54, 66–72 ; Лyk. XXII, 54–62 ; Uoah. XVIII, 15–18; 25–27 За Иисусом Христом издали следовали ученики Его, Петр и Иоанн, опомнившиеся от первоначального страха. Иоанн был знаком первосвященнику и вошел во двор его. А Петр стоял вне, за дверями. Потом Иоанн вышел и сказал придвернице, чтобы она пропустила Петра внутрь, во двор первосвященника. Там рабы и служители, разведя огонь, потому что было холодно, стояли у огня и грелись. Петр также стал около них, чтобы погреться. Ему хотелось видеть, чем кончится все это дело. В это время одна служанка первосвященника, увидев Петра греющимся и всмотревшись в него, сказала: «И ты был с Иисусом Назарянином?» Но Петр отрекся пред всеми, сказав: «Женщина! Я не знаю Его. Не знаю и не понимаю, что ты говоришь». В это время послышалось пение петуха. Петр быль так смущен всем происходившим, что немедленно направился к выходу. Но через несколько времени он снова возвратился к костру. В это время служанка, увидев его опять, начала говорить предстоявшим, что Петр был с Иисусом Христом. А немного спустя и какой то мужчина, увидев Петра, сказал: «И ты из них. Другие спрашивали Петра: «Не из учеников ли Его и ты?» Но Петр с клятвою заявил, что не знает сего человека. Прошел час времени. Прибытие новых лиц в дом первосвященника для окончательного произнесения приговора над Иисусом Христом и самый приговор, может быть, отвлекли от Петра внимание бывших на дворе лиц. Но по прошествии указанного времени кто-то начал говорить о нем опять: «Точно и этот был с Ним, ибо и он галилеянин». Другие также говорили Петру: «Точно и ты из них, ибо и ты галилеянин. Самое наречие твое обличает тебя». А один из первосвященнических рабов, родственник Малху, которому Петр в саду отсек ухо, сказал ему: «Не я ли видел тебя с Ним в саду?» Тогда Петр начал божиться и клясться, говоря, что не знает Человека, о котором говорят. Еще когда он это говорил, пропел петух. Тогда Господь, обратившись назад, взглянул на Петра.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchebni...

Петр играет ключевую роль во всей 21-й главе Евангелия от Иоанна. Список учеников, которым Иисус явился в Галилее, начинается с Симона Петра. Он инициирует рыбную ловлю, другие шесть учеников следуют за ним. Он бросается в море и плывет навстречу Иисусу. Он вытаскивает на землю сеть с рыбой. Ему Иисус трижды задает вопрос, любит ли он Его, и трижды повелевает пасти овец Своих. Ему Иисус предсказывает мученическую смерть. И тем не менее в 21-й главе есть еще одна значимая фигура: это ученик, которого любил Иисус. Как мы помним, на Тайной Вечере он возлежал у груди Иисуса, и Петр через него задавал вопрос Учителю ( Ин.13:23–26 ); потом оба они бежали к гробу Иисуса, но любимый ученик бежал быстрее и вошел первым ( Ин.20:2–4 ). Сейчас же именно он, а не Петр первым узнаёт стоящего на берегу Иисуса. Иоанн Златоуст по этому поводу отмечает: Петр и Иоанн опять обнаруживают особенности своих характеров. Тот был пламеннее, а этот возвышеннее; тот стремительнее, а этот проницательнее. Поэтому Иоанн первый узнал Иисуса, а Петр первый пошел к Нему... Итак, Петр, как только узнал Его, бросил все – и рыбу, и сети – и препоясался. Хотя ученики были в расстоянии двухсот локтей, Петр, несмотря и на это, не захотел ждать, пока придет в лодке, но поспешил вплавь. 682 Приведем также комментарий русского богослова протоиерея Сергия Булгакова , посвятившего специальное исследование взаимосвязи между Петром и Иоанном: В описании рыбной ловли мы наблюдаем ту же тонкую молчаливую параллель двух учеников. Узнает Господа Иоанн и сообщает об этом Петру, и для последнего до такой степени несомненно свидетельство Иоанна. что он, верный своему темпераменту, бросается в море навстречу Господу. Ясновидение любви и веры, преимущество ведения и здесь остается за Иоанном, который, однако, пребывает сопряженным с Петром неким таинственным союзом. 683 Двуединство первоверховного апостола и любимого ученика сохраняется и далее, в завершающей сцене Евангелия от Иоанна: Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя? Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что? Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною. И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ( Ин.21:20–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Петр, наверное, был самый пререкающимся со Христом апостолом, результатом чего явилось самое страшное падение. При аресте Христа он проявил ревность, взявши меч, но Христос сказал: «Взявшие меч, мечом погибнут» ( Мф. 26:52 ). А после он трижды отрекся от Христа ( Мф. 26:69-75 ; Мк. 14:66-72 ; Лк. 22:55-62 ; Ин. 18:15-18 ). Человеческая трусость, которая в нем присутствовала, это результат его надежды не только на Бога, но и на себя. Когда Петр надеется на Бога, то он идет по воде, когда он начинается надеется на себя, то тут же начинает тонуть. Почему Господь попускает Петру трижды отречься от Него? Как говорил святой Иоанн Златоуст : «Тот, кто будет в дальнейшем возглавлять вселенскую Церковь, должен стать милостивым к согрешающим». Если бы Петр никогда не падал и не грешил, то он был бы слишком суров к согрешающим. Петр, пройдя опыт отречения, тем самым был научен снисходить к немощам людей. Он понял, что сила человеческая – только от Бога, и дается нам тогда, когда мы полагаемся на Него, а не тогда, когда мы полагаемся на себя. Как только человек начинает полагаться на себя, он тут же тонет, трусит, сбегает, отрекается. Недаром Петр — первый из апостолов, он — образец для всех христиан, он наглядно показывает на своем опыте, как поступают православные христиане. В нем сила Божия совершилась в немощи человеческой. В дальнейшем Петр был прощен воскресшим Господом, но, несмотря на это, до конца своих дней он горько плакал ночью при пении петуха. По своем Воскресении Господь является в Пасхальный день одному Петру и утешает его, дает прощение и восстанавливает его в апостольском достоинстве, снова делает его первым. Бог смотрит на сердце человека, а не на внешние поступки. Он видит, что полыхающая любовь Петра способна преодолеть всю слабость апостола. Христос, явившись, не укоряет его, а призывает к большей любви: «Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? [Петр] говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. [Иисус] говорит ему: паси агнцев Моих. Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? [Петр] говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. [Иисус] говорит ему: паси овец Моих. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих» ( Ин. 21:15-17 ).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-svy...

