10. «Востани, возми одр твой, и ходи» ( Иоан. 5:8 ). Но сперва восстань, сперва свергни с себя недуг, а потом восприими крепость веры. Укрепись сперва против одра, который носит тебя на себе, над деревянного утварью учись носить носившего тебя долгое время. И тот деревянный одр повелел носить Спаситель, о котором сказано: «Одр сотвори себе Царь от древес ливанских. Столпы его сотвори сребряны, восклонение его багряно, внутрь его камение постлано» ( Песн. 3, 9:10 ). Это – знамения страдания, представленные в брачных песнях, и трезвенных и целомудренных. Ибо не почитай сих песней выражением плотской и страстной любви, принимая речение по понятию многих, и нимало не углубляясь в их силу. Напротив того, сии брачные изречения исполнены целомудрия. И если не понимаешь песней, то обратись к притчам, и от последних восходи к первым в порядке и постепенно. «Премудрость созда себе дом» ( Прем. 9:1 ); речь идет как бы о жене. «И посла своя рабы» (3); и в другом месте говорит еще: «воз-желей ея, и соблюдет тя» ( Притч. 4:6 ). Разумеется любовь не к жене, а премудрости, так и изгнание любви плотской, потому что премудрости свойственны не страсти, но мудрые помышления. «Кони женои-стовни сотворишася» ( Иер. 5:8 ) – вот неразумное стремление! Поэтому, если услышишь в Песнях что-либо сказанное о женихе и невесте, не падай до земли, не с страстным движением выслушивай это, сим бесстрастным побеждай в себе страсти. 11. Поэтому в Песнях изучай то, что божественно, исполнено целомудрия, указует на страдание Христово. Ибо, повествуя о страдании Спасителевом, именует он и место: «Внидох в вертоград» ( Песн. 5:1 ) ради погребенного там. Упомянули и об ароматах: полным приял миро мое (5), потому что домостроительство исполнено. И о том, что по воскресении, сказали: «ядох хлеб мой с медом моим» ( Песн. 5:1 ), потому что дали Ему «от пчел сот» ( Лук. 24:42 ). И о вине есмирнисмене упомянули также Песни: «напою Тя от вина с вонями строенаго» ( Песн. 8:2 ). О мире же, возлиянном на главу Его, сказано в другом месте: «Доколе царь был за столом своим, нард мой издавал благоухание» ( Песн. 1:11 ); потому что «возлежащу Ему в дому Симона прокаженного, пришедши жена, сокрушиши алавастр мира нарднаго пистикия: и возливаше Ему на главу» ( Мк. 14:3 ). Так и о кресте сказано: «одр», т. е. древо крестное, подъемлющее на себе Господа. «Столпы его сотвори сребряны»: начало креста было серебро – предательство. Как в преукрашенном доме распростерт вверху золотой потолок, все же это убранство возносят на себе столпы, так серебро было началом и распятию и воскресению Христову. Если бы не предал Иуда, Христос не был бы распят. Поэтому, как начало славного страдания, «столпы его сотвори сребряны».

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

А время это и есть тот первый месяц у евреев, в который празднуется Пасха, прежде прообразовательная, а теперь истинная. Время это есть время сотворения мира. Ибо тогда Бог сказал: да прорастит земля зелень... дерево... приносящее по роду своему плод ( Быт.1:11 ). И теперь, как видишь, всякая трава уже дает семя. И как тогда Бог, сотворивши солнце и луну, установил для них равноденственное течение, так точно за несколько до сего дней было время равноденствия. Потом сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию ( Быт.1:26 ). Что относится к образу, это человек удержал; а что к подобию, это преслушанием своим исказил. Итак, в то же самое время, в которое он утратит это, последовало и исправление. Когда сотворенный человек за преслушание изгнан был из рая, в то же время уверовавший введен в него за послушание. Итак, спасение совершилось в то время, в которое произошло отпадение; т.е. когда цветы показались и время пения настало ( Песн.2:12 ). 