Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИННОКЕНТИЙ (Летяев (Литяев) Прокопий Иванович; 7.07.1881, г. Бийск Томской губ.- 14.12.1937, Сибирский ИТЛ), архиеп. Харьковский. Из семьи мещанина. Окончил Иркутскую ДС по 1-му разряду. В 1905 г. поступил на казенный счет в КазДА. Во время учебы 29 нояб. 1907 г. принял монашество с именем Иннокентий, 17 февр. 1908 г. рукоположен во диакона, 19 апр. 1909 г.- во иерея. В 1909 г. окончил академию кандидатом богословия за соч. «Опыт калмыцко-русского богословского словаря (По трудам А. М. Поздеева «Новый Завет» на калмыцком языке)». Преподаватель в Иркутской церковно-учительской семинарии (1909), смотритель Иркутского ДУ (1911). 23 авг. 1913 г. назначен заведующим Иркутской церковно-учительской семинарией. Возведен в сан архимандрита, стал настоятелем иркутского Князь-Владимирского муж. мон-ря. 6 марта 1914 г. назначен заведующим Александро-Николаевской церковно-учительской школой Полтавской епархии. Был настоятелем храма во имя прп. Самсона на поле Полтавской битвы. 10 апр. 1918 г. уволен от должности и назначен в распоряжение Тульского епархиального архиерея. 20 сент. 1921 г. хиротонисан во епископа Клинского, назначен викарием Московской епархии. 18 мая 1922 г. находившийся под домашним арестом Патриарх св. Тихон поручил И. управление Московской епархией, И. не смог исполнить это поручение, т. к. находился вне Москвы. Вскоре признал обновленческое Высшее церковное управление (ВЦУ), был назначен на Екатеринославскую кафедру, но остался в г. Клину. В авг. 1922 г. вместе с клинским уездным духовенством выступил против «Живой церкви» , поддержав др. обновленческую группировку - организованный еп. Антонином (Грановским) «Союз церковного возрождения» . В июне 1923 г. принес покаяние и вернулся в правосл. Церковь. 15 окт. того же года назначен епископом Ставропольским и Кавказским, управлял одновременно Екатеринодарской и Кубанской епархией. 2 сент. 1924 г. назначен временно управляющим Полоцкой и Витебской епархией. Прибыл в Витебск и сумел за короткое время вернуть в Патриаршую Церковь из обновленчества все городские приходы, кроме кафедрального собора. С нояб. 1924 г. проживал в Москве. Принял участие в Архиерейском совещании Русской Православной Церкви 12 апр. 1925 г. , подтвердившем назначение Патриаршим Местоблюстителем Крутицкого митр. сщмч. Петра (Полянского) . В том же году был арестован, находился 7 месяцев в Бутырской тюрьме.

http://pravenc.ru/text/468733.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОТЕЛЬНИЧЕСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Вятской и Слободской епархии, существовало с 14 янв. 1924 по 1933 г., названо по г. Котельничу (Вятской губ., ныне Кировской обл.). Во епископа Котельнического 14 янв. 1924 г. в Москве был хиротонисан архим. Флавиан (Сорокин) , являвшийся доверенным лицом Крутицкого митр. Евсевия (Никольского) и имевший репутацию активного борца с обновленчеством . После прибытия в Котельнич еп. Флавиан получил указ патриарха Московского и всея России св. Тихона от 8 февр. 1924 г. о своем назначении временно управляющим Нижегородской епархией. В Н. Новгороде возник конфликт между еп. Флавианом и викарием Нижегородской епархии Ветлужским еп. Григорием (Козловым) , требовавшим выделения Ветлужского викариатства в отдельную епархию и выступавшим против вмешательства еп. Флавиана в дела Ветлужской кафедры. В результате конфликта 20 февр. 1924 г. Котельнический еп. Флавиан был уволен от управления Нижегородской епархией, ему было поручено временное управление Ижевским викариатством Сарапульской епархии, место жительства назначено в Ижевске (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 272. Л. 48). Из-за жестких методов управления еп. Флавиана ижевское духовенство неоднократно посылало патриарху жалобы на архиерея. Кроме того, еп. Флавиан распорядился прекратить в храмах Ижевска поминовение Сарапульского и Елабужского еп. Алексия (Кузнецова) как епархиального архиерея, необоснованно обвинив его в приверженности обновленчеству; невиновность последнего в нояб. 1924 г. признал суд епископов под председательством митр. сщмч. Петра (Полянского) . 14 окт. 1924 г. еп. Флавиан был переведен на Венёвское викариатство Тульской епархии. Епископ не подчинился распоряжению, по требованию гражданских властей уехал из Ижевска в Котельнич, впосл. был выслан из Котельнича. В кон. 1925 г. еп. Флавиан вернулся в Котельнич из ссылки, при поддержке благочинного прот. сщмч. Александра Агафоникова предпринял попытку создать епархиальное управление.

