КРЯШЕНЫ (крещены, керэшены, крещеные татары), этноконфессиональная группа в составе волго-уральских татар на территории РФ 153-178 178-180 180-181 182-183 183-186 КСЕНИЯ Семеновна Петрухина (1897 - 20.03.1938), послушница, прмц. (пам. 7 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) КСЕНИЯ (Черлина-Браиловская Евдокия Федоровна; 24.01.1881 - 15.09.1937), прмц. (пам. 2 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 186-187 186-187 КСЕНИЯ Михайловна Радунь (1875-1942), мц. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) КСЕНИЯ ПЕТЕРБУРГСКАЯ Петербургская (1720/25 (?)-1791/96 (?)), блж. (пам. 24 янв. и 24 мая и в Соборе Санкт-Петербургских святых) 187-193 КСЕНИЯ ЮРЬЕВНА (в монашестве Мария) († 1312), блгв. кнг. Тверская (пам. 24 янв., в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) 194-196 181-182 196-204 КСЕНОФОНТ (XIV/XV в. (?)), прп. (пам. 28 июня, 26 янв., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) 204-206 КСЕНОФОНТ Тутанский (XIV в. (?)), прп. (пам. в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) 206-207 КСЕНОФОНТ Ксенофонт (Бондаренко Константин Андреевич; 1886-1937), иером., прмч. (пам. 27 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) 207-208 209-219 КСЕНОФОНТ, МАРИЯ, АРКАДИЙ И ИОАНН (VI в. (?)), преподобные К-польские и Палестинские (пам. 26 янв., в 4-ю Неделю Великого поста) 208-209 КСЕНЬЯ группа мон-рей, принадлежат Димитриадской и Алмирской митрополии Элладской Православной Церкви 219-220 220-229 229-230 КТИТОР лицо, выделившее средства на строительство или ремонт православного храма или монастыря или на его украшение иконами, фресками, предметами декоративно-прикладного искусства 230-231 231-235 235-241 241-244 242-244 244-248 248-251 251-260 КУДУМАС муж. общежительный мон-рь Гортинской и Аркадийской митрополии Критской Православной Церкви 260-261 261-262 262-263 КУЗА Александру Йоан (1820-1873), 1-й господарь Румынии (24 янв. (5 февр.) 1859 - 11(23) февр. 1866)

http://pravenc.ru/vol/xxxix.html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Ксенией» найдены статьи: КСЕНИИ ПЕТЕРБУРГСКОЙ БЛАЖЕННОЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Ксение-Покровский) (Алтайской митрополии) КСЕНИИ ПЕТЕРБУРГСКОЙ БЛАЖЕННОЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Борисовской и Марьиногорской епархии Минской митрополии Белорусского экзархата) КСЕНИИ ПЕТЕРБУРГСКОЙ БЛАЖЕННОЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Орловской и Болховской епархии Орловской митрополии) КСЕНИЯ (2-я пол. V в.), прп. Миласская (пам. 24 янв.), диаконисса КСЕНИЯ Семеновна Петрухина (1897 - 20.03.1938), послушница, прмц. (пам. 7 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) КСЕНИЯ (Черлина-Браиловская Евдокия Федоровна; 24.01.1881 - 15.09.1937), прмц. (пам. 2 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) КСЕНИЯ († 318), вмц. (пам. греч. 3 мая) КСЕНИЯ мц. (пам. визант. 18 янв.) КСЕНИЯ Михайловна Радунь (1875-1942), мц. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) КСЕНИЯ Борисовна Годунова - см. Ольга (Годунова) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/Ксенией.html

Родилась в аристократической христианской семье в Риме. Она решила посвятить свою жизнь Христу. Накануне свадьбы она вместе с двумя рабынями, покинула родительский дом. Они сели на корабль и высадились на острове Кос. Святая попросила своих спутниц называть ее Ксенией — то есть «чужестранкой». Здесь Ксения построила церковь в честь первомученика Стефана. Позднее она приняла монашество и стала диакониссой. День памяти 6 февраля. Преподобномученица Ксения (Петрухина) (1897–1938) Родилась в крестьянской семье. В 16 лет стала послушницей в Успенском монастыре в Коломне. После закрытия обители в 1919 году Ксения вернулась в родное село. В 1931 году была арестована и направлена в тюрьму. Тройка ОГПУ приговорила послушницу к трем годам ссылки в Казахстан. Вернувшись домой, Ксения устроилась