11 . Сад был местом погребения, в котором насаждены были виноградные лозы. А Иисус говорит: Я есмь... лоза ( Ин.15:1 ). Итак, Он насажден был на земле, чтобы искоренить проклятие, навлеченное Адамом . Земля осуждена была произращать терние и волчцы; из земли произошла лоза, чтобы исполнилось написанное: истина возникнет из земли, и правда приникнет с небес ( Пс.84:12 ). Что же будет говорить погребаемый в саду? Набрал мирры Моей с ароматами моими ( Песн.5:1 ), и потом: мирра и алой со всякими лучшими ароматами ( Песн.4:14 ). Вещи эти суть признаки погребения; и в Евангелии сказано: пришли женщины, неся приготовленные ароматы ( Лк.24:1 ). Пришел также и Никодим... и принес состав из смирны и алоя ( Ин.19:39 ). Потом написано: поел сотов Моих с медом Моим ( Песн.5:1 ): вкушал горькое во время страдания и сладкое по воскресении. Воскресши, взошел Он, когда затворены были двери: ученики не верили, ибо подумали, что видят духа ( Лк.24:39 ). На это Он сказал: осяжите Меня и рассмотрите ( Лк.24:39 ), вложите персты в раны от гвоздей, как испытывал Фома.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Песн. 1:4 Черна есмь аз и добра, дщери Иерусалимския, якоже селения Кидарска, якоже завесы Соломони. Песн. 1:5 Не зрите мене, яко аз есмь очернена, яко опали мя солнце: Я думаю, это говорит она уже не к отроковицам, но к тем, которые хвастаются законом, бесчестят, поносят ее за то, что она не только чуждая, но и очернена идолопоклонством. «Черна есмь аз и добра». Я прежде слепотствовала, но теперь вижу, прежде носила ветхую одежду, но теперь преиспещрена, одеяна в ризы позлащенны ( Пс. 44:10 ), приняла Царское достоинство и предстою Царю; изгнавши тебя, о неверная Иудея, тебя, которая вознеистовствовала над Ним, предала Его смерти, а ложе осквернила множеством прелюбодеев. Итак, не поноси меня за черноту, не выставляй прежние мои пороки. Признаюсь, я была черна, но теперь добра, и угодна Жениху. Страшись примера Мариам. Она укорила Моисея, что он поял в жену Эфиопляныню, и за то покрылась проказою, как снегом, погнана, яко нечистая, из лагеря, и не прежде паки принята была, но после раскаяния ( Чис. 12 ). И я также Эфиопляныня, но впрочем невеста Великого, Законодателя, я дщерь жреца Мадиамского, мужа идолопоклонника, но уже забыла люди моя и дом отца моего, посему возжелал Царь доброты моей ( Пс. 44:11–12 ). «Итак не зрите мене, яко аз есмь очернена, яко опали мя солнце». Зрите меня омовенную от прежней черноты сей и возгласите: кто это восходит убеленная? ( Песн. 8:5 ). Но я расскажу вам и вину черноты моей. Я омрачилась, служа твари паче Творца, и вместо Солнца Правды поклонялась солнцу чувственному; но теперь узнала уже разницу между тем и другим, узнала и, оставив тварь, поклонилась Зиждителю. «Не зрите мене, яко аз есмь очернена, яко опали мя солнце. Черна есмь аз и добра, дщери Иерусалимския», черна по первому нечестию, добра по покаянию, черна по неверию, добра по вере; и притом так была черна, «якоже селения Кидарска», что значит – мрак; но так наконец соделалась добра, «якоже завесы Соломони». Почему далее Жених называет ее лилией ( Песн. 2:2 ). Она ни прядет, ни занимается тканием, ни печется о жизни, но Сам Жених одевает и питает её ( Мф. 6:28–30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Интерпретация Оригена , которая при всей эталонности самого комментария для последующей традиции никогда не была характерна для византийских экзегетов, все же исходит из реального соединения человеческого и божественного и даже переходит некоторую грань, не оставляя между этими природами необходимого зазора. 4. Закон и Христос: толкование Дидима Слепца Двигаясь дальше, обратимся теперь к сочинениям авторов IV в. У Дидима Слепца 14 в «Комментарии на Екклесиаст» мы находим толкование Песн. 2:6 , которое в свою очередь является частью толкования на слова «Время обнимать и время уклоняться от объятий» (καιρς το περιλαβεν κα καιρς το μακρυνθναι π περιλμψεως) ( Ек. 3:5 ). Дидим дает сначала буквальное толкование, связанное с практическими принципами брачных отношений христиан, ссылаясь на слова апостола Павла из 1Кор. 7:5  и другие новозаветные тексты (Didym. In Eccl.; Gronewald 1977, 75.3–24). Однако далее александрийский экзегет