Месяцеслов Месяц сентябрь 1. Начало индикта, сиречь новаго лета. Преподобнаго отца нашего Симеона Столпника и архимандрита (459) и матери его Марфы (ок. 428). Святаго мученика Аифала диакона (380). Святых мучениц 40 дев постниц и мученика Аммуна диакона, учителя их (IV). Святых мученик Каллисты и братий ея Евода и Ермогена (309). Праведнаго Иисуса Навина (XVI в. до Р. X.). Собор Пресвятыя Богородицы в Миасинстей обители (обретение Ея иконы, 864). Икон Божия Матери: Черниговския-Гефсиманския (1869), Александрийския и именуемыя «Всеблаженная» (в Казани). 2. Святаго мученика Маманта, отца его Феодота и матери Руфины (III). Преподобнаго Иоанна постника , патриарха Цареградскаго (595). Преподобных Антония (1073) и Феодосия (1074) Печерских. Святых мучеников 3628 в Никомидии (III–IV). Иконы Божия Матери Калужския (1748). 3. Святаго священномученика Анфима, епископа Никомидийскаго, и с ним мучеников Феофила диакона, Дорофея, Мардония, Мигдония, Петра, Индиса, Горгония, Зинона, Домны девы и Евфимия (302). Преподобнаго Феоктиста, спостника Великаго Евфимия (467). Блаженнаго Иоанна Власатаго, Ростовскаго чудотворца (1580). Святыя Фивы диаконисы (I). Святыя мученицы Василиссы Никомидийския (309). Священномученика Аристиона, епископа Александрийскаго. Святителя Иоанникия, патриарха Сербскаго (1349). Иконы Божия Матери Писидийския. 4. Святаго священномученика Вавилы, епископа Великия Антиохии, и с ним трех отроков мучеников: Урвана, Прилидиана, Епполония и матери их Христодулы (251). Святаго пророка и Боговидца Моисея (1531 до Р. X.). Святителя Иоасафа, епископа Белгородскаго (обретение мощей, 1911). Мученицы Ермионии, дщери апостола Филиппа диакона (ок. 117). Мученика Вавилы Никомидийскаго и с ним 84 отроков (IV). Мучеников Феодора, Миана, Иулиана и Киона (305–311). Иконы Божия Матери, именуемыя «Неопалимая Купина» (1680). 5. Святаго пророка Захарии и праведныя Елисаветы, родителей святаго Иоанна Предтечи (I). Преподобномученика Афанасия Брестскаго (1648). Убиение благовернаго князя Глеба, во святем крещении Давида (1015). Мучеников Фифаила и сестры его Фивеи (или Вивеи) (98–138). Мученика Сарвила. Мученицы Раисы (или Ираиды) (ок. 308). Мучеников Иувентина и Максима воинов (361–363). Мучеников Урвана, Феодора, Медимна и с ними 77 мужей от церковнаго чина, в Никомидии пострадавших (370). Мученика Авдия (или Авида, в Персии, V).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Отец Даниил из келлии св. Петра Афонского и невидимые старцы  Отец Даниил из келлии св. Петра Афонского и невидимые старцы       Продолжаем публиковать замечательные отрывки книги «Апо аскетики ке исихастики агиоритики парадоси». Можно перевести так: «Из аскетического и исихастского предания Афона». Это описания наиболее известных и легендарных старцев Афона   . Заметим лишь, что сейчас в келье св. Петра живет монах Исаак, достойный продолжатель исихастской традиции. Надеемся, что восстановить келью ему также помогут ангелы, а когда появится возможность причастить невидимых старцев, отец Исаак ее не упустит... - Святая Гора Афон .    Отец Даниил подвизался в том же самом месте Афона , что и преподобныи Петр. Поскольку после кончины отца Даниила прошел уже почти век, а жизнь его была предельно скрытои, то мы можем представить здесь лишь некоторые факты его аскетическои биографии. Место его рождения и жизнь до того, как он стал мо­нахом, неизвестны. Достоверно, что он принял постриг в келии святого Петра от благоговеиного старца и ду­ховника иеромонаха Антония, которыи, согласно документам из архива Лавры, стал старцем келии 15 сентября 1874 года.   