Далее фон Хавен приводит традиционные сведения о великопостном говении русских христиан: «Во время настоящих недель поста им нельзя есть мясных блюд, молока, яиц и масла, но только овощи, хлеб, хлебные изделия и рыбу (которую, однако, варят на растительном масле вместо животного»). 133 В сообщении датского автора упоминается об установлении «не столь строго соблюдать посты на флоте и в армии», хотя тут же фон Хавен добавляет, что «в армии бывают достаточные причины поститься, как например, в кампаниях против турок». 134 Что же касается большинства православных, то, по замечанию датского путешественника, «простой русский человек по-прежнему не хочет осквернять дни поста; люди отказываются есть из посуды, в которой была какая-нибудь запрещенная пища. Это часто доставляет иностранным путешественникам значительные затруднения, так как им приходится возить с собой и всё необходимое для питания». 135 Заметки Э. Джастис и фон Хавена относятся ко времени правления Анны Иоанновны (1730–1740), когда при дворе усилилось немецкое влияние. Это, в свою очередь, повлекло за собой ослабление православных традиций в кругах высшей знати. В связи с этим можно привести любопытное замечание маркиза Жака-Иоахима де ля Шетарди (1705–1758), французского посланника при русском дворе в 1740–1742 гг. «Отныне, по сообщению самого Остермана, строгость, соблюдаемая во время поста, не явится более поводом для русских, как мужчин, так и женщин, жить замкнуто в своих домах, – пишет французский дипломат. – Поэтому я начинаю с завтрашнего дня устраивать обеды, как можно чаще, при многочисленном обществе, чтобы эти лица отнюдь не тревожились с самого начала малейшими признаками особого внимания; отсюда, может быть, явится возможность завязать некоторые знакомства». 136 Эти строки, адресованные Амело Жан-Жаку де Шалью, министру иностранных дел во Франции, были написаны в апреле 1740 года, а 17 октября (ст. ст.) того же года императрица Анна Иоанновна скончалась. Вскоре на российский престол, в результате дворцового переворота, взошла «дщерь Петрова» – Елизавета Петровна (1741–1761). Вот что сообщает французский дипломат в одном из своих донесений из Петербурга: «Царица не удовольствовалась самым строгим, каким только можно себе придумать, выполнением поста и соблюдением в продолжении Страстной Недели всех требуемых тогда обрядов, и должно думать, что она считала необходимым показать своим народам пример уважения, должного Церкви. Если суеверие, или частные виды нисколько не входят сюда, то конечно такой образ действий заслуживает похвалы». 137

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Вопрос совмещения поста и отпуска (отдыха) касается не только Петрова поста. Он шире и связан, в первую очередь, с возможностью совмещения отдыха и христианского образа жизни. Если христианство для человека не есть что-то внешнее, то оно не определяется временем, пространством или социальным положением. То есть христианин остается христианином не только в период постов. Поэтому как быть с «отпускными развлечениями», каждый должен определять исходя не из даты в календаре, а из своей христианской совести. Ведь мы не можем перечислить сейчас все возможные варианты и разделить их по принципу «можно - нельзя». Наша свобода проявляется в том числе и в умении самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, а не полагаться на списки «запрещенного» и «разрешенного». Закономерен вопрос об отпуске как таковом в период поста. Если человек имеет возможность повлиять на это, безусловно, надо постараться выбрать время между постами. Тогда подобного рода вопросы даже не возникнут. Газета «Православная вера» 12 (632) [Подготовила Елена Сапаева ] Православие и современность Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/opp/2019/iyun/28/post...

