таким действие, для которого нет ни малейшего основания в христианском учении и в церковной практике. Если, таким образом передача полномочий Петровых совершается вне существующих законов церковно-благодатной жизни, а между тем эта передача стоит в противоречии с законами духовной жизни. уже известным нам, (связи разумения истины со святостью жизни), то, очевидно, что ссылка Ватиканского определения на Божественную помощь, обещанную будто бы папам в лице ап. Петра, ни на чем не основана, и просто измышлена папистами. Это их самообольщение и самообман! Поэтому, если бы нам, православным, пришлось начать с папистами переговоры о соединении Церквей, то, без сомнения, прежде чем начать переговоры, нужно бы было условиться относительно этого догмата о непогрешимости папы. При существовании этого догмата никакие переговоры невозможны. Если паписты будут последовательны, они должны будут потребовать от восточных без всяких рассуждений, одного только изъявления раскаяния в прошлом отчуждении, и безусловной покорности и беспрекословного послушания папе на будущее время. Восточные же, напротив, оставаясь верными православию и здравым началам православного мышления, потребуют с своей стороны, чтобы латинская церковь отреклась от мнимого догмата – папской непогрешимости. И осудив его, ка луковое изобретение оо. иезуитов, воротилась к древнему учению о непогрешимости Церкви, признав ее органами вселенские Соборы. Если папистам не позволить отказаться от своих заблуждений гордость, то тем более ревность об истине не позволит православным признать ложь за истину. 29 Так в катехизисах, так и в богословских сочинениях. Мы имеем под рукою сжатое и в этом отношении образцовое латинское сочинение – проф. Рэма, из которого берем изложение теории папской непогрешимости. Цитаты см. ниже. 36 См. Введение в прав. Богословие Макария. Там же. Чельцов говорил об этом предмете след. образом: Никакой истории веры, религии, христианства, или истории догматов в собственном смысле у православных нет и быть не может. Там же стр. 185. Вост. Патриархи выражают так: Вера, будучи уже вполне раскрыта и запечатлена, не допускает ни убавления, ни прибавления, ни другого какого-либо изменения, и дерзающий или сделать или советовать, или замышлять сие, уже отвергся веры Христовой, уже подвергся добровольно вечной анафеме за хулу на Духа святого, как будто Он глаголал несовершенно в писаниях и на Всел. Соборах. Стр. 41–42. 37 См. мое сочинение: «Разности Церквей восточной и западной в учении о Пресв. Девек Марии Богородице». Изд. 1881 г. 39 Св. Мария Египетская 47 л. провела в пустыни в покаянии, и достигла такого совершенства, что, не учившись и не видав человеческого лица в продолжении всего пребывания в пустыне, говорила словами Св. Писания. Факт весьма замечательный. См. Четьи-Минеи 1 Ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Lebe...

