Что же касается архиепископов и епископов, то они облачались в фелонь, и лишь некоторым из них, за особые заслуги, в XVII веке разрешалось носить саккос. Такое разрешение дано было Московским Собором 1664 года архиепископу Черниговскому Лазарю Барановичу. В 1669 году Александрийский Патриарх Паисий рекомендовал патриарху Московскому Иоакиму, с разрешения госудáря, предоставить право ношения саккоса всем архиепископам, но это предложение не было принято, и только со времен Петра Великого саккос стал у нас общей епископской одеждой. С тех пор облачение в саккос вошло в состав чинопоследования епископского посвящения. Что касается вручения епископского жезла, то его нет в древних русских чинопоследованиях, и явилось оно в новых, вероятно, в XVIII веке из чинопоследований греческих с тем различием, что в греческих оно помещено непосредственно после присяги, а у нас – в конце. То же с вероятностью нужно предположить и о мантии. Хотя о ней не говорят известные нам памятники – ни греческие, ни русские. Служение предстоятельства – священство Священство существовало в апостольское время, как и во все последующие периоды, и занимало главное место среди прочих служений, а коль скоро оно существовало, то, согласно учению святых апостолов, существовала и соответствующая ему харизма. «И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» ( 1Пет. 2, 5 ). Не епископ, не собор епископов, не церковный народ, а Бог поставляет апостолов, пророков, учителей и пастырей для особого служения в Церкви, а потому поставление совершается в самой Церкви и с ее участием. В своей речи к ефесским пресвитерам святой апостол Павел сказал: «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» ( Деян. 20, 28 ). Апостолы поставили в пресвитеры тех, кто был избран Богом. Начиная с апостольского времени, каждая Поместная Церковь сама себе поставляла епископов, пресвитеров, диаконов и других членов клира, которые появились позже.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Эти свидетельства от мужа, столь уважаемого как по учености, так и по добродетелям, чрезвычайно важны и сообщают нам драгоценнейшие сведения об учреждении Иерархии церковной. Во главе её находился первый епископ Иерусалимский, власть которого сливалась с соборной и вселенской властью Апостолов, семьдесят же учеников им подчинялись, а наконец были диаконы, об учреждении которых повествует Книга Деяний. Почетное первенство это, подало впоследствии повод к учреждению патриаршеств, Иаков же избран первым сановником Церкви, потому что был из числа братьев Господних. Апостолы, освободившись от материальных попечений, могли посвятить более времени на проповедь. Усердие их увенчалось новыми успехами: число верующих значительно умножилось в Иерусалиме; множество священников иудейских покорились вере в Иисуса Христа. Проповедь диакона Стефана Диакон же Стефан не довольствовался препорученным ему хозяйственным служением, но, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе; успехи его обратили на него внимание некоторых синагог как то: Либертинцев, 291 Киринейцев, Александрийцев и некоторых других из Киликии и Асии, которые вступали с ним в споры; но как они не могли противостоять мудрости и духу, с которым он говорил, то решились избавиться от столь грозного противника. Тогда научили они некоторых сказать: «мы слышали, как он говорил хульные слова на Моисея и на Бога». Они возбудили народ, старейшин и книжников и, напав на него, схватили и повели в синедрион, где представили ложных свидетелей, которые говорили: «этот человек не перестает говорить хульные слова на святое место сие и на закон, ибо мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые предал нам Моисей». Все сидевшие в Синедрионе, смотря на Стефана, видели лицо его, окруженное блеском, как лицо Ангела. Тогда первосвященник спросил его: 292 «Так ли это?» и он сказал : «Мужи, братия и отцы! послушайте. Бог славы явился отцу нашему Аврааму в Месопотамии прежде переселения его в Харрань 293 и сказал ему: «Выйди из земли твоей и из родства твоего и из дому отца твоего и поди в землю, которую покажу тебе».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

