Ины стихиры, глас тойже: Собравшеся яко верное Христово стадо/к ковчегу преблаженнаго отца нашего Петра,/благоговейно поклонимся,/хвалу достойную в песнех воздая ему/ и моляся усердие,/да подаст всем верным исцеление благодатию Господа,/Емуже благочестно покланяемся. Приидите, новосвященнии людие,/избранное стадо Христово,/да прославим память преблаженнаго отца нашего Петра,/в вертепе возсиявшаго и к нам пришедшаго,/иже и по смерти дает слепым зрак,/хромым – хождение, глухим – слух,/согбенным – исправление,/бесы же изгонит/и, духом предстоя Владыце,/молится о спасении душ наших. Ихже око не виде и ухо не слыша,/ниже на сердце человека взыде,/яже уготова Бог возлюбльшим Его,/сих ты возжелел еси,/отче Петре Богодухновенне,/возненавидел еси мирское пристрастие,/к Богу единому притекл еси,/и, Того благости присно насыщаяся,/молися Ему прилежно,/спастися душам нашим. Слава, глас 2: Преподобне отче Петре,/аще и в последних временех явился еси,/обаче житие твое и исправления/равно древним отцем показася./Темже Христос, ведый твоя подвиги/ и души твоея чистоту,/воспрослави тя на земли,/да и мы к подобной подвигов твоих ревности воспрянем/ и сподобимся на Небесех с тобою/достигнути вечнаго блаженства. И ныне, Богородичен. Вход. Прокимен дне и чтения три преподобническая. (зри 1 июня) На литии стихиры, самогласны, глас 1: Приидите, людие, восторжествуим днесь,/славяще преподобнаго отца нашего Петра,/в Корише возсиявшаго,/и, вопиюще ему, сице рцем:/радуйся, коришское светило,/осиявающее всю Сербскую страну,/источая благодатныя струи/ и подавая всем исцеление. От юности своея Бога возлюбил еси,/желал еси служити Ему верою и любовию,/воздержанием, постом и молитвою,/сего ради, укротив страсти,/трудился еси днем и нощию,/терпя всякия скорби/ и преодолевая вражеския наветы,/ныне же в Небесных селениих водворяяся,/молися о душах наших.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Мефодие,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. Тропарь праведным Марфе и Марии, сестрам праведного Лазаря, глас 3 Праведнаго Лазаря Боголюбивыя сестры,/Марфо и Марие преславныя,/чистым сердцем Христа в житии вашем возлюбили есте,/мироносиц вземше чин,/и Его, яко Сына Божия, безбоязненно исповедали есте,/сего ради ныне во обителех Отца Небеснаго/со ангелы и всеми святыми славно царствуете./Умолите, Егоже возлюбили есте,/и нам, грешным, в вере и любви Христовой утвердитися/и Царствия Небеснаго сподобитися. 5/18 Священномученика Дорофея, епископа Тирского (ок. 362). Обретение мощей преподобных Вассиана и Ионы Пертоминских, Соловецких чудотворцев (1599). Благоверного князя Феодора Ярославича (брата святого Александра Невского), Новгородского (1233). Блаженного Константина, митр. Киевского и всея России (1159). Преподобного Петра Коришского (ок. 1275). Перенесение мощей блаженного Игоря, великого князя Черниговского и Киевского (1150). Обретение мощей святителя Мелетия, епископа Рязанского и Зарайского (1998). Благоверного кн. Олега (в иночестве Иона, в схиме Иоаким) и супруги его, кнг. Евфросинии (в иночестве Евпраксии) Рязанских (1402). Игоревской иконы Божией Матери (1147). Тропарь священномученику Дорофею, епископу Тирскому, глас 4 И нравом причастник,/и престолом наместник... (общий священномученику). Ин тропарь, глас 5 Нищелюбием обогатився/и милость воздержания источив,/наслаждения Царствия Небеснаго сподобися,/страдальчески беды приим по стаде своем,/и апостолом обретеся ссельник,/отче священномучениче Дорофее,/моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак, глас 5 Добродетельми сияя и Божественными учении паче солнца,/и страдании, блаженне, облистал еси:/просветил еси землю, Дорофее, отгнав мглу многобожия и лютыя ереси./Сего ради память твою светло празднуем. Величание Величаем тя,/священномучениче Дорофее,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Во второй половине июня 1999г., после прихода немецкого подразделения КФОР, албанские боевики разорили монастырь и похитили ценности. В воскресенье, 10 июля 1999г., взрывчаткой до основания разнесло монастырский храм. Незадолго до этого пожар уничтожил все монастырские корпуса. Ценная библиотека вместе с древними иконами погибла в огне и в развалинах. Не вызывает сомнения, что храм взорван при участии военных минеров-специалистов. 2 Храм Пресвятой Богородицы в селе Мушутиште (г. Сува Река) Храм до разрушения Храм после взрыва Храм Богородицы Одигитрии (1315 г.), находящийся в селе Мушутиште, около десяти километров юго-восточнее города Сува-Река, стал богоугодным даром тогдашнего верховного придворного казначея Драгослава и его семьи. Ктиторская надпись Драгослава над входом в храм вошла в собрание красивейших и древнейших памятников сербской епиграфики. Однокупольное здание в форме вписанного креста с полукруглой абсидой было выложено из чередующихся рядов плинфы и тесанного камня. Фрески, выполненные между 1316 и 1320гг., благодаря своему пластическому решению и типологии изображения святых вошли в число достижений сербской живописи эпохи зрелых Палеологов (первая четверть XIV в.). В алтаре находился уникальное изображение южнославянского просветителя св. Климента Охридского. В композиции северной и западной стен наоса располагались изображения святых жён, воинов Феодора Тирона и Феодора Стратилата, Ангелов, св. Пантелеймона. Напрестольные иконы Христа и Богородицы датированы 1603 годом. 15 мая 1999г., после прихода немецкого контингента KFOR и бегства сербского населения с этой территории, местные албанские крестьяне разгромили, осквернили и ограбили храм. Дом священника и приходской дом в начале были ограблены, а затем сожжены. В начале июля храм был полностью взорван. 3.Монастырь св.Марка Коришского (село Кориша, г.Призрен) Монастырь до разрушения Монастырь после разрушения Средневековый монастырь св.Марка Коришского возвышается на скале над рекой Кориша, в 3 км юго-восточнее от села Кориша. Монастырский храм св.Марка (1467г.) представлял собой однонефное сооружение с прямоугольным основанием. Сохранились небольшие фрагменты первоначальных фресок. На западной стороне, над скалой, в 1861 г. Сима Андреевич Игуманов выстроил звонницу с двумя колоколами. Местные албанцы из района Кабаш в апреле 1941г. сорвали колокола, могила же благотворителя осквернялась ими не раз. В монастыре находилось богатое собрание книг.