29 окт. 2000 г. крестным ходом из Князь-Владимирского кладбищенского храма во В. Р. м. были перенесены мощи священноисп. Афанасия (Сахарова). В мон-ре хранятся также частицы мощей св. Александра Невского, прп. Алексия (Соловьёва) и прот. священноисп. Петра Чельцова . Совместно с Владимирским обл. фондом культуры, Владимирским отд-нием Русского Географического об-ва, В. Р. м. осуществляет просветительские программы. В 1997 г. обитель возобновила издательскую деятельность, в 2000 г. вышел в свет составленный во В. Р. м. Патерик с жизнеописаниями святых, связанных с обителью. К нач. 2005 г. во В. Р. м. жили ок. 15 насельников. А. В. Маштафаров Арх.: РГАДА. Ф. 235, 237, 280, 281; РГИА. Ф. 796, 815; ГА Владимирской обл. Ф. 15, 40, 244, 445, 556, 565; Р-19, Р-24, Р-358, Р-445, Р-1826; ГВСМЗ ОР (г. Владимир). Вкладная книга мон-ря. 5636/511. Ист.: Вкладная книга владимирского Рождественского мон-ря//Тр. Владимирского губ. стат. ком-та. 1864. Вып. 3. С. 1-46 (Отд. отт.: Владимир, Артлебен Н. А., Корицкий Д. А. Пояснительная записка к проекту возобновления в древнем виде ц. Рождества Пресв. Богородицы при Владимирском архиерейском доме// Воронин Н. Н. Зодчество Сев.-Вост. Руси. М., 1962. Т. 2. С. 475-480; Антонов А. В. Вотчинные архивы владимирских мон-рей и соборов XIV - нач. XVII в.//Рус. дипломатарий. М., 1998. Вып. 4. С. 183-204; Маштафаров А. В. Вновь открытые монастырские акты XV - нач. XVII в.//Там же. С. 39-43; Тимофеева Т. П. Ретроспектива музейно-реставрационного дела во Владимирском крае (1918-1941 гг.): Избр. докум. свед-я из фондов ГА Владимирской обл.//СРМ. 1998. Вып. 9. С. 311, 312; Кистерев С. Н. Владимирский Рождественский мон-рь в док-тах XVI - нач. XVII в.//Рус. дипломатарий. М., 2000. Вып. 6. С. 90-147; Патерик Владимирского Богородице-Рождественского мон-ря. Владимир, 2000; Большакова Н. В. Древний Покров. М., 2003. С. 215-216, 226-231. Лит.: Мон-ри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до нач. XX ст. Владимир, 1906. Ч. 1. С. 3-20; Зодчество Сев.-Вост.

http://pravenc.ru/text/154981.html

Открылась выставка, посвященная 100-летию Петроградского процесса октября 2022 " Лавра не могла не откликнуться на дату, которую мы отмечаем целый год, - сказал на церемонии наместник обители епископ Кронштадтский Назарий . - Назвать ее праздником сложно, ведь речь идет о гибели мучеников. Но день смерти святых - всегда праздник их памяти. Священномученик Вениамин Петроградский погиб не здесь, но монастырь был местом его служения, а Митрополичий корпус, в то время резиденция правящего архиерея, местом гибели одного из первых новомучеников - протоиерея Петра Скипетрова . Наше древлехранилище участвовало в предыдущих выставках в Музее истории Санкт-Петербургской епархии , в комплексе " Россия - моя история " , предоставляла для них экспонаты. Наши экспонаты также можно было увидеть в фойе Большого зала Филармонии во время концерта , посвященного памяти жертв Петроградского процесса. Эти вещи, хоть их и не так много, очень важны для нас: предмет, связанный со святым, становится не просто музейным раритетом, но и святыней " . Хранитель древлехранилища Роман Катаев провел экскурсию. День открытия 26 октября выбран потому, что это дата тезоименитства священномученика митрополита Вениамина, память мученика Вениамина диакона, а следующий день - дата его монашеского пострига. Один из разделов выставки размещен рядом с подлинной дверью камеры со Шпалерной улицы и посвящен лаврским новомученикам. Обитель одна из первых приняла удары безбожной власти. В экспозиции - фотографии священников и епископов, ставших жертвами репрессий. Помимо снимков есть вещественные экспонаты: письма священномученика протоиерея Михаила Чельцова, ряса и епитрахиль протоиерея Леонида Богоявленского, расстрелянноно в 1937 году. За дверью камеры из дома предварительного заключения (митрополита Вениамина повезли после ареста именно туда) выставлены экспонаты из частного собрания - конверт письма владыки и фотография с его автографом. Смысловой центр экспозиции располагается рядом с известной фотографией, запечатлевшей владыку в зале суда. Рядом находятся ряса, клобук и панагия, а также очки того времени, похожие на очки архиерея. Среди фотографий, имеющих отношение к процессу, одна - из частного собрания, ранее не публиковалась, на ней изображен обновленческий Синод.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

