Посему и говорит плодовитая лоза: мой есть «грезн», по цвету «Кипров», тот самый истинный грезн показавший себя на «жерди» древяной (Числ. 13:24), которого кровь для спасаемых и веселящихся удобопиема и спасительна, о Христе Иисусе Господе нашем. Ему слава и держава во веки веков! Аминь. Песн.1:14. Се еси добра, искренняя Моя, се еси добра: очи твои голубине. Песн.1:15. Се еси добр, брат мой, и еще красен одр наш со осенением, Песн.1:16. преклади наши кедровыя, дски наши кипарисныя. Песн.2:1. Аз цвет польный, и крин удольный. Песн.2:2. Якоже крин в тернии, тако искренняя Моя посреде дщерей. Песн.2:3. Яко яблонь посреде древес лесных, тако брат мой посреде сынов: под сень Его восхотех и седох, и плод Его сладок в гортани моем. Песн.2:4. Введите мя в дом вина, вчините ко мне любовь: Песн.2:5. утвердите мя в мирех, положите мя в яблоцех: яко уязвлена любовию аз. Песн.2:6. Шуйца Его под главою моею, и десница его обимет мя. Песн.2:7. Заклях вас, дщери Иерусалимли, в силах и крепостех села: аще возставите и возбудите любовь, дондеже восхощет.    Сказывают, что очищающие золото по правилам искусства, если красота блеска его померкла от какого-либо с намерением примешенного нечистого вещества, помогают доброцветности плавлением на огне, повторяют это неоднократно и при каждом расплавливании смотрят, на сколько после первого при последующем плавлении золото стало светлее, и до тех пор не перестают очищать вещество огнем, как самый вид золота засвидетельствует собою, что оно чисто и не имеет никакой подмеси. А почему, приступая к настоящему обозрению прочитанного, сделали мы упоминание об этом, будет сие для нас явствовать из самого смысла того, что написано. Естество человеческое в начале было какое-то златое и сияющее подобием пречистому благу, но после сего от примеси порока соделалось худоцветным и черным; как в первых стихах песни слышали мы от невесты, что нерадение о винограде соделало ее очерненною. Его-то врачуя от безобразия, в премудрости зиждущий все Бог не новую какую-либо красоту, которой не было прежде, устрояет для него, но очерненное преплавляя в чистое, чрез это разложение приводит его в прежнюю лепоту. Посему, как строгие испытатели золота после первого плавления смотрят, на сколько прибыло красоты в веществе, утратившем нечистоту в огне, и потом, после второго плавления, если недостаточно очищено первым, вычисляют увеличивающуюся красоту золота, и многократно делая то же, известными науке средствами пробовать узнают всегда приращение красоты; так и теперь Исправляющий это очерненное золото, как бы плавлением каким просветляя душу подаваемыми ей врачествами, в предшествовавших сему словах засвидетельствовал о благообразии в видимом каких-то коней, а теперь уже открывшуюся в деве красоту одобряет как действительно красоту девы; ибо говорит: «се еси добра, искренняя Моя, се еси добра: очи твои голубине» (Песн. 1:14).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3088...