http://pravenc.ru/text/2458893.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Владимир Медведюк. Фотография. Нач. 20-х гг. XX в. Фаддеевич Медведюк (15.07.1888, г. Луков Седлецкой губ., ныне Лукув, Польша - 3.12.1937, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), сщмч. (пам. 20 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), прот. Отец В., рабочий на железной дороге, желал, чтобы сын служил в храме. Окончив в 1910 г. ДУ, В. стал псаломщиком в соборе г. Радома (Польша). Во время первой мировой войны В. попал в Москву, где в 1915 г. женился. В следующем году был рукоположен во диакона к храму во имя мц. Ирины на Воздвиженке, в 1919 г. рукоположен во иерея к храму во имя прп. Саввы Сторожевского подворья Саввино-Сторожевского мон-ря на Тверской ул. В 1921 г. назначен настоятелем храма во имя свт. Митрофана Воронежского. Ревностно относился к пастырским обязанностям, много работал с молодежью, стараясь привить ей любовь к правосл. богослужению и храму. Отстоял храм при попытках его захвата обновленцами (см. Обновленчество ), несмотря на угрозы лично Антонина (Грановского) . В 1925 г. В. был арестован, под угрозой расправы дал согласие на сотрудничество с ОГПУ, после чего был освобожден. Полученные В. от ОГПУ задания преимущественно касались Местоблюстителя Патриаршего Престола митр. сщмч. Петра (Полянского) . Священник их исполнял, но спустя нек-рое время, терзаемый муками совести, решил прекратить свои отношения с ОГПУ в качестве секретного сотрудника и покаялся на исповеди в грехе предательства. 9 дек. 1929 г. В. вызвали в ОГПУ и он заявил следователю, что отказывается от дальнейшего сотрудничества. В течение 3 суток его уговаривали переменить свое решение, но В. на это не согласился, заявив, что он уже рассказал обо всем священнику на исповеди. 11 дек. был выписан ордер на арест В., обвиненного в «разглашении... сведений, не подлежащих оглашению». 3 февр. 1930 г. Коллегия ОГПУ приговорила В. к 3 годам ИТЛ, наказание отбывал на строительстве Беломорско-Балтийского канала.

http://pravenc.ru/text/158984.html

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Деяние Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1997 г. о канонизации священномучеников Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Крутицкого Петра (Полянского; 1862-1937), митрополита Серафима (Чичагова; 1856-1937) и архиепископ Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Издревле возлагая свои духовные упования на молитвенное заступничество пред Престолом Всевышнего святых угодников земли Российской, Русская Православная Церковь соборно свидетельствует о сугубом предстательстве за ее верных чад сонма новомучеников Российских, поименное прославление которых благоговейно осуществляется Церковью. По Промыслу Божию не только мученическая кончина, но и подвижническая жизнь многих новомучеников Российских оказывалась запечатленной в соборной памяти Русской Православной Церкви для назидания будущих поколений ее верных духовных чад, дабы помнили они обращенные ко всем христианам слова святого Апостола: «Живем ли — для Господа живем; умираем ли — для Господа умираем» (Рим. 14, 8). Великий смысл этих слов засвидетельствовали благочестивым житием, исповедническим архипастырским служением, самоотверженным стоянием за единство Русской Православной Церкви и пролитием мученической крови в 1937 году священномученики митрополит Крутицкий Петр (Полянский), Местоблюститель Патриаршего Престола, митрополит Серафим (Чичагов) и архиепископ Фаддей (Успенский). Митрополит Петр, призванный к первосвятительскому служению после блаженной кончины своего святого предшественника Патриарха Тихона, возглавлял Русскую Православную Церковь в пору лютых гонений на нее, претерпел изгнание, тюремные узы и заточение, увенчав подвиг исповедничества мученической смертью за Христа. Строгий ревнитель церковных традиций и вдохновенный архипастырь, священномученик митрополит Серафим на 82-м году своей благочестивой жизни был взят гонителями Церкви с одра болезни, мужественно пребывал в узах и смиренно принял смерть за веру и Церковь.

