Обрисовав такими мрачными красками нравственный облик Преобразователя Московской Руси, который вдобавок не смущался никакими клятвами и заверениями, данными даже сыну в гарантию его личной безопасности, ежели последний вернется к отцу, Ф. А. далек, однако, от мысли, подобно другим историкам, писавшим на эту тему, произносить безусловный приговор нравственного осуждения над Петром Великим с исторической точки зрения. Вот как выражается он в своем окончательном резюме по этому поводу. «Нужно признать, что мы мало симпатизируем Петру; это бесспорно мощная личность производит в нас скорее чувство смущения и страха; мы не хотели бы быть ни членами его семейства, ни приближенными, ни даже современниками Петра. Впрочем, это только субъективное чувство сердца. По суду разума мы считаем себя не вправе обвинять Петра. Пусть те, которые считают реформу Петра безвременною и вредною, бранят его сколько угодно, но кто верит в благотворность государственной деятельности Петра Великого, тот не может без противоречия самому себе окончательно осудить Петра за его отношение к сыну. Петр был последователен и верен себе: в отношениях к царевичу он проявлял ту же твердость, ту же запальчивую жестокость и хитрость, ту же несмущаемость совести, как и в отношении других, когда становились на пути его планам. Требовать же, чтобы Петр был вместе великим реформатором государства и великим гуманистом, – значит требовать невозможного. Будь Петр мягче, гуманнее, он никогда не совершил бы таких многознаменательных деяний: его душа надломилась бы от постоянных противодействий; он пал бы, пройдя едва несколько шагов, не вынесши тяжкой борьбы, не довершив трудного подвига». Приводя эти строки покойного историка, мы не можем не внести оговорку, что во взглядах его на личность Петра Великого заметна как бы некоторая раздвоенность, чего как мы видели не скрывает и он сам. Раздвоенность эта проистекала от коллизии, субъективизма и объективизма: в душу историка-гуманиста вкрадывалось понятное опасение, как бы субъективные антипатии, выросшие на почве его гуманистических воззрений, не натолкнули его произнести несправедливый приговор с точки зрения исторического объективизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

Из Архиерейских Саккосов и прочих облачений достойны замечания: 1) Саккос и Полица Персидской золотой парчи, называемой алтабасом, Митрополиту Гедеону, при посвящении его в Москве, пожалованный Царями Иоанном и Петром Алексеевичами, и Царевной Софией Алексеевной. Он кругом обложен газами и сетками, и обнизан был крупным и мелким жемчугом: но при Митрополите Гаврииле Кременецком жемчуг переложен на другой новый саккос и омофор, а в 1824 г. Жемчуг, начавший осыпаться, снят и с оных; полица же украшенная разными драгоценными камнями, осталась еще цела. Были и поручи таковые же с прочим полным Архиерейским облачением: но они за ветхостью давно уничтожены и украшения их переложены на другие одежды и утвари; 2) Саккос и Омофор по зеленому полю с золотыми и серебряными цветами, обложенные сетками, а на омофоре в крестах изображения обнизаны жемчугом, пожалованы Царевной Екатериной Алексеевной Митрополиту Иоасафу Кроковскому 3) два саккоса, один по желтому бархату среброцветной парчи, по