Далее фон Хавен приводит традиционные сведения о великопостном говении русских христиан: «Во время настоящих недель поста им нельзя есть мясных блюд, молока, яиц и масла, но только овощи, хлеб, хлебные изделия и рыбу (которую, однако, варят на растительном масле вместо животного»). 133 В сообщении датского автора упоминается об установлении «не столь строго соблюдать посты на флоте и в армии», хотя тут же фон Хавен добавляет, что «в армии бывают достаточные причины поститься, как например, в кампаниях против турок». 134 Что же касается большинства православных, то, по замечанию датского путешественника, «простой русский человек по-прежнему не хочет осквернять дни поста; люди отказываются есть из посуды, в которой была какая-нибудь запрещенная пища. Это часто доставляет иностранным путешественникам значительные затруднения, так как им приходится возить с собой и всё необходимое для питания». 135 Заметки Э. Джастис и фон Хавена относятся ко времени правления Анны Иоанновны (1730–1740), когда при дворе усилилось немецкое влияние. Это, в свою очередь, повлекло за собой ослабление православных традиций в кругах высшей знати. В связи с этим можно привести любопытное замечание маркиза Жака-Иоахима де ля Шетарди (1705–1758), французского посланника при русском дворе в 1740–1742 гг. «Отныне, по сообщению самого Остермана, строгость, соблюдаемая во время поста, не явится более поводом для русских, как мужчин, так и женщин, жить замкнуто в своих домах, – пишет французский дипломат. – Поэтому я начинаю с завтрашнего дня устраивать обеды, как можно чаще, при многочисленном обществе, чтобы эти лица отнюдь не тревожились с самого начала малейшими признаками особого внимания; отсюда, может быть, явится возможность завязать некоторые знакомства». 136 Эти строки, адресованные Амело Жан-Жаку де Шалью, министру иностранных дел во Франции, были написаны в апреле 1740 года, а 17 октября (ст. ст.) того же года императрица Анна Иоанновна скончалась. Вскоре на российский престол, в результате дворцового переворота, взошла «дщерь Петрова» – Елизавета Петровна (1741–1761). Вот что сообщает французский дипломат в одном из своих донесений из Петербурга: «Царица не удовольствовалась самым строгим, каким только можно себе придумать, выполнением поста и соблюдением в продолжении Страстной Недели всех требуемых тогда обрядов, и должно думать, что она считала необходимым показать своим народам пример уважения, должного Церкви. Если суеверие, или частные виды нисколько не входят сюда, то конечно такой образ действий заслуживает похвалы». 137

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Я думаю, что пост - это время особого воздержания, отказа от вкусностей и " суперполезностей " ради Христа. И детям это можно объяснить, было бы желание. А так, получается, и вкусовые-обонятельные рецепторы поублажать, и вроде как попоститься получается. Не совместные это вещи, на мой взгляд. Татьяна 21 июня 2012, 00:25 " С гастрономической точки зрения пост – особо радостное время " . - Вот никак не согласна с автором! Именно гастрономический аспект поста требует громадных усилий и времени! И питание в пост - это головная боль! Для многих и многих семейных людей. И если скоромное питание особых забот не требует и даже особо и не задумываешься о еде, часто всё автоматически уже продумано: и сытно, и питательно! А утром, когда нужно собрать троих детей кого в школу, кого в садик, а ещё муж, а ещё и самой на работу нужно успеть, то сосиски, бутербродики с колбаской, бужениной или сыром, творожок со сметанкой и т.п. очень выручают, особенно как дополнение к каше. Сытно, и не обременительно. Но в пост! Чем кормить? Пироги - это роскошь в наше время по своей трудоёмкости, это не на каждый день. А чем будут обедать пришедшие из школы дети, пока мать на работе? Постные блюда съедобны именно свежие, да и не сытно, поэтому постоянно нужно стоять у плиты. И все мысли в пост - только о еде - чем всех накормить? и как всё это успеть приготовить? Для работающих мирянок в наше время пост - бремя неудобоносимое!!! И проще в этом смысле быть бессемейным или неработающим. Ольга 20 июня 2012, 12:45 красотища неописуемая. Ублажай себя - до невозможности. Сало с черным хлебом не скромнее будет? (да, именно - скромнее, а не скОромнее) Дионисий 20 июня 2012, 11:21 Огромная благодарность дорогой Виктории за отличные рецепты. Всё так вкусно, по-домашнему, очень тепло. В Вас видна добрая хозяйка, отличная жена и заботливая мама. Спаси Вас Господь. Очень ждём новых рецептов на этом замечательном сайте. Да, и снято тоже очень здорово! Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю:

