2. По традиции правила Петрова поста в отношении пищи таковы: В этот пост мясо, молочные продукты и яйца есть нельзя, но во все дни, кроме среды и пятницы можно вкушать рыбу (варёная пища с елеем тоже не возбраняется). Одинаково правомерно и то и другое правило: первое имеет силу закона писанного, второе – устойчивой, законной традиции. Мария 25 июня 2012, 17:27 Пост Петровский не строгий! Хорошо! Но глаз через красоту грешит,да еще как! Изысканность явств-тоже грех!Соблазн сплошной! Искушение- сделать так же красиво,как у автора ,-зависть! Не будем искушаться,а будем постом приятным поститься! p.s. Для начинающих это " скитание желудка " . Татьяна 25 июня 2012, 15:41 Чтобы обеспечить семье всё это вкусное постное разнообразие (как у Шмелёва и здесь), нужно потратить раз в десять больше времени и сил, чем просто отварить курицу к каше, или намешать творог со сметаной. Речь ведь не о том, что постное не может быть разнообразным и вкусным, или кто-то не хочет поститься. Одна из целей постного питания это - экономия времени, которое лучше потратить на молитву и экономия средств, которыми лучше поделиться с неимущими. Но чтобы приготовить всю эту " красоту " , причём не раз в неделю, а каждодневно, нужно женщине не работать, а сидеть дома и готовить, что при Шмелёве и было. У современной работающей женщины, имеющей троих детей, элементарно нет времени для всего этого " постного " разнообразия, и просто отваренная без забот и затей курица, оказывается блюдом гораздо более соответствующим задачам поста, чем все эти пироги и пышки. А уж сколько стоит " постная " рыба сейчас - лучше помолчать! Вот и получается, что для соблюдения всех постных установлений нужно быть либо одиноким-бессемейным, либо неработающим пенсионером. Тогда и время на всё есть и заботиться кроме себя ни о ком не нужно! Думаю многодетные работающие мирянки меня поймут. Анна 24 июня 2012, 19:17 Почитайте Шмелева, как он описывает постные трапезы. Все очень вкусное, разнообразное. И постное!Как здесь! Алла 21 июня 2012, 16:00

http://pravoslavie.ru/54340.html

    Декабря 26-го, 1826 г. 122. Марии Петровне Колычевой    Должно удаляться вам от празднословящих, чтобы опаснее внимать своему спасению. Предмет спасения важнее временной жизни; лучше каждый день умирать смертельно, только чтоб вечно спастись. Плоть и мир на спасающихся всегда держат брань. Плоть покоряется постом, а мир до конца гнать будет. Спаситель мира, Творец и всех благ Податель ученикам своим говорит: «Меня изгнали и вас изженут. Мир возрадуется, а вы восплачете и возрыдаете: но слезы ваши обратятся в радость». Вот еще мало, и не закоснит прийти грядущий со славою!... Те, которые здесь в терпении болезненно ищут царствия Божия и правды Его, конечно, найдут его. Что-то во мне сердце стало сокрушаться от воспоминания грядущия вселенныя; все чувства тают, и слеза приятно катится из глаз. Мирный Ангел Б. да сохранить тебя! Не могу продолжать более: изнемог.     Июля 5-го, 1827 года. 130. Марии Петровне Колычевой    Сугубая есть христианам брань, сугубое и сражение. Едина с видимыми вещами, возбуждающими, раздражающими и позывающими нас к пристрастию к ним и соуслаждению. Другая» к началом и ко властем и миродержателем тмы века сего» (Еф 6:12). Так изъясняется из святых Великий Макарий.    Он же говорит: хотящим повиноваться слову Божию и благие творящим плоды знамения последуют сия: воздыхание, плач, потупление лица, тихость, преклонения главы, молитва, молчание, пребывание на едином месте, горестное рыдание и труд сердца, о благочестии подъемлемый. Дела же: бдение, пост, воздержание, кротость, молитва непрестанная, чтение Божественных Писаний, вера, смирение, братолюбие, покорность, труд, злострадание, любовь, благость, честность и весь свет, иже есть Господь.    Не творящих же плодов живота знамения суть сии: уныние, прехождение за границы, рассыпанность очей на все страны, небрежение, роптание, легкая тела вертлявость. Дела же: обжорство, гнев, ярость, клевета, кичение, празднословие, неверствие, непостоянность, забвение, замешательство, лихоимание, сребролюбие, ревнование, свары, презорство, лгание, пустой смех, своевольство и вся тьма, яже есть сатана. Благодарение святому Макарию за доставление сего необходимо нужного сведения; поэтому удобно нам усматривать себя, что в нас есть: «свет или тьма! Покойся во Господе, дорогая Мария! Любовь николиже отпадает» (1 Кор 13:8)»; «любящим Бога вся поспешествуют во благое» (Рим 8:28).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

