Самым популярным (после Библии и богослужебных текстов) было соч. «О подражании Христу» (De imitatio Christi), приписываемое католич. мистику Фоме Кемпийскому († 1471) и переведенное на мн. европ. языки. Его издавали как католики, так и протестанты; в XVI-XVII вв. оно стало самым читаемым произведением о христ. жизни. Обычно наставительные сочинения, адресованные широкой аудитории, создавались не на латыни, а на национальных языках. Переводы на латынь были вторичными, они предпринимались для того, чтобы труды самых популярных авторов стали доступны образованной аудитории в других странах; потом с этих изданий делались переводы на др. языки. Так, англ. католики чаще знакомились с сочинениями нем. авторов в переводах с латыни или с французского, тогда как франц. и испан. тексты переводились на англ. язык напрямую. В целом труды испан. авторов пользовались в XVI-XVII вв. большой популярностью и переиздавались по всей Европе. В их числе - «Трактат о молитве и медитации» (El tratado de la oración y de la meditación) францисканца католич. св. Петра Алькантарского (1499-1562), труды доминиканца Луиса де Гранады (1504-1588); из работ последнего особую популярность получили «Руководство грешника» (Guía de Pecadores) и «Книга о молитве» (El libro de la oración). Нем. проповедник иезуит Иеремия Дрексель (1581-1638) был автором ок. 20 сочинений, посвященных христ. добродетели и аскетическому образу жизни, к-рые издавались в Германии тиражами более 100 тыс. экз. и были переведены на ряд европ. языков. Пользовались популярностью католич. катехизисы, адресованные как юношеству, ученикам коллегий и ун-тов, так и их наставникам - священникам и мирянам. Самыми востребованными были катехизисы, составленные нем. иезуитом Петром Канизием. Хотя книги были адресованы людям образованным, составлявшим меньшинство населения, реальное воздействие книгопечатной продукции охватывало гораздо более широкий круг, поскольку практика чтения в раннее Новое время подразумевала чтение вслух для аудитории друзей, родственников и домочадцев.