http://mospat.ru/archive/86579-deyanie-o...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 21 февраля (6 марта) Священномученики Александр Вислянский и Даниил Алферов С вященномученик Александр родился в 1870 году в селе Архангельское Землянского уезда Воронежской губернии в семье псаломщика Иакова Вислянского. Окончив в 1893 году Воронежскую Духовную семинарию, Александр Яковлевич был до 1894 года учителем пения в Введенской церковноприходской школе в городе Воронеже; в том же году он был рукоположен во диакона к храму в женском Богородице-Тихоновском Тюнинском монастыре, где также преподавал в монастырской школе пение. 30 марта 1897 года он был рукоположен во священника к Архангельской церкви в селе Рогожино Задонского уезда Воронежской губернии, в котором он служил до прихода к власти безбожников, ввергнувших страну на многие годы в кровопролитную смуту. Во второй половине двадцатых годов отец Александр служил в храме в селе Семидесятное Гремяченского района Воронежской области. Как и многие другие священники Воронежской области, он мужественно боролся против обновленцев, пытавшихся захватить православные храмы, и, как и многие, весьма настороженно отнесся к переговорам заместителя Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) с представителями советской власти, а также и к сделанным им заявлениям; за богослужениями он поминал только Местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Петра (Полянского) и правящего архиерея Воронежской епархии епископа Алексия (Буя). Священномученик Даниил родился в 1870 году в селе Тройня Бобровского уезда Воронежской губернии в семье крестьянина Василия Алферова. После окончания Духовной семинарии он был рукоположен во священника и уже при власти безбожников служил в храме в селе Никольское Гремяческого района Воронежской области по соседству с приходом отца Александра Вислянского. До революции отец Даниил принимал участие в народно-религиозных движениях, таких, как Союз русского народа, члены которого постоянно принимали участие в крестных ходах.

http://fond.ru/imennoj-ukazatel/248/Alek...

Церковь чтит память священномученика Прокопия, архиепископа Одесского и Херсонского 23 ноября, 2012. Новостная служба 2 октября 1934 года архиепископ Прокопий был арестован по подозрению в монархической и антисоветской деятельности. Виновным себя не признал. На допросе заявил, что симпатизирует монархии, однако не является сторонником её насильственного восстановления. 23 ноября. ПРАВМИР. Церковь празднует память священномученика Прокопия, архиепископа Одесского. Священномученик Прокопий (в миру Титов Пётр Семёнович) родился 25 декабря 1877 года в городе Кузьминск Томской губернии в семье священника. В 1901 году он окончил Казанскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. В том же году Пётр Семёнович принял монашеский постриг с именем Прокопий, был посвящён в сан иеромонаха и назначен преподавателем Томской церковно-учительской школы. С 1906 года отец Прокопий преподаёт в Иркутской Духовной Семинарии, а с 1909 года является помощником начальника училища пастырства в Житомире в сане архимандрита. 30 августа 1914 года отец Прокопий был хиротонисан в епископа Елисаветградского, викария Херсонской епархии. Являясь участником Поместного Собора 1917-1918 годов, Владыка осенью 1917 года на нём был назначен настоятелем Александро-Невской Лавры. В январе 1918 года при неудавшейся попытке захвата Лавры красноармейцами святитель был объявлен арестованным, но по требованию верующих был освобождён. Через несколько дней он был назначен наместником Лавры, находясь на этой должности до апреля 1918 года. Затем Владыка уезжал на Украину. С 1919 года епископ Николаевский, викарий Одесской епархии; с 1921 года епископ Одесский и Херсонский. В начале 1920-х годов Владыка был судим «за противодействие изъятию церковных ценностей и за тесные сношения с добровольческим командованием при ген. Деникине». В январе 1925 года владыка Прокопий был освобождён, и выехал в Москву. Был членом Священного синода при патриархе Тихоне. На похоронах Патриарха Тихона служил панихиду. В ноябре 1925 года вновь был арестован, как сторонник Патриаршего местоблюстителя митрополита Петра (Полянского). Обвинён в принадлежности к контрреволюционной группе духовенства и мирян. 26 мая 1926 года Особым совещанием при коллегии ОГПУ приговорён к трём годам заключения, которое отбывал в Соловецком лагере особого назначения. Участвовал, вместе с владыкой Евгением (Зерновым) и другими архиереями в подготовке «Соловецкого послания» советского правительства, в котором говорилось о необходимости невмешательства государства и церкви в дела друг друга. Некоторое время был старшим епископом на Соловках. В 1928 году заместителем Патриаршего местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским) уволен на покой (то есть освобождён от управления епархией).

http://pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-sv...

