123 Суворов Александр Васильевич (ок. 1730–1800) – граф Рымникский (1789), князь Италийский (1799), русский полководец, генералиссимус (1799); одержал победу над турками при Козлудже (1774), Кинбурне (1787), Фокшанах (1789), Рымнике (1789), Измаиле (1790), провел Итальянский и Швейцарские походы, автор ряда военно-теоретических трудов. 124 Людовик XIV (1638–1715) –французский король (1643); провел некоторые реформы, способствовавшие полной победе абсолютизма в стране; в области внешней политики стремился к господству в Европе; конец его царствования ознаменовался кризисом в экономике страны и выступлением народных масс. 126 На Флорентийском соборе (1439) была принята уния православной и католической церквей с папой римским во главе. Это решение ни юридически, ни фактически ни русской, ни другими православными церквами не принималось. 127 Кобенцель – Кобенцель Людвиг (1753–1809) – граф, известный австрийский государственный деятель и дипломат, посланник в Пруссии (1774–1779), посланник, а затем посол в России (1779–1800); многое сделал для сближения Австрии и России; министр иностранных дел 1800), канцлер и глава правительства (1801 –1805). 129 Кастри Шарль де (1727–1802) – маркиз, маршал (1783), государственный деятель Франции, военный министр. 130 Следующие за этим подробности о турках выпущены при переводе по своей незначительности. (Здесь и далее прим. Переводчика) 132 Лаперуз Жан Франсуа (1741 –1788) – французский мореплаватель; совершил кругосветное плавание, открыл пролив (ныне – пролив Лаперуза), отделяющий Японские острова от острова Сахалина. 133 Здесь пала Земира, и опечаленные Грации должны набросать цветов на ее могилу. Как Том, ее предок, как Леди, ее мать, она была постоянна в своих склонностях, легка на бегу и имела один только недостаток – была немножко сердита; но сердце ее было доброе. Когда любишь, всего опасаешься, а Земира так любила ту, которую весь свет любит, как она! Можно ли быть спокойною при соперничестве такого множества народов? Боги, свидетели ее нежности, должны были бы наградить ее за верность бессмертием, чтобы она могла находиться неотлучно при своей повелительнице.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Начнем с даты рождения. Какие варианты приводят авторы биографических исследований? Возьмем для примера недавно вышедшие издания как более доступные массовому читателю: – 13 ноября 1730 г. 1 – 24 ноября 1730 г. 2 Кстати и год рождения полководца называется разный: то 1727-й, 1729-й, то 1730-й! Не углубляясь в этот аспект, отметим, что хорошая характеристика дискуссии, ее причин и аргументов сторон дана в книге Вячеслава Лопатина, выпущенной издательством «Молодая гвардия» в серии «Жизнь замечательных людей» 3 . Попутно обратим внимание и на вариативность места рождения: одни специалисты называют Москву («Наиболее вероятным местом рождения можно признать дом на Арбате, неподалеку от Серебряного переулка, возле церкви Николы Явленного» 4 ), другие – Москву или пригородное село Покровское («Дом в Покровском может рассматриваться как предположительное место рождения великого полководца, но арбатский предпочтительнее» 5 ), третьи – Москву или какое-либо из поместий («Некоторые историки считают, что он родился в Москве, там у его отца был дом. Но у него было и несколько поместий в разных местах – под Москвой, около Пензы, около Суздаля, около Орла, в Новгородском крае» 6 ). Словом, и этот вопрос – хорошая тема для будущего исследования. Уже с детства маленький Саша увлечен военной историей. Стол в его комнате завален повествованиями о разных битвах прошлого. А тут еще живым примером стал один из близких знакомых отца – генерал-аншеф Абрам Ганнибал. Словом, выбор вариантов карьерного пути особо даже не стоял. Начав в 1748 г. «действительную» капралом в лейб-гвардии Семеновском полку, в 1754 г. юноша выпущен офицером в полевые полки. Известность он приобрел в Семилетней войне против короля Пруссии Фридриха Великого. Дальше в его послужном списке – война с Барской конфедерацией (русско-польская война 1768–1772 гг.), русско-турецкая война 1768–1774 гг., подавление восстания Емельяна Пугачева в 1774 г. и «операция» против крымского хана Девлет-Гирея в 1777 г., разгром ногайцев в 1783 г. и, наконец, участие в русско-турецкой войне 1787–1791 гг.

http://ruskline.ru/analitika/2022/11/24/...

