Древние Евреи употребляли ветви и плоды гранатины. Ветви гранатового дерева, наравне с ветвями многих других дерев, служили украшением в праздник Кущей. Из гранатовых яблок Евреи выжимали сок, который заменял иногда виноградное вино ( Песн.8:2 ). Изящная форма гранатовых яблок служила для еврейских художников образцом в их занятиях. По образцу гранатовых яблок украшены были капители медных столпов в храме Соломоновом ( 3Цар.7:18,20,42 ; 4Цар.25:17 ); по их же образцу делались украшения на обшивках в первосвященнической одежде ( Исх.28:33,34 ). Гранатина и доселе принадлежит к очень обыкновенным растениям в Палестине и Египте 112 . Плоды ее созревают ныне в конце августа и бывают трех родов: кислый, сладкий и кисло-сладкий. Из кислых плодов приготовляется или небогатое вино, или легкий уксус. Плоды же двух других сортов обыкновенно подаются на стол иногда просто, а иногда с приправою. Приправа состоит в том, что гранатовые яблоки, поданные на стол в разрезанном виде, посыпаются сахаром и вспрыскиваются розовой водою. 3. Масличное дерево было главным произведением Обетованной земли: оно и доселе, по словам А. Н. Муравьева (Письма с Востока. Спб. 1851. ч. II, стр. 137), составляет «необходимую ее принадлежность». Масличное дерево растет медленно и достигает значительной высоты около 7 или 8 лет. Оно имеет гладкую серую кору и весьма раскидистые сучья ( Ос.14:7 ). В конце XI в. путешественники видели на Масличной (Елеонской) горе, такие масличные деревья, что под тенью каждого из них могло поместиться более ста человек 113 . Толстые листья масличного дерева обыкновенно бывают сверху тёмно-зелёного, а снизу серого цвета; зелень масличных листьев не изменяется почти никогда ( Пс.52:10; 11 :И28; 3Иер.11:16; Ос.14:7 ). Бревно маслины замечательно по своей крепости и употребляется для столярных изделий: ибо доски этого дерева широки, а в отделке представляют вид мрамора с разными узорами. Некоторые из масличных дерев, сохранившиеся доселе от прежнего Гефсиманскаго сада, имеют в обхвате около 2½ сажен 114 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Razum...

Не говоря даже о приписывании книги великому мудрецу Соломону, ее место среди книг Премудрости оправдано буквальной интерпретацией. Как писания ученых мудрецов основываются на жизни человека, так и Песнь песней воспевает первооснову и первоисточник жизни. Своими средствами она учит о ценности и достоинстве любви, соединяющей мужчину и женщину; она гонит прочь мифы, проникавшие тогда в эту сферу; она освобождает любовь и от оков пуританской узости, и от разнузданности полового импульса. Этот ее аспект не должен быть упущенным в наше время. Буквальное толкование Песни песней позволяет сохранить всю осмысленность перенесения образов Песни песней на отношение Христа к Его Церкви (чего, однако, не сделал апостол Павел в Еф 5) или на соединение души с Богом любви. Книга Премудрости Соломона Греческая книга Премудрости Соломона относится к девтероканоническим. Церковные писатели прибегали к ней со II в. по Р. Х., и несмотря на некоторые сомнения и на сопротивление (особенно — бл. Иеронима), она была признана равной книгам еврейского канона по боговдохновенности. В первой части эта книга, называющаяся в Вульгате просто Liber Sapientiae ‘книга мудрости’, показывает роль мудрости в судьбе человека и сравнивает участь праведника и нечестивца при жизни и после смерти (Прем 1–5). Вторая часть (Прем 6–9) изображает истоки и сущность Премудрости, а также пути ее стяжания. Последняя часть (Прем 6–19) прославляет действие Премудрости и деяния Божии в истории избранного народа; при этом настойчиво подчеркивается (за исключением краткого введения, охватывающего события вплоть до начал человечества) решающий момент этой истории: освобождение из Египта. Пространное отступление (Прем 13–15) содержит острую критику идолопоклонства. Подразумевается, что автор книги — Соломон, четко обозначаемый в Прем 9:7–8,12, хотя и не называемый по имени. Поэтому по-гречески книга и называется “Премудрость Соломона” (в западной традиции принято название “Книга Премудрости”. — Пер.). Он говорит в книге как царь (7:5; 8:9–15) и обращается к своим собратьям по трону (1:1; 6:1–11,21). Но при этом здесь явно присутствует литературный художественный прием, благодаря которому это писание Премудрости, также как Еккл или Песн, связывается с именем величайшего мудреца Израиля. В действительности вся книга написана по-гречески, в том числе и первая часть (Прем 1–5), для которой иногда безосновательно предполагается наличие еврейского оригинала. В соответствии с единичностью автора находится и единообразие языка книги, который в своей патетике и риторике согласуется со стилистическим восприятием эпохи эллинизма.

