Правилами (καννες) называются те письменные определения, которые законодательная власть церковная издала в течение нескольких веков и которые доселе имеют силу в православной церкви, как положительные и вообще обязательные законы для всех и каждого, кто есть член этой церкви. Все эти определения или правила изложены в основном каноническом сборнике православной церкви, который издан в Константинополе в 883 году и известен под именем Номоканона в XIV титулах В этом сборнике находятся правила св. Апостолов, правила вселенских соборов, десяти поместных и правила тринадцати св. отец. Рядом с этими основными правилами имеют еще силу, как дополнительные правила, несколько канонических сочинений Иоанна Постника, Никифора Исповедника, Николая Грамматика, Василия Великаго, Иоанна Златоустаго и Анастасия. Все упомянутые правила, как основные, так и дополнительные, содержатся в Афинской Синтагме, изданной в 1852-59 годах, с одобрения константинопольского патриаршего синода и священного синода элладской церкви А эти правила суть следующие. А. Основные правила: I. Правила св. Апостолов. II. Правила вселенских соборов: 1. никейского первого, 2. константинопольского первого, 3. эфесского, 4. халкидонского, 5. трулльского и 6. никейского второго. III. Правила вселенских соборов: 1. анкирского, 2. неокесарийского, 3. гангрского, 4. антиохийского, 5. лаодикийского, 6. сердикского, 7. константинопольского 394 г., 8. карфагенского 419 г., 9. константинопольского 861 и 10. константинопольского 879 гг. IV. Правила св. отец: 1. Дионисия александрийского, 2. Григория неокесарийского, 3. Петра александрийского, 4. Афанасия Великаго, 5. Василия Великаго, 6. Тимофея александрийского, 7. Григория Богослова, 8. Амфилохия иконийского, 9. Григория нисского, 10. Феофила александрийского, 11. Кирилла александрийского, 12. Геннадия константинопольского и 13. Тарасия константинопольского. Б. Дополнительные правила: I. Каноникон Ванна Постника, II. Правила Никифора Исповедника, III. Синодальные ответы Николая Грамматика и

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Петр Александрийский. Правила из слова о покаянии «Слово о покаянии» адресовано христианам, которые пытались избежать мученичества (иногда ценой отречения от Христа). При гонениях императоров Диоклетиана и Максимиана Петр Александрийский покинул город и странствовал по империи. Вернувшись в Александрию написал «Слово о Покаянии». «Слово о покаянии» адресовано христианам, которые пытались избежать мученичества (иногда ценой отречения от Христа). «Слово о покаянии» Петра Александрийского было разбито на 14 правил, вошедших в канонические правила Православной Церкви . 15-е правило Петра Александрийского о посте в среду и пятницу взято из его слова на Пасху. Текст правил Петра Александрийского содержится в Пидалионе и Кормчих книгах. Правила святаго Петра архиепископа Александрийскаго и мученика, из слова его о покаянии 1. Поелику приближается уже четвертая Пасха после гонения: то довлеет время отлучения для тех, которые подверглись доносу, заключены были в темницу, претерпели жестокия мучения и несносныя раны, и многия иныя тяжкия угнетения, которым напоследок изменила немощь плоти. Хотя они вначале не были прияты в церковь, по причине последовавшаго тягчайшаго падения, но поелику они много подвизались и долго пртивоборствовали, (поелику они дошли до преступления не по произволу, а потому, что изменила им немощь плоти, ибо и язвы Иисусовы показывают на телах своих, и некоторые пребывают в плаче уже третий год) то к сей епитимии да присовокупятся им еще четыредесять дней, по припамятованию, когда они приступили к церкви. Таковое число дней Господь и Спаситель наш Иисус Христос, по крещении, постившись, искушаем был от диавола; таковое же число дней и они преимущественно да подвизаются и усерднее да постятся, и притом да бодрствуют в молитвах, непрестано размышляя о реченном от Господа искусителю, требовавшему от Него поклонения себе: иди за Мною, сатано, писано бо есть: Господу Богу твоему поклонишися, и Тому Единому послужиши (Мф.4,10).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=685...

