–Новые данные к вопросу об учреждении сербской архиепископии св. Саввою (в XIII. в.). Новоизданный сборник „различных сочинений“ Димитрия Хоматиана. Христ. Чтение. 1892. Ч. 1. – Новейшее устройство православной черногорской церкви по уставу Св. Синода от 30 декабря 1903 года и уставу православных консисторий от 1 января 1904 г. СПБ. 1905. – Церковное устройство, судоустройство и судопроизводство в Сербии по закону 1890 года. Зак. о церк. властях восточно-правосл. церкви в королевстве Сербии от 27 апреля 1890 г. СПБ. 1893. Памятники древнерусского канонического права. Часть первая (памятники XI–XV в.). (Русск. истор. Библ. Том VI), СПБ. 1908 Папков А. Беседа православном приходе. СПБ. 1912. Древне-русский приход. Богосл. Вестник. 1897. II-IV. – Необходимость обновления православного церковноприходского строя. (С проектом приход. управления). СПБ. 1903. – О благоустройстве православного прихода. С приложением проекта приходского устава СПБ. 1907. – Церковные братства. СПБ 1894. – Церковно-общественные вопросы в эпоху Царя-Освободителя. (1855–1870). СПБ. 1902 г. Парвов А. Практическое изложение церковно-гражд. постановлений, СПБ. 1870. Парвов Петр. Религиозное состояние Лифляндии при императоре Николае I. Христ. Чт. 1890. Ч. I. Пахман С. К вопросу о применении давности к церковным землям. Журн. Юрид. Общ. 1894. III. – Семейные права, наследственные, опека. T.II. СПБ. 1897.Перед церковным собором. М. 1906. Permaneder М. Handbuch des gemeingiltigen katholischen Kirchenrechts. Landshut. 1865. Перов П. Епархиальные учреждения в русской церкви в и XVI и XVII в. в. Рязань. 1882. Петров Л. свящ, Восточные христианские общества. Краткий очерк их минувшей судьбы и нынешнего состояния. СПБ. 1869. Петрушевский П. О женской диаконии и диакониссах с древней христианской церкви. Киев. 1912. Philipps G. Kirchenrecht. Bd. I-IV. Regenburg. 1848– 1864. – Lehrbuch des Kirchenrechts. Regensburg. 1859–62. Pichler. Geschichte der kirchl. Trennung zwischen dem Orient u. Occident von den ersten Anfängen bis zur jüngsten Gegenwart, München. 1864.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

О. Иоанн Кронштадтский и К. П. Победоносцев (1883)/Публикация Полунова А. Ю.//Река Времен. 2.1996. С. 86–92. Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. Париж, 1948. Павлов А. Курс церковного права. М., 1902. Пантелеймон (архимандрит). Жизнь, подвиги, чудеса и пророчества святого праведного отца нашего Иоанна, Кронштадтского чудотворца. Jordanville, N.Y, 1976. Панченко A. A. Исследования в области народного православия. Деревенские святыни северо-запада России. СПб., 1998. Паозерский М. (свящ.). Впечатления первого сослужения о. Иоанна Сергиева (Кронштадтского) на божественной литургии//Санкт-Петербургский духовный вестник. 32 (8 августа1897). С. 619–621. Парменов А. Прославление праведного Иоанна//Журнал Московской Патриархии. 10 (1990). Пастырский венок дорогому батюшке о. Иоанну Кронштадтскому . СПб., 1911; репр. Utica, N.Y, 1965. Петрушевский Н. Г. О религиозно-назидательном чтении для простого народа//Руководство для сельских пастырей. 