Услужившим дается в руки, рассыпаясь деньгами. Клад в образе петуха состоит из золота, свиньи, жеребенка – из серебра и др. драгоценных вещей. На заклятых навеки кладах обыкновенно горит свеча. В рассказах о кладе часто упоминаются иконы Божьей Матери, Животворящий Крест, просфоры, ладан, восковые свечи, молитвы Божьей Матери, Архангелу Михаилу как ограждение от владеющей кладом нечистой силы. Для вызывания клада употреблялись «вызывные» книги с молитвами из требника, растение Петров-крест, плакун-трава (выросшая, по поверью, из слез Богородицы), ключ-зелье, трава-разрушевка, разрыв-трава (цвет папоротника). Последнюю надо было положить, истерев предварительно в порошок, за надрезанную кожу на ладони правой руки. При прикосновении такой руки к двери, каким-либо запорам или даже горе – все мгновенно разлеталось на куски. Прятавшими клады народ считал гл. обр. знаменитых разбойников, как, напр., Ермака, его есаула Кольцо, Стеньку Разина, Кудеяра. Разбойники эти прятали клады обыкновенно с таким заклятием, чтобы они доставались бедным людям. Лит.: Кондаков Н. П. Русские клады. СПб., 1896; Витев- ский В. Клады и кладоискание на Руси//Известия Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. Т. X, вып. 5. Казань, 1890; Орлов. Народные рассказы о кладах//Харьковский Сборник. Харьков, 1890. С. Ю. Кладбище (погост) Освященная земля при храме или за городом, селом, для погребения удостоившихся отпевания покойников; обносилось забором, в городах нередко даже каменной стеной с воротами или, на худой конец, окапывалось глубоким и широким рвом, чтобы на него не забредала бродячая скотина или случайно в потемках не зашел человек. При кладбищах обычно устраивалась небольшая кладбищенская церковь , была сторожка для сторожей, исполнявших роль могильщиков, мог быть Божий дом, иногда богадельня. Могилы были в виде небольших земляных насыпей, ориентированных с востока на запад ровными рядами, нередко они обсаживались и засаживались деревьями, кустами сирени, зарастали травой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

88) От Омского Епархиального Наблюдателя церковных школ Протоиерея Д.И. Садовского – Отчет о церковных школах Омской епархии за 1906–1907 г. Омск, 1909. 89) От П.М. Саладилова – его книга: К вопросу о реформе календаря, Спб., 1910. 90) От Протоиерея А.В. Соловьева – его брошюра: Средства нашего спасения. Сергиев Посад, 1910. 91) От А.А. Титова – его книги и издания: а) Троицкий Макарьевский Желтоводский монастырь. Москва, 1910; б) Ярославские Епархиальные Ведомости. Неофиц. часть. Список и указатель статей (1860–1892). Сергиев Посад, 1893; в) О великом граде Риме. Москва, 1911; г) Старообрядческое сказание о патр. Никоне. Москва, 1911; д) Из Записок Никодима, Еп. Енисейского. Тула, 1911. 92) От С. Тормазова – его брошюры: а) Генезис смеха и речи. Спб., 1907, и б) Счастье и прогресс. Спб., 1909. 93) От А. Шарапова – его Сборник поучений. Сергиев Посад, 1911. 94) От Кн. Е.Д. Шаховской – её издание: Из Архива Кн. С.В. Шаховского, т. 1–3. Спб., 1909–1910. 95) От П.И. Щукина – его издание: Щукинский Сборник, 9. Москва, 1910. 96) От кандидата LXVI курса свящ. А.М. Никольского – книги: а) Lightfoot, S. Paul’s Epistle to the Galatians. London. 1905; 6) Pfleiderer, Paulinismus. 2-te Auflage. Leipzig, 1890. 97) От кандидата LXVI курса П.Н. Илешанова – брошюра В.А. Троицкого, Христианство и церковь . Сергиев Посад, 1911. 98) От кандидата LXVI курса Н.Д. Протасова – его брошюры: а) Воббермин, Сущность христианства. Сергиев Посад, 1910, и б) Первобытный человек Библии. Харьков, 1910. 99) От кандидата LXVI курса А. А. Сперанского – книга: Κωνσταντελλου Εκκλησιαστικον δικαιον. Εν Αθηναις, 1909. —71— 100) От кандидата LXVI курса свящ. М.