Троицк. Домовая церковь Петра Александрийского при бывшей мужской гимназии. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Домовая церковь. Не действует.   Престолы: Петра Александрийского Год постройки:Между 1875 и 1877. Адрес: Россия, Челябинская область, г. Троицк, ул. Гагарина, 19 (современный педагогический колледж) Координаты: 54.086016, 61.549577 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Среди 10 храмов дореволюционного Троицка церковь во имя святого мученика Петра занимала особое положение, так как являлась единственной в Троицком уезде церковью при учебном заведении с собственным причтом. 1 декабря 1871 г. (здесь и далее - ст. стиль) троицкая дума, заслушав доклад городского головы и членов управы, приняла решение ходатайствовать об открытии в городе гимназии. 8 мая 1873 г. последовало высочайшее утверждение на представление министерства просвещения, а 23 сентября этого же года состоялось торжественное открытие в г. Троицке мужской классической гимназии. Праздничная литургия прошла в Свято-Троицком соборе, а продолжилось торжество молебствием в здании, нанятом для гимназии, и благословением новой школы иконой Спасителя, пожертвованной накануне городской управой. Отсутствие собственного здания порождало много неудобств для учеников, в том числе тесноту и духоту в классах. Двухлетние усилия городских властей по сбору денег на его строительство завершились 22 мая 1875 года, когда после литургии и крестного хода из собора в присутствии попечителя Оренбургского учебного округа П. А. Лавровского была произведена закладка фундамента здания. 4 сентября следующего года строительство было завершено. Устройство церкви при гимназии было постоянным и горячим желанием всех членов педагогического совета. Из-за отказа властей выдать для этого деньги из городского бюджета был объявлен сбор частных пожертвований. Особую энергию и настойчивость проявил директор гимназии Валентин Иванович Филоматитский, обращавшийся лично и через подписку к именитым гражданам, благодаря чему удалось собрать пожертвований до 3200 рублей деньгами, а вещами на сумму 550 рублей.

http://sobory.ru/article/?object=41268

монах Павел Эвергетинос О том, что истинный пастырь должен быть готов вынести любые опасности ради своей паствы, и всегда усердно о пастве помышлять А. Из жития святого Петра Александрийского Когда святого Петра оклеветали перед нечестивым Диоклетианом за то, что он многих отторг от веры отцов и привлек к христианству, тиран, преисполнившись гнева, отправил в Александрию пятерых трибунов, вместе с подчиненными им солдатами, отдав им приказ схватить и казнить святого. – Если кто из так называемых христиан, – крикнул тиран, – попытается восстать против вас, то не теряйте времени, предайте их мечу. Когда посланцы Диоклетиана прибыли в Александрию, то нашли Петра читающим поучение в церкви и передали ему приказ императора. Тот не стал спорить, ни кричать, но спокойно последовал за ними. Когда об аресте Петра узнали жители, весь город пришел в возмущение. Все начало бурлить, и трибуны испугались, что вот-вот начнется восстание, и их растерзают на части. Поэтому они решили поместить святителя в ближайшую от церкви темницу. После этого чуть ли не весь город собрался возле узилища, потому что все так любили своего учителя, что лишиться его для них было таким же горем, как умереть самим. Наутро, когда трибуны в сопровождении солдат пришли, чтобы вывести святого из тюрьмы, ибо спешили исполнить приказ, народ окружил их, не давая увести Петра. Люди кричали, что им лучше самим умереть, чем увидеть казнь учителя. Трибуны поняли, что им благоразумнее уйти, иначе в случае восстания их не оставят в живых. Посовещавшись с императорскими посланцами, как можно вырвать святого из-под защиты народа, они решили, что следует сделать это силой: вывести его под конвоем, а тех, кто попытается придти к нему на помощь, беспощадно рубить мечами. Петр понял, что затеяли трибуны. Он боялся, что из-за него могут погибнуть люди, и принял совсем мальчишеское, достойное его великодушия решение, которое поможет сохранить паству от всякой беды и самому завершить свою жизнь мучеником Христовым. Он попросил верного и благоговейного старца известить трибунов, чтобы они стояли ночью у южной стены и ждали. Как только он постучит палкой по стене, ее нужно будет разобрать и взять его, и у них будет повод, чтобы казнить его.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