30 (1883). С. 326–334. Плотица А. М. О. Иоанн Кронштадтский . Его мнение об иноверцах и иностранцах (из дневника врача). М., 1915. Побединский Я. Последние минуты из жизни Императора Александра Александровича: Письмо о. Иоанна Кронштадтского . М., 1912. Полное собрание постановлений и распоряжений по Ведомству православного исповедания. СПб., 1879–1915. Помазанский М. (протопресвитер). Очерк православного миросозерцания о. Иоанна Кронштадтского //Пятидесятилетие преставления приснопамятного отца Иоанна Кронштадтского . Юбилейный сборник. Нью-Йорк, 1958. С. 66–82. Попов Е. Григорий Распутин в свете исторической правды. Sao Paulo: n.p., 1960. Попов Я. (прот.). Незабвенной памяти дорогого батюшки о. Иоанна Кронштадтского . СПб., 1909. Поселянин E. К. Н. Леонтьев в Оптиной Пустыни//Памяти Константина Николаевича Леонтьева , 1891 г. Литературный сборник. СПб., 1911. Поселянин Е. Русская Церковь и русские подвижники 18-го века. СПб., 1905. Последний самодержец. Очерк жизни и царствования императора России Николая II. Берлин, 1911.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

26. История Церкви 1, 18. 27. Церковная история 1, 17. 28. См. у проф. Н. Маккавейского, назв. соч., с. 295–296. 29. Описание храма Гроба Господня и храма Воскресения составлено на основании сведений, сообщаемых в путеводителе Бедекера (изд. 1912 г.), «Каникулярной поездке во св. Землю» П. Петрушевского, Киев, 1904 г., «Первой паломнической экскурсии студентов Имп. Киевск. Дух. Акад.» под редакцией проф. свящ. АА. Глаголева, Киев, 1914 г., словаре Брокгауза (т. XIII) и других описаниях св. Земли. 30. «Вообще, – говорит один из недавних паломников, храм Воскресения (Гроба Господня) довольно мрачен, как и большинство восточных храмов. Этому мрачному виду много способствует и та пыль и грязь, какая по местам выступает в храме и, конечно, неприятно действует на всякого, особенно русского паломника, который в России привык видеть в храмах блеск и чистоту... Храм храмов христианских, таким образом, является не соответствующим по своему виду своему великому значению» («Первая паломническая экскурсия студентов Имп. Киевск. Дух. Акад.» под ред. проф. свящ. А.А. Глаголева, Киев, 1914 г., с. 42). 31. В настоящем своем виде относится к 1810 г. 32. Первоначально, при Константине, по свидетельству Евсевия Кесарийского, было 12 столбов (колонн). 33. Весь памятник реставрирован в 1810 г. 34. «При соборном архиерейском служении Гроб Господень служит лишь жертвенником, престолом же тогда является плита, полагаемая на урне в приделе Ангела; священнослужащие тогда во время литургии и предстоят этому престолу, отходя ко Гробу Господню лишь для поминовения. При служении же одного или двух священников Гроб Господень одновременно служит и жертвенником и престолом, и священнослужащие предстоят ему почти безотлучно» («Первая экскурсия...», с. 43–44). 35. Так начинается (в нов. изд. «Всю отложивше») стихира в честь бессребреников Космы и Дамиана (1 ноября), имеющая один из самых красивых и умилительных напевов. 36. νυψομενος приподнимаемый Первыми двумя словами сразу указывается суть праздника.

http://predanie.ru/book/220856-vozdvizhe...

