Во-вторых, в Рим, как и в древний Вавилон, стекались множество народов и он представлял собою поистине многонациональное «смешение языков» чисто в лингвистическом смысле. Наконец, в-третьих, Рим отличался политеистической мультирелигиозностью, что впервые было проявлено именно в Вавилоне. Так что у Петра были основания и до разрушения Иерусалима видеть в Риме Вавилон. Касательно того, что Петр написал послание прозелитам из язычников, которые, якобы, были исключительно паствой Павла (с. 314), Эрман не учитывает обращение Петром сотника Корнилия ( Деян. 10–11 глл) и тот факт, что именно Петр на Соборе апостолов четко и ясно сказал: «Мужи братия! вы знаете, что Бог от дней первых избрал из нас [меня], чтобы из уст моих язычники (!) услышали слово Евангелия и уверовали; и Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святаго, как и нам; и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их» ( Деян.15:7–9 ). Эрман демонстрирует слабое знание Писания. О причинах пастырской заботы Петра о христианах «не петровых» Церквей см.: Хенгель. Недооцененный Петр. 5.2. 2Петра (с. 114–117) Критика построена на неверном понимании возмущения скептиков: «...и где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же» ( 2Пет.3:4 ). Под «обетованием пришествия Его» не следует понимать обещания о скором Суде. Современники Петра – как и современные мессианские иудеи – в «обетованиях пришествия Его» видели не прекращение истории, а изменения мира , когда «волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» ( Ис.11:6–9 ). Скептики возражали: Пасхальные события не изменили универсума мироздания, где же обетованное изменение мира? Петр отвечает, что изменение мира может совершиться только после Суда, когда из среды мира будут изъяты те, кто совершает в среде людей грех , порождающий зло и страдания. Но когда это совершится – знает Один Бог. Касательно же в признании за посланиями Павла статуса Писаний ( 2Пет.3:15–16 ) нет ничего невероятного. Тем более что Петр не сказал, что эти послания вошли в Писание, а говорит, что еретики с эпистолами Павла поступают так же, как они поступают и с Писанием – искажают его смысл. 5.3. Пастырские послания Павла

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/erman-b...

Ибо ясно, что Иисус, продолжив слова благоразумия и просьбы, назвал ее веру великой и предоставил излечение. К этому же смыслу относится и: Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это ( Мф.16:17 ). Ибо, переняв в речи исповедание, провозгласившее Его Христом и Сыном Бога Живаго, Он, в свою очередь, объявляет Петра блаженным. Того же разряда будет и: Иоанн сказал (ποκριθες): Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, который не ходит с нами ( Лк.9:49 ), и многое такого рода. А повествование о Преображении Богоявления, представляющее Моисея и Илию беседующими с Владыкой, где Петр просил, чтобы им сделать три кущи, выражением «отвечав (ποκριθες) 12 , Петр» ( Мф.17:2–4 ; Мк.9:3–5 ) обозначает моление и просьбу. Так же опять-таки и высказывание: Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде ( Мф.14:28 ), потому что, когда Иисус отвращал учеников от боязливого настроения и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь ( Мф.14:27 ), Петр, воспользовавшись предлогом, позволяющим ему принести просьбу, говорит: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде ( Мф.14:28 ). Ясно, что «отвечал» означает здесь прошение и мольбу, как и там, где Писание говорит: Петр же, отвечая, сказал Ему: измени нам притчу сию ( Мф.15:15 ): ведь и это служит для выражения моления и прошения. А кому не ясно, что «отвечал» иногда ставится вместо «одобрил» и «согласился»? Ведь когда Спаситель наш огласил две первые заповеди в Законе и книжник согласился и подтвердил суждение Владыки, евангелист добавляет: Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия ( Мк.12:29–34 ): ибо вполне очевидно, что Писания словом «отвечал» обозначили признание и согласие книжника. В качестве избыточного слова оно выступает, когда начальник синагоги, оставив смертельно больную дочь, просит Иисуса, придя, стать спасителем девушки, а когда молва в это время возвещает ему о ее смерти, евангелист продолжает: Но Иисус, услышав это, отвечал (πεκριθη) 13 ему: не бойся, только веруй ( Лк.8:49–50 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Подтверждение своего учения о чрезвычайных полномочиях Петра и его непогрешимости римо-католики находят в первой половине этого текста: Господь молится о Петре, да не оскудеет вера его, и поручает ему утвердить братию. Но весь контекст евангельского рассказа и вторая половина этого текста говорит о том, что Христос молится за Петра, имея в виду предстоявшее ему искушение, как известно, приведшее Петра к отречению. Пройдя через это искушение и вновь обратившись ко Христу, Петр должен был, в свою очередь, утверждать колеблющихся братьев. Утверждать других в вере — долг каждого епископа и каждого христианина. Здесь нет речи о каких-то чрезвычайных полномочиях. Понятно, что выводить отсюда преимущество Римского престола было бы странной и неестественной натяжкой. И очень поздно появляются первые проримские истолкования этого места. Только в конце VII в. папа Римский Агафон первым истолковывает это место в пользу преимуществ Римского епископа. До него такое толкование этого места неизвестно. 3. Евангелие от Иоанна ( Ин. 21:15-17 ): «Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих. Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих». Быть пастырем Церкви — не значит иметь единоличную, абсолютную власть над умами и совестью верующих. Сам апостол Петр умоляет пастырей-пресвитеров как их сопастырь — «сопресвитер»: «Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти... но подавая пример стаду» ( 1Пет 5:2-3 ). Пастырство не должно превращаться в «обладание причтом», то есть в распоряжение уделом, господствование.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