и. небывалой катастрофой. Под напором рус. войск пограничные крепости рушились одна за другой, османские армии неизменно терпели поражения. Рус. войска перешли Дунай и вступили в Болгарию, заняли Крым, рус. флот господствовал в Вост. Средиземноморье. Успехи рус. войск вдохновили на восстания жителей Балкан, Мореи и островной Греции, мятежи подняли правители Египта, Палестины и Ливана, непокорность султану проявляли паши Албании. Внутренняя слабость О. и. стала очевидна для всей Европы. Ход войны, завершивший ее Кючюк-Кайнарджийский мир (1774), заключенный уже братом Мустафы III, Абдул-Хамидом I (1774-1789), а также последовавшее присоединение Россией Крыма (1783) потрясли османское общество. До этого времени О. и. утрачивала в войнах с христ. державами лишь окраинные земли, где проживало небольшое число мусульман. Отдать под власть христ. державы территорию с преобладающим мусульм. населением, многовекового вассала и союзника, было деянием, абсолютно недопустимым для султана как «защитника правоверных». Порта не имела иного выхода, кроме как вскоре вновь объявить войну России. Новая русско-тур. война - 1787-1791 гг., к к-рой в 1788 г. на стороне России присоединилась Австрия, также была для Порты крайне неудачна. Турок преследовала череда поражений от россиян и на суше и на море. Не оправдала себя и оборонительная стратегия: одна за другой русскими были взяты Хотин, Очаков, Измаил и ряд др. крепостей. Ясский мирный договор (1791) зафиксировал окончательную утрату О. и. Сев. Причерноморья. Войны с Россией и Австрией, необходимость выплачивать репарации, утрата ряда провинций, падение товарооборота с революционной Францией пагубным образом сказались на финансах О. и. Традиц. методы пополнения казны не могли покрыть растущий дефицит, поэтому Порта прибегла к системе общественных займов и обратилась за денежной помощью к союзным гос-вам. Не имея достаточных средств для мобилизации и снабжения войск, центральное правительство было вынуждено передать эти функции региональной знати, чем та и воспользовалась с явной выгодой для себя.

http://pravenc.ru/text/2581625.html

Иннокентий Дубравицкий, из учителей Новгородской семинарии, в 1783 г. взят на класс риторики; но через два года опять переведен в Новгород, пострижен в монашество и сделан префектом семинарии. Епифаний (Елпидифор) Легонин, обучался в Новгородской семинарии и с 1774 г. в Московской академии, где с 1783 г. сам был учителем латинского класса; в 1784 г. вытребован в здешнюю семинарию на класс риторики; в 1786 г. пострижен в монашество; в 1788 определен префектом семинарии. Воспитанники Число их, прием, выпуск из семинарии и последующая судьба Число воспитанников семинарии в разные времена было не одинаково: в 1735 г.–35 человек; в 1739 г.–88; в 1741 г.– 108; в 1744 г.–74: в том числе в богословском классе 10, в философском 6, в риторическом 19, в пиитическом 18, в грамматическом 21; в 1762 г.–73, именно–в богословском классе 7, в философском 8, в риторическом 13, в пиитическом 12, в грамматическом 14, в фаре 20. В этот счет входят 1) дети священно- и церковнослужителей здешней епархии, 2) разночинцев и монастырских служителей, 3) временно обучавшиеся здесь Новгородские и 4) Псковские семинаристы. 1) Число первых с 1736 года становится значительнее числа служительских детей. С наступлением каждого приемного срока в семинарии, консистория окружным указом предписывала всем закащикам и духовным правлениям, чтобы они высылали в школу священнических, дьяконских и церковнических мужского пола детей своего округа с семилетнего возраста и выше. Однако же до позднего времени сохранялся обычай, что священники городских и сельских приходов, обучив сыновей грамоте, оставляли их пономарями при тех же церквах, где сами находились; а дьяконы и дьячки, надеясь скорее иметь в детях помощников своему хозяйству, выключали их, еще смолоду, из духовного звания и определяли в крестьянство. 2) Из детей разночинцев и монастырских служителей не многие оканчивали полный курс, но большей частью выходили из низших классов обучившись чтению, письму и арифметике в такой степени, какая необходима для писца в присутственном месте, управителя в небольшом имении и купеческого приказчика в торговых заведениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Роспуск ордена был с радостью встречен большинством европ. монархов и позволил К. добиться от Неаполитанского королевства возвращения Папскому гос-ву в марте 1774 г. Беневенто и Понтекорво, а в апр. того же года кор. Людовик XV вернул под папское управление Авиньон. Структуры ордена иезуитов продолжили свою деятельность в Пруссии (до 1780) и в Российской империи: кор. Фридрих II и имп. Екатерина II были заинтересованы в сохранении коллегий и школ иезуитов для развития в гос-вах просветительской деятельности и запретили обнародовать бреве об упразднении ордена. Сохранившиеся на территории Российской империи орденские структуры сыграли важную роль в восстановлении ордена в 1814 г. по решению папы Римского Пия VII . Бреве от 5 авг. 1769 г. К. изъял евр. общину Рима из ведения Конгрегации инквизиции, которой она была подчинена с 1581 г., и передал в ведение генерального викария Рима. Для борьбы с философскими взглядами эпохи Просвещения К. утвердил декреты Конгрегации инквизиции и Конгрегации Индекса, согласно к-рым были осуждены и помещены в Индекс запрещенных книг сочинения Вольтера, все без исключения (omnia sive coniunctim, sive separatim) сочинения Ж. О. де Ламетри, работа П. Гольбаха «Система природы, или О законах мира физического и мира духовного», сочинение К. А. Гельвеция «О человеке, его умственных способностях и его воспитании», а также труд франц. пресв. Г. Т. Ф. Рейналя «Философическая и политическая история о заведениях и коммерции европейцев в обеих Индиях». Надгробие папы Римского Климента XIV в ц. Двенадцати апостолов в Риме. 1783-1787 гг. Скульптор А. Канова Надгробие папы Римского Климента XIV в ц. Двенадцати апостолов в Риме. 1783-1787 гг. Скульптор А. Канова К. продолжил начатую при его предшественнике деятельность по развитию в Ватикане музея античного искусства; в понтификат К. этим музеем руководил археолог И. И. Винкельман . По поручению папы в Ватиканском дворце был обустроен Бельведерский дворик (архит. М. Симонетти). За время понтификата К. не совершил ни одной канонизации, но провел 2 беатификации: Франческо Караччоло, основателя ордена малых регулярных клириков (10 сент.