http://pravoslavie.ru/40101.html

На Косово туркам был дан самый решительный и серьезный отпор туркам при завоевании Балканского полуострова. Веками жила мечта сербского народа о возвращении и освобождении Косово, с которым связан прекраснейший цикл сербских народных песен. Сербская народная душа так захвачена косовской катастрофой, что она стала постоянным народным мементо и источником национальной силы». Косово и Метохия во время Первой и Второй мировых войн С освобождением Косово и Метохии в 1912-1913 гг. никакого переселения албанцев с этих территорий не было, и не было мести по отношению к ним со стороны сербов. Тогда же великими державами было принято решение об образовании Албанского государства, в которое естественно Косово и Метохия не вошли. Хотя на этих территориях и проживало албанское население, европейские державы признали их классическими сербским областями. Сербской армии, которая прорвалась на берега Адриатики, было приказано отступить из Северной Албании, хотя там, на территории новой Албании, оставалось сербское население. К сожалению, вскоре началась Первая мировая война, во время которой сербов вновь ждали страдания. Страдания сербского населения Косово и Метохии во время Первой мировой войны и австрийско-албанской оккупации начались еще во время отступления сербской армии через Албанию и продолжались в течение всей оккупации. Особенно жестоким было подавление сербского Топлицкого восстания в 1917 г., в чем албанцы приняли активное участие на стороне немцев, австрийцев и болгар. Приведем только один пример того, как претерпели мученическую кончину зверски убитые сербские военнослужащие - около 60 человек с 3-4 офицерами. 13/26 ноября 1916 года этот отряд во время отступления к Албании и Адриатическому морю свернул для короткого отдыха в монастырь Св. Марка Коришского над Призреном. Здесь их окружили албанцы (арнауты) из соседнего села, и когда сербы сдали оружие под честное слово, что с ними ничего не случится, их всех перерезали. Двух пожилых сербов из Призрена, ставших единственными свидетелями этого преступления - Косту Джорджевича (60) и бабу Митру (80) - те же албанцы убили и бросили со стены в пропасть реки Коришки. Затем они полностью ограбили монастырь Св. Марка, разрушили монастырские здания, осквернили и обезобразили церковь, уничтожив иконостас и древние фрески. Ими была разбита и осквернена могила великого народного благотворителя Симы Игуманова Призренца.