1 . Действительно ли апостол Петр занимал особое положение среди апостолов, и в чем заключалась эта особенность? 2 . Если Петр действительно занимал особое положение, можно ли, исходя из Писания, говорить о некой особой должности, которая передается от человека к человеку, или особое положение Петра было связано исключительно с уникальными качествами его личности? 3 . Где в Писании учреждается так называемая “должность Петра”, впоследствии оформившаяся в папскую власть? 4 . Есть ли у нас сегодня достаточные основания утверждать, что апостол Петр бывал в Риме, и, тем более, что он занимал должность первого Римского Папы и умер в Риме? Что бы ни говорили о роли Петра среди апостолов, католики так и не смогли дать библейски и исторически обоснованного ответа на остальные два вопроса. Если мы согласимся ограничиться лютеровским принципом Sola Scriptura и будем основываться только на Библии, можно с уверенностью сказать, что никакой “должности Петра”, передающейся от человека к человеку, в Новом Завете не существует. О том, что отличало Петра и прочих 11 апостолов, написано в Деян. 1:15–26 . Все апостолы принадлежали к числу “тех, которые находились с нами [т. е. апостолами] во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его” ( Деян. 1:21, 22 ). По этой самой причине даже апостол Павел не был принят в число двенадцати, хотя его призвал на апостольство Сам Иисус Христос , и он видел Христа после Его воскресения. Таким образом, сегодня никто не может претендовать “должность Петра”, даже если бы Петр действительно ее занимал и на правах апостола руководил из Рима всеми христианскими церквями в Римской империи. Поскольку даже католическая церковь не может на основании исторических документов представить полную и непрерывную линию преемственности папской власти, попытки НАЦ скопировать католическую иерархию и на этом основании ввести должность Первоапостола выглядят просто безнадежными. История НАЦ со всеми ее расколами и сомнительными учениями заставляет усомниться в том, что ее апостолы, не говоря уже о Первоапостоле, призваны свыше. Это чисто человеческая организация. А потому череда заблуждений, которым следовали многие Первоапостолы, в особенности Бишоф, объясняется чисто человеческой природой их служения.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/novoapos...

