Харьков, 16 сентября. – Начато слушанием дело бывшего Харьковскего Архиепископа Нафанаила и др. Архиепископ приговорен к трем годам тюремного заключения с заменой высылкой Тамбов, 24 октября. – Вчера в губернском ревтрибунале начался громкий процесс еп. Зиновия, благочинного Поспелова, старосты кафедр, собора бывш. прокурора Каменева и др. обвиняемых в утайке и краже церковных ценностей. Обвиняют губернский прокурор Худов и лектор по религиозным вопросам Кондратьев. Во время процесса в виду выяснившихся обстоятельств трибунал постановил: в отношении инж. Перцова, архит. Амохина, бывш. тов. министра Шейкина и бывш. прис. пов. Коготова изменить меру пресечения и взять их под стражу 72). Тамбов, 27 октября. – Процесс продлился всего 4 дня. Суд приговорил благочинного Поспелова к 7-ми годам, епископа Зиновия к 6-ти годам, Каменева и Кудряшева к 4-м годам, Виссонова к 3-м годам тюремного заключнения. Срок заключения сокращен по амнистии на 1/3. Виссонову же, как происходящему из трудовой среды, на половину 73). Симферополь, 4 декабря. – Вчера ревтрибуналом при Крымском цике вьнесен приговор 73 церковникам. Ревтрибунал приговорил: архиепископа Никодима в мире Кроткова к лишению свободы на 8 лет со строгой изоляцией, обвиняемого Толчанова на 5 лет, 7 обвиняемых на 3 года каждого, 37 оправданы за недоказанностью обвинения, остальные, в том числе еп. Сергий, приговорены к различным наказаниям условно 74). Москва, 27 ноября, – В 7 час. вечера в Московском ревтрибунале под председательством тов. Бекари при членах т. т. Жлинкове и Орехове началось слушанием дело 118 лиц – по обвинению в противодествии изъятию церковных ценностей и контрреволющонной пропаганде. В числе главных обвиняемых священник Успенский, настоятель Спаско-Преображенской церкви на Арбате, игумения Побединская, священники: Ревзинский, Паладин, член приходского совета Даниловцев, ассистент археологического института Алндр. Успенский, свящ. Соколов, диакон Ревенский из села Кривуши, свящ. Воинов из Топлого, свящ. Петров из с. Михайловского и др., а также священники из храма Христа Спасителя 75).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

5-го августа я выезжаю в Петербург и буду у г. Обер-Прокурора Св. Синода, которому представлю все бумаги, и, объяснив дело, буду просить Его Сиятельство дать законный ход. Я докажу нанесённое мне оскорбление, и полагаю, что найду защиту: суд разберёт, имели ли Вы право так оскорблять в печати. Я пробуду в Москве 7-е число, а 8-го выезжаю в Петербург, где пробуду 10 дней, а потому благоволите сообщить, имеете ли Вы письменное донесение благочинного Чижевского 1199 и Основленского протоиерея Подольского, на которых Вы ссылаетесь, и тогда я возбужу преследование против них. Благоволите адресовать в С.-Петербург до востребования на моё имя. —39— 1879 г. С глубочайшим почтением имею честь быть Вашего Преосвященства покорная слуга Анна Тимковская. г. Харьков. 4 августа 1879. P. S. Я просила Вас адресовать до востребования, но так как брат моего мужа просит остановиться у него, то благоволите адресовать так: „Его Превосходительству, Андрею Павловичу Тимковскому. В Царское Село. Двора Его Императорского Величества Камергеру, для передачи Анне Александровне Тимковской“. Но это грозное послание оставлено было мной без ответа, а угроза мне судом осталась без всяких последствий. Но возвратимся назад. 