Я. Струминского – книга: а) Шлейден, Растение. Москва, 1862; б) Чирецкий; Патриарх Никон . Спб., s. а.; в) Гамсуд, Голод. Москва, s. а.; г) Петров, Города и люди. Спб., 1906; д) Вроблевский, Самоучитель польского языка. Спб., 1904; е) Сабатье, О бессмертии души и о жизни. Спб., 1898; ж) Тэффи, Предпраздничное. Спб., 1910; з) Стриндберг, Любовь и хлеб. Москва, s. а.; и) Шекспир, Гамлет, пер. Палевого. Спб., s. а.; i) Ложель, Что такое жизнь. Киев, 1898; к) Шекспир. Гамлет, пер. Полевого. Киев, 1900; л) Шиллер, Разбойники. Киев, 1900; м) Бородин, Протоплазма и витализм. Спб., 1895; н) Малышев, Страждущий Христос. Сергиев Посад, 1910; о) Ганнеман, Руководство немецкого языка. 8-е изд. Москва, 1876; п) Берте, Немецкая хрестоматия. 16-е издание, Москва, 1889.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1010 См. брошюру: „Чешское торжество православия. К тридцатилетию воссоединения с православной церковью первой группы чехов (1 окт. 1870 – 1 окт. 1900)“. Издание Воскресенской миссионерской обители. Петроград. 1991 г. 1013 Сочинение „О св. Димитрии Ростовском “ писано было Василием Нечаевым (ныне преосв. Виссарион еписк. Костромской) и сильно переделано А. В. Горским, рассуждение Руднева тоже правлено А. В-чем, но значительно меньше. Таким образом все три указанные выдающиеся произведения принадлежат нашей академии. 1015 Многочисленные как прямые, так и косвенные примеры этого даёт кн. проф. С. С. Глаголева „Сверхъестественное откровение и естеств. Богопознание“. Харьков. 1900. 1016 Полиглотта – (греч. πολ – много и γλττα – язык) – название сочинения на нескольких языках, дающего то же самое содержание (особенно в применении к изданиям Священного Писания) в двух, трёх или более переводах (наиболее полные включали тексты на 10–12 языках), с приложением основного текста. – прим. эл. ред. 1018 Юркевич, бывший смотрит. Полоцк. д. училища, ск. в г. Одессе настоятелем Кладбищен. церкви в 1897 г. 1021 Александр (Кульчицкий) инсп. сем. с 1866 г.–1871 г., с 1881 г. – Настоят. церкви в Риме, с 1877 г. – еп. Туркестанский; с 1883 г. – Костромской ск. дек. 16 ч. 1888 г. См. Русск. Паломн. 1889 г. 4. 1023 Макарий (Нулгаков) с 1868 г. арх-еп. Литовск., с 1879 г. митр. Москов., ск. 9 июня 1882 года. 1026 Подробнее о сём см. в брошюре: „Торжество освящения Кафедрального Николаевского Собора в г. Витебске, – Витебск, 1872 г. стр. 4 и след. 1032 Об учреждении Братства и о препятствиях в учреждении см. Братск. Сл. за 1896 г. т. I стр. 655 и след., 709 и сл. 1035 Терновский П. М. прот., докт. истории ск. в 1874 г. См. письма М. Ф. к Высоч. Особ. стр. 209 пр. 2. 1039 Пафнутий (Овчинников Поликар. Петров.) с 1858 г. лже-епископ Коломенский, личность замечательная в расколе; в 1882 г. Пафнутий опять ушёл в раскол см. очер. Австрийского священства, священник. С. М. Маркова стр. 40–45. 92–96 и стр.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Прилежаев К. Духовная школа и семинаристы в истории русской науки и образования//Там же. 1879. Ч. 2. Прилежаев К. Из истории духовной школы в первые годы синодального управления//Там же. 1879. Ч. 1. Проект богословского факультета при Екатерине II в 1773 г.//ВЕ. 1873. 11 (изд. И. Е. Забелин). Рождественский С. Материалы для истории учебных реформ в России. СПб., 1910. Т. 1; то же в: Зап. ист.-фил. факультета С.-Пб. ун-та. 96. Рождественский С. Очерки по истории систем народного просвещения в России XVIII–XIX вв. СПб., 1912. Т. 1. Рождественский Ф. Самуил Миславский, митрополит Киевский//ТКДА. 1876. 3, 11; 1877. 4–5. Рункевич С. Г. Александро-Невская лавра. 1713–1913. СПб., 1913. Серебренников В. Н. Киевская Академия с половины XVIII века//ТКДА. 1896. 1–3. Сменцовский М. Братья Лихуды. СПб., 1899. Смирнов С. К. История Московской Славяно-греко-латинской Академии. М., 1855. Смирнов С. К. История Троицкой лаврской семинарии. М., 1867. Сперанский И. Очерк истории Смоленской семинарии. Смоленск, 1892. Стеллицкий Н. С. Харьковский коллегиум до преобразования его в 1817 году. Харьков, 1895. Теодорович Н. Волынская духовная семинария. Почаев, 1901. Титлинов Б. Гавриил Петров (см. библиогр. к § 8). Титов Ф. И. Духовные школы в Курско-Белгородской епархии. Курск, 1885. Титов Ф. И. К вопросу о значении Киевской Академии для православия и русской народности в XVII–XVIII вв. К., 1904. Титов Ф. И. К истории Киевской Духовной Академии в XVII–XVIII в.