IV. Хронологический перечень Архипастырей Русской Церкви со времени ее основания Епархии (в алфавитном порядке) и их викарианства (в порядке старшинства в конце 1911 года) Алеутская, учр. в 1870 г. 1 Кафедра в г. Нью-Йорке, в Сев. Америке (с 1905 г.). Епископы Алеутские и Аляскинские: Иоанн Митропольский 1870–1877. Нестор Засс 1878–1882. Владимир Соколовский 1887–1891. Николай Адоратский 1891. Николай Зиоров 1891–1898. Тихон Беллавин 1898–1900. Епископы и Архиепископы Алеутские и Северо-Американские: Тихон Беллавин 1900–1907. Архп. с 1905. Платон Рождественский 1907. Архп. Аляскинское викарианство, учр. в 1903 г. Епископы (в г. Сихте, в Сев. Америке): Иннокентий Пустынский 1903–1909. Александр Немоловский 1909. Бруклинское викариантство, учр. в 1904 г. Епископы (в Бруклине, близ Нью-Йорка): Рафаил Ававини 1904. Архангельская, учр. в 1682 г. Кафедра в Архангельске (перенесена в 1762 г. из г. Холмогор). Архиепископы Холмогорские и Важеские: Афанасий Любимов 1682–1702. Парфений Небоза 1703–1704. Сильвестр Крайский 1705–1707. Рафаил Краснопольский 1708–1711. Варнава Волатковский 1712–1730. Епископы, Архангелогородские и Холмогорские 2 : Герман Концевич 1731–1735. Архп. Аарон 1735–1738. Савва Шпаковский 1739–1740. Варсанофий 1740–1759. Архп. Иоасаф Лисянский 1761–1769. Антоний (Герасимов) Зыбелин 1770–1769. Арсений Верещагин 1773–1775. Вениамин Краснопевков-Румовский 1775–1798. Аполлос Байбаков 1798–1801. Епископы Архангельские и Холмогорские (с 1799 г.): Евлампий Введенский 1801–1809. Парфений Петров 1809–1819. Иосиф Величковский 1819–1821. Невофит Докучаев-Платонов 1821–1825. Аарон Нарциссов 1826–1830. Георгий Ящуржинский 1830–1845. Варлаам Успенский 1845–1854. Антоний Павлинский 1854–1857. Александр Павлович 1857–1860. Нафанаил Савченко 1860–1871. Ювеналий Карюков 1871–1876. Манарий Миролюбов 1876–1879. Нафанаил Соборов 1879–1882. Серапион Маевский 1882–1885. Нафанаил Соборов (вторично) 1885–1890. Александр Закке-Заккис (латыш) 1890–1893. Нинакор Каменский 1893–1896. Иоанникий Надеждин 1896–1901.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Литература Абрамович 1916 – Д.И. Абрамович . Жития святых мучеников Бориса и Глеба и службы им. – Памятники древнерусской литературы. Вып. 2. СПб., 1916. А.В. 1908 – А.В. Голос православного из Литовско-Белорусского края (К вопросам церковной реформы: удобопонятность богослужебного языка). – Церковный вестник, 1906, 48. Августин 1882 – Августин (Гуляницкий) , еп. Великий Канон. – Душеполезное чтение 1882, I, с. 232–261. Августин 1888 – Августин (Гуляницкий) . По поводу издания «Учебного Октоиха» и «Учебного Часослова». – ТКДА 1888, 11, с. 75–103. Авдиев 1982 – И. (Я). А(вдиев). (Рец. на) Всенощное бдение. Литургия. Изд. Московской патриархии, 1982. – ЖМП 1982, 12. Адаменко 1924 – Свящ. Василий Адаменко. Служебник на русском языке. Н. Новгород, 1924. Адаменко 1925 – Свящ. Василий Адаменко. Порядок всенощного богослужения на русском языке. Н. Новгород, 1925. Адаменко 1926 – Свящ. Василий Адаменко. Сборник церковных служб, песнопений главнейших праздников и частных молитвословий Православной Церкви на русском языке. Н. Новгород, 1926. (Перепечатка: Paris, 1989.) Адаменко 1927 – Свящ. В. Адаменко. Требник. Молитвослов для совершения священнодействий Православной Церкви на русском языке. Нижний Новгород, 1927. Адаменко 1927а – Свящ. В. Адаменко. «Что делать? (О неотложных реформах в богослужебной практике Русской Православной Церкви». Самара, 1927. Азбука 1885 – Азбука для русской семьи и школы. Киев, 1885. АК I-II – Архивы Кремля. Политбюро и Церковь 1922–1925 гг. Издание подготовили Н. Н. Покровский и С.