31 . Какой силой вразумлен ты, разбойник? Кто научил тебя поклоняться презираемому и вместе с тобой Распятому? О свет вечный, просвещающий омраченных! Посему справедливо и услышал он: надейся не потому, что дела твои дают право тебе надеяться, но потому, что находится здесь благодатный Царь. Долговременно бы должно быть прошение; а благодать дарована весьма скоро. Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю ( Лк.23:43 ). Поскольку сегодня услышал ты голос Мой и не ожесточил твоего сердца (см. Пс.94:7–8 ), я весьма скоро изрек определение против Адама, весьма скоро прощаю тебе. Ему сказано было: в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь ( Быт.2:17 ). Ты ныне покорился вере, ныне тебе и спасение. Он пал, вкусив от древа; и ты посредством древа вводишься в рай. Не бойся змея, не извергнет тебя; ибо пал он с неба. Не говорю Я тебе сегодня: отойдешь ты, но: ныне со Мною будешь ( Лк.23:43 )». Надейся, не будешь извержен, не бойся пламенного меча: он устыдится Владыки. Как велика и неизъяснима благодать! Верный Авраам еще не вошел туда, куда разбойник входит. Еще не вошли Моисей и пророки, а разбойник беззаконный входит. Удивлялся этому и прежде тебя Павел, говоря: А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать ( Рим.5:20 ). Терпевшие зной еще не вошли, а в одиннадцатый час пришедший вошел. Никто не ропщи на Домовладыку, поскольку говорит Он: друг!., не обижаю тебя ( Мф.20:13 ). Не имею ли Я власти располагать Моим, как хочу? Разбойник хочет добро творить, но смерть предупреждает. Я не только ожидаю дел, но и веру приемлю. Пришедши пасти в вертоградах, Я пришел пасти и в кринах (см. Песн.6:1–2 ). Обрел Я овча погибшее ( Лк.15:4–5 ): беру его на рамена мои, ибо он верит так, как сам сказал: Я заблудился, как овца потерянная; помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! ( Пс.118:176 ; см. Лк.23:42 )». 32 . «Я предвозвестил в песнях о винограде невесте Моей, и эти слова говорил ей: Пришел я в сад мой, сестра моя, невеста ( Песн.5:1 ). На том месте, где Он распят, был сад ( Ин.19:41 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Итак, бездна бездну призывает. И призвала! Плач Адама был услышан. Адам блажен, поскольку блаженны плачущие, ибо они утешатся (Мф 5:4). Бог Сам “пошёл” за ним — Адамом. Так говорит Господь: народ, уцелевший от меча, нашел милость в пустыне; иду успокоить Израиля (Иер 31:2). Яхве “погрузился” в поиски, начиная с эдемского сада и увенчивая Свои труды на Голгофе. “Ныне восстанавливая повреждённое, ищет от нас лишь то, что в начале, создавая нас, вложил в наши души: потому что и для имеющего быть в будущем Его учения Он соответственным образом положил основание, и созданному от начала положению вещей впоследствии присовокупил учение; не иное что делая, как очищая почерневшую вследствие принятия в себя греха присущую Его творению красоту”, — сказал когда-то святитель Григорий Палама 31 . Природа содрогнулась и солнце померкло тогда на Голгофе, потому что Сама Красота явилась на древе. Светило в тот ужасный час было упразднено, словно задули свечу при восходе солнца. Да оно и не способно было освещать, когда весь мир был освещён голгофской жертвой! Весь мир — значит и почерневшее от греха сердце, которое способно теперь вновь воспламениться и стать прекрасным. Некогда и Суламита (из книги Песнь Песней), попалённая солнцем, была почерневшая и смуглая. Она говорила: Не смотрите на меня, что я смугла (Песн 1:5), однако Жених ей отвечал: О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна! (Песн 1:14). Если же встречу Бога с человеком, “закона Духа” с сердцем возможно было б уподобить пьесе, то “Песнь песней” в этом случае — подходящий сценарий для неё. Теперь к сердцу, готовому стать таким хранилищем закона (Иер 31:33), то есть омывшемуся кровью Богочеловека и приобретшему первозданную чистоту, обращается Христос и обещает ему лицезрение Бога: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф 5:8). Значит, наступило время отвориться в нём тому, о чём писал в Евангелии святой Лука: Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть (Лк 17:21). Таким образом, в глубинах человеческого сердца свет Царства Божия смог отыскать отражение своей славы.

http://pravmir.ru/novyiy-zavet-v-knige-p...

