Далее фон Хавен приводит традиционные сведения о великопостном говении русских христиан: «Во время настоящих недель поста им нельзя есть мясных блюд, молока, яиц и масла, но только овощи, хлеб, хлебные изделия и рыбу (которую, однако, варят на растительном масле вместо животного»). 133 В сообщении датского автора упоминается об установлении «не столь строго соблюдать посты на флоте и в армии», хотя тут же фон Хавен добавляет, что «в армии бывают достаточные причины поститься, как например, в кампаниях против турок». 134 Что же касается большинства православных, то, по замечанию датского путешественника, «простой русский человек по-прежнему не хочет осквернять дни поста; люди отказываются есть из посуды, в которой была какая-нибудь запрещенная пища. Это часто доставляет иностранным путешественникам значительные затруднения, так как им приходится возить с собой и всё необходимое для питания». 135 Заметки Э. Джастис и фон Хавена относятся ко времени правления Анны Иоанновны (1730–1740), когда при дворе усилилось немецкое влияние. Это, в свою очередь, повлекло за собой ослабление православных традиций в кругах высшей знати. В связи с этим можно привести любопытное замечание маркиза Жака-Иоахима де ля Шетарди (1705–1758), французского посланника при русском дворе в 1740–1742 гг. «Отныне, по сообщению самого Остермана, строгость, соблюдаемая во время поста, не явится более поводом для русских, как мужчин, так и женщин, жить замкнуто в своих домах, – пишет французский дипломат. – Поэтому я начинаю с завтрашнего дня устраивать обеды, как можно чаще, при многочисленном обществе, чтобы эти лица отнюдь не тревожились с самого начала малейшими признаками особого внимания; отсюда, может быть, явится возможность завязать некоторые знакомства». 136 Эти строки, адресованные Амело Жан-Жаку де Шалью, министру иностранных дел во Франции, были написаны в апреле 1740 года, а 17 октября (ст. ст.) того же года императрица Анна Иоанновна скончалась. Вскоре на российский престол, в результате дворцового переворота, взошла «дщерь Петрова» – Елизавета Петровна (1741–1761). Вот что сообщает французский дипломат в одном из своих донесений из Петербурга: «Царица не удовольствовалась самым строгим, каким только можно себе придумать, выполнением поста и соблюдением в продолжении Страстной Недели всех требуемых тогда обрядов, и должно думать, что она считала необходимым показать своим народам пример уважения, должного Церкви. Если суеверие, или частные виды нисколько не входят сюда, то конечно такой образ действий заслуживает похвалы». 137 |
Вопрос совмещения поста и отпуска (отдыха) касается не только Петрова поста. Он шире и связан, в первую очередь, с возможностью совмещения отдыха и христианского образа жизни. Если христианство для человека не есть что-то внешнее, то оно не определяется временем, пространством или социальным положением. То есть христианин остается христианином не только в период постов. Поэтому как быть с «отпускными развлечениями», каждый должен определять исходя не из даты в календаре, а из своей христианской совести. Ведь мы не можем перечислить сейчас все возможные варианты и разделить их по принципу «можно - нельзя». Наша свобода проявляется в том числе и в умении самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, а не полагаться на списки «запрещенного» и «разрешенного». Закономерен вопрос об отпуске как таковом в период поста. Если человек имеет возможность повлиять на это, безусловно, надо постараться выбрать время между постами. Тогда подобного рода вопросы даже не возникнут. Газета «Православная вера» 12 (632) [Подготовила Елена Сапаева ] Православие и современность Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta |
Содержанию недельных Евангелий соответствуют и чтения из Апостола; в неделю о мытаре и Фарисее предлагается пример последования истинным добродетелям и злострадания за благочестие в противоположность успехам людей нечестивых в зле (зач. 296); в неделю о блудном сыне показывается зловредность для души и тела плотской нечистоты (зач. 135); в неделю мясопустную, также как и субботу сырную (зач. 115) дается наставление о благоразумном употреблении пищи без соблазна для других (зач. 140); в неделю сыропустную, соответственно наступлению светлого времени воздержания, внушается об отложении темных дел целомудрием и отвержением похотей (зач. 112). Притом с недели Мытаря, когда начинается Триодь, в простые дни на литургии из Евангелия читают страстные Евангелия из Марка и Луки, из Апостола Соборные Послания, где из 2-го послания Петрова и Иудина предлагаются сильные предостережения от заразительного учения и поведения лжеучителей, из Иоаннова наставления об общей греховности, о нелюбви мира, о различении духа лжехристианского и антихристианского. Тем паче в последовании самой постной Триоди видно постепенное приготовление к посту и покаянию в богослужебном порядке оной. Недели о Мытаре и Фарисее, о блудном сыне и о страшном суде 17 , имеют последование вечернее и утреннее с каноном, но для прочих дней каждой из этих недель по Триоди никакого последования не имеется, а в сырной седмице, как окончательно предуготовительной, для каждого дня последование вечернее и утреннее положено, впрочем, оно по своему содержанию ни к предыдущей неделе страшного суда, ни к последующей о изгнании Праотцов из рая не относится; а составляет ближайшее приготовление, расположение и возбуждение к предлежащему посту и покаянию, равно как во многих стихах содержит молитвенное возношение к Богу о ниспослании благодати укрепления на предлежащий путь св. поста. В среду 18 на 6-м часе, и на вечерне, положено по паремье из пророка Иоиля; в 1-й паремье ( Иоил.2:12–26 ), заповедуется пост и общее собрание в храм для всенародной молитвы, от возрастных и мужей до млекопитающихся, и от старцев до новобрачных, и чтобы священники с плачем совершали служение и проносили Богу молитвы, дабы отъял Господь глад (по причине засухи и саранчи) и ниспослал земле благословение благоплодия. |
Уважаемые Людмила, Татьяна и остальные постящиеся! Простите, что своей работой ввела вас в такое искушение. Вас, наверное, особо смутили красивые фотографии, ведь, если внимательно прочитать, по-настоящему редких продуктов я использую мало, а наш сайт, справедливости ради замечу, читают не только пенсионеры. Но разве было бы лучше, если бы фотографии были отталкивающими и некачественными? Насчёт национальной русской кухни - даже не знаю, как реагировать... Надеюсь, вы и в остальном придерживаетесь традиций, например, в одежде: льняные сарафаны, например, заменили ли в вашем гардеробе современную одежду из современных тканей в том числе? Или интернет, разве это традиционное для 1847, например, года, средство общения и поиска информации? Спасибо тем, кто просто прочитал и взял что-то для себя из моих рецептов, чтобы порадовать домашних и гостей. Наша жизнь состоит не только из сухоядения, но и из встреч с родственниками и друзьями, вряд ли кому-то придёт в голову накормить дорогих гостей варёной гречкой. А тот, кто по-настощему свято чтит Устав и Традицию, вряд ли будет на посту читать и комментировать (да ещё иногда по два раза) статьи о еде, ну согласитесь? мимо пройдёт. людмила 26 июня 2012, 18:09 УВАЖАЕМАЯ ВИКТОРИЯ! Присоединяюсь к хвалебному мнению, но отмечаю следующее: Рецепты постных блюд мне нравятся, но их чересчур много и они залезают на главное место, как некая склонность к чревоугодию. При уверенности, что якобы человек постится. Постная пища д.б. простой и дешевой, без изысков, иначе это « праздник живота». Дорогие и редкие продукты, особенно для множества постящихся пенсионеров, недоступны. Попытка питаться не в национальной традиции удивляет и смущает. Чем же плоха русская старинная кухня? У нас в семье есть кулинарная книга 1847 года; рецепты приемлемы. И главное – в Вашей практике нет нижеприведенного: Хотелось напомнить церковные установления относительно Апостольского поста. 1. По Типикону в Апостольский пост во вторник и четверг рыбу мы не едим, но только вкушаем варёную пищу с маслом и выпиваем вина сухого. В понедельник, среду и пятницу до трёх часов дня не едим вовсе, а затем вкушаем сырые овощи, фрукты и хлеб (сухоядение). В субботу и воскресение разрешается рыба. Кроме того, рыба разрешается и в дни храмовых праздников, на какой бы они не пришлись день. |