Подробнее... Кладбище на Дальних пещерах [ править править код ] Могила Блаженнейшего Митрополита Владимира (Сабодана) Киево-Печерский монастырь с давних времен был своеобразным некрополем. О древнейших лаврских погребениях писал в 1886 году блюститель Дальних пещер игумен Артемий: " Местность, окружающая Рождествобогородицкую церковь Дальних пещер, имеет историческое значение в том отношении, что она, по приходе с Афонской горы Св. основателя Лавры... отца нашего Антония Печерского, первоначально избрана была им для святых его подвигов... Со временем, этот-то холм покоил посмертные останки и таких лиц, которые, хотя по воле Божьей остаются для мира и в неизвестности, но были, однако, современниками Преподобных Отцов и разделяли с ними труды подвижничества. Впоследствии, в продолжении минувших столетий, были также погребены многие и из тех лиц, которые, хотя и не принадлежали к монашествующей корпорации, но сделали значительные пожертвования и оказали пользу для святой обители " . Среди похороненных на кладбище Дальних пещер много архимандритов Киево-Печерской лавры: Антоний (Петрушевский) (1828-1912 гг.); Амвросий (Булгаков) (1845-1920 гг.); Димитриан (Щербак) (1864-1921 гг.); Иоиль (Воскобойников) (1729-1816 гг.); Каллист (Стефанов) (1724-1792 гг.); Николай (Дробязгин) (1847-1922 гг.); архиепископ Астраханский и Ставропольский Варлаам (Леницкий) (кон. ст.-1741 г.); соборный лаврский духовник отец иеромонах Феодосий (1742-1825 гг.). Там же, возле храма Рождества Пресвятой Богородицы на Дальних пещерах, похоронен предстоятель УПЦ Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан). Адрес: 01015, м. Киев, ул. Лаврская, 15 Корчеватское кладбище [ править править код ] Бывшее братское кладбище Спасо-Преображенской пустыни. Дата открытия кладбища около 1890 года. Во второй половине XIX века здесь был хутор Корчеватый, которым владел Выдубицкий монастырь. В настоящее время кладбище закрыто для новых захоронений, за исключением подхоронений родственников. На Корчеватском кладбище действует храм, освященный в честь Преображения (Спасо-Преображенская церковь была разрушена в 1938, восстановлена в 2005).

http://azbyka.ru/palomnik/Православные_к...

26 История Церкви 1, 18. 27 Церковная история 1, 17. 28 См. у проф. Н. Маккавейского, назв. соч., с. 295—296. 29 Описание храма Гроба Господня и храма Воскресения составлено на основании сведений, сообщаемых в путеводителе Бедекера (изд. 1912 г.), «Каникулярной поездке во св. Землю» П. Петрушевского, Киев, 1904 г., «Первой паломнической экскурсии студентов Имп. Киевск. Дух. Акад.» под редакцией проф. свящ. АА. Глаголева, Киев, 1914 г., словаре Брокгауза (т. XIII) и других описаниях св. Земли. 30 «Вообще, — говорит один из недавних паломников, храм Воскресения (Гроба Господня) довольно мрачен, как и большинство восточных храмов. Этому мрачному виду много способствует и та пыль и грязь, какая по местам выступает в храме и, конеч¬но, неприятно действует на всякого, особенно русского паломника, который в России привык видеть в храмах блеск и чистоту... Храм храмов христианских, таким образом, являет¬ся не соответствующим по своему виду своему великому значению» («Первая паломническая экскурсия студентов Имп. Киевск. Дух. Акад.» под ред. проф. свящ. А.А. Глаголева, Киев, 1914 г., с. 42). 31 В настоящем своем виде относится к 1810 г. 32 Первоначально, при Константине, по свидетельству Евсевия Кесарийского, было 12 столбов (колонн). 33 Весь памятник реставрирован в 1810 г. 34 «При соборном архиерейском служении Гроб Господень служит лишь жертвенником, престолом же тогда является плита, полагаемая на урне в приделе Ангела; священнослужащие тогда во время литургии и предстоят этому престолу, отходя ко Гробу Господню лишь для поминовения. При служении же одного или двух священников Гроб Господень одновременно служит и жертвенником и престолом, и священнослужащие предстоят ему почти безотлучно» («Первая экскурсия...», с. 43—44). 35 Так начинается (в нов. изд. «Всю отложивше») стихира в честь бессреб¬реников Космы и Дамиана (1 ноября), имеющая один из самых красивых и умилительных напевов. 36 ανυψομενος приподнимаемый Первыми двумя словами сразу указывается суть праздника. 37 προτρπεται , или «склоняет», «увещевает».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3681...