   121. Вы слышали сегодня, как говорит Господь Иисус Симону: «Отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова» (Лук. 5:4). Прежде Петр не отплывал на глубину, а ловил рыбу в стоячей воде. И это было море, однако не глубокое ( Лук. 5:5): глубокого моря Писание не знает. Узнай же, что это за глубина: «вода глубокая мудрость в сердце мужа» (Притч. 18:4). Глубокое сердце — это муж, в котором нет ничего низкого. Итак, отплыви на глубину размышления и возьми весла веры своей, отплыви в сердце мужа. Этой притчей (Господь) призывает в Церковь Петра, которого по Матфею Он призвал такими простыми словами: «Идите..., и Я вас сделаю ловцами человеков» (Матф. 4:19).    122. Есть и другой таинственный смысл (в выражении): «Отплыви на глубину». Раньше, когда (Христос) находился в синагоге, Он стоял на песчаном берегу. Не глубока была вода иудейская. Самарянка даже и колодец считала глубоким, когда говорила: колодец глубок, откуда же ты хочешь дать воды живой (Иоан. 4:11). Итак, Петр не мог отплыть на глубину, когда он был одной веры с иудеями, которые даже из колодца не могли почерпнуть воды. Поэтому и говорится Петру: « отплыви на глубину», т. е. иди ко Христу; ведь Христос глубок, о Нем Отец так говорит Иоанну: «И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего» (Лук. 1:76). Итак, плыви ко Христу. И прекрасна та глубина, в которой бездна богатства премудрости и ведения Божия (Римл. 11:33). Плыви на глубину: Тот, Кто высок, назирает глубину и возвышает.    123. Следовательно, там глубокие воды, — т. е. вера, — где Христос. Глубокие воды — это те, которые боятся Господа: «Видели Тебя, Боже, воды, видели Тебя воды и убоялись» (Пс. 76:17). У иудеев вода была не глубока, потому что она была не в сердце мужа. Поэтому Господь и говорит: «Люди эти чтут меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня» (Мф. 15:8).Христос любит пребывать в сердце: «Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12:40).    124. Наконец, знай, что в словах: «отплыви на глубину» — говорится о вере; Петр говорит: «Наставник, мы трудились всю ночь, и ничего не поймали; но по слову Твоему я закину сеть» (Лук. 5:5). Ночь проводил Петр прежде, чем увидел Христа; для него не наставал еще день потому, что он не видел истинный свет. Синагога это ночь, а день Церковь. Поэтому и Павел говорит: «Ночь прошла, а день приблизился» (Римл. 13:12). Прекрасен свет, который разогнал тьму неверия и даровал день веры. И Петр стал днем, и Павел стал днем; поэтому, сегодня, в день рождения их, Дух Святой и провозгласил такие слова: «день дню отрыгает глагол» (Пс. 18:3), т. е.: они прославляют веру Христову от глубины своего сердца. Прекрасен и тот и другой из этих дней, потому что они оба отрыгнули (evomuit) нам истинный свет.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Глава 4. Минералы как символы 1. Камень прежде всего означает самого Христа. Об этом говорили еще ветхозаветные пророки. Четвертое царство, которое царь Навуходоносор видел во сне в облике идола из железа и земли, представляло собой Римскую империю. Камень, отколовшийся от горы, который обрушился на того идола и поверг его в прах, предвосхищал явление Христа, Царя царей, основателя нового Царства, которое вовеки не разрушится (Дан.2:44), как предрекал в своем пророчестве Даниил. 2. Великий пророк Исаия называет Христа камнем преткновения: И будет Он освящением и камнем преткновения, и скалою соблазна... И многие преткнутся и упадут... (Ис.8:14-15). Господь поставил на Сионе, Святой горе Своей, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный (Ис.28:16), чтобы был тот камень фундаментом нового царства вечного - царства христианского. 3. Камень тот прекрасен, чудесен, но и ужасен. Он прекрасен для принявших Его в сердце свое, но ужасен для отвергающих Его. Никогда Всеблагой Господь не произносил устами Своими более страшных слов, чем когда пророчествовал: Всякий, кто упадет на тот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит (Лк.20:18). Теми страшными словами Он напомнил зодчим всякого рода: устроителям собственной души, семьи, общества, народа, государства, человечества, что они не смеют и не смогут создать что-то помимо Него, Краеугольного Камня. Святой Феофилакт Болгарский в своем " Толковании Евангелия от Луки " указывает, что " евреи были отбиты (тем камнем) в мякину и развеяны по всему свету. Вспомните, что сначала они упали на тот камень, то есть прельстились, а потом камень упал на них и казнил их " . 4. Символизирующий Христа камень в то же время символизирует и твердую веру в Христа. Когда апостол Петр признался в своей вере в Господа, сказав: " Ты - Христос, Сын Бога живого " , Господь ему ответил: " Ты - Петр (а имя Петр означает камень), и на этом камне я создам Церковь Свою " , то есть на той вере, в которой он исповедался. А тот же самый Петр (камень) в своем Послании называет верующих живыми камнями: " Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный " (1Пет.2:4-5), ибо все те, которые во имя Христа крестятся, в Христа облекаются и становятся похожим на Христа. Поэтому апостол Петр и называет христиан так же, как и Христа, живыми камнями. Множество камней на земле символизирует многочисленность верующих во все времена, от начала мира до конца света. Вспомните: Господь обещал Аврааму, что потомки его в правой вере будут многочисленны, как песок на берегу моря (Быт.22:17).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1153...

