Связь с культом солнца, главного божества египтян, личного культа фараонов, которые считались не только представителями солнца на земле 138 , но при дальнейшем развитии их культа и имеющими одну субстанцию с богами 139 , – эта связь привела к тому, что аспид, ассоциировавшийся в религиозных воззрениях народа с представлениями о богах и служивший важнейшим аксессуаром в эмблематическом изображении верховного божества, дал собою форму для детального украшения важнейшей царской инсигнии, – царской короны 140 , откуда и получил название урэуса, царской змеи 141 . Так, Элиан упоминает об «обычае египетских царей носить аспидов различного цвета в своей короне, так как это пресмыкающееся было эмблемой непобедимой силы царства» 142 . На лбу статуй фараонов 143 , а также изображений мумий, т. е. на крыше гробов виднеется царский змей – урэус 144 ; царские короны, увенчивающие на скульптурных изображениях головы фараонов, часто оканчиваются поясом, составленным из змей 145 . Этот символ так слился с представлением о фараоне, что изображение человека с короной на голове, украшенной урэусом, со скипетром в одной руке и бичем в другой имело у египтян значение изображения царя 146 . При первом божественном знамении в змея превращается не другой какой-либо предмет, а именно жезл, имевший в религиозных символических изображениях древнего Египта также важное значение, как символ божественной силы и божественного могущества 147 . На скульптурных изображениях древнеегипетские божества представляются обыкновенно держащими скипетр в одной руке и знак жизни в другой, причем боги имеют жезл с головой кобчика на его верхнем конце, а богини носят жезл, заканчивающийся цветком лотоса 148 . Скипетр, также как корона и трон, служил в древнем Египте также и атрибутом царской власти 149 , как показывают живописные изображения на древнеегипетских памятниках, представляющие иногда фараонов сидящими на троне с двойной короной на голове и скипетром в руках 150 . Эти-то священные в глазах егиитян, занимающие важное место в их религиозной символике предметы и избираются для первого проявления чудодейственной силы Моисея, отмечая и характер борьбы, которая должна разразиться над Египтом при дальнейшем противлении фараона Божественной воле, – и ту сферу египетской жизни, где эта борьба должна будет совершиться: жезл Моисея обращается в змея, в этот священный символ египетской религии, а вместе и государственного строя, ясно указывая фараону в лице Моисея орган новой выступившей перед ним силы; а поглощение жезлом Моисея жезлов египетских волхвов должно было предвещать и неблагоприятный для него (фараона) исход ратоборства с этой силой, если он только вступит в него.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/ishod-...

Согласно Голышеву, в М. в 1865 г. насчитывалось 449 иконников при общем числе жителей 2620 чел., промысел обслуживали 29 чеканщиков и 19 сусальщиков ( Голышев. 1865. С. 41), причем указанные цифры - это только число домохозяев, вовлеченных в «производство» икон, а всего мастеров разного рода насчитывалось более половины всех жителей села (Там же. С. 77). В посл. четв. XIX в. нек-рые мастера перебрались из М. в Москву, основывали там иконописные «фирмы» (одним из первых в Москву переехал М. И. Дикарёв , который жил там уже в 70-х гг. XIX в.- см.: Он же. Из сл. Мстеры//Владимирские ГВ. 1882. 28. С. 1). Работать в них обычно приглашали земляков. Заказы предпочитали брать на изготовление иконостасов, крупных серий икон, на настенную роспись храмов, а также на реставрацию древних произведений. В истории позднего иконописания самыми известными были мстёрские иконники, объединенные московскими «предприятиями» В. П. Гурьянова , Дикарёва, О. С. Чирикова с сыновьями, Я. В. Тюлина и др. У Д. В. Тюлина была мастерская в С.