Г. Петров. Кн. 1–2. Новосибирск-Москва, 1997. Александров 1891 – В. Александров. Азбука. Первое чтение и письмо в порядке изучения звуков. СПб., 1891. Алексеева 1992 – Л. Алексеева. История инакомыслия в СССР. Новейший период. Вильнюс-Москва, 1992. Алексий 2000а – Письма патриарха Алексия своему духовнику. Издание Сретенского монастыря, 2000. Алексий 2000б – «Видно, не испили мы до дна всю чашу положенных нам испытаний». Письма епископа Ямбургского Алексия (Симанского) митрополиту Новгородскому Арсению (Стадницкому) . 1921–1922. Публикация М.И. Одинцова. – Исторический архив, 2000, 1, с. 35–84.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Сура. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь в Суре /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Церковь во имя свт. Николая построена в 1687 г. по грамоте архиепископа Афанасия от 22.3.1687. В 1894 г. она была разобрана для перенесения на приходское кладбище. 8 июля 1888 г. был заложен новый каменный храм. Перед закладкой храма о. Иоанном Сергиевым была произнесена речь. В 1891 г. строительство было закончено. Храм строился на средства о. Иоанна Сергиева и его многочисленных почитателей - например, великого князя Георгия Михайловича, на средства которого были написаны все иконы. Освящен храм 27-29 июня 1891 г. Архангельским Преосв. Александром в сослужении о. Иоанна Сергиева, 2 архимандритов и 12 священников (двое из них приезжали из Санкт-Петербурга) при большом стечении народа. Престолы: главный - в честь свт. Николая, с южной стороны - во имя преп. Иоанна Рыльского, с северной - во имя вмц. Параскевы. Жертвователи: архангельский купец Василий Браванов, родившийся в Сурском приходе, в 1853 г. пожертвовал напрестольное Евангелие с сребропозлащенной верхней доской, сребропозлащенные сосуды с принадлежностями (2 ф. 79 зол.) и такой же напрестольный крест (1 ф.); сурский крестьянин Трифон Панфилов в 1768 г. - колокол в 30 пуд.; некий Рыжов из Харькова - 10 колоколов, самый большой весил 250 пуд. Двухклассная ЦПШ им. Кронштадтского протоиерея Иоанна Ильича Сергиева, с отделением для девочек, располагалась в здании, построенном на средства о. Иоанна Сергиева и была обеспечена неприкосновенным капиталом в 40000 руб. Учащиеся жили в общежитии и обеспечивались всем необходимым, в том числе и одеждой. На средства о. Иоанна в 1890-1891 г.г. построены были также 3 дома для причта. В 1885 г. приход был включен в состав Веркольско-Лавельского миссионерского комитета 1-го разряда (к этому разряду относились приходы Архангельской епархии, которые в сильной степени были заражены старообрядческим расколом). Священники: Иоанн Сергиев 1687 г.; Макарий Постников; Михаил Агапиев (служили друг за другом с 1754 г.); Григорий Постников с 1789 г.; Матфей Корытов с 1780 г.; Иоанн Порохин до 1823 г.; Никита Сергиев; Михаил Сергиев до 1837 г.; Василий Сметанин до 1812 г.; Николай Постников до 1825 г.; Никита Постников до 1847 г.; Артемий Козмин до 1851 г.; Павел Нечаев; Акиндин Алексиевский до 1857 г.; Александр Зуев; Алексий Ивановский до 1858 г.; Николай Козмин до 1871 г.; Иоанн Прялухин; Андрей Дмитриев до 1883 г.; Феодор Корелин до 1893 г. Псаломщик: Иван Петровский (умер в 1887 г.).