В Минской духовной семинарии состоялись чтения памяти священномученика Петра (Полянского) 20 апреля 2016 г. 09:53 18 апреля 2016 года в актовом зале Минской духовной семинарии состоялись Чтения памяти священномученика митрополита Крутицкого Петра (Полянского, 1862-1937). Мероприятие было приурочено к 120-летию назначения П.Ф. Полянского (впоследствии митрополита Петра) смотрителем Жировицкого духовного училища. На протяжении десяти лет, с 1896 по 1906 годы, будущий святитель возглавлял духовную школу. Под руководством П.Ф. Полянского училище было признано примерным по постановке учебной и воспитательной работы. Впоследствии П.Ф. Полянский принял монашеский постриг и архиерейскую хиротонию, став одним из ближайших сподвижников святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России. С апреля 1925 года митрополит Крутицкий Петр (Полянский) являлся главой церковной иерархии Русской Православной Церкви в должности Патриаршего Местоблюстителя. Расстрелян в 1937 году. В 1997 году определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви причислен к лику святых. Работа Чтений началась с пения тропаря, кондака и величания священномученику митрополиту Петру (Полянскому), которые исполнил хор Минской духовной семинарии. Затем ректор МинДС архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий преподал архипастырское благословение собравшимся и открыл работу Чтений. В своем слове владыка особо подчеркнул важность сохранения памяти о новомучениках и исповедниках Церкви Русской и выразил надежду на то, что традиция ежегодного проведения Чтений памяти священномученика Петра (Полянского) прочно утвердится в Минской духовной семинарии. Далее вниманию собравшихся был предложен 15-минутный фрагмент документального фильма митрополита Илариона (Алфеева) «Гонения на Церковь в России XX века» из цикла «Церковь в истории». После просмотра фильма преподаватель новейшего периода истории Русской Православной Церкви в Минской духовной семинарии протодиакон Павел Бубнов выступил с докладом на тему: «Священномученик Петр (Полянский): жизнь и церковное служение».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

В Минской духовной семинарии прошли чтения памяти священномученика Петра (Полянского) 9 июня 2018 г. 15:17 8 июня 2018 года в Минской духовной семинарии под председательством ректора архиепископа Новогрудского и Слонимского Гурия прошла научная конференция «III Чтения памяти священномученика митрополита Крутицкого Петра (Полянского, 1862-1937)». В работе конференции приняли участие преподаватели и студенты Минской духовной семинарии, а также священнослужители Новогрудской епархии . Чтения проводятся в Минской духовной семинарии ежегодно. Научный форум посвящен памяти Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра (Полянского), возглавлявшего Русскую Православную Церковь в период наиболее страшных гонений на Церковь в Советском Союзе. Патриарший Местоблюститель многие годы провел в заключении и был расстрелян в 1937 году. В Минской духовной семинарии особо почитают священномученика Петра. На протяжении десяти лет, с 1896 по 1906 годы, будущий святитель возглавлял Жировичское духовное училище. Результатом его трудов стало решение Училищного комитета при Святейшем Синоде о признании училища примерным по постановке учебной и воспитательной работы. В 2016 году ректор Минской духовной семинарии архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий инициировал ежегодное проведение чтений памяти священномученика Петра (Полянского) с целью сохранения памяти о новомучениках, исповедниках и всех православных христианах, невинно пострадавших в годы массовых репрессий. Открывая мероприятие, архиепископ Гурий преподал архипастырское благословение участникам конференции и отметил важность сохранения памяти о тех православных христианах, которые в ХХ веке стали невинными жертвами массовых репрессий. Первым перед собравшимися выступил кандидат богословия, проректор по научной работе Минских духовных академии и семинарии доцент А.В. Слесарев, который представил доклад о правовом положении православного духовенства в советском государстве в 1918-1936 годах. Преподаватель кафедры истории и туризма гуманитарного факультета, заместитель декана механико-технологического факультета Полоцкого государственного университета кандидат исторических наук В.В. Бараненко рассказал о процессе организации обновленческих епархиальных органов на территории Восточной Беларуси в 1922-1923 годах.

http://patriarchia.ru/db/text/5217719.ht...

