«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Петр Дамаскин. Творения Творения преподобного Петра Дамаскина, пользующиеся огромным авторитетом. Их называют «малым Добротолюбием» — и действительно творения Петра Дамаскина синтезировали в себе аскетическую традицию Православия. Они цитируются у Каллиста Ангеликуда (Катафигиота), у Иосифа Волоцкого, а поздней прочно входят в круг филокалической литературы; с греческого на славянский они переводились св. Паисием Величковским, а на русский – Оптиной пустынью. Преподобный Паисий (Величковский), включивший творения Петра Дамаскина в свое Добротолюбие писал игумену Феодосию: “Я заглянул в книгу и увидел, что это была книга святого Петра Дамаскина. Невыразимая радость охватила мою душу. Я почувствовал, что нашел на земле небесное сокровище”. «В нем виден писатель, не заимствовавший только слова у других, как он говорит о себе, по глубокому своему смирению, но сам, по собственному опыту, ясно познавший истины внутренней жизни, уразумевший множество тонких сетей, окружающих внутреннюю и внешнюю деятельность христианина-подвижника; виден ратоборец, выходивший из них неуловимым, и потому неложно указывающий путь другим, желающим подвизаться»,— пишет о преподобном первый переводчик его сочинений на русский язык архимандрит Ювеналий (Половцев). Автор предисловия к подлиннику этой книги говорит о Петре Дамаскине, что он оставил нам «отеческое и неотъемлемое наследство, сию поистине превосходную и преисполненную добра книгу, тщательно и с неизъяснимою благодатию им трудолюбиво сочиненную, — общее и душеспасительное восхваление всех добродетелей, сокровищницу ведений, собрание духовных дарований, высоту Божественных блаженств, жертвенник телесных деяний, тончайший разбор страстей, рог изобилия подвижнической жизни, вместилище Божественного познания и премудрости и, чтобы сказать вкратце: краткое изложение священного трезвения. Зная это сродство ее с предлежащею книгою («Добротолюбием»), много содействующее исполнению принятого нами намерения, мы сочли за нужное соединить и ее (книгу святого Петра) с прочими, как справедливо скажет кто-либо: круг с кругом, добротолюбие с добротолюбием, великое с большим, сокращенное с пространнейшим. Невозможным показалось нам разделять такую, как мы сказали, цепь духовных плодов, — собрание Божественного лика священных подвижников (и самая эта книга обличила бы нас в неведении добра, не терпя своего отделения от знающих и любящих ее отцов, чего да не будет), дабы нам с этой стороны не уменьшить купли, по необходимости требующей и сего прибавления, а вместе с тем и не лишить братий наших великой пользы, ибо всегда умножение доброго производит по обычаю и большее благодеяние.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=800...

Скачать epub pdf 12 июля – праздник апостолов Петра и Павла. Их называют еще святыми и первоверховными 1 . Обычно к этому празднику готовятся постом, который так и называется Петровский или апостольский. Его продолжительность бывает разная, в зависимости от дня Пасхи. Если Пасха ранняя, то пост будет длинный, если поздняя, то он может длиться чуть больше недели. Правда, так было не всегда, и еще в 12 веке Феодор Вальсамон (+ ок. 1195) 2 , знаменитый толкователь церковных правил, напоминал: «За семь дней и больше до праздника Петра и Павла… миряне и монахи обязаны поститься…» 3 . Значит, в его время продолжительность этого поста еще не была четко установлена, и во многих местах он мог начинаться только за неделю до самого праздника. День памяти двух апостолов известен уже с глубокой древности и отмечался как на Востоке, так и на Западе 29 июня. Эта дата осталась и до сих пор. Только у юлианского календаря, которым по-прежнему пользуются в Русской Церкви, две недели разницы с нашим обычным гражданским календарем, григорианским. Вот почему и получается 12 июля. Первые упоминания о празднике Апостолов Петра и Павла восходят к 4 веку. В царствование Константина Великого (+337) в Константинополе в их честь воздвигли величественный храм, а от знаменитых проповедников этого времени – Амвросия Медиоланского (+397) , Григория Богослова (+389), Иоанна Златоуста (407), блаженного Августина (+430) сохранились вдохновенные проповеди и поучения в честь апостолов. К 6 – 7 веку входит в обычай отмечать этот праздник особенно торжественно. Сохранилось свидетельство некоего Феодора чтеца , который пишет: «Один римский сенатор Фест, прибыв в столицу по делам к императору Анастасию (491–518), убеждал праздновать праздник верховных апостолов Петра и Павла с особой честью и благоговением. Хотя и до просьбы Феста этот день был праздничным, то теперь его стали проводить с гораздо более большей торжественностью» 4 . Интересно, что многие песнопения праздника написал в 8 веке очень почитаемый в Церкви святой Иоанн Дамаскин . Их до сих пор поют на богослужении.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