Глава 1 2 3 4 5     О первом Соборном послании Святого Апостола Петра Принадлежность первого Соборного послания св. Апостола Петра этому именно первоверховному Апостолу, в новое время западными библеистами иногда оспариваемая, утверждается прежде всего не только указанием второго Соборного послания того же Апостола ( 2Пет 3:1 ), но и единогласным свидетельством первохристианского предания, идущего от самого апостольского века, а затем и внутренними признаками, заключающимися в самом содержании послания. В отношении свидетельств предания достойно замечания, что уже св. Поликарп Смирнский , муж апостольский и ученик св. Апостола Иоанна Богослова, в своем послании к филиппийцам, как свидетельствует Евсевий (Церковн. История IV, 14) «приводит некоторые свидетельства из первого послания Петрова», и это вполне подтверждается сличением Поликарпова послания к филиппийцам с первым Соборным посланием Ап. Петра (из последнего у св. Поликарпа приводятся: I 8, 13, 21, II 11, 12, 22, 24, III 9, 4, 7). Столь же ясные свидетельства в пользу подлинности первого послания Ап. Петра находятся у св. Иринея Лионского , также приводящего места из послания с указанием на принадлежность их Ап. Петру (Adv. halres. IV, 9, 2, 16, 5), у Евсев. (Церк. Ист. V, 8), у Тертуллиана («Против Иудеев»), у Климента Александрийского (Strom. IV, 20). Вообще Ориген и Евсевий называют 1 Петра непререкаемого подлинным επιστολ μολογουμνη (Церк. ист. VI, 25). Свидетельством общей веры древней Церкви первых двух веков в подлинность 1 Петра является, наконец, нахождение этого послания в Сирском переводе II века Пешито. И во все последующие века вселенская Церковь на Востоке и Западе согласно признавала это послание Петровым. О той же принадлежности послания Ап. Петру говорят и внутренние признаки, представляемые самим содержанием послания. Общий тон или акцент воззрений священного писателя послания, характер его богословия, нравоучения и увещания, вполне соответствует свойствам и особенностям личности великого первоверховного Апостола Петра, как известна она из евангельской и апостольской истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Главенство папы 1 Краеугольным камнем всех заблуждений католической церкви является учение о главенстве папы. – Сущность этого учения состоит в следующем: Римский первосвященник, учат католики, есть верховный владыка всей основанной Спасителем Церкви; он – наместник Бога на земле и глава всех верующих. Как таковой, папа выше Вселенских Соборов, которые от папы получают свое утверждение и санкцию. На чём же основывают католики это антихристианское учение о видимом главенстве в Церкви римского первосвященника? Римский первосвященник, учат католики, является преемником по кафедре Св. апостола Петра, вследствие этого ему должны принадлежать все преимущества, какие были дарованы Богом апостолу Петру. Преимущества же апостола Петра состояли в том, что он будто бы был поставлен от Христа князем над апостолами и верховным главою всей Церкви. Прежде чем разбирать вышеозначенное учение, спросим у католиков, в каком смысле они считают папу преемником апостола Петра? Если папа преемник апостола Петра по кафедре, иначе говоря, занимает кафедру, на какой якобы некогда был Св. апостол Петр, то это основание весьма шатко, так как достоверно известно, что апостол Петр в собственном смысле никогда не был епископом Римским. Правда, апостол Петр, как гласит предание, положил основание Римской Церкви; но правителем таковой, по сказанию того же предания, апостол Петр поставил св. Лина, сам же отправился в другие места с проповедью Евангелия. – Если же признать папу преемником апостола Петра только потому, что этот апостол положил основание Римской Церкви, тогда на этом основании должно признать преемниками апостола Петра также и патриархов – Антиохийского и Александрийского, так как Церкви последних тоже основаны св. апостолом Петром, причем Антиохийская даже ранее, нежели Римская. – Почему же, в таком случае, католики только папе своему приписывают право именоваться преемником св. апостола Петра? В своем стремлении во что бы то ни стало доказать, что только один папа Римский имеет право именоваться в собственном смысле преемником апостола Петра, католические богословы не останавливаются пред заведомым искажением истины и говорят, что апостол Петр будто бы по основании Римской Церкви безвыходно жил в Риме, где занимал епископскую кафедру.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Иоаннис Каравидопулос Эпилог: Явления воскресшего Христа (Мк. 16:9–20).  