Иеронима на начало св. Матфея, читаемое на литургии. 9-е чтение о Адриане, память которого падает вместе с Рождеством Пресв. Богородицы на 8 сент. Каждое отеческое чтение такого же маленького объема, как чтения из Песни Песней, т.е. половина библейской главы. На литургии вместо Апостола чтение из Притч. 8:22–35 (о Премудрости Божией и Ее соучастии в творении Божием). Евангелие Мф. 1:1–16 (родословие Иисуса Христа). Праздник Рождества Пресв. Богородицы не принадлежит в Римской Церкви к самым великим. Это праздник «2-го класса», хотя и 1-го отделения этого класса. Он ниже праздников в честь некоторых святых, а именно: Иоанна Крестителя (рождества), Иосифа Обручника, апп. Петра и Павла, всех святых, храмового праздника и местного святого. Но из Христовых праздников он выше Преображения. Со службой его соединяется служба дневного святого (мч. Адриана). Но все же он имеет, как все великие праздники, восьмидневное попразднство (octava). 1 Вот родословие прав. Иоакима: у сына Давида Нафана родился сын Левий, у Левия – Мелхий и Панфир, у Панфира – Варпанфир, который и был отцом Иоакима. Отец прав. Анны Матфан происходил из рода Ааронова. 2 Пособиями при составлении настоящего рассказа служили «Жития святых» в издании Синодальной Московской типографии и составленная на основании апокрифических евангелий «Книга Девы Марии». Вега, СПб, 1912. 4 Настоящий очерк Палестины составлен на основании следующих сочинений: Д-р Коннингем Гейки. Жизнь и учение Христа. Перев. с английского свящ. Михаила Фивейского . М., 1893. Т. I-IV. Альфред Эдершейм. Жизнь и время Иисуса Мессии. Перев. с англ. свящ. Мих. Фивейского Т. 1-й. Брокгауз и Ефрон. Энциклопед. словарь. Т. XXII-a. СПб, 1897. Петрушевский П. Каникулярная поездка в Св. Землю (1899 г.). Паломнический дневник. Киев, 1904. Первая паломническая экскурсия студентов Императорской Киевской Духовной Академии в Св. Землю летом 1911 г. Составил С.Е. Карнеев под ред. проф. свящ. (прот.) А. А. Глаголева . Киев, 1914 г. и др. 5 Название Palastav употребляли ассирийские цари.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Коким же должны быть 4 локтей длины, 7 пядей высоты и 6 ширины» (см. у проф. А. Олесницкого, указ. соч., с. 418). Иногда вместо коким — высеченных в стенах перпендикулярных углублений — высекались параллельно стенам гробницы, также для размещения гробов или саркофагов, широкие каменные скамьи, плоские или с углублениями наподобие яслей или корыт (arcosolia), которые можно назвать ложами. Кроме того, иногда впереди гробничной камеры устраивался вестибюль — другая камера перед входом в гробницу. Она служила для собрания родственников и друзей умершего, а также для совершения здесь в известное время богослужебных обрядов. Принадлежностью больших древнееврейских гробниц были также цистерны (водоемы), которые устраивались на площадках у входа и служили для омовения осквернившихся прикосновением к трупу, а также ниши для светильников. Конечно, так устраивались гробницы только богатых и знатных людей, гробницы же бедных были проще: их тела погребали на общих кладбищах, а их могилы имели, вероятно, большей частью форму ямы, обложенной камнями и прикрытой каменной плитой. См. у проф. Н. Маккавейского, назв. соч., с. 220—224.    История Церкви 1, 18.    Церковная история 1, 17.    См. у проф. Н. Маккавейского, назв. соч., с. 295—296.    Описание храма Гроба Господня и храма Воскресения составлено на основании сведений, сообщаемых в путеводителе Бедекера (изд. 1912 г.), «Каникулярной поездке во св. Землю» П. Петрушевского, Киев, 1904 г., «Первой паломнической экскурсии студентов Имп. Киевск. Дух. Акад.» под редакцией проф. свящ. АА. Глаголева, Киев, 1914 г., словаре Брокгауза (т. XIII) и других описаниях св. Земли.    «Вообще, — говорит один из недавних паломников, храм Воскресения (Гроба Господня) довольно мрачен, как и большинство восточных храмов. Этому мрачному виду много способствует и та пыль и грязь, какая по местам выступает в храме и, конеч¬но, неприятно действует на всякого, особенно русского паломника, который в России привык видеть в храмах блеск и чистоту... Храм храмов христианских, таким образом, являет¬ся не соответствующим по своему виду своему великому значению» («Первая паломническая экскурсия студентов Имп.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3681...