http://pravenc.ru/text/1841407.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АПОЛЛОС (Байбаков Андрей Дмитриевич; 1737 г., с. Зметаево (Зметнево?) Черниговского полка - 14.05.1801, Архангельск), еп. Архангельский и Холмогорский. В 1757-1767 гг. учился в московской Славяно-греко-латинской академии , с 9 февр. 1768 г. по 26 марта 1770 г.- на философском фак-те Московского ун-та. С 1770 г. работал корректором при университетской типографии, с 1772 г.- учителем поэзии в Славяно-греко-латинской академии. В 1774 г. пострижен в монашество, переведен в класс пиитики и риторики академии и назначен катехизатором. С апр. 1775 г. ректор Троицкой ДС, в 1782-1783 гг. исполнял обязанности наместника ТСЛ. По благословению архиеп. Московского Платона (Левшина) в 1778 г. А. разделил в академии курс пиитики и риторики на 2 отдельных курса, в преподавании поэтики особое внимание уделял практике стихотворства. 17 дек. 1783 г. возведен в сан архимандрита Заиконоспасского мон-ря и назначен ректором академии, организовывал академические богословские диспуты, активно в них участвовал. В дек. 1785 г. вызван в С.-Петербург на чреду священнослужения и проповеди. С 1786 г. настоятель Новоиерусалимского мон-ря , составил записку о памятниках мон-ря, в том же году избран членом Российской академии. 5 июня 1788 г. А. был хиротонисан во епископа Орловского и Севского, 26 окт. 1798 г. переведен на Архангельскую и Олонецкую кафедру (с 1799 Архангельская и Холмогорская). Погребен в холмогорском Преображенском соборе. Аполлос (Байбаков), еп. Архангельский Аполлос (Байбаков), еп. Архангельский А.- автор многочисленных переводных и оригинальных гомилетических, богословских, экзегетических, филологических трудов, а также назидательных романов и повестей. Принадлежал к кругу просвещенного духовенства, к-рое в борьбе с деистическим и антиклерикальным движением подкрепляло истины правосл. вероучения философскими и логическими обоснованиями. Опираясь на вольфианскую телеологию (см. Х. Вольф ), А.