Содержанию недельных Евангелий соответствуют и чтения из Апостола; в неделю о мытаре и Фарисее предлагается пример последования истинным добродетелям и злострадания за благочестие в противоположность успехам людей нечестивых в зле (зач. 296); в неделю о блудном сыне показывается зловредность для души и тела плотской нечистоты (зач. 135); в неделю мясопустную, также как и субботу сырную (зач. 115) дается наставление о благоразумном употреблении пищи без соблазна для других (зач. 140); в неделю сыропустную, соответственно наступлению светлого времени воздержания, внушается об отложении темных дел целомудрием и отвержением похотей (зач. 112). Притом с недели Мытаря, когда начинается Триодь, в простые дни на литургии из Евангелия читают страстные Евангелия из Марка и Луки, из Апостола Соборные Послания, где из 2-го послания Петрова и Иудина предлагаются сильные предостережения от заразительного учения и поведения лжеучителей, из Иоаннова наставления об общей греховности, о нелюбви мира, о различении духа лжехристианского и антихристианского. Тем паче в последовании самой постной Триоди видно постепенное приготовление к посту и покаянию в богослужебном порядке оной. Недели о Мытаре и Фарисее, о блудном сыне и о страшном суде 17 , имеют последование вечернее и утреннее с каноном, но для прочих дней каждой из этих недель по Триоди никакого последования не имеется, а в сырной седмице, как окончательно предуготовительной, для каждого дня последование вечернее и утреннее положено, впрочем, оно по своему содержанию ни к предыдущей неделе страшного суда, ни к последующей о изгнании Праотцов из рая не относится; а составляет ближайшее приготовление, расположение и возбуждение к предлежащему посту и покаянию, равно как во многих стихах содержит молитвенное возношение к Богу о ниспослании благодати укрепления на предлежащий путь св. поста. В среду 18 на 6-м часе, и на вечерне, положено по паремье из пророка Иоиля; в 1-й паремье ( Иоил.2:12–26 ), заповедуется пост и общее собрание в храм для всенародной молитвы, от возрастных и мужей до млекопитающихся, и от старцев до новобрачных, и чтобы священники с плачем совершали служение и проносили Богу молитвы, дабы отъял Господь глад (по причине засухи и саранчи) и ниспослал земле благословение благоплодия.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Уважаемые Людмила, Татьяна и остальные постящиеся! Простите, что своей работой ввела вас в такое искушение. Вас, наверное, особо смутили красивые фотографии, ведь, если внимательно прочитать, по-настоящему редких продуктов я использую мало, а наш сайт, справедливости ради замечу, читают не только пенсионеры. Но разве было бы лучше, если бы фотографии были отталкивающими и некачественными? Насчёт национальной русской кухни - даже не знаю, как реагировать... Надеюсь, вы и в остальном придерживаетесь традиций, например, в одежде: льняные сарафаны, например, заменили ли в вашем гардеробе современную одежду из современных тканей в том числе? Или интернет, разве это традиционное для 1847, например, года, средство общения и поиска информации? Спасибо тем, кто просто прочитал и взял что-то для себя из моих рецептов, чтобы порадовать домашних и гостей. Наша жизнь состоит не только из сухоядения, но и из встреч с родственниками и друзьями, вряд ли кому-то придёт в голову накормить дорогих гостей варёной гречкой. А тот, кто по-настощему свято чтит Устав и Традицию, вряд ли будет на посту читать и комментировать (да ещё иногда по два раза) статьи о еде, ну согласитесь? мимо пройдёт. людмила 26 июня 2012, 18:09 УВАЖАЕМАЯ ВИКТОРИЯ! Присоединяюсь к хвалебному мнению, но отмечаю следующее: Рецепты постных блюд мне нравятся, но их чересчур много и они залезают на главное место, как некая склонность к чревоугодию. При уверенности, что якобы человек постится. Постная пища д.б. простой и дешевой, без изысков, иначе это « праздник живота». Дорогие и редкие продукты, особенно для множества постящихся пенсионеров, недоступны. Попытка питаться не в национальной традиции удивляет и смущает. Чем же плоха русская старинная кухня? У нас в семье есть кулинарная книга 1847 года; рецепты приемлемы. И главное – в Вашей практике нет нижеприведенного: Хотелось напомнить церковные установления относительно Апостольского поста. 1. По Типикону в Апостольский пост во вторник и четверг рыбу мы не едим, но только вкушаем варёную пищу с маслом и выпиваем вина сухого. В понедельник, среду и пятницу до трёх часов дня не едим вовсе, а затем вкушаем сырые овощи, фрукты и хлеб (сухоядение). В субботу и воскресение разрешается рыба. Кроме того, рыба разрешается и в дни храмовых праздников, на какой бы они не пришлись день.