Молю, приди, Господи Иисусе, Сыне Божий, сними верхнюю одежду, которую Ты надел ради меня, влей воды в умывальницу и умой ноги рабам Своим, смой скверну с Твоих сынов и дочерей. Омой ноги наших душ, чтобы, подражая Тебе и следуя за Тобой, сняли мы ветхие хитоны свои и сказали: «Ночью я скинула хитон мой; как же мне опять надевать его?» ( Песн.5:3 ); и еще сказали бы: «Я вымыла ноги мои; как же мне марать их?» ( Песн.5:3 ). И действительно, как только Ты омоешь ноги мои, сделай и так, чтобы и я возлег с Тобой и услышал от Тебя: «Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу» ( Ин.13:13–14 ). Вот и я теперь хочу умыть ноги братьям моим, умыть ноги соученикам моим. И потому беру я воду, черпаю ее (ср. Ис.12:3 ) из источников Израилевых (ср. Пс.67:27 ), вернее, выжимаю ее из шерсти Израиля. Ибо ныне я выжимаю воду из «шерсти» книги Судей, в иное время – воду из «шерсти» книг Царств и воду из «шерсти» книг пророков Исайи или Иеремии; и вливаю ее в умывальницу души моей, слагая их смысл в сердце моем, и беру ноги тех, кто подготавливает и подает их для омовения; и в меру своих сил стремлюсь я омыть ноги моим братьям и исполнить заповедь Господа, чтобы в слове учения очистились слушающие его от скверны греховной (ср. Иез.24:13 ), чтобы отбросили от себя всю нечистоту пороков и чистыми стали ноги их, которыми они прямо вступили бы «в готовность благовествовать мир» (ср. Ефес. 6:15 ), чтобы все мы, очистившись во Христе словом Его, не были изгнаны из брачных палат Жениха за грязные одежды (ср. Мф.22:11 ), но в сияющих белых одеяниях с умытыми ногами и чистым сердцем (ср. Мф.5:8 ) возлегли мы на брачном пире Жениха, Самого Господа нашего Иисуса Христа, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия IX. И вновь, остальное о Гедеоне и о битве, которую вел Гедеон с тремястами избранных 1 . Столь велико было множество людей, собравшихся против Израиля, что их сравнивали с саранчой.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

8:7), называя горлицей всечестную Церковь, ласточкой — пустыннолюбивого Иоанна, кузнечиком — красноречивого Павла, свирель церковную. Об этой горлице заповедует Господь Аврааму: « возьми Мне трехлетнюю телицу, трехлетнюю козу, трехлетнего овна, горлицу и молодого голубя » (Быт. 15:9). Об этой горлице вспоминает Писание в Песни Песней: « голос горлицы слышен в стране нашей » (Песн. 2:12). Голос этой горлицы возвещает нам, что небесная весна — Христос — является с неба. « Голос горлицы слышен в стране нашей » днесь. Послушаем же голос этой горлицы: какие песни воспевает она? « Дщери Иерусалимские! черна я, но красива; не смотрите на меня, что я смугла, ибо солнце опалило меня » (Песн. 1:4, 5). « Черна я, но красива ». Я черна — по причине прежнего преступления, прекрасна — по причине скорого покаяния; я черна — от скорби о своем падении, прекрасна — сиянием, полученным при крещении. « Дщери Иерусалимские! черна я, но красива ». Дочерьми иерусалимскими называет святые души отцов. « Черна я, но красива » — Церковь из язычников. Не смотрите вы, святые души, не смотрите на меня, потому что я почернела, потому что опалило меня солнце Правды, за мое прежнее заблуждение. Какое солнце опалило ее? Во всяком случае, не то о котором говорится в Екклесиасте: « восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит » (Еккл. 1:5). Восходит для нас Солнце Правды, Христос из Марии, по плоти: восток имя Ему; заходило же оно, когда Он взошел на крест и снизошел в преисподнюю. « Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит ». Когда Он взошел на небеса, тогда повлек к Себе и нас. « И когда », говорит, « Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе » (Ин. 12:32). Об этом Солнце Правды и Исаия восклицает, говоря: во днех тех « взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его » (Малах. 4:2). Когда взошло Солнце Правды — Христос, кровоточивая женщина, коснувшись края одежды Его, остановила токи кровей своих. « Дщери Иерусалимские! черна я, но красива ».