При этом будем полагаться не столько на самих себя, сколько на Господа: Он всесилен помочь нам в единении нашем. Ибо слаб человек, – и даже святой апостол Петр духовно падал и даже на мгновение отрекался от Христа! Не будем поэтому излишне самоуверенными, но будем все упования наши возлагать на Бога и Его помощь, ибо только так, только при Его содействии, и можем мы устоять в добре: «Христос моя сила, Бог и Господь». Без Бога человек слаб, немощен и ничтожен. Господь же всесилен и всемогущ сделать все. Будем же молить Его о собирании всех нас в едино стадо Христово, о возвращении всех в лоно Матери-Церкви на радость ей – по молитвам святых первоверховных апостолов Петра и Павла, этих учителей единения всех христиан. Аминь. Грех–мучение. Об изгнании бесов из двух гергесинских бесноватых (Слово в Неделю 5-ю по Пятидесятнице) 15 июля 1949 г.; 1 июля 1950 г.) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Возлюбленные братие и сестры! В сегодняшнем Евангелии говорилось о том, что, придя в страну Гергесинскую, Господь наш Иисус Христос повстречал двух бесноватых, люта зело ( Мф 8,28 ). Они были страшны злобою своею, и вид их был ужасен. И никто не мог проходить спокойно своим путем мимо их. Однако они сами, вострепетав, убоялись кроткого и смиренного Спасителя, в Котором заключалась великая внутренняя сила Божественного Повелителя и Которого они сразу признали как Сына Божия. Что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас ( Мф 8,29 ), – возопили они. Ибо бесы, пребывавшие в них, знали, что достойны вечных мучений, уготованных им в день Страшного Суда Божия, потому и вопили: что пришел прежде времени мучить нас?! Знали бесы и то, что Он может изгнать их, потому и просили: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней ( Мф 8,31 ). Но не оставили они в покое и стадо свиное, и как только Господь повелел им войти в это стадо, так сразу же оно, как безумное, бросилось с крутизны в море и погибло в воде ( Мф 8,32 ). Какое же безумие, какой страх наводят бесы не только на людей, но даже и на животных, – лишь бы только сотворить зло, ибо такова их бесовская природа. И как бесы злобно мучают человека, точно так же мучает человека и всякий грех, происходящий от диавола, потому что диавол первый согрешил (см.: 1 Ин з, 8).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Савл встал, но ничего не видел – он ослеп от Небесного света. Сопровождавшие Савла повели его в Дамаск. А в это время Господь явился в Дамаске святому апостолу Анании, который возглавлял тогда христианскую паству в этом городе, и повелел ему идти к Савлу, сказав о нем: он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народам и царями и сынами Израилевыми ( Деян 9,15 ). Анания нашел Савла, возложил на него руки и крестил его. Тогда Савл исполнился Духа Святаго, прозрел и тут же начал проповедовать, что воистину Христос есть Сын Божий. Отныне Савл, которого со временем стали звать уже не по-еврейски, а по-римски – Павлом, сделался ревностным апостолом, пронесшим проповедь о Христе по многим известным тогда городам и странам. Во многих местах он основывал Церкви, претерпевая всевозможные скорби и лишения, как и сказал об этом в свое время Господь Анании: Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое ( Деян 9,16 ). За это время он написал четырнадцать посланий, которые мы с вами и поныне так часто читаем за нашими богослужениями. Как и святой апостол Петр, апостол Павел так же закончил жизнь мученически, будучи усечен мечом, – и тоже в Риме, и около того же времени, то есть около 67 года. Тело святого апостола Павла почивает в загородной церкви по Остийской дороге неподалеку от Рима. Главы же обоих апостолов, по преданию Римской Церкви, находятся в Латеранском соборе в Риме. Итак, возлюбленные братие и сестры, мы видим, сколь великими проповедниками нашей христианской веры и Самого Христа были эти два первоверховных апостола. С проповедью о спасении во Христе Иисусе они обошли огромные пространства и обратили к истинной вере множество людей, основывая по местам во славу Божию Церкви, поучая новообращенных и поддерживая их дух в боговдохновенных своих посланиях. Но замечательно и то, что они и ныне поучают нас доброй христианской жизни, оставаясь и почти через две тысячи лет необычайно дорогими и близкими нам. Они всё так же учат нас твердо и неизменно хранить нашу православную веру и наше единство, ничего не изменяя в церковных основах. Недаром сам апостол Павел говорит: если бы даже мы или Ангел с неба стал благо- нествоватъ вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема ( Гал 1,8 ), то есть да будет отлучен!

