Шипков Петр Алексеевич, протоиерей Родился 27 ноября 1888 г. в Москве. В 1921 г. окончил Высшие богословские курсы в Москве. С 1921 г. слушатель Московской духовной академии. 1 августа 1920 г. рукоположен Святейшим Патриархом Тихоном в диакона, а 8 августа 1920 г. – во иерея с причислением сверх штата к московской Дмитрие-Солунской церкви у Тверских ворот. В 1922 г. арестован «по делу об изъятии церковных ценностей», через два месяца освобожден. С 1922 по 1925 г. настоятель Никитской церкви в Москве. До 1925 г. Был секретарем Святейшего Патриарха Тихона и секретарем Епархиального совета. 21 декабря 1925 г. арестован по делу митрополита Петра (Полянского) . Отправлен в Соловецкий лагерь. С конца 1920-х гг. находился в ссылке в Туруханском крае. После освобождения проживал в Загорске (ныне Сергиев Посад). Отрицательно восприняв Декларацию митрополита Сергия (Страгородского) 1927 г., отошел от открытого служения. Работал на кустарной фабрике бухгалтером и одновременно тайно продолжал священническое служение. В конце 1943 г. арестован. Обвинен в участии в организации «Антисоветское церковное подполье». Приговорен к 5 годам ИТЛ. По этому делу проходили также епископ Афанасий (Сахаров) , иеромонах Иеракс (Бочаров), монахиня Ксения (Гришанова), Н. В. Трапани, епископ Василий (Преображенский) . Отправлен в Сиблаг. В 1948 г. Особым совещанием МГБ СССР приговорен к ссылке на поселение в Красноярский край. В 1952 г. Судебная коллегия Красноярского краевого суда осудила его на 10 лет лишения свободы. Был освобожден, как инвалид, раньше срока. Вернувшись из заключения, несмотря на тяжелую болезнь (рак кожи), о. Петр стал служить в соборе г. Боровска (Калужская обл). Имел обыкновение каждый день поминать не только своих духовных детей, но и всех тех, кто хоть раз пришел к нему в храм с просьбой о поминовении. Скончался 3 июля 1959 г. 911 1. 1 февраля 1955 г. Дорогой и глубокоуважаемый Владыко! От всей души благодарю Вас за преподанные мне в письме Вашем молитвенные благопожелания, за праздничное приветствие и за всю любовь Вашу ко мне, худому и грешному.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

В Минской духовной семинарии состоялись IV Чтения памяти священномученика митрополита Крутицкого Петра (Полянского) 11 июня 2019 г. 10:13 7 июня 2019 года в Минской духовной семинарии по благословению ректора архиепископа Новогрудского и Слонимского Гурия прошла научная конференция «IV Чтения памяти священномученика митрополита Крутицкого Петра (Полянского, 1862-1937)». В работе конференции приняли участие преподаватели и студенты Минской духовной семинарии, а также священнослужители Новогрудской епархии . Чтения являются ежегодно проводимым в Минской духовной семинарии научным форумом, посвященным памяти Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра (Полянского). Священномученик Петр возглавлял Русскую Православную Церковь с 1925 по 1937 годы, когда атеистические гонения на религию в Советском Союзе достигли своего наивысшего развития. По этой причине с именем митрополита Петра (Полянского), многие годы проведшего в заключении и расстрелянного в 1937 году, ассоциируется наиболее тяжелый период русской церковной истории. Для Минской духовной семинарии память о священномученике митрополите Петре обладает особой значимостью. На протяжении десяти лет, с 1896 по 1906 годы, будущий святитель возглавлял Жировичское духовное училище. Результатом трудов П.Ф. Полянского стало решение Училищного комитета при Святейшем Синоде о признании училища примерным по постановке учебной и воспитательной работы. В 2016 году ректор МинДС архиепископ Гурий инициировал ежегодное проведение Чтений памяти священномученика митрополита Крутицкого Петра (Полянского) с целью сохранения памяти о новомучениках, исповедниках и всех православных христианах, невинно пострадавших в годы массовых репрессий. Открыл работу форума первый проректор семинарии протоиерей Андрей Цигель, который огласил приветственный адрес ректора. Модератором конференции выступил проректор по научной работе доцент А.В. Слесарев. Первый доклад, подготовленный председателем Комиссии по канонизации святых Белорусской Православной Церкви , наместником Никольского мужского монастыря города Гомеля архимандритом Амвросием (Шевцовым), был посвящен современной практике причисления к лику святых новомучеников и исповедников ХХ века.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Образовательные чтения памяти священномученика митрополита Петра (Полянского) прошли в Магнитогорске 18 октября 2013 г. 17:00 17 октября 2013 года в актовом зале Магнитогорского государственного технического университета имени Г.И. Носова состоялось пленарное заседание Петровских образовательных чтений. Форум посвящен памяти священномученика Петра, митрополита Крутицкого, небесного покровителя   Магнитогорской епархии . Заседание вступительным словом открыл митрополит Челябинский и Златоустовский Феофан , подчеркнувший особую роль Православной Церкви в формировании духовно-нравственных основ российского государства. «Через принятие христианства упраздняется многоженство, жертвоприношения (а языческим богам приносили в жертву даже людей), варварское отношение к людям иной веры и национальности. С принятием Православия нашими предками формируется совершенно иной образ России», — сказал, в частности, глава Челябинской митрополии . Митрополит Феофан также поздравил епископа Магнитогорского и Верхнеуральского Иннокентия с тезоименитством — днем памяти святителя Иннокентия, митрополита Московского, и подарил ему святую панагию. Участников форума также приветствовали глава г. Магнитогорска Е.Н. Тефтелев, заместитель председателя Общественной палаты Магнитогорска С.И. Марайкин, проректор по научной и инновационной работе МГТУ имени Г.И. Носова М.В. Чукин, и.о. ректора МаГУ Н.И. Даниленко и глава Верхнеуральского района М.Н. Ломакин. После перерыва гостям Чтений были предложены четыре пленарных доклада. Первый доклад был сделан протоиереем Владимиром Волковым. В своем докладе отец Владимир разграничил понятия духовности и нравственности и объяснил, каким образом осуществляется взаимосвязь между духовным состоянием и нравственными поступками человека. Вторым докладчиком стал начальник управления по взаимодействию с институтами гражданского общества Министерства культуры Челябинской области И.И. Аносов, который рассказал об угрозах национальной безопасности России в духовной сфере в условиях глобального информационного общества.

