Текст Типикона имеет значение не только как исторический, но и как литургический источник, а также как художественное произведение груз. лит-ры XI в. Глубокие философско-лирические отступления автора свидетельствуют о его развитом лит. даровании. Г. П. приписывается также и гомилия Баграта Тавроменийского, сохранившаяся на греч. языке ( Кекелидзе. С. 24; Менабде. Т. 2. С. 264). Исследователи сравнивают фигуру Г. П. с его современником, груз. полководцем Липаритом Багваши, также занимавшимся лит-рой. Ист.: Матеос Урхаеци. Хроника. Вагаршапат, 1848 (на арм. яз.); Typicon de Grégoire Pacourianos pour le monastère de Pétritzos (Bakovo) en Bulgarie/Publ. par L. Petit. СПб., 1904; Αμαντς Κ. Χειρϒραφα τς μονς το Γρηϒορου Πακουριανο παρ τν Στενμαχον//Μικρ Θρακικ μελετματα. 1938. Τ. 10. Σ. 234-252; Typicon Gregorii Pacuriani//CSCO. Iber. 1954. Т. 3 (груз. текст). Т. 4 (лат. текст); Жизнь царя-царей Давида/Изд., словарь, аннот.: М. Шанидзе. Тбилиси, 1992. С. 157-158 (на груз. яз.); Α πρς Πακουριανος πστολαι το Θεοφυλκτου ρχιεπισκπου Αχρδος//ΕΕΒΣ. 1960/1961. Τ. 30. Σ. 386; Петрицонский Типик//Георгика: Сведения визант. писателей о Грузии/пер.: С. Каухчишвили. Тбилиси, 1963. Т. 5 (на груз. яз.); Анна Комнина. Алексиада/Вступ. ст., пер., коммент.: Я. Н. Любарский. М., 1965; Грузинская редакция типика Петрицонского мон-ря// Шанидзе А. Г. Груз. мон-рь в Болгарии и его Типик Григория Пакуриана. Тбилиси, 1971; Типик Григория Пакуриана/Введ., пер., коммент.: В. А. Арутюнова-Фиданян. Ереван, 1978. Лит.: Марр Н. Я. Аркаун, монгольское название христиан в связи с вопросом об армянах-халкедонитах//ВВ. 1905. Т. 12. Вып. 1-2. С. 17-25; он же. Иоанн Петрицский, груз. неоплатоник XI-XII вв.//ЗВОРАО. 1909. Т. 19. С. 55-113; Кекелидзе К. Роман «Тавромениани» в древнегруз. лит-ре//Этюды. Тбилиси, 1945. Т. 2. С. 23-33 (на груз. яз.); Николаев Вс. Съдбита на типика: Устав на Григорий Бакуриани (Пакуриан) и на неговато грузинско копие от Софийската Народна Библиотека//Изв. на Ин-та за Българска история. София, 1951. Т. 1/2. С. 266-297; Шанидзе А. Г. Великий доместик Запада Григорий Бакурианис-дзе и груз. мон-рь, основанный им в Болгарии. Тбилиси, 1970; он же. Добавочные сведения о подписи Григола Бакурианис-дзе//Разыскания по истории Грузии и Кавказа. Тбилиси, 1976; Lemerle P. Le Typikon de Grégore Pakourianos//Cinq études sûr le XIe siècle Byzantin. P., 1977. P. 113-191; Менабде Л. Очаги древнегруз. письменности. Тбилиси, 1980. Т. 2 (на груз. яз.); Ломоури Н. Ю. К истории груз. Петрицонского мон-ря: (Бачковский мон-рь в Болгарии). Тбилиси, 1981; Силогава В. И. Новые мат-лы по истории грузино-болг. взаимоотношений//Мацне: Сер. истории. Тбилиси, 1982. Вып. 2. С. 149-159; Богверадзе А. Понимание Типика Григола Бакурианис-дзе//Проблемы истории Закавказья. Тбилиси, 1991. C. 151-295 (на груз. яз., рез. на рус. яз. С. 205).