кустодии обнизанный жемчугом и дорогими камнями; а другой по золотому гласету обложенный газами и сетками с такими же омофорами, пожалованы Императрицей Анной Иоанновной Митрополиту, Рафаил Заборовскому; 4) саккос золотой алтабасовой парчи, сделан Гетманом Иваном Мазепой; 5) два саккоса из парчи золотой и третий шитый золотом и серебром по атласу, сделаны Гетманом Иваном Скоропадским и женой его; 6) омофор Грузинским Царем Арчилом и супругой его Катаваной присланный, весь состоит из тканных по золотому полю изображений 12 праздников: а именно на одной половине: 1. Лазарево Воскресение, 2. Вход во Иерусалим, 3. Распятие, 4. Воскресение Христово, 5. Вознесение Христово, 6. Сошествие Свят. Духа на Апостолов. Под сей последней картиной выткано, на полукружии червленом, изображение Царя Арчила в Царском одеянии с короной на главе, в обеих руках держащего белую свернутую пелену на подобие гирлянды. На другой половине омофора изображены: 7. Преображение, 8. Снятие Спасителя с креста и Положение во гроб, 9.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЕМЕСТВЕННИК исполнитель одной из партий многоголосного демественного пения , носящей наименование демество . Возможно, термин «Д.» восходит к греч. δομστικος (начальник церковного хора - см. ст. Доместик ) c ассимиляцией гласных в древнерус. языке. Термин «Д.» встречается изредка в описи книг, составленной государевым певчим дьяком Петром Васильевым Покровцем по смерти царя Феодора Алексеевича в 1682 г. (РГАДА. Ф. 396. Оп. 2; ее материалы частично опубл.: Протопопов. М., 1977). В певч. рукописях термин «Д.» выявлен только 1 раз наряду с др. термином многоголосия - вершник (ГЦММК. Ф. 283. 15. Л. 140 об., нач. XVII в.). Термин «Д.» изначально связан с рус. безлинейным многоголосием, которое культивировалось в хорах патриарших и государевых певчих дьяков и подьяков, чья деятельность влияла на все области церковнопевч. искусства на протяжении XVII в. Структура хоров была единообразна, базировалась на совокупности достаточно автономных станиц: в государевом хоре обычно 5-6, в патриаршем хоре могло быть до 8. В составе каждой станицы были нижник, 2 путника , вершник и Д. Последний был наиболее опытным, искусным певцом, исполнявшим самую сложную и развитую по напеву партию демества, которая в мелодическом плетении опевала сопутствующие партии демественного многоголосия. В партитурных записях партия демества была самой верхней, располагаясь над партией верха . Поскольку наличие должности Д. обусловлено структурой станиц, то очевиден вывод: в рамках 1 хора единовременно имелось неск. Д., что безусловно способствовало их творческому росту и высокому профессиональному уровню. История сохранила немного имен певцов, занимавших в XVII в. должность Д. Старейшим из известных Д. был государев певчий дьяк Постник Степанов. В 1607-1608 гг. он числился в составе 4-й станицы, возможно, был уставщиком, т. к. в 1608 г. за славление на Пасху получил деньги на всю станицу (см.: Парфентьев ). В 1614-1615 гг. его имя значится в штате 3-й станицы, в последующие 15 лет (1615-1630 или 1616-1631) Постник Степанов был Д. 2-й станицы. В этот период (в 1617 и в 1628) он упомянут в качестве учителя «маленьких певчих дьяков» и молодых певцов.