76 . Резолюция от 12 декабря, на показании священника Можайского Николаевского собора Петра Николаева Побединского, о том, что пристрастие к употреблению спиртных напитков не имеет, хотя и употребляет вино по рюмке пред обедом; вечерню служит по уставу и как позволяет ему голос. «Священник не признаваясь в нетрезвости, ссылается на посторонних, которые редко его могут видеть, a не ссылается ни на кого из причта, который всегда его видит. В скороспешном служении вечерни оправдывается, говоря: «как голос позволяет». Но голос у него силен; и притом, какой бы ни был голос, он не принуждается к поспешности. Из сего видно, что священник выдумал оправдание и худо выдумал. В донесении благочинного нет причины сомневаться. Вчера, быв назначен в служение в Крестовой церкви, священник пришел к вечерне с при- —50— знаками винопития. Посему послать его на неделю в Екатерининскую пустынь для испытания в поведении и для увещания к наблюдению трезвости, и как себя окажет, донести». 77 . Резолюция от 14 декабря на показании диакона Тихвинской села Середнего, церкви, Серпуховского уезда, Петра Аврорина о том, что он просил о дозволении построения себе дома, вместо сгоревшего, на прежнем месте, но по принуждению благочинного, в показании, данном после сего отрицал это, хотя на прежнем месте оставался каменный погреб. «Когда диакон написал в прошении, что просил благочинного о том, чтобы построить дом, после того, в требованном от него благочинным показании, вопреки тому написал, что не утруждал его о позволении строить дом, само собой открывалась вероятность, что последнее несправедливое показание диакон сделал по вынуждению от благочинного, из страха пред ним. Сие диакон и подтвердил, таким образом открывается, что состоящий в должности благочинного поступил не основательно, пристрастно и несправедливо, потому что во-первых, предписано ему было спросить священника, а диакона спрашивать не предписано; но он спросил его своевольно; во-вторых, когда от него самого требовался ответ, почему не дозволили диакону строить дом, тогда он, сделавшись ответчиком, не мог быть в своем деле следователем; но он себя таким поставил, потребовал показания от диакона; в третьих, вынудил от диакона к своему оправданию несправедливое показание. – Посему и по главному предмету дела учинить следующее. 1) Дозволить диакону построить дом на прежней усадьбе, но не совершенно на прежнем месте, а в линию с оставшимся фундаментном священнического дома и ближе к границе священнической усадьбы, чрез что дом диакона отдалится от церкви более прежнего. 2) Состоящего в должности благочинного Ильинского священника Успенского от сей должности устранить. 3) В должности благочинного быть села Вихорны священнику Андрею Лебедеву. Диакону подтвердить, чтобы он не говорил неправды из страха человеческого. Лучше потерпеть скорбь за правду, нежели говорить ложь».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Самых выдающихся качеств» Что переживал в дни плена Пётр? Познавший ужас гонений, недоверие окружающих, переживший трагическую гибель отца и, как свидетельствует матушка Галина, ещё двух братьев, по сути, не имевший крыши над головой, он прекрасно понимал, что обратной дороги в Россию нет. Он беззаветно любил свою Родину, и эта его любовь проявлялась потом в заботе о соотечественниках, которым он служил и в сане священника верой и правдой до самой смерти, в верности православию – в условиях безденежья он построит в 70-е годы в далекой Бразилии православный храм. И он всю жизнь будет тосковать по Родине. Там, в неволе, в Германии, возможно, в утешение, судьба подарит ему встречу с девушкой, которая станет потом его женой. Поедет за ним буквально на край земли и пронесёт верность этой любви через всю свою жизнь. Галина жила в Минске, который очень быстро оказался в годы войны «под немцем». Молодых девчонок и парней угоняли на работу в Германию. Молоденькая Галя знала об этом, пряталась при малейшей опасности, но однажды не успела… Оторванная от родных мест, она встретила в Петре, который был её старше, заботу и поддержку, которой ей так не хватало в те печальные дни. Будущий супруг в те годы уже был закалённым в трудностях, надёжным, как камень. О времени жизни в послевоенной Германии отца Петра может рассказать Екатерина Садикова. Собирая материал для диссертации, она в архивных документах нашла как раз ту самую анкету, о которой я упоминала выше, заполненную отцом Петром, на тот момент дьяконом. Анкета отца Петра Завадовского      Екатерина вспоминает, что почувствовала и приняла отца Петра всем сердцем сразу. В анкете указывается место жительства четы Завадовских – Гамбург 13, род занятий – регент и псаломщик Архиерейского хора в Гамбурге. Рукоположен в диаконы епископом Нафанаилом (Львовым) 30 марта 1946 года. Здесь же в документах выписка из рекомендации епископа Нафанаила: «Позвольте мне рекомендовать отца диакона отца Петра Николаевича Завадовского, человека самых выдающихся качеств, и в качестве диакона, и в качестве регента. Мы работали с ним вместе в течение самых тяжёлых и сложных лет, я всегда ценил его знания и его труды».