http://pravoslavie.ru/54340.html

Подобно тому как 48 глава называется «месяцесловом» от указаний на службы Месячной Минеи, 49 и 50 главы называются «триодион», оттого что в последованиях сих глав указывается на пение Триоди Постной и Цветной. В 49 главе находятся последования для дней приготовительных к посту и для самого Великого поста, т.е. от недели мытаря и фарисея до Пасхи. В 50 главе, которая озаглавливается словом «Пентикостарион» (т.е. Пятидесятница), содержатся последования для дней, начинающихся днем Св. Пасхи и простирающихся до недели Всех святых включительно. А о том, какие молитвословия должны быть читаемы и петы, если в дни пения Триодей случатся неподвижные праздники (Минеи), например: 40 мучеников (9 марта), Благовещения (23 марта) – надлежит смотреть в месяцеслове Типикона под тем числом, в которое празднуется неподвижный праздник. В 51 главе говорится о соблюдении Петрова поста, который следует за Пятидесятницею. Эта глава служит заключением Триодиона. III Третья часть Типикона есть как бы дополнение к 1 и 2 частям его. Она содержит: а) указания на некоторые краткие изменяемые молитвословия, устав которых неодинаков в разные дни одной и той же седмицы, но общий для большей части седмиц в году; б) сами молитвословия, на которые в ней есть указания, именно – восьми Гласов тропари, кондаки, ипакои, светильны, прокимны, аллилуиарии. Для того чтобы узнавать, который глас должно петь в известную неделю, для сего в 54 главе показано, с какого времени года начинается каждый столп гласов. Узнав из Индиктиона и Зрячей Пасхалии (в Типиконе), в какие числа месяцев в известном году начинается каждый столп гласов, легко сосчитать, которою будет в этом столпе известная неделя и который глас должен быть пет в ней (см. выше). Столпы гласов Октоиха начинают свой ряд около одного времени (т.е. после Пятидесятницы) со столпами утренних воскресных Евангелий 16 , и как гласы Октоиха, так и утренние Евангелия следуют в непрерывном порядке одни за другими; поэтому со столпами гласов печатаются вместе и столпы евангельские. Соответственно содержанию воскресных утренних Евангелий, поются на воскресной утрени 11 ексапостилариев с Богородичными и столько же евангельских стихир; посему и они при сем (в 54 главе) излагаются.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Ясно, потому что пост практикуется во всех перечисленных религиях. А пост – это одна из главных аскетических практик. Православные христиане соблюдают Петров пост, иудаисты постятся на Девятое ава, мусульмане – в Рамадан. Как видим, пост специально приурочен к особому религиозному солнечно-лунному календарю. Постом может быть достаточно «голодная» подготовка к великому празднику-пиршеству. Или же ощутимое на «физиологическом» уровне воспоминание о таких событиях прошлого, что приводят душу в священный трепет. Ясно, что религиоведам не надо смешивать разные религии, не стоит механически переносить понятия одной религии на другую. Христианский пост имеет множество особенностей, первостепенных по значению и второстепенных. В христианском посте тема покаяния, например, важнее, чем тема ритуальной чистоты или тема религиозной дисциплины. Пост помогает христианам каяться. Именно в покаянии христианин обретает духовную чистоту и послушание Богу (религиозную «дисциплинированность»). О покаянии нет возможности сейчас говорить, потому что покаяние в христианстве – особая духовная практика, до тонкостей разработанная. А тема у нас не «покаяние», а «пост», и еще – вторая прибавилась – «аскеза». Когда суфии утверждают, что в исламе аскезы нет, они хотят подчеркнуть отличие ислама от христианства. И суфии подразумевают, видимо, монашескую аскезу христианства (воздержание от супружеских отношений). В исламе, действительно, нет монашества. Соответственно, начисто отсутствует монашеская аскеза. Но ведь бывают формы немонашеской аскезы, их немало. Они есть в христианстве, имеются они и в исламе, свои для каждой религии. Разве не аскетическая практика – пожизненное воздержание от вина и любых алкогольных напитков? Ответ напрашивается сам. В самых разных религиозных традициях легко найти аскетическое воздержание от пищи и питья. Смысл поста на поверхности Почему люди постятся? Спросите и Вы получите сто ответов на один вопрос! Среди них будут и глубокие. Будут и те, что попроще, – лежащие на поверхности. Если пост продолжается много дней и ведет к празднику, то заговение ставится в неразрывную связь с разговением, как начало с концом. Смысл заговения надо искать в разговении. День Первоверховных апостолов – это «цель» Петрова поста, он весь устремлен к ней. Церковный праздник будет еще радостнее, если его предваряет пост, если совершается постовая подготовка к празднику.

http://pravmir.ru/pochemu-vse-postyatsya...