http://pravenc.ru/text/171652.html

поиск:   разделы   рассылка Михаил Тюренков Горькая ирония Рижского взморья Источник:  Татьянин день Символ Латвии – 42-хметровый памятник Свободы, увенчанный женской фигурой " Милды " – героини латышского фольклора. В ее руках три звезды – три культурно-исторические части Латвии: Курземе, Видземе и Латгалия. Сам монумент установлен на месте памятника Петру I. Император первым разрешил латышам селиться в городах, но так и не снискал благодарности – его изваяние, пережившее множество мытарств, ныне ютится на частной автостоянке. История сыграла с Петром Алексеевичем шутку, исполненную горькой иронии. Рижский аэропорт скромен и уютен. Из десятка окошек паспортного контроля после прилета московского рейса для граждан Латвии и других стран Евросоюза открыто лишь одно. Но и через него за 10 минут прошла лишь одна пожилая супружеская пара, после чего пограничник переключил вывеску. – Из Москвы в Ригу летят лишь россияне и инопланетяне! – усмехаются в очереди. И в этой шутке есть доля горькой иронии. " Alien " s passport " ( " Паспорт негражданина " ) имеют более 300 тысяч жителей Латвии. То есть не много – не мало, а около 15% населения этой республики существенно ущемлены в правах. Моего давнего друга – президента Балтийской гильдии поэтов " инопланетянина " Сергея Пичугина, показавшего мне главную русофобскую " достопримечательность " Риги – аллею Джохара Дудаева, этот статус вполне устраивает – поездки в страны ЕС, равно как и в Россию – безвизовые, на чиновничьи же должности он не рассчитывает. Но недавний референдум о русском языке как втором государственном поэт горячо поддержал. Хотя участвовать в нем не мог. Паспорт инопланетянина В итоге лишь четверть граждан Латвии, принявших участие в голосовании, поддержали инициативу повысить статус языка 40% населения этой страны. Латыши консолидировано проголосовали " против " . По их мнению, после десятилетий " советской оккупации " их республика находится в особых исторических условиях, а потому даже Европейская хартия региональных языков для Латвии – не указ. Впрочем, встречаются и русские, не поддержавшие референдум. Максим – предприниматель, приехавший в Ригу из Минска лет 20 назад. Он успешно выучил латышский, сдал соответствующие экзамены и теперь является счастливым обладателем полноценного латвийского паспорта. Мы прогуливаемся по Рижскому взморью в Юрмале, вдыхаем приятный морской воздух с ярким сосновым ароматом и оживленно спорим:

http://religare.ru/2_95225.html

На политику Екатерины в отношении Украины усиленно влиял Григорий Николаевич Теплов – он проехался по Малороссии ещё в начале правления Разумовского. Теплов оставил немало записок, посвящённых обустройству Малороссии, – и они пришлись по нраву новой императрице, ибо не было более яростного борца с самостийщиной, чем Теплов. Теплов – фигура занятная, полузабытая, он заслуживает отдельного разговора. Фамилия говорит сама за себя: будущий тайный советник родился в семье истопника. Не аристократ, но мужик, один из выдвиженцев Феофана Прокоповича. Такие, как Теплов, должны были продолжить петровский прорыв империи – но жизнь немилосердно рассеяла ретивых. Г.Н.Теплов Проявить себя на государственном поприще сумели немногие – и Григорий Николаевич в первую очередь. Учёный, агроном, наконец, музыкант-любитель, он умел произвести выгодное впечатление на вершителей судеб. Теплов поладил и с Разумовским, всесильным при Елизавете. Гетман всегда тянулся к просвещению, а в Теплове он разглядел чуть ли не идеал выучившегося русского человека. Недруги, как водится, упрекали Теплова в корыстных устремлениях, даже в половой распущенности, а он служил одновременно просвещению Российскому, империи и собственной выгоде. С Петром III Теплов не поладил, даже угодил под надзор. Сблизился с Орловыми, участвовал в перевороте против нелюбимого монарха. После воцарения Екатерины он, несмотря на низкое происхождение, утвердился в узком кругу наиболее влиятельных советников императрицы – наряду с Никитой Паниным. Малороссийское направление политики Теплов курировал до последних дней, хотя Румянцев и не думал ему подчиняться. Теплов влиял на него через императрицу. Инструкции, которые Екатерина направила генерал-прокурору Александру Алексеевичу Вяземскому и Румянцеву, составлены под влиянием Теплова. Тогда, в 1764 году Румянцев не понимал твёрдо – милость это или опала? Вроде бы его – самого прославленного генерала Семилетней войны – устраняют подальше от столицы. С другой стороны, Малороссия – стратегически важная территория, близка к Турции и Польше – к будущему театру военных действий. Война с османами назревала. Да и жить там Румянцеву нравилось.

http://pravmir.ru/pravitel-malorossii-fe...