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Священное Писание Нового Завета ясно свидетельствует, что Церковь Христова, руководствуясь наставлениями Господа, с первых же дней своего исторического бытия неизменно поставляла условиями для принятия Крещения веру и покаяние. В Евангелии от Марка Господь Иисус Христос начинает свою проповедь словами: Покайтесь и веруйте в Евангелие ( Мк.1:15 ), а в Своей последней беседе с учениками Он наставляет их словами: Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет ( Мк.16:16 ). Подобно тому, как вера и покаяние открывают человеку вход в Царствие Божие через рождение от воды и Духа ( Ин.3:5 ), так и участие в таинстве Крещения без предварительного покаяния и живой веры не только лишает человека этой возможности, но и навлекает на него осуждение. В день Пятидесятницы св. апостол Петр возвещает ту же самую истину Христова Евангелия: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, — и получите дар Святого Духа ( Деян.2:38 ), а диакон Филипп на вопрос эфиопского вельможи — что препятствует мне креститься? — отвечает: если веруешь от всего сердца, можно ( Деян.8:37 ). Вместе с тем, при внимательном чтении Нового Завета мы находим, что вера и покаяние являются не единственными условиями для вступления в Церковь, — требуется еще научение, которое как раз и необходимо для того, чтобы вера была осмысленной, а покаяние — глубоким: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам ( Мф.28:19-20 ). В этой заповеди Спасителя содержится ясное указание на пред- и посткрещальную катехизацию. Св. апостол Павел также напрямую связывает совершение таинства Крещения с таинством возвещения Благой Вести в слове проповеди и научения: Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова ( Еф.5:25 ). Таким образом, в новозаветном Предании Церкви катехизация, будучи прямой и непосредственной заповедью Спасителя, является неотъемлемым компонентом единого таинства умирания для греха и воскресения для обновленной жизни во Христе ( Рим.6:11 ). С библейской точки зрения катехизация вообще не является проблемой, но — самоочевидной нормой церковной жизни.

http://azbyka.ru/katehizacija/problema-p...

Синоду. (Извлечение из отчета Обер-Прокур. Св. Синода за 1850г. стр. 46). 5 39-е правило говорит: „Пресвитер и диакон без воли епископа ничего да не совершают. Ибо ему вверены люди Господни, и он воздаст ответ о душах их“. В какой степени это правило может быть применяемо к рассматриваемому случаю, – предоставляем судить читателю. Правило запрещает совершать какие-либо положительные действия без воли епископа; о. Никольский не совершал никакого действия. 6 Цензор проповеди, протоиерей Василий Барсов написал здесь о. Александру: „ эту тираду опустите; в храме Божием не уместно говорить об этом“. Между тем, в Евангелии читаем слова самого Господа; еще ли не понимаете, что все входящее в уста, проходит в чрево, и извергается вон ( Мф.15:17 ). Неужели не разумеете, что ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его. Потому что не в сердце его входит, а в чрево, и выходит вон, чем очищается всякая пища ( Мк.7:18–19 ). И апостол Петр приводит слова: пес возвращается на свою блевотину (2.Пет.2:2–22). 7 Замечаем от себя: в то время как производилось излагаемое дело, молва указывала доносчика в лице одного из членов-распорядителей клуба художников, по фамилии Б... Справедливость указаний молвы подтверждалась тем, что собрания художнического клуба в течение именно упоминаемого поста, к соблазну многих, отличались выходящими из ряда вон увеселениями, которые отнюдь не делали чести нравственному и религиозному направлению членов клуба. 9 Они сохранились в бумагах покойного. Заметно, что о. Александр, при разрешении спорных в причте вопросов, относительно хозяйства, обращался к своим статистическим таблицам и приводил статистические данные для разрешения их. 10 В 1868 и 1869 гг. заведывание приютом было поручено члену-попечителю Александру Григорьевичу Попову, одному из ближайших сотрудников о. Александра. 11 Рапорт выписываем целиком, чтобы видеть из него, как по правилам следует производить ревизии попечительства, которые весьма малоизвестны, а иногда и вовсе неизвестны лицам, назначаемым в С.-Петербургской епархии в ревизоры отчетов попечительства.