38. Марии Петровне Колычевой    Стукнуло 9 часов. Ах, где ты скрываешься, ежели не в забвении, о быстротекущее время? И что день, что час сближают нас с гробом. У меня два гроба одной меры: один черный с белым крестом, а другой белый с красным крестом. Произволяющий может сказать на меня: какой он домостроительный!..    В Царствии Небесном нет ни мужеска, ни женска пола, но все, как Ангелы. О прелюбезнейшее собрание! Поспешим туда праводеланием и ревностью в чистых мыслях; одно наше утешение и радость, сладость и наслаждение — Бот наш Иисус Христос! В Нем верующие имеют одно сердце, одну душу, одни мысли. Что это за тайна, явная сердцу, невидимая глазам, противники веры разуметь не могут, потому что вера имеет свой собственный взор и проницает небо. Какое приятное воззрение! Очищенною мыслью в простом сердце открываются глубокие тайны невидимого света; а мысль очищается постом и молитвою. Умерщвление плоти оживотворяет душу. Теперь вам желаю покойного сна под сохранением и блюдением святого Ангела от находящих мечтаний. Покрой нас, Мати Божия, от обеспокоивающих наши сердца.     Ноября 30-го, 1824 года 43. Марии Петровне Колычевой    На письмо о строгостях духовных.    Душа, жаждущая всегда быть в созерцаниях небесных красот, которые невещественны и не видимы телесным глазам, ищет средств всегда удерживать себя в таком преславном восхождении! Она отвращается от всякого земного вида и лестного утешения, охотно презирает всякое плотское удовольствие по той причине, что она вкусила сладость, все превосходящую, в сравнении с которой мирские наслаждения кажутся ей горестью и тяжестью злою. Но как плоть уклонна к земному, для того и наказывается строгостями и умерщвлением, чтоб не препятствовала своими пожеланиями душе восходить в небесные видения и пребывать в памяти Божией разумно!    Когда усматривается лучшее, тогда худшее остается без внимания и уже презирается, ежели оно препятствует следовать к лучшему. А чтобы не заспаться и скоро встать на молитву, кладет под голову камень и ничего под себя не подстилает. К чему такая строгость? К тому, чтобы не уклониться в худшее и не потерять из виду лучшего. Ведь не можно без особенных трудов достичь из дальних стран в Иерусалим! Тоже нельзя без особенных подвигов и строгостей достичь и неба.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Только чтобы не случилось с нами, как у Чехова в рассказе «О бренности», который, мне кажется, каждый должен прочитать перед Великим постом. Беседовала Тамара Амелина А.П. Чехов О БРЕННОСТИ (МАСЛЕНИЧНАЯ ТЕМА ДЛЯ ПРОПОВЕДИ) Надворный советник Семен Петрович Подтыкин сел за стол, покрыл свою грудь салфеткой и, сгорая нетерпением, стал ожидать того момента, когда начнут подавать блины… Перед ним, как перед полководцем, осматривающим поле битвы, расстилалась целая картина… Посреди стола, вытянувшись во фронт, стояли стройные бутылки. Тут были три сорта водок, киевская наливка, шатолароз, рейнвейн и даже пузатый сосуд с произведением отцов бенедиктинцев. Вокруг напитков в художественном беспорядке теснились сельди с горчичным соусом, кильки, сметана, зернистая икра (3 руб. 40 коп. за фунт), свежая семга и проч. Подтыкин глядел на всё это и жадно глотал слюнки… Глаза его подернулись маслом, лицо покривило сладострастьем… — Ну, можно ли так долго? — поморщился он, обращаясь к жене. — Скорее, Катя! Но вот, наконец, показалась кухарка с блинами… Семен Петрович, рискуя ожечь пальцы, схватил два верхних, самых горячих блина и аппетитно шлепнул их на свою тарелку. Блины были поджаристые, пористые, пухлые, как плечо купеческой дочки… Подтыкин приятно улыбнулся, икнул от восторга и облил их горячим маслом. Засим, как бы разжигая свой аппетит и наслаждаясь предвкушением, он медленно, с расстановкой обмазал их икрой. Места, на которые не попала икра, он облил сметаной… Оставалось теперь только есть, не правда ли? Но нет!.. Подтыкин взглянул на дела рук своих и не удовлетворился… Подумав немного, он положил на блины самый жирный кусок семги, кильку и сардинку, потом уж, млея и задыхаясь, свернул оба блина в трубку, с чувством выпил рюмку водки, крякнул, раскрыл рот… Но тут его хватил апоплексический удар. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/maslenitsa-trepet-rado...