http://pravoslavie.ru/122502.html

Вести. Воен. Духовен. 1906 г., 20, стр. 619–620). 1297 Под словом усыпальница разумеется кладбище. Оно называется усыпальницей (κοψητριον – от κοimω – усыпаю), в свидетельство надежды на воскресение, подобно тому, как в Св. Писании употребляется выражение уснуть (например: E=a’n δε κομηfh ανρ , 1Кор.7:39 ), когда говорится о смерти человека. 1298 В «Последовании о провождении усопших в Пасху» указано при всяком погребении петь эти тропари в Пасхальную седмицу. 1299 В 1767 году именным указом Императрицы Екатерины II повелено совершать погребение священническое над всеми усопшими архиереями, по совершении такого погребения в первый раз над телом усопшего митрополита Московского Тимофея Шербацкого (Опис. Киево-Соф. Собора и Киевской иерархии, стр. 216). 1300 Диакона отпевают по чину отпевания мирских человеков, и в этом случае не следуют указанию Требника Петра Могилы , чтобы отпевать диакона по чину священнического отпевания, заглавие чина такое: Последование погребения священников (а – не священнослужителей, к которым относятся и диаконы). В священническом отпевании обозначается, что умерший был в священническом достоинстве (тропарь пред 3-м Апостолом), что он священник, жрец и приноситель Божественных тайн (стихира на хвалите и т. под.). В Руководстве для сельских пастырей предлагается: если есть желание отпеть усопшего диакона по чину священнического погребения, то следует на то испросить архиерейское разрешение (Рук. для сельск. паст. 1865 г., τ. I, стр. 492). Но при этом необходимо устранить те выражения в стихирах на хвалите и в тропарях, которые относятся только к священнику (Сборник недоуменных вопросов из пастырской практики. Киев, 1904 г., вып. II, стр. 112). 1301 Священник, состоявший и умерший под запрещением, отпевается по чину священнического погребения, а не как простой мирянин; ибо священник, состоящий под запрещением, не лишен сана священства, а лишь находится в исправлении, под епитимией. Но погребение его должно быть с разрешения епархиального архиерея (Указ 1770 г., июля 20). По если священник находился под запрещением за такое дело, за которое следует извержение из сана, и притом умер от пьянства, то лишается священнического погребения (Указ Св. Синода I860 г., марта 28; 1770 г., июля 20 и 1821 г., янв. 25).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Пред совершением и во время совершения Таинства Брака, которое есть таинство любви и образ высочайшей любви Христа и Церкви, священнику, совершающему это Таинство, должно иметь в сердце святую любовь к Господу, произведшему и нас от союза любви, и к братии своей священнои церковнослужителям, с которыми венчает, равно и с прочими, и к жениху и невесте, которых он хочет венчать. Сие заповедаю вам, да любите друг друга [ Ин. 15, 17 ]. Согрешил, озлобившись на диакона Петра, праздно шатавшегося по улице после утрени: вот, подумал я, дела нет, кроме редкой службы, так и шатается без дела; брата осудил в душе, возненавидел его, а себя уязвил злобою, как стрелою; за малый грех брата осудил, а своих великих грехов не оставил. Окаянен я! Страстен я! Завистлив, зол, горд! А злоба и зависть свирепствуют во мне особенно по причине сластолюбия и пресыщения и после пресыщения! Вчера я нарушил пост из-за сластолюбия и алчности: наелся рыбы, жареной на скоромном масле, – вот и беснуется плоть: один грех влечет за собою десять других. Смиряй плоть постом, бдением, молитвою, чтением слова Божия с размышлением. Как легко сластолюбец и чревоугодник подпадает искушению и удобно впадает во всякую страсть: в блуд, злобу, зависть, сребролюбие и прочее! Чревоугодник – это не защищенный ничем город, который сейчас удобно