http://pravenc.ru/text/166859.html

В 1971 г. А. Г. Шанидзе опубликовал груз. редакцию Типикона Петрицонского мон-ря с рус. переводом. По его мнению, дошедшая до наст. времени копия XIII в. греч. текста Типикона была искажена и переделана, в ней появились поздние вставки об арм. версии Типикона и о подписи Г. П. арм. буквами. Его т. зр. поддержали такие груз., болг. и рус. ученые, как С. Г. Каухчишвили , В. Копалиани, А. Урушадзе, И. Долидзе, Г. С. Гозалишвили, Н. Ю. Ломоури, А. Костов, А. Костова, Д. Казасов, Г. Цанкова-Петкова, Я. Н. Любарский , А. А. Васильев , М. Иванов, Г. Острогорский , А. П. Каждан , Э. Бакалова, М. Дерибер и др. А. А. Богверадзе допускал, что арм. редакция Типикона также была составлена Г. П. и он же подписал греч. текст арм. буквами, дабы предупредить посягательство арм. наследников - своих племянников на Петрицонский мон-рь. В Типиконе Григория Пакуриана содержатся подробные сведения о Г. П., его происхождении и семье. Отец был «родным сыном блаженной памяти Бакуриана, блистательного эристава эриставов, происходящего из Востока, и грузина» (Типик Григория Пакуриана. С. 2). В груз. редакции Типикона отец назван «мтаваром эриставов» (первым среди эриставов), что позволило Шанидзе считать его принадлежащим к царствующей груз. династии Багратиони ( Шанидзе. 1971. С. 9, 11, 13), но это представляется маловероятным. Г. П. неск. раз упоминает в Типиконе об отце в связи с установлением поминальных служб о нем (Типик Григория Пакуриана. С. 21, 31, 37). Отец скончался, оставив сыновей малолетними, а мать, «следуя женскому обычаю», все наследство отдала старшим дочерям, к-рые, «выйдя замуж, рассеялись... по разным странам и там растратили все» (Там же. 18). Г. П. не раз акцентирует, что он и его брат Апасий всего добились «своей кровью» и «честной службой святым царям» - визант. императорам Константину X Дуке (1059-1067), Роману IV Диогену (1068-1071), Михаилу VII Дуке (1071-1078), Никифору III Вотаниату (1078-1081) и Алексею I Комнину (1081-1118) (Там же. 1. 4). В 1064 г. Г. П. занимал почетную должность помощника или соправителя наместника визант. фемы Ивирия, резиденция к-рого располагалась в г. Ани (территория совр. Турции). Наступавшие на империю с востока турки-сельджуки осадили Ани, город после долгой и безрезультатной защиты был сдан. Г. П. переведен на Балканы. В 1071 г., после Манцикертской битвы, в к-рой империя понесла значительные потери, а имп. Роман IV Диоген был взят турками-сельджуками в плен, Г. П. был назначен доместиком Востока, правителем (дукой) фемы Ивирия со столицей в Феодосиополе (Карине, ныне Эрзурум, Турция).