приводит и аллегорическое толкование, финальным аккордом которого является рассуждение по поводу Песн. 2:6 : Есть такие, кто полагает, что Премудрость Божия есть супруга, подобно тому, как сказано: я стал любителем красоты ее (Прем. Сол. 8:2) ипринял ее в сожитие с собою (Прем. Сол. 8:9). О ней же говорится: Почти ее, чтобы она обняла тебя (Пр. 4:8). И Премудрость обнимает мудрого, передавая ему свои качества, и мудрый обнимает ее. И когда человеку принадлежит такая супруга, от которой он может родить разум и разумные мысли и поступки – ибо премудрость рождает мужу разум (Пр. 10:23), – время обнимать. Это время не состоит из промежутков. Можно обнимать Премудрость всегда, и время [этих объятий] – вечно. Что значит удаляться от объятий в духовном смысле? Быть вне добродетели и мудрости? Нет, но поскольку собственная и долженствующая во всякое время пребывать рядом жена – это не только мудрость и добродетель, но и незнание и порок (не внимай злой жене (Пр. 5:3), ибо злая жена рядом, – это ложное мнение и нечестие), следует удаляться от ее объятий. Не должно обнимать ее. Время – для объятий божественной жены, время – не обнимать худшее… 15 Ты знаком и со словами невесты в Песни Песней о Святом Женихе, о котором речет Иоанн: Имеющий невесту есть жених ( Ин. 3:29 ): Левая рука его у меня под головою, а правая обнимает меня. Возможно, она имеет в виду, что законный распорядок есть левая рука Премудрости, которая должна быть под головою, то есть в уме. А правая рука Его, духовная рука, обнимает уже не голову, но целую невесту. Таким образом, как только сама невеста бывает приготовлена к заключению законного брака с Мужем и вводится в покой, – время обнимать (Didym. In Eccl.; Gronewald 1977, 75.25–76.19).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Psell/g...

Израиль поставил ее посреде (Ин.8,3) для исполнения смерти, чтобы побить камнями, но Бог, Святый Израилев, явившийся в Своей милости посреде Израиля, совершил исполнение жизни, дал надежду не имеющей надежды. От нее стремительно, в страхе перед явленной посреде Израиля правдой Божией, удаляется сонмище мужей, желавших судить ее по закону, и не знающих, что такое «правда и суд, благость и милосердие» (Ос. 2,19). Она, восставленная, теперь для них «грозна, как полки со знаменами» (Песн. 6,4). Ибо Бог милости хочет, а не жертвы, и Боговедения более, чем всесожжения (Ос. 6,6). Он пишет закон Свой новый — на камнях, омытых водою, на сердцах, обновленных крещением (Иез. 26,25–27). Он воздвигает от камней чад Аврааму (Мф.3,9), чад Нового завета, превозмогающего Ветхий Закон Моисеев, повелевающий «таковых побивать камнями» (Ин.3,5). Пишет не рукою посредника, (Евр. 11,17) но животворящим Духом Своим, перстом Божиим, изгоняя всякую нечистоту (Лк. 11,20), мешающую Богообщению лицом к лицу. В сердце новое вливается Дух Завета воистину kainos — нового, небывалого, а не очередного, но вино не прорывает, а обновляет мехи (Лук.5,37–38). Так совершается «Завет нов» (Иер. 31,31–34). Она была черна — но омыта чернота ее, и теперь она красива, «как завесы Соломони» (Песн.1,4). Незаслуженное прощение даровано ей — ибо крепка, как смерть, любовь (Песн.8,6). Большие воды ее не затопят. «И ты не должна знать другого Бога, и нет Спасителя, кроме Меня» (Ос. 13,4). Ибо он — Бог, а не человек (Ос. 11,9). Ибо только Он — «единственный Человек, способный на такое мужество» — как говорит Богоматерь в античной христианской поэме «Христос Страждущий». Он пребывает верен, ибо отречься Себя не может (2Тим.2,12–13). Он сдержал слово. Он сделал, как сказал: «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их (Ос. 13,14). Воды, как огонь, один и тот же для оправдываемых грешников, «которые возлюбили много», и осуждаемых праведников, которые не дали и воды на ноги (Лк.7,44), это — Божественная любовь, дошедшая до смерти и прошедшая через нее, и ставшая для них бичом, по слову мудрого и чистого сердцем сирийского монаха Исаака.

http://pravmir.ru/nedelya-o-strashnom-su...