0  p уб. Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том LV — Магазин 1 шт 1000.00  p уб. 2 шт 2000.00  p уб. 3 шт 3000.00  p уб. 55-й том «Православной энциклопедии». Новый том продолжает публикацию статей на букву «П». Том открывает статья о Пасхальных спорах, дискуссиях о дате празднования Воскресения Иисуса Христа, и завершает статья о Петре Дамаскине, православном подвижнике 12 в., авторе корпуса аскетических сочинений. По традиции новый том содержит большое число статей, посвящённых различным персоналиям. Заметное место в новом томе «Православной энциклопедии» занимают блоки статей «Пафнутий» и «Пахомий», посвящённые историческим личностям, носившим и ныне носящим это имя — как канонизированным Церковью подвижникам, так и иным иерархам и церковным деятелям. В целом этот том вероятно можно назвать «петровским», поскольку биографии подвижников Церкви и государственных деятелей с именем Петр занимают в нем важное место. В первую очередь хотелось бы отметить биографию самого первоверховного апостола Петра, которую написал митрополит Иларион (Алфеев). К статье прилагается объемная библиография. Объемны также биографии святого чудотворца Петра, митрополита всея Руси (1308-26), святого митрополита Киевского Петра (Могилы). Балканистам будет интересно ознакомиться с текстом статьи о болгарском царе Петре, а также с биографиями двух черногорских митрополитов, в т.ч. знаменитого Петра Негоша, автора поэмы «Лучи микрокосма». Отдельно следует отметить статью о сщмч. Петре (Полянском), митрополите Крутицком, патриаршем местоблюстителе, расстрелянном в 1937 г., как «непримиримом враге советского государства». В 1931 г., когда ему предложили сотрудничать с ОГПУ, митрополит Петр отверг это предложение, объяснив в письме руководителю этой организации Менжинскому, что «подобного рода занятия несовместимы с моим званием и к тому же несходны моей натуре». Другой священномученик пострадавший от советской власти Петр Васильевич Беляев был священником, возглавлял церковную общину, истребленную красноармейцами в 1918 г. Сщмч. Петр Николаевич Богородский был псаломщиком, боролся против обновленчества. Был арестован в 1936 г. по обвинению в «…противодействии снятию колоколов, помощи ссыльному духовенству…», отправлен на побережье Охотского моря, где и умер при неизвестных обстоятельствах.