Когда отец Даниил достиг вы­сот в монашеских подвигах, его старец рассудил, что он достоин принять благодать священства. Отец Даниил был хиротонисан в Лавре во диакона и пресвитера. Пос­ле этого до конца своеи жизни он ни разу не покинул место своего безмолвия — келию святого Петра. Иеромонах Даниил был записан старцем келии и духовником 1 апреля 1909 года. По всеи вероятности, до этого времени еще был жив его старец. Он имел сле­дующии устав — каждую ночь совершал всенощное  бдение. Он считал грехом, если темнота застанет его в кровати. Старец отдыхал после обеда, а когда смерка­ лось, начинал свое всенощное бдение.   В конце бдения всегда совершал Божественную Литургию, а в святую Четыредесятницу каждыи день — Литургию Преждеосвященных Даров. Его Божественные Литургии про­ должались часами, поскольку он часто был восхищаем в созерцание и от многого умиления ему было трудно произносить возгласы.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=45&iid=2...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОВ (сер. XVII в., слобода Катунки, ныне Нижегородской обл.-3.02.1716, Новгород), митр. Новгородский и Великолуцкий. Из духовного сословия. По преданию, сохранявшемуся в слободе Катунки, «он с малых лет ходил по монастырям и, достигши Сергиевой лавры, там остановился и занялся науками». Принял постриг и был рукоположен во диакона в Троице-Сергиевом мон-ре (впосл. лавра). То, что И. увидел в Троицкой обители во время обширных строительных работ 80-х гг. XVII в., впосл. отразилось в его храмостроительной деятельности. В 1689(1690) г. патриархом Московским и всея Руси Иоакимом И. был назначен настоятелем Высокопетровского во имя святителя Петра, митрополита Московского, монастыря , возведен в сан архимандрита. В период его настоятельства Высокопетровский монастырь - родовая усыпальница Нарышкиных, родственников царя Петра I,- был заново отстроен. 8 мая 1690 г. в присутствии царей Петра I и Иоанна V в обители был освящен обновленный собор во имя свт. Петра, митр. Московского. После богослужения Петр I в покоях И. «жаловал бояр и околничих и думных и ближних людей водкою». В том же году по указу царя в монастыре началось строительство трапезного храма во имя прп. Сергия Радонежского, задуманного по аналогии с одноименным храмом Троице-Сергиева монастыря; одновременно строились корпус братских келий, «новоманерная» надвратная колокольня. В 1691 г. в мон-ре состоялись похороны родственников Петра I - его деда, боярина К. П. Нарышкина, и дяди, кравчего Ф. К. Нарышкина (на обоих погребениях присутствовал патриарх Московский и всея Руси Адриан ). Заботами И. в 1690-1691 гг. к обители были приписаны саратовский в честь Казанской иконы Божией Матери мон-рь с рыбными ловлями и саранский Богородицкий жен. мон-рь. Высокопетровский архимандрит занимал 10-е место по старшинству («степени») среди настоятелей мон-рей России (5-е среди московских), участвовал в погребении патриарха Иоакима, часто сослужил патриарху Адриану, который посылал его совершать богослужения в приходские храмы Москвы. 22 окт. 1690 г. И. возглавлял крестный ход вокруг Белого города.