http://pravenc.ru/text/75690.html

Американские историки любят указывать на статьи конституции, которыми религия отделяется от государства, как на пример великодушия протестантизма, который отказался от своего государственного преимущества и тем предоставил католицизму равные с собой права. Католические историки напротив отрицают это великодушие и образование закона приписывают счастливым обстоятельствам. 252 И они в значительной доле правы. В направлении юридического признания свободы совести, особенно в отношении католиков, действовали различные политические, социальные и умственные причины. Мы уже видели, какое значение в этом отношении имело положение Канады при начавшейся борьбе за независимость, как из желания привлечь её на свою сторону колониальный конгресс круто поворотил от своей нетерпимости к католикам к обещанию им полной вероисповедной свободы. Потеря её для союза была жестоким уроком. Когда по окончании войны Канада все-таки отказалась присоединиться к новой республике и американцы должны были удалить из неё свои войска, то «очищение это они сделали с великой неохотой, говорит современный событию историк. Американцы не только были огорчены неудачей своего любимого плана присоединить её в качестве четырнадцатого члена в составе их конфедерации, но и опасались самых серьезных последствий от восстановления британского владычества в этой области». 253 Конгресс очень ясно сознавал, что к такой потере привели его неумеренные выражения касательно римско-католической религии в 1774 году, и предоставлением действительной свободы католикам спешил исправить свою тяжкую ошибку. Другою действующею в этом же направлении причиною было желание со стороны государственных деятелей Соединенных Штатов привлечь и обеспечить иностранную эмиграцию. Уже в 1774 году конгресс заметил, что население Канады «ежедневно умножалось католическими эмигрантами из Европы»; а когда по условию мирного договора 1783 года Канада должна была остаться под британским владычеством, было очевидно, что удержать за правительством Соединенных Штатов антикатолический характер значило бы давать рост этой провинции на счет Соединенных Штатов, и что только предоставлением полной как гражданской, так и религиозной свободы всем страна могла надеяться на поворот эмигрантского прилива к своим берегам.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rimski...

Севастополь 1783 г. http://posmotrim.by/pics/1482226919.jpg Оказывается, не только не обезоружила противников князя, но вся его созидательная деятельность только подлила масла в огонь, направив в адрес светлейшего такое количество небылиц и сказок, что до настоящего времени не удалось от них освободиться. В чем причина таких неправомерных нападок и кто в этом заинтересован? Причина – в выходе России на стратегическое важнейшее южное направление черноморского и средиземноморского бассейнов – сферу интересов западноевропейских держав. Это для них был настоящий вызов, требующий немедленных действий, и они начинаются с вымыслов и исторических анекдотов, которые возникали в Европе, но которые не могли долго просуществовать без поддержки «доброжелателей» в России. Далее слово даже не «товарищу маузеру», а орудиям чудовищного калибра для отторжения русского Крыма. Не удалось ни в Крымскую войну 1853-1856 гг., ни в Великую Отечественную войну 1941-45 гг., но зато «блестяще» удалось в 1991 г., отделив искусственно созданное окраинное образование от России вместе с Новороссией, Крымом и другими русскими землями. А все домыслы и небылицы так и остались как непреложная истина, гуляющая в самых разнообразных формах по нашей стране. Не могут простить злопыхатели всех видов и подвидов светлейшему князю Таврическому А.Г. Потемкину усиления военного могущества России. Потемкин Григорий Александрович был не только выдающимся государственным деятелем, но и выдающимся русским полководцем, участником русско-турецких войн 1768-1774 и 1787-1791 годов, герой сражений при Ларге, Кагуле, штурме Очакова. Генерал-фельдмаршал с 1784 г., кавалер всех российских орденов . Неоднократно пути Потемкина Г.А. пересекались во время войны с великим русским полководцем Суворовым А.В., где оба испытывали друг к другу симпатию и уважение. Одна их переписка поражает теплотой чувств и взаимного доброжелательства. Выдающийся русский флотоводец адмирал Ушаков Ф.Ф., участник русско-турецких войн 1768-1774 и 1787-1791 годов, с 1790 г. командующий Черноморским флотом, действовал совместно с Потемкиным Г.А. Потемкин был новатором военно-морского искусства, использовал новые приемы ведения боя, «отвечающие конкретной обстановке, соотношению сил и обеспечивающие решительные и активные действия с применением быстрого маневра и прицельного артиллерийского огня» .

http://ruskline.ru/opp/2024/02/27/potemk...