Владимир 6 сентября 2012, 23:49 Огромная благодарность, сайту Православие.Ru, за фотоальбомы, и за альбом Виктории, огромное спасибо. А Вы сестры, публикующие свое раздраженное мнение, скорее завидуете таланту Виктории. У нас семья многодетная, и в семье всегда соблюдаются Посты. Не умение готовить, и самое важное не желание ущемлять себя, всегда можно оправдать. Но это леность души и нежелание чем-либо жертвовать. Не зря говорят, что женщины не умеют радоватся успехам другой женщины где бы он не проявлялся.. Но у православных должно быть по другому. Спаси Вас Господь, Виктория, и ждем от Вас новых фото. Людмила 26 июля 2012, 12:34 Действительно Виктория - Вы умница! Хотелось бы узнать о Вас - Вы работающий человек и какая у Вас семья? Тогда станет понятно: подходят ли Ваши рецепты постной еды по времени приготовления для конкретной семьи. Спасибо Вам и Божье благодати всем православным христианам! Вероника 20 июля 2012, 19:49 Это искусство! Светлана 4 июля 2012, 11:27 Уважаемые Виктория, Ольга, Татьяна, Алла, Мария, Людмила! Осмелею сл и я высказать свое мнение. Благодарю за комментарии, которые заставляют задуматься. Тем не менее, я очень признательна Виктории за труд и отличные рецепты, которые помогают мне обеспечить моим троим детям постную пищу, которая на их уровне духовного развития позволяет принимать без ропота ограничения Поста, а мне постепенно и без принуждения подводить детей к их посильной мере сознательного ограничения. Что касается времени на приготовление блюд - наверное, это мое обременение - не поспать лишние полчаса, чтобы немного разнообразить постный стол. Пока так. Мы в начале пути. Что касается искушения, то созерцание скульптурного или живописного изображения обнаженной натуры может вызвать как благодарность за красоту Творения Божьего, так и греховные помыслы. И у нас свой путь - либо ограждаем себя от созерцания во избежание искушения, либо уже можем любоваться. Уверена, что многим рецепты очень пригодились. Храни вас Господь! Виктория 29 июня 2012, 23:43

http://pravoslavie.ru/54340.html

Индикт – 15-летний период сбора податей в Римской империи, введенный с 312 года императором Константином Великим . Для определения Пасхи этот столбец значения не имеет. Сохраняется как дань уважения святому равноапостольному Константину. Круг Солнцу – 28-летний период, через который дни недели и числа месяцев совпадают. Если бы не было високосных лет, то такое совпадение происходило бы через 7 лет. Но т. к. обычный год включает 52 седмицы и 1 день, а високосный – 52 седмицы и 2 дня, то этот период составляет 28 лет. К астрономическому течению Солнца этот период отношения не имеет. Вруцелето – одна из семи вруцелетных букв, обозначающая воскресный день в данный год. Вруцелетные буквы встречаются в Месяцесловах (например, в Апостоле). Круг луны – период в 19 лет, через который совпадают фазы луны и числами. Юлианский год длиннее лунного на 10 дней, 21 час, 11 минут и 21 секунду. В Пасхалии учитывается лунное течение, поскольку оно имеет значение для определения дня еврейской Пасхи, не раньше которой должна быть Пасха христианская. Основание – число, показывающее возраст луны к 1 марта. Эпакта – число, дополняющее основание до 21, если основание меньше 21, и до 51, если основание больше 21. Это нужно для определения конца Ветхозаветной Пасхи, т. е. 22 нисана. Ключ границ – это 35 букв, соответствующие 35 дням, которые заключаются между пасхальными пределами (22 марта – 25 апреля). Определение дня празднования Пасхи по пасхальной таблице и ключевым словам Используя пасхальную таблицу и Пасхалию зрячую по ключевым словам определить день празднования Пасхи в любой год не составляет никакого труда. Для этого следует сделать несколько шагов. В указаниях на каждую ключевую букву, кроме дня Пасхи, приводятся даты других подвижных праздников и церковных времен, например, начало Великого поста, начало и продолжительность Петрова поста и т. д. Определение дня празднования Пасхи по формуле Гаусса День празднования Пасхи можно определить и по ряду математических формул. Одну из таких формул вывел в XVIII в. немецкий математик Гаусс.