http://pravenc.ru/text/578172.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Либералы в панике: Церковь в очередной раз демонстрирует свою консервативность Церковный суд Красноярской епархии запретил в священнослужении руководителей псевдоправославного братства «Святое дело» 27.12.2016 2025 Время на чтение 3 минуты Епархиальный церковный суд Красноярской епархии завершил рассмотрение дел о нарушениях православных канонов и церковного устава, совершенных иереем Петром Анатольевичем Боевым и диаконом Иоанном Иоанновичем Логиновым, говорится в официальном сообщении пресс-службы Красноярской епархии, поступившем в редакцию «Русской народной линии». Согласно материалам дел, в Красноярское епархиальное управление обратились жители г. Красноярска с жалобами на недопустимые аспекты в деятельности созданного в 2011 г. православного братства «Святое дело» и кураторов данной структуры — иерея Петра Анатольевича Боева и диакона Иоанна Иоанновича Логинова. Полученные сведения были направлены на рассмотрение в Епархиальный церковный суд Красноярской епархии, согласно п. 2 ст. 3 Положения о церковном суде Русской Православной Церкви (Московского Патриархата). В ходе рассмотрения дел Епархиальный церковный суд провел 6 заседаний. Были заслушаны обе стороны, получены и рассмотрены десятки документов, проведены опросы свидетелей и лиц, обвиняемых в совершении церковных правонарушений. После тщательного рассмотрения дел, за серьезные нарушения норм личной жизни священнослужителями, за самочинное изменение чинопоследований богослужений и за кощунственное отношение к Таинствам и постам, установленным Церковью, Епархиальный церковный суд Красноярской епархии вынес решения о наложении на иерея Петра Анатольевича Боева и диакона Иоанна Иоанновича Логинова канонических прещений в виде их запрета в священнослужении без права ношения священнических одежд сроком на десять лет. Примечательно, что обозреватель антицерковного портала «Кредо.ru» Роман Лункин с восторгом отзывается о деятельности братства «Святое дело»: «На мой взгляд, можно говорить о настоящей социальной революции в регионах, приходы очень активно работают, и их деятельность все более заметна в обществе. В Красноярской епархии, например, братство " Святое дело " просто творит чудеса, оно сложилось еще при старом митрополите».

http://ruskline.ru/news_rl/2016/12/27/li...

Июль 1 июля Благодарю Господа, избавившего меня вчера после продолжительной внутренней молитвы по дороге на пароход Ораниенбаумский и в самом Ораниенбауме при прогулке в нем от лютых скорбей и теснот, вследствие нелюбления и огорчения к домашним моим, и даровавшего мне пространство, мир и радость сердца в любезном и радушном обществе Елисаветы Васильевны, супруги директора, дочери их и зятя их, Михаила Федоровича. В какой они взаимной любви живут! Сердцу весело. Благодарю Господа, сподобившего меня совершить непреткновенно Божественную литургию и причаститься Божественных Таин в мир душевных сил! О, радость! О, спокойствие! Но едва грех не восхитил сего спокойствия при слухе о грубых речах (посланному от меня Николаю) отца диакона Петра Софронова и дьячка моего Кутузова. Я вопиял ко Господу: не попусти, Господи, врагу взять от меня добро Твое. 2-го июля В ночи на это число искусился действием диавольским во сне и сделал блуд: сильное излияние семени, не бывшее уже год или более. Повод к искушению подал я сам: вчера пил довольно много молока поутру и после причастия; затем ел за обедом довольно мяса, которого прежде избегал, и наконец вечером также ел жаркое из мяса с огурцами с булкой; булку с маслом, пил вино и чай со сливками. Вот какое чревоугодие и многоядение! Окаянен я! Скот я бессловесный! Безответен я! Теплое одеяло в жаркую пору довершило прочие поводы к искушению! Прежде не одевался им. Благодарю Господа, даровавшего слезы на молитве ночной. Светало. Благодарю Дародателя Господа, давшего мне вчера за всенощной молитву покаяния с умилением и умирившего и расширившего сердце мое мятущееся, огнь страстей в росу благодати претворившего, мрак во свет, печаль в радость. 