Подобно тому как 48 глава называется «месяцесловом» от указаний на службы Месячной Минеи, 49 и 50 главы называются «триодион», оттого что в последованиях сих глав указывается на пение Триоди Постной и Цветной. В 49 главе находятся последования для дней приготовительных к посту и для самого Великого поста, т.е. от недели мытаря и фарисея до Пасхи. В 50 главе, которая озаглавливается словом «Пентикостарион» (т.е. Пятидесятница), содержатся последования для дней, начинающихся днем Св. Пасхи и простирающихся до недели Всех святых включительно. А о том, какие молитвословия должны быть читаемы и петы, если в дни пения Триодей случатся неподвижные праздники (Минеи), например: 40 мучеников (9 марта), Благовещения (23 марта) – надлежит смотреть в месяцеслове Типикона под тем числом, в которое празднуется неподвижный праздник. В 51 главе говорится о соблюдении Петрова поста, который следует за Пятидесятницею. Эта глава служит заключением Триодиона. III Третья часть Типикона есть как бы дополнение к 1 и 2 частям его. Она содержит: а) указания на некоторые краткие изменяемые молитвословия, устав которых неодинаков в разные дни одной и той же седмицы, но общий для большей части седмиц в году; б) сами молитвословия, на которые в ней есть указания, именно – восьми Гласов тропари, кондаки, ипакои, светильны, прокимны, аллилуиарии. Для того чтобы узнавать, который глас должно петь в известную неделю, для сего в 54 главе показано, с какого времени года начинается каждый столп гласов. Узнав из Индиктиона и Зрячей Пасхалии (в Типиконе), в какие числа месяцев в известном году начинается каждый столп гласов, легко сосчитать, которою будет в этом столпе известная неделя и который глас должен быть пет в ней (см. выше). Столпы гласов Октоиха начинают свой ряд около одного времени (т.е. после Пятидесятницы) со столпами утренних воскресных Евангелий 16 , и как гласы Октоиха, так и утренние Евангелия следуют в непрерывном порядке одни за другими; поэтому со столпами гласов печатаются вместе и столпы евангельские. Соответственно содержанию воскресных утренних Евангелий, поются на воскресной утрени 11 ексапостилариев с Богородичными и столько же евангельских стихир; посему и они при сем (в 54 главе) излагаются. |
Ясно, потому что пост практикуется во всех перечисленных религиях. А пост – это одна из главных аскетических практик. Православные христиане соблюдают Петров пост, иудаисты постятся на Девятое ава, мусульмане – в Рамадан. Как видим, пост специально приурочен к особому религиозному солнечно-лунному календарю. Постом может быть достаточно «голодная» подготовка к великому празднику-пиршеству. Или же ощутимое на «физиологическом» уровне воспоминание о таких событиях прошлого, что приводят душу в священный трепет. Ясно, что религиоведам не надо смешивать разные религии, не стоит механически переносить понятия одной религии на другую. Христианский пост имеет множество особенностей, первостепенных по значению и второстепенных. В христианском посте тема покаяния, например, важнее, чем тема ритуальной чистоты или тема религиозной дисциплины. Пост помогает христианам каяться. Именно в покаянии христианин обретает духовную чистоту и послушание Богу (религиозную «дисциплинированность»). О покаянии нет возможности сейчас говорить, потому что покаяние в христианстве – особая духовная практика, до тонкостей разработанная. А тема у нас не «покаяние», а «пост», и еще – вторая прибавилась – «аскеза». Когда суфии утверждают, что в исламе аскезы нет, они хотят подчеркнуть отличие ислама от христианства. И суфии подразумевают, видимо, монашескую аскезу христианства (воздержание от супружеских отношений). В исламе, действительно, нет монашества. Соответственно, начисто отсутствует монашеская аскеза. Но ведь бывают формы немонашеской аскезы, их немало. Они есть в христианстве, имеются они и в исламе, свои для каждой религии. Разве не аскетическая практика – пожизненное воздержание от вина и любых алкогольных напитков? Ответ напрашивается сам. В самых разных религиозных традициях легко найти аскетическое воздержание от пищи и питья. Смысл поста на поверхности Почему люди постятся? Спросите и Вы получите сто ответов на один вопрос! Среди них будут и глубокие. Будут и те, что попроще, – лежащие на поверхности. Если пост продолжается много дней и ведет к празднику, то заговение ставится в неразрывную связь с разговением, как начало с концом. Смысл заговения надо искать в разговении. День Первоверховных апостолов – это «цель» Петрова поста, он весь устремлен к ней. Церковный праздник будет еще радостнее, если его предваряет пост, если совершается постовая подготовка к празднику. |