http://pravmir.ru/vvedenie-v-vetxij-zave...

Не говоря даже о приписывании книги великому мудрецу Соломону, ее место среди книг Премудрости оправдано буквальной интерпретацией. Как писания ученых мудрецов основываются на жизни человека, так и Песнь песней воспевает первооснову и первоисточник жизни. Своими средствами она учит о ценности и достоинстве любви, соединяющей мужчину и женщину; она гонит прочь мифы, проникавшие тогда в эту сферу; она освобождает любовь и от оков пуританской узости, и от разнузданности полового импульса. Этот ее аспект не должен быть упущенным в наше время. Буквальное толкование Песни песней позволяет сохранить всю осмысленность перенесения образов Песни песней на отношение Христа к Его Церкви (чего, однако, не сделал апостол Павел в Еф 5 ) или на соединение души с Богом любви. Книга Премудрости Соломона Греческая книга Премудрости Соломона относится к девтероканоническим. Церковные писатели прибегали к ней со II в. по Р. Х., и несмотря на некоторые сомнения и на сопротивление (особенно – бл. Иеронима), она была признана равной книгам еврейского канона по боговдохновенности. В первой части эта книга, называющаяся в Вульгате просто Liber Sapientiae ‘книга мудрости’, показывает роль мудрости в судьбе человека и сравнивает участь праведника и нечестивца при жизни и после смерти ( Прем 1–5 ). Вторая часть ( Прем 6–9 ) изображает истоки и сущность Премудрости, а также пути ее стяжания. Последняя часть ( Прем 6–19 ) прославляет действие Премудрости и деяния Божии в истории избранного народа; при этом настойчиво подчеркивается (за исключением краткого введения, охватывающего события вплоть до начал человечества) решающий момент этой истории: освобождение из Египта. Пространное отступление ( Прем 13–15 ) содержит острую критику идолопоклонства. Подразумевается, что автор книги – Соломон, четко обозначаемый в Прем 9:7–8,12 , хотя и не называемый по имени. Поэтому по–гречески книга и называется «Премудрость Соломона» (в западной традиции принято название «Книга Премудрости». – Пер.). Он говорит в книге как царь (7:5; 8:9–15) и обращается к своим собратьям по трону (1:1; 6:1–11,21). Но при этом здесь явно присутствует литературный художественный прием, благодаря которому это писание Премудрости, также как Еккл или Песн, связывается с именем величайшего мудреца Израиля. В действительности вся книга написана по–гречески, в том числе и первая часть ( Прем 1–5 ), для которой иногда безосновательно предполагается наличие еврейского оригинала. В соответствии с единичностью автора находится и единообразие языка книги, который в своей патетике и риторике согласуется со стилистическим восприятием эпохи эллинизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