«Спорящие старики», Рембрандт Харменс ван Рейн, 1628 Обстоятельства спора между апостолами Павел описывает в своем послании к галатам, которые также предъявляли описанные выше претензии к христианам, вышедшим из язычников. Павел пишет, что Петр, будучи в Антиохии, запросто общался с язычниками, в том числе разделял с ними трапезу, но после того, как туда пришли христиане из Иерусалима, бывшие до этого иудеями, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных (Гал. 2, 12). Павел был возмущен таким поведением апостола, которое, по его убеждению, противоречило истине Евангельской (Гал. 2, 14) и открыто при всех (Гал. 2, 14) обличил Петра, упрекнув его в лицемерии. Вопрос об отношении к бывшим язычникам оказался настолько важным, что стал главным предметом обсуждения на иерусалимском (или иначе — апостольском) соборе, который состоялся в 49 году. Основными выступавшими на нем были апостолы Петр, Павел и Иаков брат Господень, который по причине своей аскетической жизни пользовался особым уважением у иудео-христиан. Участники собора изложили свои соображения и пришли к единодушному мнению: необходимость крещеным язычникам совершать обрезание и соблюдать прочие ветхозаветные обряды и ритуалы была отвергнута. В соборном послании, которое было отправлено антиохийским христианам, говорилось: угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного, и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете (Деян. 15, 28-29). А что же апостолы Петр и Павел? Кроме краткого эпизода в Антиохии мы не находим в Новом Завете никаких свидетельств, что отношения между ними были омрачены конфликтом. Как видно из текста книги Деяний, решение апостольского собора было принято при содействии Святого Духа и при общем согласии его участников. Павел отправился дальше на проповедь и сохранил уважение к Петру как одному из столпов молодой христианской Церкви, как он сам так называет его в послании к галатам. А Петр преклонялся перед мудростью и умом своего собрата, хотя и находил, что в посланиях Павла есть нечто неудобовразумительное (2Пет 3:16), чего невежды не в силах понять.

http://foma.ru/govorjat-apostoly-petr-i-...

Также никогда бы не сказал старший из апостолов, святой Петр, об имени Иисус, – что «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» ( Деян.4:12 ). Разве не знал Петр, что дано было через великого пророка Моисея евреям страшное и священнейшее имя Божие – Иегова (евр. )? Разве не знал он пророческие слова о том, что спасается тот, кто призывает имя Иеговы? Ибо сказано у пророка Иоиля: «всякий, кто призовет имя Господне (евр. ) , спасется» ( Иоил.2:32 )? Разве не знал он, что Сам Господь сказал, что Иегова – это имя Его вовеки ( Исх.3:15 ) ? Конечно, Петр все это знал. Как же он мог заменить это великое имя Бога, о котором Давид сказал: «Свято и страшно имя Его» ( Пс.110:9 ), – как он мог заменить его на другое имя – Иисус ? Как он мог осмелиться, как он мог дерзнуть на это? Но святой Петр без всяких колебаний делает это, ибо знает, что имя Иисус есть имя не менее святое и не менее страшное, чем имя Иеговы, потому что оно есть имя Сына Божия, равного Иегове по единой общей Божественной природе. И Библия особо подчеркивает, что Петр говорит свои слова (о том, что нет другого имени, которым надлежало бы нам спастись), «исполнившись Духа Святого» ( Деян.4:8 ), чтобы засвидетельствовать для всех, что это не придумано людьми, но является новым Откровением от Бога Истинного, данным миру для спасения мира. По той же самой причине – ревности о славе Иеговы библейских писателей – никогда бы не называли они в своих писаниях Христа теми же именами, что и Иегову, если бы не имели совершенного знания о Его истинном Божественном достоинстве. А таких мест в Библии имеется много. Например, Иегова говорит о Себе через пророка Исаию: « Я первый и Я последний , и кроме Меня нет Бога» ( Ис.44:6 ), а в Апокалипсисе Иоанна Богослова мы читаем о Христе: «…напиши: так говорит Первый и Последний , Который был мертв, и се, жив…» ( Откр.2:8 ). Иегова говорит о Себе: «Я, Я Господь, и нет Спасителя, кроме Меня » ( Ис.43:11 ). А о Христе у апостола Павла сказано: «…ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа …» ( Тит.2:13 ).

http://azbyka.ru/uchenie-biblii-o-bozhes...