http://pravenc.ru/text/166859.html

К. перевел на груз. язык греч. версию Типика Петрицонского мон-ря, осуществил научное издание греч. текста по древнейшей из его рукописей - хиосской. К. были раскрыты все титлы, исправлены ошибки, восполнены пробелы; текст был снабжен обширными комментариями и вводной статьей, в которых историк рассмотрел ряд вопросов, связанных с деятельностью монастыря и личностью его основателя Григория Пакуриана (Бакурианис-дзе). К. изучал историю высшего образования в Древней Грузии. Проанализировав письменные источники и используя исторические аналогии, он охарактеризовал деятельность и роль Колхидской академии, или т. н. Высшей риторической школы в Фасисе (ныне Поти) (III-IV вв.), академий в мон-рях Гелати и Икалто (XI-XII вв.); с помощью археологических данных выявил и изучил архитектурные комплексы 2 последних. Ряд трудов К. посвятил лингвистическим темам, особенно его интересовало взаимодействие древнегреческого и древнегрузинского языков. Ученый занимался вопросами передачи греч. личных имен в груз. языке, греко-визант. стихосложения, грецизмов в груз. лит-ре, методики преподавания греч. языка и др. Он исследовал груз. эпиграфические памятники, выявлял и изучал греч. надписи. К.- автор ряда лингвистических, филологических и исторических учебников и словарей. Неск. десятилетий он посвятил составлению византийско-груз. документированного словаря, к-рый содержит материалы из визант. источников, переведенных груз. средневек. книжниками с греч. языка. Эту работу К. начал будучи еще студентом С.-Петербургского ун-та (по поручению Джавахишвили он подбирал нужные материалы) и продолжал до конца жизни, подключив к ней своих учеников. В словаре использованы все опубликованные переводные греч. тексты, а также множество неизданных рукописей. Объем работы составлял неск. тысяч карточек, на каждой был указан греч. термин, его груз. значение, приведены цитаты из источников (хранятся в отделе византологии Ин-та востоковедения, Тбилиси). Словарь был фрагментарно издан К. в 7-м и 8-м томах «Георгики», полностью был опубликован после смерти ученого, в 2002-2007 гг. Созданная ученым картотека оказывает большую практическую помощь филологам-классикам, исследователям груз. лит-ры, агиографии, богословия, лингвистам, историкам и т. д. К. были составлены учебники по нем., лат., греч. языкам, по истории античной и византийской лит-ры и истории Византии, русско-груз., латино-груз., грузино-лат. словари; они выдержали многочисленные переиздания и актуальны до наст. времени.

http://pravenc.ru/text/1683927.html

Трапезная мон-ря Удабно в Гареджи Трапезная мон-ря Удабно в Гареджи Настоятели груз. мон-рей не перенимали полностью уставы др. мон-рей. Устав кларджетских мон-рей (кон. VIII в.), созданный прп. Григорием Хандзтийским, в полном виде не сохранился: Георгий Мерчуле в Житии Григория Ханцтели приводит его краткое содержание (ПДГАЛ. Т. 1 (на груз. яз.)). Типикон Иверского мон-ря, «Порядок и уложения», вероятно, был переведен прп. Евфимием Святогорцем в нач. XI в. (1005-1019) ( Георгий Святогорец . Житие Иоанна и Евфимия// Кубанешвили. Хрестоматия. Т. 1. С. 235-240). Приблизительно в 1123 г. прп. Симеон составил Уложение для Шиомгвимского мон-ря, известное под названием «Порядок настоятеля пустыни», также являющееся образцом груз. типикона (ПГП. Т. 3. С. 128). Сохранился отрывок Типикона (ок. 1191-1212) одного из мон-рей Квемо-Картли, принадлежавшего Болнисскому мон-рю или находившемуся напротив него мон-рю Цугругашени (Отрывок из типикона одного из монастырей Квемо-Картли//ПГП. Т. 3. С. 135-153). Единственным, сохранившимся в более или менее полном виде Типиконом древнегруз. мон-ря на территории Грузии является Устав пещерного мон-ря Вахани (между 1204-1234). Сохранился полностью до наст. времени составленный за пределами Грузии Григорием Пакурианом на груз. и греч. языках Типикон Петрицонского мон-ря (1083) (груз. текст см.: Шанидзе А. 1963). Наряду с небольшими груз. мон-рями, где подвизалось неск. десятков насельников, существовали и крупные - лавры. Так, прп. Георгий Святогорец в Житии Иоанна и Евфимия указывает, что в Иверском мон-ре во время настоятельства прп. Евфимия было 300 чел. братии; в Шиомгвимской лавре подвизалось приблизительно столько же человек (Порядок и уложения), в Петрицонском мон-ре, согласно уставу,- 50 монахов, в Ваханском пещерном мон-ре, согласно Типику,- 61 (24 иеромонаха, 20 монахов, 7 иеродиаконов и 10 алтарников). Существовали различия между груз. и визант. мон-рями. Так, в груз. мон-рях за пьянство, растрату церковного имущества, нерадивость в служении и т. д. настоятель карался кребули (духовным собором) более строго, чем монахи. Его могли лишить сана и приравнять к послушнику; при многократных нарушениях настоятелей изгоняли из мон-рей. В Иверском и Петрицонском мон-рях настоятели назначали себе преемников; в Шиомгвимском и Ваханском его выбирала братия путем голосования. Братия делилась на 3 группы. 1-ю составляли эконом (иногда их было двое - большой и малый), надзиратель, привратник, казначей, стольник и ключарь. Во 2-й группе были монахи, в 3-й - послушники и служки (псаломщики, кладовщик, лекарь, пекарь и повар).