//ТКДА. 1911. 7–8; 1912. 1–2, 4, 7–8; 1913. 1, 4; 1914. 1. Титов Ф. И. Стара biщчa ocbima Kiebcьkiй Ykpa¿hi. К., 1924 (Збophik Icmopiчho-фiлoлor. biддiлy. 20) (загл. на укр., текст на рус. яз.). У Троицы в Академии. 1814–1914. Юбилейный сборник. Сергиев Посад, 1914. Флоровский Г. Пути русского богословия. Париж, 1937. Харлампович К. Борьба школьных влияний в допетровской Руси//Киевская старина. 1902. 8. Харлампович К. Малороссийское влияние на великорусскую церковную жизнь. Казань, 1914. Т. 1. Харлампович К. Материалы для истории Казанской духовной семинарии в XVIII столетии. Казань, 1903.

http://sedmitza.ru/lib/text/439983/

И.С. Державин. Степенная книга, как литературный памятник. Принимая во внимание общий характер исторической стороны «Степенной книги», участие в ее редактировании митрополита, а также – ряд статей, характерных для общерусского митрополичьего свода, – референт приходит к мысли о тождестве «Степенной книги» с тем общерусским летописным сводом, одна из редакций которого названа Владимирским полихроном 2 . Главнейшими деятелями по составлению того памятника, который в редакции митрополита Макария назван Книгой Степенной царского родословия, – являются: митрополит Петр, редактор общерусского митрополичьего свода 1305 года, митрополит Киприан, митрополит Фотий, редактор Владимирского полихрона 1423 года и, наконец, Макарий; ближайшими сотрудниками последнего были – протопоп Сильвестр и Василий, в иночестве Варлаам. Н.И. Петров . Первый (малорусский) период жизни и научно-философского развития Г.С. Сковороды. Референт поставил себе целью по возможности точнее восстановить всю хронологическую последовательность малороссийского периода жизни Сковороды, как до сих пор мало известного и отметить те влияния, которые более всего способствовали надлежащей формировке настроения и миросозерцания нашего философа. Киевской духовной академии, верной заветам Феофана Прокоповича (политические и философские курсы, слушанные Сковородой у Георгия Конисского) . Сковорода учился в то врея, которое обыкновенно называют эпохой возрождения классицизма в России. Завершив свое обучение в академии, Сковорода вышел из нее в 28 лет, – тот возраст, когда у человека складываются прочные убеждения на всю жизнь. Внимательное чтение классических авторов наложило весьма яркую печать на все миропонимание и настроение Сковороды и он стал самым видным представителем возрождения классицизма и философии в России, применяя древне-классические и философские начала к русской народности и истинам православной веры. А.К. Бороздин. О задачах изучения древнерусской литературы. Напомнив выставленную М. Мюллером схему развития всякой науки (собирание фактов, классификация, общие законы), референт нашел, что изучение древнерусской литературы вообще находится лишь на первой ступени научного развития, т. е. в периоде собирания материала. Перед нами литературная статика, но нужна разработка литературной динамики: собирая кирпичи (что необходимо), следует помнить, для чего они собираются, какое здание хотят строить, в противном случае собирание кирпичей совсем безцельно. Мнение, что надо дорожить всем писанным, так как мало материала, неправильно: нужно иметь научное мужество объявить, что мы литературы не знаем, а не выдавать за литературу совсем не литературный материал. При выборе того или иного материала следует обращать внимание на присутствие волевого элемента, на воздействие писателя, на среду – и тогда в компетенцию истории литературы войдут лишь те произведения, в которых слово есть орудие воздействия на общественное сознание (публицистика, проповедь , поэзия).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