http://pravoslavie.ru/54340.html

Подобно тому как 48 глава называется «месяцесловом» от указаний на службы Месячной Минеи, 49 и 50 главы называются «триодион», оттого что в последованиях сих глав указывается на пение Триоди Постной и Цветной. В 49 главе находятся последования для дней приготовительных к посту и для самого Великого поста, т.е. от недели мытаря и фарисея до Пасхи. В 50 главе, которая озаглавливается словом «Пентикостарион» (т.е. Пятидесятница), содержатся последования для дней, начинающихся днем Св. Пасхи и простирающихся до недели Всех святых включительно. А о том, какие молитвословия должны быть читаемы и петы, если в дни пения Триодей случатся неподвижные праздники (Минеи), например: 40 мучеников (9 марта), Благовещения (23 марта) – надлежит смотреть в месяцеслове Типикона под тем числом, в которое празднуется неподвижный праздник. В 51 главе говорится о соблюдении Петрова поста, который следует за Пятидесятницею. Эта глава служит заключением Триодиона. III Третья часть Типикона есть как бы дополнение к 1 и 2 частям его. Она содержит: а) указания на некоторые краткие изменяемые молитвословия, устав которых неодинаков в разные дни одной и той же седмицы, но общий для большей части седмиц в году; б) сами молитвословия, на которые в ней есть указания, именно – восьми Гласов тропари, кондаки, ипакои, светильны, прокимны, аллилуиарии. Для того чтобы узнавать, который глас должно петь в известную неделю, для сего в 54 главе показано, с какого времени года начинается каждый столп гласов. Узнав из Индиктиона и Зрячей Пасхалии (в Типиконе), в какие числа месяцев в известном году начинается каждый столп гласов, легко сосчитать, которою будет в этом столпе известная неделя и который глас должен быть пет в ней (см. выше). Столпы гласов Октоиха начинают свой ряд около одного времени (т.е. после Пятидесятницы) со столпами утренних воскресных Евангелий 16 , и как гласы Октоиха, так и утренние Евангелия следуют в непрерывном порядке одни за другими; поэтому со столпами гласов печатаются вместе и столпы евангельские. Соответственно содержанию воскресных утренних Евангелий, поются на воскресной утрени 11 ексапостилариев с Богородичными и столько же евангельских стихир; посему и они при сем (в 54 главе) излагаются.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Обратите внимание на то, что прокимны вечерни меняются только в зависимости от дня недели и не зависят от празднуемого святого. Упражнение Найдите богородичен для тропаря шестеричного святого, если этот тропарь поется на 3-й глас, а память святого приходится на вторник. При выполнении упражнения обратите внимание на то, что поиски богородичного отпустительного зависят не только от гласа тропаря, но также от дня недели, на который выпадает празднование, и от вида богослужения суточного круга. Упражнение Найдите богородичен для тропаря славословного святого, если этот тропарь поется на 4-й глас, а память святого приходится на пятницу. При выполнении упражнения обратите внимание на то, что поиски богородичного отпустительного в данном случае не зависят от дня недели, на который выпадает празднование, и вида богослужения суточного круга. Упражнение Используя Служебник, найдите прокимен, поемый во вторник вечера. Сравните данное задание с заданием 1-го упражнения. Упражнение Используя Служебник, найдите воскресный отпуст, а также воскресный литургийный прокимен 3-го гласа. Обратите внимание на то, что такие же рядовые воскресные и дневные прокимны для литургии содержатся и в Богослужебном Апостоле. 5. Тема «Месяцеслов и Канонник» Упражнение Используя Месяцеслов Богослужебного Апостола и Пасхалию, определите, на какой день недели в 1941 году пришлось 7-е апреля. Упражнение Сравните Месяцесловы из Богослужебного Апостола и Евангелия, Типикона, Служебника. Что между ними общего и чем они отличаются? Как вы думаете, чем объясняются существующие между ними отличия? 6. Тема «Пасхалия. Семиднев» Упражнение Используя Пасхалию и Месяцеслов Богослужебного Апостола, определите, какие дни января 1941 года были воскресными днями. Упражнение Определите, в какой день недели в 1940 году праздновалось Рождество Христово, какого числа в том же году отмечалась Пасха и какова была тогда же продолжительность Петрова поста. 7. Тема «Октоих» Упражнение Используя евангельские столпы, определите, какое Евангелие читается на воскресной утрене 5-го гласа в период Великого поста.