43:21. Простерли руки. Речь идет о положении рук при молитве или мольбе, обращенной к божеству. «Простертые руки» упоминаются также в Езд. 9и в Пс. 87:10 . Более подробное обсуждение этого вопроса см. в коммент. ко 2Пар. 6:13 . 44:1. Заголовок. Сынов Кореевых. См. коммент. к Пс. 41 . 44:1,2. Песнь о Царе. Для Ближнего Востока в древности более характерны гимны, обращенные не к божеству, а к царю, но данный псалом – один из немногих таких примеров в Псалтири. Как и на египетской стеле, посвященной бракосочетанию Рамсеса II, брак представлен здесь как результат военной победы. Он являет собой политический союз, желательность которого обусловлена военными победами царя. 44:2. Скорописец. Книжники и мудрецы были официальными царскими летописцами на Ближнем Востоке в древности. Знание традиций и приближенность к государственному управлению давали им материал для сочинения песен и сказаний, призванных напомнить людям о роли царя как представителя Бога на земле, питающего свой народ и обеспечивающего его защиту. Так, в Вавилоне во время празднования Нового года воспевалась поэма о сотворении мира «Энума элиш», из других городов прибывали представители, чтобы воздать почести царю, а священная процессия следовала по улицам к храму Мардука, бога-покровителя Вавилона. Совершая церемонию обновления завета, Неемия читал народу закон, напоминая ему о священной истории Израиля ( Неем. 8:1–13 ). 44:8. Помазание елеем радости. По законам Среднеассирийского царства невесту во время брачной церемонии должен был помазывать отец жениха. В этом псалме помазание елеем составляет часть ритуала возведения царя на престол и символизирует помазание царя Богом (более подробную информацию см. в коммент. к 1Цар. 10:1 ). 44:9. Благоухающие одежды. Этот псалом использует язык, характерный для свадебного гимна или церемонии помазания царя ( Пс. 132:2 ). На древнем Ближнем Востоке то и другое объединялось в ритуале священного бракосочетания, описанном в текстах 3-й династии Ура. Как явствует из этого описания, царь, облаченный в великолепные одежды, совершал торжественное шествие в храм, где ему предстояло исполнить роль божества в ритуальном бракосочетании, призванном обеспечить плодородие. Вероятно, одежда участников этого ритуала была пропитана благовонными маслами. См. коммент. к Песн. 1и Прит. 7:17 , где описываются эти вещества.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

на Лк, III.10, PL 92, 471). Беда называет созерцание Бога “единственным богословием”, ибо “все заслуги праведности и упражнения в добродетелях по праву отступают перед ним на второй план” (Там же, 471). Если совершенство деятельной жизни достигается разнообразными и многочисленными служениями, то совершенство созерцательной жизни “единообразно” и состоит в том, что “ум освобождается от всего земного, и, насколько это позволяет слабая человеческая природа, соединяется со Христом” (Там же, 471). В отличие от делания, созерцание доступно в этой жизни немногим (Там же, 471); и если деятельная жизнь исчезает вместе с телом и настоящим веком, то жизнь созерцательная “никогда не истощается”; она “начинается здесь, чтобы достигнуть совершенства в небесном Отечестве” (Там же, 472). Достижение созерцания Бога зависит скорее “не от выбора созерцающего человека, а от благодати Бога, Который является тогда, когда захочет” (Толк. на Песн, II.2.8). 9. Экзегетика Беду по праву можно назвать одним из самых выдающихся средневековых библеистов и экзегетов. Большое значение он придавал иеронимовой Вульгате, которую называл “нашим переводом” или “нашим изданием, проистекающим из источника еврейской истины” (На нач. Быт, I, PL 91, 33,58; О порядке времен, LXVII). Беда часто соотносил ее с текстом LXX, “древним переводом” (На нач. Быт, I, PL 91, 52;57;61), что давало ему новый экзегетический материал по сравнению с теми, кто опирался только на LXX (Августин, Амвросий). Его экзегетические труды охватывают большую часть Ветхого и Нового Завета. Огромная часть его толкований на Западе была включена в собрание стандартных святоотеческих комментариев XII в. (Glossa Ordinaria). Основой толкований Беды было его убеждение, что все Священное Писание является делом одного Автора — Бога. “Священное Писание превосходит все остальные книги не только своим Божественным авторитетом и пользой, ибо ведет к вечной жизни, но и своей древностью и даже литературной формой” (О фигурах и тропах Священного Писания, I).

http://pravmir.ru/iz-istorii-zapadnogo-b...