248 Паизиелло Джованни (1740–1816) – итальянский композитор. В 1776–1783 гг. придворный композитор и инспектор Итальянской оперы в Петербурге; в 1784 г. придворный композитор в Неаполе. Наиболее известны его оперы «Служанка-госпожа» (1782), «Прекрасная мельничиха» (1788) и др. 251 Репнин Николай Васильевич (1734–1801) – князь, военный и дипломатический деятель, генерал-фельдмаршал (1796). Участвовал в Семилетней войне, в 1762 г. посол в Пруссии, в 1763–1769 гг. в Польше. При Ларге и Кагуле командовал дивизией. Во время русско-турецкой войны 1787–1791 гг., исполняя обязанности главнокомандующего, выиграл сражение под Мачином. В 1770–1790 гг. генерал-губернатор различных губерний. С 1798 г. в отставке. 253 Кваренги Джакомо (1744–1817) – архитектор, представитель русского классицизма; с 1780 г. работал в России. Среди его проектов – Английский дворец в Петергофе (1781–1794), Академия наук (1783–1789), Екатерининский институт (1804–1807), Конно-гвардейский манеж (1804–1807), Смольный институт (1806–1808), Александровский дворец в Царском Селе (1792–1796). Работы Кваренги во многом определили архитектурный облик Петербурга. Камерон Чарлз (ок. 1730–1812) – архитектор. Шотландец, учился во Франции и Италии. С 1779 г. работал в Петербурге, придворный архитектор Екатерины II. Строил комплекс Царского Села, дворец и павильоны в Павловске, дворец Разумовского в Батурине на Украине. Фальконе Этьен Морис (1716–1791) – французский скульптор. Учился в Париже, в 1766–1778 гг. работал в России, затем в Голландии; с 1780 г. – во Франции. Самое знаменитое творение – памятник Петру I в Петербурге. Чевакинский Савва Иванович (1713–между 1774 и 1780) – архитектор. В 1741–1767 гг. главный архитектор Адмиралтейств-коллегии, учитель В. И. Баженова и Е. И. Старова. Участвовал в строительстве комплекса в Царском Селе (1745–1760), руководил сооружением Никольского морского собора (1753–1762), перестройкой Кунсткамеры (1754–1758) и др. Баженов Василий Иванович (1737 – или 1738–1799) – архитектор, рисовальщик, педагог. Учился в Москве, Петербурге, Париже. С 1765 г. академик, в 1799 г. – вице-президент Петербургской Академии художеств. Автор проектов Дома Пашкова, ансамбля в Царицыне, дворца в Московском Кремле, Михайловского замка в Петербурге.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Bancroft, History of U. S. Vol. I, гл. VII, p. 194. Между протестантскими и католическими историками до сих пор идет спор о том, кому больше обязан своим происхождением этот акт: протестантам, или католикам? Католические историки утверждают, что акт принадлежит католикам, так как «общее собрание», постановившее его, состояло из католического большинства, из одиннадцати католиков и трех протестантов (Murray, p. 140; Shea, p. 32). Но глава протестантских историков Банкрофт говорит, что собрание состояло из шести членов, из которых трое были протестанты и трое католики, и из представителей мерилендского населения, из которых пять были католики, причем главным двигателем этого дела был протестантский губернатор провинции Стон (Bancroft, Vol. I гл. VII, p. 193). Но факты склоняют заключение скорее на сторону католиков. 200 Shea, History, 33. Банкрофт менее резкими чертами описывает эту нетерпимость протестантов. History, гл. XXI, vol. II. 202 Journals of the American Congress from 1774 to 1788, 4 Vols. Washington 1823. Vol. 1 p. 11, § 10. 204 Catholic World, Vol. XXIII, p. 730; Shea, History, p. 43. The Address to the people of Great Britain см. в «Journals of American Congress», Vol. I, pp. 26–31. 210 16 член конституции штата Виргинии. См. The Constitutions of the Thirteen states, Philadelphia, 1783. 212 1 член конституции Делавары; 1 section, i article. The Constitutions of the Thirteen states, p. 121. Philadelphia 1783. 214 56 член конституции Георгии; ibidem, p. 724. Конституция того же штата, от 30 мая 1708 г., полнее определяет тот же принцип: «Никакое лицо в этом штате ни под каким предлогом не должно быть лишаемо неоценимой привилегии поклонения Богу таким способом, который наиболее приятен его собственной совести, или быть принуждаемо присутствовать в месте богослужения противного его вере или суждению и никогда не должно быть обязываемо платить десятины, налоги или какие другие пошлины на построение или поправку какого-либо места, богослужения, противно тому, что оно считает правильным или добровольно согласилось делать.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rimski...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010