http://pravenc.ru/shop/2495294/

Второе Послание апостола Петра Подлинность Послания Второе Послание апостола Петра, несмотря на происхождение своё от него и назначение тем же лицам, которым было писано первое Послание ( 2Пет.3:1 ), очень долгое время подвергалось сомнению в первенствующей Церкви и оспаривается у апостола Петра и в новые времена. О сомнении древних свидетельствует Ориген (in Ioann., р. 88), Дидим александрийский (Comm. in. hanc. ep. ad. fm.), Евсевий (H. eccl. III, 3 и 25), Амфилохий (у Григория Богослова Carm. 125), Иероним (De viris ill. с. 1). В древнем Сирском переводе Нового Завета этого Послания не было, в каталоге Муратория оно не упоминается, и у Западных писателей до конца 4-го века на него нет ясных указаний. Но у тех же самых и у других писателей есть указания на существование этого Послания и ссылки на него, как на писание апостольское [и с несомненностью можно увериться, что оно уже со второго века признавалось подлинным в Церкви александрийской. Под именем Петрова – и несомненного – его цитируют Ориген (in Iosuam hom. 7) и Дидим – вероятно, в зрелом возрасте отказавшийся от своих юношеских сомнений (Enarr. in ep Iudae), а Климент александрийский , кажется, писал на него своё толкование (Кассиодора Instit. div. litt. praef. et c. 8 – Фотия Biblioth. cod. 109). Затем идёт целый ряд свидетельств: Кирилла иерусалимского (Catech. 4), Афанасия александрийского (Synops et Orat. 2 contra Arian.), Григория Богослова (carm. 34), Илария (de Trinit. lib. 1), Августина (lib. 2 de Doctr. chr), Амвросия (De incarn. c. 8), Иеронима (lib. I, contr. Jovin). У Евсевия (Н. eccl. II, 23) оно причисляется к Соборным. Соборы лаодикийский (правило 60-е) и 3-й карфагенский (правило 47-е) считают его каноническим. Ефрем Сирин (Serm. contra impudic.) и Иоанн Дамаскин (1:4, с.18 De fide Orth.) свидетельствуют о веровании Церкви Сирийской; а очень ранние, хотя и не совсем ясные, ссылки на это Послание в Посланиях Климента римского (1 Сог. 7 и 11), в Пастыре Ермы (Vis. 3:7; 4:3), у Иринея (Adv. haer. 5:23.2), говорят о таком же веровании и признании этого Послания на Западе].

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Архив Пн В последний день визита в Латинскую Америку Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Литургию в соборе апостола Павла в Сан-Паулу Видео: Роман Самсонов, Лев Брусенцов, Платон Конухов, Артём Леднёв. 21 февраля 2016 г. 23:26 21 февраля 2016 года, в Неделю о мытаре и фарисее, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборе святого апостола Павла Бразильской митрополии  Антиохийского Патриархата  в г. Сан-Паулу. Его Святейшеству сослужили: Божественная литургия совершалась на церковнославянском и португальском языках. За богослужением молились представители российской и сирийско-ливанской диаспор в Бразилии, горячо приветствовавшие Предстоятеля Русской Православной Церкви. В храме присутствовали губернатор штата Сан-Паулу Жералду Алкмин, мэр г. Сан-Паулу Фернандо Хаддад, Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации в Федеративной Республике Бразилии С.П. Акопов, генеральный консул Российской Федерации в Сан-Паулу К.С. Каменев, архиепископ Сан-Паулу кардинал Одилиу Педру Шерер, сотрудники дипломатического корпуса, аккредитованные в Сан-Паулу, представители Римско-Католической Церкви Бразилии и иных христианских конфессий. Богослужебные песнопения исполнил хор духовенства Московской епархии (регент — священник Сергий Голев). После чтения Евангелия Святейший Патриарх Кирилл  произнес проповедь . На сугубой ектении были вознесены прошения о христианах «на Ближнем Востоке и во иных землех гонимых». Святейший Владыка прочитал молитву о мире на Ближнем Востоке. По окончании Литургии Предстоятеля Русской Церкви  приветствовал  митрополит Сан-Паулу и всей Бразилии Дамаскин, который преподнес Его Святейшеству икону святых равноапостольных Петра и Павла. Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся в соборе со словом: «Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Дамаскин! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Ваше Высокопреосвященство, господин архиепископ этого града! Господин губернатор! Господа послы, дамы и господа, братья и сестры!