2-го июля И опять благодарю Господа, сподобившего меня громогласно и смело (со дерзновением) совершить Божественную литургию раннюю, хотя и при противодействии сильном злых духов, подстрекавших меня к злобе на отца диакона Петра за его неточность в обрядах служения, и причаститься животворящих Таин неосужденно. Какой пренебесный мир ощутил я в душе своей – сказать не можно. Слава Богу!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание «ДЬЯКОНОВЫ ОТВЕТЫ» [др. названия - «Нижеградские ответы», «Керженские ответы», «Ответы Александра диакона»], ответы старообрядцев-поповцев дьяконова согласия (центром согласия являлись скиты на р. Керженец ) на 130 вопросов настоятеля Успенского Кержебелбашского (Кержебельмашского) мон-ря Питирима (Потёмкина ; с 23 марта 1719 епископ Нижегородский и Алатырский), составленные в 1716-1719 гг. и поданные еп. Питириму в мае 1719 г. (дата подачи текста указана в ряде списков «Д. о.»; см.: Есипов. 1861. С. 727; «Ответы Александра диакона». 1906. С. 286). «Д. о.» имеют большую рукописную традицию. О. К. Беляева, исследовавшая памятник, учла 52 списка - по-видимому, подсчет неокончательный. 1 янв. 1716 г. игум. Питирим, по указу царя Петра I активно занимавшийся искоренением керженских скитов, послал дьяконовцам 130 вопросов и потребовал от них ответов с объяснением, почему они отделились от Церкви. Стараясь выиграть время, дьяконовцы в свою очередь послали 16 авг. того же года Питириму 240 вопросов, в к-рых пытались показать противоречивость богослужебной реформы сер. XVII в. (см. ст. Никон , патриарх Московский и всея Руси). (Оригинал старообрядческих вопросов не сохр., вопросы дьяконовцев вместе с ответами на них еп. Питирима опубл. в кн. еп. Питирима «Пращица» (СПб., 1721). Между 130 вопросами Питирима и 240 вопросами дьяконовцев нет прямого соответствия, хотя существует значительная тематическая перекличка.) 20 февр. 1716 г. дьяконовцы обратились на Ветку за помощью в составлении ответов, но поддержки не получили. Завязалась переписка между игум. Питиримом и главой дьяконова согласия Александром диаконом . По сведениям Александра, изложенным в «Прошении», которое старообрядец подал 18 февр. 1720 г. на имя Петра I в С.-Петербурге, посланцы от дьяконовцев, придя в кон. 1718 г. к архим. Питириму в Успенский мон-рь, пытались отказаться от ответов, ссылаясь на «недостатки книг» и «скудость ума». Питирим приказал держать старообрядцев «в монастыре за караулом декабря з 20-го числа 718-го году (требуя оных ответов)» (ОПИ ГИМ. Ф. 17. Оп. 2. Ед. 46. Л. 9 об., подлинник?). В мае 1719 г. «Д. о.» были поданы еп. Питириму, 1 окт. в с. Пафнутове Дрюковской вол. Балахнинского у. Нижегородской губ. состоялось «публичное разглагольство», закончившееся формальной победой архиерея.

http://pravenc.ru/text/180767.html

Октябрь 1877 года 1 октября. Весело, торжественно празднует Святая Церковь Покров Божией Матери, видя в Ней свой щит и ограждение свое от всех бед. Весело и верным чадам ее воспоминать и прославлять чудный Богоматери покров как свидетельство Ее матерней к нам любви и милости и попечения о мире погибающем. Всесильна Ее держава Божию благодатию, но и всесвята и всеправедна. Но как сделаться нам достойными Ее покрова? – Покаянием, исправлением жития, исполнением заповедей Сына Ее и Бога, чистотою сердечною, смирением, незлобием, милосердием. Но нечисты сердца наши, исполнены лукавства, злобы, зависти, блуда, пиянства и невоздержания, хулы, лицеприятия, подобострастия человеческого, неправды, жестокосердия, корыстолюбия, лености, нерадения; от них и других тьмочисленных страстей избави нас, Господи, молитвами Пречистой и Преблагословенной Матери Твоея. Буди! Аминь. 