Садоводство во все времена было главным занятием Израильтян в Палестине. У каждого из св. писателей ветхого завета говорится о еврейских садах или новонасаждениях ( Быт.9:20 ; Чис.24:6 ; 4Цар.25;4 ). При Давиде было множество виноградников, маслин и черничий, находившихся под особенным присмотром ( 1Пар.27:27,28 ). Соломон сам говорит о себе, что он насадил виноградники, устроил вертограды и сады ( Еккл.2:4,5 ). Эти знаменитые сады Соломона находились при соединении трех горных ущелий при подошве Сиона. В Итаме или Этаме находился у Соломона еще сад заповедный, или, по священному выражению, вертоград заключенный 7 ( Песн.4:12–15 ; Песн.5:1 ; Песн.6:1,10 ). Особенно много садов было у Израильтян во времена пророка Амоса. Он, обличая первых лиц между Израильтянами за их жестокосердие, вопиет: «умножисте вертограды ваша, винограды ваша, и смоквы ваша, и масличия ваша» ( Ам.4:9 ). В правление Симона Маккавея (1Макк.14:12.) «возвеселися Израиль веселием велием и седе кийждо под виноградом своим и смоковницею своею». Во времена Христа Спасителя, страна Геннисаретская (богатые сады) отличалась красотою и изяществом садовых растений. Св. Кирилл Иерусалимский говорит о саде голгофском: «там сад был, где Спаситель распят. Хотя теперь место сие весьма украшено царскими дарами; но прежде оно было садом и признаки сего и остатки доселе находятся». Кроме сего в св. Писании упоминается еще о саде Гефсиманском 8 , где Спаситель наш перед спасительными страданиями своими молился до кровавого пота. Сады у Евреев большею частию располагались вокруг домов. Нечестивый Ахаав потому и желал приобрести себе виноградник Навуфеев, что он был близь дома его ( 3Цар.21:2 ). Для некоторых Израильтян сады служили местом погребения: Манассия царь Иудин погребен был «в вертограде дома своего, в вертограде Озы» – ( 4Цар.21:18,26 ); в вертограде распят и погребен был Спаситель наш – бе же на месте, идеже распятся, верт и в верте гроб нов, в немже николиже никтоже положен бе. ( Ин.19:41 ). Еврейские сады состояли вообще из тенистых деревьев, всякого рода цветов и пахучих растений.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Razum...

8) В рассуждении благодеяний Его, коими мы ежеденно бываем облагодетельствованы.       Что живём, что не терпим глада, ни хлада, что свободны – сии суть ежедневные благодеяния. A о том уже, что скажу, что Он, в дополнение всего того, даёт нам ясти Пречистую Свою Плоть? Как убо мы – приступать дерзаем приобщаться сей Божественнейшей Пасхи, – имея ум и сердце осквернённое? и притом ведая, что к ядению пасхального агнца в Израиле никто из нечистых приступить не мог? Тако ли воздаём Господеви о всех, яже воздаёт нам! II. Со стороны ближнего должны возбуждаться мы к покаянию: 1). Воображением примеров тех людей, кои покаялись и получили прощение, как-то: Адама, Ноя, Моисея, Аарона, Давида (о коем Августин: „желают безумные падать с Давидом, но восставать не желают» 81 ), разбойника, висевшего на кресте, Манассии, Петра, Павла и прочих ( Пс.102 ). 2) Представлением примеров ожесточённых, нераскаянных и погибших. Таков был Фараон, о коем пишется: и обратившися вода покры колесницы и всадники и всю силу Фараонову – и не оста от них ни един ( Исх.14:28 ). Таков был Корей, Даван и Авирон. Таковы были, живущие в Содоме и Гоморре. Всегда надобно христианину иметь в памяти златые оные Христовы слова: аще не покаетеся, вси такожде погибнете ( Лк.13:5 ). III. Со стороны нас самих должно возбуждать нас к покаянию: 1) Обязательство и условие данное нами Богу в Крещении, когда мы отрицались сатаны, и всех дел его, и всего служения его, и всея гордыни его. Бог чрез Моисея давал наставление Израильтянам, что, ежели они вступят в обещанную им землю Хананею, то не вступали бы в дружбу и завет с жителями той страны, как пишется: да не завещаеши к ним завета, ниже да помилуеши их ( Втор.7:2 ). Мы чрез Крещение вступили в духовную Хананею: не завещаем убо дружбы с пороками, истребим их из сердец наших, да так обязательство в Крещении данное соблюдём. 