У нее живы мать и братья, как это показано в разных частях книги – в начале, средине и на конце ( Песн.1:6 ; Песн.3:4 , Песн.8:8–9 ). Она имеет и пасет стада ( Песн.1:7 ), владеет виноградником и именно на Ливане ( Песн.1:6 ; Песн.2:15 ; Песн.4:8 ; Песн.7:13–14 ; Песн.8:2 ), однако принадлежит к высокому роду ( Песн.7:1 ) и по своему Другу есть единственная между царицами ( Песн.6:7–8 ). Она дивно прекрасна, хотя пред тем и очернена была палящим солнцем; в самой, однако же, красоте своей, пленяющей и услаждающей любящего, она «грозна для других, как полки со знаменами». Такою представляется она почти непрерывно чрез все продолжение «Песни песней». Она вся горит любовью к своему Другу и в Нем, в Его присутствии, беседе и любви находит все свое блаженство; о своем Возлюбленном она всегда говорит с одинаковою сердечностью, красоту Его изображает везде с одинаковым восторгом. Неоднократно в ней выражается и та черта, что она безусловно и даже с благоговением предана Возлюбленному: так, оставленная им в жертву жестокости стражей городских, она сетует только о том, что не находит Его, но не жалуется на Него и при свидании не выговаривает Ему, а выражает один только восторг; она даже как будто не смеет слишком многословить, в глазах Его, похвалами Ему, за то тем более изливается похвалами Ему заочно, пред девицами Иерусалима; а за все свои угождения Ему желала бы, чтобы Он учил ее: «повела бы я Тебя, говорит она, привела бы Тебя в дом матери своей. Ты меня учил бы, а я поила бы тебя ароматичными винами, соком ароматовых яблонь». Итак, во всех отделениях книги рисуется только живой и пленительный образ одной возлюбленной, также как и единственного ее Друга, – Божественно-прекрасного. Вообще же мысль и воображение обоих любящих всегда носятся около одних предметов; главное желание одного и другой всегда одинаково; они всегда говорят одним языком любви, и ежели каждое сердце должно чувствовать собственным образом, то чувствования, разлитые в «Песни песней» не могут принадлежать разным лицам. Это благовонное дыхание излилось только из двух небесных сердец, живущих одно в другом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

62 Но братья девушки, заступающие место отца, почему-то недовольны этой любовью (быть может это – дочь – наследница и братья – от другого отца), – они стерегут сестру и стараются ей помешать. 63 Но безуспешно. Под покровительством матери Суламита имеет со своим возлюбленным тайные свидания у себя на дому и совершает с ним уединенные прогулки по ущельям скал и зеленым лугам долин, под вершинами величественных кедров и кипарисов, в приятной прохладе весеннего утра, при веселом щебетании птиц. 64 Рассерженные братья стараются разъединить влюбленную пару, отдают сестру на чужбину – стеречь чужие виноградники. 65 Тоскует Суламита в разлуке по своем возлюбленном и ищет его, надеясь свидеться вечером. 66 Но во время этих поисков она, не смотря на предостережения, встречается Соломону, совершавшему прогулку из своего дачного дворца в соседнем Ваал-Гамоне. 67 Очарованный красотою Суламиты, Соломон берет её в свой дворец и хочет сделать одной из своих жен-цариц, шестьдесят первою, при восьмидесяти наложницах и девицах без числа. 68 Этим моментом и начинается драма песни Песней. «Да целует меня он поцелуями уст своих, ибо лучше вина ласки твои». Эти начальные слова служат прологом всей Песни. Драма развивается потом в следующих семи картинах. В первой картине ( Песн.1:2–2:8 ) Суламита, находясь во дворце Соломона ( Песн.1:3 ), тоскует по своем возлюбленном, зовет его к себе, чтобы убежать с ним из царских палат в долину пастбищ своих ( Песн.1:3, 6, 7 ). Является Соломон и (за столом ( Песн.1:11 )) восхваляет красоту Суламиты, обещая царские наряды и тем надеясь привлечь её любовь к себе ( Песн.1:8–10 ). Но сердце Суламиты занято своим возлюбленным в виноградниках Енгедских ( Песн.1:11–13 ). На новое объяснение Соломона в любви ( Песн.1:14 ), Суламита отвечает обращением к своему возлюбленному, вспоминая ночные с ним свидания среди зеленой муравы, служившей им ковром, под кровом кедров и кипарисов ( Песн.1:15–16 ), причем он рисуется ей как нарцис Саронский, как лилия долин ( Песн.2:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Трехчастное членение духовного пути мы находим и в одиннадцатой