http://patriarchia.ru/db/text/3310258.ht...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Деяние Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о канонизации священномучеников Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Крутицкого Петра (Полянского; 1862-1937), митрополита Серафима (Чичагова; 1856-1937) и архиепископа Фаддея (Успенского; 1872-1937) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Издревле возлагая свои духовные упования на молитвенное заступничество пред Престолом Всевышнего святых угодников земли Российской, Русская Православная Церковь соборно свидетельствует о сугубом предстательстве за ее верных чад сонма новомучеников Российских, поименное прославление которых благоговейно осуществляется Церковью. По Промыслу Божию не только мученическая кончина, но и подвижническая жизнь многих новомучеников Российских оказывалась запечатленной в соборной памяти Русской Православной Церкви для назидания будущих поколений ее верных духовных чад, дабы помнили они обращенные ко всем христианам слова святого Апостола: «Живем ли - для Господа живем; умираем ли - для Господа умираем» (Рим. 14, 8). Великий смысл этих слов засвидетельствовали благочестивым житием, исповедническим архипастырским служением, самоотверженным стоянием за единство Русской Православной Церкви и пролитием мученической крови в 1937 году священномученики митрополит Крутицкий Петр (Полянский), Местоблюститель Патриаршего Престола, митрополит Серафим (Чичагов) и архиепископ Фаддей (Успенский). Митрополит Петр, призванный к первосвятительскому служению после блаженной кончины своего святого предшественника Патриарха Тихона, возглавлял Русскую Православную Церковь в пору лютых гонений на нее, претерпел изгнание, тюремные узы и заточение, увенчав подвиг исповедничества мученической смертью за Христа. Строгий ревнитель церковных традиций и вдохновенный архипастырь, священномученик митрополит Серафим на 82-м году своей благочестивой жизни был взят гонителями Церкви с одра болезни, мужественно пребывал в узах и смиренно принял смерть за веру и Церковь.

