Поводом к изданию этого правила послужили беспорядки, произведенные в александрийской церкви мелетианским расколом, возникшим в первые годы IV века 353 . Свое название раскол получил по имени епископа ликопольского в Фиваиде, Мелетия. В области александрийского епископа Мелетий занимал в иерархическом отношении первое место после этого епископа 354 ; александрийским же епископом был в то время Петр († 311). Из имеющихся об этом сведений видно, что Мелетий завидовал Петру Александрийскому , которому принадлежала честь первенства, и выжидал только удобного случал, чтобы нарушить с последним добрые отношения. Жестокий спор возник между Мелетием и Петром по поводу положения, какое надлежало занять в отношении христиан, во время гонений Диоклетиана и Максимина, поколебавшихся в своей вере. Петр, хотя и строгий в своих правилах о покаянии, был обвиняем Мелетием в попустительстве. Тогда по этому поводу Петр созвал собор из нескольких епископов александрийской области, на котором была признана невиновность Петра, а Мелетий был присужден к извержению. Не будучи связанным никакой дисциплиной, Мелетий, пользуясь тем, что Петр и многие другие православные епископы томились за свою веру в темницах, начал сам рукополагать диаконов, пресвитеров и епископов не только в своей области, которой, в сущности, был канонически лишен, и которой управлял лишь насильственным образом, но, вопреки всем ясным определениям канонов, и в областях других епископов, так что в короткое время успел основать несколько церквей своих последователей, и во время Никейского Собора в александрийской церковной области было уже двадцать девять мелетианских епископов 355 . Такое распространение мелетианского раскола побудило отцов Никейского Собора заняться его обсуждением, чтобы положить конец беспорядкам, произведенным в церкви этим расколом. Собор изрек очень милостивое решение относительно этого раскола, надеясь мягкостью достигнуть его скорейшего искоренения. Вследствие этого была издано предписание, по которому Мелетий оставался епископом в Ликополе, но без права рукополагать, участвовать при избрании епископов, или идти с этою целью в другие места, а мог пользоваться только именем своего епископского достоинства. Что касается лиц, рукоположенных Мелетием, то собор постановил совершить над ними с молитвою особый церковный обряд, после которого они допускались служить в клире 356 . А чтобы впредь не случилось того, что главным образом послужило поводом мелетианского раскола, а именно самовольное поставление Мелетием епископов, и притом в чужих областях, – отцы Никейского Собора, осудив самого основателя раскола, издали настоящее правило, постановив, как должно поставлять епископов и кто имеет право утверждать их.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

поиск:   разделы   рассылка //Александр Щипков. Во что верит Россия Лекция тринадцатая. Католичество в России Римско-католическая Церковь в России состоит из двух независимых апостольских администратур: для католиков латинского обряда Европейской части России (ЕАР) с центром в Москве, глава — архиепископ Тадеуш Кондрусевич; и для католиков латинского обряда Азиатской части России (ААР) с центром в Новосибирске, глава — епископ Иосиф Верт. На территории РФ Ватикан представлен пронунцием архиепископом Джоном (Буковским). Наиболее крупные общины находятся: в Астрахани (приход Успения Божией Матери), в Батайске Ростовской области (приходы Св. Креста и Св. Станислава), во Владимире (приход Девы Марии Святого Розария), в Волгограде, в Калининграде (приход Святого Адальберта), в Оренбурге (приход Пресвятой Богородицы Лоретанской), в Бугуруслане (приход Свв. Апостолов Петра и Павла), в Самаре (приход Пресвятого Сердца Иисуса), В Петербурге (приходы Божией Матери Лурдской, Св. Екатерины Александрийской), в Саратове (приход Св. Климента), в Марксе (приход Христа-Царя), в Смоленске (приход Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии), в Пятигорске (приход Преображения Господня), в Твери (приход Преображения Господня) и др. Первые католические храмы в Москве и Петербурге появляются при Петре I. В 1772 г. Екатериной П учреждается Могилевская епархия с центром в Петербурге. До XIX в. католичество в России было исключительно, а с XIX в. по преимуществу вероисповеданием поляков, прибалтов, немцев и других западноевропейских национальных меньшинств. К февралю 1917 г. католические общины латинского обряда существовали во всех крупных российских городах. После Февральской революции, в мае 1917 г., был учрежден экзархат восточного обряда для русских католиков, находившихся при царе на нелегальном положении. В течение нескольких лет во время Гражданской войны существовал католический диоцез Дальнего Востока с центром во Владивостоке. К началу 1930-х гг. в результате репрессий Русская Католическая Церковь Восточного обряда была полностью уничтожена. К 1937 г. была уничтожена католическая иерархия латинского обряда. К началу перестройки в России осталось менее 10 официально зарегистрированных общин. Существовали нелегальные католические общины, подвергавшиеся преследованиям КГБ. Нормализация католической жизни началась в 1989–1990 гг. с приездом в Россию нунция Франческо Колосуоно и начавшейся регистрацией католических общин. В результате репрессий, о которых мы упоминали, РКЦ в России не имеет достаточно клира для служения в католических общинах, что вынуждает ее направлять в приходы священнослужителей-иностранцев. Этот факт, равно как и наметившееся обращение части русской молодежи в католичество, вызвал негативную реакцию со стороны Русской Православной Церкви.