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Вот подобие в любви и разлуке Суламит – невесты и Соломона – жениха: «Отперла я Возлюбленному моему (сердце своё), а Возлюбленный мой повернулся и ушёл. Души во мне не стало, когда Он говорил; я искала Его и не находила Его; Звала Его, и Он не отозвался мне. Встретили меня стражи, обходящие город, избили меня, изранили меня; сняли с меня покрывало стерегущие стены. Заклинаю вас, дщери Иерусалимские (жёны–мироносицы): если вы встретите Возлюбленного моего, что скажете вы Ему? Что я изнемогаю от любви» ( Песн.5:6–8 ). Так скорбно причитала душа юного Иоанна, стоявшего у Креста. Он отпер сердце своё Вечной Любви, а Возлюбленный, его Учитель, повернулся и ушёл. Ушёл в руки первосвященников, Пилата, толпы, воинов. Души не стало в Иоанне! О, скорбь бесконечная! Он искал и следовал за Возлюбленным. Он проник и во двор первосвященника. Душа его звала Учителя, но Он уже не отзывался... Бившие Иисуса («стражи, берёгшие город») незримо изранили душу юного ученика. О, как бы хотел он передать Возлюбленному Учителю, что душа его изнемогает от любви и сострадания! Иоанн стоял и рядом с Распятым у Креста на Страшной Голгофе. О, не распиналось ли при том его сердце! Ещё вчера он возлежал у Этой Груди, слышал Это Сердце, внимал Этим Устам. Теперь всё Это было истерзано, оплевано, распято. Из Сердца, бьющего Вечной Любовью , от удара копьём грубого воина истекала кровь и вода. И всё это видел Иоанн. О, муки его чистой души! Как звало сердце Иоанна Христа–Возлюбленного, но Он не отзывался... Он скорбел уже о всём мире. Он уже не мог посвятить Себя всего, как вчера вечером, исключительно Своему юному ученику. Но вот Он всё–таки откликнулся! Вот взор Распятого останавливается на Матери и на нём, ученике Своем! И, страдая за весь мир, Христос находит слова любви к любящим Его. «Жéно! се, сын Твой». А к Иоанну: «Се, Матерь твоя» ( Ин.19:26–27 ). О, бальзам на страждущее сердце Иоанна! Как взволновалась при том внутренность его ( Песн.5:4 )! Он ещё раз слышит. Учителя, беседующего с ним. Он теперь сын Той, Кто была Матерью Учителя. До этого Она имела только Одного Сына. А теперь в лице Иоанна весь лик Апостольский и вся Церковь Апостольская была усыновлена Пречистой Деве.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

И здесь возвещается о Его Премудрости, Красоте и Силе. В другом месте говорится: «Красен добротою паче сынов человеческих» (Пс.44,3). Здесь псалмопевец восхвалил человеческую красоту Бога Слова. Воспевает и премудрость Его: «излияся благодать во устнах Твоих» (Пс.44,3). Показывает И силу: «Препояши мечь Твой по бедре Твоей, Сильне. Красотою Твоею и добротою Твоею, и наляцы, и успевай, и царствуй истины ради и кротости, и правды» (Пс.44,4–5). И Исайя взывает: «Кто сей пришедый от Едома, червлены ризы Его от Воссора? Сей красен во утвари Его, зело с крепостию» (Ис.63,1). Ибо человеческие ризы не сокрыли Божественной Красоты Его, но, облаченный в них, Он блистал цветущей юностью-, чтобы побудить взирающих на Него подчиниться Божественной любви. Об этом говорит и святая невеста, беседующая с Ним в " Песни Песней " : «Миро излияное имя Твое. Сего ради отроковицы возлюбиша Тя, привлекоша Тя, в след Тебе в воню мира Твоего потекли» (Песн.1,1–2). Ибо юные души, ощущая благоухание Твое, желают и стремятся постигнуть Тебя; удерживаемые этим благоуханием, они не хотят расторгнуть узы — сладостные и добровольно наложенные. Созвучны с этим и слова божественного Павла: «Ибо мы Христово благоухание… в спасаемых и в погибающих: для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь» (2 Кор.2,15–16). 20. Подвижники эти научаются Божественным Писанием, что Господь прекрасен, обладает неизреченным богатством, что Он — Источник премудрости, в силах совершить всё, что пожелает, изливает на людей Своё безмерное Человеколюбие, источает реки кротости и желает только одного — одарять людей Своими благодеяниями. Также научаются они и богоносными мужами относительно бесчисленных видов этих благодеяний и, уязвляемые сладкими стрелами любви и будучи членами невесты, с нею вместе взывают: «уязвлены любовью и мы» (Песн.5,8). Ибо великий Иоанн изрекает: «вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин.1,29). А пророк Исайя предвозвещал будущее, как уже совершившееся, говоря: «Той язвен бысть за грехи наша, и мучен бысть за беззакония наша, наказание мира нашего на Нем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=854...