http://azbyka.ru/liturgika-akimov

Разделы портала «Азбука веры» Здравствуйте! Как следует питаться мирянам в течении Петрова поста? В разных источниках информация отличается. Например, первый понедельник, 28 июня: 1) сухоядение; 2) горячая пища с маслом; 3) разрешается рыба. Не могу разобраться, помогите пожалуйста! Похожие вопросы 4 Ответа Типикон 33 глава. То есть, в субботы и в воскресенья — можно рыбу и вино В понедельник, среду, пятницу  сухоядение 1 раз в день после 16:00 — сырые фрукты, овощи, орехи. Во вторник и четверг — приготовленные горячие овощи с маслом и вино. Еще можно учитывать праздник. Для мирян всё проще. В субботу и воскресенье рыбу и вино. В остальные дни приготовленные горячие овощи с маслом и вино. Но нужно учитывать, что для мирян нет установленного деффиринцированного режима питания в посты, отчего разные рекомендации. Решениями Церковных Соборов для мирян установлен самый простой гастрономический режим — отказ от яиц, молока, мяса и их производных. P.S. С отсылками на решения Соборов для мирян я погорячился, приношу всем извинения. Но нашел иное. По благословению нашего Святейшего Патриарха Кирилла, священно-церковнослужители руководствуются Богослужебными  указаниями (см. название и внизу стр.2 издания на 2021 год). В их Предисловии указано, что литургическая жизнь Церкви строится по Типикону (1 абз.), иного более короткого правила нет (абз. 2), и даже малейшие части Типикона продуманы и имеют значение (4 абз.), и важно для всех православных (то есть не только монахов) исполнять Типикон до мелочей (5 абз. стр.4), и что Богосужебные указания изданы не для замены Типикона, а в помощь (6 абз.) Получается, что Святейший Патриарх благословил всех православных держаться идеала того, что изложено в Типиконе (абз 2. стр.3), с учётом отступлений и замен, упомянутых в Богослужебных указаниях (например, в них отсутствуют некоторые обязательные малые повседневные службы — повечерия, полунощницы, малые повечерия  перед бденной службой). Так, в указаниях за 27 ноября 2021 года (н.с) сказано о порядке служб, в перечне которых нет малых, но зато имеется объёмная выписка из Типикона об особенностях Филиппова поста на весь его период.

http://azbyka.ru/vopros/kak-pitatsja-v-p...

217) Каллиник , митрополит проилавский, родом фессалиец (из Загоры, что на Пилийской горе), муж, обладавший греческим образованием, доброго нрава и вполне преданный церкви. Но друзья Кирилла и против него вооружили народ, который почитал Кирилла, помня свидетельство о нем Авксентия как о едином богоугодном. Между тем случилось и следующее обстоятельство: Каллиник предложил архиереям вопрос: не считают ли они приличным назначить для Петрова поста определенное число дней так, чтобы продолжительность этого поста, как и других постов, была неизменная и не зависела от переходного праздника Пасхи. Предложение патриарха одними отвергнуто, как совершенно бесполезное, а другие и разгласили еще о нем, как о безрассудном еретическом нововведении. В следствие этого патриарх был обвинен в ереси и однажды толпа народа бросилась на него при выходе из церкви, бесчеловечно избила и изгнала из патриархии. Немедленно после этого Каллиник отрекся от престола, который занимал 6 месяцев и восемь дней, и удалился на свою родину в Загору, где жил, занимаясь науками, углубляясь в божественные писания и составляя церковные и исторические сочинения в прозе и стихах. Между прочим, он написал и историю бывших до него по взятии Константинополя патриархов, которая остается еще неизданной. После этого, по общему приговору, патриаршество принял 1757 г. 218) Серафим , митрополит филиппопольский, человек преданный церкви, но надменный. Поэтому-то его и возненавидели, и через три года он был изгнан на Афон. Оттуда в последствии он отправился в Россию, где получил большую честь и гостеприимство от Императрицы Елисаветы Петровны; умер и погребен близ Киева, в котором жил. Преемником ему избран 1760 г. 219) Иоанникий , прежде бывший митрополит ипекийский и потом халкидонский, родом из Константинополя, знатного происхождения, человек умный и обходительный. Но тогдашние политические обстоятельства, беспорядок в делах церковных, обычные раздоры архиереев и в особенности чрезвычайно тягостные долги церкви делали патриаршество в высшей степени тяжелым. Поэтому Иоанникий через четыре года отрекся и, удалившись, покоился на острове Халки, где наконец отошел ко Господу. На его место возведен избранный единогласно 1764 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010