http://pravenc.ru/text/2057152.html

575 Клариссы, ordo sanctae Clarae – наряду с миноритами и терциариями считается Вторым орденом св. Франциска. Орден основан Кларой Шиффи из Ассизи в сер. 13 в. на основе необычайно строгой редакции францисканского устава, которая была смягчена св. Бонавентурой и Урбаном IV. В результате последовавшего за этими деяниями раскола в ордене образовалась группа сторонниц первоначальных правил («кларисски», «простые женщины», «орден Смирения») и «урбанисток», признавших новый устав. В связи со стремлением к строгости во Франции возник орден сестер Ave Maria, в Италии в 1631 г. – еще более суровый орден кларйссок, а в 1676 г. – орден клариссок–отшельниц св. Петра Алькантарского. 576 Орден возник на религиозно–благотворительной основе в сер. 11 в., устав его, установленный магистром Раймондом де Пюи в Иерусалиме, утвердил в 1113 г. Пасхалий II. 577 Milites Templi, Templarii; орден создан девятью французскими рыцарями во главе с Гуго Пайенским и Готфридом Сент–Омерским в Иерусалиме в 1118–1119 гг. для защиты паломников и упрочения государств крестоносцев в Сирии и Палестине; устав был разработан при содействии Бернара Клервоского в 1128 г., обнародован на соборе в Труа, в Шампани, и утвержден папой Гонорием II; в дальнейшем были изданы буллы Milita Dei, Quantem utilitatem и Milites Templi, укрепившие позиции рыцарей–монахов. 578 Ordo domus Sanctae Mariae Theutonicorum, также Deutscher orden и Kreuzritterorden; основан в 1128 г. в Иерусалиме, с 1189 г. перенял военный характер и устав тамплиеров, который был утвержден в 1191 г. Климентом III. 579 Domus Sanctae Mariae Theutonicorum in Lyvonia и Deutscher orden to Lyffland, основан в 1237 г. 580 Fraters ensiferi, T.n.fraters militia Christi; основан создателем Ливонского государства рижским епископом Альбертом фон Буксгевденом и папой Иннокентием III в 1202–1204 гг. на основе устава тамплиеров. 581 Создан братьями С. и Г. Гомес Фернандо Барриентос в 1156 г.; папа Александр III утвердил его как духовно–рыцарский орден с уставом св. Бенедикта.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Летом 1670 г. между папой и регентом португ. трона Педру II были установлены дипломатические отношения. К. продолжил политику папы Климента IX в отношении янсенизма , сохраняя установленный т. н. мир Климента - прекращение преследований янсенистов и богословской полемики с ними со стороны Папского престола. В то же время папа отказался от предложения французского двора отменить буллу папы Александра VII «Regiminis Apostolici» (1665), определившую антиянсенистский формуляр, который должны были подписать все католические клирики. К. не препятствовал деятельности жившего в Риме испан. пресв. М. де Молиноса , одного из основателей квиетизма , в т. ч. публикации им в 1675 г. соч. «Духовное руководство» (Guía espiritual) (при его преемнике, папе Иннокентии XI, произведение будет осуждено). Среди первых действий К. было издание булл о канонизации францисканца Петра Алькантарского и кармелитки Марии Маддалены деи Пацци, состоявшейся еще при папе Клименте IX. 12 апр. 1671 г. К. канонизировал Каэтана Тиенского , основателя ордена театинцев , генерального настоятеля ордена иезуитов Франсиско де Борху, 3-го генерального настоятеля ордена сервитов Филиппо Беници, испан. миссионера-доминиканца Луиса Бертрана и Розу Лимскую , ставшую 1-й святой в Лат. Америке; 11 авг. 1670 г. папа объявил ее небесной покровительницей испан. владений в Америке. К. также беатифицировал папу Римского Пия V (1 мая 1672), Иоанна Креста (см. Хуан де ла Крус ) (25 янв. 1675), а также Горкумских мучеников (19 клириков и монахов, казненных в 1572 повстанцами-гёзами в голл. г. Брилле) (14 нояб. 1675). 10 янв. 1674 г. папа объявил католич. св. Станислава Костку небесным покровителем Речи Посполитой. К. внес изменения в процедуру канонизации святых. 6 дек. 1670 г. был издан декрет, определявший очередность при одновременной канонизации неск. лиц по иерархическому принципу, т. е. сначала надлежало канонизировать тех, кто занимал более высокую ступень в церковной иерархии; если же совершается канонизация неск. лиц, находившихся на одной иерархической ступени, необходимо следовать хронологическому принципу (исходя из даты смерти).