http://religare.ru/2_7176.html

поиск:   разделы   рассылка Михаил Фатеев Как выбирают Папу? По материалам:  Приход святой Екатерины Александрийской Избрание Римского Папы происходит на закрытом собрании коллегии кардиналов, т.н. конклаве (от латинского conclave – запертая комната). Конклав должен быть созван не ранее 15 дней, но и не позднее 20 с момента объявления Римского престола вакантным. Право избрания имеют кардиналы не старше 80 лет. Количество кардиналов, участвующих в выборе Римского епископа не должно превышать 120. Выборщики и те, кто им сопутствует, живут на территории Ватикана, ныне это дом святой Марты. Само голосование проходит в Сикстинской капелле. Все участвующие в конклаве не должны разглашать никакой информации, связанной с выборами. С момента начала конклава дом святой Марты, Сикстинская капелла и места, предназначенные для совершения литургии, должны быть закрыты для всех, не имеющих права присутствовать в них. Вся территория Ватикана и его учреждений должны быть всецело подчинены тому, чтобы сохранить атмосферу тишины и молитвы. Никто не имеет права приближаться к кардиналам-выборщикам. Запрещена переписка и телефонная связь. Кардиналы не имеют права общаться с теми, кто не участвует в конклаве. Чтобы ход конклава проходил гладко на его время назначаются секретарь Коллегии кардиналов, который исполняет обязанности секретаря выборов, обер-церемониймейстер с двумя помощниками и двумя монахами, работниками папской ризницы. Так же во время выборов кардиналам помогают несколько исповедников, владеющими несколькими языками и два врача. В день начала конклава кардиналы собираются в соборе святого Петра на утреннюю мессу, которую совершает кардинал-декан. Позднее, днем, кардиналы во главе с кардиналом-деканом собираются в Паолинской капелле и с гимном Veni Creator Spiritus идут в Сикстинскую капеллу. Это место будет закрыто до конца выборов. Перед началом кардиналы-выборщики присягают на Евангелии, что соблюдут все, что указано в документах, касающихся избрания понтифика. После присяги в часовне остаются церемониймейстеры и священнослужитель, который предложит участникам конклава духовные размышления. После завершения оба они покидают капеллу.