28-го ч. (июля), в день празднования иконе Смоленской Б. Матери, я служил в кладбищенской Смоленской церкви литургию и после литургии панихиду, по обычаю, на открытом воздухе пред церковью, при многочисленном стечении богомольцев. Затем, в доме настоятеля, священника Н. Дмитровского 1200 , предложена была трапеза. Пред обедом, мимоездом из СПб., посетил меня на несколько минут преосвященный Нафанаил 1201 , из Новомиргородского епископа назначенный на Архангельскую кафедру. Он с 1866 года по 1872 г. был ректором Тверской Семинарии. В тот же день получено было мной письмо, из Костромы, от Преосвященного Игнатия: „О. Моисей писал мне 12-го июля из Севска. В Петров день он служил на Угреше вместе с Владыкой Митрополитом 1202 . Слышу, что последний, не обременяясь частыми в Москве служениями, тяготится очень следующими за служениями обедами.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Беседы отца с детьми о богослужении. Воскр. Чт. 1845. 12–25. Дионисия Ареопагита о церковной иерархии с толкованиями. Христ. Чт. 1855. Январь, Февраль, Март и проч. Симеона Солунского –сочинения о богослужении в толковании на литургию Дмитревского (М. 1803) и в Христ. Чт. 1856. Январь, Февраль, Март в 1851 году; в Воскр. Чтении, 1856 г. 8. Историческое рассуждение вообще о древнем христианском богослужебном пении с присовокуплением рассуждения об алтарных украшениях. Спб. 1804. О служении и чиноположениях православной Греко-российский церкви–митрополита Гавриила. Спб. 1792. О церкви,утварях, службах и облачениях церковных с изъяснением таинственного знаменования оных–Иакова Воскресенского. 1821. Спб. Б Историческое, догматическое и таинственное изъяснение на литургию–Ивана Дмитревского. М. 1805, 1807. Краткое изъяснение на литургию– Григория Мансветова . Спб. 1822–25. Краткое толкование на литургию–протоиерея Иакова Воскресенского. Спб. 1815 и 1822. Созерцание или изъяснительное описание литургии Алексея Морева. Спб. 1806. Взгляд на Божеств, литургию восточной церкви. 1844. О литургии. Спб. 1842. Беседы на Божеств. литургию Василия Нордова . М. 1843, 1844. Благоговейные размышления при слушании литургии Ивана Дмитревского. М. 1842, 1853. Краткое изъяснение литургии, в вопросах и ответах, протоиерея Стефана Гумилевского. М. 1852, 1853, 1854. Историческое рассуждение о чинах Греко-российской церкви. Д. Малиновского. 1805 г. Памятники древней христианской церкви, Иродиона Ветринского. Спб. 1824–44, 1845. Краткое изъяснение утрени, литургии и вечерни, выбранное из книг духовных. М. 1839, 1840. О великих Господских и Богородичных праздниках. Киев, 1835. Харьков, 1843. Памятник веры. 1831. Христианский памятник, содержащий исчисление праздников и святых, прославляемых Греко-российскою церковью. А. Кузнецова. 1840. О важности Воскресного дня и всех вообще праздников. Спб. 1846. О почитании праздников Господних. М. 1847. Круг подвижных праздников церкви (в беседах). Киев 1850.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

269 и след., 575 и след.; Горский А. Историческое описание Свято–Троицкой Сергиевы лавры. 2 (М., 1890). С. 122; Харлампович. С. 707; ср.: Зеньковский. 1. С. 113 и след. 1425 Смирнов (1855). С. 158–170; Титлинов. Феофилакт Лопатинский, в: РБС; он же. Гавриил Петров. С. 9 и след. 1426 Смирнов (1855). С. 299. 1427 Там же. С. 300, 353 и след. О Дамаскине см.: Горожанский Я. Дамаскин Семенов–Руднев, в: ТКДА. 1893–1894. 1428 Смирнов (1855). С. 300 и след. 1429 Макарий. С. 127 и след., 147–156. Во 2–й половине XVIII в. инструкция Самуила Миславского оставалась в силе при преподавании всех дисциплин (там же. С. 124–143). 1430 Смирнов (1855). С. 301–330; ПСЗ. 31. 16047, 16061. 