http://patriarchia.ru/db/text/4383706.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТР II Еп. Дамаска, († после 743/4, Счастливая Аравия, ныне Йемен), сщмч. (пам. 9 февр.), правосл. иерарх Антиохийского Патриархата, одним из первых принявший мученическую смерть от мусульман. О жизни П. практически ничего не известно. Он занимал кафедру в 1-й пол. VIII в. и был современником прп. Иоанна Дамаскина . В «Хронографии» прп. Феофана Исповедника под 741-742 гг. упоминается «Петр, святейший митрополит Дамаска», к-рому омейядский халиф аль-Валид II (743-744) приказал отрезать язык за то, что он публично обличал нечестие арабов и манихеев. П. был сослан в Счастливую Аравию, где умер как мученик после совершения Божественной литургии ( Theoph. Снгоп. S. 416). Те же сведения приводит сиро-яковитский историк XII в. Михаил Сириец ( Mich. Syr. Chron. T. 2. P. 506), а также анонимная сир. хроника (Chronicon ad annum Christi 1234 pertinens/Ed. J.-B. Chabot. Louvain, 1920. P. 314. (CSCO; 81; Syr.; 36) [сир. текст]; 1937. P. 245. (CSCO; 109; Syr.; 56) [лат. пер.]). В заглавии сочинения прп. Иоанна Дамаскина «Против яковитов» (CPG, N 8047) написано, что оно составлено «от лица Петра, святейшего епископа Дамаска». П. вел полемику с яковитским епископом г. Дара и попросил прп. Иоанна, к-рый, по-видимому, находился к тому времени в Палестине, составить трактат против монофизитов ( Nasrallah. 1950. P. 126). Приписываемая прп. Иоанну Дамаскину «Книга о правой вере» (CPG, N 8046), согласно маргинальной схолии рукописи Vat. gr. 1262, была прочитана в качестве исповедания веры неким еп. Илией перед «Петром, митрополитом Дамаска» (PG. 94. Col 1421-1422). Предположительно, Илия был маронитским епископом г. Ябруда и после 726 г. перешел в православие. Во вступлении податель исповедания обращается к некоему епископу, не называя его по имени, и заверяет его в преданности Церкви Дамаска ( Ioan. Damasc. De rect. sent. 8; см.: Nasrallah. 1950. P. 139). П. Петерс поставил под сомнение факт мученической смерти П., полагая, что прп.

http://pravenc.ru/text/2580354.html

Справедливо и истинно Святую Марию называем Богородицею, ибо это имя составляет все таинство домостроительства. ПВ III,12 1. Когда при конце своей исповеднической жизни святой Иоанн Дамаскин писал свое самое главное творение - " Точное изложение православной веры " он прежде всего подчеркнул Божественное Предание Православной Кафолической Церкви. Все, что он пишет о Боге, о Святой Троице, о Христе и о Пресвятой Богородице, черпает он из Божественного Предания, которое нам открыто и передано Богом через все спасительное домостроительство Христово. " Все, что передали нам закон и пророки, Апостолы и евангелисты, мы принимаем, познаем и почитаем; а выше того ничего не ищем... Это мы должны принимать, в этом пребывать и не перемещать пределов вечных не преступать Божественного Предания " (ПВ I,1). То же самое писал святой Иоанн и раньше в своих " Словах в защиту святых икон " : " Посему, братия, станем на скале веры и на Предании Церкви, не изменяя пределов, которые положили святые отцы наши, не давая места желающим вводить новое и разрушать строение Святой Кафолической и Апостольской Церкви Божией " Божественное Предание для Дамаскина есть именно все это здание, или тело, Кафолической и Апостольской Церкви которая создана на основании, то есть на краеугольном камне (ср.: 1Кор.3:11; Еф.2:20) апостола Павла и на стене богословия (см.: Мф.16:18) апостола Петра, которая есть Христос (ср.: 1Кор.10:4) Верность Дамаскина Преданию Церкви заключается прежде всего в его христологии. Так же как и Писание и [святые] отцы, Дамаскин смотрит на все и все толкует христологически. Христос Спаситель, Единый из Святой Троицы, рожденный от Девы, Бог и Человек, есть центральная тема всего Писания и Предания также и всего богословия святого Иоанна Дамаскина. Христология захватывает большую часть его творений: не только " Точного изложения православной веры " , где из четырех книг две с половиной посвящены христологии, но и в самих Гомилиях о Богородице доминирует христология, как это видно при простом чтении их.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/165/...