Кирилла, св. Нила и из разных мыслей св. Максима»). Данный текст не является катеной в собственном смысле слова, он представляет собой сплошной компилятивный комментарий, составленный из парафраза фрагментов сочинений 3 авторов: свт. Григория Нисского, Нила Анкирского и прп. Максима Исповедника. Имя свт. Кирилла Александрийского внесено в заголовок по ошибке. Видимо, комментарий был составлен тем же компилятором, что и т. н. катена трех отцов на Екклесиаста. По мнению Ж. Кирхмейера, составителем обеих «катен» был один из учеников прп. Максима Исповедника, к-рый пересказал толкования др. отцов в духе своего учителя ( Kirchmeyer. 1966; Auwers. L " interpretation du «Cantique des Cantiques». 2011. P. 1-2). Тип B 1 сохранился в кодексах Paris. gr. 152, XII в., и Scorial. Ρ I 3, XVI в. Часть комментария на Песн 6. 8-8. 14 (на эти главы прямая традиция гомилий свт. Григория отсутствует) представлена также рукописями XVI в.: Vat. gr. 728, Vat. Ottob. gr. 56 и Roma. Casanat. 203. Издана только эта часть на Песн 6. 8-8. 14 по рукописи Vat. gr. 728 ( Mai. 1834 (под именем Прокопия Газского)). П. Николопулос издал по рукописи Athen. Bibl. Nat. gr. 2410, XIII в., комментарий свт. Григория Нисского на Песн 6. 9-8. 5, считая его утерянной 16-й гомилией свт. Григория на Песнь Песней ( Νικολπουλος . 2007/2009). Однако данная атрибуция ошибочна, т. к. опубликованный Николопулосом текст является частью комментария типа B 1 ( Ceulemans. New Manuscripts. 2011. S. 117-120). III. «Эпитома» на Песнь Песней Прокопия Газского (Προκοπου χριστιανο σοφιστο ες ξηγητικν κλογν πιτομ π φωνς Γρηγορου Νσσης κα Κυρλλου Αλεξανδρεας, Ωριγνους τε κα Θλωνος το Καρπαθου, Απολιναρου, Εσεβου Καισαρεας κα τρων διαφορν; «Прокопия христианского софиста сокращение экзегетических извлечений на Песни Песней, со слов Григория Нисского и Кирилла Александрийского, Оригена и Филона Карпафийского, Аполлинария, Евсевия Кесарийского и разных других»; CPG, N 7431=С. 82; тип C, по Фаульхаберу; тип II, по Каро-Лицману; PG.

http://pravenc.ru/text/1681377.html

смир., I.I.2). Смирение — “это путь, ведущий к Истине”, так что плод смирения — это “познание Истины” (cognitio veritatis, О ступ. смир. I.I.1–2). Истина, сокрытая от гордых, открывается смиренным (Там же, I.I.1). Сам Господь показал нам пример смирения и кротости, которому мы должны подражать, чтобы прийти к Свету Жизни, или к самой Истине, просвещающей всякого человека (Там же, I.I.1). Бернард говорит, что существуют 12 ступеней, по которым, как по лестнице (scala), человек достигает совершенного смирения. Смирение в свою очередь должно преобразоваться в любовь (caritas, dilectio, amor) к Богу. Указание на это Бернард видит в Евангельских словах (Мф 11:28): “Приидите, — говорит (Господь). Куда? — Ко Мне, к Истине. Как? — Через смирение. Каков плод? — Я успокою вас. Но что есть успокоение (refectio), которое Истина обещает восходящим и воздает идущим? Не сама ли любовь (caritas)?.. Поистине, любовь — это приятная и сладостная пища!” (О ступ. смир. I.II.3). Для Бернарда, как и для апостола Павла и преподобного Иоанна Лествичника, совершенство всей добродетели заключается в любви. Причина любви к Богу лежит в Самом Боге, а образ этой любви — “любить без всякой меры” (О любви к Богу, I.1). Любовь к Богу имеет свои степени. Прежде чем стать чисто духовной, мистическая любовь проходит то состояние, которое Бернард называет любовью чувственной, или “плотской” (carna­lis). Бернард поясняет это так: “Любовь сердца некоторым образом есть плотская, то есть она относится скорее к плоти Христа, и то, что делал или повелевал Христос во плоти, оказывает воздействие на человеческое сердце” (На Песн., XX.6). Человек так устроен, что он не может подняться до умопостигаемых вещей иначе, чем с помощью чувственных вещей. Бог, зная это свойство человеческой природы, использовал его и при Своем воплощении. Слово стало плотью, и “тем, кто плотски разумеет, Он принес Свою плоть, чтобы они научились разуметь и Дух” (На Песн., VI.3; ср. XX.6). После этого душа человека получает “великую и сладкую рану любви” (vulnus amoris, На Песн., XXXIX.8), и ей ничто больше не препятствует заключить со Христом мистический брачный союз.

http://pravmir.ru/iz-istorii-zapadnogo-b...