-Петербурге, он преподавал также в Об-ве поощрения художеств ( Модоров. 1968. С. 156). В нач. ХХ в. иконное дело во Владимирской губ. достигло наивысшего расцвета. Помимо жителей 3 основных центров (М., Палеха и Холуя) в него было вовлечено население 7 соседних волостей в радиусе до 100 км (см.: Захаров, Скипетров. 1929. С. 62). В то время мстёрский промысел вышел на лидирующие позиции среди др. центров «суздальского» иконописания. Членами Комитета попечительства о русской иконописи в ходе изучения традиц. иконного дела сообщалось, что «Мстера - самый крупный центр иконописного промысла во всей России» (Известия Комитета попечительства о рус. иконописи. СПб., 1903. Вып. 2. С. 70). Перед первой мировой войной в М. насчитывалось ок. 20 иконописных мастерских ( Бакушинский, Василенко. 1934. С. 21). В дальнейшем нек-рые закрывались, не выдержав конкуренции с изготовлением печатных икон, или входили в состав более крупных «фабрик». Революционные события прервали естественный ход эволюции позднего отечественного иконописания, однако образа в М. продолжали писать и позднее (большей частью недорогие). В 20-х гг. XX в. даже наметился нек-рый подъем в деле изготовления подфолежных икон в основном за счет спроса со стороны населения Украины и Сибири ( Захаров, Скипетров. 1929. С. 63). Организация иконописного производства

http://pravenc.ru/text/2564270.html

А идеалы могут этим интересам прямо противоречить. Если население других стран станет учреждать правительства, черпающие свои законные полномочия из согласия управляемых, эти правительства станут защищать интересы народов своих стран, даже если они будут резко расходиться с интересами США. Например, жители некоего стратегически важного региона могут не дать согласия на управление правительством союзным США, а дать согласие, напротив, управляться правительством, которое интересы США чтит в гораздо меньшей мере. Если принимать текст Декларации всерьез, то они имеют такое, Богом данное право. Оказавшись в ситуации, когда от Декларации вслух отречься нельзя и государственные интересы надо как-то преследовать, заинтересованные лица будут (как всегда в истории) искать какой-то выход. Либо говорить, что на самом-то деле крымчане просто рвутся жить в демократической Украине, но зеленые человечки под дулами автоматов заставляют их голосовать «за» и носить триколоры. Но это создает конфликт с реальным положением дел. Либо говорить, что волеизъявление ничтожных ватников, одурманенных киселевской пропагандой, ничего не стоит. Но это создает конфликт с Декларацией – там сказано про всех людей. Так или иначе, «согласие управляемых», когда оно выражено в соответствии с интересами США, рассматривается как прекрасное проявление демократии, в то же время голосования, референдумы и вообще народные волеизъявления, противные этим интересам, в любой момент могут быть объявлены ничтожными и не имеющими никакой законной силы. Но Томас Джефферсон, автор Декларации, говорит о том, что правами людей наделяет не то или иное человеческое правительство. Не Король Георг и даже не Госдеп США – а Создатель. А законные полномочия правительства черпают от тех, кем они управляют, а не от кого-то еще. Жители Крыма имеют точно такое же право решать, под каким правительством они хотят находиться, как и жители Киева, Львова, Глазго или Квебека. Киевляне имеют полное право не быть под скипетром Москвы. Севастопольцы имеют полное право не быть под скипетром Киева.