Петров пост: куда пропадают прихожане Нужна ли диета со скрипом зубовным Богу 23 июня, 2019 Нужна ли диета со скрипом зубовным Богу По поводу Петрова поста сломано и еще поломается не одно копье сетевых споров. Если мы вспоминаем апостольские труды и скорби, значит, мы им должны в чем-то и как-то подражать? А это как? Пройтись по дачному кооперативу с проповедью? – рассуждает священник Андрей Мизюк (г. Саратов). У всех свои «труды» Священник Андрей Мизюк. Фото Ивана Привалова/eparhia-saratov Во время богослужения, совершаемого в память кого-либо из апостолов, на полиелее поется величание, в котором есть такие слова: «…и чтим болезни и труды твоя, имиже трудился еси во благовестии Христове». Эти труды и болезни вспоминаются именно в связи с кем-то из апостолов. Здесь не просто чтим «святую память твою…» или же «страдание твое», как в случае с мучениками или же иными святыми, а именно тот долгий, трудный и зачастую скорбный труд и путь, который почти для всех апостолов закончился страданием и смертью, а на всем протяжении своем сопровождался молитвой и постом. Такие вот мысли посетили меня накануне Петрова, апостольского поста. А у нас тоже своего рода труды, между прочим. Лето – период особенный, когда из храма нередко исчезают даже самые ревностные прихожане, а точнее, прихожанки. Недели через две-три, бывало, спохватишься вот так: не заболела ли, или, упаси Господи, чего хуже не случилось ли, в общем, хорошо бы справиться. К счастью, «пропажане» наши обретаются, загорелые и уставшие, реже из отпуска, чаще всего – в «увольнительную» с дачи. И это тоже ведь, кстати, в некотором смысле труды и болезни. Нет, не апостольские, конечно же, но… Пенсии у бабушек наших такие, что без огорода весной-летом им в оставшееся время года никак (тут еще и дети с внуками как обычно, кто ж их без закруток оставит-то), а приезжать с дачных участков на выходные и на службы получается далеко не всегда и не у всех. Винят себя, конечно, но спешишь утешить, что у каждого на свое время есть дело, храм забывать нельзя, но и насущный хлеб без труда никому не дается. Многие действительно живут за счет своих участков. Как вот все это совместить? Как делать одно и другого не оставлять? Как подражать апостолу

http://pravmir.ru/petrov-post-kuda-propa...

