По сходству с тем, что мы сказали выше о необходимости обрезания ушей, уст, сердца и крайней плоти, возможно, нужно обрезать и наши руки и ноги, и зрение, и обоняние, и осязание. Ибо так как Божий человек может быть совершенен во всем (ср. 2Тим.3:17 ), все его члены должны быть обрезаны: руки – от воровства и хищения, от убийства, и простираться только для служения Богу. Ноги должны быть обрезаны, чтобы не спешили они «на пролитие крови» ( Ис.59:7 ) и не ходили «на совет нечестивых» ( Пс.1:1 ), но чтобы они могли следовать по путям, указанным заповедями Божьими. Пусть и глаза наши будут обрезаны, чтобы не взирали они с жадностью на принадлежащее другому, чтобы не смотрели «на женщину с вожделением» ( Мф.5:28 ), ибо необрезан глазами тот, чей взор с любопытством и похотью блуждает по женским очертаниям. Также если кто-либо ест или пьет, как предписывает апостол Павел: «Едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте во славу Божью» ( 1Кор.10:31 ), то вкус этого человека обрезан; и я бы сказал, что вкус того человека необрезан, чей «бог – чрево» ( Фил.3:19 ) и кто услаждается вкусом еды и питья. Если кто-то обрел «Христово благоухание» ( 2Кор.2:15 ), ищет это благоухание в делах милосердия, его обоняние обрезано. Но о том, кто ищет насладиться «лучшими ароматами» ( Песн.4:14 ), должно сказать, что его обоняние необрезано. Так, можно сказать, что каждый из членов нашего тела обрезан, если служит соблюдению Божьих заповедей. Но если они услаждаются сверх установленных для них Божьих законов, то они считаются необрезанными. И я думаю, что это и имел в виду апостол Павел, когда сказал: «Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые» ( Рим.6:19 ). Ибо когда ваши члены служили беззаконию, они не были обрезаны, и не было Божьего завета в них. Но как только стали служить они «праведности на дела святые», обещание, данное Аврааму, исполнилось в них. Ибо тогда закон Бога и Его завет запечатлелись в них.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Прилагает ли Ориген аллегорию к распоряжениям Моисеева ветхозаветного закона, она в его руках извлекает отсюда изобильное содержание для нравственного чувства христианина. Вот израильтянам сказано, как они должны приносить жертву Господу: если жертва (израильтянина) есть всесожжение от крупного скота; пусть принесет ее мужеского пола, без порока; пусть приведет ее к дверям скинии собрания... и возложит руку свою на голову жертвы всесожжения, ... и заколет тельца пред Господом ( Лев.1:2–5 ). «Имеешь и ты тельца, говорит при толковании этого места Ориген , которого должен приносить в жертву. Телец, и притом весьма видный (гордый), – это плоть твоя: если ты хочешь принести ее в дар Господу, сохрани ее чистою и целомудренною; приведи ее к дверям скинии, то есть, туда, где она может воспринимать слух слова Божия, Мужеского пола должна быть твоя жертва, она не должна знать женщины, должна удалять от себя вожделение и избегать падений, не должна искать беспорядочного и изнеженного. Возложи руку твою на голову жертвы твоей, чтобы она приятна была Господу, и заколи ее пред Господом, то есть, наложи на нее узду воздержания и не отнимай от неё руки наставляющей, как наложил руку на плоть свою тот, кто говорил: умерщвляю тело мое и порабощаю, да не како иным проповедуя, сам неключим буду ( 1Кор.9:27 ). И заколи ее пред Господом, умерщвляя без сомнения члены твои, сущие на земле...» 