Статьи. 10 . „Секта адвентистов седьмого дня”. Церковные Ведомости. 1898 г. 41. 11 . С. Потехин. Беседа с адвентистами о тысячелетнем царстве Христа”. Миссионерское Обозрение. 1914 г. 1. 12 . „Адвентисты на Кавказе”. Миссионерское Обозрение. 1901 г., стр. 648. 13 . А. Дородницын. „Секта адвентистов”. Миссионерское Обозрение. 1897 г., стр. 648. 14 . Петрушевский. „Вопрос о субботе и воскресном дне на закон и речение Св. Предания в авторитета Церкви в решения сего вопроса”. Миссионерское Обозрение. 1898 г., стр. 649 и 986. 15 . И. Айвазов . „Беседы с адвентистами седьмого – субботнего – дня о субботе и воскресном дне”. Миссионерское Обозрение. 1904 г. 6, 12–14. 16 . Н. Варжанский . „Адвентизм седьмого дня”. Миссионерское Обозрение. 1908 2–3. 17 . И. Айвазов . „О субботе и воскресном дне”. Миссионерское Обозрение. 1909 г. 1. 18 . „Секта адвентистов седьмого дня”. Миссионерское Обозрение. 1896 г. 1. 19 . „Овцы без пастыря”. (У адвентистов). Новая Земля. 1912 г. 11–12. в) Пашковщина. Книги и брошюры. 1 . С. Глебов. „Полковник Пашков”. СПб. 1904 г. 2 . В. Орлов. „Беседа с пашковцем”. М. 1903 г. 3 . Ф. Орнатский . „Секта пашковцев и ответ на «Пашковские вопросы»”. СПб. 1903 г. 4 . „Разговор православного и пашковца”. СПб. 1902 г. 5 . Д. Скворцов . „На молитвенном собрании у пашковцев в с. Сергиевском”. Рязань. 1909 г. 6 . Его же. „Пашковцы в с. Сергиевском”. Тула 1908 г. 7 . В. Терлецкий. „Секта пашковцев”. СПб. 1891 г. 8 . В. Сахаров. „Пашковцы, их лжеучение и опровержение его”. Орёл. 1897 г. 9 . А. Зазулин. „Беседа православного с пашковцем о почитании св. Креста и св. Икон”. СПб. 1904 г. 10 . „К пастырской борьбе с сектою пашковцев, называющих себя „евангельскими христианами”. Сергиев Посад 1910 г. Статьи. 11 . Ф. Тернер. „Деятельность Пашкова, моё знакомство с ним и соучастие в его работе”. См. Воспоминания жизни Ф. Г. Тернера, т. 1. СПб. 1910 г. гл. X. 12 . И. Янышев . „Религиозные мнения Пашкова”. Церковный Вестник. 1880 г. 11, 13. 13 . П. Сахаров. „Пашковец”. Богословский Вестник. 1892 г. 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

П.П. Петрушевский А. Иудея 1. Иерусалим и его окрестности I. Благоговейное отношение к Иерусалиму в Ветхом и Новом заветах. Иерусалим в течение целого ряда веков, в Ветхом и Новом заветах, постоянно привлекал к себе благочестивые взоры чтителей Бога истинного, право верующих в Него. Иерусалим – град Божий, град Царя Великого ( Мф.5:35 ), град святый... – вот общий отзыв о нем из времен древнейших. На нем почивали самые высокие и отраднейшие чаяния людей в ветхом завете: «Возвожу очи мои к горам, откуда приидет помощь моя», взывает страждущий Израиль. «Возрадовался я, – говорит псалмопевец, – когда сказали мне: пойдем в дом Господень. Вот, стоят ноги наши во вратах твоих, Иерусалим, – Иерусалим, устроенный как го род, слитый в одно, куда восходят колена Господни, по закону Израилеву, славить имя Господне. Там стоят престолы суда, престолы дома Давидова. Просите мира Иерусалиму: да благоденствуют любящие тебя! Да будет мир в стенах твоих! Ради братьев моих и ближних моих говорю я: мир тебе! Ради дома Господа, Бога нашего, желаю блага тебе» ( Пс.120; 121:1–9 ). Не то же ли самое и ныне совершается, во времена новозаветные, в которые прейде сень законная, благодати пришедшей (Догмат. 2 гл.)