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Скажите, разве с этим пресветлым Петром, чей голос доныне “умоляет пастырей не господствовать над наследием Божиим, но подавать пример стаду”, разве с ним не ликовствуют преподобные души святой Терезы, Екатерины Сиенской, батюшки Серафима Саровского , Сергия Радонежского Чудотворца? А ведь у них были разные психологии! Что же из так соединило, их, которые никогда не занимались вопросом Соединения Церквей? Их, чьи современники, как и в сей день, безрезультатно писали трактаты, то обвиняя друг друга в ереси, то изыскивая духовные 1компромиссы 0ради соединения. И опять отвечает тот же апостол Петр: “Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу; потому что любовь покрывает множество грехов. Будьте страннолюбивы друг ко другу без ропота. Служите друг другу каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией” ( 1Пет. 4:9 ). И вот мне уже ясно, что трижды прав старенький испанский священник и, прежде всего прав, что, говоря со мною, любит меня. И те слезы, которые усмотрел я в глазах его, тому свидетели неложные. Эта любовь и открыла ему, где находится истинная плоскость, в которой происходит Соединение Церквей, может быть… произошло. Не там, где веками бесплодно ищут ученые богословы; там, где ежесекундно находят святые, а ведь только ими и ценна и жива Церковь. И теперь я спрашиваю: — а любит ли нас митрополит Шептицкий, и любим ли мы его? Много раз я присутствовал на съездах по Соединению Церквей. Вдел много почтенных католических деятелей, видел и самого митрополита Львова и Галича. Видел я много учености, много тонкой иронии, много юмора, много элегантности утонченной мысли, много блестящих мысленных фейерверков. Но люди и тут пытались тщетно, хотя бы из самых добрых побуждений, соединить Церкви в той плоскости, где они несоединимы. И нет сомнения, если в один прекрасный день это соединение произойдет по формальному призаку, результаты будут равны нулю. И по всем этим причинам я уже не могу вдаваться в критический разбор статьи митрополита Шептицкого, и говорю совсем о другом, хотя еще раз утверждаю, что статья эта прекрасна, одна из лучших, что приходилось по этому вопросу читать.

http://azbyka.ru/fiction/obrazy-carstva/

(Слово на Преображение Господне) (1949) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Незадолго перед Своими крестными страданиями Господь наш Иисус Христос взял ближайших учеников – Петра, Иакова и Иоанна – и возвел их на высокую гору, где и преобразился, представ пред ними в сопровождении святых пророков Моисея и Илии и воочию явив славу Своего Божества, выразившуюся в блистательном сиянии. Лик Господа просиял паче солнца, и одежды Его сделались белы, как снег. Сияние Божества было настолько сильным, что апостолы не могли смотреть на Него и в страхе пали на землю. В то же время чувство лицезрения Преображения Господня было для них настолько прекрасным, что святой апостол Петр от лица всех сказал Господу: Наставнице, добро есть нам зде быти: и сотворим сени три, едину Тебе, и едину Моисеови, и едину Илии ( Лк 9, 33 ). В это время облако осенило их, и был слышен глас из облака: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте ( Мф 17,5 ). Господь преобразился перед учениками, чтобы показать им, что Он есть Тот, Кто в древности беседовал с пророком Моисеем на горе Синай. Он преобразился перед ними и для того, чтобы накануне предстоявших Ему крестных страданий еще более убедить и укрепить их в вере в то, что Он и есть подлинно Сын Божий, есть истинный Господь, истинный Бог. Явившиеся во время Преображения Господня на Фаворской горе – в предстоянии Ему, – святые пророки Божии Моисей и Илия беседовали с Господом об Его исходе, который надлежало совершить Ему в Иерусалиме, об ожидавшем Его там Кресте и смерти, о конце Его земной жизни. Преображение должно было уверить учеников в том, что Христу непременно нужно пострадать, быть распятым, умереть, воскреснуть и вновь войти в славу Свою. Преображение Господне должно было влить бодрость в сердца апостолов – Петра, Иакова и Иоанна, «яко хотяху быти с Тобою и во время предания Твоего, да, видевше чудеса Твоя, не устрашатся Страданий Твоих» (стихира на «Господи, воззвах» праздника Преображения]. Небесный же глас Бога Отца: Сей есть Сын Мой... обращенный тогда к апостолам, обращен и ныне, по сути, ко всем, носящим имя Христово. Ведь всем нам следует преображаться в ярких животворных лучах света Христова, всем следует устроять свою жизнь по заветам Христа – Его слушать...