Предмет воздержания – обучение тела и приспособление его к жизни духовной, чрез навык удовлетворять необходимые потребности его наименьшими средствами и издержками, Подвижники говорят: обучи тело, и оно будет тебе самым добрым помощником в жизни по духу. Всякая сласть от удовлетворения тела сном, пищею, одеждою и жилищем – только тогда теряет свою привлекательность, когда возрождаются и возрастают утешения духовные. – (Сост. по кн. „Толкование послания к Галатам“, еп. Феофана, М. 1875 г. стр. 379 – 384).   8. О разнообразных явлениях в мире Духа Святого    „Господь Бог, говорит св. Димитрий Ростовский, обещал чрез пророков послать Св. Духа Своего, и сие обещание несколько раз исполнил: ибо, не однажды, но несколько раз в различных видах Дух Св. являлся в мире. Так, Он являлся в виде голубине, при крещении Христовом, – в светлом облаке, во время преображения Иисуса Христа, – в бурном дыхании ветра, как свидетельствует св. Лука: бысть внезапу с небесе шум, яко носиму дыханию бурну, и исполни весь дом, идеже бяху седяще (Деян. II:2), наконец, по свидетельству того же евангелиста, – в огненных языках. Для чего, спросишь, в столь различных видах? Для многих, назидательных для нас причин.    И во-первых, Дух Св. явился в виде голубине потому, что св. церковь именуется в Писании голубицею (Песн. песн. II, 10), и что голубь ест не хищная птица, но простейшая, не имеющая в себе никакой лести. Потому и жилищем Св. Духа бывают только такие люди, которые имеют сердце простое и смиренное, а не коварное и лукавое; далее, Дух Св. явился в виде голубине и для того, дабы научить нас, чрез богомыслие возноситься на высоту и водворяться с Богом. Кто непрестанно стремится в селения небесныя и восклицает сь псалмопевцеы: кто даст мне криле яко голубине, и полешу и почию (Псал. LIV:7), того Дух Св. таинственно переносит на крыльях Своих в селения небесные.    Во-вторых, Дух Св. явился в облаке на Фаворе, так точно, как и в в. завете Он явился в облаке Моисею, ибо написано: сниде Господь во облаце (Исх. XXXIV:5). Из облаков изливается дождь, орошающий и оплодотворяющий землю; так и Дух Св., по словам апостола, изливает дождь Своей благодати на сердца наши: любы Божия излияся в сердца ваша Духом Святым, данным вам (Рим. V:5). В облаках рождаются молнии и громы, из них исходят молниеносные стрелы и огненное запаление: подобно сему действует Дух Св. в устах учителей церковных, ибо, как молния светом своим прогоняет тьму, и как гром устрашает человеков: так, исполненные Св. Духа учители церкви, проповедию своею, разгоняют темные грехи человеков и устрашают грешников, напоминая нам вечные мучения, ожидаюшие всех работающих греху.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