2) Не малое побуждение к покаянию должно придать нам обручение наше со Христом, которое Он обещал верующим ещё чрез Осию: и обручу тя себе во век; и обручу тя себе в правде и в суде, и в милости, и в щедротах; и обручу тя себе в вере, и увеси Господа ( Ос.2:19–20 ). Ежели Он толчёт в двери сердец наших, восстанем, отверзем ему сердце, якоже невеста: востах аз отверсти брату моему ( Песн.5:5 ). Восстанем с одра пороков, пробудимся от сна нерадения, отверзем двери сердец наших Жениху нашему, Брату нашему Христу Господу, се, сей стоит за стеною нашею, проглядаяй оконцами, приницаяй сквозе мрежи ( Песн.2:9 ). Бдит Он; и мы ли будем спать? Ищет нашего покаяния; и мы ли вознерадим? Сия ипостасная премудрость в злохудожную душу не входит ( Прем.1:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Песн.2:8 .  Голос воз­люблен­ного моего! вот, он идет, скачет по горам, прыгает по холмам. Песн.2:9 .  Друг мой по­хож на серну или на молодого оленя. Вот, он сто­ит у нас за стеною, заглядывает в окно, мелькает сквозь решетку. Новая картина открывается рядом воспоминаний Возлюбленной о блаженных минутах имевшего место ранее единения ее с Возлюбленным. Монолог Суламиты, передающий это свидание ( Песн 2.5 ), по мнению некоторых комментаторов, может считаться написанным раньше первого отдела, так как в нем идет речь о причине, по которой Суламита разлучилась с отцовским домом; «автор поступил очень тонко, воспользовавшись предшествующими главному действию событиями только как первыми нитями для остальной ткани» (Карпелес, стр. 81). В изображении в ст. 8–9 Возлюбленного, отличающемся черезвычайною живостью, выставляется на вид величайшая подвижность и неуловимость Возлюбленного, так что невольно возникает аналогия ею с быстро движущими стихиями. «Второй отдел Песни Песней 2:5, говорит проф. Олесницкий, в отличие от первого, может быть, назван Песнью весны. Скрывавшееся от земли солнце теперь само вызывает ее к жизни. Отдел начинается отрывочными словами «голос возлюбленного моего». Жених находится в таком отношении к невесте, что она слышит только его голос, чувствует его дыхание, но не знает, откуда приходит и камо идет ( Ин 3.8 ). Подобно неуловимому ветру и быстроногой серне, он пробегает по стране, перескакивает через горы и холмы. В отношении к человеческому образу такое представление было бы весьма неестественно; но в отношении к вольному лучу солнца, не знающему препятствий ни в горах, ни в долинах, это в высшей степени натурально. Прекрасно идет сюда и то, что говорится в следующем (9) стихе о возлюбленном, засматривающем на бегу в окна, мелькающем сквозь решетки домов» (с. 369). Ещё более удобопонятными отмеченные черты являются при типическом истолковании их о Христе, какое дает Ориген (с. 170 ср. Мидраш, с. 67–68). В тексте LXX и слав. в ст. 9 имеется прибавка: επι τα ορ Βαιθηλ, Вефильских; в др. текстах и переводах прибавка эта не находит для себя опоры.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Вторые, это те, что чувствуют разницу между грехом и святостью, но сознательно выбрали грех и напрочь отказались от молитвы. Смею вас успокоить, это – не о людях сказано. Но спокойствие относительное, поскольку на людей эти существа невидимо влияют, и многие люди на этих существ становятся все более похожи. Надо поститься, надо. Раз ты записался в войско Христово, значит подчинись дисциплине и думай, как «угодить военачальнику» (2 Тим.2:4) В посту не только из кухни не должно пахнуть котлетами, но и в воздухе должно стать немножечко тише. Тише станет, если телевизоры и радио будут молчать. Пусть не всегда и не у всех, но все же будут молчать. В этом смысле символ поста – большой баннер с изображенными на нем телевизором и радио. Рядом грустный «смайлик» с уголками рта опущенными вниз, и подпись «Нас не смотрят». Все это, конечно, только средства, только попытки создать условия для памяти Божией. Цель заключается в поиске Бога: «Куда пошел возлюбленный твой, прекраснейшая из женщин? Куда обратился возлюбленный твой? Мы поищем его с тобою» (Песн. Песн.6:1) «Взыщите