http://pravoslavie.ru/90506.html

Рыдает о них Иеремия, описывая нестерпимые страдания, и о вавилонских пленных рыдает. Ибо это Б250 поистине достойно рыдания и слез. Куда же больше? разрушены, и разорен, и святыня уничтожена, и приношения разграблены, эти нечестивыми ногами в недоступное/113в входят, руки неприкосновенным Пророки молчат, священники уводятся, старцам нет милости, девы подвергаются поруганию, юность падает, огонь чужой и враждебный, кровь, текущая рекою, вместо священного огня и (жертвенной) крови, влекутся. И скажу об этом из Плача Иеремииного: «Сыны Сиона драгоценные и золотом ( Плч. 4:2 ), нежные и не ведающие зла, чужим путем идут», и: Сиона печальные, ибо нет празднующих» ( Плч. 1:4 ), и немного раньше: «Руки женщин щедрых, не пищу дающие детям во время войны, но их в пищу себе разрывающие и лекарством от голода делающие своих возлюбленных» ( Плч. 4:10 ) – разве не ужасно это и более чем ужасно не только для страждущих тогда, но и для слушающих сейчас? И столько/113г об этом. -Г Итак, было царствовавших в Иерусалиме от Давида до Седекии почти 498 лет царей числом 22, и все были из одного рода Давидова. При них были следующие пророки. При Сауле – Давид и И177 Самуил, при Давиде – Гад, Нафан, Асаф, при Соломоне и его преемниках – Ахия Б251 Силонитянин, [Самей], он же Аддон; при Иосафате же и после него – Михей, Илия, Елисей, Авдий,/114а Ииуй, Озиил, Елеазар, Азария; при Езекии и после него – Осия, Амос, Исаия, Иона; при Иосии и после него – Иеремия,/114б Софония, Олдама, Варух; при Седекии – также Иеремия Аввакум. А после пленения, при Иисусе, (сыне) иерея Иоседека, пророчествуют Аггей и Захария, последними пророками. Ибо Даниил и Иезикииль в плену пророчествовали, в Вавилоне./114в Книга 5. Цари Израиля. О царствовании Иеровоама Самарийского и о разделении 10 скипетров после смерти Соломоновой Глава 69 После же разделения 10 скипетров царствовал Иеровоам, сын Наватов, из колена Ефремова, раб Соломонов и отступник (922–901). Он вынудил Израиля отступить в Самарию. И сделал злое перед Богом, и поразил его Бог, и умер в грехах своих, процарствовав 42 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Под скипетром России 15 марта 1770 года, 240 лет назад представительные старшины всех ингушских обществ приняли присягу на «вечное добровольное подданство России» 15.03.2010 394 Время на чтение 5 минут Знание истории своей страны и всего мipa даёт возможность понимать все достижения, победы, противоречия и драмы, позволяя увидеть истинный смысл событий и хранить память о тех из них, которые скрепляют настоящее с будущим и вечным, обеспечивая непрерывную связь времён, без которой не могут существовать народы, нации, государства, цивилизации... Современное массовое сознание россиян имеет в этом отношении целый ряд изъянов, чему есть причины. Почти столетие витал дух исторического нигилизма. Он господствовал в образовании и воспитании новых поколений, в искусстве, прививая пренебрежительное отношение к русскому образу жизни, русской государственности. Ленини зм - официальная идеология СССР - предписывал относиться к ним негативно, противопоставляя их «дикость», «варварство» и «азиатчину» европейским культуре и цивилизованности. Все противоположные суждения попадали в разряд контрреволюционных, антисоветских. А теперь, когда ленинизм вроде бы сдан в архив, их называют экстремизмом. Подобное воззрение, особенно распространённое в прошлом веке в 20-е и первую половину 30-х годов, потом не раз уточнялось, в какой-то период даже отвергалось, но, в конечном счёте, снова возвращалось в нашу жизнь, воспитывая из русского населения русофобов, а из других народов России - её врагов. С падением коммунистического строя мало что изменилось, а кое-что приобрело ещё более карикатурные и нелепые формы. Промывают людям мозги телеревизионисты вроде Сванидзе, Млечина, Веллера, Правдюка, на смену которым могут прийти «историки» покруче - Тина Канделаки, Евгения Альбац, Валерия Новодворская и Ксения Собчак. Вот уже 170 лет для воспитания у малых народов неприязни и злобы к русским используют россказни о том, что Государство Российское - это «тюрьма народов», что его обширность - результат насилия, коварства и агрессии, что великороссы, тупые и дикие, все одиннадцать веков господствовали над другими народами, угнетая их. В 1915 году, во время Первой мipoboй войны, большевистский вождь Ленин писал, что из 22,8 млн кв.