санитаркой, продолжая ходить в храм. В 1938 году вновь была арестована и по обвинению в «контрреволюционной деятельности» приговорена к расстрелу. Казнь произошла весной на Бутовском полигоне. День памяти совершается 20 марта. Преподобномученица Ксения (Черлина-Браиловская) (1881–1937) — в миру Евдокия, родилась в Харькове. В 1917 году приняла монашеский постриг в Серафимо-Дивеевском монастыре. После разорения обители монахиня поселилась в селе Александро-Воронцовское, где продолжала нести подвижническую жизнь. В апреле 1933 года святая была арестована по обвинению в участии в «контрреволюционной монархической организации». Ее приговорили к восьми годам лагерей. Уже в заключении она по доносу вновь была обвинена в антисоветской агитации. Виновной Ксения себя не признала. Была приговорена к расстрелу. День памяти совершается 15 сентября. Известные люди с именем Ксения: Ксения Годунова (1582–1622) Дочь царя Бориса Годунова стала свидетельницей убийства своей матери и брата после того, как в Москву вошел Лжедмитрий I. Самозванец заставил ее принять монашеский постриг и отправил в монастырь неподалеку от Троице-Сергиевой лавры. Скончалась в возрасте 40 лет и была похоронена в усыпальнице Годуновых, в Лавре. Ксения Алферова (род. в 1974 г.)

http://foma.ru/imya-kseniya.html

См. также: Александр Лавров, радиоведущий //Фома. - – июнь  2018. – С.98. – (рубрика « Эпилог. Пять вопросов о номере »). Вопрос номера. Подростки: Как ругать подростков ? Письмо читателя/Светлана, Тверь//Фома. - – июнь 2018. – С.18-19. – (рубрика « Вопрос номера. Подростки »).   Подрастающее недовольство. Как правильно и неправильно воспитывать подростков . Отвечает Александр Ткаченко, психолог, отец четверых детей //Фома. - – июнь 2018. – С.20-25. - (рубрика « Вопрос номера.  Подростки» ). См. также: Александр Лавров, радиоведущий //Фома. - – июнь  2018. – С.98. – (рубрика « Эпилог. Пять вопросов о номере »).   ВЕРА (раздел). – С.26-43. Священник Иоанн Мозес . Фотина из супермаркета, или Как говорить о Боге с девушкой с пирсингом . [Священник Иоанн Мозес служит в церкви святых Жен-Мироносиц в городе Харрисонберг, штат Вирджиния, США (Русская Православная Церковь Заграницей). С 2008 года он ведет блог под названием «Рассуждения неотесанного батюшки», где простым  и доступным языком пишет о евангельских сюжетах и христианских понятиях]. Перевела Дарья Прохорова . Фото//Фома. - – июнь 2018. – С.26-28. – (раздел « Вера »).   Реклама: С.29. Школа «Фомы». Именины:   Ксения . [Иллюстрированная информация: Значение имени :   Ксения – имя древнегреческого происхождения и переводится как «гостеприимство» (xenia) или «чужой», «чужеземный» (xenios); Дни памяти : 6 июня – день памяти святой блаженной Ксении Петербургской; Святая блаженная Ксения Петербургская (между 1719/1730 – около 1806 ) ;   Другие святые с именем Ксения : Преподобная Ксения Миласская (середина V в.). Преподобномученица Ксения (Петрухина) (1897-1938);  Известные люди с именем Ксения : Ксения Годунова (1582-1622). Ксения Алферова (род.1974 г.); Интересные факты. Подготовил Тихон Сысоев ]. Ил.: Святая блаженная Ксения Петербургская. Икона; Часовня св. блаженной Ксении Петербургской на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге. Фото lori.ru ; Ксения Петербургская, охраняемая Ангелом. Художник Александр Простев; Ксения Алферова. Фото Владимира Ештокина; Фреска в виде натюрморта на стене жилого дома в Помпеях. Древние греки именовали их «Ксениями». На них изображались дары гостям; Римский поэт Валерий Марциал (I в. до н. э.), который назвал «Ксениями» («Подарками гостям») свой сборник застольных афоризмов и эпиграмм;  Статуя Зевса в Олимпии. Считалось, что Зевс покровительствует чужестранцам, за что греки называли его Ксений («охраняющий чужеземцев»)//Фома. - – июнь 2018. – С.30-31. - (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Именины »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-6-182-...