Примеров слишком много, чтобы было нужно их искать, приведу первый попавшийся 582 «Сильное и здоровое тело Петра любило хотя и временные, но частые «отмены», и вот, при дворе Катерины одна за другой являются красавицы в различных званиях, более или менее опасные, особенно в первое время. Таким образом на сцене появилась и Мария Гамильтон. Шутовские игры, маскарадные процессии, совершаемые членами «всешутейшего и всепьянейшего собора», не обходились без участия красавицы Гамильтон, с которою Петр открыто шел в первой паре уличного маскарада... Петр I не скрывал своей связи, да скоро и результаты «царской потехи» стали очевидны... Начиная с 1715 года Гамильтон должна была несколько раз прибегать к помощи врачей, чтобы не утерять «расположения» Петра. Но переменчивая натура Петра искала и вскоре нашла заместительницу. Гамильтон впала в немилость, была обвинена в задушении новорожденного и после года кандальной тюрьмы, после пытки и наказания батожьем была казнена. Это было 17 марта 1719 года... Площадь перед Петропавловской была наполнена народом, привыкшим к казням... Кое-где валялись полусгнившие головы заговорщиков, казненных еще в декабре. Наконец приехал Петр, в ожидании «преступницы». Вот и она. Еще не утратившая своей редкой красоты, в белой шелковой рубахе, с черными лентами, она вызывала чувство жалости и сострадания... Но царь был неумолим. Прочитали указ: «Петр Алексеевич... самодержец, указал на твои, Марья, вины, что ты жила блудно и была от того брюхата трижды, и двух ребенков лекарством из себя вытравила, а третьего родила и удавила... За такое твое душегубство– казнись смертью ». Фрейлина упала на колени перед Петром и умоляла о пощаде... Петр не тронулся, только сказал шепотом палачу несколько слов. Думали, что это слова пощады. Она взошла на эшафот, склонила голову... Сверкнул топор – и голова упала прямо на руки Петру... Палач исполнил требование Петра и не «осквернил» тело красавицы своим прикосновением... Удовлетворенный казнью Петр поцеловал голову в неостывшие губы и, сохраняя спокойствие, стал сообщать приближенным некоторые сведения из анатомии... (Это, кажется, замечательнее всего здесь, в этом рассказе. Как будто речь идет о куске валансьенских кружев, отрезанных от белья любовницы. Посмотрите, мол, какая работа... – Еп. Варнава.) Затем он еще раз поцеловал неостывшие уста и уехал с места казни.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Десять шагов по Петрозаводску, или Бывал ли царь Петр в городе своего имени? Порт пяти морей, но не Москва. Построен Петром I, но не Санкт-Петербург. Можно увидеть северные сияния, но не Мурманск. Славился оружейным заводом, но не Тула. Рядом — курорт с железистыми водами, но не Железноводск. Есть улица Ля Рошель, но не Париж… Что же это за город? Петрозаводск! Узнаем о нем чуть больше… Шаг 1 Про название Многие думают, что Петропавловск и Санкт-Петербург названы в честь Петра I. Нет! В них увековечено имя апостола Петра. А единственным крупным городом России, названным в честь Петра Алексеевича Романова, является Петрозаводск. Хотя тоже не совсем верно. Потому что сначала появился оружейный завод, построенный по повелению императора, а потом уже вокруг него выросла Петровская слобода, из которой со временем образовался город, получивший высочайшее имя. Был ли государь в Петрозаводске? Был. Приезжал на Петровский завод восемь раз по пути на курорт Марциальные воды. В общей сложности провел на заводах целых две недели. Шаг 2 Про поселенцев Официальная дата основания столицы Карелии — 1 сентября 1703 года. Но историки выдвигают версию, что поселения существовали на этом месте гораздо раньше, минимум — с XVI века. На карте Абрахама Ортелиуса, изданной в 1592 году, на этих землях обозначено поселение, возможно — шведская крепость Onegaborg (Онегаборг). Если же обращаться к самым-самым истокам, то можно вспомнить стоянки первобытных людей, обнаруженные в окрестностях Петрозаводска. А они, на минуточку, датируются шестым тысячелетием до нашей эры, каменным веком! Шаг 3 Про моря Как город, стоящий на озере, пусть даже крупном, может оказаться портом пяти морей? Точно так же, как и столица, стоящая на небольшой реке, — через систему каналов, озер и рек. Черное, Каспийское, Баренцево, Белое, Балтийское моря — все они связаны с Петрозаводском. Отсюда можно по воде добраться до них, а значит, и выйти к океанам. Поэтому логично, что здесь готовят речников и моряков. Выпускники Петрозаводского речного училища в ночь выпуска натягивают на фигуру Петра I, стоящую в одноименном сквере недалеко от городской набережной, тельняшку, отдавая дань вкладу основателя города в морскую историю России. Местные полицейские традиции не препятствуют и до утра будущих мореплавателей не трогают. А тельняшка «бомбардиру Петру Михайлову», кстати, очень к лицу.