160 Или человеку, согрешившему приказывается принести в жертву за грехи овцу или козу если же он не в состоянии принести овцу, то в повинность за грех свой пусть принесет Господу двух молодых голубей ( Лев.5:6–7 ). «Я думаю, говорит Ориген , под человеком, приносящим жертву в очищение от греха своего, нужно разуметь того человека, который, будучи создан по образу и подобию Божию, живет по разуму. Он приносят в жертву Богу тельца, когда побеждает гордость плоти, – овцу, когда исправляет неразумные и глупые движения своего сердца, – козу, когда подавляет склонность к сладострастью. Он приносит двух горлиц в жертву, когда он не живет уединенно, но мысль свою соединяет с словом Божиим, как с своим супругом, подобно этому роду птиц, который, говорят, постоянно сохраняет одно чистое супружество. Он приносит еще и двух молодых голубей, когда понимает тайну, которая лежит в словах: глаза невесты, как голуби при полных годах, и шея её, как шея горлицы ( Песн.1:14 ) и т.д.» 161

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

13 . Любовь никогда не перестает. Ибо крепка, как смерть, любовь… большие воды не могут потушить любви ( Песн. 8, 6–7 ), – учит Божие слово. Вера и надежда здесь только в верных пребывает, а любовь и вовеки пребудет в избранных Божиих. Она здесь начинается, а в оном веке совершится. Таковы, слушатели, плоды христианской любви к ближнему, святым апостолом описанные. Причины, по которым ближнего нашего, то есть всякого человека мы должны любить, следующие. 1 . Есть заповедь Бога нашего, которая велит ближнего любить, как самого себя: Люби ближнего твоего, как самого себя ( Мф. 19, 19 ). И еще Христос говорит: заповедь новую даю вам, да люби те друг друга ( Ин. 13, 34 ). Итак, не любящий ближнего противится Божию повелению. 2 . Любовь к ближнему соделывает любящего учеником Христовым. Ибо Сам Христос говорит: по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою ( Ин. 13, 35 ). Ибо как дерево от плода познается, так и истинный христианин от веры, которой помогает любовь, ибо вера без дел мертва ( Иак. 2, 20, 26 ). Что пользы христианином называться, Христа устами исповедовать, а воли Его не исполнять, Ему не следовать? 3 . Так как и Божия любовь без любви ближнего не может быть, то говорит святой Иоанн Богослов: Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего ( 1Ин. 4, 20–21 ). Итак, если кто ближнего своего не любит, тот и Бога не любит. А кто ближнего не любит, тот на него враждует, ибо сердцем человека или вражда, или любовь обладает. А кто на человека враждует, тот враждует и на Бога, потому что Бог человека любит, как выше сказано. 4 . Апостол Павел говорит, что все дарования без любви – ничто (см.: 1Кор 13, 1–8 ). Чудеса творить, много таинств знать, на многих языках говорить – нет в том никакой пользы без любви. Ибо многие, – говорит Христос, – скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие ( Мф. 7, 22–23 ). Но знамение истинного христианина – вера, любовью подкрепляемая, как говорит тот же апостол (см.: 1Кор. 13, 13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

31. Разъяснение недоумения: как согласить промышление Божие об отдельных лицах с тем явлением, что часто относительно наименее виновные и даже праведные тяжко страдают, а видимо преступные благоденствуют? См. выше, 98 стр. 32.  Афинагор, напр., писал: «мы признаем множество ангелов и служителей, которых Творец и Зиждитель мира Бог чрез Свое Слово поставил и распределил управлять стихиями, и небесами, и миром, и всем, что в нем, и благоустройством их» (Прош. ο христ. 10). По словам Григория Б., «сии умы прияли каждый одну какую-либо часть вселенной, или приставлены к одному чему-нибудь в мире, как ведомо было сие все Устроившему и Распределившему» (Сл. 28). Следуя древне-отеческому учению, св. Димитрий об ангелах первого чина низшей степени замечает: «вручено им есть вселенныя управление» (Чет.-Мин. 8 нояб.). 