Петр, ради первенства своего апостольства, носил на себе образ Церкви, знаменуя ее всеобщность. Что касается, собственно, его, то по природе своей он был только один человек по благодати, один христианин по обильнейшей благодати, один также первый Апостол. Но когда ему сказано было: «тебе дам ключи Царства Небесного» и прочее, тогда знаменовал он вселенскую Церковь , которая в нынешнем веке различными искушениям, как бы дождями, реками, бурями потрясается и не падает, поскольку основана на камне, от которого Петр получил имя 75 . Хотя апостолов было числом двенадцать и все вопрошены, один Петр ответствует: «ты Христос, Сын Бога живого», и ему сказано: «тебе дам ключи Царствия Небесного», как будто бы один получил власть вязать и решить; но, хотя и один за всех произнес слова сии, со всеми, однако, получил власть как представляющий лицом своим единство; таким образом, один во всех, ибо единство во всех 76 . Петр во многих местах Священного Писания является носящим лице Церкви, особенно в том месте, где говорится: «тебе дам ключи Царствия Небесного». Неужели Петр получил, а Павел не получил? Петр получил, а Иаков, Иоанн и прочие апостолы не получили? Не в Церкви ли те ключи, где ежедневно отпускаются грехи? Но поскольку знаменательно носил Петр образ Церкви, а Церковь есть Тело Христово, то, что дано ему одному, дано и Церкви 77 . Между апостолами один Петр удостоился носить образ Церкви и потому в лице Церкви удостоился слышать: «тебе дам ключи Царствия», ключи же сии не один человек, но единство Церкви приняло. Сим возвещается только превосходство Петра, носившего образ вселенства и единства Церкви, когда ему одному сказано, что дано всем 78 . Идентична ли власть ключей власти «вязать и решить» или речь идет о двух разных аспектах апостольского служения? На наш взгляд, толкованием образа ключей являются слова: «и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах». Аналогичные слова Иисус адресует всей общине учеников: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» ( Мф. 18:18 ). Это значит, что не только Петр обладает властью вязать и решить, но и другие апостолы. В церковной традиции данное обещание понимается в том смысле, что Господь наделяет апостолов и их преемников (епископов) властью не только над земными делами: судьба членов Церкви в вечности зависит от церковной иерархии, обладающей правом открывать врата Царства Небесного для принимающих крещение, затворять для согрешающих и вновь отворять для кающихся. На этом понимании построена вся покаянная дисциплина Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

По местам апостолов Петра и Павла. Материал Анастасии Спириной, фото Полины Лысенко Но однажды Петру предстояло испытать куда более резкий переход от веры к неверию, а потом от отречения к покаянию. Накануне распятия он обещал Христу, что и под страхом смерти не оставит Его, но Христос ответил: «в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня». Может быть, если бы к нему тут же приступили палачи, он мужественно пошел бы на казнь, но впереди была долгая ночь, полная страхов и неизвестности... Когда арестовывали Учителя, Петр даже попытался оказать вооруженное сопротивление, нанес удар мечом одному из противников, но Христос велел ему: «возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?» Дело было вовсе не в том, у кого сколько воинов, какое вооружение. Значение имело совсем другое... Но вот арест состоялся, а за ним и допрос, и суд у первосвященника. Петр следовал за любимым учителем, и холодной весенней ночью грелся у костра во дворе дома первосвященника, вместе с его слугами и другими людьми. Петра прежде видели многие... «и ты был с Иисусом!» — начали спрашивать его. И Петр как-то незаметно отрекся от Христа, по будничному, сам того не заметив. Он трижды успел сделать это, как вдруг раздался петушиный крик. «И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал горько». Валантен де Булонь. Отречение Святого Петра После воскресения (Петр сам убедился в том, что тело Иисуса исчезло, а в гробнице лежат лишь пелены, которыми оно было повито) апостолы вернулись в Галилею, к привычному занятию — большинство из них, как и Петр, были рыбаками. Да и что, в самом деле, оставалось теперь делать? И снова, как однажды еще до всех тех великих надежд и огорчений, были заброшены сети, снова они оказались пустыми, и снова какой-то человек с берега велел бросить их еще раз, в иное место... И переполненные сети уже невозможно было поднять на лодку! Первым узнал Господа Иоанн — но именно Петр схватил свою одежду и бросился в воду, чтобы доплыть до Него прежде, чем причалит лодка с остальными рыбаками. Не мог Петр сидеть на месте, видя перед собой Христа.

http://foma.ru/apostol-simon-petr.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010