http://religare.ru/2_99674.html

Приложения Описи монастыря, грамоты и указы Писцовая книга г. Суздаля 7136 – 1628 г. и 7137 – 1629 г., письма и меры Михаила Трусова да подьячего Фёдора Витовтова43 «Лета 7136 и 137 году, по Государеву Цареву и Великого князя Михаила Феодоровича всея Руссии указу, писцы Михайло Михайлович Трусов, да подьячий Фёдор Витовтов писали и мерили Суздаль город и в городе церкви и дворы, и посад, и на посаде церкви и дворы, и в торгу лавки и анбары, а что в городе дворов и на посаде белых и тяглых, и то писано в сих книгах подлинно порознь». «Город Суздаль на реке на Каменке, ветх, а у города четверы ворота, ворота Ильинские на площадь, ворота Никольские, ворота Дмитровские, ворота водяные; а в городе соборная церковь , каменная, Рождества Пречистой Богородицы; на полатех четыре престола: престол Вознесения Христова, престол Усекновения Честные Главы Иоанна Предтечи, престол Архангела Гавриила, престол трёх Святителей; и в церкви образы, и книги, и ризы, и свечи, и сосуды церковные, и на колокольнице колокола и всякое церковное строение прежних Великих Государей Царей и Суздальских Архиепископов; а служат в Соборной церкви Протопоп Иван, да протодиакон Григорий, да пять попов, да три диакона. «В городе приходных церквей: у Ильинских ворот ружные церкви, церковь Успения Пречистой Богородицы, другая церковь Афанасия Александрийского , деревянны клетцки, строенье мирское приходных людей; да у Никольских ворот церковь Николы Чудотворца, деревянна вверх, да трапеза тёплая Петра и Павла верховных Апостол, деревянна клетцки, строение мирское приходных людей; а у церкви на монастыре одиннадцать келий, а в них живут шестнадцать стариц. Да у Никольских ворот, на Покровском дворе церковь Иоакима и Анны, деревянна вверх, службы нет. В городе ж дворов: двор Архиепископа Иосифа Суздальского и Тарусского, а на дворе церковь деревянна клетцки, во имя всех Святых, да придел Государева ангела Михаила Малеина, да ново сооружена церковь Успения Пречистой Богородицы, а в церквях образы и книги, и ризы, и колокола, и всякое церковное строение прежних архиепископов и нынешнего архиепископа Иосифа Суздальского и Тарусского: двор приказного его человека Андрея Бермацкого " …

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

прот. Николай Гундяев Скачать epub pdf 6. Афанасий Александрийский 6.1 Жизнь и труды Главные источники – его труды: 1. Апология против Ариан; 2. Апология к Констанцию; 3. Апология о собственном бегстве; 4. История ариан к монахам. Этот материал носит черты автобиографии. Важное значение имеют и внешние свидетельство: 5. История Афанасия на латинском языке; 6. Похвальное слово (21-е) Афанасию Александрийскому Григория Богослова ; 7. «Древнее коптское слово», дошло на коптском языке. Святой Афанасий родился в Египте, по всей вероятности, в Александрии. Была слишком неопределенная дата его рождения. Благодаря же Древнему коптскому слову удалось же определить дату его рождения. В соответствии с этим документом, Афанасию было 33 года, когда он был избран на Александрийскую кафедру. В отношении последнего события мнения колеблются 2–3 года – между 326 и 328 годами, т.е. Афанасий родился или 293 году, или в 295 году. Обычно признаётся 293 год. Известно, что в 326 году, вскоре после Вселенского Собора, епископ Александр Александрийский скончался, и его преемником был Афанасий. Трудно себе представить, чтобы на протяжении двух лет кафедра пустовала. Источники не дают сведений о родителях Афанасия, неизвестно даже, были ли они христианами. Ничего источники не говорят о детстве и юности Афанасия. Существует лишь апокрифическое сказание о том, что ещё во времена Петра Александрийского (пострадал за Христа в 311 году), когда Афанасию было уже 16 лет (или 18), якобы он, играя, крестил на берегу моря близ Александрии своих сверстников, и якобы епископ Петр признал действительным это крещение. Трудно представить, чтобы он занимался подобного рода играми, да ещё в таком возрасте. Известно, что Афанасий довольно рано стал чтецом, вошел в клир Александрийской Церкви и был на протяжении 6 лет в звании чтеца. Святой Григорий Богослов говорит, что Афанасий получил хорошее образование, хотя мы можем отметить, что не столь широкое и глубокое, каким обладал св. Григорий Богослов или св. Василий Великий . Его творения – несомненное свидетельство того образования, которое давалось детям из состоятельных семей. По выражению Григория Богослова , Афанасий, будучи молодым, знал все книги Священного Писания так, как другой не знает и одной из этих книг. Он был неутомим в чтении, он стремился к знаниям. Он стремился читать отцов и учителей Церкви, которые были доступны ему. Благодаря этому чтению Слова Божия и святоотеческой литературы, он развил в себе тонкое понимание глубочайших вероучительных истин. Он был аскетического склада, собирался уйти к Антонию Великому , он был знаком с Антонием и другими подвижниками Египта и Ливии.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ko...