Тульская губерния Дмитрий Семенович Куликов, крестьянин Веневского уез., род. в 1873 г. Грамоте научился дома; 18 лет попал в Петербург, где служил в качестве члена первой артели посыльных. Последнее время занимал должность ответств. кассира в Императорском царскосельск. скаковом общ. Живя в Петербурге, посещал публичные лекции и вообще старался пополнить свое образование путем саморазвития. По убеждениям сочувствует программе партии «нар. св.», но по некоторым вопросам расходится с ней. Князь Георгий Евгеньевич Львов родился в Дрездене в 1861 г.; окончил гимназию и Московский университет. Семь лет служил непременн. членом по крест. дел, присутств. в Епифани, Москве и Туле, затем в течение 8 лет нигде не служил, работая лишь в качестве гласного уездн. и губернск. земск. собр., три года служит председат. тульской губернск. земск. упр. (гласным кн. Львов состоит в течение 17 лет). В качестве главноуполномоченного общеземской организации по оказанию помощи больн. и раненым в русско-японск. в. провел 6 мес. в Манчжур., организовывая там отряды Кр. Кр., по окончании войны участвовал в той же организации по борьбе с голодом. Принадлежит к К. Д. партии. Максим Алексеевич Петрухин , крестьянин Ефремовского уез., родился в 1867 г. Окончил церковно-приходск. школу, занимается сельским хозяйством. В 1897 г. служил податным сборщиком, заведующим хлебозапасным магазином, три года был волостным судьей, в течение 5 лет – уполномоченным по общественным делам. Среди крестьян пользуется большой популярностью, как умный и трудолюбивый человек. Принадлежит к партии «Народной Свободы». Михаил Сергеевич Сухотин , дворянин, родился в Москве в 1850 г. Среднее образование получил дома, затем поступил в Московский университет, который и кончил в 1872 г. со степенью кандидата историко-филологического факультета. В 1867–8 г. слушал лекции в Гейдельбергском унив. Занимается сельским хозяйством. В течение 5 трехлетий служил уездным предвод. двор., в 1900 г. отказался от баллотировки, но остался земским гласным, почетным мировым судьей и членом училищного совета. Принадлежит к левому крылу союза 17 октября. Трофим Пименович Филякин , крестьянин Богородицкого уез., родился в 1862 г. Окончил городское училище, затем выдержал экзамен на звание народного учителя. Занимается сельским хозяйством, служил в должности волостного писаря. Внепартийный. Читать далее Источник: Государственная Дума первого призыва. Портреты, краткие биографии и характеристики депутатов. - Москва : Возрождение, 1906. - 110, с.: портр. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/gosuda...