33. Ветхозаветное верование в бытие ангелов народоблюстителей особенно ясно выразилось в переводе LXX, именно в греч. чтении слов Моисея: егда разделяше Вышний языки, яко разсея сыны Адамовы, постави пределы языков по числу ангелов Божиих (Втор 32, 8), где словами по числу ангелов Божиих заменены слова еврейского текста: по числу сынов Израилевых. Это место приводили и древние учители церкви в подтверждение той мысли, что некоторым из ангелов вверены целые народы. 34.  Св. Григорий Богослов говорит: «самый первый светоносец, превознесшись высоко, когда, отличенный преимущественной славой, возмечтал ο царственной чести великого Бога, — погубил свою светозарность, с бесчестием ниспал сюда, и, захотев быть богом, весь стал тьмою» (Песн. таин. сл. 6). 35. Наименованию князя бесовского «веельзевул» усвояют разные значения: «начальник злых духов», «владыка, хозяин дома», «владыка навоза, нечистоты». Видят сродство и соотношение этого наименования с Baal-Zebub, как назывался филистимский «скверный бог в Аккароне» (4 Цар 1 гл.). 36. В откровении ап. Иоанна это событие изображается так: произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змей, называвмый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним (12, 7–9) Что это событие относится к прошедшему, ясно из сопоставления этого описания со словами Спасителя (Лк 10, 18) и указанием ап. Иуды (6 ст.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

   Ничто так не приятно Богу, как слеза кающегося. Хорош пост, но иногда... «Таков ли тот пост, который Я избрал?» — говорит Господь (Ис. 58:5). Хороша молитва, но иногда и та не без изъяна: «Молитва его да будет в грех» (Пс. 108:7). Хороша и милостыня, но и на нее нет твердого упования: «И если я раздам все имение мое, ...нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13:3).    Одна лишь слеза сокрушенная пред Богом непорочна: «Сердца сокрушенного и смиренного Бог не уничижит» (Пс. 50:19).    Кто не знает Иосию, Иерусалимского царя? Память его воистину достойна похвалы: идолов сокрушил, алтари их разорил, жертвенники на высотах низверг, жрецов заколол, и кости их по воздуху разметал, — таковую ревность Богу показал. И потом плакал о людях, прогневивших идолослужением Бога. Тогда лишь было ему слово: «Ты разодрал одежды свои, и плакал предо Мною, и Я услышал тебя» (4 Цар. 22:19)... Смотри, опустив, и словно забыв все его добрые дела, только слезы его поминает и ради них услышал его, так они приятны Ему! Рассуждая об этом, святой Феодорит сказал: «Столь полезны сокрушение и слезы стяжавшим их!»    Рачительница Христова в Песни Песней, изображая все уды Любимого, и, уподобляя Его голову золоту, ланиты — чашам с ароматами, уста — лилиям, источающим смирну, об очах говорит: «Глаза его — как голуби при потоках вод» (Песн. 5:12).     Не без тайны Его очи уподобляет голубиным очам, ибо о палестинских голубях говорят, что они любят над водами жить, и потоками водными свои очи услаждать. И если очи Христовы подобны голубиным, знай, что и Он любит потоками водными увеселять очи Свои, — теми потоками, о которых поминает Давид: «Источники вод извели очи мои, ибо я не сохранил закона Твоего» (Пс. 118:136).    На слезы истинно кающихся хочет Христос смотреть всегда, не всуе пророк сказал: Ты «положил слезы мои пред Собою» (Пс. 55:9).     Кто рад смотреть на золото, кто на красоту лица, кто на сладостную пищу и питие, а Христос — на слезы людей, плачущих о грехах. «Бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» (Лк. 15:10). Тем более радость бывает у Творца, Который ради грешников небеса приклонил, сошел на землю и пострадал: «Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых» (Рим. 5:6).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2821...