http://pravoslavie.ru/40798.html

Н. оставил в серб. историографии значительное наследство, которое можно разделить на 2 части: публикация источников по истории сербов и исследовательские статьи. Он издал ряд важнейших источников по политической, церковной, книжной, правовой, экономической и общественной истории серб. народа. Серб. средневек. переводная и оригинальная лит-ра особенно привлекала его внимание: он опубликовал ряд источников, способствующих, по его мнению, изучению серб. лит-ры, начиная с житий серб. святителей, повелии серб. правителей, летописи и родословы, описания путешествий, апокрифические сочинения и многочисленные средневек. сочинения в журналах «Гласник Сербского научного общества» (Гласник Српског ученог друштва), «Глас Сербской королевской академии» (Глас Српске akaдeмuje), «Ежегодник Николая Чупича» Николе «Исследования Югославской академии науки и искусства» (Rad Jugoslavenske akademije znanosti i umjetnosti) и др. В изд. «Сербские памятники XV-XVIII вв.» (Српски споменици XV-XVIII в. Београд, 1875) Н. подготовил к публикации помянники ряда мон-рей: Призренского, Лесновского, Печского, Крушевацкого, Водицкого, Коришского, Крушедольского и Врдникского. Т. о., он впервые поднял вопрос о систематическом изучении подобных исторических памятников. Особую ценность эти публикации получили после уничтожения большинства упомянутых источников во время второй мировой войны. Большое значение имеет и публикация ключевых серб. исторических источников - «законных книг» юридического характера: «Законника Стефана Душана, царя сербского, 1349 и 1354 гг.» (Законик Стефана Душана, цара српског 1349. и 1354. г. Београд, 1870; 18982), «Синтагмы» Матфея Властаря (Синтагмат: Азбучни зборник buзahmujckux црквених и државних закона и правила, словенски превод времена Душанова. Београд, 1907) и «Законодательных памятников сербского государства среднего века» (Законски споменици српских држава века. Београд, 1912). В последнее издание вошел ряд повелий и посланий средневек. серб. правителей, статутов приморских серб. городов и др. актов юридического характера.

http://pravenc.ru/text/2577747.html

Руководство Совета Европы считает важным восстановление православных святынь Косово Страсбург, 26 июня 2008 г. Генеральный секретарь Совета Европы Терри Дэвис приветствует процесс восстановления православных святынь в Косово, передает РИА Новости . " Очень важно восстановление культурного наследия Косово, церквей " ,- сказал он на пресс- конференции в Страсбурге. Дэвис особенно отметил роль Сербской Православной Церкви в этом процессе. В начале мая российский МИД заявил, что Россия может принять участие в восстановлении православных святынь в Косово. Москва пообещала предоставить необходимые организационные и экспертные ресурсы, в частности направить в Косово высококвалифицированных российских архитекторов, инженеров-конструкторов, технологов и искусствоведов для восстановительных и реставрационных работ. С 2000 года в крае было разрушено более 150 уникальных православных храмов и монастырей, в том числе включенных в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. На сегодняшний день эксперты выделяют из общего числа разрушенных святынь 18 наиболее пострадавших храмов, в том числе храм Пресвятой Богородицы в Мушутиште, монастырь Марка Коришского, монастырь Святого Архангела Гавриила в Биначе, монастырь Девич, церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Долаце, церковь Святого Николая. Русская Православная Церковь не раз выражала обеспокоенность ситуацией с разрушенными храмами в Косово. Высказываясь в целом по позиции Совета Европы в отношении Косово, генсек СЕ подтвердил поддержку усилиям ООН в этом вопросе. " Главное, чтобы решения по Косовскому вопросу принимались на основе резолюции 1244 СБ ООН " , - сказал он. Дэвис подтвердил информацию о том, что президент Сербии Борис Тадич не примет участие в дискуссии в ходе летней сессии ПАСЕ. " Я получил письмо, в котором указывалась, что господин Тадич не сможет выступить на сессии " , - сказал он. По данным СМИ, основной причиной отсутствия сербского президента в Страсбурге является формирование правительства в его стране. Ранее планировалось, что он выступит перед парламентариями и ответит на их вопросы в четверг во второй половине дня. Вместе с тем, Дэвис заметил, что " у нас будет возможность увидеться с господином Тадичем на предстоящей осенью сессии (ГА) ООН в Нью-Йорке " . 26 июня 2008 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/26987.html