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Так и Пречистая Дева Мария пришла с Богомладенцем и праведным Иосифом в Иерусалимский храм, принеся с Собой по бедности двух птенцов голубиных. Здесь Святое Семейство встретил благочестивый старец – Симеон Праведный, о котором в Евангелии сказано, что Дух бе Свят в нем ( Лк 2,25 ). В пророчестве Духа Святаго ему было сказано, что он не увидит смерти, доколе не встретит и не узрит Христа Господня ( Лк 2, 26 ). Согласно древнему благочестивому преданию, святой праведный Симеон в молодые годы был одним из семидесяти переводчиков Священного Писания с еврейского языка на греческий. И вот, когда Симеон переводил пророчество святого пророка Исаии о рождении Девою Сына Божия, то усомнился в этом. Тогда явился ему Ангел Господень и предсказал, что Симеон не умрет, пока своими очами не увидит Богомл аденца Христа, Спасителя мира. По вдохновению свыше старец Симеон пришел в храм именно в тот день, когда здесь появилась Дева Мария с Младенцем Иисусом. Так произошла встреча (сретение) этого служителя Божия с Самим Господом, Сыном Божиим Иисусом Христом! Святой праведный Симеон принял с благоговением на свои руки Богомладенца и воспел дивную песнь, которую мы ежедневно слышим в наших храмах на вечерне: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром», то есть Ты отпускаешь теперь Своего раба спокойно умереть, «ибо видеста (увидели) очи мои спасение Твое, еже уготовал еси пред лицем всех людей...» – спасение, которое Ты, Отче, отныне даруешь всем людям через этого Младенца, находящегося в моих объятиях... В руках моих Тот, Кто принес в мир «свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля», то есть просвещение всех – не только иудеев, но и языческих народов, пребывавших до того в греховной тьме и неведении истинного Бога. Затем, возвращая Младенца Матери, Симеон пророчески изрек: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий ( Лк 2,34 ). И действительно, отвергшие Христа воистину обрекли себя на падение! О Нем пререкались на стогнах Иерусалима; о Нем и поныне пререкается весь мир... Одни «падали», духовно претыкаясь о Его Господню Голгофу, другие ею возвышались – как те израильтяне, что уверовали в Него и навсегда остались верными Ему, порой даже до смерти! Вспомним здесь хотя бы таких Его учеников, как святые апостолы Петр и Павел, или же такого Его исповедника, как святой первомученик Стефан.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Хорошо заметно это по книге Деяний, в которой противопоставляются Церковь и прочий народ: верующие находились в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви ( Деян. 2:47 ). Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их ( Деян. 5:13 ). После слов о научении верных Павлом и Силой сказано: церкви утверждались верою и ежедневно увеличивались числом ( Деян.16:5 ). Итак, книга Деяний не знает иных верных, кроме пребывающих в церковных общинах. Если же где-то обнаруживались правоверующие, не принадлежавшие к Церкви, то их веру корректировали и немедленно присоединяли к Церкви, как это сделал ап. Павел с двенадцатью учениками в Ефесе ( Деян. 19:1–7 ). Такое отношение св. апостолов и Господа Бога к верующим показывает, что как неизменна воля Божия к нашему спасению ( 1Тим. 2:4 ), так же неизменно это спасение должно совершаться в церковных общинах под руководством церковных учителей и пресвитеров. Кроме того, учение о «всеобщем отступничестве» противоречит новозаветным условиям вхождения в Церковь и пребывания в ней. Как известно, верующие входят в Церковь через крещение; об этом говорит вся церковная традиция начиная с дня Пятидесятницы ( Деян. 2:41 ). Вместе с тем, право совершать крещение предоставлено преимущественно апостолам. Сам Господь говорит именно им: Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа ( Мф. 28:19 ). И хотя впоследствии крещение могли совершать по необходимости и другие лица (как движимый Святым Духом диакон Филипп ( Деян. 8:12 )), однако оно оставалось преимущественным делом апостолов или лиц, ими специально назначенных. Например, большую часть крещений в книге Деяний совершили лично апостолы ( Деян. 2:41, 10:48, 16:15, 16:33, 18:8, 19:5 ). Крещение диакона Филиппа восполнили возложением рук опять-таки апостолы Петр и Иоанн ( Деян. 