http://sever.foma.ru/desjat-shagov-po-pe...

Под такое понятие о таинстве можно подвести всё, что угодно, а потому и Виклеф, с одной стороны, признавал седмеричное число таинств слишком малым и в проповеди действительно видел таинство, но, с другой стороны, отыскивая основание для них в ясных выражениях Св. Писания, он мог находить это число слишком большим, вообще же подробному обсуждению он подверг только учение о таинстве Евхаристии 580 . Обращаясь к Гусу за его учением о таинствах, следует заметить, что эта часть догматики Гуса, как и многие другие, сделалась предметом спора и разногласий. По словам Лозерта, и в учении о таинствах Гус – полный ученик Виклефа 581 , но против такого утверждения достаточно привести слова такого точного и беспристрастного исследователя, как Борингер: «Хотя по указаниям приписываемых Гусу экзегетических трудов оказывается, что он признавал средневековое седмеричное число таинств, однако в его собственно богословских работах не находится относительно этого ничего определённого» 582 , а так как при изложении учения Гуса недостаточно руководствоваться исключительно догматическими его сочинениями, то вместе с Фридрихом следует сказать, что в учении о таинствах Гус оставался верным римско-католической Церкви 583 . По Гусу, таинства необходимы для спасения верующего человека: через них осуществляется оправдание, и они суть причина нашего освящения (causae nostrae sanctificationis), и свою силу почерпают от крестной смерти Христа. Гус не чуждался даже обычной для схоластики терминологии: sacramentum et non res, sacramentum et res, res et non sacramentum и опирался в своих воззрениях на Фому Аквината 584 . Так, различая в таинстве покаяния три момента: contritio cordis, confessio oris и satisfactio operis, он, правда, устной проповеди придавал меньшее значение 585 , но в редких и исключительных случаях 586 , и притом в полном согласии со схоластическими авторитетами 587 , Петром Ломбардским и Ричардом Виктором. Особенно же резко расходился Гус с Виклефом в учении о таинстве Евхаристии. Вопрос об Евхаристии был предметом оживлённых споров в Праге ещё задолго до Гуса, но эти споры касались только практики и затрагивали теорию таинства, со времени же осуждения 45-ти положений Виклефа в Пражском университете 1403 г., раздаются голоса, обвиняющие Гуса и его партию в еретических взглядах на пресуществление, и с каждым годом они усиливаются и крепнут.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Тут уже начинаются мои личные, правда полудетские, полуотроческие воспоминания о последних двух годах жизни, проведенных Петром Бернгардовичем в Париже. То было трудное военное время, болезнь и смерть жены, Нины Александровны, подруги всей жизни, общественное одиночество, но, несмотря на это, мы были свидетелями беспрерывной работы мысли и горения духа. В победе демократии над Гитлером Петр Бернгардович ни минуты не сомневался, но и не мог радоваться успехам советской армии, так как предчувствовал, что они укрепят сталинизм. Кумиром его был либеральный консерватор Уинстон Черчилль. Раз он вернулся домой, купив немецкий иллюстрированный журнал (чего он себе никогда не позволял по соображениям принципиальным) и говорит мне: «Смотри, как сильна немецкая пропаганда». На обложке журнала красовался большой портрет Черчилля. П.Б.