" и птица находит себе жилище, и горлица – гнездо себе, в котором положит птенцов своих». Горлице уподобил святую Церковь , имея в виду разнообразные да­рования мудрости. А что Церковь разнообразно украшена, об этом можно услышать от Давида, говорящего: «дочери царей – в почете у Тебя, пред стала Царица одесную Тебя, в одежде расшитой золотом, преукрашенная. " и птица находит себе жилище, и горлица – гнездо себе, в котором положит птенцов своих» ( Пс.44:10 ; Пс.83:4 ), то есть, под густыми ветвями крестного древа воспитывающая своих ново-просвещенных чад. Об этой горлице вспоминает и Иеремия, говоря: «знает свои определенные времена, и горлица, и ласточка, и журавль наблюдают время, когда им прилететь» ( Иер.8:7 ), называя горлицей всечестную Церковь , ласточкой – пустыннолюбивого Иоанна, кузнечиком – красноречивого Павла, свирель церковную. Об этой горлице заповедует Господь Ав­рааму: «возьми Мне трехлетнюю телицу, трехлетнюю козу, трехлетнего овна, горлицу и молодого голубя» ( Быт.15:9 ). Об этой горлице вспоминает Писание в Песни Песней: «голос горлицы слышен в стране нашей» ( Песн.2:12 ). Голос этой горлицы возвещает нам, что небесная весна – Христос – является с неба. «Голос горлицы слышен в стране нашей» днесь. Послушаем же голос этой горлицы: какие песни воспевает она? «Дщери Иерусалимские! черна я, но красива...; не смотрите на меня, что я смугла, ибо солнце опалило меня» ( Песн.1:4–5 ). «Черна я, но красива». Я черна – по причине прежнего преступления, прекрасна – по причине скорого покаяния; я черна – от скорби о своем падении, прекрасна – сиянием, полученным при крещении. «Дщери Иерусалимские! черна я, но красива». Дочерьми иерусалимскими называет святые души отцов. «Черна я, но красива» – Церковь из язычников. Не смот­рите вы, святые души, не смотрите на меня, потому что я почернела, потому что опалило меня солнце Правды, за мое прежнее заблуждение. Какое солнце опалило ее? Во всяком случае, не то о котором гово­рится в Екклесиасте: «восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит» ( Еккл.1:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Первое, что бросается в глаза, что эта одежда предназначена для двух противоположных функций: она символизирует женскую скромность и достоинство или указывает на профессию блудницы. Так, Фамарь закутана для того, чтоб Иуда не узнал её и принял её за блудницу ( Быт.38:15 ), а Руфь для того, чтоб было в чём нести Ноемини хлеб 179 . Эта амбивалентность подчёркнута в Песни Песней, где героиня не хочет, чтобы её приняли за «женщину под покрывалом» ( Песн.1:7 : /ky h ) в Синодальном переводе слово переведено ошибочно как «скиталица»), не хочет выглядеть как оу h , то есть «покрытая покрывалом, закутанная». Она не только опасается, что её примут за блудницу, но и не хочет надевать это нескромное одеяние, тем самым предвосхищая события 5-й главы, когда стражи почему-то срывают с неё покрывало ( Песн.5:7 : /rdîd). Тем самым в литературном аспекте эта верхняя одежда призвана подчеркнуть одновременно и то, насколько Руфь похожа на Фамарь, и насколько она на неё не похожа. Однако у образа «покрывала» есть и другой мифологический и мистический аспект, и он тоже амбивалентен. Глава 25 Исайи рисует смерть покрывалом: покрытое им исчезает. О том, что Бог уничтожит (буквально «проглотит») смерть, сказано так: «И уничтожит на горе сей покрывало (hallô), покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах» ( Ис.25:7 ). Мифологически действие покрывания тождественно уничтожению: сказочный герой исчезает, если он накрыт плащом, например, ирландская героиня Бекфола (АТ 315 В). Так и в Книге Эсфирь «слово вышло из уст царя, – и накрыли лицо Аману» ( Есф.7:8 ), что означает, что он осуждён на смерть и символически мёртв, а значит – на него нельзя смотреть. И в то же время священное и божественное тоже должно быть скрыто. Таким оказывается лицо Моисея после общения с Богом. Он должен скрывать лицо под покрывалом, чтобы сияние не убило людей: «Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лицо его стало сиять лучами от того, что [Бог] говорил с ним ( Исх.34:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Таким образом, христианское общество, сохраняя в себе Духа Божия, Божественную благодать и имея внешнее устройство, должно сохранять чистоту истинной веры и правильное понимание Слова Божия; в этом обществе верующим должна подаваться благодать