Пока мы решили огласить имена шестнадцати лауреатов конкурса. Чтобы сохранить интригу, имена лауреатов, тех, кто получит первую, вторую и третью премии, мы огласим в день официального подведения итогов конкурса. Непосредственно на самой церемонии вручения премии, которая состоится на Светлой Седмице 27 апреля, все узнают имена победителей. Итак, итоговый список лауреатов конкурса «Русская цивилизация и Запад: преодолима ли мировоззренческая пропасть?» таков (в алфавитном порядке): 1. Василик, о. Владимир Владимирович, диакон, кандидат филологических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета (Санкт-Петербург, Россия) 2. Даренский Виталий Юрьевич, кандидат философских наук, доцент Луганско го государственного университета внутренних дел им. Э.Дидоренко (Луганск, Украина ) 3. Каплин Александр Дмитриевич, доктор исторических наук, профессор Харьковского национального университета им. В.Н.Каразина (Харьков, Украина) 4. Карамышев, о. Сергий, иерей, настоятель храма Св. Троицы пос. Каменники Рыбинского благочиния Ярославской епархии (Ярославская обл., Россия) 5. Марчуков Андрей Владиславович, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института Российской истории РАН ( Москва , Россия) 6. Медоваров Максим Викторович, историк, аспирант Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского (Н.Новгород, Россия) 7. Митрофанова Анастасия Владимировна, доктор политических наук, руководитель Центра евроатлантических исследований Дипломатической академии МИД России, профессор РГГУ, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств (Москва, Россия) 8. Новиков Олег Алексеевич, кандидат юридических наук, преподаватель Воронежского филиала Российской академии государственной службы и народного хозяйства при Президенте России (Воронеж, Россия); Сафронова Елена Викторовна, доктор юридических наук, профессор Белгородского государственного университета (Белгород, Россия) 9. Петров Сергей Юрьевич, кандидат технических наук, доцент Государственного университета информационных технологий, механики и оптики (Санкт-Петербург, Россия)

http://ruskline.ru/news_rl/2011/04/19/la...

СПб., 1885. вып. VII. 146.       Сплетский архиепископ Марк Антоний Господнечич и его значение в южнорусской полемической литературе XVII века//Памятники русской старины в Западных губерниях, издаваемых с Высочайшего соизволения П. Н. Батюшковым. СПб., 1885. вып. VII. 147.       Львовский епископ Гедеон Балабан и его деятельность на пользу православия и русской народности в Галиции и в юго-западном крае России//Памятники русской старины в Западных губерниях, издаваемых с Высочайшего соизволения П. Н. Батюшковым. СПб., 1885. вып. VIII. 148.       Униатский мученик Иоасафат Кунцевич и посмертное чествование его бывшими униатами юго-западной и западной России//Памятники русской старины в Западных губерниях, издаваемых с Высочайшего соизволения П. Н. Батюшковым. СПб., 1885. вып. VIII. 149.       Записка писаря Киевского магистрата Данилы Слюсарского о киевских событиях с 1734 по 1778 год//КЕВ. 1885. 150.       Некролог преосвященного Екатеринославского Феодосия//КЕВ. 1885. 151.       Несколько слов о расколе старообрядства в Киевской епархии//КЕВ. 1885. 152.       Грамота Киевского митрополита князя Гедеона Святополк-Четвертинского//КЕВ. 1885. 13. 153.       Новые сведения о штундизме//КЕВ. 1885. 19-21. 154.       " К истории южнорусской литературы XVII столетия " Н. Ф. Сумцова. Киев-Харьков, 1883-1884//ЖМНП. 1885. 4. 155.       Начало греко-болгарской распри и возрождение болгарской народности//ТКДА. 1886. 156.       Коллекции древних восточных икон и образчиков древней книжной живописи, завещанные преосвященным Порфирием Успенским Церковно-археологическому музею при Киевской духовной академии//ТКДА. 1886. 9, 10. 157.       Высочайшая аудиенция архимандриту Петру (Троицкому) 8 июня 1858 года//Исторический вестник. 1886. 2. 158.       Взгляд очевидца на греко-болгарскую распрю//Исторический вестник. 1886. 8. 159.       25-летие издания " Киевских епархиальных ведомостей "http://КЕВ. 1886. 5, 6. 160.       Из переписки Киевского митрополита Евгения Болховитинова//КЕВ. 1886.