В церковной библиотеке к этому времени находилось 189 томов книг, предназначенных для чтения. Старостой при храме состоял крестьянин Илья Андреев Петрухин. Продолжала работать и земско-общественная школа – фактически преемник удельного училища, о котором говорилось в ведомости 1848 года. Штатным священником с 1902 года был Александр Васильев Капонеров. С 1902 до 1905 года он являлся заведующим и законоучителем Крестово-Городищенской церковно-приходской школы, а также с 1902 года законоучителем земской школы (до этого с 1888 года преподавал в других сельских школах), в 1902-1903 годах – катехизатором в селе. Кроме того, в 1905-1909 годах А.В. Капонеров избирался уполномоченным на Епархиальный и Училищный съезды, а в 1905-1907 годах – на должность духовника 4 благочинного округа Ставропольского уезда. За успехи в духовной и просветительской деятельности священник много раз поощрялся: в 1888, 1892, 1904 и 1907 годах ему объявляли благодарность, в 1892 году наградили набедренником, в 1897 году – фиолетовой скуфьей, в 1906 году – фиолетовой камилавкой. Псаломщиком с 1909 года являлся Александр Иванов Моисеев. Свою службу он начал в Смоленском храме Красного Яра, где работал с января 1908 по июнь 1909 года. Молодой псаломщик на тот момент поощрений не имел. Интересно, что в приход Христорождественской церкви всегда входило только одно село – само Крестово-Городище. Этот факт говорит об отсутствии в ближайших окрестностях малых населённых пунктов, в которых не было храмов. И в самом деле, расположенные рядом Красный Яр, Кайбелы, Тургенево и другие являлись крупными сёлами со своими церквями. Несмотря на активные поиски в архивах, сведений о советском периоде в истории храма обнаружено очень мало. Так, Ульяновским оперативным сектором ОГПУ 6 марта начато и 14 апреля 1931 года закончено дело П-4345 «Об антисоветской агитации, проводимой церковниками с. Крестово Городище Чердаклинского р-на», а именно священником Стефаном Васильевичем Ревякиным и монахиней Екатериной (Исаковой Екатериной Павловной). Любопытно, что священник был женат на дочери известного нам священника Капонерова, с 1912 года проживал в селе и служил в храме вплоть до ареста. После освобождения в 1936 году он исполнял ту же должность, но в 1937 году его арестовали и расстреляли в Куйбышеве (Самаре). Видимо, С.В. Ревякин был последним священником Христорождественской церкви. Монахиня Екатерина родилась в Крестово-Городище, затем жила в Симбирском Спасском женском монастыре, после ликвидации которого приехала в родное село. Здесь она работала псаломщиком в храме, а в 1931 году осуждена на 5 лет концлагерей. Осуждённые были реабилитированы Ульяновской областной прокуратурой в 1989 году.

http://sobory.ru/article/?object=52632

1811 . Переседов И. Г. Об амулетах-змеевиках и их связи с нательными крестами и иными предметами церковной культуры//Византия в контексте мировой истории. Материалы науч. конф., посвящ. памяти А. В. Банк. – СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2004. – С. 108–121. 1812 . Перетерский И. С. Дигесты Юстиниана. Очерки по истории составления и общая характеристика. – М.: Госюриздат, 1956. – 131 с. 1813 . Петров А. М. Великий шелковый путь (О самом простом, но малоизвестном). – М.: Восточ. лит-ра, 1995. – 127 с. 1814 . Петров В. П. Письменные источники о гуннах, антах и готах в Причерноморье//Краткие сообщения Института археологии АН СССР. – 1970. – 121. – С. 67–73. 1815 . Петров М. Н. Византийская империя. Последние судьбы Византии//Петров М. Н. Лекции по всемирной истории. Т. 2: История средних веков, обработанная и доп. проф. В. К. Надлером. – Харьков, 1888. – С. 70–82, 238–239. 1816 . Петровский С. В. Апокрифические сказания об Апостольской проповеди по Черноморскому побережью//Записки Одесского общества истории и древностей. – 1897. – Т 20. – С. 29–148. (Отд. I, гл. 1–2); 1898. – Т 21. – С. 1–184. (Отд. II, гл. 3–4; отд. III, гл. 5–6). 