На лицевой стороне святыни — иконографические образы Спаса Нерукотворного и Покрова Божией Матери, на обороте — изоб­ражения святых равноапостольных жен Марфы и Марии и слова Господней заповеди «Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем умом твоим и всею крепостию твоею; возлюбиши ближнего своего яко сам себе» (ср. Мк. 12, 29–31). Все эти символы не случайны. Икону Спаса Нерукотворного будущей великой княгине преподнес император Александр III в Вербную субботу 13 апреля 1891 года в день ее присоединения к Православию. В честь Покрова Пресвятой Богородицы освящен соборный храм Марфо-Мариинской обители милосердия, а святые покровительницы этого места в центре российской столицы — святые жены Марфа и Мария. Цепь креста состоит из двадцати соединенных между собой звеньев в виде малых кипарисовых крестиков. Еще один раритет, который «помнит» руки великой княгини Елизаветы Федоровны, — возвращенный к жизни салонный рояль фирмы J. Becker, больше ста лет назад купленный для обители и долгие советские десятилетия простоявший в подвале городской поликлиники, занимавшей до недавнего времени настоятельские покои. Реставраторы снабдили восстановленный инструмент собственной автономной системой климат-контроля. Этот музейный объект в рабочем состоянии: если вам повезет, на экскурсии вы услышите, как на нем играет друг дома-музея Елизаветы Федоровны известный московский концертмейстер Алла Басаргина. Век подвигу петроградских мучеников Древлехранилище Александро-­Невской лавры . Санкт-Петербург, Наб. р. Монастырки, 1. До 26 декабря 2022 г. Старейший монастырь северной российской столицы одним из первых принял удары безбожной власти. В конце октября в Лавре открылась выставка «100-летие подвигу священномученика Вениамина, митрополита Петроградского, и с ним пострадавших в ходе кампании по изъятию церковных ценностей». В экспозиции — фотографии священников и епископов, ставших жертвами сталинских репрессий: Красного и Большого терроров. Присутствуют здесь и раритеты: письма священномученика протоиерея Михаила Чельцова, ряса и епитрахиль расстрелянного в 1937 году последнего в советское время настоятеля Исаакиевского собора протоиерея Леонида Богоявленского. За дверью камеры из дома предварительного заключения на Шпалерной улице (митрополита Вениамина после ареста привезли именно туда) выставлены экспонаты из частного собрания — конверт письма владыки и фотография с его автографом. — Лавра не могла не откликнуться на столь значимую дату, которую мы отмечаем целый год, — вековой юбилей подвига пострадавших в ходе кампании по изъятию церковных ценностей, — говорит наместник обители епископ Кронштадтский Назарий. — Священномученик Вениамин Петроградский погиб не здесь, но монастырь был местом его служения. А Митрополичий корпус, в то время резиденция правящего архиерея, стал местом гибели одного из первых мучеников Нового времени — протоиерея Петра Скипетрова.

http://e-vestnik.ru/culture/zima_v_rossi...

Здесь же епископ римский Стефан твердо стоял за неповторяемость крещения лиц, крещенных еретиками. Кроме того известно, что в Риме проповедовал родоначальник патрипассианства Праксей, по свидетельству Тертуллиана 18 , затем ученик Ноэта Епигон, и там же весьма много занимала умы ересь Савеллия, как это, кроме других свидетельств, особенно видно из указаний современного римскому епископу Каллисту автора раскольнического сочинения о еретических философемах 19 . Таким образом можно сказать, что в течение второго и третьего столетий ни в какой церкви не рождалось столько ересей, как в церкви римской, при том именно такого рода ересей, которые вызывали на привнесение к символу веры добавлений. Мало того, Евсевий приводит в своей Церковной Истории выдержку из древнего анонимного писателя, первой половины третьего столетия, о последователях Артемона, из которой видно, что римская церковь до времени Руфина не только имела поводы делать прибавления к своему символу, но по всей вероятности действительно их делала. «Еретики говорят», пишет приводимый Евсевием православный автор, «что они учат так, как прежде приняли и учили все, даже сами Апостолы, что истинная проповедь сохранялась до времен Виктора, который был тринадцатым от Петра римским епископом, и что истина была обезображена при его преемнике Зефирине» 20 . Всякий, кто знаком с языком древней латинской христианской письменности, согласится, что в приведенном месте под словами: истинная проповедь, с большой вероятностью можно разуметь символ веры , а под обезображением истины – прибавления, сделанные в символе при римском епископе Зефирине в обличение лжеучения еретиков, упрекавших римскую церковь за мнимое обезображение истины. Предположение это, при внимании к тому, что греческие писатели почти всегда называли символы веры просто Верою, подтверждается с новой силой упреками еретика Савеллия помощнику и преемнику Зефирина, римскому епископу Каллисту, за то, что он будто бы изменил прежнюю Веру 21 . «Кроме того», прибавляет Руфин, «в римской церкви соблюдается древний обычай, по которому приступающие к благодати крещения читают символ публично, то есть, вслух всего народа».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Chelcov/s...