Постная еда с Анной Людковской: салат из гороха маш и копченого лосося Этот лосось уже с витрины магазина кричал мне, чтобы я ни в коем случае не проходила мимо, что сейчас петровский пост, можно рыбу, и ничего лучше мне не найти. Разумеется, я откликнулась на призыв и купила. 21 июня, 2012 Этот лосось уже с витрины магазина кричал мне, чтобы я ни в коем случае не проходила мимо, что сейчас петровский пост, можно рыбу, и ничего лучше мне не найти. Разумеется, я откликнулась на призыв и купила. Постом Правмир представляет кулинарную колонку Анны Людковской . Анна Людковская — кулинар со стажем: уже 15 лет она сама придумывает рецепты и пишет про еду. Ей есть что рассказать и чем удивить. К летней еде особые требования — она должна быть легкой и одновременно сытной. И еще быстрой, потому что летом нужно кататься на велосипеде, разводить цветы, встречаться с друзьями (да мало ли летом дел?), а не проводить время на кухне. Поэтому как только столбик термометра переваливает за 20 градусную отметку, я перехожу на сытные салаты. Анна Людковская К тому же, такие салаты идеальны в жару, от них на лбу не выступают капельки пота. Можно приготовить целую миску и есть несколько дней. Даже разогревать не нужно! Главное — определиться с основным ингредиентом. Это может быть консервированная фасоль из банки, вареная чечевица, перловая крупа, кукуруза. Что угодно! Или горох маш — такие зеленые круглые бусины, по размеру несколько раз меньше фасоли. Маш популярен в Азии, его очень любят в Узбекистане. Его еще называют «зеленой фасолью Мунго», и часто используют для получения ростков сои. Важное достоинство маша в том, что в отличие от большинства бобовых, его не надо замачивать и долго варить. Маш продается на любом продовольственном рынке, обычно в отделе развесных круп и специй, рядом с мешочками разноцветной фасоли. Или в магазинах — в красивые пакетики маш упаковывает прибалтийская компания «Ярмарка». Впервые я попробовала маш несколько лет назад. Увидела в блоге у Алексея Зимина рецепт супа из гороха маш с мятой, заинтересовалась и с тех пор сварила этот суп, наверное, раз двадцать. Обжариваете на оливковом масле лук, морковку и сельдерей, вливаете воду, всыпаете маш (на этом этапе соль-перец), а после того, как горох сварится, выдавливаете зубчик чеснока и всыпаете охапку рубленой кинзы с мятой.

http://pravmir.ru/postnaya-eda-s-annoj-l...