Разделы портала «Азбука веры» Великий пост – установленный Церковью 48-дневный пост, предшествующий Празднику Пасхи , направленный на духовную подготовку верующих к Дню Светлого Христова Воскресения . Период Великого поста включает в себя шесть седмиц Святой Четыредесятницы до пятницы шестой седмицы и последнюю седмицу перед Пасхой – Страстную седмицу . Иногда весь пост называют Святой Четыредесятницей по той причине, что Четыредесятница составляет основную по длительности часть Великого поста. Великий пост начинается не раньше 15 февраля и завершается не позже 7 мая включительно, в зависимости от даты празднования Пасхи. По периодам: начало 15.02–21.03, окончание 3.04–7.05 включительно. Таким образом период с 21 марта по 3 апреля оказывается всегда приходящимся на Великий пост. Каждая из шести седмиц Четыредесятницы в месяцеслове именуется по порядковому номеру и завершается Неделей (воскресным днём). Храм священномученика Вениамина Петроградского, г. Симферополь. Фото: Дарья Соловей Краткая история Великого поста Истоки предпасхального поста принято связывать с существовавшей в раннехристианской Церкви, во II–III вв.,  практикой соблюдения поста в пасхальную ночь, в воспоминание крестных страданий Господа Иисуса Христа (заметим: первоначально под Пасхой мог подразумеваться как праздник Воскресения Господня, так и воспоминание страстей (страданий и смерти Спасителя)). Считается, что обычай продолжительного поста перед Пасхой формировался параллельно с древней практикой катехизации (оглашения). Дело в том, что к III веку в Церкви распространилась практика совершать Таинство Крещения на Пасху. Таким образом, пост, соблюдаемый оглашаемыми в предпасхальный период, служил для них средством подготовки к принятию Крещения. Для верных этот период становился временем покаяния и аскетических упражнений. В александрийских источниках 2й половины III–IV века (см.: 1й канон св. Петра Александрийского ) есть упоминания о 40-дневном посте. Неясно только, был ли изначально связан этот пост с Пасхой или нет.

http://azbyka.ru/velikij_post

Разделы портала «Азбука веры» О прощении добровольно вышедших на подвиг из сострадания к мученикам, и не устоявших в нём, о чём сердечно в покаянии пребывающих. Были такие, которые вначале устремились в самое горнило гонения. Стоя вокруг судилища и видя святых мучеников, поспешающих к почести вышнего звания ( Флп.3:14 ), в благой ревности готовые на всё, они предавали себя на эту борьбу со многим дерзновением, в особенности когда видели, что иные увлекаемы к падению и падают. Воспламеняясь за них внутренне и слыша в себе призыв к тому, чтобы одолеть возносящегося противника, они спешили на эту борьбу, чтобы противник не казался самому себе мудрым (см. Притч.3:7 ) из-за тех, кого счел побежденным его коварством, тогда как он, сам того не замечая, низлагается теми, кто стойко выдерживает строгание и бичевание, острие меча, жжение огня, потопление в воде. И когда некоторые просят совершать молитвы и прошения или за тех, кто был безжалостно наказан в темнице, а потом побежден голодом и жаждой, или за тех, кто вне темницы на судилище был мучим строганием и бичеванием, а после не устоял перед немощью плоти, то справедливо на это согласиться. Ведь сострадать и соболезновать скорбящим и рыдающим о тех, кого в борьбе одолела многая сила злохитрого диавола, иначе говоря, о родителях, братьях или детях, никому никак не вредит. Ведь мы знаем, что и ради веры других некоторые сподобились благости Божией в отпущении грехов, телесном здравии и воскресении мертвых. Итак, помня о многих тяжких страданиях и скорбях, которые они прежде перенесли за имя Христово, и не только об этом, но и о том, что они раскаялись и содеянное ими предательство оплакивают в изнурении и умерщвлении тела, к тому же имеют свидетельство, что их жизнь стала чужда гражданских занятий, наряду с прочим подобающим, мы в совместной молитве призываем на них милость Божию через Того, Кто стал ради нас Ходатаем ко Отцу, умилостивляющим за грехи наши. Ведь, говорит Писание, если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши ( 1Ин.2:1–2 ).

http://azbyka.ru/pravo/petra-aleksandrij...