по облич. русск. раскола“... Изд. 2-е, К. Плотников, стр. 94 – 106). 156 Златоуст. „Бесед. на ев. Иоан.“ ч. 2, стр. 677. 157 Вообще древние любили благовонные составы и употребляли их для окуривания (Песн. III:6), для намащения тела (Песн. V:5; Есф. II:12; Лук. VII:38; Иоан. XII:3), для опрыскивания одежд (Пс. XLII, 9) и одров (Притч. VII:17), и наконец при погребении высокочтимых лиц (Иоан. XIX:39). О смирне см. Oiner, Bibl. Realo. 3 Aufl. 1848, 2. В. 8. 126. 127. Об алое 1 В. S. 47. 158 Под литрою (Иоан. XII:3, 39) разумеется римский фунт (libra), равнявшийся 11 унциям или 6.165 гранам. Oiner, Bibl Realo. 2 В. S. 244. 159 „Бесед. на еванг. Иоанна», ч. 2, стр. 678. 160 Служб. велик. субб. утр. кан. п. 9, ирмос. 161 Примеч. Сколько пробыл телом во гробе Иисус Христос? Из евангельских повествований о смерти, погребении и воскресении Господа видно, что Он был во гробе собственно один день (субботу) и две ночи (с пятницы на субботу и с субботы на воскресенье) всего в итоге около 30-ти часов (сн. „Начертание Церковно-Библ. Истории», стр. 505). Это, впрочем не означает какой-либо погрешности в счете в словах Спасителя; оно вполне объясняется способом исчисления времени , принятым у иудеев; иначе иудеи, и особенно фарисеи, не упустили бы случая обвинить Христа в несправедливости Его слов (так как они знали смысл Его пророчества о Своем воскресении (Мф. XXVII:63), – чего однако ж не видим из Евангелия. По народному обычаю часть дня считалась за целый день, когда говорили о продолжении времени какого-либо события. (Пример подобного времясчисления: Быт. 17 – 18; 1 Цар. XXX:12 и след.; 2 Парал. X, 5—21; Есф. IV:16 ср. V, 1). 162 Примеч. О необходимости собственных трудов и подвигов человека в деле спасения чрез И. Христа. О спасении человека во Христе и чрез Христа у современных иномыслящих христиан, к числу которых принадлежат и так называемые штундисты, распространилось такое ложное мнение, – будто оно, т. е. спасение достигается весьма легко и получается даром, туне , „Стоит только уверовать во Христа, проповедуют современные лжеучители, в все тут: в грехи прощены, и вечное наказание отменено, и падения не бойся, и добродетели все сами собою пошли из сердца, в Христос в тебе, и уж, не взирая ни на что, не покинет тебя, рай и царство небесное – твое и т.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

III. К третьей группе сочинений относятся Письма к разным лицам, всего 495 (PL 182, 67–716), в том числе 37 писем, адресованных Бернарду или касающихся его; авторство 8 писем (456, 460, 461–466, 470) спорно. К письмам присоединяются 5 Хартий-прошений Бернарда за разные монастыри (PL 182, 715–722). Спорно авторство Бернарда также для следующих приписываемых ему небольших сочинений: краткое Толкование на гимн “Иисусе, наш Искупитель” (PL 182, 1134), О страдании Христа и скорби и рыдании Его Матери (PL 182, 1133–1142), В похвалу славной Девы Марии (PL 182, 1141–1148), О Теле Господнем (PL 182, 1149–1150), О песнопении (Tractatus cantandi graduale, PL 182, 1151–1154). Из-за высокого авторитета Бернарда ему приписывался также целый ряд подложных сочинений (см. PL 184), таких как О видах молитвы, О благодати, Таинственная виноградная лоза, Размышление о страдании и воскресении Господа и других (авторство части из них уже установлено). III. Богословие 1. Источники. Вера и разум. Основой богословия Бернарда были Священное Писание, Священное Предание и его личный духовный опыт (см. На Песн., XXXIII.7). Священное Писание цитируется Бернардом по многу раз в каждом его сочинении. Особо следует отметить его Слова на Песнь песней. Из западных Отцов Церкви на Бернарда более всего повлияли святитель Амвросий Медиоланский 1 , блаженный Августин 2 , Боэций, святитель Григорий Великий и Ансельм Кентерберийский 3 . Двух первых Бернард называет “столпами Церкви” (Крещен., II.8), а Амвросия “небесной трубой” (Слова на разл. темы, XXII.7). Влияние предшествующей латинской традиции на Бернарда наблюдается прежде всего в учении о Боге, искуплении, свободе и благодати, о богопознании, экклезиологии. Из восточных Отцов и Учителей Церкви Бернарду более всего были известны Ориген и святитель Афанасий Великий (см. Слова на разл. темы, XXXIV.1; На Песн., LIV.3; Против Абеляра, I.3). Однако следует отметить, что с восточной богословской традицией Бернарда сильно сближает его несхоластичность и мистицизм, так что многие его богословские положения сходны с учением восточных Отцов Церкви — святителя Григория Богослова, святителя Григория Нисского, преподобного Дионисия Ареопагита, преподобного Иоанна Дамаскина и др.

http://pravmir.ru/iz-istorii-zapadnogo-b...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010