беседе, где под кобылицей и голубицей Григорий понимает первый шаг, в котором душа покидает («обегает», «облетает») все осязаемое и видимое 1208 : «по скорости течения (τ εδρομον) уподобляется она коням, а по быстроте разумения – голубице (τ τχος τς πτσεως)» 1209 . Вторым шагом здесь оказывается тенистая яблоня (σκι, см. Песн. 2:3 ), указывающая, согласно Григорию, на облако (νεφλη 1210 ) – «наблюдение сокровенного, видимым путеводящее душу к естеству невидимому» 1211 . И, наконец, на третьем шаге душа окутана «божественным мраком» (τ θε γνφ 1212 ), в котором она приближается к неисповедимому познанию Бога 1213 , как об этом упоминает описание богоявления Моисею на Синае (см. Исх. 20:21 О»). Вопрос заключается в том, утверждает ли Григорий, что духовный путь принципиально делится на три этапа 1214 , или описывает лишь определенную часть восхождения, которое, возможно, продолжается дальше 1215 либо делится по-другому. Повторение сказанного ранее, в начале шестой беседы, указывает, что продвижение по духовному пути можно описать более подробно и что его вряд ли можно окончательно завершить у определенной ранее цели 1216 : Душа/Невеста в своем постоянном росте и непрерывном изменении к лучшему 1217 здесь уподоблена поочередно кобылице, горлице и драгоценному монисту (см. Песн. 1:10 О»), пучку мирры на груди Жениха (см. Песн. 1:13 О»), виноградной лозе с благовонными гроздьями (так Григорий истолковывает Песн. 1:14 ), потом впервые названа «прекрасной», становится «ближней», а ее глаза сравниваются с голубиными (см. Песн. 1:15 О»). Она укрепилась во благе как кедр и кипарис (см. Песн. 1:17 О»), подобно лилии между тернами (см. Песн. 2:1 ff); она вводится в брачный чертог, умащается миррой, покоится среди яблок (см. Песн. 2:4 ff O»). Она уязвлена сладостной стрелой, и сама становится стрелой в руках божественного лучника, который своей левой рукой указывает ей на высокую цель, а правой обнимает и привлекает к себе (см. Песн. 2:56–6 О»).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

Радуйся, Полевой Цветок, из Которого родившийся Иисус одевает цветы полевые; благоухающий Цветник духовный, из Которого Христос бессеменно облекся в непряденную одежду, превосходящую одежду Соломонову (ср. Мф.6:29 ). Радуйся, Цветок, Который по красоте всех добродетелей превосходнее всякого разнообразия цветов; из Тебя происходит подобный Тебе Цветок [Христос], на Котором почивают семь духов, как говорит Писание (см. Ис.11:1 ). Радуйся, Нард, текущий и орошающий благовонные цветы чистоты, коих испарение служит приятным запахом для Того, Кто говорит в Песнях: Нард мой издавал благовоние свое ( Песн.1:11 ). Радуйся, Стакта [миртовый бальзам], из девственного бальзама излившая Христу стакту освящения, или молока, и воспевающая в Песнях: Миртовый пучок – брат [букв, с греч. – «маленький брат, питаемый сосцами»] мой у меня, (который) между грудями моими поместится ( Песн.1:12 по LXX). Радуйся, Киннамон [корица], исходящий из духовного рая, благовонный Цвет Чистоты, Которого запах приятен Тому, Кто говорит в Песнях: Отрасли твои – гранатовый сад с прекрасными плодами; ...тростник и корица со всеми деревьями Ливанскими ( Песн.4:13–14 ). Радуйся, Дочь, посвященная Богу Отроковица, Которой чистота вожделенна и красота удивительна для Того, Кто сказал в Песнях: Как прекрасны ноги твои в обуви твоей, дочь Надава! ...чрево твое – стог пшеницы, окруженный лилиями ( Песн.7:1–2 по LXX). Радуйся, Сестра, соименная прекрасному Брату и возлюбленнейшая Ему, как говорится в Песнях: Пленила ты сердце наше, сестра моя, невеста, пленила ты сердце наше ( Песн.4:9 по LXX). Радуйся, Невеста, которой Обручитель есть Дух Святой, а Жених – Христос, говорящий в Песнях: Вся прекрасна ты, ближняя моя, и недостатка нет у тебя. Иди с Ливана, невеста ( Песн.4:7 по LXX). Радуйся, Миро, бесценный состав добродетелей; Ты благоухаешь всякою чистотою, из Тебя происшел Господь, подобоименный Тебе, ибо сказано: имя твое – миро разлитое ( Песн.1:2 по LXX), Им помазано царственное священство. Радуйся, Кадильница, место молитвы, возносимой пред Господом о всем мире; Ты исполнена благовонием Духа; о Тебе некто с удивлением воскликнул: Кто сия, восходящая из пустыни, как столб благоухающего дыма? ( Песн.3:6 по LXX).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/ro...