http://sobory.ru/article/?object=39065

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иоанникий (Ефремов), еп. Белгородский. Фотография. 1905 г. (РГИА) (Ефремов Иоанн Александрович; 17.07.1863, Киевская губ.- 10.01.1914, Путивль Курской губ., ныне Сумской обл., Украина), еп. Белгородский, вик. Курской епархии. Род. в семье священника Киевской епархии. В 1885 г. окончил КДС и определен законоучителем и воспитателем приемного воспитанника вел. кнг. Александры Петровны (см. ст. Анастасия Киевская ). В 1886 г. поступил в КДА, к-рую окончил в 1891 г. со степенью кандидата богословия. 22 июня того же года в Киеве был пострижен в монашество, 30 июня рукоположен во иерея. С 12 сент. 1891 г. преподавал Свящ. Писание в Киевской семинарии. С 1892 г. смотритель Киево-Подольского ДУ, с 1893 г. инспектор Тифлисской ДС, затем ректор Киевской ДС в сане архимандрита, с 1899 г. ректор Тверской ДС. 17 нояб. 1900 г. определен настоятелем ц. во имя Св. Троицы при Русской дипломатической миссии в Афинах. 25 февр. 1905 г. имп. Николай II утвердил решение Святейшего Синода об учреждении Белгородского вик-ства Курской епархии. 2 июля того же года в курском соборе в честь иконы Божией Матери «Знамение» состоялся чин наречения И. во епископа Белгородского, в к-ром участвовали еп. Курский Питирим (Окнов) , еп. Полтавский Иоанн (Смирнов) , еп. Чигиринский Платон (Рождественский) и еп. Новгород-Северский Нестор (Фомин). 3 июля в том же соборе И. был хиротонисан во епископа. Участвовавший в хиротонии Чигиринский еп. Платон, обратившись к пастве, сказал о новопоставленном епископе: «Зная его, я радуюсь за Белгород, зная Белгород, я радуюсь за него». Указом Синода от 31 марта 1905 г. И. было назначено пребывание в белгородском Свято-Троицком мон-ре и управление им «на правах настоятеля». 12 июля 1905 г. И. прибыл в Белгород, в тот же день совершил 1-е богослужение в Троицком соборе. В первые годы служения И. регулярно проповедовал, его послания имели социально-политическую направленность. Так, летом 1905 г., во время поражений рус. армии в ходе русско-япон. войны (янв. 1904 - авг. 1905), И. обращался к пастве и духовенству с призывом оставить «леность, осуждение ближних - насмешки над ними, сплетни и кривотолки», «сплотиться в одну духовную, единомыслящую семью» (Речь. 1905. С. 632). 15 авг. того же года в белгородском Троицком соборе после прочтения манифеста об учреждении Государственной думы И. отметил «величайшее значение» для России этого события, состоявшегося в дни празднования Преображения Господня.

http://pravenc.ru/text/577968.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЛАВАТСКАЯ Елена Петровна (30(31).08.1831, Екатеринослав, ныне Днепропетровск - 8.05.1891, Лондон), основательница теософского движения, виднейший представитель традиции «западного эзотеризма». Род. в семье полковника Петра Алексеевича фон Гана и известной романистки Елены Андреевны (урожд. Фадеевой). После смерти матери, в 1842 г., поселилась в доме бабушки и дедушки по материнской линии, где в ее распоряжении оказалась большая б-ка оккультной лит-ры. Через неск. месяцев после заключения брака со статским советником Н. В. Блаватским 18-летняя Елена покинула мужа и начала свои многолетние странствия по миру. Она посетила Турцию, Грецию, Египет; в 1851 г. приехала в Лондон, откуда отправилась в путешествие по США, Мексике, Юж. Америке и о-вам Вест-Индии. В 1852 г. Б. впервые пыталась проникнуть на Тибет из Индии, но, по ее словам, удалось ей это только в следующий приезд (1855); в 1858 г. Б. приезжает в Европу и через Францию и Германию возвращается в Россию, чтобы навестить свою семью; в 1860-1863 гг. путешествовала по Кавказу, Балканам, Египту, Сирии, Греции и Италии, где участвовала в восстании Гарибальди. 7 июля 1873 г. Б. оказалась в Нью-Йорке и вскоре познакомилась с полковником Г. С. Олкоттом и юристом У. К. Джаддом. 17 нояб. 1875 г. они основали Теософское об-во, целью к-рого было осуществление практических опытов в области оккультных наук, сбор и распространение среди христиан сведений о вост. религ. философиях. Впосл. это об-во стало также распространять среди язычников материалы о «преступлениях христианского духовенства, проступках, схизмах, ересях, спорах и тяжбах, расхождениях по учению, критике и пересмотрам Библии». 8 июля 1878 г. Б. стала первой российской подданной, принявшей амер. гражданство. В 1879 г. Б. и Олкотт открыли штаб-квартиру Теософского об-ва в Бомбее и начали издавать ж. «The Theosophist» (Теософ). В 1880 г. они посетили о-в Цейлон (совр. Шри-Ланка), где в храме Галле приняли буддизм; в 1882 г. штаб-квартира переехала в Адьяр (неподалеку от Мадраса), в купленное специально для этого поместье; в 1884 г. состояние здоровья Б. ухудшилось и она уехала в Европу, где начала работу над кн. «Тайная Доктрина». В кон. 1884 г. Лондонское об-во психических исследований (ОПИ) создало специальный комитет по расследованию деятельности Б., к-рую обвиняли в шарлатанстве, в дек. 1885 г. член комитета Р. Ходжсон, проводивший расследование в Индии, называл ее гениальной мошенницей.