http://sedmitza.ru/lib/text/429334/

Приложение 9 (к разделу 7.1.5) Указы Патриаршего местоблюстителя митрополита Петра (Полянского), направленные на упорядочение богослужебной практики в Московской епархии 466 О. о. благочинным и настоятелям храмов гор. Москвы и Московской епархии Ι. В целях поднятия церковной дисциплины: 1)      О. о. благочинным по всем вопросам церковной жизни, не предусмотренным церковными положениями, обращаться к местному архиерею. 2)      О. о. настоятелям находиться в субординационном отношении к своему благочинному, исполняя его распоряжения и предложения как основанные на постановлениях подлежащей церковной власти; все дела и ходатайства, направляемые на архиерейское благословение, предварительно представлять на рассмотрение и заключение местного благочинного; обо всех изменениях в приходской жизни (например, избрание нового приходского совета и старосты) и в жизни клира (закрытие и открытие вакансий, избрание просфорниц и т.п.) ставить в известность благочинного. 3)      Вторым священникам в храмах не присваивать себе прав настоятелей, назначаемых местным архиереем, и не распоряжаться в приходе как таковом; младшим членам причта следовать указаниям настоятеля храма и находиться у него в послушании. Совмещение членами причта посторонних обязанностей не освобождает их от ответственности за аккуратное исполнение ими своих обязанностей по храму. Настоятелям вменить в обязанность наблюдать за тем, чтобы отцы диаконы в воскресные и праздничные дни служили с приготовлением, чтобы члены причта являлись в храм в одеждах, присвоенных их сану, и чтобы архиерейское богослужение устраивалось с ведома о. о настоятелей. Констатируя с великой скорбью случаи нарушения дисциплины в жизни клира, в предотвращение их прошу отцов благочинных, настоятели храмов и других членов причта «любовию служить друг другу» ( Гал.5:13 ), стараясь «сохранить единство Духа в союзе мира» ( Еф.4:3 ). 14 сентября 1925      Патриарший местоблюститель митрополит Петр С подлинным верно      благочинный протоиерей С. Сахаров О. о. благочинным и настоятелям храмов гор. Москвы и Московской епархии

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Русская Православная Церковь XX век 26 декабря 1927 — Последовало отделение от митрополита Сергия части ленинградской паствы и духовенства во главе с епископами Гдовским Димитрием (Любимовым) и Нарвским Сергием (Дружининым). Епископы подписали акт отхода от митрополита Сергия, сохраняя при этом «апостольское преемство чрез патриаршего местоблюстителя Петра, митрополита Крутицкого». А накануне, 23 декабря, митрополит Сергий вместе с членами Временного Патриаршего Священного Синода уволил от управления Шадринским викариатством и Свердловской епархией и запретил в священнослужении по обвинению в раскольнической деятельности («за раздорническую деятельность») епископа Виктора (Островидова), ранее ленинградцев отмежевавшегося от церковно-административных мероприятий митрополита Сергия; епископ Виктор находился в то время в г. Глазове (Вотская автономная обл.) и фактически являлся временным управляющим Вятской епархией. 29 декабря епископ Виктор направил письмо митрополиту Сергию, а также копию «Письма ближним», в которых оценивал последствия выхода Декларации 1927 г. как разрушительные для Русской Церкви. Еще раньше иосифлянской оппозиции оформилось оппозиционное движение, вдохновителем которого был архиепископ Томский (до этого — Уфимский) Андрей (Ухтомский). Оно возникло после смерти Святейшего Патриарха Тихона. При обновленчестве, в период тюремного заключения патриарха Тихона, многие церковные иерархи и духовенство не желали признавать обновленческого ВЦУ, но это движение не было в полном смысле оппозицией, ибо само обновленчество являлось расколом по отношению к патриаршей Церкви. Оппозиционное движение, иногда именуемое «Истинно православными христианами» (ИПХ), начинает развиваться с середины 1920-х гг., когда в 1925 г. ряд епископов не признал местоблюстительских полномочий митрополита Крутицкого Петра (Полянского). У истоков этого движения стояли архиепископ Андрей (Ухтомский), часть постриженных им епископов, в разное время возглавлявших так называемую Уфимскую автокефалию (самостоятельную церковную область), епископ Стефан (Бех), схиепископ Макарий (Васильев).