Это же чтение символа находим в одном из самых первых поучений блаженного Августина по принятии им пресвитерского сана в 391-м году, именно в слове его «при сообщении символа», изданном у Миня под номером 214-м. – «Вот что вы должны верно запомнить и впоследствии ответить на память. (После этого предисловия следовало произнесение всего символа, без всякого перерыва: верую в Бога Отца Вседержителя, и так далее до конца... Затем изложено следующее объяснение... 129 ) Итак веруем во Христа Иисуса, Сына Бога Отца, Единороднаго, Господа нашего (пар. 5)... Веруем в Него, рожденнаго от Духа Святаго и девы Марии... Потому называем Его рожденным от Духа Святаго и Марии девы, что когда святая дева спросила ангела: како будет сие, ангел ответил: Дух Святый найдет на тя ( Лк. 1:34 )... Потому и говорим: рожденнаго от Духа Святаго и девы Марии (пар. 6)... Так как Единородный Сын Божий Господь наш Иисус Христос есть Слово Божие и вместе человек,... то ко всему Ему относится распятие, претерпенное им только по человечеству, вследствие чего и говорится, что Единородный Сын Божий Иисус Христос был распят, ко всему Ему относится погребение Его плоти... А потому мы и называем Единороднаго Сына Божия Господа нашего Иисуса Христа погребенным, хотя была погребена только Его плоть. Точно так, например, об апостоле Петре мы говорим, что он лежит теперь во гробе; но совершенно справедливо будет, если скажем также, что он блаженствует теперь со Христом: однако то и другое говорим об одном и том же апостоле; ибо не два апостола Петра, а один, – один он, телом лежащий во гробе, а душею радующийся со Христом. Прибавлено еще: при Понтие Пилате, для обозначения ли времени, или для полнейшего выражения самоуничижения Христова... (пар. 7). В третий день воскрешаго – в истинной плоти, уже не подлежащей более смерти... Для краткости все это сказано сжато и тут же прибавлено: возшедшаго на небо... И там седящаго одесную Отца, на что мы должны взирать очами веры, разумно... (пар.8). С горней небесной обители, где пребывает теперь Его безсмертное тело, Господь наш Иисус Христос придет судить живых и мертвых...

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Chelcov/s...

Слова: Сына Его, Единородного (τν ιν υτο, τν μονογεν) переведены: unicum Filium Ejus, то есть, собственно: единственного Сына Его; потому что, хотя с четвертого столетия и появилось на латинском языке не свойственное ему слово: unigenitus, единородный, но прежде, когда был сделан перевод, такого слова не было и содержимое им понятие выражалось словом: unicus, оставшемся в римском символе доселе. Причастия: рожденного, распятого, погребенного, воскресшего, возшедшего, седящего, по свойству латинского языка переведены, как и при переводе всех восточных символов, изъявительным наклонением глагола: который рожден был, распят, погребен, воскрес, возшел, седит. Наконец слова: от Духа Святого и Марии девы, у Руфина, равно как у Максима Туринского и у Петра Хрисолога , читаются, по-видимому, даже с намеренным вариантом, имеющим, очевидно, цель показать различие участия Духа Святого и девы Марии в рождении Сына Божия по плоти, именно: de Spiritu Sancto ex Maria virgine, то есть, от Духа Святаго из Марии девы, блаженный Августин и папа св. Лев 1 -й читали в латинском тексте римского символа согласно с греческим не ех, или из, а et, или и. Таким образом между греческим текстом римского символа по Маркеллу и латинским по Руфину есть только та действительная разность, что в последнем из них опущено исповедание веры в жизнь вечную. Что слова эти были в римском символе не только во время Маркелла, но и в третьем столетии, видно из того, что они читались при св. Киприане в символе карфагенской церкви, которая получила предание Веры от римской 102 . Как в послании к Магну, упоминая о вопросах при крещении, св. Киприан приводил слова из символа: «веруешь ли в оставление грехов и жизнь вечную через святую Церковь »; так эти же самые слова приводит он и в послании от карфагенского собора к епископам Нумидии: «веруешь ли в жизнь вечную и оставление грехов через святую Церковь » 103 . При Руфине же, в разных западных церквах, символ римской церкви читался, действительно, не одинаково: в равеннской, карфагенской, вероятно, и римской, – с сохранением этих слов, а в туринской – с опущением их, как и в аквилейской, или у Руфина.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Chelcov/s...