Москва. Церковь Троицы Живоначальной в Листах. Троицкая церковь в Листах Карта и ближайшие объекты Храм построен стрельцами и освящен патриархом Никоном в 1661 г. Название в " листах " пошло от живших вблизи печатников, которые изготовляли лубочные картинки, которые тогда назывались листами. Печатники затем их продавали около церкви Троицы, увешивая ее ограду листами. В 1704 г., по указу Петра I, храму присвоен статус Адмиралтейского и приходского Сухаревой башни. В 1671 г. построена трапезная, в 1678 г. - придел Покрова Божией Матери, колокольня - в 1788 г., придел святителя Алексия - в 1805 г. Храм является памятником Троицкого, Виленского, Низовского, Чигиринского стрелецких походов. В стенах его увековечена память царей Алексея и Федора, императоров Петра I и Александра III, патриархов Никона и Иоакима, митрополита Филарета (Дроздова). Храм был закрыт в 30-е годы, обезглавлен, колокольня разобрана в 1957 г. Богослужение было возобновлено в 1991 г. Главный престол освящен в честь Святой Троицы, приделы - в честь Покрова Божией Матери и святого Алексия, митрополита Московского. Деревянный храм известен с 1635 г. как кладбищенская церковь. Каменная церковь построена стрельцами в 1661 г., трапезная в 1680 г. Колокольня перестроена в 1788 г. Престолы: Троицы Живоначальной, Покрова Пресвятой Богородицы, Свт. Алексия, митр. Московского. В том же XVII веке скромная Троицкая церковь переживала свои самые судьбоносные времена. С 1651 года здесь жили московские стрельцы под началом полковника Василия Пушечникова. Стрельцов тогда селили около Земляного вала для охраны рубежей Москвы и проездных ворот в город. Так стрельцы этого полка стали прихожанами местной Троицкой церкви, и эта деревянная церквушка получила официальный статус полкового храма. Конечно, ратные прихожане хотели иметь каменный храм. Тогда Москва была деревянной, и получить собственный каменный храм было хотя и почетным, но трудным делом. Камень для своего храма сретенские стрельцы получали за военную службу: отличившись в Смоленском походе, они получили более 100 тысяч царских кирпичей, клейменых двуглавым орлом. Их не хватило, строительство затянулось на годы. С 1704 г. по указу Петра I храму присвоен статус адмиралтейского и приходского Сухаревой башни. В 1774 г. на средства фабриканта парчи П.В. Колосова перестроили Покровский придел, в кон. XVIII в. появился второй придел - Иоанна Дамаскина, вскоре переосвященный в 1805 г. во имя святителя Алексия, митрополита Московского. В это же время, в 1788 г. снесли старую и построили новую колокольню. В 1857 г. стараниями протоиерея Павла Соколова была перестроена трапезная, обновлено внутреннее убранство храма - появились новые иконостасы, стенная роспись, деревянный пол. Эту работу высоко оценил митрополит Московский Филарет (Дроздов), выразив благодарность священнику и художнику А.М. Варламову.