5.4. Свидетельства древнего церковного Предания У многих древних церковных авторов мы находим свидетельство о том, что Евангелие от Марка представляет собою записанную проповедь апостола Петра или, по выражению святого Иустина Философа , «воспоминания апостола Петра» 73 . Всё более поздние упоминания о происхождении Евангелия от Марка основываются на свидетельстве святого Папия, епископа Иераполя Фригийского (130 г. по Р. Х.), который в своем труде «Пять книг истолкования Господних изречений» 74 сообщает буквально следующее: «Марк был истолкователем Петра (ρμηνευτς Πτρου); он точно записал всё, что запомнил из сказанного (τ λεχθντα) и содеянного (τ πραχθντα) Господом но не по порядку. Ибо сам он не слышал Господа и не ходил с Ним но в последствии, как уже было сказано, сопровождал Петра. А Пётр учил, как того требовали обстоятельства, и не собирался слова Господа располагать в порядке. Так что Марк нисколько не погрешил записывая всё так, как он запомнил. Заботился он только о том, чтобы ничего не пропустить и не передать неверно» 75 . В современной науке было много споров о том, что может означать термин «ρμηνευτς» в приведённой выше цитате из святителя Папия Иерапольского . И основные версии были следующие: 1) что святой Марк перевёл с арамейского на греческий проповеди апостола Петра, чтобы их смогли понять христиане эллинисты, живущие в Иерусалиме, и 2) что он записал устную проповедь апостола Петра и передал её Церкви в виде Евангелия. Древнее церковное Предание в этом случае понимало термин «ρμηνευτς» во втором значении. Сообщение святителя Папия подтверждают многие более поздние церковные писатели. В конце II века святитель Ириней Лионский пишет, что святой Марк, ученик и толкователь (ρμηνευτς) апостола Петра, записал проповеди своего учителя после смерти апостолов Петра и Павла 76 . Это известие согласно с тем, что сообщается в антимаркионитском прологе к Евангелию от Марка в некоторых древних латинских рукописях (конец II в. по Р. Х.). Если к этим свидетельствам добавить сообщения Тертуллиана 77 , святителя Климента Александрийского 78 , Оригена 79 и епископа Евсевия Кесарийского 80 , то мы получим полную картину древнего Предания Церкви относительно Евангелия от Марка.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

Места 1 из творений Климента александрийского , которые могут и должны быть привлечены при характеристике его пресвитеров, документ высокой исторической достоверности. Ученик свидетельствует о своих учителях, и нам остается только воспроизвести его слова. Ученик утверждает, что его сочинение безыскусственный образ и теневой очерк светлых и одушевленным слов тех блаженных, и поистине достославных мужей, которых он удостоился слышать, 2 и нам остается из учения Климента выделить элементы, восходящие к его учителям. Следовательно, вопрос, который должен предшествовать всякому историческому исследованию,–вопрос о научной ценности источника,– в данном случае отпадает. Здесь говорит свидетель, ни одно слово которого не может быть заподозрено с точки зрения если не объективной, то, по крайней мере, субъективной правды. Разрешение поставленной проблемы, таким образом, сводится только к правильному истолкованию слов александрийского катихита, но этим она отнюдь не приуменьшается в своем значении интересной страницы из истории древнехристианской мысли вообще и александрийского богословия в частности. I Stromata I. II, 1–2. Ириней лионский . Иустин Философ , Лукиан самосатский. Аммоний Саккас и его ученики. «Пресвитеры не писали». Свидетельство Лонгина. Stromata 1.1. Eclogae propheticae, 27. Пантен. Афинагор. Фрагмент Христианской истории Филиппа сидского. Опыт реконструкции. Источники Филиппа сидского. Татиан и Кассиан. Наиболее яркое и определенное место, где Климент говорит о своих пресвитерах–учителях, эmo–Smromama I, 11, 1–3. Мы и позволим себе привести его здесь полностью. «Однако, это произведение (т. е. Строматы) не представляет собою сочинения, написанного искусственно (τετεχνασμ νη), напоказ (ε ς π δειξιν), но оно собирается (θησαυρ ζεται) 3 . как памятные записи для меня на старость, как лекарство против забывчивости,–безыскусственный образ и теневой очерк (σκ ογραφ α) тех светлых и одушевленных слов, которые я удостоился слышать, и мужей блаженных и поистине достославных. Один из них жил в Элладе, иониец, [два] другие–в Великой Греции (один из них был из Кили-Сирии, другой–из Египта), третьи–на востоке: один происходил из Ассирии, другой жил в Палестине, первоначально еврей. Встретясь же с последним (по силе он был первым), я успокоился, в Египте уловив его скрывшегося. Поистине сицилийская пчела, он, собирая цветы с пророческого и апостольского луга, зародил в душах своих слушателей некое чистое сокровище знания. Сохраняя же неповрежденным (σζοντες) истинное предание блаженного учения непосредственно (ε δ ς) от Петра и Иакова, Иоанна и Павла, святых апостолов,–сын принимая от отца (подобные же отцам, немноги),–они, с Божией помощью, дожили и до нашего времени, чтобы и нам передать эти прародительские и апостольские семена». 