http://pravenc.ru/text/638558.html

Из уставов, написанных после святых Пахомия и Василия, известны следующие: 1) Иерусалимский, составленный св. Саввой Освященным († 532); 2) Студийский, получивший начало от прп. Феодора Студита († 826); 3-5) 3 афонских устава, из к-рых 1-й (971/2) был написан Евфимием, игум. Студийского мон-ря, и утвержден имп. Иоанном Цимисхием, 2-й принадлежит устроителю афонского иночества св. Афанасию († ок. 1000), а 3-й (1045) составлен в царствование и по повелению имп. Константина IX Мономаха мон. Космой Цинцулуком; 6) устав Константинопольского патриарха Алексия, написанный им между 1034 и 1043 гг. для своего мон-ря во имя Успения Богоматери; 7) устав Михаила Атталиата 1077 г., употреблявшийся в основанном им М. в К-поле; 8) устав груз. мон-ря Пресвятой Богородицы Петрицонитиссы в Бачковском (Петрицонском) мон-ре близ совр. Асеновграда (Болгария), данный в 1083 г. ктитором его Григорием Пакурианом ; 9) устав св. Христодула, данный в 1091 г. мон-рю св. Иоанна Богослова на Патмосе; 10) устав имп. Ирины, супруги Алексея I Комнина, написанный ок. 1114 г. для женского мон-ря Пресвятой Богородицы Благодатной; 11) устав царского мон-ря Пантократора, данный в 1136 г. визант. имп. Иоанном II Комнином ; 12) устав Льва, еп. Нафплийского и Аргосского, написанный в 1143 г. для монастыря Богоматери в Арии; 13) устав, составленный в 1158 г. Афанасием, игум. мон-ря вмч. Маманта в К-поле, находившегося под покровительством придворного Георгия Мистика; 14) устав честного мон-ря τν Ηλου Βμων или τν Ελεγμν (метох вифинского мон-ря Элегмон), находившегося в К-поле, данный имп. Мануилом I Комнином в 1162 г.; 15) устав мон-ря свт. Николая в Казоле (Юж. Италия), написанный в 1174 г. игуменом его Николаем; 16) устав св. Саввы Сербского, данный афонскому Хиландарскому мон-рю; 17) устав Махерасского мон-ря на о-ве Кипр, данный (1201-1210) иеромонахом (впосл. епископ Тамасский) Нилом. Перечисленными памятниками далеко не исчерпывается то количество уставов, которое существовало в действительности и применялось к жизни визант. М. в IX-XII вв. ( Соколов. 1894. С. 318-319).