Владимир 6 сентября 2012, 23:49 Огромная благодарность, сайту Православие.Ru, за фотоальбомы, и за альбом Виктории, огромное спасибо. А Вы сестры, публикующие свое раздраженное мнение, скорее завидуете таланту Виктории. У нас семья многодетная, и в семье всегда соблюдаются Посты. Не умение готовить, и самое важное не желание ущемлять себя, всегда можно оправдать. Но это леность души и нежелание чем-либо жертвовать. Не зря говорят, что женщины не умеют радоватся успехам другой женщины где бы он не проявлялся.. Но у православных должно быть по другому. Спаси Вас Господь, Виктория, и ждем от Вас новых фото. Людмила 26 июля 2012, 12:34 Действительно Виктория - Вы умница! Хотелось бы узнать о Вас - Вы работающий человек и какая у Вас семья? Тогда станет понятно: подходят ли Ваши рецепты постной еды по времени приготовления для конкретной семьи. Спасибо Вам и Божье благодати всем православным христианам! Вероника 20 июля 2012, 19:49 Это искусство! Светлана 4 июля 2012, 11:27 Уважаемые Виктория, Ольга, Татьяна, Алла, Мария, Людмила! Осмелею сл и я высказать свое мнение. Благодарю за комментарии, которые заставляют задуматься. Тем не менее, я очень признательна Виктории за труд и отличные рецепты, которые помогают мне обеспечить моим троим детям постную пищу, которая на их уровне духовного развития позволяет принимать без ропота ограничения Поста, а мне постепенно и без принуждения подводить детей к их посильной мере сознательного ограничения. Что касается времени на приготовление блюд - наверное, это мое обременение - не поспать лишние полчаса, чтобы немного разнообразить постный стол. Пока так. Мы в начале пути. Что касается искушения, то созерцание скульптурного или живописного изображения обнаженной натуры может вызвать как благодарность за красоту Творения Божьего, так и греховные помыслы. И у нас свой путь - либо ограждаем себя от созерцания во избежание искушения, либо уже можем любоваться. Уверена, что многим рецепты очень пригодились. Храни вас Господь! Виктория 29 июня 2012, 23:43 |
Индикт – 15-летний период сбора податей в Римской империи, введенный с 312 года императором Константином Великим . Для определения Пасхи этот столбец значения не имеет. Сохраняется как дань уважения святому равноапостольному Константину. Круг Солнцу – 28-летний период, через который дни недели и числа месяцев совпадают. Если бы не было високосных лет, то такое совпадение происходило бы через 7 лет. Но т. к. обычный год включает 52 седмицы и 1 день, а високосный – 52 седмицы и 2 дня, то этот период составляет 28 лет. К астрономическому течению Солнца этот период отношения не имеет. Вруцелето – одна из семи вруцелетных букв, обозначающая воскресный день в данный год. Вруцелетные буквы встречаются в Месяцесловах (например, в Апостоле). Круг луны – период в 19 лет, через который совпадают фазы луны и числами. Юлианский год длиннее лунного на 10 дней, 21 час, 11 минут и 21 секунду. В Пасхалии учитывается лунное течение, поскольку оно имеет значение для определения дня еврейской Пасхи, не раньше которой должна быть Пасха христианская. Основание – число, показывающее возраст луны к 1 марта. Эпакта – число, дополняющее основание до 21, если основание меньше 21, и до 51, если основание больше 21. Это нужно для определения конца Ветхозаветной Пасхи, т. е. 22 нисана. Ключ границ – это 35 букв, соответствующие 35 дням, которые заключаются между пасхальными пределами (22 марта – 25 апреля). Определение дня празднования Пасхи по пасхальной таблице и ключевым словам Используя пасхальную таблицу и Пасхалию зрячую по ключевым словам определить день празднования Пасхи в любой год не составляет никакого труда. Для этого следует сделать несколько шагов. В указаниях на каждую ключевую букву, кроме дня Пасхи, приводятся даты других подвижных праздников и церковных времен, например, начало Великого поста, начало и продолжительность Петрова поста и т. д. Определение дня празднования Пасхи по формуле Гаусса День празднования Пасхи можно определить и по ряду математических формул. Одну из таких формул вывел в XVIII в. немецкий математик Гаусс. |