1817 . Петросян Ю. А. Древний город на берегах Босфора. Исторические очерки. – М.: Наука, 1986. – 240 с. (2-е изд., доп. – М.: Наука. Глав. ред. восточ. лит-ры, 1991 . – 303 с.) 1818 . Петросян Ю. А. Османская империя: могущество и гибель. Исторические очерки. – М., 2003. 1819 . Петросян Ю. А. Русские на берегах Босфора. Исторические очерки. – СПб.: Петербургское востоковедение, 1998. – 208 с. 1820 . Петросян Ю. А., Юсупов А. Р Город на двух континентах: Византий. Константинополь. Стамбул. – М.: Наука, 1977. – 289 с. 1821 . Петрухин В. Я., Раевский Д. С. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье. – М., 1998. 1822 . Пигулевская Н. В. Авары и славяне в сирийской историографии//Средние века. – 1941. – Т 2. – С. 27–36. 1823 . Пигулевская Н. В. Арабы у границ Византии и Ирана в IV-VI веках. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1964. – 246 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Имя Х-л-г-у дало почву для отождествления «царя Руси» с О. и для разнообразных толкований и датировок описанных событий (обзор интерпретаций см.: Новосельцев. 1990. С. 216-217; сам исследователь скептически относился к возможности идентификации Х-л-г-у). Основными аргументами в пользу отождествления кроме совпадения имени и определения Х-л-г-у как «царя Руси» (мэлэх) является дата похода О. на К-поль и его смерти в НПЛ (922), а также упомянутое в НПЛ место смерти О.- «за морем» (НПЛ. С. 109). Однако аргументы эти сомнительны. На датировки НПЛ (как и ПВЛ) опираться вряд ли возможно. Гибель О. «за морем» приводится новгородским летописцем как один из известных в его время вариантов («друзии же сказають…») наряду с более предпочтительным - «в Ладозе», где есть его «могыла»; более того, для новгородского летописца естественнее было назвать просто «морем» ближайшее море - Варяжское (Балтийское), нежели Каспийское (Хвалисское), упомянутое в НПЛ один раз в парафразе библейского текста под 1242 г. Имя Олег было одним из немногих сканд. имен, усвоенных древнерус. именословом и распространенных в клане Рюриковичей. Т. о., Х-л-г-у мог быть или младшим родственником О. ( Петрухин. 2000), или одним из независимых от Киева правителей восточнослав. политий, существовавших в 1-й пол. Х в., или, наконец, просто предводителем одного из многочисленных отрядов викингов, совершавших походы «на восток» (таких вождей, особенно происходивших из правящих кланов, обычно называли морскими конунгами ( s æ konungr), что позволяло определить Х-л-г-у как «царя»). В. Я. Петрухин высказал предположение о контаминации в воспоминаниях автора «Кембриджского документа» 2 походов (О. в 907 и кн. Игоря в 941), что могло стать причиной упоминания о греч. огне, погубившем флот Х-л-г-у (см.: Петрухин. [Комментарии]// Голб, Прицак. 1997. С. 220-221). Т. о., вост. источники также ничего не сообщают о самом О. или его деятельности. Летописные сказания об О. и их историческая основа Летописные сообщения об О. восходят к устным дружинным преданиям ( Халанский. 1902-1903; Stender-Petersen. 1934. S. 91; Рыдзевская. 1978. С. 178-194; Чекова. 1994; Мельникова. 1999). Они группируются вокруг 4 основных сюжетов: утверждения О. в Киеве (в ПВЛ под 882, в НПЛ без даты); подчинения восточнослав. общностей в Ср. Поднепровье (в ПВЛ под 883, 884 и 885, в НПЛ эти статьи отсутствуют); похода на К-поль (в ПВЛ под 907; в НПЛ под 920 - поход кн. Игоря, под 921 - сбор в поход О. и кн. Игоря, под 922 - поход одного О.); предсказанной волхвами смерти «от коня» (в ПВЛ под 912, в НПЛ под 922). Возможно, в устной традиции существовал еще один, не развернутый в летописном повествовании, а только кратко упомянутый в ПВЛ под 903 г., сюжет - о «приведении» невесты (св. кн. Ольги ) кн. Игорю, к-рого опекал О. (согласно НПЛ, кн. Игорь сам «привел» себе жену).