http://pravenc.ru/text/1841399.html

В сер. 60-х гг. XVI в. испан. мон. Тереза Авильская, желая подражать аскетическому образу жизни первых К., положила начало новой конгрегации в ордене К., ставшей затем отдельным орденом. В 1535 г. Тереза вступила в орден К. и стала монахиней в мон-ре Воплощения Господня в Авиле, в к-ром допускались ослабления правил затворничества. Под влиянием собственного мистического опыта и при поддержке францисканца католич. св. Петра Алькантарского Тереза Авильская решила основать жен. монастырь, в к-ром соблюдался бы устав К. в том виде, в каком его утвердил папа Иннокентий IV (1247). Провинциал Кастильской пров. пресв. Анхель де Саласар согласился принять обитель с таким уставом в юрисдикцию ордена, но отменил это решение из-за недовольства жителей Авилы, не желавших создания нового мон-ря. Тем не менее, согласно бреве папы Римского Пия IV «Ex parte vestra» от 7 февр. 1562 г., Терезе Авильской было разрешено основать мон-рь св. Иосифа Обручника (Сан-Хосе) в юрисдикции местного еп. Альваро де Мендосы. 24 авг. 1562 г. в новую обитель пришли 4 насельницы, к которым в дек. присоединилась Тереза Авильская еще с 4 сестрами. 17 июля 1565 г. папа Пий IV бреве «Cum a nobis» подтвердил данное им в 1562 г. разрешение Терезе Авильской составить особые конституции для нового монастыря, монахини которого вели созерцательный образ жизни. Весной 1567 г. Тереза Авильская представила генеральному приору ордена Дж. Б. Росси конституцию для жен. созерцательных мон-рей К., в к-рой были соединены отшельнические принципы устава Альберта Иерусалимского с правилами общежительной жизни: число монахинь в мон-ре не должно превышать 13, им предписывалось пребывать в полном затворе, каждая монахиня получала келью для молитв и выполнения работы, насельницы должны ежедневно собираться на общее богослужение, а также в определенные часы для совместных молитвенных размышлений. Были отменены все послабления устава, предоставленные К. папой Евгением IV в 1432 г., восстановлены воздержание от вкушения мяса и дополнительный пост от праздника Воздвижения Креста Господня до Пасхи. Приорисса мон-ря избиралась общиной на 3 года и наделялась правом духовного руководства сестрами. Дж. Б. Росси одобрил представленную конституцию, посетил монастырь св. Иосифа и 10 авг. 1567 г. разрешил Терезе Авильской основать несколько женских монастырей, а также 2 мужских, следующих первоначальному уставу ордена в редакции Н. Оде. В авг. 1567 г. был открыт жен. мон-рь в Медине-дель-Кампо, в апр. 1568 г.- в Малагоне, в авг.- в Вальядолиде, в мае 1569 г.- в Толедо, в нояб. 1570 г.- в Саламанке.

http://pravenc.ru/text/1681105.html

К. провел ряд реформ в управлении Папским гос-вом, реализовал подготовленные при его предшественнике изменения в фискальной сфере, издав от имени папы Александра VII эдикт об отмене налога на помол зерна. Он упразднил большинство налоговых привилегий и льгот, создал в Римской курии Конгрегацию для контроля за налоговыми сборами (pro gravaminibus tollendis). Папой были сняты ограничения на торговлю зерном и приняты меры по стимуляции производства шерсти в Папском гос-ве. В сфере адм. управления Римом К. упразднил автономию Леонины (Борго) и должность губернатора Борго, расширив т. о. полномочия губернатора Рима. По указанию папы Дж. Л. Бернини продолжил работу над колоннадой базилики св. Петра, а также изготовил скульптурное украшение моста у замка Св. ангела. В Римской курии К. провел реорганизацию Конгрегации регулярных клириков, а 6 июля 1669 г. motu proprio «In ipsis pontificatus» создал Конгрегацию индульгенций и свящ. реликвий. Он канонизировал католич. святых Петра Алькантарского и Марию Маддалену деи Пацци (1669), беатифицировал Розу Лимскую (1668). В 1667 г. К. продолжил начатые при папе Александре VII реформы нек-рых монашеских орденов: утвердил новые уставы францисканцев-конвентуалов и босых кармелиток, устав конгрегации сестер католич. св. Венсана де Поля (1668), возвратил конгрегации пиаристов статус монашеского ордена с привилегиями для нищенствующих орденов; утвердил канонический статус Парижского об-ва заграничных миссий. Буллой «Romanus Pontifex» от 6 дек. 1668 г. папа упразднил пришедшую в упадок конгрегацию апостольских клириков св. Иеронима (см. Иезуаты ), а также неск. малочисленных монашеских конгрегаций, в т. ч. конгрегации августинцев-каноников св. Георгия на о-ве Сан-Джорджо-ин-Альга и отшельников св. Иеронима во Фьезоле. К. продолжил работу по укреплению католич. миссий в Китае и на Дальн. Востоке, начатую по его инициативе в бытность гос. секретарем. 13 сент. 1669 г. конституцией «Speculatores» К. подчинил все миссии монашеских орденов и конгрегаций, действующие во Вьетнаме и в Китае, апостольским викариям в Тонкине, Кохинхине (Юж. Вьетнам) и Нанкине (совр. пров. Цзянсу, Китай), к-рые т. о. получили полномочия правящих епископов. 13 нояб. того же года по просьбе доминиканцев папа подтвердил положения декрета Конгрегации пропаганды веры от 12 сент. 1645 г., утвержденного папой Иннокентием X, о запрете кит. христианам соблюдать обряды и обычаи конфуцианства (т. н. кит. ритуалы). Бреве «Sollicitudo pastoralis» от 17 июня 1669 г. папа запретил католич. миссионерам в Вост. Азии заниматься торговлей и иной коммерческой деятельностью.