   СТАВРОФИЛА. «Губы твои лилии, источают текучую мирру» (Песн. 5:13). Ты проповедуешь мне Отца, но наказующего, биющего, мучащего; в этом любви мало, строгости же много. А я веровала, что Господь есть «Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей» (2 Кор.1:3, 4).    АНГЕЛ. Ты очень заблуждаешься, Ставрофила, если думаешь, что нет утешения в кресте и скорби. Разве ты еще не научилась «терпением и утешением из Писаний... сохранять надежду» (Римл.15:4)? Разве ты не читала, что Апостол пишет к Евреям: «забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает» (Евр.12:5, 6)?    СТАВРОФИЛА. Неужели всякого?    АНГЕЛ. Непременно всякого, которого приемлет. Никто из сего не исключен, никого нет без наказания. Хочешь ли в этом убедиться? Сын Божий — Единый без греха, однако не без наказания. Итак, если Единого, не сотворшего греха, «не пощадил» Отец, «но предал Его за всех нас» (Римл.8:32), то какое же наказание заслуживают соделавшие зло, за которое наказываются? Итак, отныне да будет на тебе рука отеческая; и если ты дщерь добрая, то не отвергай наказания Отца твоего небесного. Пусть наказывает, если не удаляет от тебя Своего милосердия, пусть бьет сопротивляющуюся лишь бы только не лишал наследия. Если ты хорошо познала обещания Отца, то не страшись быть наказанной, а страшись лишиться наследия. Дщерь согрешившая откажется ли понести наказание, когда видит наказуемым и Единого безгрешного (Бл. Августин на Пс. 31:122, 88)? Не сказал ли о Нем Отец небесный на горе Фаворе: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф.17:5)? Заметь, Ставрофила, возлюбленный Сын, однако биен, однако распят. Итак разумей, что и самым возлюбленным ниспосылается крест от Бога; а поэтому суди и о достоинстве креста. Крест, т. е. наказание, болезни и скорби, есть истинное начертание и знамение Сынов Божиих; а непричастные кресту будут отвергнуты, как сыны прелюбодеяния. Внимай опять, что Апостол Павел говорит: «Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны» (Евр.12:7, 8). Детей виновных отцы наказывают, а рабов виновных изгоняют из дома. Жезл наказующий есть знамение сына.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3305...

А имеющий чистую шерстяную и льняную одежду, то есть веру и дело... 40 .3. Церковь есть риза Господня, собранная из многих народов; Он соткал нас так, чтобы мы – самые немощные – имели поддержку в сильнейших 41 , как уток (в основе). Поэтому и пророк говорит: «Как в украшение невесты облечется (он)» ( Ис. 61, 10 ); говорит же (это), показывая союз с Христом и соединение в любви.4. «Основою» называется наиболее почетная 42 церковная степень, а именно – епископы и учители, а «утком» (именуются) подчиненные и пасомые люди ( 1Пет. 5, 2 ). «Кожею» (названы) оглашенные, как еще не совлекшиеся чрез крещение кожаных одежд ( Быт. 3, 21 ).5. Поэтому и Павел говорит: «Я обручил вас Единому Мужу, чтобы представить Христу чистою девою» ( 2Кор. 11, 2 ). Так и в книге Левит говорится: «В жену он должен брать девицу из рода своего; а вдову... или блудницу не должен он брать, но девицу из колена своего» ( Лев. 21, 13–14 ) и т. д.6. Ибо, если каждый из нас будет со дня на день обновлять себя ( 2Кор. 4, 16 ), (если) мы отвергнем проказу, то есть прелюбодеяние, бывшее причиною нашего изгнания, (то) мы приобретем целомудрие и, (содействием) Божией Премудрости, дойдем до первоначального благолепия и, как бы имея на себе золотые украшения 43 , то есть любовь, веру и чистоту, очистившись терпением, соединимся со Христом.7. «Поэтому девицы любят тебя» ( Песн. 1,2 ) и Он любит девиц, как написано в Песни Песней; (это) души юные и очищенные Духом. Так это или нет, о Систелий? – И я ответил: «Это совершенно понятно». Глава 16 1. Она сказала: «Поэтому, как говорилось вначале, если мы очистим все члены, то будем одеждою Христа». Как сказано у пророка Исайи: «Да возвеселится душа моя о Господе, ибо Он облек меня в ризу спасения» ( Ис. 61, 10 ) и т. д.2. Но кто же должен (в особенности) очищать их? Пророк Захария говорит: «И показал... мне Бог Иисуса, великого иерея, стоящего пред ангелом Господним. И диавол стоял по правую руку (его), чтобы противодействовать ему. И сказал Господь диаволу: «Да запретит тебе, о диавол, Господь, Который избрал Иерусалим!» Не головня ли он, исторгнутая из огня? Иисус...