http://pravenc.ru/text/2564106.html

С. сохранился в Нов. Токалы-килисе (кон. X в.); в Ала-килисе в Белисырме (XI в.); в ц. св. Апостолов в Эрдемли (XIII в.). Со 2-й пол. XI в. наиболее распространенным становится изображение Е. C. с куколем на голове. В куколе, коричневой монашеской мантии, с раскрытым свитком в левой руке он представлен в костнице Бачковского (Петрицонского) мон-ря (кон. XI - нач. XII в.); в алтаре церкви мон-ря прп. Неофита на о-ве Кипр (ок. 1183); Боянской ц. (1259). В соборе мон-ря Милешева фигура Е. С. на одной из лопаток стен, разделяющих композицию «Страшный Суд», распознается по надписи на свитке; предположительно Е. С. изображен в росписи ц. Св. Троицы мон-ря Сопочани (1263-1268); ц. прп. Ахиллия Ларисского в Арилье, Сербия (1296); ц. ап. Петра в Расе, Сербия (посл. четв. XIII в.); ц. свт. Николая Орфаноса в Фессалонике (1309-1319); ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318); ц. св. Таксиархов (архангелов Михаила и Гавриила) в Кастории, Греция (1359); трапезной Протата на Афоне (нач. XIV в.); церкви мон-ря Нова-Павлица в Брвенике, Сербия (1381-1389); в нартексе ц. Св. Троицы мон-ря Козия, Румыния (1386-1390); собора Нямецкого Вознесенского мон-ря, Румыния (1497). В иконописи изображения Е. С. известны в основном в составе избранных святых и на минейных иконах: триптих (нач. XIV в.) и «Большой Деисус, со святыми» (2-я пол. XV в.) из мон-ря вмц. Екатерины на Синае. В поствизант. период наряду с изображением Е. С. среди монашеских образов (росписи собора Каламбаки, Греция (XVI в.); мон-ря Ксенофонт на Афоне (1633-1654); мон-ря Хурези, Румыния (1654)) получила распространение сцена успения Е. С. Истоки этой иконографии - в к-польской живописи XIV-XV вв. Одно из таких произведений описано в экфрасисе 1-й пол. XV в., приписываемом Марку или Иоанну Евгенику. Эта сцена встречается в минологиях среди иллюстраций текста Жития Е. С.: миниатюры Минология 1327-1340 гг. (Bodl. Oxon. Fol. 1, 26r). Один из ранних памятников, представляющий развернутый вариант этой иконографии,- образ 1457 г.

http://pravenc.ru/text/376984.html

Социальное и иерархическое устройство визант. и груз. мон-рей было одинаковым. В груз. типиконах упоминаются «ученики»: любой служащий мон-ря мог иметь одного ученика. В груз. мон-рях по сравнению с визант. была менее выражена социальная дифференциация: принцип старшинства в них не соблюдался ни при приветствии, ни при назначении епитимии (учитывалось только физическое состояние насельников), ни при трапезе. Монахи имели минимальное личное имущество: напр., эконом Петрицонского мон-ря дважды в год требовал у насельников отчета о личном имуществе; иноки Шиомгвимского и Ваханского мон-рей получали жалованье. Монахам большинства мон-рей запрещалось передавать личное имущество родственникам; монахам Ваханского мон-ря разрешалось составлять завещания, личное имущество оставалось неприкосновенным; если монах умирал без завещания, часть его имущества шла на помин души, другая сохранялась в казне мон-ря. Источником дохода груз. мон-рей, как и других, являлось натуральное хозяйство, а также пожертвования. Мон-ри были освобождены от всех налогов. Ист.:Типик Ваханского мон-ря (XIII в.)/Ред.: Л. Мусхелишвили. Тбилиси, 1939 (на груз. яз.); Порядок настоятеля пустыни//ПГП. 1970. Т. 3; Отрывок из Типикона одного из монастырей Квемо-Картли//Там же. Лит.: Урбнели Н. Наше церковное право//Иверия. Тифлис, 1888. 38 (на груз. яз.); Цагарели А. Сведения о памятниках груз. письменности. СПб., 1894. Вып. 3; Хаханов А. Номоканон Иоанна Постника. М., 1902; Кекелидзе К. Иерусалимский канонарь VII в. Тифлис, 1912; Каждан А. П. Визант. мон-рь XI-XII вв. как социальная группа//ВВ. 1971. Т. 31(56). С. 48-70. Х. Тодадзе Грузинская Церковь в X-XI вв. После объединения Грузии во 2-й пол. X в. (по др. версии, в 1-й трети XI в.) при Баграте III, юрисдикция Мцхетского католикоса распространилась и на Зап. Грузию. По мнению др. исследователей, политическому объединению страны предшествовало восстановление юрисдикции Мцхетского престола на территории всей Грузии. Главой Православной Церкви всей Грузии стал католикос-патриарх Картли, получивший титул «Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии». В надписи храма Пархали, выполненной в X в., католикос Иоанн IV (Окропири) упоминается как «патриарх Картли и всего Востока»; под «всем Востоком» в груз. и визант. источниках X-XI вв. подразумевалась вся Грузия, что означает, что к времени предстоятельства католикоса Иоанна IV Грузия в церковном отношении была уже единой. Долгое время первым католикосом-патриархом единой Церкви считался Мелхиседек I, что связано с неправильной датировкой пархальской надписи ( Такаишвили. Археологическая экспедиция. 1952. С. 96). Современные ученые на основе палеографии и отчасти лексико-грамматических характеристик надписи датируют ее X в. и поэтому называют Иоанна IV первым католикосом-патриархом единой ГПЦ ( Данелия, Сарджвеладзе. Грузинская палеография. 1997. С. 68; Силогава В. Ошки: мемориальный храм X в. Тбилиси, 2006; он же. Патриарх в Грузии в X в.// Он же. Ошки. 2006).