http://pravenc.ru/text/1841397.html

В 1567 г. в Медине-дель-Кампо Тереза Авильская познакомилась с молодым К. пресв. Хуаном де Йепесом, к-рый стремился к подвижнической жизни и собирался переходить в орден картузианцев . Монахине удалось убедить его присоединиться к ней и ее сторонникам, следовавшим реформированному уставу. 28 нояб. 1568 г. Хуан де Йепес, принявший имя Иоанн Креста (см. Хуан де ла Крус ), бывш. настоятель муж. монастыря К. в Медине-дель-Кампо пресв. Антонио де Эредия, принявший имя Антоний Иисуса, основали муж. мон-рь созерцательных К. в Дуруэло (близ Авилы). В июле 1569 г. первыми насельниками муж. мон-ря в Пастране стали неаполитанцы Мариано Адзаро и Джованни Нардуччи. В этом мон-ре действовал новициат для послушников, желавших присоединиться к созерцательным общинам. Вопреки запрету генерального приора Дж. Б. Росси на отделение реформированных мон-рей от ордена в нач. 70-х гг. XVI в. в реформаторском крыле стали проявляться тенденции к обособлению и распространению самоназвания созерцательных К.- босые, или босоногие (discalceati), противопоставлявших себя «обутым» К., по аналогии с босыми францисканцами Петра Алькантарского, которые также стремились к строгой аскетической жизни; монахи реформированных мон-рей следовали обычаю носить сандалии, а в теплое время года ходить босиком. Сразу после возникновения реформированных мон-рей появились разногласия между босыми и «обутыми» К. Поводом к 1-му конфликту стало основание босыми К. в Алькала-де-Энарес коллегии для обучения клириков. Средства для обустройства коллегии были переданы Руисом Гомесом де Сильвой, герц. Эболи, к-рый отказался жертвовать на кастильскую коллегию ордена. Кастильские К. опасались перехода монахов в реформированные обители; по их просьбе генеральный приор запретил монахам испан. провинций вступать в мон-ри босых К. без письменного разрешения провинциала. Католич. св. Тереза Авильская. Гравюра с прижизненного изображения. 1618 г. Католич. св. Тереза Авильская. Гравюра с прижизненного изображения. 1618 г. Присланные Папским престолом по просьбе испан.