http://pravenc.ru/text/2578285.html

Павлова К. В., 1974. Могильники у деревень Мольничи и Сулятичи//КСИА. Вып. 139. Падин В. А., 1985. «Большой курган» старого Трубчевска//СА. Памятники литературы Древней Руси XII в. 1980. М. Памятники литературы Древней Руси XIII в. 1981. М. Панова Т. Д. 1989. О назначении мелкой деревянной антропоморфной скульптуры X–XIV вв.//СА. Пастернак Я., 1944. Старий Галич. Льbib. Пастернак Я., 1961. Apxeoлoriя Ykpaihu. Торонто. Пашуто В. Т., 1950. Очерки по истории Галицко-Волынской Руси. М. Пашуто В. Т., 1970. Монгольский поход в глубь Европы//Татаро-монголы в Азии и Европе. М. Пекарська Л. В., Пуцко В. Г., 1989. Дabhьopycьki ehkoлniohu в збipцi музею icmopii м. Kuiba//Археология. Пескова Л. А., 1980. Древний Изяславль//КСИА. Вып. 164. Петегирич В. М., 1980. Из истории экономических и культурных связей Галицко-Волынской Руси в X–XIII вв. (по археологическим данным)//Славянские древности. Киев. Петрухин В.Я., 1975. Ритуальные сосуды из курганов Гнездова и Чернигова//Вестник МГу. История. Петрухин В. Я., 1978. О картине мира у скандинавов-язычников//Скандинавский сборник. Вып. 17. Таллин. Петрухин В. Я., Чернецов А. В., 1991. Конференция «Древнерусское язычество и его традиции»//СА. Nickoba Т. О., 1988. Скарбы стародавнього Изяславля//Apxeoлoriя. Плетнева С. А., 1958. Печенеги, торки и половцы в южнорусских степях//МИА. Плетнева С. А., 1964. О построении кочевнического лагеря – вежи//СА. Плетнева С. А., 1967. От кочевий к городам. М. Плетнева С. А., 1973. Древности черных клобуков//САИ. Вып. EI–19. Плетнева С. А., 1974. Половецкие каменные изваяния//САИ. Вып. Е–2. Плетнева С. А., 1989. На славяно-хазарском пограничъе. М. Плетнева С. А., Афанасьев Г. Е., Винников А. З., Флеров B. C., 1979. Советско- Болгарско-Венгерская экспедиция//АО. 1978. М. Повесть временных лет. 1950. М.; Л. Покровская Л. В., 1983. Земледельческая обрядность//Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Т. 4: Исторические корни и развитие обычаев. М. Полубояринова М. Д., 1987. Керамика городища Слободка//Никольская Т. Н. Городище Слободка XII–XIII вв. М.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Погост в то же время был и элементом феодальной государственности, так как оба эти начала – домениальное и государственное – тесно переплетались и в практике, и в юридическом сознании средневековых людей» (Рыбаков Б. А. Киевская Русь... С.366). На наш взгляд, историк наделяет «первоначальные погосты» такими свойствами, каких они не имели. 1439 Свердлов М. Б. Из истории системы налогообложения в Древней Руси//Восточная Европа в древности и средневековье/Отв. Ред. Л. В. Черепнин. М., 1978. С.146. 1442 «Размеры дани-окупа, – замечал М. А.Дьяконов , – определяются уже с древнейшего времени: иначе не могло, конечно. и быть». – Дьяконов М.А. Очерки общественного и государственного строя Древней Руси. СПб., 1912. С.184. 1444 О связи оброка с данью свидетельствует финское слово «арчакка» – измененное в соответствии с финским произношением русское слово «оброк» и означающее «дань».-См.: Шаскольский И.П. Емь и Новгород в XI-XIII веках//УЗ ЛГУ. Сер. истор. наук. Вып.10. Л ., 1941. С.102; Мавродин В. В. Происхождение русского народа. Л., 1978. С.106. 1445 История первобытного общества. Эпоха классообразования/Отв.ред. Ю. В. Бромлей. М., 1988. С.424. 1446 В этой связи, кроме приведенных фактов (см. с.407–411 настоящей книги), вспоминается свидетельство Повести временных лет По Ипатьевской летописи о том, что Ольга, взяв древлянский Искоростень, «старейшины города ижьже» (ПСРЛ. Т.П. Стб.48). То и было, несомненно, ритуальное жертвенное сожжение знатных людей врага. О предании огню старейшин Искоростеня сообщает и летописец Переяславля Суздальского. – ПСРЛ, Т. 41. С. 17. 1447 Есть основания полагать, что убийство Игоря было не просто казнью, а ритуальным умерщвлением, или жертвоприношением (Фроянов И.Я. Древняя Русь... С.55–56). По словам Ю.М. Кобищанова, киевского князя древляне подвергли «жестокой ритуальной казни», привязав к стволам двух священных берез (Кобищанов Ю.М. Полюдье... С.250). Ритуальные мотивы улавливает здесь и В.Я.Петрухин. – Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010