http://pravenc.ru/text/149253.html

Оренбург. Собор Казанской иконы Божией Матери (старый). /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Казанский кафедральный собор в Оренбурге строили в честь Ивана Ивановича Неплюева - первого губернатора Оренбургской губернии. В 1744 году по его представлении был принят и утвержден императрицей Елизаветой Петровной проект об образовании Оренбургской губернии. Выбрали площадь в центре города — тогда Оренбург был небольшим. Территория называлась Сакмарская площадь, именно здесь в 1886 году было принято решение заложить собор в честь иконы Божией Матери Казанская. Для сбора пожертвований был избран специальный Комитет. На Караван-Сарайской площади была поставлена специальная временная церковь для сбора средств на строительство столь величественного храма. Сбор пожертвований на строительство шел по всей России. Но проекта храма Комитет не имел, а предложенные Императорской академией художеств проекты были слишком дороги. В 1885 году в Оренбурге находился академик архитектуры Александр Александрович Ященко. Комитет по строительству обратился к академику с просьбой оказать помощь. На разработку эскизного проекта собора, его утверждение, разработку рабочего проекта академику потребовалось всего менее года. 23 января 1886 года проект был Высочайше утвержден и вскоре начались земляные работы. В 1888 году выкладывается цоколь. Кирпичная кладка по ярусам шла четыре с половиной года. В 1893 году собор покрывается железом, начинаются штукатурные работы, которые заканчиваются в 1894 году. В 1891 году по возвращении из путешествия по Китаю и Японии строящийся храм посетил цесаревич Николай Александрович. Для отливки соборных колоколов в Оренбург был вызван мастер " колокольного отлива " с известного московского колокольного завода господина Финляндского, которому заказывали отливать колокола и для храма Христа Спасителя в Москве. Колокол весом 302 пуда был отлит 20 августа 1894 года. На нем была надпись: " Господь сил той есть Царь славы! Сей колокол лит во славу Божию и Пресв. Богородицы иждивением Марии Львовны Ивановой в память помолвки Государя Наследника Николая Александровича " . На звонницу колокола подняты 4 декабря 1894 года и закреплены. Подъем " сделан " без машин, усилиями рук верующих людей, которых набралось к собору тысячи, несмотря на мороз.

http://sobory.ru/article/?object=35460

Пограничное. Скрябинский Вознесенский женский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1885. Адрес: Пензенская область, Колышлейский район, село Пограничное, ул. Садовая Координаты: 52.763451, 44.694964 Проезд:Автотранспортом до пос. Пограничный Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Среди двух десятков монастырей, украшавших столетие назад Пензенский край, хорошо известен был Скрябинский Вознесенский общежительный женский нештатный монастырь, располагавшийся на территории нынешнего Колышлейского района. Монастырь был учрежден указом Священного Синода в апреле 1885 года и устроен в четырех верстах от села Скрябино Трескинской волости Сердобского уезда у реки Колышлей. Село это, которое также носило название Саловка, Петровское, образовано было в первой четверти XVIII века Петром Прохоровичем Скрябиным. С 1780 года оно входило в состав Сердобского уезда Саратовской губернии, с 1860-х находилось в Трескинской волости. После 1829 года селом владел Сергей Андреевич Салов (1793-1847), один из героев Отечественной войны, награжденный золотой шпагой с надписью " За храбрость " . При отмене крепостного права крестьяне выкупили землю в собственность у своего помещика Салова. С 1885 года духовным центром села становится Вознесенский монастырь. Устроен он был по благословению епископа Павла (Вильчинского), с 1882 года управлявшего Саратовской епархией. На постройку Вознесенской обители почетный гражданин Тамбова Андрей Михайлович Носов пожертвовал 100 000 руб. (в переводе на современные деньги эта сумма приблизительно равняется 60 млн. руб.) И он же пожертвовал участок земли в 2074 десятины, в составе которого было и 98 десятин леса. Столь щедрый дар Носов сделал сестре для открытия женского монастыря. В 1891 году в монастыре построили каменную церковь в честь Вознесения Господня с двумя приделами - во имя преподобномученика Андрея Критского и в честь Успения Пресвятой Богородицы.. Церковь была летней, или холодной, - богослужения в ней совершались с праздника Святой Пасхи по 1 октября. При храме возвели отдельно стоящую колокольню (не сохранившуюся до наших дней). Монастырь был обнесен каменной оградой, вне его стен находились дома священнослужителей и странноприимный дом.