1431 Смирнов (1855). С. 297. 1432 ПСЗ. 24. 18273 (1797 г.); 25. 18726 (1798 г.); Титлинов (см. библиогр. к § 20). 1. С. 7 и след. В 1802 г. Святейший Синод распорядился ввести в духовных училищах и семинариях в качестве особого предмета основы медицины (ПСЗ. 27. 20334). В 1794 г. под впечатлением французской революции было приостановлено преподавание французского языка, возобновленное лишь в 1797 г. (Знаменский. Духовные школы. (1873). С. 774). 1433 Рождественский. Исторический обзор (1902); Довнар–Запольский (см. библиогр., общ. лит. б); Зеньковский. 1. С. 113] и след.[; Флоровский; Милюков. Очерки. 2. 2 (1931); Багалей. Опыт истории Харьковского университета. Харьков, 1894. 1; Загоскин Н. История Казанского университета. Казань, 1902–1903. 3 т. Наряду с реформой уже существовавших университетов в Москве и Вильне, были открыты новые высшие учебные заведения: университеты в Дерпте (1802), Харькове (1804) и Казани (1804), Петербургский педагогический институт (1804, с 1819 г. — университет) и Александровский лицей в Царском Селе. Университеты стали центрами шести учебных округов, на которые была разделена вся Россия — обстоятельство, важное для реформы духовных школ 1808 г. В губерниях образовывались гимназии и уездные училища. 1434 О Евгении Болховитинове см.: Шмурло Е. Митр. Евгений как ученый, в: ЖМНП.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

3 Село Насины в 4-х верстах от монастыря. О селе Княжине в выписке из Мещерских писцовых книг 1735 года. В той же выписке: «Да по данным же разных годов Шацкого города Ценских мурз и других бортников вотчинные бортные уходи на реке на Цне по обе стороны и по реке по Пилавки, и по другим урочищам разные бортные знамена со всяким угодьем, с зверными станами и с рыбной ловлей, и бобровыми гонами». Мурзами здесь называются, конечно, Мордовские землевладельцы. Царь Иоанн Грозный, в своем завещании 1572 гола, отказывает старшему сыну своему, между прочим, Шацкий город и Князи Мордовские с их вотчинами. 4 Храбрый атаман Петров известен тем, что взяв Азов, 6 лет отбивал все приступы Турок и предложил Азов Царю Михаилу. Земский совет, собранный Михаилом, положил принять Азов и послать войско на помощь казакам. Но Михаил послал грамоту оставить Азов. Казаки повиновались и Царь послал Атаману, с его войском, похвальную грамоту от 30 апреля 1642 года (Совещание земского совета и две грамоты в собр. грам. 3 112–114. М. 1821 года). 5 В синодике кончина блаж. Матфея отнесена к 1640 году; но, – это самая неудачная догадка 1720 г. Если блаж. Матфей начал строить монастырь в 1573 году и жил 69 лет, – как показывает синодик, то считая 69 лет жизни его с 1650 года, мы дошли бы до того, что Матфей оказался бы строителем обители на третьем году своей жизни. Да и сам с собой не согласен синодик: если монастырь устроялся 21 год и 6 месяцев, а начал устрояться, по синодику с 1571 года, а вернее с 1573 года; то окончание подвигов строителя падает на 1595 год. 7 По переписи 1678 года значилось: «Рождества Пречистой Богородицы да Николы Чудотворца Черниева монастыря в отчинах в селе Черниеве, в селе Высоком, в селе Княжом, да в селе Покровском крестьянских 385 дворов, людей в них 1709 человек, бобыльских 273 двора, людей 680 человек; итого 658 дворов, людей в них 2389 человек». Читать далее Источник: Черниев Николаев монастырь : [Описание]. - Харьков : Унив. тип., 1849. - 27 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