2 октября. Господи, благодарю Тебя за чудо Твоея благости, благопослушливости, силы, милости и щедрот, содеянное Тобою во мне на молитве моей в квартире почетного гражданина М. О. Бритнева пред домашнею у него всенощною, когда я после славления и [...] был разбит душей, нечист, мерзок, когда пламя нечистое палило меня и страх бесовский смущал меня. По молитве вся диавольская прелесть исчезла, как чешуя, спала мерзость его во мне, дано мне спокойствие и великое дерзновение, и я служил добре всю службу. Прости, Господи, согрешение мое, что я открыл грех брата моего диакона Петра у Бритнева, а не покрыл его немощи (сказал, что падучая болезнь от пьянства). Согрешил. Каюсь. Прости, многомилостиве Господи, и диакона Петра прости и избави и от падучей болезни, и от пиянства, как о себе прошу о нем, Господи! Аминь. Несмотря на тьму чудес, сотворенных Пресвятой Богородицею, нечистый сердцем человек не верует в Ее милосердие и ходатайство, в Ее близость и благопослушливость к нам грешным, как должно бы верить, то есть несомненно, искренно, твердо, неколеблемо. Вот изволь ты с нечистым и лукавым грешником ведаться: он и солнцу не верит, что оно светит и греет, и живит всю природу. О, грех ! О, нечистота! О, неверие! О, лукавство! О, диавол!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Николо-Гора. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Карта и ближайшие объекты Впервые появляется информация о селе в 1627-1629 гг. (в писцовой книге). В это время здесь уже есть деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом великого чудотворца Николая. При храме служит поп Никифор Иванов, дьячок и просвирница, да 15 келей. Живут в них нищие, питаются от церкви Божьей. Село Николо-Гора в разные времена носило названия: Корчкодом, Золотая гора, Никольский погост. За 400-летнюю историю претерпевала многие административные изменения: так оно входило в состав Московской губернии, в 17 веке в состав стана Стужень, в Ярославский уезд, в составе Чёрного стана вместе с Любимом было приписано к г. Галич Костромской провинции, затем в Любимский уезд Ярославской губернии. Принадлежало село Даниловскому району Ивановской Промышленной области, Пречистинскому и, наконец, Первомайскому району Ярославской области. В 1801 году тщанием прихожан в селе была построена церковь во имя святителя Николая, уже каменная. Храм расписан профессиональными художниками в стиле академической живописи 19 века. В 1903 году к церкви пристроены боковые приделы на средства Петербургского купца первой гильдии Петра Воеводского в честь Рождества Пресвятой Богородицы и святителя Петра Московского. Информация об истории села и храма предоставлена краеведом И. Копыловой Село Корчкодом (Никольское на Горе). Никольская церковь каменная, о трех престолах: свят. и чуд. Николая, Рождества Пресвятой Богородицы и свят. Петра, Митрополита Московского и Всея России, чудотворца. Построена церковь в 1801 г. тщанием прихожан и расширена в 1903 г. на средства с.-петерб. 1-й гильдии купца Петра Ефимовича Воеводского. Часовня в дер. Дору-Ваганском деревянная. Земли церковной 36 десятины 82 кв. саж. Церковных домов 4: для жительства священника - деревянный, на каменном фундаменте, крытый тесом; для жительства диакона и псаломщика и церковного сторожа. Церковного неприкосновенного капитала 2346 руб. 93 коп. Прихожан в приходе всего 675 муж. пола и 858 жен. Село расположено на горе, реки нет.