http://azbyka.ru/liturgika-akimov

Едва только я поступил на новое поприще моей службы, как со мной случилось неприятное происшествие, которое могло бы мне повредить при нерасположении моего ближайшего начальства. При начале весны посетил я, как это бывало каждый год, моих приятелей в Царском Селе, и там, ездевши верхом, сломал себе руку. Две недели должен я был оставаться на попечении у гусар, и потом переехал на Крестовский остров, к Княгине Белосельской 19 , которая дала мне у себя на даче приют на все лето. Доктор предписал мне строгую диету, только уху и желей, и так выдержал меня три недели Петрова поста. Прежде я не соблюдал этого поста, не считая его важным, потому что он то сокращается, то бываешь очень длинен, судя по времени Пасхи. Когда же мне пришлось по неволе его выдержать, я подумал, что, может быть, и самая болезнь мне приключилась для того, чтобы, служа в Синоде, научился соблюдать все правила церковные; и с тех пор начал я соблюдать постоянно все посты. Тот час по выздоровлении поехал я на Валаам и в Коневец, на Ладожском озере, и описал сии обители. Осенью воспользовался я отъездом Мальцовых в Москву, чтобы съездить в деревню к батюшке, на один месяц, посоветоваться с ним о моем новом роде службы. Нерасположение моего начальника мне очень было неприятно, потому что он старался всячески выказать неспособность мою к делам, и если что поручал, то не без колкостей; от того еще более умножилась естественная моя нелюбовь к бюрократии; однако, сколько мог, я занимался, хотя литературные занятия мне были больше по сердцу. Так прошла зима. В 1834 году сделал я второе издание моего Путешествия, но не предпринимал никакого большего труда. Лето провел опять на Крестовском, гораздо приятнее для службы, потому что с весны уехал Нечаев, по болезни жены своей 20 на Юга, и я почти целый год оставался при добром Князе Мещерском, который был прежде него Обер-Прокурором 21 . Поэт Козлов 22 и собиравшееся у него общество убеждали меня предпринять обширный труд – Историю Патриархов наших, в летописном вкусе. По моей просьбе Нечаев выписал из Москвы судное дело Патриарха Никона , о котором услышал я от Митрополита Московского, что оно нечаянно было найдено Строевым, в числе ненужных свитков, под кроватью Синодального ризничего 23 . Не умел я тогда разбирать старинный почерк, и свитки сии оставались долго в ящике под столом у Нечаева, как прежде под кроватью ризничего. Я написал однако легкий обзор нашей истории церковной до времен патриарших, в виде предисловия, из которого в последствии составилась моя краткая история Русской Церкви. Но мысль о Никоне не оставляла меня тогда, как и теперь; и до сох пор еще все бродит в голове моей, что когда окончу жития святых и где-либо поселюсь на Юге, то совершу, наконец, давнее мое предприятие, потому что у меня собраны все материалы, какие нужны для истории Никона 24 , и теперь я дополняю их в Московском Архиве, из Греческих дел.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Отправляя в польский поход свое войско, царь обратился к воеводе князю Трубецкому и его товарищам с речью. «Князь Алексей су с товарищи! Если даст Бог здоровья вам, и станете на указном месте, то, пересмотря наших ратных людей, скажите им наш указ: на первой неделе Петрова поста всем обновиться святым покаянием и восприятием Тела и Крови Господни. Ведаете и сами: аще христианин три лета не причастится, несть христианин. Второе вам приказываю: если и в походах будете, не оставьте сей евангельской заповеди, елико сила ваша может... Аще сию Христову заповедь сохраните и обновитеся святым покаянием и приобщитеся безсмертной трапезе, то дерзостно реку вам: ей, ополчится ангел Господень окрест полка вашего. Третье приказываю вам: непослушников и силою приводить к святому покаянию. Полагаю весь полк наш на вас, боярах и воеводах; если хоть один человек нерадением вашим не обновится покаянием, то вы ответ дадите на страшном суде Христовом» 778 . В этих царских распоряжениях относительно приказа и войска надо видеть первую попытку сделать ежегодное говенье непременной обязанностью каждого человека, состоящего на государственной и государевой службе, каковое положение существует и теперь в нашем действующем законодательстве. Вслед за государем и церковые власти XVII ст. издают подобные же распоряжения, обращаясь к мирам принуждения ослушников. В 1646 г. патриарх Иосиф разослал окружный приказ духовному чину о соблюдении поста и обязательном говенье: «А детей бы своих духовных отцы духовные, и церковников, и всех православных христиан в сей великий спасенный пост призывали к покаянию во вся недели, а без покаяния ни едина б душа християнская не была». Дела о неговевших и неимевших духовников рассматривались в патриаршем Разряде 779 . Подобное распоряжение издано было и до Новгородской епархии, причем об ослушниках приказано было «писати в великий Новгород, и им за то быти в жестоком наказанье и в ссылке в монастыри под начал». Имело место такое распоряжение и в Устюжской епархии 780 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