1811 . Переседов И. Г. Об амулетах-змеевиках и их связи с нательными крестами и иными предметами церковной культуры//Византия в контексте мировой истории. Материалы науч. конф., посвящ. памяти А. В. Банк. – СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2004. – С. 108–121. 1812 . Перетерский И. С. Дигесты Юстиниана. Очерки по истории составления и общая характеристика. – М.: Госюриздат, 1956. – 131 с. 1813 . Петров А. М. Великий шелковый путь (О самом простом, но малоизвестном). – М.: Восточ. лит-ра, 1995. – 127 с. 1814 . Петров В. П. Письменные источники о гуннах, антах и готах в Причерноморье//Краткие сообщения Института археологии АН СССР. – 1970. – 121. – С. 67–73. 1815 . Петров М. Н. Византийская империя. Последние судьбы Византии//Петров М. Н. Лекции по всемирной истории. Т. 2: История средних веков, обработанная и доп. проф. В. К. Надлером. – Харьков, 1888. – С. 70–82, 238–239. 1816 . Петровский С. В. Апокрифические сказания об Апостольской проповеди по Черноморскому побережью//Записки Одесского общества истории и древностей. – 1897. – Т 20. – С. 29–148. (Отд. I, гл. 1–2); 1898. – Т 21. – С. 1–184. (Отд. II, гл. 3–4; отд. III, гл. 5–6). 1817 . Петросян Ю. А. Древний город на берегах Босфора. Исторические очерки. – М.: Наука, 1986. – 240 с. (2-е изд., доп. – М.: Наука. Глав. ред. восточ. лит-ры, 1991 . – 303 с.) 1818 . Петросян Ю. А. Османская империя: могущество и гибель. Исторические очерки. – М., 2003. 1819 . Петросян Ю. А. Русские на берегах Босфора. Исторические очерки. – СПб.: Петербургское востоковедение, 1998. – 208 с. 1820 . Петросян Ю. А., Юсупов А. Р Город на двух континентах: Византий. Константинополь. Стамбул. – М.: Наука, 1977. – 289 с. 1821 . Петрухин В. Я., Раевский Д. С. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье. – М., 1998. 1822 . Пигулевская Н. В. Авары и славяне в сирийской историографии//Средние века. – 1941. – Т 2. – С. 27–36. 1823 . Пигулевская Н. В. Арабы у границ Византии и Ирана в IV-VI веках. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1964. – 246 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

264 Дело архива Св. Синода, 1737 г., 380, т. 2, л. 90 и 91; см. «Описание документов и дел архива Св. Синода, т. 4, 422, стр. 428 и след. 266 «Духовные школы Курско-Белоградской епархии», Ф. И. Титова, вып. 1 и 2, Курск, 1895 г., стр. 3 и след.; см. «Киев. Академия в первой половине 18 столетия», Д. Вишневского, стр. 108. 267 См ее в «Истории Росс. иерархии», Амвросия, ч. 1, стр. 633–637. Значение Киев. Акад. в развитии дух. школ в России. 269 «Белогородские архиереи и среда их архиерейской деятельности», Амф. Лебедева, Харьков, 1902 г., стр. 56. 270 «Харьковский Коллегиум до преобразования его в 1817 году», свящ. Стеллецкого, Харьков, 1895 г. стр. 49. 271 «Харьковский Коллегиум до преобразования его в 1817 году», свящ. Н. Стеллецкого, Харьков, 1895 г., стр. 11 и 12; Полное собрание постановлений и распоряж. по ведомству правос. испов.», т. 5, и т. 6, 273 «Харьковский Коллегиум»..., свящ. Н. Стеллецкого, стр. 37; «Киевская Академия в первой половине 18 столетия», Д. Вишневского, стр. 115 и 121. 279 Списки иерархов..., П. Строева, стр. 645; см. указ Св. Синода 16 ноября 1747 г. в указн, книг. Киевской Дух. Консистории за 1747 год. 280 «Киевская Академия в первой половине 18 столетия», Д. Вишневского, стр. 135; Труды Киев. Дух. Академии, октябрь, 1892 г., стр. 217. 285 Труды Киев. Дух. Академии, октябрь 1892 г., стр. 310, Описание документов и дел архива Св. Синода, т. 11, 247, стр. 392. 