взять проходящим мимо его неприятелям и расхитить его. Дети христиан суть чада Божии, хранимые Ангелами, которые видят непрестанно лицо Отца Небесного [ Мф. 18, 10 ]; с любовию и уважением надо обращаться со всеми детьми христианскими, как чадами Божиими, и учиться у них простоте, незлобию, нестяжательности. Сегодня беснуется (доселе) плоть моя злобою диавольскою: диавол напал случайно чрез меня внутренно (не наружно) на диакона отца Петра Софронова и семейство его и преследует их внутренно; но да не будет сего, Господи, ибо это воля и злоба противника. Да желаю сердечно отцу диакону всякого добра, буду молиться за него искренно, как за себя. Да не останавливаюсь лукаво на немощах и погрешностях, недостатках, опущениях его, которых больше у меня; да смотрю на свои немощи, недостатки, опущения и да оплакиваю их. Всяк свое бремя понесет.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

За гнев и скупость и жестокосердие я наказан был от Бога великою теснотою, срамотою, скорбию, смертию, оставлением Божиим. Я каялся сильно и молился Богу о прощении грехов моих, ходя по Соборной улице, и наконец рушились во мне затворы смертные, прошла скорбь, теснота, смерть; я ожил, умирился, расширилось сердце мое – я примирился с Богом. Слава Господу! После того спокойно я беседовал у Ольги Афанасьевой, благочестивой женщины вдовы, в доме Третьяковой (по Соборной улице). Крепость милосердия Божия сокрушила крепость грехов моих. Десять часов вечера. Удивляюсь лукавству и самолюбию крайнему ветхого моего человека: для себя мне не жаль никаких средств, чтобы приятно и на здоровье поесть, попить, тепло, чисто, удобно и красиво одеться, со вкусом обставить свою квартиру, чтобы иметь под рукою множество книг всякого рода, по всем отраслям знаний, а для бедного человека, для бедных многих, в сотенном количестве ежедневно подходящих бедных, мне жаль подавать и помалу милостыню на хлеб насущный, на одежду дешевую, на квартиру, на паспорты, и когда они настойчиво просят, выхожу из себя, раздражаюсь, иногда дерусь (сегодня за бороду сильно вырвал одного из них за попрошайство), хотя и есть из чего подавать и хотя у меня всякой пищи и одежды довольно и лучшего качества. О, окаянное самолюбие и любостяжательность моя! О, сатанинское жестокосердие! О, нелепость сердца алчного, самолюбивого, скупого, корыстного! Доселе я не научился с любовию подавать милостыню! Доселе я был ничто при всем многом раздаянии милостыни! Доселе я никогда не угождал Господу чистым, любящим сердцем! Не было у меня кротости, смирения, простоты, незлобия, чистоты, целомудрия, постоянства в любви! Окаянный я человек! 11 февраля Память моей мамы Феодоры. Ранняя обедня по Ирине Румянцевой; служил без диакона по случаю смерти диакона Петра Алексеевича Софронова. Благодарю Господа за величайшую победу благодатию Божиею духовного мудрования над плотским, смертельно налегавшим на меня во время проскомидии по поводу маленьких просфор; благодатию Божию я презрел всё плотское, поняв, что диавол воюет на нас крайне чрез хлебы (как в пустыне с Господом) и чревоугодие и плотоугодие вообще, что живот есть Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Петра Могилы , – «священницы кийждо своего деля спасения душевного начасте сею банею духовною (=исповедью)… совесть свою омывают... никогда же до служения литургии святые приступают, дóндеже чрез покаяние с Богом примирения не истяжет», и как новопоставляемых, так и священников поучают и иным всячески повелевают, да кийждо собственного исповедника (=духовника) имеет, и кроме случаев, дванадесятыжды в лето с уготованием и истязанием совести своея тому согрешения исповедает 1113 , по другому же известию, там же требовалось