При разработке состава блюд частично использовались рецепты монастырской кухни. В блюдах для школьников к Великому посту должны использоваться только растительные масла, исключена сметана, в некоторые дни недели постящимся детям будет предложена рыба. 21 марта. ПРАВМИР. В следующем году в школах Петербурга предложат постное меню в период Великого поста, сообщает Интерфакс-Религия . «Мы уже разработали постное меню для Великого поста, оно будет утверждено через две недели. К сожалению, к этому посту мы уже не успели, но со следующего года школы и дошкольные образовательные учреждения уже смогут воспользоваться таким меню. Это будет только добровольно», — сообщила начальник Управления социального питания Петербурга Наталья Петрова. При разработке состава блюд частично использовались рецепты монастырской кухни. В блюдах для школьников к Великому посту должны использоваться только растительные масла, исключена сметана, в некоторые дни недели постящимся детям будет предложена рыба. С инициативой создания такого меню выступила мама одного из школьников, рассказали в отделе защиты прав несовершеннолетних аппарата уполномоченного по правам ребенка в Петербурге. Она обратилась в аппарат детского омбудсмена, пожаловавшись, что дети, которые соблюдают пост, не могут питаться в этот период школьными обедами. В течение ближайших трех-четырех месяцев будут сформированы новые стандарты системы школьного питания. Согласно новым правилам, в школьном питании необходимо будет использовать продукты повышенной пищевой и биологической ценности. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 7 мая, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/po-iniciative-mamy-shk...

Уважаемые Людмила, Татьяна и остальные постящиеся! Простите, что своей работой ввела вас в такое искушение. Вас, наверное, особо смутили красивые фотографии, ведь, если внимательно прочитать, по-настоящему редких продуктов я использую мало, а наш сайт, справедливости ради замечу, читают не только пенсионеры. Но разве было бы лучше, если бы фотографии были отталкивающими и некачественными? Насчёт национальной русской кухни - даже не знаю, как реагировать... Надеюсь, вы и в остальном придерживаетесь традиций, например, в одежде: льняные сарафаны, например, заменили ли в вашем гардеробе современную одежду из современных тканей в том числе? Или интернет, разве это традиционное для 1847, например, года, средство общения и поиска информации? Спасибо тем, кто просто прочитал и взял что-то для себя из моих рецептов, чтобы порадовать домашних и гостей. Наша жизнь состоит не только из сухоядения, но и из встреч с родственниками и друзьями, вряд ли кому-то придёт в голову накормить дорогих гостей варёной гречкой. А тот, кто по-настощему свято чтит Устав и Традицию, вряд ли будет на посту читать и комментировать (да ещё иногда по два раза) статьи о еде, ну согласитесь? мимо пройдёт. людмила 26 июня 2012, 18:09 УВАЖАЕМАЯ ВИКТОРИЯ! Присоединяюсь к хвалебному мнению, но отмечаю следующее: Рецепты постных блюд мне нравятся, но их чересчур много и они залезают на главное место, как некая склонность к чревоугодию. При уверенности, что якобы человек постится. Постная пища д.б. простой и дешевой, без изысков, иначе это « праздник живота». Дорогие и редкие продукты, особенно для множества постящихся пенсионеров, недоступны. Попытка питаться не в национальной традиции удивляет и смущает. Чем же плоха русская старинная кухня? У нас в семье есть кулинарная книга 1847 года; рецепты приемлемы. И главное – в Вашей практике нет нижеприведенного: Хотелось напомнить церковные установления относительно Апостольского поста. 1. По Типикону в Апостольский пост во вторник и четверг рыбу мы не едим, но только вкушаем варёную пищу с маслом и выпиваем вина сухого. В понедельник, среду и пятницу до трёх часов дня не едим вовсе, а затем вкушаем сырые овощи, фрукты и хлеб (сухоядение). В субботу и воскресение разрешается рыба. Кроме того, рыба разрешается и в дни храмовых праздников, на какой бы они не пришлись день.