Санкт-Петербург. Собор Спаса Преображения. Спасо-Преображенский собор Карта и ближайшие объекты Спасо-Преображенский Собор был возведен по указу императрицы Елизаветы в знак благодарности господу и лейб-гвардии Преображенскому полку. Первоначально здание церкви было построено в 1743-1745 годах по проекту П.-А. Трезини и М.Г. Земцова во внутреннем дворе Преображенского гренадерского полка. 5 августа 1754 года, накануне праздника Преображения, храм был освящен в присутствии Государыни императрицы. В создании внутреннего убранства принимал участие архитектор Растрелли. В 1825 году собор полностью сгорел и на том же месте в 1829 году был восстановлен под руководством архитектора Стасова. 5 августа 1829 года состоялось новое освящение собора. Главный алтарь был освящен в честь праздника Преображения Господня, правый предел в честь Преподобного Сергия Радонежского, покровителя русского Царствовавшего Дома, а левый в честь Священномученика Климента Римского и Петра Александрийского, день памяти которых отмечается Церковью 25 ноября. Спасо-Преображенский собор – пятиглавый храм, выделяющийся среди окружающей застройки своими размерами, формой пластикой. Несмотря на традиционное композиционное построение, во внешней его архитектуре много нового. Стасов, представитель классического направления в русском зодчестве, руководствовался теми декоративными формами, которые были характерны для позднего периода развития этого стиля. Полуциркульные высокие окна, закомпонованные в ниши с балюстрадамии орнаментальными архивольтами, панно с воинскими атрибутами на полях стен, барельефы аттика центрального барабана с головками херувимов, двенадцатиметровый портик из четырех ионических колонн, примкнувший с западной стороны к собору, - элементы классической ордерной системы, использованные в архитектуре собора. Иконостас центрального престола – деревянный четырехъярусный в виде триумфальной арки с полусферическим сводом над царскими вратами, украшенный золоченой резьбой по белому фону. Свод купола окрашен под цвет облачного неба, по бокам – восемь ангелов, в центре – большая звезда с расходящимися лучами. В кольце купола золотыми буквами надпись: " Господи, Боже Израилев, несть Бог, якоже Ты на небеси горе и на зимли долу. Да будут очи Твои отверсты на дом сей день и нощь, еже услышати молитву людей Твоих, елико аще помолятся на месте сем, и Ты услышиши на небеси и сотвориши и милостив будеши им " .