http://sobory.ru/article/?object=20141

Видогощи. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Никольский Видогожский монастырь основан не позднее 2 половины XV века, но о его ранней истории ничего не известно. Очевидно, он основан в период наивысшего расцвета Городни (Вертязина) (напротив которой и располагался) в 1 половине XV века, когда это был фактически четвертый по значению город Тверского княжества (после Твери, Кашина и Старицы). В состав небольшой и никогда не возраставшей монастырской вотчины входили само село Видогощи, деревни Нестерово и исчезнувшее в XIX веке Ворохобино. В 1680 году монастырь был приписан к Донскому монастырю в Москве и некоторое время спустя запустел окончательно. В 1764 году он был упразднен. История прихода в Видогощах была непростой. В связи с его немногочисленностью в 1818 году он был лишен самостоятельности и приписан к Городне. В 1840 году прихожанам удалось добиться возобновления самостоятельного прихода. В 1881 году был построен каменный храм в честь святителя Николая и иконы Божией Матери " Донская " , в память о приписке к московскому монастырю. Весь приход состоял фактически из одного села Видогощи, однако, столь крупного, что его крестьяне могли содержать своего священника. Храм был закрыт в 1930-х годах и скоро полностью разрушен. http://kablykovo.ru Село Видогощи, от Твери 33 версты, от Корчевы 40 верст. Церковь Никольская, построена в 1881 году, каменная, престолов два: холодный Святителя Николая, теплый Донской Божией Матери. Церковные документы: опись 1890 года, метрики с 1836 года, исповедные с 1836 года, план на землю. В 1901 году служили: Священник Алексий Иоаннович Рахманин 36-ти лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1885 года, священником с 1891 года. Псаломщик Григорий Петрович Белюстин 38-ми лет, из сельских учителей, в должности с 1885 года. Прихожан в селе Видогощах и в Тверском Уезде в выселке Петине - 124 двора (406 мужчин, 401 женщина). В 1914 году служили: Священник Димитрий Рязанцев 50-ти лет, окончил семинарию, на службе 29 лет, в Никольском храме 8 лет. Псаломщик Арсений Хренов 27-ми лет, на службе 10 лет. Прихожан в селе Видогощи и в деревне Петино 459 мужчин и 471 женщина.