? Не с тем ли или, вернее, не с большим ли благоговением взирают благочестивые сыны новозаветной Церкви на сей град чудес, колыбель веры, мать св. Божиих Церквей? Не с таким ли или, лучше, не с далеко ли высшим благодатным умилением и духовным восторгом притекают сюда со всего мира поклонники, чтобы поклониться тем святыням, которых в ветхом завете еще не было? Вот как описывает благоговейный восторг христианских поклонников, при первом лицезрении святого града, наш соотечественник, инок-паломник. На так называемой Поклонной горе (на дороге от Яффы к Иерусалиму) вдруг открывается сразу вид на св. город. «С давних времен существует обыкновение слезать на этой горе с коней и идти во св. град пешком. Здесь, при виде св. града, различно выражаются общие и частные чувства. Караван восточных христиан, в составе коего всегда бывает довольно женщин, при въезде на эту гору испускает пронзительный крик: «Эль кодс, эль кодс» (священный город); караван пришельцев дальнего Севера, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

П.П. Петрушевский Б. Самария Историческое значение страны, судьба царства Израильского и происхождение самарян. К северу от Иерусалима тянется дорога в Назарет и далее – в Дамаск. Дорога эта лежит чрез обширную и богатую естественными произведениями страну, известную как в древности, так и ныне под именем Самарии и занимающую центральное положение в земле обетованной. При разделении земли обетованной во дни И. Навина, страна эта досталась главным образом колену Ефемову, половине колена Манассиина и отчасти также колену Иссахарову. Отсюда она еще в древности носила название «горы Ефремовой» ( Нав.20:7; 21:21 ; 3Цар.12:25 ; 1Цар.7: 67 ), соответственно «горе Иудиной» в Иудее 28 . Славная участь была предсказана патр. Иаковом колену Ефремову, которое произошло от любимейшего из сыновей его: «Иосиф – отрасль плодоноснейшего древа, – говорил Иаков в предсмертном благословении Иосифу и его сыновьям Ефрему и Манассии, – отрасль плодоносного древа над источником; ветви его простираются над стеною... Оттуда Пастырь и твердыня Израилева, от Бога отца твоего, Который и да благословит тебя благословениями небесными свыше, благословениями бездны, лежащей долу, благословениями сосцев и утробы, благословениями отца твоего, которые превышают благословение гор древних и приятности холмов вечных...» ( Быт.49:22,25,26 ). В этом благословении, по указанию самого Иакова ( Быт.48:19 ), преимущественнейшее благословение должно было принимать колено Ефремово. Еще в период судей Ефремово колено становилось иногда во главе прочих колен ( Суд.8:1–3; 9–12 ), а с разделением царств оно приобрело первенствующее положение в Израильском царстве, сделавшись средоточием его, подобно тому, как Иудино колено с городом Иерусалимом было средоточием царства Иудейского. Многолюднейшее и богатое естественными произведениями страны царство Израильское высоко превознеслось, но уже в самом начале своего политического бытие изменило Богу истинному. Служение золотым тельцам в смешении с другими языческими обрядами здесь держалось непрерывно, и никакие обличение пророков (Илии, Елисея и др.) не могли вразумить и исправить гордых сынов царства Израильского, которые как будто обезумели от своего богатства и силы: «горе венку гордости пьяных Ефремлян, – говорил пророк Исаие в обличение жителей царства Израильского, – увядшему цветку красивого убранства его, который на вершит тучной долины сраженных вином! Вот, крепкий и сильный у Господа, как ливень с градом и губительный вихрь, как разлившееся наводнение бурных вод, с силою повергает его на землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010