В Минской духовной семинарии прошли II чтения памяти священномученика митрополита Петра (Полянского) 9 июня 2017 г. 16:44 8 июня 2017 года по благословению ректора Минской духовной семинарии архиепископа Новогрудского и Слонимского Гурия состоялась научная конференция «II Чтения памяти священномученика митрополита Крутицкого Петра (Полянского; 1862-1937)». Открывая мероприятие, архиепископ Гурий преподал архипастырское благословение всем участникам и подчеркнул особую значимость сохранения памяти о православных христианах, которые в ХХ веке незаслуженно стали жертвой массовых репрессий. В работе конференции  приняли участие преподаватели и студенты Минской духовной семинарии, учащиеся Слонимского духовного училища и духовенство Новогрудской епархии . Форум открылся выступлением доцента кафедры истории Беларуси Гомельского государственного университета им. Франциска Скорины кандидата исторических наук С.Ф. Веремеева, рассказавшего о том, как освещались последние годы жизни Патриарха Московского и всея Руси Тихона в воспоминаниях его современников. Профессор Минской духовной академии доктор церковной истории иерей Гордей Щеглов в своем докладе сообщил о жизни и исповедническом подвиге уроженца белорусской земли священномученика Иоанна (Пашина; 1881-1938), епископа Рыльского. Выступление помощника секретаря Комиссии по канонизации святых Белорусской Православной Церкви  кандидата богословия протоиерея Димитрия Шиленка было посвящено истории обновленческого раскола на территории Восточной Беларуси в 1920-30-е гг. Доцент кафедры истории славянских народов Брестского государственного университета им. А.С. Пушкина кандидат исторических наук А.Н. Свирид рассказал о системе контрмер Православной Церкви по противодействию распространению неоунии на белорусских землях в 1920-30-е гг. В своем докладе проректор по научной работе Минских духовных семинарии и академии доцент А.В. Слесарев рассказал о церковной деятельности архимандрита Тихона (Шарапова) на посту настоятеля Жировичского монастыря (1922-24 гг.).

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Закрыть Узник Василий Бойко-Великий ведёт борьбу за правду На этом фронте перемирия не будет Леонид Болотин   04:34 24.01.2024 359 Время на чтение 7 минут Источник: Русский Вестник После многолетнего – с июня 2019 года – следствия, двухлетнего ареста в разных СИЗО до конца мая 2021 года, после длительного суда в 2022– 2023 годах 3 октября 2023 года известный производитель экологичной молочной продукции (теперь уже в прошлом) и один из лидеров православно-патриотического движения, историк-исследователь, научный редактор Василий Вадимович Бойко-Великий по совершенно надуманному (хотел бы написать – по сфабрикованному обвинению. – Л.Б.) обвинению в банковских хищениях был осужден Черемушкинским судом на срок шесть с половиной лет колонии общего режима. С того позорного для российской судебной системы и по сию пору В.В. Бойко-Великий содержался в различных СИЗО Москвы. В последнее время его узилищем стал знаменитый Бутырский тюремный замок (ФКУ СИЗО 2 УФСИН России по г. Москве), где он пребывает в ожидании Апелляционного суда, чтобы опротестовать чудовищный по своей несправедливости приговор. Поддержим Василия Бойко-Великого молитвой! История Бутырского тюремного замка в угловом квартале Новослободской и Лесной улиц среди широкой публики более всего известна Пугачевской башней, где несколько дней перед казнью пребывал злодей и бунтовщик Емельян Пугачев – самозваный «царь Петр Федорович». Однако для православных людей история Бутырской тюрьмы связана с местом заключения, а порой и мученической кончины целого сонма Святых Исповедников и Новомучеников Бутырских в 1918–1960 годах, среди которых только на сегодняшний день официально канонизировано Русской Православной Церковью 218 святых. Но давно прославленных у Бога Бутырских Святых кратно больше. Имена бутырских сидельцев: священноисповедников – Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского, Амвросия (Полянского), епископа Каменец-Подольского; священномучеников – Амфилохия (Скворцова), епископа Красноярского, Анатолия (Грисюка), митрополита Одесского, Антония (Панкеева), епископа Белгородского, Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского, Серафима (Звездинского), епископа Дмитровского, Серафима (Чичагова), митрополита Ленинградского и Гдовского, Петра (Полянского), митрополита Крутицкого, Никодима (Кроткова), архиепископа Костромского и Галичского и многих-многих других, составляют сияющую Небесную Славу мрачных застенков Бутырского замка. Именно они помогают духовно преодолевать тяготы тюремного бытия и виноватым, и невинно осужденным либо арестованным.

http://ruskline.ru/opp/2024/01/24/uznik_...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010