http://pravenc.ru/text/1681105.html

После смерти папы Павла V (28 янв. 1621) при поддержке испан. и франц. дворов 9 февр. 1621 г. избран новым папой с именем Григорий XV, 14 февр. коронован в соборе св. Петра; 14 мая того же года состоялась интронизация Г. в Латеранской базилике. Продолжая политику Контрреформации , Г. направил финансовую помощь герм. имп. Фердинанду II и поручил папскому нунцию Карло Караффе оказывать ему помощь в борьбе с протестантизмом в Чехии и Моравии. При Г. улучшились отношения с Англией, папа пытался содействовать браку принца Уэльского (впосл. кор. Карл I) с испан. инфантой Марией, надеясь тем самым добиться возрождения католицизма в стране. Несмотря на неудачу в организации этого брака, при Г. положение католич. Церкви в Англии неск. улучшилось. Одним из важных деяний Г. стало изменение процедуры конклава : установление 3 возможных форм папских выборов (баллотировка, компромисс и единогласное одобрение) и введение индивидуального, письменного и тайного голосования при баллотировке (булла «Aeterni Patris» от 15 нояб. 1621), а также общая регламентация проведения конклава (булла «Decet Romanorum Pontificem» от 12 марта 1622). Ввиду распространения протестантизма в Европе, наступления ислама со стороны Османской империи, расширения колонизации Сев. и Юж. Америки и открытия морских путей в Африку и на Дальн. Восток 6 янв. 1622 г. Г. учредил конгрегацию Пропаганды веры (Sacra Congregatio de Propaganda Fide). 22 июня того же года буллой «Inscrutabili Divinae» новой конгрегации поручалось вести дела, относящиеся к распространению католич. веры в мире, и расширять миссии католич. Церкви в различных странах и на континентах (Bullarium Romanum. XII. 690-693). 12 марта 1622 г. Г. совершил 1-ю в истории Римско-католической Церкви одновременную канонизацию неск. святых: Игнатия Лойолы , основателя ордена иезуитов, Франциска Ксаверия , соратника Лойолы, иезуита-миссионера в Индии и Японии, Терезы Авильской , Филиппа Нери и Исидора-пахаря, небесного покровителя испан. земледельцев. Канонизировав их, папа не успел издать соответствующие буллы, что сделал его преемник папа Урбан VIII. В 1622 г. папа беатифицировал доминиканца Альберта Великого и Петра Алькантарского (основателя «босоногих францисканцев»). 17 февр. 1623 г. по распоряжению Г. в Римский бревиарий был внесен день памяти Бруно Картузианца .

http://pravenc.ru/text/166777.html

На практике, однако, соборные капитулы и ун-ты сопротивлялись проекту создания семинарий. Нек-рым епископам пришлось основывать их за свой счет, предоставлять им здания. В 1564-1597 гг. в И. было создано 20 семинарий. Проводились реформы монашеских орденов. Так, по инициативе францисканца католич. св. Петра Алькантарского (канонизирован в 1669) во мн. францисканских мон-рях были приняты аскетические практики, в т. ч. отказ от обуви в теплое время года. Петр Алькантарский был духовником кармелитки Терезы Авильской, к-рая, вероятно под его влиянием, выступила за создание небольших обителей, где можно было бы вернуться к изначальным аскетическим идеалам ордена и строго соблюдать его древний устав. В 1562 г. она основала такой мон-рь в Авиле (где было всего 12 монахинь) и стала его настоятельницей; в 1582 г., когда умерла Тереза Авильская, в И. было 16 таких мон-рей. В результате реформы ордена кармелитов под рук. Терезы Авильской и ее последователя Хуана де ла Круса возник орден босых кармелитов. Создавались и др. новые ордены, в т. ч. орден госпиталитов св. Иоанна Божия (см. ст. Госпиталиты ), основанный в 1537 г. католич. св. Хуаном де Диосом (Иоанном Божиим). Члены ордена занимались уходом за больными и увечными, к 1590 г. 300 монахов-госпиталитов работали в 40 госпиталях в И. Особую роль в И. сыграл орден иезуитов. Св. Тереза Авильская. 1615 г. Худож. Рубенс (Музей истории искусств, Вена) Св. Тереза Авильская. 1615 г. Худож. Рубенс (Музей истории искусств, Вена) Главным орудием Контрреформации была инквизиция. Если в кон. XV - нач. XVI в. деятельность инквизиции была направлена прежде всего против конверсо, то затем - против эразмианцев, лютеран, иллюминатов. Жертвами инквизиции стали мориски, которых пытались насильственно ассимилировать. По королевскому указу 1566 г. морискам запрещалось использовать араб. язык, вводились ограничения на мн. обычаи и культуру мусульман. Восстание морисков Гранады и ее окрестностей против такой политики (1568-1571) было подавлено регулярными войсками под командованием дона Хуана Австрийского, после чего мн.