км территории 17,4 млн - колонии России, что из 170 млн её населения 100 млн - угнетённые и безправные рабы, которым надо образовать самостоятельные государства.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Все радостно смеются, когда Одиссей усмиряет «ругателя буйного», ударив его скипетром «по хребту и плечам». Носителю протеста низов приданы черты фольклорной фигуры шута-урода, которого избивали, прогоняли или сбрасывали со скалы для «очищения» общины во время праздников плодородия. Длинным перечнем кораблей, племен и вождей греческого войска («каталог кораблей»), а также троянских сил, выступающих из города под предводительством своего храбрейшего витязя Гектора, сына царя Приама, заканчивается вторая книга «Илиады». Военные успехи троянцев, обещанные Зевсом, достигнуты ими ее, сразу. Ближайшие книги «Илиады» (3 – 7) рисуют боевые подвиги ахейских вождей и создают атмосферу обреченности Трои. Эта часть поэмы содержит ряд сцен, которые, начиная с эпохи Возрождения, вызывали восхищение европейской критики. Третья книга знакомит с виновниками войны – Парисом, Менелаем, Еленой. Красавец Парис «перед началом сражения вызывает храбрейшего из ахейцев на единоборство, но в страхе отступает перед оскорбленным мужем Елены; .лишь упреки Гектора заставляют его вернуться обратно; условия единоборства: Елена останется за победителем. ...Наполнились радостью оба народа, Чая почить наконец от трудов изнурительной брани. Кн. 3. ст. 111 – 112. Пока идут приготовления к поединку и условия единоборства «скрепляются торжественной клятвой, дается попутная характеристика главных ахейских витязей в сцене «смотра со стены». На стену Трои, где находится царь Приам и троянские старейшины, является Елена, полная «сладких чувств», дум «о первом супруге, о граде родимом и кровных». Старцы, лишь только узрели идущую к башне Елену. Тихие между собой говорили крылатые речи: «Нет, осуждать иевозможно, что Трои сыны и ахейцы Брань за такую жену и беды столь долгие терпят: Истинно, вечным богиням она красотою подобна! Но, и столько прекрасная, пусть возвратится в Гелладу; Пусть удалится от нас и от чад нам любезных погибель!». Так говорили; Приам же ее призывал дружелюбно: «Шествуй, дитя мое милое! ближе ко мне ты садися. Узришь отсюда и первого мужа, и кровных, и ближних. Ты предо мною невинна; единые боги виновны: Боги с плачевной войной на меня устремили ахеян». Кн. 3, ст. 154 – 165. В расспросах Приама и ответах Елены встает ряд образов – величавый Агамемнон, «многоумный» Одиссей, могучий Аякс (Аянт). В единоборстве Менелай уже почти оказывается победителем, но покровительствующая Парису богиня Афродита похищает его с поля сражения (кн. 3). Между тем как люди с обеих сторон обольщают себя надеждой на близкий конец войны, боги, враждебные Трое, недовольны возможностью мирного исхода. Особенно злобствует Гера, жена Зевса, и его дочь Афина. По наущению Афины союзник троянцев Пандар пускает в Менелая стрелу. Перемирие нарушено; клятвопреступление со стороны троянцев создает у ахейцев уверенность в конечной победе:

http://azbyka.ru/otechnik/6/istorija-ant...

По долгу верноподданного, по верноподданническим чувствам и убеждениям, обязан я Вашему Величеству откровенным изъяснением мыслей, где потребуют этот долг, эти чувства и эти убеждения. Положение, в котором я поставлен, не дозволяет мне исполнить сей обязанности иначе, как представляемою при сем всеподданнейшею запиской. Благоволите принять её благосклонно, Всемилостивейший Государь, как удостаивал иногда принимать незабвенный Ваш Родитель. Если, сверх чаяния, опасения мои о реакции Ваше Величество найдёте преувеличенными, то не благоволите приписывать этого слабому во мне убеждению, но припишите скорее неведению каких-либо обстоятельств, недоступных для меня в настоящем положении. Я горел желанием многое