8:14–17 ). Крещение Ананией Савла было совершено по личному повелению Господа Иисуса Христа, а крещение Филиппом евнуха – по непосредственному внушению ангела Божия и Святого Духа ( Деян. 8:26, 38–39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Церковь можно рассматривать с двух сторон: внешней и внутренней. Внутренне, невидимо - Церковь есть Тело, Глава которого Христос. Но есть и внешняя сторона, видимая, ощутимая в истории. Вот как определяет эту историческую Церковь в своем катехизисе святитель Филарет Московский: «Церковь есть от Бога установленное общество людей, соединенных Православной верой, Законом Божиим, священноначалием и Таинствами». Именно эта видимая Церковь есть «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3, 15), что особенно важно в мире, задыхающемся от лжи. Это ей принадлежит окончательный суд в человеческих спорах: «...скажи Церкви; а если не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18, 15-17). Этими словами указывается еще одно свойство Церкви - ее конечная непогрешимость, которая принадлежит не отдельно взятому архиерею, даже если он святой, а всей Церкви в совокупности в каждый момент ее исторического бытия. Яркий пример - история церковных расколов в XX веке. Как было можно разобраться в них рядовому члену Церкви? Однако же, разобрались. Отпали от Церкви в незначительном количестве или ее тайные враги, или загордившиеся. Смиренные подчас мучительно искали истину - и нашли ее, делая бесплодными ухищрения организаторов этих расколов. Это произошло потому, что именно ей, земной, исторической Церкви обещано, что «врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18). Все это в видимой Церкви совершает невидимо присутствующая в ней благодать Святого Духа. Отсюда еще одна особенность исторической Церкви - ее иерархия. Благодать Святого Духа подается не через каждого члена Церкви. Это ясно видно из того факта, что диакон Филипп, крестивший некоторых самарян, не мог сообщить им дар Святого Духа. Пришлось придти апостолам - Петру и Иоанну (см. Деян. 8, 12-17). Еще яснее власть иерархическая видна из последующего факта: некто Симон волхв принес апостолам деньги, чтобы они и ему дали тот дар, который имели сами. «Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги» (Деян.

http://ruskline.ru/analitika/2010/02/20/...

Эти благодатные силы были посланы Господом в пятидесятый день по Воскресении Своем святым апостолам, а последние передали их своим преемникам-пастырям Церкви. Об этих благодатных силах упоминал апостол Петр, когда писал: « Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия » ( 2Пет.1:3 ). О них же писал и апостол Павел, когда завещал апостолу Тимофею: « По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение » ( 2Тим.1:6 ). Отсюда понятно, что каждый человек, ревнующий о своем спасении, необходимо должен сделаться причастником Божественных сил Благодатных, иначе сам собою он никогда не победит греха и, значит, не достигнет спасения. Это первый вывод. Второй же вывод – такой: Так как только одни апостолы получили от Господа Благодатные дары св. Духа, и так как эти дары и право передавать их апостолы вверили не всему обществу христиан, а только определенным людям-пастырям Церкви, то естественно, каждый человек, желающий быть причастником Божественных сил, может не иначе получить их, как только от пастыря, ведущего свое преемство от апостолов. Что это именно так, покажем от св. Писания. В книге Деяний Апостольских повествуется, что диакон Филипп, крестив жителей Самарии, не передал им Благодатных сил св. Духа, так как последнее могли сделать, как сказано выше, только одни апостолы, почему « находившиеся в Иерусалиме апостолы, услышавши, что Самаряне приняли Слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые пришедши помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса » ( Деян.8:14–16 ). Те священные действия, посредством которых пастыри Церкви передают верующим Благодатные силы, называются таинствами. Название это получило свое начало от св. Апостолов, из которых апостол Павел так писал христианам: « Каждый должен разуметь нас (апостолов), как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих » ( 1Кор.4:1 ). Всех таинств семь: Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение, Священство, Брак и Елеосвящение.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010