Это же чтение символа находим в одном из самых первых поучений блаженного Августина по принятии им пресвитерского сана в 391-м году, именно в слове его «при сообщении символа», изданном у Миня под номером 214-м – «Вот что вы должны верно запомнить и впоследствии ответить на память. (После этого предисловия следовало произнесение всего символа, без всякого перерыва верую в Бога Отца Вседержителя, и так далее до конца. За тем изложено следующее объяснение 128 .) Итак веруем во Христа Иисуса, Сына Бога Отца, Единородного, Господа нашего (пар. 5). Веруем в Него, рожденного от Духа Святого и девы Марии. Потому называем Его рожденным от Духа Святого и Марии девы, что когда святая дева спросила ангела како будет сие, ангел ответил Дух Святый найдет на тя ( Лук. 1:34 ). Потому и говорим рожденного от Духа Святого и девы Марии (пар. 6). Так как Единородный Сын Божий Господь наш Иисус Христос есть Слово Божие и вместе человек, то ко всему Ему относится распятое, претерпенное им только по человечеству, вследствие чего и говорится, что Единородный Сын, Божий Иисус Христос был распят, – ко всему Ему относится погребение Его плоти. А по тому мы и называем Единородного Сына Божия Господа нашего Иисуса Христа погребенным, хотя была погребена только Его плоть. Точно так, например, об апостоле Петре мы говорим, что он лежит теперь во гробе; но совершенно справедливо будет, если скажем также, что он блаженствует теперь со Христом однако то и другое говорим об одном и том же апостоле; ибо не два апостолу Петра, а один, – один он, телом лежащий во гробе, а душою радующийся со Христом. Прибавлено еще при Понтии Пилате, для обозначения ли времени, или для полнейшего выражения самоуничижения Христова (пар. 7). В третий день воскресшего – в истинной плоти, уже не подлежащей более смерти. Для краткости все это сказано сжато и тут же прибавлено взошедшего на небо. И там седящего одесную Отца, на что мы должны взирать очами веры, разумно (пар. 8). С горней небесной обители, где пребывает теперь Его бессмертное тело, Господь наш Иисус Христос придет судить живых и мертвых (пар.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Chelcov/d...