Вместо массовых разрешений и отпущений грехов, православное сознание представителей западнорусской церкви подсказало обратиться к таинствам исповеди и св. Причастия. Помимо представленного чинопоследовавия, в западнорусской богослужебной практике интересующего нас времени, имел место и другой чин храмового освящения, весьма любопытный, как по своему составу, так и по отдельным подробностям. Нам пришлось встретить такой чин в двух рукописных памятниках XVI в., отдельно написанным в особой книжице (рукопись Киево-Соф. библиотеки 648, по описанию проф. Петрова, 68), под заглавием: «Устав и чин певаемый на освящение новосозданной церкви» и в рукописном архиерейском требнике той же библиотеки, 647 (по описанию проф. Петрова, 60) стр. 328 – 382. В последней рукописи, данное Чинопоследование изложено в несколько сокращенном, а иногда, и измененном виде, сравнительно с чином рукописи первой. Ввиду особого интереса, какой представляет из себя данная редакция южнорусского чина освящения храмов, мы издаем (в приложении) этот чин по рукописи 648 (68), с указанием наиболее существенных вариаций рукописи 647 (60). Благодаря этому, мы считаем излишним подробное изложение данного чинопоследования и ограничиваемся указанием его наиболее крупных особенностей, с посильным их объяснением. Рукопись 648 – «Устав и Чин, певаемый на освящение новосозданной церкви» – открывается замечаниями о времени, наиболее приличном для освящения храмов, и о достойном приготовлении к торжеству освящения, как клириков и прихожан новоосвящаемой церкви, так и самого святителя, с его клиром. В этих наставительных замечаниях наиболее приличным для освящения храмов днем, считается день воскресный или праздничный, надлежащее же приготовление к этому освящению всех, имеющих присутствовать при нем – постом, исповеданием грехов и молитвою – объясняется знакомым уже нам взглядом на торжество церковного освящения, как на таковое, при котором верующие могут «Духа святого благодати сподобитися прияти и грехов оставление получити«. Такое начало, никогда не встречавшееся нам ни в греческих, ни в северорусских требниках, напоминает практику римской церкви, которая так же считала и считает наиболее удобным днем для освящения храмов день воскресный и узаконяет для участников этого торжества предварительный пост. Для подтверждения сделанного сближения, выписываем параллельно начальные указания из рассматриваемого южнорусского и латинского чинов храмового освящения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

Главное, что должно сопровождать нас во дни любого поста – это молитва. Мы знаем, что есть утренние и вечерние молитвы, но это вовсе не отменяет того, что у нас может быть и своя собственная молитва , наше личное обращение к Богу. Важно избрать себе такое правило, которое не было бы слишком обременительным, но которое мы бы всегда могли исполнить. Со временем, если мы будем постоянны в этом правиле, у нас появится очень важная и крайне необходимая составляющая нашей духовной жизни – опыт. Обретя опыт в постоянной, пусть и непродолжительной, молитве, мы научимся самоорганизации, без которой невозможно духовное возрастание. Конечно, любой пост немыслим без нашего участия в таинствах Церкви. Собственно без этого вообще немыслима наша жизнь в Церкви, но период постов особенно необходим нам для того, чтобы навести в нашей т а инственной жизни порядок. Таинство Евхаристии должно восприниматься нами не как награда за понесенные труды ( трехдневный пост, вычитанное правило ), а как жизнь во Христе , подаваемая нам в таинстве Его Тела и Крови. Если в обычное время мы смущаемся необходимостью поститься, то в период поста этим смущаться вовсе не нужно, так как к посту призываются все, а значит нужно это время максимально использовать для того, чтобы постараться изменить наше отношение к причащению. Совместное причащение православных христиан за литургией, есть исполнение воли Божией о нас, а время поста – это не время своеволия, это время, когда мы должны постараться научиться жить по воли Божией, чтобы потом жить так не только в дни постов, но и всегда. И главное, как мы уже говорили, не забывать ставить себе вполне конкретные и ясные цели и стараться их достигать. Так как Петров пост считается постом нестрогим, то и задачу я бы предложил на его время не совсем строгую. Давайте попытаемся каждый вечер уходящего дня проводить хотя бы в небольшом, но в размышлении о том, как мы его прожили. Что мы сделали плохого, а что хорошего? Пускай это займет у нас совсем немного времени – пять, десять минут, но если подобный анализ прожитого дня войдет у нас в привычку, то это означает, что мы сделали еще один шаг вперед в деле нашего спасения. Ведь если мы научимся анализировать, то значит, вскоре мы научимся делать из этого выводы, а все это дает надежду на то, что мы, наконец, начнем менять свою жизнь.

http://pravmir.ru/petrov-post-naverstyva...