Разделы портала «Азбука веры» Здравствуйте! Как следует питаться мирянам в течении Петрова поста? В разных источниках информация отличается. Например, первый понедельник, 28 июня: 1) сухоядение; 2) горячая пища с маслом; 3) разрешается рыба. Не могу разобраться, помогите пожалуйста! Похожие вопросы 4 Ответа Типикон 33 глава. То есть, в субботы и в воскресенья — можно рыбу и вино В понедельник, среду, пятницу сухоядение 1 раз в день после 16:00 — сырые фрукты, овощи, орехи. Во вторник и четверг — приготовленные горячие овощи с маслом и вино. Еще можно учитывать праздник. Для мирян всё проще. В субботу и воскресенье рыбу и вино. В остальные дни приготовленные горячие овощи с маслом и вино. Но нужно учитывать, что для мирян нет установленного деффиринцированного режима питания в посты, отчего разные рекомендации. Решениями Церковных Соборов для мирян установлен самый простой гастрономический режим — отказ от яиц, молока, мяса и их производных. P.S. С отсылками на решения Соборов для мирян я погорячился, приношу всем извинения. Но нашел иное. По благословению нашего Святейшего Патриарха Кирилла, священно-церковнослужители руководствуются Богослужебными указаниями (см. название и внизу стр.2 издания на 2021 год). В их Предисловии указано, что литургическая жизнь Церкви строится по Типикону (1 абз.), иного более короткого правила нет (абз. 2), и даже малейшие части Типикона продуманы и имеют значение (4 абз.), и важно для всех православных (то есть не только монахов) исполнять Типикон до мелочей (5 абз. стр.4), и что Богосужебные указания изданы не для замены Типикона, а в помощь (6 абз.) Получается, что Святейший Патриарх благословил всех православных держаться идеала того, что изложено в Типиконе (абз 2. стр.3), с учётом отступлений и замен, упомянутых в Богослужебных указаниях (например, в них отсутствуют некоторые обязательные малые повседневные службы — повечерия, полунощницы, малые повечерия перед бденной службой). Так, в указаниях за 27 ноября 2021 года (н.с) сказано о порядке служб, в перечне которых нет малых, но зато имеется объёмная выписка из Типикона об особенностях Филиппова поста на весь его период. |
217) Каллиник , митрополит проилавский, родом фессалиец (из Загоры, что на Пилийской горе), муж, обладавший греческим образованием, доброго нрава и вполне преданный церкви. Но друзья Кирилла и против него вооружили народ, который почитал Кирилла, помня свидетельство о нем Авксентия как о едином богоугодном. Между тем случилось и следующее обстоятельство: Каллиник предложил архиереям вопрос: не считают ли они приличным назначить для Петрова поста определенное число дней так, чтобы продолжительность этого поста, как и других постов, была неизменная и не зависела от переходного праздника Пасхи. Предложение патриарха одними отвергнуто, как совершенно бесполезное, а другие и разгласили еще о нем, как о безрассудном еретическом нововведении. В следствие этого патриарх был обвинен в ереси и однажды толпа народа бросилась на него при выходе из церкви, бесчеловечно избила и изгнала из патриархии. Немедленно после этого Каллиник отрекся от престола, который занимал 6 месяцев и восемь дней, и удалился на свою родину в Загору, где жил, занимаясь науками, углубляясь в божественные писания и составляя церковные и исторические сочинения в прозе и стихах. Между прочим, он написал и историю бывших до него по взятии Константинополя патриархов, которая остается еще неизданной. После этого, по общему приговору, патриаршество принял 1757 г. 218) Серафим , митрополит филиппопольский, человек преданный церкви, но надменный. Поэтому-то его и возненавидели, и через три года он был изгнан на Афон. Оттуда в последствии он отправился в Россию, где получил большую честь и гостеприимство от Императрицы Елисаветы Петровны; умер и погребен близ Киева, в котором жил. Преемником ему избран 1760 г. 219) Иоанникий , прежде бывший митрополит ипекийский и потом халкидонский, родом из Константинополя, знатного происхождения, человек умный и обходительный. Но тогдашние политические обстоятельства, беспорядок в делах церковных, обычные раздоры архиереев и в особенности чрезвычайно тягостные долги церкви делали патриаршество в высшей степени тяжелым. Поэтому Иоанникий через четыре года отрекся и, удалившись, покоился на острове Халки, где наконец отошел ко Господу. На его место возведен избранный единогласно 1764 г. |
| |