от духовника для духовенства, чтобы он принимал к себе на исповедь священно-служителей каждый год вообще во все четыре поста 1114 . А митр, московский Платон 14 февраля 1787 г. дал такое предписание: «Понеже священно-церковно-служители по своему духовному званию, особливо же священники, яко пастыри душе христианских, обязаны препровождать примерную в добродетели жизнь и как возможно чаще входить в свою совесть, и оную представлять святу и чисту пред алтарем Господним, к чему... частая исповедь справедливо Церковью почитается средством самым спасительным; того ради объявить священно и церковнослужителям, чтоб священники и диаконы исповедались ежегодно три и по кр. мере два раза, а церковнике – два и по кр. мере один раз 1115 . Несколько позднее (1793 г.), при руководстве этим указом, по Московской епархии предписано было брать штраф за небытие на исповеди: 1) с священника, который в течение года не исповедался, – рубль, с диакона – 50 к., с церковника 25 к., и 2) которые однажды только исповедались, с попа – 50 к , с диакона – 25 к. 1116 . В самое же недавнее время полтавское епарх. начальство нашло возможным предписать по трактуемому вопросу только, чтобы священнослужителя и их семейства – «сколько возможно чаще и с подлежащим усердием и благоговением исполняли долг исповеди и причащения св. тайн, в примере и назидание своих прихожан» 1117 . Говоря, что для священнослужителей многократная в году исповедь должна считаться в особенности обязательною и указывая, что прямые постановления относительно этой обязательности – и не отличаются особенною точностью, и появляются сравнительно очень не рано, мы не можем не добавить сюда, что по-видимому за более раннее время сами священнослужители были далеки от того, чтобы признавать необходимую для себя вообще частую исповедь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

756 Cod Theod. lib. 1. Nov. 7, 16, 42, 57, ef. Labb. T. V. Concil. Constant. Sub. Menna act. 5. Epism. S. Gregor. M. ad orient. 760 См., напр., Сардик. Соб. пр. 3; послание папы Льва ко 2-му Ефес. Соб. (Деян Всел. Соб. в русск. пер. т. III. стр. 27). Того же папы посл. Собору Халкидонскому (Там же, стр. 52). 770 Жерсон.: Tractat, de modis uniendi al reform, eccles. с. 10. Dupin. T. II. p. 174; Петра д " Айли Monita de necess. reform. Dupin. appendix. ad tom. II. p. 295. 772 Ioann. Gers. Tractat de modis uniendi ac reform, eccles. in concil. universal, c. 5 et 9. Dupin. II. 168, 172 et 173. 839 Можно заметить, что еще в книге о церковной иерархии, священство прямо называется таинством (μυστριον ιερατικν τελεισεων). De eccles. hierach. c. 5. n. 1–3. 848 4-е правило I Вселенскою Собора: «Епископа поставляти наиболее прилично всем, тоя области, епископам. Аще же сие неудобно, или по надлежащей нужде, или по дальности пути: по крайней мере, три во едино место да соберутся, а отсутствующие, да изъявят согласие, посредством грамот, и тогда совершати рукоположение. Утверждати же таковые действия в каждой области подобает ее митрополиту». 849 З-е правило VII Вселенского Собора: «Всякое избрание во епископа, или пресвитера, или диакона, делаемое мирскими начальниками, да будет недействительно по правилам. А, имеющий произвестися во епископа, должен избираем быти от епископов, яко от Св. Отец в Никее определено в правиле. Утверждати же таковые действия в каждой области подобает ее митрополиту». 850 19-е прав. I Всел. Собора: «О бывших павлианами, но потом прибегнувших к кафолической Церкви, постановляется определение, «чтобы они все, вообще, вновь крестимы были. Аще же которые в прежнее время к клиру принадлежали: таковые, явясь беспорочными и неукоризненными по перекрещении, да будут рукоположены епископом кафолической Церкви. Аще же испытание обрящет их неспособными к священству, надлежит им изверженным быти из священного чина». 