—23— к доктору, со дня на день откладывая эту тяжелую для больного повинность. Да и побывавши у доктора, который нашел у него ожирение и расширение сердца и утончение стенок легочной артерии, он не взялся серьезно за лечение: ему как-то все не верилось, чтобы доктора могли сколько-нибудь помочь при болезни сердца. С большим трудом в нынешнем году, постом, он съездил в Москву к доктору, который нашел у него невралгию сердца и склероз. Сперва принимал прописанные им лекарства, но через две недели, когда ему снова, нужно было показаться доктору, уже не поехал в Москву, а дома обращался к доктору лишь случайно, когда его приглашали к больному сыну. Вообще, того тщательного лечения, какое он, соблюдал в молодости, когда болел грудью, теперь он совсем не применял: он точно махнул рукою на болезнь, которую считал неизлечимою. Бывшее у него после пасхи рожистое воспаление носа изнутри и снаружи, продолжавшееся почти шесть недель, по-видимому, сильно его ослабило, а главное, угнетающим образом подействовало на его душевное настроение. Кроме, того, за последнее время его волновали разнообразные другие обстоятельства. Много причиняла ему расстройств и вредила его здоровью должность члена академического правления, которую он, занимал с 10 января 1910 года, так как он все слишком близко и горячо принимал к сердцу. Когда Ольга Сергеевна ему говорила: «ты лучше отклонись, чем так расстраиваться», – он обычно отвечал: «если мы все будем уклоняться, кто же будет делать?» и он, нес свой долг, не щадя здоровья, для которого всякое расстройство было ядом. Новый академический устав принес для Александра Петровича новые огорчения и заботы. Он никак не мог примириться с тем, что преподаваемые им науки не обязательны для всех студентов, как было раньше. С другой стороны, разделение церковной археологии и литургии, с обязательством преподавать их поочередно (один год одну науку, другой год другую), потребовало от —24— него спешного составления вновь такого же количества лекций, какое было разработано им в течение более чем двух десятков лет преподавания.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Описанный порядок ежедневных научных занятий в Мекке несколько изменяется по пятницам и вторникам: в пятницу установленных лекций не бывает до полудня 189 , так как в этот день утро должно быть посвящено чтению Корана и молитве, а во вторник лекции не составляют продолжение занятий предыдущих, и слушателей бывает немного. На этих лекциях может преподаваться также и арифметика и мистика (тасаввуф). Лекции по мистике посещаются большею частью пожилыми людьми, или студентами, хорошо подготовленными к слушанию этой специальной (созерцательной) дисциплины 190 . Другие отступления в учебном порядке находятся в прямой связи с мусульманскими праздниками и священными днями в году. Так, например, в первые дни третьего месяца (Раби " ульавваль), по вечерам читается биография Мохаммеда в стихах или рифмованной прозе; во второй половине седьмого месяца (Раджаб) назначается одна лекция для выяснения смысла так называемого вознесения Мохаммеда (Ми " радж) (воспом. в 27й день того месяца), а 15го числа 3го месяца (Шабан) читается о Божиих определениях относительно судьбы людей в следующем году. С наступлением 9 го месяца (Рамазан) учебный год считается законченным: начинается тогда месячный пост, во время которого усердные профессора читают на заре (после первой молитвы) два часа о посте для желающих, или догматику, а потом ложатся спать. После вечернего разговления, в случае просьбы слушателей, некоторые читают один час по какомунибудь избранному предмету, но это не считается обязательным После праздника разговления, следующего за постом, в Шаввале (10м месяце) профессора открывают ряд лекций о паломничестве (хадж), чтобы подготовить начинающих уже стекаться в Мекку из разных стран посетителей к предстоящему богоугодному делу. Эти лекции иногда продолжаются и в одиннадцатом месяце (Дзулька’да), но усилившийся наплыв паломников «кладет предел рвению людей науки», и возобновление правильного курса становится возможным только с наступлением месяца Мухаррама, которым начинается мусульманский год. Таким образом, продолжительность учебных занятий в Мекке определяется восемью месяцами в году; на один месяц поста и три месяца систематические занятия прерываются. Но в общем, по крайней мере, для профессоров занятия продолжаются круглый год.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010