http://sobory.ru/article/?object=01539

Санкт-Петербург. Церковь Рождества Иоанна Предтечи. Церковь Рождества Иоанна Предтечи при Пажеском Его Величества корпусе Карта и ближайшие объекты Церковь Рождества Иоанна Предтечи при Пажеском Его Величества корпусе Пажеский корпус для детей из знатных дворянских семей был основан в 1759 и действовал вплоть до Февральской революции. В 1810 его перевели с Миллионной на Садовую улицу, в барочный дворец, возведенный Б. Растрелли для гр. М. И. Воронцова. У графа в юго-восточном флигеле была церковь прп. Михаила Малеина (или свв. Климента Римского и Петра Александрийского), освященная 25 ноября 1758 в присутствии Императрицы Елизаветы Петровны. Церковь сохранялась и после покупки дворца в казну и закрылась только в 1799, когда Павел I, отдав дворец Мальтийскому ордену, поручил Кваренги создать вместо первоначальной церкви новый просторный храм на 1000 человек в честь святого покровителя ордена. Он был освящен 21 июня 1801 и разместился на втором этаже главного здания. Тот же зодчий возвел при корпусе католическую церковь, т. н. „Мальтийскую капеллу“ (церковь св. ИОАННА ИЕРУСАЛИМСКОГО при Пажеском Его Императорского Величества корпусе). Колонны в православном храме были отделаны искусственным синим и желтым мрамором, лепной карниз позолочен, на потолке и стенах рельефом изображены мальтийские кресты. Из прежней церкви в новую взяли: Острожскую Библию 1580 года, прижизненный портрет свт. Димитрия Ростовского, напрестольный золоченый крест с мощами апп. Андрея, Стефана и др. Павел I подарил прекрасные облачения из малинового бархата с шитыми серебром мальтийскими крестами и чеканную дарохранительницу из серебра весом более пуда. На стенах храма висели доски черного мрамора с именами павших воспитанников. Дважды – в 1875 и 1900 – в церкви производился реставрационный ремонт, а в 1901 на фронтоне был сделан новый крест и звонница с семью колоколами. В 1883 арх. М. Н. Парунов предложил выстроить во дворе Пажеского корпуса копию иерусалимской часовни Гроба Господня, но этот проект не был осуществлен.

http://sobory.ru/article/?object=19769

Св. апостол Петр, называвшийся прежде Симоном, был сыном рыбаря Ионы из Вифсаиды Галилейской (Ин. 1:42, 45) и братом св. апостола Андрея Первозванного, который и привел его ко Христу. Св. Петр был женат и имел Дом в Капернауме (Мф. 8:14). Призванный .Христом Спасителем за рыбной ловлей на озере Геннисаретском (Лк. 5:8), он при Всяком случае выражал Ему свою особенную преданность и ревность, за что и удостоен был особенного приближения к Господу вместе с сынами Зеведеевыми (Лк. 9:28). Сильный, пламенный духом и решительный, он естественно занял первое место в лике Христовых апостолов. Он первым решительно исповедал Господа Иисуса Христа Христом, то есть Мессиею (Мф. 16:16), и за это удостоился наименования Камнем (Петром); на сем камне Петровой веры Господь обещал создать Церковь Свою, которую и врата адовы не одолеют (Мф. 16:18). Троекратное отречение свое от Господа св. Петр омыл горькими слезами раскаяния, вследствие чего по Своем Воскресении Господь вновь восстановил его в апостольском достоинстве, троекратно, по числу отречений, поручив ему пасти агнцев и овец Своих (Ин. 21:15-17). Он первым содействовал распространению и утверждению Церкви Христовой по сошествии Св. Духа, произнесши сильную речь перед народом в день Пятидесятницы и обратив 3000 душ ко Христу, а спустя некоторое время другой сильной речью, по случаю исцеления хромого от рождения в храме, обратил еще 5000 (Деян. гл. 2-4). Первая часть книги Деяний (гл. 1-12) рассказывает по преимуществу о его апостольской деятельности. Но с того времени, как он, чудесно освобожденный Ангелом из темницы, ушел в другое место (Деян. 12:17), о нем в книге Деяний упоминается еще только один раз, при рассказе об апостольском соборе (гл. 15). Все остальные сведения о нем сохранились только в церковных преданиях, не очень полных и не вполне определенных и согласных друг с другом. Во всяком случае известно, что он предпринимал путешествия с проповедью Евангелия по палестинскому, финикийскому и сирскому берегу Средиземного моря, был в Антиохии, где рукоположил первого епископа Еводия. Затем проповедовал в областях Малой Азии иудеям и прозелитам, потом в Египте, где рукоположил Марка в первого епископа для Александрийской церкви. Отсюда перешел в Грецию (Ахаию) и проповедовал в Коринфе, что видно из 1 Кор. 1:12, По преданию, св. Петр из Греции отправился в Италию и был в Риме, затем посетил Испанию, Карфаген и Британию. К концу своей жизни св. Петр снова прибыл в Рим, где и принял мученическую кончину вместе со св. апостолом Павлом в 67 году, будучи распят вниз головой. Первоначальное назначение послания, повод к написанию и цель

http://sedmitza.ru/lib/text/430598/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010