http://bogoslov.ru/person/401224

93. Кронштадтский маяк (19 окт. 1902 г. Ко дню именин о.Иоанна Сергиева Кронштадтского). Н.-Новгород, 1902. Изд. 2-е – СПб., 1903. 94. Преображенский И. В. Новые и традиционные духовные ораторы о.о. Григорий Петров и Иоанн Сергиев (Кронштадтский). Критический этюд. СПб., 1902. 22 с. Изд. 3-е – СПб., 1902. Изд. 5-е, доп. – СПб., 1903. 40 с. 95. Новый случай исцеления больной с приложением очерка жизни отца Иоанна Ильича Сергиева, протоиерея Андреевского собора в Кронштадте. СПб., 1902. 96. Нравственное влияние о. Иоанна Кронштадтского на духовных детей. СПб., 1902. 1 л.; портр. 97. Отец Иоанн Ильич Кронштадтский в Костроме. СПб., 1902. 1 л.; портр. 98. Отец Иоанн Кронштадтский , исцеляющий евреев и татар. СПб., 1902. 1 л.; портр. (Листок 4-й.) 99. Отец Иоанн Кронштадтский [как благотворитель]. СПб., 1902. 76 с.; портр. 100. Охотский С. И. Наставления о.Иоанна Сергиева (Кронштадтского) при совершении Таинства Покаяния. Изд. 8-е. СПб., 1902. 101. Протоиерей о.Иоанн Ильич Сергиев как пастырь-проповедник. Харьков, 1902. 10 с. 102. Черты из жизни о. Иоанна Кронштадтского . Изд. 2-е. СПб., изд. В. Максимова, 1902. 1903 103. Анисимов В. Отец протоиерей Иоанн Ильич Сергиев (Кронштадтский). Одесса, изд. Е. П. Фесенко, 1903. 72 с.; портр. 104. Голованов С. А. Протоиерей Иоанн Ильич Сергиев (Кронштадтский). Его жизнь и деятельность. СПб., 1903. 58 с.; портр. 105. Животовский С. В. На Север с отцом Иоанном Кронштадтским . Очерки и иллюстрации С. В. Животовского. СПб., 1903. 76 с.; ил. 106. Жизнь отца Иоанна Кронштадтского . Изд. 2-е. М., 1903. 32 с. 107. Злые духи (демоны) по учению о. Иоанна Кронштадтского . СПб., 1903. 108. Кроткое А. А. О кронштадтском протоиерее отце Иоанне. Черты его жизни, молитвенная помощь, его мысли и отношение к нему в ученом мире. М., 1903. 44 с.; портр. 109. Летницкий И. H., свящ. К приезду о. Иоанна Кронштадтского в Астрахань в 1903 году. Астрахань, 1903. 4 с. 110. Михаил [Семенов Павел Васильевич], иеромонах. О.Иоанн Кронштадтский. Полная биография с иллюстрациями. СПб., 1903. 400 с. Изд. 2-е – СПб., Репринт – М., «Паломник», 1999.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

1659 См.: Кабанец Е. П. Восточные славяне и византийские христианские миссии в Таврике и Северном Причерноморье на рубеже IX–X вв.//Сугдейский сборник. – К.; Судак, 2004. – С. 92–93, 95–96. 1660 См.: Цукерман К. Два этапа формирования древнерусского государства//Apxeoлoriя. – 2003. – – С. 83, прим. 17, 55. 1661 Photii epistulae. – Lipsiae, 1983. – Vol. 1. – P. 50, 293–296; Theoph. Cont. – P. 196. 6–15; Продолжатель Феофана. – C. 84; Dvornik F. Les legendes de Constantin et de Methode vues de Byzance. – Prague, 1933. – P.172–180; Рапов О. М. Русская церковь в IX – первой трети XII в. Принятие христианства. – М., 1988. – С. 78–79; ср.: Шрайнер П. Miscellanea Byzantino-Russica//ВВ. – 1991. – Т. 52. – С. 151–153 (дата нападения указана при перечислении императоров в рукописи 1280–1300 гг. из Брюссельской библиотеки); Известия Ал-Бекри и других авторов о Руси и Славянах. – СПб., 1878. – Ч. 1. – С. 172–174; Левченко М. В. Очерки по истории русско-византийских отношений. – М., 1956. – С. 60–61; Сорочан С. Б. Византия в IV–IX века: этюды рынка. 2-е изд., испр. и доп. – Харьков, 2001. – С. 247; Цукерман К. Два этапа ... – С. 80–81; Назаренко А. В. Древняя Русь на международных путях. Междисциплинарные очерки культурных, торговых, политических связей IX–XII вв. – М., 2001. – С. 51–52 (там же указание на источники и литературу вопроса); Бибиков М. В. Byzantinorossica. Свод византийских свидетельств о Руси. – М., 2004. – С. 44–45, 58. 