http://pravoslavie.ru/5688.html

30 авг. 1911 г. в Почаевской в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской лавре хиротонисан во епископа Новгород-Северского, викария Черниговской и Нежинской епархии. С 17 сент. 1916 г. еп. Стародубский, первый викарий Черниговской епархии. В мае 1917 г., после увольнения на покой Черниговского архиеп. сщмч. Василия (Богоявленского), возглавил Черниговскую кафедру. По воспоминаниям современников, любил проповедовать, обладал феноменальной памятью, был знатоком церковного устава. Являлся членом Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг . В 1919 г. был арестован в Чернигове, освобожден с запретом возвращения на кафедру. В 1921 г. подвергался аресту в качестве заложника, через неск. дней был выпущен на свободу. На Киевском совещании 1922 г. входил в комиссию для обсуждения вопроса о «прекращении раскола в Православной Украинской Церкви с целью представления о сем обстоятельного доклада Всеукраинскому Церковному Собору». 20 окт. 1922 г. сотрудники ГПУ провели обыски в Черниговском ЕУ и на квартирах П. и служащих управления. 21 окт. П. был арестован. После завершения следствия приговорен в дек. того же года к высылке за пределы Черниговской губ. на 3 года. В нач. 1923 г. проживал в дер. Предмостная слободка Остёрского у. Черниговской губ. (ныне в черте Киева). В этом месте П. было удобно регулярно встречаться с экзархом Украины митр. Михаилом (Ермаковым) и связываться с Черниговским ЕУ, но он был вынужден оттуда уехать по требованию властей. Нек-рое время проживал в Москве у своего однокурсника, настоятеля Данилова во имя преподобного Даниила Столпника московского мужского монастыря Волоколамского еп. Феодора (Поздеевского; впосл. архиепископ). 29 нояб. 1923 г. возведен в сан архиепископа. В том же году получил назначение на Ярославскую и Ростовскую кафедру, но в конце того же года отказался от этого назначения. 30 нояб. 1925 г. арестован в Москве по обвинению в «укрывательстве и пособничестве правой организации церковников». Проходил по групповому делу Крутицкого митр. сщмч. Петра (Полянского).Постановлением Особого совещания при Коллегии ОГПУ СССР от 11 мая 1926 г. приговорен к 3 годам ссылки в Коми (Зырян) автономную обл. В ссылке проживал в с. Деревянск Усть-Сысольского у. После освобождения вернулся в Чернигов и продолжил управлять Черниговской епархией. Выступал с критикой «Декларации» 1927 г. митр. Сергия (Страгородского; впосл. патриарх Московский и всея Руси).

http://pravenc.ru/text/2579850.html

А.А. Горбачев Обновленческий раскол Ссылки ближайших помощников патриарха Тихона епископа Илариона (Троицкого) , епископа Петра (Полянского) и других, арест самого Святейшего стали этапом подготовки большевиками обновленческого раскола, инициатором которого был Л. Троцкий. В «архисекретном» протоколе заседания комиссии под председательством Троцкого, собранной за два дня до ареста владыки Илариона, то есть 20 марта 1922 года, уже явно обозначена тема выявления и поддержки властью раскольнического духовенства: «Газетам принять меры к тому, чтобы дать более яркое и открытое выражение голосу тех попов, которые недовольны курсом Тихона и склонны провести не за страх, а за совесть декрет советской власти об изъятии ценностей» 333 . Владыка Иларион с горечью за свое бессилие и недоумением о причинах раскола следил из ссылки за развитием обновленчества, корень которого видел, прежде всего, в нравственной распущенности: «Интересно, что на съезде для „оживления» только и надумали: 1) жениться архиерею, 2) жениться монахам с оставлением в сане, 3) жениться священнику на вдове, 4) жениться священнику вторично, 5) жениться на свояченице, 6) жениться на двоюродной сестре. Итак, шесть „жениться» – и только!». 334 «Похоть, поселившись в уме его, омрачила очи его», – говорит преподобный Ефрем Сирин о человеке, идущем на поводу у страстей 335 . Владыка Иларион еще более нелицеприятно отзывается о помрачении ума обновленцев («живцов», как называли их в народе): «В Москве совсем спятили с ума. Соберутся человек тридцать-сорок случайных людей с улицы: „Давайте Живую церковь устроим! Давайте! Готово!» Ну не идиоты?» 336 Несмотря на отдаленность от «эпицентра» событий, потрясших Русскую Церковь , ссыльный епископ ничуть не колеблется в вопросе о законности самозванного церковного управления: «„Новоиспеченных» по канонам нельзя признать в сане, потому что все постановления их не законны» 337 . Традиционные понятия владыки о Церкви и ее границах дают ему твердое основание для стояния в истине: «Самозванщина у нас на носу, но еще ее нет. Ведь в ЖЦ самое главное – самозванство ее управителей, никем не выбранных и никем не назначенных и никому не нужных. Поэтому благодати на самозваных арх. здесь столько же, сколько на любом татарине. И с ними в общение я никогда не вступлю, что бы ни было. А что будет? Ну, постранствую 5, м. б. 10 лет. Что ж? И странствовать может быть хорошо. Так как здесь я живу, жить еще можно» 338 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Архив Пн Вышел в свет пятый номер «Журнала Московской Патриархии» за 2013 год 2 мая 2013 г. 14:48 Вышел в свет пятый номер «Журнала Московской Патриархии» за 2013 год (с видеоприложением). К читателям обратился председатель редакционного совета «Журнала Московской Патриархии» митрополит Волоколамский Иларион : «Преосвященные архипастыри, дорогие отцы, братья и сестры! Христос воскресе! Сердечно поздравляю всех читателей журнала с Пасхой Христовой! Желаю всем нам нести свидетельство о воскресении Христовом за стены храма в мир, щедро делиться пасхальным опытом нашей веры. Этот опыт лежит в сокровенной глубине нашего свидетельства, придавая ему истинную силу и призывая нас к преображению жизни не только отдельного человека, но и всего общества. Верю, что этот опыт лежит и в основе документа Архиерейского Собора, посвященного проблемам семейного права и ювенальной юстиции, который опубликован в майском номере журнала. Разработка нового документа — это проявление заботы Церкви о сохранении семьи, в нем выражена глубокая озабоченность существующей практикой изъятия детей. Основные положения документа на страницах журнала комментируют представитель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества и представители общественных объединений. В марте уточнен статус новой церковной структуры — Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской. О задачах, поставленных перед советом, рассказывает его председатель — митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Весьма интересны его ремарки и о работе Священного Синода. Особо отмечу публикацию, посвященную соотношению исповеди и причастия в практике Православной Церкви. Этот доклад Священному Синоду Православной Церкви в Америке был подготовлен протопресвитером Александром Шмеманом более 40 лет назад, однако до сих пор не потерял актуальности. Важная статья на историческую тему — анализ позиций митрополитов Петра (Полянского) и Сергия (Страгородского) в отношении к государственной власти после кончины Святейшего Патриарха Тихона. Разница подходов Патриаршего местоблюстителя и его заместителя стала причиной глубоких церковных разделений и сегодня нуждается в обстоятельном и внимательном изучении».