Радуйся, стакта (миртовый бальзам), из девственного бальзама излившая Христу стакту освящения, или млека, и воспевающая в Песнях: вязание стакти возлюбленный мой мне, посреде сосцу моею водворится ( Песн. 1:12 ). Радуйся, киннамон (корица), исходящий из духовного рая, благовонный цвет чистоты, которого запах приятен Тому, Кто говорит в песнях: леторасли твоя сад шипков с плодом яблочным, трость и киннамон со всеми древами Ливанскими ( Песн. 4:13 ). Радуйся, дщерь, посвященная Богу Отроковица, чистота Которой вожделенна и красота удивительна для Того, Кто сказал в Песнях: что украсишася стоны твоя во обутиях твоих, дщи Надавля? Чрево твое яко стог пшеницы, огрожден в кринах ( Песн. 7:1,2 ). Радуйся, сестра, соименная прекрасному брату и возлюбленнейшая ему, как говорит Он в Песнях: сердце наше привлекла еси, сестро моя невесто, сердце наше привлекла еси ( Песн. 4:9 ). Радуйся, невеста, Которой обручитель есть Дух Святой, а жених – Христос, говорящий в Песнях: вся добра еси, ближняя моя, и порока несть в тебе. Гряди от Ливана, невесто ( Песн. 4:7 ). Радуйся, миро, бесценный состав добродетелей; Ты благоухаешь всякою чистотою, из Тебя происшел Господь, подобоименный Тебе, ибо сказано: миро излияное имя Твое ( Песн. 1:2 ): им помазано царственное священство. Радуйся, кадильница, место молитвы, возносимой пред Господом о всем мире; Ты исполнена благовонием Духа; о Тебе некто с удивлением воскликнул: кто сия восходящая от пустыни, яко стебло дыма кадящее ( Песн. 3:6 )? Радуйся, злато чистое, огнем Духа испытанное в горниле Божием и никакой нечистоты зла не имеющее, из которого сделанный светильник, и трапеза, и все, что по закону составлено было из золота, в иносказательном значении прилагается к Тебе, имеющей златые и многие наименования. Радуйся, древо негниющее; Ты не допустила червя тления греховного, и из Тебя устроен Богу духовный жертвенник, составленный не из дерев негниющих, но из чистой утробы. Радуйся, царская порфира; Ты из девственных кровей Своих соткала пурпуровую одежду для Того, Кто говорит в Песнях: заплетение главы Твоея яко багряница.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

   Итак, вот похвала Ангелов, какую воздали они красоте невесты; ибо понимаем так, что друзья Жениховы суть Ангелы. А чтобы не подумал кто, будто бы похвала их безрассудна и погрешительна, суждение друзей о красоте невесты подтверждает Слово Своим приговором, и в засвидетельствование красоты Само присовокупляет еще большие чудеса, описывая в речи своей красоту видимую в самых членах, каковую, даст Бог, и представим в последующем, если при содействии свыше достанет у нас силы к уразумению таин, к познанию красоты Церкви и к похвале славы благодати Божией о Христе Иисусе. Ему подобает всякая слава во веки! Аминь. Беседа 9. Толкование на Песн. 4:10—15 Песн.4:10. Что удобреста сосца твоя, сестро Моя невесто? Что удобреста сосца твоя паче вина, и воня риз твоих паче всех аромат? Песн.4:11. Сот искапают устне твои, невесто, мед и млеко под языком твоим, и благовоние риз твоих, яко благоухание ливана. Песн.4:12. Вертоград заключен сестра Моя невеста, вертоград заключен, источник запечатлен. Песн.4:13. Леторасли твоя сад шипков с плодом яблочным, кипри с нардами: Песн.4:14. нард и шафран, трость и киннамон, со всеми древами ливанскими, смирна, алой со всеми первыми мирами. Песн.4:15. Источник вертограда и кладязь воды живы и истекающие от Ливана.     «Аще воскреснусте со Христом: горняя мудрствуйте, не земная». Вот что сказует нам Глаголющий в Павле! «Умросте бо, — продолжает, — и живот ваш сокровен есть со Христом в Бозе. Егда же Христос явится, Живот ваш, тогда и вы с Ним явитеся во славе» (Кол. 3:1—4). Посему, если дольним естеством стали мы мертвы, упование жизни преселив с земли на небо, и жизнь плотская сокрыта в нас, по приточному слову, в котором сказано: «премудрии скрыют чувство» (Прит. 10:14), ожидаем же, что явится в нас жизнь истинная, которая есть Христос, так что и мы явимся во славе, претворившись в Божественное, то и предлагаемое теперь выслушаем, как умершие телом, а не увлекаемые сказанным к плотскому смыслу, потому что омертвевший для страстей и похотей значения речений будет относить к тому, что чисто и не растленно, мудрствуя горняя, «идеже есть Христос одесную Бога седя» (Кол. 3:1), в Котором нет страсти, понятия же низкие и по земле пресмыкающиеся предавая забвению. Посему выслушаем Божественные речения, которыми Слово изображает красоту непорочной невесты, выслушаем же, как бы став вне плоти и крови, претворившись в естество духовное.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3088...