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Olimpi...

А Он ранен был за наши грехи ( Ис.53:4–5 ). И у Апостола читаем: Христос искупил нас от проклятия Закона, быв ради нас проклятием ( Гал.3:13 ). Сей и в двадцать первом Псалме говорит: Далеко от спасения Моего слова грехопадений Моих ( Пс.21:2 ); и в шестьдесят восьмом Псалме: Боже, Ты знаешь безумие Мое и грехопадения мои не сокрыты от Тебя ( Пс.68:6 ). Они и называются вообще одеждами запятнанными и будут сняты с Него, когда Он изгладит наши грехи, так что вследствие того, что Он был одет в одежды запятнанные, мы снова возставая в Нем после крещения, услышим слова: Одежды мои да будут всегда чисты ( Еккл.9:8 ) и вся Церковь верующих слышит сказанное чрез Исаию: Омойтесь, будьте чисты ( Ис.1:16 ). О ней пророчествуется и в книге Песнь Песней: Кто это та убеленная, которая восходит? ( Песн.3:6 ). А над подиром ( ποδρην) понимай воплощение Его, которое как земное и обозначено понятием нога ( πος). Кидар чистый на голове Его рассматривай, как сияние Божественнаго величества. Таким образом один и тот же созерцается и как человек, украшенный достигающею до стоп одеждою ( ποδρη), и как Бог – кидаром. Зах.3:6–7 . И Ангел Господень стоял; и засвидетельствовал Ангел Господень Иисусу говоря: Так говорит Господь воинств: «Если ты будешь ходить по путям Моим и будешь стоять на страже Моей, то будешь также судить дом Мой и охранять дворы Мои, и Я дам тебе ходящих из этих, ныне здесь стоящих». LXX: И Ангел Господень стоял, и засвидетельствовал Ангел Господень Иисусу, говоря: Так говорит Господь всемогущий: «Если будешь ходить по путям Моим и сохранишь заповеди Мои, и ты будешь судить дом Мой, и если сохранишь двор Мой, Я дам тебе тех, которые обращаются среди стоящих сих». – Евреи, следуя прежде принятому порядку толкования, понимают эти, сказанные ангелом Господним, слова в отношении к Иисусу, сыну Иоседека в том смысле, что после снятия с него грязных одежд и восстановления в нем достоинства непорочного священства, ему дается повеление, – подобно тому, кик написано в Евангелии: Вот ты сделался здрав, не согрешай более, чтобы не было с тобою чего-либо худшего ( Ин.5:14 ), – и обещается ему награда: если он будет ходить по путям Господним и сохранять заповеди Господа, то и он сам будет судьей дома Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Библии ( Быт.22 ), например, о жертвоприношении Исаака. Бог, сказано ( Быт.22:1 ), «искушал» Авраама. Да, получивший уже в преклонных летах, по особой милости Божией, «единственнаго (от Сарры), любимаго» ( Быт.22:2 ) сына Исаака и нежно взлелеявший его отец теперь, по грозному повелению свыше, должен своею собственной рукою заклать его во всесожжение. Вникните в это страшное «искушение» и, если можно, взвесьте всю тяготу отчего подвига! К сожалению, никакая психология, ни близкая ей психоневрология, доселе ещё не в состоянии определить земными мерами сверхчеловеческих страданий: эта задача посильна только Тому, Который «ветру полагал вес и воду распределял по мере» ( Иов.28:25 ). Однако, не здесь, а на другом месте нам следует остановить главное внимание, – на самом возлюбленном Исааке. «И взял Авраам», – повествует Библия , – «дрова для всесожжения и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе. И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он (т.