http://pravoslavie.ru/54340.html

Индикт – 15-летний период сбора податей в Римской империи, введенный с 312 года императором Константином Великим . Для определения Пасхи этот столбец значения не имеет. Сохраняется как дань уважения святому равноапостольному Константину. Круг Солнцу – 28-летний период, через который дни недели и числа месяцев совпадают. Если бы не было високосных лет, то такое совпадение происходило бы через 7 лет. Но т. к. обычный год включает 52 седмицы и 1 день, а високосный – 52 седмицы и 2 дня, то этот период составляет 28 лет. К астрономическому течению Солнца этот период отношения не имеет. Вруцелето – одна из семи вруцелетных букв, обозначающая воскресный день в данный год. Вруцелетные буквы встречаются в Месяцесловах (например, в Апостоле). Круг луны – период в 19 лет, через который совпадают фазы луны и числами. Юлианский год длиннее лунного на 10 дней, 21 час, 11 минут и 21 секунду. В Пасхалии учитывается лунное течение, поскольку оно имеет значение для определения дня еврейской Пасхи, не раньше которой должна быть Пасха христианская. Основание – число, показывающее возраст луны к 1 марта. Эпакта – число, дополняющее основание до 21, если основание меньше 21, и до 51, если основание больше 21. Это нужно для определения конца Ветхозаветной Пасхи, т. е. 22 нисана. Ключ границ – это 35 букв, соответствующие 35 дням, которые заключаются между пасхальными пределами (22 марта – 25 апреля). Определение дня празднования Пасхи по пасхальной таблице и ключевым словам Используя пасхальную таблицу и Пасхалию зрячую по ключевым словам определить день празднования Пасхи в любой год не составляет никакого труда. Для этого следует сделать несколько шагов. В указаниях на каждую ключевую букву, кроме дня Пасхи, приводятся даты других подвижных праздников и церковных времен, например, начало Великого поста, начало и продолжительность Петрова поста и т. д. Определение дня празднования Пасхи по формуле Гаусса День празднования Пасхи можно определить и по ряду математических формул. Одну из таких формул вывел b XVIII в. немецкий математик Гаусс.

http://azbyka.ru/liturgika-akimov

В руководство же Духовньм Правлениям, сочинил он: Увещание о сохранении правосудия и присяги. Между сим самим, он занимался, вместе, исправлением и просвещением народа. На сей конец он сочинял приличные поучения и рассылал их для чтения по церквам. Сверх того, составил он в 1765 году, для пользы всей своей паствы, четыре особые книжицы, под заглавиями: 1) Краткое увещание, что всякому Христианину от младенчества до смерти всегда в памяти содержать должно. 2) Примечания некии из Святого Писания выбранные, возбуждающие грешника от сна греховного и к покаянию призывающие, с последующими образами; а при конце, краткое, к скорому обращению увещание в пользу душевную всякому. 3) Наставление о должности Христианской родителей к детям и детей к родителям. 4) Плоть и дух, изображающие борьбу и противоположность сих составов человека, по указанию Св. Писания и Св. Златоуста; с присовокуплением своих рассуждений и наставлений. Сие сочинение после было поправляемо и дополняемо и окончено уже в 1767 году. Все сии книжицы повелел он Священникам чаще в церквах прочитывать народу, напоминать оному описанные в них наставления при всяком случае; а, для большего сведения, списки с первых трех, яко кратких, прибить листами на стенах в церквах. Кроме того, неусыпный сей Пастырь иногда присылал для чтения по церквам случайные некоторые увещания и наставления народу; ибо он недремлемо надзирал свою паству. Достоин здесь, более, упоминовения один случай, в коем он показал ревность Илии и пастырское дерзновение, подобное Златоустову и Амвросиеву. В Воронеже, исстари, и, вероятно, последуя еще древнему какому-нибудь языческому Славянскому празднеству, был некоторый праздник, называвшийся Ярило, и отправлявшийся ежегодно перед заговеньем Петрова поста до вторника самого поста 10 . В сии дни весь городской а также и окрестный сельский народ съезжался на, прежде бывшую за старыми Московскими воротами в Воронеже, площадь, составлял род ярмарки, а в домах по городу делалось приуготовление к сим дням, как бы, к какому-нибудь знаменитому празднеству.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010