12. Из жизни инославия и из мира заграничного сектантства. О католическом духовенстве.– Римская Церковь и социаль-демократия.– Christian Science в Германии.– Новая секта в Греции.– Австрийские назареяне.– Новый японский пророк Тэтсужиро.– Фанатизм магометан в Марокко.– Чешская академия наук и гр. Толстой. Е. А. Е. , А. Ф. Стр. 347–352. 13. Библиография. Мысли о Боге. Л. Н. Толстой. (Критико-философский этюд). И. Михаил. Стр. 353–359. Об изданиях братства св. Петра. Мисс. свящ. Констант. Попов. Стр. 359–361. Богословская мораль св. д-ра Альфонса Мариа-де-Мауори и страшная опасность этой морали для народной нравственности. (К вопросу о целибате рим. иерархии). М. Леонович. Стр. 361–363. П. П. Добромыслов. Оскопление пред судом священного Писания, канонов церковных и здравого смысла. (Рязань. Типография братства св. Василия. стр. 26). Свящ. Евгр. Овсянников. Стр. 363. Прот. А. П. Мальцев. Основание педагогики.( Изд. 3-е исправл. Варшава, 1901 г.) М. Леонович. Стр. 363–364. Архим. Иннокентий. Три искушения. ( Мф. 4:1–1 ; Мр. 12:12–13 ; Лк. 4:1–13 ). (Тверь. 1901 г. Стр. 30.). Свящ. М. Лисицын. Стр. 364. Антикритика на статью г. Чельцова:” О некоторых писательских приемах в нашей духовной литературе”. И. Айвазов. Стр. 365–368. 14. Миссионерский Вестник. Распоряжение Св. Синода о совершении в неделю православия молебного пения об обращении заблудших евреями и расколами. Стр. 369. Архипастырское наставление о крестном знамении. Стр. 370. Миссионерские курсы в гор. Воронеже. Стр. 371. Донской епархиальный миссионерский съезд. Стр. 371–372. Сельский пастырь-миссионер. Стр. 372–373. 15. Со скрижалей сердца. Окружное послание к духовенству Волынской епархии. Епископ Антоний. В. Скворцов. Стр. 374–384. 16. Новое христианство . (Мережковский: ” Толстой и Достоевский”; Розанов. Статьи в “Нов. Вр.: ”О классицизме и беседах свящ. Петрова; ”Южный Край”(Тамарин): статья по тому же поводу; Боборыкин: ”Исповедники” и др.; свящ. Петрова: ”По стопам Христа”). И. Михаил. Стр. 385–400. 17. Отношение христианства к государству по воззрениям гр. Л. Н. Толстого. К. Григорьев. Стр. 401–415.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

На пути туда, в Москве, подробно осмотрел храм Василия Блаженного. А на обратном пути был у Преосв[ященного][Митрополита Петра Крутицкого. Ему уже было доложено о нашем «обновленствовании» (меня, Чельцова и еще кого-то третьего). Он возразил, что знает меня и сомневается. Я предвидел возможность сплетен и показал «пункты» Н.В.Чепурина, показывавшие, насколько мы «обновленствуем». Он дал свое посла­ние от 28, VII. Он смотрит на желание обновленцев объединиться с на­ми для Собора как на способ воспользоваться нашим «флагом» для при­знания Собора православными, а затем всех разослать, а самим остаться править и вершить свои реформы. Все дело сводится к тому, чтобы они сдали власть. Вот единственный путь к примирению. Тогда мы могли бы организовать Синодальное и Еп[архиальные] управления. Что же кас[ается] Собора, то он не м[ожет] б[ыть] созван, пока епископы в ссылке. По воз­вращении он д[олжен] с ними снестись и лишь тогда возможен созыв Собо­ра. Ведь теперь осталась пока только «зеленая молодежь» из епископов... В Ленинград намечен Патриархом М[итрополит] Кирилл. Когда он вернется, видно будет, останется ли он местоблюстителем, и тогда в Ленинград, м[ожет] б[ыть], приедет Митрополит Петр или поедет сам М[итрополит] Кирилл. Я рассказал о наших Бог[ословских] Курсах, о Ник[ольском] соборе. Живет М[итрополит] Петр в Сокольниках. Ермаковская ул, д.3 - 5. 14/27 сентября Мои старания о преобразовании Бог[ословских] курсов в Высшие увенчались успехом: междувед[омственная] комиссия не нашла препятствий и курсы зарегистрированы, причем нет и вступительного экзамена по политгра­моте. Подало заявлений о зачислении в студенты - больше 40 человек (15 мужчин и 32 женщины), есть с высшим образованием. В число про­фессоров приглашен мною профессор университета И.Д.Андреев [lxviii] . Вышел инцидент с о. Казанским [lxix] : по составленному мною и одобренному комиссией письму он не вошел в число преподавателей на 1-й год. Это его возбудило против Организационной комиссии, которую он называет " теплой компанией " , против Курсов даже, конечно, против меня...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010