851 2-е прав. IV Всел. Собора: «Аще который епископ за деньги рукоположение учинит и непродаваемую благодать обратит в продажу, и за деньги поставит епископа, или хорепископа, или пресвитера, или диакона, или иного коего от числящихся в клире, или, вообще, произведет за деньги в какую-либо церковную должность, ради прибытка своего: таковый, быв обличен, да будет подвержен лишению собственной степени; и, поставленный им, отнюдь, да не пользуется купленным рукоположением или производством, но да будет чужд достоинства, или должности, которые получил за деньги». 5-е прав. VII Всел. Собора: «Аще который епископ за деньги учинит рукоположение и непродаемую благодать обратит в куплю, и за деньги поставит кого-либо из, числящихся в причте, или произведет, вообще, в какую-либо церковную должность, то дерзнувший на сие, быв обличен, да подлежит лишению собственной степени, а поставляемый, отнюдь, да не пользуется купленным поставлением, или производством, но да будет чужд достоинства, или должности, которые получил за деньги».

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Синоду, она собою годных в солдаты церковников в службу отдавать весьма опасна, дабы впредь за неосторожность не понести какого штрафа, а хотя де и повелено годных отсылать в военную коллегию, а на их места к церквам определять других, только тех других определять не откуда, понеже де по нынешним разборам при каждой церкви церковников оставлено точию определенное число, а при многих церквах, как до разбора было, так и по разборе осталось только по одному человеку, а у некоторых, кроме самых малолетних, и ни по одному человеку не было и ныне нет; и тако... не токмо на места взятых в службу других взять неоткуда, но при многих церквах и не по одному церковнику не останется, а во священнический и диаконский чин производить отнюдь будет некого, потому что годные к производству все отданы будут за небытие у присяги в службу, а оставшие в негодных за отдачею, т. е. престарелые и скорбные, к производству уже не годны, а которые в 1730 и 1731 гг. были не больше 12 лет, оные за младостью не токмо в попы, но и во диакона по правилам и указам еще не приспели, и из того может воспоследовать то, что при многих церквах не токмо попа и диакона, но и церковников ни одного не будет». В другом доношении та же канцелярия писала, что московский вице-губернатор кн. Юсупов и лейб-гвардии капитан Юрьев с духовными персонами при разборе, по случаю указа о замещении праздных мест, пришли в затруднение за недостаточеством церковнослужителей и просят решить их недоумение, чтобы «из того в коей-либо по указам силе впредь не причлось к неисполнению не в предосторожность». Псковская консистория доносила, что в подведомственной ей епархии совершенно праздных церквей оказалось 55, да в других церквах не достает против штатного числа 89 протопопов и попов, 19 дьяконов, 9 певчих и поддьяков, 167 дьячков, пономарей и звонарей, – всего 287 человек. Из новгородской епархии сами присутствующие в комиссии о разборе доносили, что с начала разбора по текущий 1739 год взято ими в солдаты 1293 человека, да малолетних ниже 15 лет отослано в школу 621, и затем при церквах у отцов оставлено самое малое число детей, и то больных и малолетних, что если по указу еще взять в солдаты за присягу из действительных дьяков и пономарей, то в церковном служении учинится всеконечная остановка, что поэтому они спрашивают Синод, исполнять ли указ, опасаясь попасть под штраф и «чтобы церквей Божиих в пустоту не привести».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010