http://sobory.ru/article/?object=28685

Ковненская Основана 19.06.1843. Именование – по г. Ковно (Виленская губерния; г. Каунас, Литва). Виленское и Литовское викариатство. Самостоятельная в 1923-–945 гг. Упразднена в 1945 г. Именовалась: Ковненская; Ковенская. 08.09.1843 06.11.1848 Платон Городецкий 01.01.1849 29.03.1851 Евсевий Ильинский 28.05.1851 13.09.1860 Филарет Малышевский 21.11.1860 14.08.1868 Александр Добрынин 11.09.1868 07.12.1874 Иосиф Дроздов 13.02.1875 16.05.1877 Евгений Шерешило 16.05.1877 14.05.1881 Владимир Никольский 14.05.1881 06.03.1882 Донат Бабинский-Соколов 30.05.1882 07.06.1885 15.09.1885 02.10.1886 18.10.1886 14.03.1889 Антонин Державин 13.05.1889 26.12.1890 02.02.1891 21.11.1892 19.12.1892 06.06.1897 Христофор Смирнов 06.08.1897 22.09.1899 Михаил Темнорусов 20.10.1899 06.09.1903 Михаил II Ермаков 06.09.1903 25.01.1907 Сергий II Петров I 25.01.1907 15.02.1908 22.02.1908 25.07.1911 21.08..1911 28.06(11.07)1921 Елевферий Богоявленский 28.06(11.07)1921 23.01(06.02).1923 в/у Елевферий Богоявленский 23.01(06.02)1923 20.10(02.11)1939 05.1942 17(30)12.1945 Ковровская Основана в 1920 г. Именование – по г. Ковров (Владимирская область). Владимирское викариатство. 26.06(09.07)1920 14(27)06.1921 02(15)01.1927 22.08.(04.09)1934) 01(14)09.1924 Ковровская, обн. Основана в 1923 г. Именование – по г. Ковров (Владимирская область). Владимирское викариатство. Упразднена в 1924 г. 20.02(05.03)1923 24.01(06.02)1925 Александр Лавров 2091 Запрещен в священнослужении. Арестован по обвинению в причастности к убийству в Тифлисе Экзарха Грузии Никона (Софийского). Затем уволен на покой с пребыванием в монастыре. 2093 Бывший архиепископ Литовский и Виленский; с 1923 г. – с титулом Ковненский и Литовский, ввиду временного отхода Вильны к Польше. Первая дата – прибытие в г. Каунас по освобождении из заточения в Краковском Камалдульском монастыре. Митрополит с 15(28)11.1928. В 1930–1940 гг. – управляющий Патриаршими приходами в Западной Европе. 2094 Ставленник митрополита Сергия (Воскресенского), Экзарха Прибалтики (Латвии и Эстонии), убитого 16(29)04.1944. После его смерти возглавил Литовскую кафедру и Экзархат. Архиепископ с 1944 г. Вынужден был оставить епархию в июне 1944. Вторая дата – дата назначения на Пинскую кафедру, до этого времени именовался Ковненским.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мещерское. Церковь Троицы Живоначальной (новая). Карта и ближайшие объекты Мещерское село (пятое благочиние) Сердобский уезд. Церковь каменная, с такой же колокольнею, построена в 1827 году тщанием помещика П.А. Кологривова, трехпрестольная, во имя Св. и Животворящей Троицы, во имя св. Архистратига Михаила и во имя преподобныя Параскевы. Приписная кладбищенская церковь во имя священно – мученика Харлампия. Приписная деревня: Прасковьевская в 9 вер. Штат причта: священник, диакон и псаломщик. Дома церковные. Жалованье на причт 198 р., земли 34 д., 2100 кв. саж. От Саратова в 200 вер., от г. Сердобска в 25 в. Адрес: г. Сердобск. Дворов 491, муж. 1607, жен. 1584. Церковная и земская школы. Капитал церкви: три выигр. билета 2-го займа и рента 4 % в 500 р. Священник Михаил Петрович Золотарев, 50 л., о.к. в дух. сем., законоучитель. На епархиальной службе с 1885 г. На настоящем месте с 1888 г. Последняя награда: наперсн. крест, в 1912 г. Диакон Яков Васильевич Введенский, 42 л., о.к. в дух. училище. На епархиальной службе с 1889 г. На настоящем месте с 1902 г. Псаломщик Петр Прокопьевич Голицынский, 70 л., из нисшаго отд. дух. семинарии. На епархиальной службе с 1860 г. На настоящем месте с 1893 г. «Справочная книга Саратовской епархии», составлена по распоряжению Преосвященнаго Алексия, Епископа Саратовскаго и Царицынскаго. Саратов. Типография Союза Печатнаго Дела. 1912 г. Существовавшая ранее Троицкая церковь в селе Мещерском построена была в 1827 г. на средства помещика П.А. Кологривова; каменная, прочная, холодная. Престолов в ней, кроме главного, два: в правом приделе – во имя Архистратига Божия Михаила и в левом – во имя Преподобной Матери Параскевы. Зданий, принадлежащих к церкви, кроме каменной галереи от сломанной богадельни, нет. Две школы грамотности: в деревнях Вырубовке и Прасковьиной; церковно-приходское попечительство открыто с 1885 г. К этой церкви приписаны две кладбищенских: одна в самом селе, а другая в деревне Вырубовке. Первая – во имя Св. священномученика Харлампия построена в 1875 г. на средства прихожан и 6 июля того же года освящена протоиереем гор. Сердобска Василием Кузнецким; она деревянная, с малою, на столбах, колокольнею, прочная, однопрестольная. Вторая – приписная церковь во имя Архистратига Божия Михаила и прочих сил бесплотных построена в 1890 г. на средства прихожан и 13 октября 1891 г. освящена, она деревянная, новая, прочная, однопрестольная.

http://sobory.ru/article/?object=36908

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010