е. Исаак) сказал: вот огонь и дрова; где же агнец для всесожжения?» ( Быт.22:6–7 ). В последнем вопросе об агнце не слышится ли скорбный голос самого приговорённого к страшной жертве? На этот вопрос будет правильнее ответить в положительном смысле, ибо до невозможности трудно допустить, чтобы, в продолжение трёхдневного ( Быт.22:4 ) пути, смышлёный «отрок» ( Быт.22:12 ) не прочитал большой задумчивости в очах и на лице своего отца (ср. Сир.13:31 ) и, во время восхождения на вершину горы, своим трепетным сердцем не прозревал ожидающей его участи. В самом деле, не приложимы ли и к настоящему случаю знаменательные слова: хот «я (и) сплю, а сердце мое бодрствует» ( Песн.5:2 )? Не справедливее ли согласиться с тем, что и в настоящем случае отец с сыном могли сказать о себе: «не сердце ли наю горя бе в наю?» ( Лк.24:32 ). Ведь, по словам верной поговорки, «le coeur a des raisons que la raison ne connaît pas», т.е., сердце имеет непостижимые для рассудка доказательства.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

В имени Спасителя великая сила. «Во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи», – сказал Петр хромому человеку, сидевшему у храмовых ворот, называемых Красными (см.: Деян. 3: 6). И когда за это чудо, а наипаче за проповедь о Христе воскресшем Петра с Иоанном поставили перед синедрионом, Петр сказал, что «именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил от мертвых, Им поставлен он (бывший хромой) перед вами здрав». И даже больше сказал Петр, а именно: «Нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы спастись» (Деян. 4: 10, 12). Нет другого имени под небом, которым бы надлежало спастись. Как изысканную восточную сладость можно носить в устах эти слова и повторять: «Иисусе, Иисусе, Иисусе, Сыне Божий, помилуй меня». «Коль сладка гортани моему словеса Твоя, паче меда устом моим». И еще: «Что яблоня между лесными деревьями, то возлюбленный мой между юношами. В тени ее люблю я сидеть, и плоды ее сладки для гортани моей» (Песн. 2: 3). А как много в Писаниях тайн, связанных с именем Спасителя! Как много в этом роскошном замке комнат, в которые мы еще ни разу не входили! Вот Иоанн говорит, что «закон дан через Моисея; благодать же и истина произошли через Иисуса Христа» (Ин. 1: 17). Образ этих слов дан в истории овладения землей обетованной. Моисей довел людей до границ земли, но в саму землю не ввел, и сам не вошел. Это потому, что закон никого не доводит до совершенства, и Моисей этот закон символизирует. Кто же вводит народ в землю? Иисус! Человек с именем Иисус довершает дело Моисея. И это пророчество о том, что закон передаст эстафету Евангелию. Да и сам Моисей говорит: «Пророка воздвигнет вам Господь Бог ваш из братьев ваших, как меня; Его слушайте» (Деян. 7: 37). Того Иисуса, который продолжил историческое дело Моисея, звали Иисус Навин. Мысль, что эти события были живым пророчеством, явствует из того, что Иисуса Навина звали сначала Осия. Чтобы взять на плечи тяжесть Моисеевой миссии, ему нужно было сменить имя с Осии на Иисуса. И Моисей, зная, что делает и зачем, совершает это переименование! Моисей умирает, издалека увидев обещанную землю, а Иисус доводит народ до цели. Но чудеса и знамения на этом не оканчиваются.

http://pravoslavie.ru/44063.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010