http://pravenc.ru/text/638558.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ ПАКУРИАН [Бакуриани, Бакурианисдзе; груз. ; греч. Γρηϒριος Πακουριανς] (20-е гг. XI в.- 1086, Белятово, территория совр. Болгарии), визант. полководец, севаст и доместик, основатель Петрицонского (Бачковского) мон-ря (1083; совр. Юж. Болгария). Нарративные и документальные сведения о Г. П. имеются на груз., греч. и арм. языках. С его именем связан один из полностью сохранившихся памятников визант. права - Типикон Петрицонского мон-ря, составленный на греч. и груз. (по предположению нек-рых исследователей, и на арм.) языках и сохранившийся в списках XII-XIII вв. (оригинал груз. и греч. текста: Б-ка им. А. Кораиса (о-в Хиос, Греция). 1598; пер. на новогреч.: Там же. 1599; копия греч. текста: Софийская публ. б-ка, Болгария). Груз. (КЦ, Синодик Уложения Руис-Урбнисского собора, Синодик грузинского мон-ря Ивирон на Афоне), греч. (кроме «Алексиады» Анны Комнины) и арм. (Матеос Урхаеци) источники называют Г. П. грузином по происхождению. В. А. Арутюнова-Фиданян на основе всех известных источников составила подробное жизнеописание Г. П. (Curriculum vitae) и отнесла дату его рождения к 20-м гг. XI в. (Типик Григория Пакуриана. С. 47). В Типиконе неск. раз отмечено, что Г. П. принадлежал к «блестящему грузинскому роду», а мон-рь Петрицон был основан им для грузин, что подтверждается древнегруз. эпиграфикой, груз. фресками, иконами, рукописями мон-ря и т. д. В 1888 г. был издан новогреч. перевод Типикона по Софийской рукописи (XIII в.), где было сказано о существовании помимо груз. также и арм. варианта Типикона, и о том, что подпись под греч. текстом была выполнена Г. П. на арм. языке. Эти сведения дали повод нек-рым ученым считать Г. П. армянином. Н. Я. Марр писал, что Г. П. называл себя грузином, поскольку придерживался Православия, т. е. «грузинского вероисповедания» ( Марр. Аркаун. С. 25-28; он же. Иоанн Петрицский. С. 54). Это мнение разделяли И. И. Соколов , А. Грабар , И. Гошев , Ф. И. Успенский , В. Николаев, Х. Г. Бек , С. Овнанян, Арутюнова-Фиданян, П. М. Мурадян и др. На первоначальной т. зр. о груз. происхождении Г. П. настаивали А. Цагарели, П. В. Безобразов , Л. Пти, И. Иванов, А. Протич, Э. Хонигман, В. Н. Лазарев , Л. Менабде и др.