http://pravenc.ru/text/674995.html

Этого мало. Кто сообщает нам церковное предание, великая пламенная любовь ап. Петра ко Христу заставляла его каждой ночью при пении петуха пробуждаться и проливать слезы о своем грехе отречения, хотя этот грех давно уже был прощен Господом. Великая любовь ко Христу ярко проявилась у ап. Петра после сошествия на учеников Христовых благодати Св. Духа. Деяния апостольские повествуют, с каким необычайным мужеством он из среды всех других апостолов выступал с проповедью о вере во Христа, распятого и воскресшего. В этом дерзновенном исповедании Христа сказалась та же любовь к Нему ап. Петра, одушевленная и усиленная чрезвычайным действием благодати. Нынешнее Евангельское чтение за литургией передает нам, как на вопрос Христа ученикам: «Вы за кого почитаете Меня?» – ап. Петр также первый из среды учеников проповедал Христа Богом, сказавши: «Ты Христос, Сын Бога Живаго» ( Мф. 16:16 ). И в этом исповедании веры выразилась великая любовь ап. Петра ко Христу. Поэтому-то Господь так ублажал Петра ( Мф. 16,17–19 ), ибо без любви к Богу наша вера не имеет для нас никакого спасительного значения, почему ап. Павел и сказал, что в деле нашего спасения имеет значение только вера, поспешествуемая любовью. Любовь ко Христу была центром, из коего исходили у ап. Петра все его мысли, чувства, желания, слова – вся его деятельность и вся его жизнь. Характерно, что и в смерти ап. Петра сказалась та же чрезвычайная его любовь ко Христу. Как свидетельствует церковное предание, любовь ко Христу побудила ап. Петра просить своих палачей распять его на кресте вниз головой. Как любил Христа ап. Павел, об этом свидетельствуют собственные слова его, слышанные нами ныне за литургией на апостольском чтении. «Я гораздо более (других апостолов), – говорит он во Втором своем послании к коринфянам, – был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской. Много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников... в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних приключений, у меня ежедневное стечение людей, забота о всех церквах. Кто изнемогает, с кем бы я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?» ( 2Кор. 1, 23–29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

И судя по всему, Христос пришел на этот раз специально ради Петра, как в предыдущий раз пришел ради Фомы. Пришел Он не при всех учениках, а при немногих, и, хотя говорил, кажется, при них, но они, скорее всего, не знали, в чем тут дело, как и окружавшие Петра в саду не знали истины. Знал только Иоанн Богослов, и Господь спрашивает Петра именно при нем, так, как и тогда он один из учеников был свидетелем отречения Петра. Господь спрашивает трижды. Обычно, когда верят, спрашивают только один раз. А тут Господь мало того, что спрашивает трижды, но и вопросы ставит как-то странно. Сначала спрашивает о силе любви: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они?». А во второй и третий раз спрашивает Петра: а вообще, «любишь ли ты Меня?». И как тогда, в саду первосвященника, ему не верили, и с каждым повторным вопросом ему становилось все страшнее, и после третьего он, наверное, подумал, что вот, сейчас перестанут спрашивать и начнут бить и распинать, – так и тут, с каждым вопросом для Петра все более и более сужается путь, все теснее становится ему, так что после третьего он весьма опечалился. Он, наверное, подумал: что же это такое? Третий раз спрашивает, хотя и Сам знает, что я люблю Его. Неужели Он ни мне, ни даже Себе не верит? А ведь дальше – еще теснее: «Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам, и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки свои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертию Петр прославит Бога», то есть через распятие, потому что когда тебя кто-то препоясывает, то ты простираешь руки в стороны, чтобы не мешать ему. Получается, что и там страх распятия, тут обещание того же. Господь тут именно восставил Петра, снова вывел его на тесный путь, с которого он тогда сошел, вывел и сказал: «Паси овец Моих», и «иди за Мною». Церковь прославляет Петра как первоверховного Апостола. Но здесь речь не о вручении ему первоверховенства. И чтобы у нас не было сомнения, мы в следующих же строках Евангелия читаем: «Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус», то есть Иоанна Богослова.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010