Божия для укрепления и поддержки их благочестивой жизни; это общество должно быть надлежащим и надежным руководителем своих членов в их религиозно-нравственной жизни. Но, чтобы христианское общество могло достигать этих целей, оно само должно быть недоступно для зла, оно должно быть гарантировано от воздействия на него сатаны. И Господь Иисус Христос создал это общество, назвав его Церковью. Он сказал: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» ( Мф.16:18 ). Так как «врата» по библейскому употреблению ( Быт.24:60 ; Суд.5:8 ) означают власть, могущество; а «ад» – представитель самой крепкой и злостной силы (Песн. Песн. 8:6 ), то Церковь , созданная Господом, по Его же словам, не уступит никакой разрушительной враждебной силе, будет стоять непоколебимо и непрерывно. Апостол Павел говорит, что « Церковь Бога живаго есть столп и утверждение истины» ( 1Тим.3:5 ). «Столпом» на языке Священного Писания нередко называется башня, укрепленное место, крепость ( Иер.31:38 ; Зах.14:10 ; 2Пар.26:9 ; Пс.47:13 ; Ис.30:25 ), а «утверждением» называется прочное основание, надлежащий фундамент. Таким образом, по мысли апостола Павла, Церковь есть надежная защита и твердое основание для истины. Таким образом, Христианская Церковь есть Богом установленное, вполне соответствующее состоянию и потребности человеческой природы, совершенно необходимое средство спасения людей. Учение о Церкви излагается в 9-м члене Символа веры так: «(верую) в единую, святую, соборную и апостольскую Церковь ». Имя «Церкви» Христовой употребляется в разных, более или менее обширных смыслах. Самый обширный из них есть тот, по которому Церковью Христовою называется общество всех разумно-свободных существ, то есть ангелов и людей, верующих во Христа Спасителя и соединенных в Нем, как единой Главе своей. В таком смысле понимает слово Церковь апостол Павел, когда говорит, что Бог «положил в устроение полноты времени все небесное и земное соединить под Главою Христом, посадив Его одесную Себя на небесах, превыше всякого начальства, и власти, и силы, и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, Главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» ( Еф.1:10, 20–23 ; ср. также Евр.12:22–23 ; Кол.1:18–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Этой любовью воспламенен тот, кто мог принадлежать к Истине. Поэтому-то и Давид говорит: «жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред лице Божие!» (Пс 41.3). Поэтому он увещевает нас, говоря: «ищите лица Его всегда» (Пс 104.4). Поэтому Пророк говорит: «душею моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра: ибо когда суды Твои совершаются на земле, тогда живущие в мире научаются правде». (Ис 26.9). Поэтому Церковь опять в Песни песней говорит: «я изнемогаю от любви» (Песн 5.8). Поскольку справедливо, чтобы от видения Врача перешла к спасению та, которая от пламени желания Его носит в груди рану любви: то опять говорит: «души во мне не стало, когда он говорил» (Песн 5.6). Ибо душа человека, не ищущего лица Своего Создателя, крайне груба, и потому остается в самой себе холодной. Но если она уже начала гореть желанием последовать Тому, Кого любит, то она бежит, будучи растопляема огнем любви. По желанию она делается жадной: все, что нравилось ей в мире, становится маловажным: ничто ей не нравится, кроме Создателя; и то, что прежде услаждало душу, после делается для нее чрезвычайно тягостным. Ничто не услаждает ее горести, доколе она не узрит Того, Кого желает. Дух скорбит, самый свет отвратителен; и этим-то огнем истребляется в духе ржавчина виновности, и душа растопляется как золото: потому что через употребление она потеряла вид, а через горение прояснела.    3. Итак, она (Мария), которая так любит, опять наклоняется во гроб, который осмотрела; посмотрим, каким плодом сила любви в ней усугубляет старание в отыскивании. Далее следует: «и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса». Что значит, что на месте тела Господня видны два Ангела, сидящие — один у головы, а другой у ног, если не то (поскольку Ангел на латинском языке называется вестником), что должно было возвестить, по страдании Его, о Том, Кто и Бог прежде веков, и человек на конец веков? Как бы у главы сидит Ангел, когда через Апостола Иоанна возвещается, что «в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин 1.1).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010