286 Харьковский Коллегиум..., свящ. Н. Стеллецкого, стр. 28; См. дело архива Св. Синода, 1737 г., 380, т. 1, л. 377, и т. 4, л. 173, 638 и след. 288 Труды Киев. Дух. Академии, октябрь, 1892 г., стр. 310. Кажется, последние три были из Харьковских же воспитанников. 295 Списки иерархов, П. Строева, стр. 641 и 967. Свящ. Н. Стеллецкий говорит, что Топольский был ректором Коллегиума с 1741 по 1744 год. Мы, со своей стороны, не находим места для этой ректуры. Не был ли он ректором всех школ Белогородской епархии, а не одного только Коллегиума? 303 Там же, т. 1, л. 261; т. 4, л. 173 и 638; т. 5, л. 124, 617 и 712. Кажется, он же назван в одной рукописи Самуилом Люлинским. См. Описание рукописей Церковно-Археол. Музея при Киев. Дух. Академии, Н. Петрова , 661, стр. 674–5.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

– Товарищ Костя, и ты здесь? Я вздрогнул. Кто мог меня так радостно окликать? В обращении ко мне слышались радость и неожиданность. – Костя, друг, и ты здесь. А мы то думали, что ты загиб-петров (умер). – Вот так случай, а то мы часто о тебе вспоминали. Действительно была неожиданность. Передо мной стоял Женя Жалмировский, товарищ по харьковской тюрьме, и с ним еще два, мне неизвестных. – Вот тут мои друзья. Знакомьтесь. Могу тебе сказать, ребята на ять, не стукачи (не шпионы от чекистов), не бойся. Ну да ладно, что ты здесь делаешь? А вид у тебя, право, убийственный, словно белены объелся. Видно червонец (десять лет) имеешь. Или болен, может быть? Право, странно. Ты совершенно не тот человек. Вспомни Харьков, второй корпус, как мы там буянили. Или соловецкий- дрын (палка) из тебя прыть вышиб. Да, где ты работаешь? Ну, рассказывай. Он на минуту остановился и оглянулся по сторонам, как будто боялся, чтобы стены не услышали наш разговор... -А я-то работаю на штрафной командировке на Белужьем острове. Трудно брат приходится, шамать дают плохо, что тебе и говорить, поди, сам знаешь. Или ты новичок? Что недавно попал, что ли, что все время молчишь? – А вот что, – он на минуту снова замолчал, потом решительно взмахнул рукою и продолжил: – знаешь что, я хотел бы с тобою кое о чем поговорить. Есть мало дело, я думаю, что ты остался тем, кем и был. Соловки тебя, верно, не изменили, как это делается с другими. Первое, мне нужно знать, где ты работаешь. Это, конечно, очень важно для дела. Он устремил на меня свой взор, и я в его глазах прочел решимость. – Где я работаю? Плохо дело, брат, если оно зависит от работы. Я думаю, что ты не с пустяками пришел. Я помню тебя еще с Харькова как парня решительного и порядочного. Так вот, я, как тебе будет известно, эапретник и потому нигде не работаю. Сижу целыми днями в этой проклятой 14-й роте. Редко даже пускают в сад гулять. Плохо, друг мой. Пища, как и сам знаешь, отвратительная. Даже свинья мало-мальски уважающая себя не станет кушать.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

с 09.02.30 – ПП ОГПУ Центрально-Черноземной области; с 28.04.32 – ПП ОГПУ – нач. УНКВД Западно-Сибирского края; с 16.02.35 – пом. нач. ГУЛАГа НКВД СССР; с 0712.35 – зам. нач. Волжского ИТЛ НКВД (г. Рыбинск); Спецзвание с 29.11.35 – старший майор гб; 27 .06.37 – арестован; 01 .12.37 – осужден в особом порядке к ВМН; 09 .12.37 – расстрелян. АЛИДИН Виктор Иванович (родился в 1911 г.), уроженец г. Кимры Тверской области, русский, чекстаж с 1930 г. партстаж с 1932г., образование – высшее (ВПШ при ЦК ВКП(б)); с 1930 г. – сотрудник УГРО ОГПУ (г. Кимры); с 1933 г. – служба в 56 полку войск ОГПУ (г. Киев); с 1937 г. – сотрудник НИИ ортопедии и травматологии (г. Киев); с 1937 г. – помощник секретаря