http://sobory.ru/article/?object=09272

Константин Африканский с пациентами. Миниатюра из медицинского сборника. XIII в. (Bodl. Rawl. C. 328. Fol. 6r) [лат. Constantinus Africanus] (нач. XI в., Тунис - до 1098/99, мон-рь Монте-Кассино, Италия), бенедиктинский мон., переводчик медицинской лит-ры с арабского на лат. язык. Основные биографические сведения о К. А. известны из сочинений Петра Диакона (1-я пол. XII в.), хрониста мон-ря Монте-Кассино . Согласно его рассказу, имеющему, вероятно, легендарные черты, К. А. происходил из Карфагена (неясно, имел ли автор в виду одно из поселений на месте руин древнего города, близлежащий г. Тунис или даже столицу Зиридов г. Кайруан, в к-ром находился центр медицинской науки). Покинув родину, К. А. в течение 39 лет обучался различным наукам в «Вавилонии» (по мнению разных исследователей, Каир или Багдад), Индии, Эфиопии и Египте. По возвращении К. А. на родину соотечественники из зависти решили его убить, и он был вынужден тайно отплыть в Салерно (Юж. Италия) и жить там, выдавая себя за нищего. Этот сюжет, по всей видимости, восходит к жизнеописанию др. знаменитого насельника Монте-Кассино Павла Диакона (VIII в.), однако имеет под собой и реальную основу - факт массовой миграции населения в результате вторжения в Магриб из Египта племени бану хиляль в 50-х гг. XI в. Учитывая интерес К. А. к медицине (в Салерно в то время функционировала 1-я в Зап. Европе медицинская школа), он, вероятнее всего, покинул Сев. Африку после 1057 г., когда был завоеван Кайруан. По протекции посетившего Салерно брата «вавилонского царя» (аббасидского или фатимидского халифа?) К. А. снискал расположение герц. Роберта Гвискара ( 1085); следов., он находился в городе уже после его захвата норманнским правителем (1076). Граф Аверсы Ричард I (1049-1078; c 1058 князь Капуанский) подарил К. А. ц. св. Агаты близ Аверсы. Впосл. по протекции Альфана, архиеп. Салерно (сохр. фрагмент его рекомендательного письма), К. А. был принят в мон-рь Монте-Кассино, во владение к-рого, т. о., перешла ц. св. Агаты. В обители он получил всестороннюю поддержку аббата Дезидерия (впосл. папа Римский Виктор III ), с именем к-рого связан расцвет Монте-Кассино, в частности монастырского скриптория. К. А. занимался переводами и подготовил неск. учеников. Высказывалась необоснованная гипотеза о том, что в 1087 г. он мог участвовать в совместной экспедиции флотов Генуи и Пизы, организованной при поддержке папы Виктора III, против тунисского г. Махдия, оплота мусульм. пиратов.

http://pravenc.ru/text/2057060.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 24  голоса:  4.3 из  5) Петропавловский диакон До половины 70х годов жители г. Вологды привыкли видеть на улицах своего города одного странного по виду человека, который привлекал внимание всех. Он был среднего роста, неизменно зимой и летом одевался в длинную серого цвета одежду — не то подрясник, не то балахон, — никогда притом не подпоясанный, на голове носил круглую мягкую шляпу, из-под которой выбивались пряди недлинных русых волос; изжелта бледное лицо старца отличалось подвижностью, а светлые голубые глаза его нередко озарялись особенным блеском. Его звали петропавловским диаконом, потому что он в молодых годах служил диаконом у церкви свв. апостолов Петра и Павла, находящейся на окраине города, и уже давно вышел за штат. Прошло около 30 лет, как не стало о. диакона. Не славный, ни положением, ни званием, петропавловский диакон жив в памяти не тесного, но обширного кружка вологжан, даже таких, которые волею судьбы закинуты на далекие расстояния. Личность дивного старца, его жизнь оставили глубокий след в душах людей, знавших его. И теперь, как только некоторые из них услышат что-нибудь о петропавловском диаконе, даже одно имя его, как тотчас в сознании их предстает кроткий лик служителя Христова с его блестящим взором, то нежно любящим, то строго внушительным. В памяти воскресают его голос, его слова, его указания. Сколько раз они поднимали падавший дух, направляли на путь правды Божией, возбуждая в душе забытые порывы к добру. С особенною яркостью, как будто они вот тут сейчас сказаны, припоминаются его слова, намеки, его прикровенные указания, которые сделались совершенно понятными потом, исполнившись в точности в каких-нибудь событиях жизни. Эти случаи удивительны. Отцы передают детям про события из своей жизни, ясно провиденные о. диаконом. Оттого-то диакона знает много лиц, не видавших его, не слышавших рассказы о его жизни. Что же за сила была в этом слабом человеке, которая влекла к нему и великих мира, и худородных? Та же духовная мощь, которая в высокой степени таилась в юродивых, прославленных Церковью, — в московском — Василии, устюжских — Прокопии, Иоанне, и др.

http://azbyka.ru/fiction/rajskie-cvety-s...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010