1662 Грот К. Я. Моравия и мадьяры с половины IX до начала X века. – СПб., 1881. – С. 244; Baлarypi Е. А., Алешкевич Я. А. Noлimuчhi контакти мiж угорцями та славянами Cxiдhoi i Цehmpaльhoi Европи в IX–X cmoлimmяx//Mamepiaлu i дocлiджehhя з археолога Прикарпатья i Boлihi. – Лbib, 2002. – Вип.8. – С. 148. 1663 Науменко В. Е. Церковно-политические контакты Византийской империи и Хазарского каганата в середине IX в.//Хазары. Второй Международ. коллоквиум. Тезисы. – М., 2002. – С. 75–76. 1664 Петров К. Делото на Кирил и Методи во обновуването и распространеъто на култот на Климент Римски во уметности//Годишен зборник на Филозофски факултет. – Скопие, 1978–1980. – Т. 5/6. – С. 269; Подскалъски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988–1237)/Изд. 2-е, исправл. и доп. для рус. перев. – СПб., 1996. – С. 22–23; Цукерман К. Два этапа формирования древнерусского государства. – С. 82, 90–92. Впрочем, путь ромейской миссии к моравам через болгарские земли относится к числу гипотез (ср.: Полывянный Д. И. Культурное своеобразие средневековой Болгарии в контексте византийско-славянской общности IX–XV веков. – Иваново, 2000. – С. 34).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В., свящ. Блаженной памяти свт. Божия Иосифа Семашко, митр. Литовского и Виленского: Стихотворение. Витебск, 1889; Малышевский И. И. Воссоединение западнорус. униатов с правосл. Церковью//ПрибЦВед. 1889. 18. С. 497-502; Наумович И. Г., прот. 50-летие (1839-1889) воссоединения с Правосл. Церковью западнорус. униатов. СПб., 1889; Павлович Ф., прот. Памяти митр. Иосифа Семашки: (Стихотворение)//ПрибЦВед. 1889. 13. С. 367-368; 50-летие (1839-1889) воссоединения с правосл. Церковью западнорус. униатов/Сост.: Ю. Ф. Крачковский. СПб., 1889; Соловьев С., свящ. Привет правосл. священника: (Стихотворение 1849 г.)//Рус. паломник. 1889. 24. С. 281-282; Торжество православия//Там же. 1889. 13. С. 149-151; Петров Н. И., Городецкий М. И. Белоруссия и Литва: Ист. судьбы Сев.-Зап. края. СПб., 1890; Иосиф (Соколов), еп. Виленский правосл. некрополь. Вильна, 1892. С. 51-52, 323; Берман М. А. Виленский архиерейский хор при митр. Иосифе. Вильна, 1893; Макаревский М. И. [Рец. на:] Киприанович Г. Я. Жизнь Иосифа Семашки//Рус. паломник. 1893. 43. С. 687; Рункевич С. Г. История Минской архиепископии, 1793-1832 гг. СПб., 1893. С. I, 572; он же. Краткий ист. очерк столетия Минской епархии. Минск, 1893. С. 60-63, 71, 74, 75, 78-81; Киприанович Г. Я. Высокопреосв. Иосиф (Семашко), митр. Литовский и Виленский: Очерк его жизни и деятельности. Вильна, 1894; он же. Жизнь Иосифа Семашки, митр. Литовского и Виленского, и воссоединение западнорус. униатов с правосл. Церковью в 1839 г. Вильна, 18972; М. Б. Неск. слов о митр. Иосифе//Литовские ЕВ. 1894. 4. С. 26-27; К 50-летию Виленской правосл. кафедры//ЦВ. 1895. 6. Стб. 177-179; Жукович П. Н. Иосиф Семашко//РБС. Т.: Ибак-Ключарев. С. 341-344; Егоров А. Иосиф Семашко, митр. Литовский и Виленский. Платон Городецкий, митр. Киевский и Галицкий. Од., 1899; Миловидов А. И. Заслуги гр. М. Н. Муравьёва для правосл. Церкви в Северо-зап. крае. Харьков, 1900; Савва (Тихомиров), архиеп. Хроника моей жизни. Серг. П., 1901. Т. 3. С. 415-429; 1902. Т. 4; 1906. Т. 6; Едлинский М.

http://pravenc.ru/text/578547.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010