Едва ли можно отрицать, что отдельные песни подвергались редактуре в процессе их объединения. Однако резкое разведение традиции и редакции остается весьма гипотетическим, и его не следовало бы класть в основу интерпретации Песн. 1.3 Жанры отдельных частей книги Отдельные песни могут быть отнесены к следующим жанрам (при этом жанры рамки и отдельных членов могут накладываться друг на друга); песня-описание (1:13 слл.; 4:1–7; 5:9–16); песнь восхищения (1:9–11; 4:9–11; 6:4–7, 10; 7:2–6, 7–10; 8:5а), самоописание (1:5 слл.; 2:1; 8:10), хвастливая песня (6:8 слл.; 8:11 слл.), плач у дверей (параклавситюрон) (2:10–14; 5:2b), песня желания (1:2–4; 2:4 слл.; 7:12 слл.; 8:1 слл., 6 слл.), диалог «по ролям» (1:7 слл., 15–17; 2:1–3; 4:12–5:1; 6:1–3; 8:8–10, 13 слл.), описание пережитого (2:8–14; 5:2–8; 6:11; 6:12–7:1; 8:5b), описание сновидения (3:1–5), описание ситуации (2:6 слл.; 8:3 слл.), описание свадебной процессии (3:6–11). 2. Возникновение Существует три предположения относительно времени возникновения Песн: (1) По мнению Дж. Джерльмана (G. Gerleman), Песн скорее всего возникла в начале царской эпохи, наиболее вероятно, во время Соломона (X–IX вв.) с его пробуждением чувства психологии («соломонов гуманизм») и оживленными связями с Египтом, где уже существовала хорошо развитая любовная поэзия. (2) О. Кель в своем комментарии к Песн датирует собрание песен серединой царской эпохи (VIII–VI вв.). Около 700г. до н.э., во времена царя Езекии (ср. Притч.25:1 ), в Иудее наблюдается значительная литературная активность. Некоторые песни (напр., 4:8) могли возникнуть в Северном царстве и попасть в Иудею после падения Самарии (722г. до н.э.) вместе с людьми, знавшими их. Многочисленные арамеизмы Песн возможны самое раннее с VIII в. Древнеегипетская литература, в которой находятся ближайшие параллели к Песн, в то время еще процветала. Древневосточные мотивы также переживали последнюю эпоху расцвета в Израиле. Упоминание оазиса в Эн-Геди указывает на конец VII в., некоторые названия экзотических пряностей и ароматов относятся к концу допленной эпохи и началу эпохи плена.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

11. Итак, размышляй о Божественных Песнях, исполненных целомудрие и означающих страдание Христово. Ибо они , возвещая о страдании Спасителя, сказывают и о месте : вниде в вертоград (Песн. 5, 1) и бе тамо погребен. И об ароматах упоминают: прия миро Мое полно (Там же, 5, 13). Ибо исполнилось смотрение: и о сбывшихся по воскресении обстоятельствах повествуют: ядох хлеб мой с медом моим (Песн. 5, 1). Понеже дали Ему от пчел сот (Лк. 24, 42). И о вине смирною растворенном (Мк. 15, 23) опять сказали Песни Песней: напою, тя от вина, с вонями строенаго (Песн. 8, 2). И о мире, на главу Его излиянном, сказали в другом месте: дондеже Царь ебудегч) на восклонении своем, нард мой даде воню свою (Песн. 1, 11): Возлежащу бо Ему в дому Симона прокаженнаго, прииде жена имущи алавастр мира нарднаго пистикия многоценна, и сокрушиши алавастр, возливаше Ему на главу (Мк. 14, 3). Подобно и о кресте: одр (Песн. 3, 9) , то есть, древо крестное, носящее (Распятого). Столпы его сотвори сребряны, (там же, 10), ибо начало Кресту, или предательство, было сребро. Как дом прекрасный имеет золотой свод, устроенный сверху, а все здание утверждают столпы, так и Распятию Христову и Воскресению, сребро было начало. Ибо если бы не Иуда предал Его; то бы Он не был распят. И для того, как начало преславного страдания, столпы Его сотвори сребряны. 12. Восход Его багрян (Песн. 3, 10). Для того и порфирою одели Его (Мф 27, 28); хотя ругаясь, но по пророчеству то делая, ибо Царь был. А хотя то наипаче в ругательство делали, но уже делали; a сие происходило в ознаменование Царского достоинства. И хотя был терновый венец, но венец, и воинами сплетенный, ибо Цари от воинов провозглашаемы бывают. Восход его багрян, внутр его камение постлано. Учители Церкви знают Лифостротон, именуемую (Еврейски) Гаввафу , которая была во дворе Пилатове. 