http://patriarchia.ru/db/text/2944225.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ (Беляев Павел Ильич; 1.03.1870, г. Ст. Русса Новгородской губ.- после 1931), еп. Бутурлиновский, вик. Воронежской епархии. Род. в семье мещанина. В 1889 г. окончил учительскую семинарию в Новгороде и 5-7 классы ДС, в 1890-1897 гг. служил учителем в с. Соснинская Пристань Новгородской губ. и в с. Алексеевка Саратовской губ. В 1897 г. был рукоположен во диакона к церкви в с. Камаевка Саратовской губ., в 1902 г. рукоположен во священника к ц. в с. Новобелокатай (?) Златоустовского у. Уфимской губ. В 1904 г. переведен во Введенский собор Саратова. В 1905-1906 гг. принимал деятельное участие в работе саратовского отд-ния «Союза русского народа», являлся сподвижником Саратовского еп. Ермогена (Долганёва) , сотрудничал в издаваемой им газ. «Братский листок». С 1913 г. служил священником в соборном храме г. Александрия Херсонской губ. В мае 1921 г. в Александрии был арестован вместе с 10 прихожанами по подозрению «в участии в контрреволюционной организации», через 11 дней освобожден. С 1921 г. состоял ключарем соборного храма Одессы. В 1923 г. по настоянию обновленческого епархиального управления (см. ст. Обновленчество ) выслан в г. Ананьев Одесской губ. «как лицо, не признавшее обновления», до 25 июля 1924 г. являлся настоятелем соборного храма Ананьева. В 1923 г. был дважды арестован: Одесским ОГПУ за венчание, затем в Ананьеве за нарушение подписки о невыезде из Одессы. В совокупности находился под арестом 2 месяца, был оправдан 22 дек. 1923 г. После захвата храма в Ананьеве обновленцами прот. Павел уехал в Москву, где посетил св. Патриарха Тихона . По благословению Патриарха обратился для получения священнического места к Рязанскому и Зарайскому архиеп. Борису (Соколову) , с авг. 1924 г. служил священником при Казанском храме в Зарайске Рязанской губ., в апр. следующего года уступил место вернувшемуся из ссылки священнику и был переведен в Спас-Клепиковский собор. 19 июня 1925 г. прот. Павел Беляев в рязанском во имя Св . Троицы муж. мон-ре был пострижен в мантию архим. Проклом (Кузнецовым) с именем в честь свт. Василия Рязанского, 21 июня возведен в сан архимандрита. По благословению Местоблюстителя Патриаршего престола Крутицкого митр. сщмч. Петра (Полянского) 22 июня наречен, на следующий день хиротонисан во епископа Спас-Клепиковского, вик. Рязанской епархии, архиеп. Рязанским Борисом и еп. Егорьевским, вик. Московской епархии, Иоанном (Петропавловским). После ареста архиеп. Бориса, стремясь избежать собственного ареста, В. поселился в пос. Перловка под Москвой.

http://pravenc.ru/text/150697.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010