Струве не дожил до окончательного крушения Гитлера, в котором не сомневался, и – слава Богу. Ялтинский договор, наивность Рузвельта, бессилие его героя, Черчилля, распространение коммунизма на восточноевропейские страны повергли бы его в уныние. Хотя судьба его в эмиграции и была несчастлива, его твердое, бескомпромиссное стояние против всех тоталитаризмов XX столетия, его бесстрашное донкихотское поведение, всегда ради дела, а не собственной, будь самой благородной пользы, его вынашивание основных принципов общественной жизни будут несомненно освещать многотрудный путь новой, освободившейся, но еще не возродившейся России. Бунин и Струве – история одной дружбы Иван Алексеевич Бунин и Петр Бернгардович Струве подружились только за рубежом, но крепко и на всю жизнь. В их судьбе можно найти много общего. Они были буквальными ровесниками, оба родились (заодно с Лениным и Н.Лосским) в 1870 году, оба были академиками, оба добровольно избрали эмиграцию, оба умерли в Париже (но Струве на девять лет раньше), оба имели жен-праведниц, истово религиозных, беззаветно преданных своим мужьям и их делу. И Вера Николаевна Муромцева (1886–1961) и Нина Александровна Герд (1868–1943), очень разные по своему психофизическому облику, одинаково покоряли своим смирением, щедростью, просветленной любовью к людям, ко всему сущему.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Приложения Установления философические, В Высочайшем присутствия Ее Священнейшего Величества, Всепресветлейшей и Самодержавнейшей Великой Государыни Елизаветы Петровны, Императрицы Всея России, с любезнейшим своим племянником и наследником, Его Императорским Высочеством, Великим Князем Петром Федоровичем, в Александро-Невской семинарии к словопрительному истязанию предложенная. I. Из предглаголемых на всю философию 1) Есть в человецех философия, понеже есть подлинное и явственное вещей натуральных знание, из винословий чрез экскурс произведенное. 2) Философии творец просто есть сам Бог и оную влиял Адаму в начале его творения; творцы же по ничесому, т. е. возобновители суть остроумнейшие люди, которые в возобновление ее, времен обидою или паче человеческим небрежением и злобою почти угасшие, труждалися и ныне труждаются. 3) Конец философии есть тот, чтобы человеку получить натуральное блаженство, которое формально состоит в созерцании первой истины, си есть Бога, каково может быть в жизни сей; устроительне же в делании добродетелей нравоучительных и в философском о вторых правдах, то есть вещех сотворенных, рассуждении. II. Из логики 1) Логика упражняется в правлении троих ума человеческого действий, из которых первое есть, когда вещь какую просто понимает, второе, когда о понятой уже вещи рассуждает, утверждая что о ней или отсецая, третье, когда из единого рассуждения вносит другое. 2) Логика зело есть полезна к сысканию наук прочих. 3) Из двоих прекословных и собственных предложений о будущем случайном, едино есть определительне истинное, а другое определительне ложное. III. Из ефики 1) Не может воля любити зла, яко зла, и не может бегати добра, яко добра, пресецательне. 2) Честность человеческих действий состоит в сообразии с натурой разумной, яко первым правилом нравов. 3) Действие воли внешнее никакой не имеет доброты или худости особенной, разделенной естественне от тоя, которая есть въ действии внутренном. IV. Из физики 1) Всякое тело имеет свою форму существенную, чрез которую в известном виде поставляется и от прочих распознается.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010