13. Сие же мною сказано по отступлению слова от одра к носилу. Итак сказал ему: востани, возьми одр твой, и ходи (Ин. 5, 8). Долговременна болезнь, а врачевание весьма скорое. Многолетно расслабление, а укрепление жил очень поспешное. Ибо Он был самый Тот, Который устроил жилы, Который слепым подавал различные врачевания, помазанием брения даровал чудесное исцеление (Ин. 9, 6, 7). Ибо кто зрячему помажет брением глаза, тот воспрепятствует зрению; Иисус же посредством брения даровал невидящим прозрение. И иным опять. иными способами сила подавалась: а сему оным словом.: востани, возьми одр твой, и ходи. Какой, думаешь ты, ужас объял тогда зрителей? Но хотя видимое было чудесно; однако и неверие ожесточенное. Ибо недуг многолетний уврачевался, a неверие долговременное не исцелилось. Но еще остались иудеи в страстях своих, и исцелиться не восхотели.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Песн.1:8. Конем в колесницех Фараоновых уподобих тя, ближняя Моя. Песн.1:9. Что украшены ланиты твоя, яко горлицы, выя твоя, яко монисты? Песн.1:10. Подобия злата сотворим ти с пестротами сребра. Песн.1:11. Дондеже Царь на восклонении Своем, нард мой даде воню свою. Песн.1:12. Вязание стакти брат мой мне, посреде сосцу моею водворится: Песн.1:13. грезн Кипров брат мой мне, в виноградех Енгаддовых.    Рассмотренное нами прежде настоящего чтения, в предисловии к Песни песней, имеет сходство с появляющимся после ночи около утра рассветом; ибо не полный этот свет, но предначатие света. А подобно сему и сказанное, хотя предуказует нам восхождение истинного света, но не содержит в себе самого ясно показавшегося солнечного круга. Ибо там говорят невеста, друзья и отроковицы; а теперь, подобно солнечному кругу, воссиявает голос Самого Жениха, сиянием лучей затмевая всю светлость видимых прежде звезд и рассветавшего утра. И все прежнее имеет силу некиих очистительных жертв и окроплений, которыми приведенная в чистоту душа приуготовляется к принятию Божественного; а настоящее слово есть причащение самого Божества, потому что Бог Слово собственным Своим гласом преподает слушающему причастие неумаляющейся силы. И как при Синае двухдневными очищениями приуготовленный Израиль на третий день утром сподобляется Богоявления, не занятый уже измовением одежд, но явно приемлющий Самого Бога, ради чего предварительными очищениями омывал душевную скверну, так и теперь, в предыдущих словах в предшествовавшие два дня сделанное обозрение предисловия к Песни в такой мере доставило пользу, в какой заключающийся в сказанном смысл омыло и очистило от плотской скверны. В сей же день, который есть третий после первого и второго очищения, явится Сам Бог Слово, не мраком и бурею, не трубным звуком и огнем, страшно поядающим окружность горы от подошвы до вершины, объявляя и обнаруживая Свое присутствие, но приятным и удободоступным, из страшного оного вида преобразившись к веселию невесты. Поелику невесте было нужно узнать места упокоения, где пребывает добрый пастырь, чтобы по незнанию не потерпеть чего неприятного. И потом друзья к дознанию истины преподали надежный способ — душе на себя обращать внимание и себя познавать (потому что незнание себя признали началом и следствием неведения и всего иного, что надлежит знать; да и как познать что-либо, не зная себя?) то, по достаточном уже очищении владычественного в душе, для любящей невесты воссиявает при этом Слово, одобрением настоящего побуждающее к совершенству; ибо похвала преспеянию влагает в преуспевших сильнейшее пожелание наилучшего.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3088...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010