Бога, и жива будет душа ваша» Все остальное – лишь насаждение виноградника, в тени которого встретятся влюбленные. И это, как ясный день, должно быть понятно всякому человеку, поскольку речь идет не о диетах и гастрономических тонкостях, а о любви. Не в этом ли слове помещаются все вообще тайны? «Я хочу целовать песок…», – поется в шлягере. «Встану же и пойду по городу, по улицам и площадям, и буду искать того, кого любит душа моя», – говорит Суламита. Рейтинг: 9.8 Голосов: 659 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Елена Малкина 6 марта 2015, 11:07 Спасибо батюшке Андрею за прекрасную статью. Просто и доходчиво! ТаняСем 6 марта 2015, 10:58 Милая Наташенька!!!Не отчаивайтесь!!!Ведь главное,что у вас есть -это ВЕРА В БОГА!!!А,если она искрення и от всего сердца-а это именно так следует из вашего письма-то Господь все видит и слышит вас,даже при шумах ваших....Очень прошу вас не допускайте домыслов и страхов,ведь все мы под Господом ходим и правильно написал здесь Рустик (дай Бог ему тоже душевных сил и выздоровления скорейшего!!!),что Господь всех нас любит!!!Принимайте лечение какое вам назначено и радуйтесь вашему ребеночку-главному цветочку вашей жизни!!!Вам обоим крепкого,крепкого здоровья!!!

http://pravoslavie.ru/45480.html

Ритуал сжигания Л. вместе с мукой или зернами, засвидетельствованный и для более ранних этапов развития израильского культа, подробно описан в Лев 2. Человек, приносящий жертву, поливал муку или зерна маслом и посыпал Л. Священник должен был взять из приношения полную горсть так, чтобы захватить весь Л., и сжечь ее на жертвеннике (Лев 2. 2, 16). Эта горсть имела особое название -   образованное от древнеевр. глагола   (помнить) по арам. модели   (слово   переводится как напоминание). Тем не менее термин   обозначает не абстрактное понятие, а конкретную культовую реалию, поэтому переводы выражения     - и сожжет ее азкару (слово «ее» относится к  ), как «и сожжет сие в память» (Лев 2. 2, 16 в синодальном переводе), неточны. Часть приношения, оставшуюся после сожжения   священник забирал себе. Точный объем Л., использовавшегося в жертвоприношении, неизвестен: вероятно, он зависел от возможностей человека, приносящего жертву (TDOT. Vol. 7. P. 444). В Лев 2 нет указаний о том, нужно ли посыпать Л. пресные лепешки, к-рые могли быть принесены в качестве жертвы   наряду с мукой или зернами (Лев 2. 4-10). При этом по-прежнему подчеркивается необходимость сожжения   в качестве к-рой выступала часть лепешки. Возможно, Л. не использовался при принесении лепешек в качестве   чтобы отделить этот ритуал от обрядов, связанных с поставлением хлебов предложения (подобным образом Л. эксплицитно запрещается использовать при принесении муки в качестве   при испытании супружеской верности - Числ 5. 15). Предписания относительно хлебов предложения тесно связаны с обрядом принесения   Согласно Лев 24. 5-9, перед завесой Святого Святых в субботу следует ставить 12 лепешек (  ) в 2 ряда; каждая лепешка должна быть посыпана Л. По истечении недели лепешки забирают священники, Л. же сжигают в качестве   (последнее обстоятельство неясно из синодального перевода). В Исх 30. 34-38 подробно описан ритуал воскурения Л. на особом жертвеннике, стоявшем перед завесой Святого Святых. Л. был одним из 4 компонентов, входивших в состав ароматической смеси: «Возьми себе благовонных веществ: стакти, ониха, халвана душистого и чистого ливана, всего поровну, и сделай из них искусством составляющего масти курительный состав, стертый, чистый, святой, и истолки его мелко, и полагай его пред [ковчегом] откровения в скинии собрания, где Я буду открываться тебе: это будет святыня великая для вас» (Исх 30. 34-36). Изготовлять подобную смесь в профанных целях запрещалось под страхом смерти (Исх 30. 37-38), что, в частности, должно было разграничить религ. и нерелиг. употребление Л. (о том, что Л. использовался в косметических целях, может свидетельствовать Песн 3. 6).

http://pravenc.ru/text/2462497.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010