http://sobory.ru/article/?object=03046

А.И. Никольский Епитимейник 888. Епитимейник , в восьмушку, 46 лл., новейшим полууставом, без переплета. Заглавие рукописи: «Выписано из книги печатныя в осмую доль листа, из духовного потребника, в житии блаженного памяти святейшаго кир-Иоасафа патриарха, заповеди святых отец о епитимьях». 889. Молитва к Пресвятей Богородице умилительная покаянная, в восьмушку, 4 л., полууставом XIX в., без переплета. Начало: «Откуду начну плакати о Пречистая Дево, откуду начну аз молитися». 890. Молитва Пресвятей Богородице , в четвертку, 2 л., скорописью XVIII в. Начало: «О Пресвятая Богородице, Дево, владычице, известное всего мира спасение, благодати неисследимая пучина, милости неизмеримая глубино, щедрот неизчерпаемая бездна». В этой молитве читаем: «Молим тя вси: рассеянныя в злочестии и суверии в един православия союз собери, заблуждшыя в ереси на путь правый настави, отпадшыя от благочестия в соединение веры паки возврати, старость подкрепляй … Церковь кровию Сына Твоего искупленную невредиму соблюди: в долготу дний сохрани и прослави в победе врагов видимых и невидимых славящую Тя Благочестивейшую Самодержавнейшую великую Государыню нашу Императрицу Елисавет Петровну всея России и наследника ея, внука Петра Первого, благоверного государя вели князя Петра Феодоровича и супругу его благоверную государыню великую княгиню Екатерину Алексиевну и благоверного государя вели князя Павла Петровича и благоверную государыню великую княжну Анну Петровну, спаси и сохрани раб твоих Святейший Правителствующий Синод и вели господина нашего преосвященнейшаго Арсения митрополита Ростовского и Ярославского и прочия преосвященныя митрополиты». 891. Молитва святителю Николаю чудотворцу , в восьмушку, 4 л., полууставом начала XIX в., без переплета; 1-й лист чистый. Начало: «О освященная главо Николае, иже имый апостольская дарования, покажи ныне и на нас нищих и смиренных рабех твоих свое отеческое благоутробие». 892. Молитва святаго Иоанна Дамаскина яко во образ исповедания, в восьмушку, 8 лл., полууставом XVIII в., в бумажном переплете. Начало: «Яко на страшнем и нелицепием твоем предстою судищи Христе Боже».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИМИТРИЙ ЛОТ ХИОССКИЙ [ημτριος Λτος Χος] (ок. 1733 - после 1811), протопсалт Смирнской митрополии (1768-1788), мелург и кодикограф. Происходил с о-ва Хиос. Выполненные Д. Л. Х. с высоким художественным вкусом рукописи отражают певч. традицию Смирны (совр. Измир, Турция) и являются ценными источниками для изучения произведений греч. мелургов, прежде всего XVII-XVIII вв. Анфология Д. Л. Х. 1764 г. (Ath. Doch. 337), в которой собраны произведения древних дидаскалов, как следует из колофона (Fol. 248-249), является списком со сборника лампадария Мануила Хрисафа (XV в.). Проставленные красными чернилами почти над всеми текстами параллаги (расшифровки попевок) принадлежат, вероятно, учителю Д. Л. Х. иеродиак. Феодосию Хиосскому , занимавшему в сер. XVIII в. должность протопсалта в Смирне. В этой рукописи также содержится неизвестное по др. источникам прозвище Петра Пелопоннесского (также ученика иеродиак. Феодосия) - Бардаки из Мореоса (Μπαρδκι κ Μορως - Fol. 244). К 1767 г. относятся Анфология новейших дидаскалов (Ath. Doch. 338) и Матиматарий (Ath. Doch. 339), в которых собрано большое количество произведений мелургов XVII-XVIII вв.; здесь также красными чернилами проставлены параллаги; завершаются кодексы стихотворными колофонами, в Матиматарии - с акростихом ημτριος (Fol. 255). Кратиматарий Д. Л. Х. (Hieros. Patr. gr. 540) датируется 1769 г. В 1774 г. Д. Л. Х. выполнил обширный (930 страниц) 2-й том Пападики (Ath. Paul. 132), содержащий версии неизменяемых песнопений вечерни, утрени и литургии новых мелургов, часто «объясненные» с помощью параллаги красными и черными чернилами. В начале списка Новой Пападики 1781-1782 гг. (Ath. Xeropot. 330. Fol. 2-7) Д. Л. Х. поместил теоретический трактат Кирилла , митр. Тиносского. По замечанию Г. Статиса, показательно, что Д. Л. Х. не включил в столь полный сборник произведения протопсалтов Иакова и Петра Византийского ( Στθης. Χειρϒραφα. Τ. 1. Σ. 206). Рукопись Xeropot. 330 завершается пространным колофоном с акростихом ημτριος Λτος στ в стихотворной части (Fol. 442-442v); этот колофон почти без изменений повторен Д. Л. Х. в Анфологии Новой Пападики 1805 г. (Athen. O. et M. Merlier. 7). Известен список с кодекса Xeropot. 330 - Анфология мон. Дамаскина Аграфорендиниота (Ath. Xeropot. 305, кон. XVIII - нач. XIX в.), повторившего без изменений авторские ремарки Д. Л. Х. к его песнопениям.

http://pravenc.ru/text/178215.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010