Монастырь св. Марка Коришского после разрушения Заинтересованные лица, т.е. политические и военные руководители стран НАТО, прекрасно знали, что никакого геноцида албанцев в Косово и Метохии нет, а пресловутый план Милошевича «Подкова», который и предусматривал изгнание албанцев из Края, является изобретением полковника Кайдаши и составлен не в Белграде, а в Вене при участии нескольких агентов ЦРУ. Тем более удивительно, что некоторые офицеры, например, бельгийских ВВС, получили награды за участие в бойне и не стыдятся их носить. Когда «милосердные» кассетные бомбы ещё рвали на части людей, господа из Страсбурга, Брюсселя и Вашингтона уже думали о разделе «косовского пирога». Необходимо было: 1. Добиться, хотя бы постфактум, если не оправдания, то хотя бы неосуждения со стороны ООН. 2. Поставить в Белграде таких марионеток, которые при любых условиях не стали бы вводить войска в Край. 3. Юридически оформить отрыв Космета и ограбление края в интересах транснациональных корпораций. Первая задача была выполнена быстро: в июне 1999 года кровавая агрессия была прикрыта фиговым листом резолюции 44 Совета Безопасности ООН. Вторая задача была решена 5 октября 2000 года, в результате подготовленного ЦРУ государственного переворота. Слободан Милошевич был свергнут, затем похищен и убит в Гааге 11 марта 2006 года. Решение третьей задачи – принятие документа о так называемом окончательном статусе Косова и Метохии переносилось несколько раз – то из-за смены американской администрации, то из-за убийства премьер-министра Сербии Джинджича, то из-за многочисленных сербских выборов. Надо отдать должное патриотической части сербской политической элиты – она как могла, оттягивала время расчленения страны. Храм св.Троицы после взрыва Жизнь косово-метохийских сербов с июня 1999 года и по сей день представляет собою сбывшийся ночной кошмар. Епископ Артемий 30 января 2004 года заявил, что с 10 июня 1999 года по 6 августа 2003 года в Крае было убито 1201 человек [ 2 ]. «За последние годы в Косове попросту взорваны 115 православных монастырей и церквей, многие из которых были уникальными памятниками архитектуры XII-XIII веков… Только по официальным данным КФОР, в регионе в минувшем году было похищено 1148 сербов, из которых 169 убиты, а судьба 869 неизвестна… Не так давно, например, в Обилич должны были вернуться 20 сербских семей. Они было дали согласие, но буквально за неделю до переезда житель Обилича Иван Живкович, вернувшись домой, обнаружил там заколотыми жену и ребёнка. Разумеется, убийц не нашли и никто в Обилич не поехал.

http://pravoslavie.ru/37369.html

Особенностью собственно серб. Г. (как и агиографии) является прославление прежде всего правителей и архиереев: это своеобразный церковно-песенный аналог монументальной живописной композиции «Лоза Неманичей». В отличие от Болгарии здесь почти нет служб «национализированным» иноземным святым, они появляются лишь в последние полвека перед завоеванием Сербии турками в связи с перенесением святынь, в т. ч. из той же Болгарии. Древнейший памятник серб. Г. представляет служба св. Симеону Сербскому, написанная его сыном св. Саввой сразу после смерти отца в Хиландаре (1200) или неск. позднее в мон-ре Студеница и сохранившаяся в 2 (вероятно, авторских) редакциях ( (II) 1980. Ucmopuja. С. 152-153; О (II) 1970. С. 271); образцом для нее явилась служба прп. Симеону Столпнику. Первым серб. святым Симеону и Савве, создателям серб. гос-ва и основоположникам церковной жизни, посвящено наибольшее число гимнографических текстов в XIII - нач. XIV в. Сразу после кончины 1-го Сербского архиепископа (в 1237 или 1238), очевидно, в Милешеве было написано древнейшее исследование, объединившее повествование об успении и перенесении мощей, позднее из него выделились службы, посвященные каждому из событий в отдельности. С этой традицией тесно связана и сокращенная служба в добавлениях, сделанных в 30-х гг. XIV в. к «Братковой Минее» ( (I) 1980. Hajcmapuja служба; (II) 1980. Ucmopuja. С. 160-162; О (II) 1970. С. 277). В нач. XIV в. (ок. 1310) хиландарский книжник иером. Феодосий, прославленный как гимнограф и агиограф, написал обоим святым службы, к-рые вскоре вытеснили из обихода более ранние посвященные им гимнографические творения. Эти службы составлены в соответствии с Иерусалимским уставом (первый перевод к-рого на слав. язык был выполнен в Хиландаре в 1319) и имеют по 2 канона с именными акростихами. Перу иером. Феодосия принадлежит также общий канон этим святым 4-го гласа, общий канон Спасителю, Симеону и Савве и «венок канонов» 8 гласов, объединенный, начиная со 2-го гласа, общим акростихом и предназначенный для всенощного бдения в дни памяти обоих серб. просветителей (О (II) 1970. С. 278-288; (II) 1980. Ucmopuja. С. 173-175). Иером. Феодосию атрибутируется также служба пустыннику св. Петру Коришскому и Житие ( Мошин. (I) 1968/1969; О С. 289-291). Творчество Феодосия составило эпоху в серб. Г., в искусстве акростиха он поднялся до уровня первых слав. гимнографов, с творчеством к-рых скорее всего был знаком (хотя и неизвестно, читал ли Феодосий их «подписи»).