высказать Вашему Величеству прошлою осенью в Вильне – но я не владею хорошо даром слова, и опасался по непривычке повредить доброму делу. Притом же, для этого нужно было не короткое время – притом, приходилось обеспокоить драгоценного Высокого гостя, для которого в Вильне всё должно было быть светлым приветом – притом, многое раскрылось и пояснилось после выезда уже из Вильна Вашего Величества. Вашего Императорского Величества верноподданный и богомолец. Записка, 26 февраля 1859 года. Несколько уже десятков лет принято кричать про Польшу, про её уничтожение, про её поглощение Россией – но многие ли обращали серьёзно внимание: где эта Польша, и что она такое? Настоящая, древняя Польша, Польша Болеславов Хробрых, упиралась в Богемские горы и в Саксонию. Столица Великой Польши, Гнезно – ныне в пределах Пруссии. Столица Малой Польши, Краков – в пределах Австрии. Польша по Одеру и Балийскому поморью давно уже онемечилась. Та же участь, вероятно, ожидала вскоре и остальную Польшу; но её спасло соединение с Литвой, под одним царственным скипетром Литовского дома Ягеллонов. Удар, нанесённый Тевтонам под Гринвальдом совокупными силами Ягайлы и Витовта, остановил на насколько веков напор сюда германизма; с другой стороны, закрытая Литвой, Польша отдохнула. Пользуясь пребыванием в своих пределах царского Ягеллонскаго дома, Польша приобрела естественно влияние на Литовское княжество.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

«Религиозные интересы» народа русского трактуются «крестьянско-пролетарской» властью далеко не с тем вниманием и широтой мысли, каким было проникнуто воззвание к «народам Востока». За последние дни правительством советской республики предпринят по отношению к Церкви Российской ряд чрезвычайно энергических, свирепо-крутых мер. Их очень трудно охарактеризовать в целом. Наиболее яркой из них является штурм с грузовиками и пулеметами Александро-Невской лавры, которая, – после ранения протоиерея Скипетрова, скончавшегося затем от получения ран, и залпового обстрела колокольни, где собравшиеся в церкви верующие били в набат, – была победоносно взята отрядом социалистической армии. Правда, вечером того же дня победители были вытеснены собравшимся вокруг лавры возбужденным народом, а вчера Бонч-Бруевич пытался в беседе по телефону с епископом Прокопием смягчить тяжелое впечатление, произведенное на население действиями красногвардейцев. Едва ли однако старания Смольного в этом направлении могут рассчитывать на успех. С другой стороны, несмотря на успокоительные разъяснения Бонч-Бруевича, судьба лавры остается в лучшем случае неясной. Кроме того, этому акту стратегического, так сказать характера сопутствуют акты законодательного свойства, идущие в том же направлении. Комиссар призрения г-жа Коллонтай издала декрет, чреватый весьма серьезными последствиями. С момента опубликования декрета прекращается выдача средств на содержание церквей и часовен и на совершение церковных обрядов. С 1 марта лишаются содержания священнослужители и законоучители. Остающемуся, таким образом, без куска хлеба причту может быть предоставлена работа в ведомстве г-жи Коллонтай при условии желания «работать на пользу народа». Наконец, церковные службы и требы могут отныне производиться лишь по ходатайству «коллектива верующих», берущих на себя содержание помещений, инвентаря и служащих. Несмотря на сопровождающую все эти мероприятия стереотипичную фразеологию об «облегчении участи наиболее обездоленных капиталистическим обществом граждан» и о «непосредственной нужде трудящихся», общая идея всех этих новейших мероприятий остается до крайности мутной. С одной стороны, все служилое духовенство объявляется «непроизводительным классом» и подлежит упразднению. С другой стороны, этот же самый «непроизводительный класс» прямо выбрасывается на улицу, приглашается в ведомство призрения при условии «работы на благо народа» под руководством «советской власти». С одной стороны, «социалистическое» государство, радеющее об интересах «трудящихся», отказывается от содержания церквей, провозглашая как будто принцип полного отделения Церкви от государства...