Кировского РК ВКП(б) (г. Киев); с января 1938 г. – инструктор Киевского ГК КП(б)Украины; с 1939 г. – зам. зав. оргинструкторским отделом Киевского ГК КП(б) Украины; с октября 1939 г. – зав. отделом (там же); с 1942 г. – инструктор, зам. зав. отделом, инспектор ЦК КП(б) Украины (гт. Харьков, Воронеж, Ворошиловград Сталинград Саратов, Москва); с мая 1945 г. – слушатель ВПШ при ЦК ВКП(б) (г. Москва); с 1949 г. – секретарь Херсонского обкома КЩб) Украины (г. Херсон); с 23 августа 1951 г. – зам. начальника/управления МГБ СССР; с 9 апреля 1953 г. – начальник Отдела «П» МВД СССР; с 10 мая 1954г. – зам. начальника 7 управления КГБ при СМ СССР; с 1959 г. – начальник 7 управления КГБ при СМ СССР; с декабря 1967 г. – член коллегии КГБ СССР; с 6 января 1971 г. – начальник УКГБ СССР по г. Москве и Московской области; с 6 января 1986 г. – на пенсии. Спецзвания, воинские звания: с 1951 г. – подполковник гб; с 10 декабря 1964 г. – генерал-майор; с 10 декабря 1968 г.– генерал-лейтенант; с 16 января 1979 г. – генерал-полковник. АЛМАЗОВ (Алмазян) Завен (Зувен) Арменакович (1898–1940гг.), уроженец Армении, армянин, партстаж с 1919 г., чекстаж с 1929 г., образование – неполное высшее; с 6 января 1931 г. – помощник начальника строительства Вишерской целлюлозно-бумажной фабрики; с 16 декабря 1933 – помощник начальника ГУЛАГа;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Начало освободительной войны. Битва за Харьков! Часть 1 11.03.2022 1073 Время на чтение 10 минут  Источник: РУССКИЙ ДОЗОР  «Человек, у которого жизнь развивалась от хорошего к лучшему; человек, который еще при жизни не побывал в аду, еще не человек. Он зверь, мнящий себя человеком. Страшный смерч пронесся над моим родным городом. Но я никогда не сомневался, что оккупация Харькова и других земель Юга России временна. В 2014-ом году мне казалось, что скоро мы вернемся. Но помню, как моя жена Ольга во сне увидела, что мы вернемся только через восемь лет.» Это я написал в своей книге Переход через пропасть» в главе «Образ будущего». Книга была издана в 2019 м году. Не всем было очевидно, что так будет. Но теперь это уже реальность. 24-го февраля 2022 года российские войска пересекли границу Харьковской области, началась специальная военная операция по демилитаризации и денацификации Украины. Мне Сергею Моисееву, председателю харьковской организации «Русь Триединая» довелось участвовать в этом долгожданном историческом событии. После участия в событиях Русской весны восемь лет я прожил в Москве , но никогда не оставлял мысли вернуться в родной, исконно русский город Харьков. Перед поездкой в сторону Белгорода, увидел плакат с портретом Виктора Цоя и на ум пришли слова его песни: «Я ждал это время, и вот это время пришло, Те, кто молчал, перестали молчать. Те, кому нечего ждать, садятся в седло, Их не догнать, уже не догнать. Тем, кто ложится спать — Спокойного сна.» Перед тем, как отправиться в Харьков в первой колонне, я думал о смысле происходящего. Открыл Библию и попал на книгу Пророка Иезекиля. Открыл на главе 22. Прочтите главы 21.22 книги пророка Иезекиля и вам все станет ясно. Там ключ понимания к происходящему. «И было ко мне слово Господне: и ты, сын человеческий, хочешь ли судить, судить город кровей? выскажи ему все мерзости его. И скажи: так говорит Господь Бог: о, город, проливающий кровь среди себя, чтобы наступило время твое, и делающий у себя идолов, чтобы осквернять себя!

http://ruskline.ru/opp/2022/03/11/nachal...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010