4 Эти немногие строки заключают в себе богатое содержание и вызывают целый ряд вопросов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Saga...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Святые отцы – святые , сформулировавшие и выразившие в своих творениях и соборных постановлениях богословское ,  нравственно-этическое и аскетическое  учение Церкви и подтвердившие истинность этого учения своей жизнью: достижением святости – обожения человеческой природы. Из III деяния V Вселенского собора : «Мы во всем следуем и святым отцам и учителям Церкви: — Афанасию, — Иларию, — Василию, — Григорию Богослову , — Григорию Нисскому , — Амвросию, — Августину, — Феофилу, — Иоанну Константинопольскому, — Кириллу, — Льву, — Проклу и приемлем все, что они изложили о правой вере и об осуждении еретиков. Приемлем также и прочих святых отцов, которые безукоризненно до конца жизни своей проповедовали правую веру в святой Церкви Божией». Правило VI Вселенского Собора перечисляет авторитетных канонистов: — архиепископа Дионисия Александрийского ; — архиепископа и мученика Петра Александрийского , — епископа Григория Неокесарийского , чудотворца; — архиепископа Афанасия Александрийского ; — архиепископа Василия Великого ; — епископа Григория Нисского ; — архиепископа Григория Богослова ; — епископа Амфилохия Иконийского ; — архиепископа Тимофея Александрийского; — архиепископа Феофила Александрийского; — архиепископа Кирилла Александрийского ; — патриарха Геннадия Александрийского; — мученика архиепископа Киприана Карфагенского . Какие критерии приняты для определения понятия «отцы Церкви»? 1) Истинность учения, 2) святость жизни, 3) признание Церкви. Как называется наука, изучающая творения святых отцов? Патристикой (или патрологией ). Могли ли святые отцы ошибаться? Святые отцы являются признанными учителями как в области нравственного, так и в области догматического учения Церкви. Однако и в их сочинениях встречаются ошибочные представления относительно тех или иных богословских вопросов. Как правило, это бывает связано с тем, что в одних случаях они высказывались как верные свидетели того учения, которое всегда хранила и исповедовала Церковь , а в других выражали своё личное мнение.

http://azbyka.ru/svyatye-otcy

ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 31 марта — 1 апреля 1999 года 10 2005 р. 11:00 31 марта — 1 апреля 1999 года под председательством  Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось   заседание  Священного Синода Русской Православной Церкви. В заседании Священного Синода 31 марта: ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о поступившей просьбе Блаженнейшего Патриарха Александрийского и всей Африки Петра VII об открытии в Москве Подворья Александрийской Православной Церкви. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Признать целесообразным пребывание в Москве постоянного представителя Патриарха Александрийского и всей Африки при Патриархе Московском и всея Руси, что будет способствовать развитию и расширению плодотворного двустороннего сотрудничества Русской и Александрийской Православных Церквей. 2. Перевести Подворье Александрийской Православной Церкви из Одессы в Москву и предоставить храм Всех святых на Кулишках для представительства (Подворья) Александрийской Церкви. 3. Приурочить торжественное открытие Подворья к официальному визиту в Русскую Православную Церковь с 22 по 29 апреля 1999 года Блаженнейшего Патриарха Александрийского и всей Африки Петра VII. ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о церковно-административном благоустроении епархиальной жизни в Казахстане. Справка: По указу президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева от 10 декабря 1997 года столицей Казахстана стал город Акмола, куда переехали президент, правительство, парламент. Указом президента Казахстана от 6 мая 1998 года столица Республики Казахстан Акмола переименована в Астану. ПОСТАНОВИЛИ: Принимая во внимание столичный статус города Астаны, выделить город Астану из епархиального окормления Преосвященного епископа Чимкентского и Акмолинского Елевферия и передать в управление Преосвященному архиепископу Алма-Атинскому и Семипалатинскому Алексию, которому определяется титул Астанайский и Алма-Атинский. ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о церковной ситуации в Эстонии. ПОСТАНОВИЛИ: 1. В целях осуществления планомерного диалога с эстонским правительством, для поддержки и развития отношений с религиозными и общественными кругами Эстонии учредить в Таллине Постоянное представительство Московского Патриархата в Эстонии.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4938906...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010