http://pravenc.ru/text/166859.html

Григория, созданном Георгием Мерчуле в 951 г.); типикон Петрицонского мон-ря, составленный основателем обители Григорием Пакурианом (XI в.) ( Шанидзе. 1971); свод правил для настоятеля мон-ря Шиомгвиме, составленный старцем Симеоном (XII в.); завещание царя св. Давида IV Строителя (1089-1125), адресованное тому же мон-рю и по содержанию напоминающее типикон ( Жордания. 1896. С. 15-21); типикон XIII в. монастыря Вахани (Ваханис квабеби, букв.- «Ваханские пещеры») в Джавахети ( Андрей (Гвазава). 2014); фрагменты Квемо-Картлийского типикона XII-XIII вв. и др. Практически все эти уставы являются ктиторскими, т. е. отражают волю светских аристократов или церковных иерархов, к-рые являлись строителями или жертвователями мон-рей и имели право регламентировать дисциплинарную часть их устава. Ктиторские типиконы нередко устанавливали и штатное число насельников мон-рей. Так, в Петрицонском мон-ре, согласно уставу, должно было быть 50 монахов, в Ваханском пещерном мон-ре - 61 насельник (24 иеромонаха, 20 монахов, 7 иеродиаконов и 10 алтарников). В богослужебном отношении уставы груз. мон-рей в той или иной степени сочетали элементы различных греч. монашеских типиконов, действовавших тогда в Византии, из к-рых наибольшее влияние на груз. М. оказали 3: прп. Саввы Освященного, Студийский и Великой Лавры прп. Афанасия Афонского. В XI-XIII вв. основателями и строителями мон-рей часто выступали представители царствующей династии и аристократы. Нередко они приспосабливали монастырские здания для собственных нужд, устраивая в них личные часовни или погребальные крипты. Так, монастырские комплексы Шиомгвиме и Давидгареджи в пуст. Гареджи в XII в. стали царскими. Нек-рые груз. мон-ри, построенные царями или знатными лицами, стали центрами духовного образования и науки. В частности, особой известностью пользовалась Гелатская академия в Зап. Грузии при мон-ре Гелати , Икалтойская академия в Кахети при мон-ре Икалто , школа (или семинария) при Петрицонском мон-ре. Монгольские нашествия XIII-XIV вв.

http://pravenc.ru/text/2564108.html

Строительная деятельность армян-халкидонитов, выходцев из Тайка, была продолжена за пределами области, напр. в Петрицонском (Бачковском) мон-ре, основанном Григорием Пакурианом (Бакуриани) (кон. XI - нач. XII в.). Скульптурная композиция на юж. фасаде собора мон-ря Ошкванк. 963–973 гг. Скульптурная композиция на юж. фасаде собора мон-ря Ошкванк. 963–973 гг. В крестообразной скальной церкви 7 в Сабереби, X в., в комплексе мон-рей Давидгареджи в Грузии, сохранились оригинальные по своей иконографии росписи, среди к-рых изображения коронованной Богородицы (с арм. надписью «Католике»), Девы Сиона, Солнца и Луны, восходящие к искусству армян-халкидонитов (Дорт-килисе, Киранцванк, ок. сер. XIII в.). Арм. надписи в росписи дублированы греч., что также позволяет говорить о принадлежности церкви армянам-халкидонитам. Вероятно, памятником искусства армян-халкидонитов 1-й пол. XI в. является храм в Ченгеллы (Ленамор, Елегнамор) в обл. Габелеанк пров. Айрарат (близ г. Карс в Турции), сочетающий в своей композиции и орнаментальном убранстве характерные черты архитектуры Тайка и Анийской школы. Внутренний цилиндр вытянутого барабана прорезан 6 нишами, стыки их опираются на короткие свободно стоящие колонки. Над кольцевым карнизом сформирована галерея. Снаружи между окнами барабана прорезаны двугранные ниши. Этот храм предположительно идентифицируется Д. Бакрадзе с кафедралом Валашкерти (Алашкерт) Грузинской Церкви. Роспись апсиды собора мон-ря Кобайр. 1282 г. Роспись апсиды собора мон-ря Кобайр. 1282 г. Развитие культуры армян-халкидонитов в кон. XII - нач. XIV в. происходило гл. обр. в обл. Гугарк (Гогарена), разделенной в эпоху Багратидов между арм. и груз. княжествами, и в Ани. Здесь преобладают однонефные постройки со сводами на подпружных арках и нишами в продольных стенах («Грузинская» ц. в Ани, кон. XII в.; собор мон-ря Кобайр в Лори, кон. XII - 1-я пол. XIII в.; церковь мон-ря Манстев в Лори, XIII в.) и крестово-купольные храмы с куполом на 2 зап. свободно стоящих опорах (храмы мон-рей Ахтала , 1205-1216; Хучап, XIII в.; Киранц, нач.

http://pravenc.ru/text/76104.html

  001     002    003    004    005