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Вот почему суровое слово 341 г. против язычества Констанс поспешил ослабить изданием более мягкого эдикта. В эдикте 342 г. (по Готофреду) мы уже читаем: «хотя всякое суеверие должно быть уничтожено 1845 совершенно, однако мы желаем, чтобы строения храмов, которыя расположены вне стен, существовали целыми и невредимыми. Так как некоторыя из них дали начало играм, циркам и другим зрелищам, то не стоит уничтожать то, откуда римский народ получал развлечения при древних празднествах» 1846 . Само собою понятно, что этот закон не снимает тяжести и жестокости первого. Если он и мягок, то потому что здесь дело касается вопроса о зрелищах, играх, т. е. таких предметов, какие настолько укрепились в сознании тогдашнего человека, как нечто необходимое, настолько приучили его к себе, что уничтожить зрелища в сущности даже для императора было бы немыслимым. Дело в том, что жизнь римлянина, чуждая домашнего характера, полагала весь смысл в играх. Вот почему язычники с ужасом представляли себе тот момент, когда христиане, сделавшись господами положения, уничтожат и игры 1847 . К трудам Констанса против язычества, правда, не затрагивавшим существа дела, а важным только в общей сумме мероприятий, еще относится работа по исправлению календаря. Из него были выпущены собственно жертвы и весь языческий ритуал, и только основные дни культа богов были оставлены, как дни праздничные, без своего религиозного значения 1848 . Равным образом было уничтожено деление дней на праздничные и не праздничные (fasti – nefasti), вместо которых вступили дни senatus legitimus. Смерть Констанса и тирания Максенция положили на некоторое время на Западе конец агрессивной политике против язычества. Многие прежние запрещения были отменены Магненцием 1849 и язычество вновь стало определяться нормами, установленными Константином Вел. В таком положении дело находилось до тех пор, пока Восток и Запад не были объединены по скипетром Констанция. Брат Констанса – Констанций – упорнее и ожесточеннее вел борьбу с язычеством, чем его брат.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но сам он редко когда безобразничает, Бог ему не позволяет. Победил его Божий слуга, Архистратиг Небесных Сил Михаил-Архангел. За свои злодеяния привязан Змей глубоко под землей - в преисподней, и сам до времени ничего делать не может. Но есть у того Змея пособничек во всяких мерзких делах - окаянное уродище Чудо-Июдо о многих головах. А головы те поганые на длинных-предлинных шеях привешены. Так что этими шеями Чудище-Июдище свои головы всюду просовывает. Головы те не простые, а ядовитые. Кого укусит - враз душа занемеет, а то и в конец может отравиться и погибнуть. Но то не со всеми бывает, а с теми, кто в Бога не верует, крестное знамение на себе не творит. А кто с крестом, да Бога любит, того Чудище боится и стороной обходит. Даже если и укусит кого, кто зазевался, стоит такому бедолаге Бога на помощь призвать и прощение у Него попросить за свою беспечность, сразу и излечит его благодать Божья. А Чудо-Июдо с позором исчезает, только для острастки и по зловредности всякого зловонного смраду напустит. И дух тот июдин еще долго не выветривается для напоминания. Но самое страшное, если человек Бога звать не хочет. Тут Чудо-Июдо всякие соблазны тому показывает, начинает его обольщать, а когда обольстит, окаянный, то сделку предлагает. Давай мол, братец, ты всё это задаром получишь, сокровищ всяких, шемаханских девиц, колесницы богатые, в придачу и хоромы каменные, лучше, чем у царя, а взамен того душу свою, говорит, Змею Тугарину отдай. И если такой человек согласится душу продать, то сам становится слугой Змея, змеёй, гадюкой подколодной. Чтобы защитить Русскую Землю и Русский Народ от поругания и разорения, от козней Чудища-Июдища дал Милосердный Господь Русскому Народу Самодержавного Царя, венчал того на Царство, священным миром помазал, и вручил чудесный жезл - царский скипетр, символ Божественной власти и христианского могущества. Того скипетра пуще всего на свете боялся Чудо-Июдо. Т. к. все его козни одним мановением царского скипетра разрушались. Как взмахнёт Царь скипетром, так все русские люди мигом восстанут, готовы царскую волю исполнить, куда укажет жезлом Царь, туда и идут, рады послужить Царю-батюшке. И в огонь, и в воду, ничего не боялись русские с Царем, и сама смерть им ни по чём, лишь бы Богу и Царю угодить, да тем душу спасти. Никто не мог одолеть Русского Царя, никакой супостат был не страшен. Так и жили: на Небе Бог, а на земле Царь - Божий Помазанник. Уж больно любили русские люди Божьего Помазанника. Без Царя народ сирота, - говаривали старики. Поставил Господь своего Самодержавного Царя над всей Русской Землей, чтобы был он Хозяином, а русские люди чтобы слушались его во всём, а через то Бога не забывали. Потому что Царь-то был не простой, а Божий Помазанник! И с ним было Божье благословение и благодать всей Русской Земле.

http://ruskline.ru/analitika/2018/07/13/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010