Мф.15:15 . Петр же, отвечая, сказал Ему: изъясни нам притчу сию. «Петр»: от лица и прочих учеников ( Мф.15:16 . ср. Мк.7:17 ). Св. Златоуст полагает, что Петр просил Господа объяснить слова сии не потому, чтобы они были не ясны, а потому что вместе с другими учениками он соблазнялся словами Христовыми, почему в ответе своем Господь с некоторою укоризною обращается к ученикам ( Мф.15:16 ). Впрочем, может быть, ученики действительно не понимали учения Христова о неразборчивости в пище. Закон предписывал строгую разборчивость, а Господь, по-видимому, отменяет ее, и в учениках могло возникнуть недоумение. – «Объясни притчу»: ср. прим. к Мф.13:3 . Слово притча означает иногда всякое неясное изречение или учение. – «Притчу сию»: т.е. изречение, содержащееся в стихе Мф.15:11 , а не в Мф.15:13–14 , как видно из ответа Господа. Мф.15:16–18 . Иисус сказал: неужели и вы еще не разумеете? еще ли не понимаете, что всё, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? а исходящее из уст – из сердца исходит – сие оскверняет человека, «И вы – не разумеете»: хотя вам дано знать тайны царства Божия ( Мф.13:11 ). Господь «обличает учеников и укоряет за неразумие или потому, что они соблазнились, или потому, что не понимали того, что Он сказал» (Феофил.), или для того, «чтобы уничтожить предрассудок» (Злат.). – «Входящее в уста» и пр.: приемлемое в пищу не соприкасается с духом, в правильном развитии которого состоит нравственное совершенство; пища проходит только в чрево и потом извергается вон, доставив питание телу. Она поэтому сама по себе не оскверняет человека. Здесь, как и во всей этой речи, пища берется лишь сама в себе, без всякого отношения к нравственному состоянию ядущего, а равно и к роду и количеству снедаемого. – «Исходящее из уст» и пр.: «пища, если бы даже и оставалась в теле, и тогда не оскверняла бы человека. А нечистота сердца внутри пребывает и оскверняет человека не только тогда, когда остается там, но и тогда, когда исходит оттоле, – и тогда еще более» (Злат.). «Так блудный помысел, оставаясь в душе, оскверняет человека, а переходя в дело, не только оскверняет его, но доводит до погибели» (Феофил.). Ибо сердце есть средоточная сила души, из которой исходят и добрые и злые действия (ср. Мф.22:37 ). Господь не говорит здесь о добрых помышлениях и действиях, исходящих из сердца, а только о злых, оскверняющих человека, так как повод к речи требовал раскрытия предмета только с сей стороны.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Беседа 88 Ин.21:15 . Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих. 1. Перемена в настроении ап. Петра после падения. – Петр как учитель мира. – 2. Смирение и кротость ап. Иоанна. – 3. Добрые плоды изучения и размышления о Слове Божием. – Заботы века сего и блага мира сего суть шипы, колющие нас со всех сторон. – Духовные блага услаждают взор. – Еще до награды небесной люди получают здесь плоды добрых дел. – Тоже самое и с дурными делами: еще до ада, они здесь производят терзания совести. – Следствия греха. – Раскаяние Ахава, которому нужно подражать чтобы получить прощение грехов. – Любостяжание разрушает благо, производимое милостыней. – Плоды добрых дел. 1. Многое и другое может доставить нам дерзновение пред Богом и сделать нас славными и достопочтенными; но преимущественно пред всеми, мы приобретаем благоволение свыше попечением о ближних. Вот этого и Христос требует от Петра. Когда трапеза учеников приходила к концу, «Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих» ( Ин.21:15 ) Почему же, помимо других учеников, беседует об этом с Петром? Потому что он был избранный из апостолов, уста учеников, верховный в их лике, почему и Павел приходил некогда видеть его преимущественно пред другими. Вместе с тем Христос поручает ему попечение о братии и для того, чтобы показать, что отныне он должен иметь дерзновение, так как отречение его предано забвению. Не вспоминает об его отречении и не порицает его за то, что было; но говорит: если ты любишь Меня, то заботься о братии; покажи теперь ту горячую любовь, которую ты всегда обнаруживал и которою утешался; душу свою, которую ты обещал положить за Меня, предай за овец Моих. Будучи спрошен в первый и во второй раз, Петр призвал в свидетели самого Ведущего сокровенные тайны сердца. Когда же потом спрошен был и в третий раз, то смутился, убоявшись, чтобы опять не случилось того же, что было прежде, потому что и тогда он говорил с уверенностью, но последствия опровергли его. Поэтому снова прибегает ко Христу и говорит: Ты знаешь, то есть, и настоящее, и будущее.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010