http://pravenc.ru/text/165013.html

Апостолов преемниче,/архиереев сопрестольниче,/России всея пастырю и учителю,/всеблаженне отче Константине,/Владыце всех молися/мир пастве твоей даровати/и спасение душам нашим и велию милость. Кондак, глас 8 Звезду российскую,/от Киева возсиявшую/и Чернигов блаженною кончиною своею озарившую,/всеблаженнаго святителя Константина почтим,/просяще его молитися Христу,/да подаст мир стране нашей/и душам нашим велию милость. Величание Величаем тя,/святителю отче Константине,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Тропарь преподобному Петру Коришскому, глас 4 Любовию Христовою просвещен,/измлада возлюбил еси монашеское житие и,/возненавидев всякое плотское наслаждение,/житие твое исполнил еси терпением, постом и молитвами,/просиял бо еси добродетельми, яко светлое светило,/и ныне усердно молим тя:/моли Христа Бога/сохранити отечесто наше и весь крестоносный народ сербский/и всем даровати велию милость. Кондак, глас 2 Величием подвиг твоих возсиял еси/и озарил еси, Богомудре, вся концы земныя./Темже, и умер, прешел еси/от света к Свету возсиявшему./Мы же ныне вопием ти:/просвети наша помышления, Петре, отче наш,/и моли непрестанно о всех нас. Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Петре,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. Тропарь блаженному Игорю, великому князю Черниговскому и Киевскому, глас 4 Наста днесь всечестная память страстотерпца благовернаго князя Игоря,/созывающая люди в пречестный храм Спасов,/идеже радостно сошедшеся благочестивых множество/молитвенно празднуют святую память твою,/и с верою взывают ти:/молися, святе, стране Российстей, граду Чернигову и всем православным Христианом/в мире и благоденствии спастися. Кондак, глас 6 Изменил еси земнаго княжения славу/во иночества образ смиренный/и страдальчески земное житие скончав,/ныне на Небесех радуешися,/усердие моляся/о чтущих тя, Игоре, страдальцев похвало.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Этого мало. Кто сообщает нам церковное предание, великая пламенная любовь ап. Петра ко Христу заставляла его каждой ночью при пении петуха пробуждаться и проливать слезы о своем грехе отречения, хотя этот грех давно уже был прощен Господом. Великая любовь ко Христу ярко проявилась у ап. Петра после сошествия на учеников Христовых благодати Св. Духа. Деяния апостольские повествуют, с каким необычайным мужеством он из среды всех других апостолов выступал с проповедью о вере во Христа, распятого и воскресшего. В этом дерзновенном исповедании Христа сказалась та же любовь к Нему ап. Петра, одушевленная и усиленная чрезвычайным действием благодати. Нынешнее Евангельское чтение за литургией передает нам, как на вопрос Христа ученикам: «Вы за кого почитаете Меня?» – ап. Петр также первый из среды учеников проповедал Христа Богом, сказавши: «Ты Христос, Сын Бога Живаго» ( Мф. 16:16 ). И в этом исповедании веры выразилась великая любовь ап. Петра ко Христу. Поэтому-то Господь так ублажал Петра ( Мф. 16,17–19 ), ибо без любви к Богу наша вера не имеет для нас никакого спасительного значения, почему ап. Павел и сказал, что в деле нашего спасения имеет значение только вера, поспешествуемая любовью. Любовь ко Христу была центром, из коего исходили у ап. Петра все его мысли, чувства, желания, слова – вся его деятельность и вся его жизнь. Характерно, что и в смерти ап. Петра сказалась та же чрезвычайная его любовь ко Христу. Как свидетельствует церковное предание, любовь ко Христу побудила ап. Петра просить своих палачей распять его на кресте вниз головой. Как любил Христа ап. Павел, об этом свидетельствуют собственные слова его, слышанные нами ныне за литургией на апостольском чтении. «Я гораздо более (других апостолов), – говорит он во Втором своем послании к коринфянам, – был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской. Много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников... в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних приключений, у меня ежедневное стечение людей, забота о всех церквах. Кто изнемогает, с кем бы я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?» ( 2Кор. 1, 23–29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010