Обычно источник Песни песней ищут в праздничных обычаях, относящихся к свадебным торжествам, ср. Иер 7:24; 16:9; Пс 44; были найдены также существенные параллели со свадебными ритуалами и песнями сирийских и палестинских арабов. Но Песнь песней — это не сборник народных песен. Чему бы ни научился составитель Песни песней на примере предполагаемых древнейших образцов, сам он — самостоятельный и образованный автор. Самые надежные параллели находятся в древнеегипетских любовных песнях — литературных шедеврах, но нельзя утверждать, что поэт Песни песней испытал их влияние. У Израиля, как и у соседних народов, была своя любовная поэзия, а язык любви в сходных жизненных обстоятельствах использует сходные образы и сходные патетические обороты речи. В Песни песней никоим образом нельзя установить жестко замысленную структуру. Это — собрание песен, объединяемое всего-навсего общей темой любви. Разделение на пять песен (1:5–2:7; 2:8–3:5; 3:6–5:1; 5:2–6:3; 6:4–8:4), плюс к тому название и пролог (1:1–4), а также концовка (8:5–7а) и приложения (8:7b–14) — не более чем попытка выделить компактные единицы, и не следует искать развития мыслей или событий в следовании стихотворений. Дошедшие до нас египетские сборники песен демонстрируют те же принципы. Это — репертуар, из которого можно было выбирать песни, соответствующие обстоятельствам или слушателям; такими причинами объясняется и то, что различные фрагменты представляют вариации одних и тех же тем, и то, что налицо многочисленные дублеты. Отказавшись от поиска в Песни песней отражения исторических событий путем привлечения аллегорического метода, трудно определить время ее сочинения. Иногда это время отодвигали вплоть до эпохи правления Соломона, но заимствования из арамейского, а также одно персидское (Песн 4:13) и одно греческое (Песн 3:9) слова вынуждают остановиться на датировании книги послепленным периодом: V или IV в. до Р. Х. Место возникновения — наверняка Палестина, и в таком случае книжничество этого периода не позволяет исключить косвенные связи с пророческими текстами о “браке Ягве”.

http://pravmir.ru/vvedenie-v-vetxij-zave...

   Пробывши в Адрианаполе более трех месяцев, турки возвратились наконец в Константинополь. Но и здесь несчастный Елевферий не имел позволения свободно выходить из дома, и здесь усилен был над ним надзор, как и в Шумле. Потеряв всю надежду на человеческие средства к своему освобождению, он прибег с теплыми мольбами и горькими слезами к готовой Заступнице кающихся грешников - Пресвятой Богородице и от всей души просил Ее извести его из этой глубины погибельной и быть ему, подобно Марии Египетской, ходатаицей и споручницей к Сыну Ее и Богу, Которого он безумно отрекся. Моления кающегося отступника не остались тщетными, всемилосердая Владычица не презрела горьких его слез и тяжких воздыханий, так как вскоре, при небесной помощи и Божественном покрове, ему представился случай бежать из этого дома. Но, как видно, враг человеческого спасения не желал выпустить жертвы из своих когтей, а потому ухищрялся ослабить и переменить святую решимость и благочестивое настроение души Елевферия: поставил ему новую сеть на пути его обращения к истинной вере. Вдруг ему приносят в дар драгоценнейшие одежды от жен рейс-эффенди, с обещанием еще больших благ. Мужественный Елевферий, видя явное коварство диавола, в душе посмеялся его козням; впрочем, с притворной радостью и удовольствием принял он все посланное и чрез принесшего раба изъявил пославшим великую свою благодарность. Всю ночь после этого обольстительного поступка раскаивающийся Елевферий провел в теплых молениях и слезах, прося Царицу Небесную указать ему способ и удобство скрыться от рейс-эффенди. Поутру, лишь только солнце начало разливать живительные лучи и золотить ими верхи гор, Елевферий, возведши очи и ум свой к мысленному солнцу правды Христу, молил Его быть ему светом и путеводителем, врагов же его поразить тьмой, дабы они не воспрепятствовали ему бежать из ненавистного ему дома, для взыскания небесного Жениха, как невесте, изображенной в книге Песнь Песней (Песн. Песн. 3:1), и с этой молитвой, покрываемый Богом, вышел оттуда, никем не замеченный.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

се, той идет, скача на горы и прескача на холмы. Песн. 2:9 Подобен есть сын сестры моея мой серне или младу еленю на горах Вефильских. Надобно здесь изыскать, почему уподобляет Его « серне или младу еленю». Повествует, что серна получила себе наименование от острого зрения, коим она одарена, а елени не терпят пресмыкающихся животных, пожирают вместо травы – змеев, ехидн – и от того никакого вреда не чувствуют. Итак, когда Иисус Христос по человечеству есть жезл, исходящий из корене Иессеова, на нем же почил Дух Божий, Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия ( Ис. 11:1–3 ) – то невеста по причине Его проницательности и предведения будущего уподобляет Его серне, а еленю потому, что Он сокрушил главы змиевы, истребил грехи мира и дал ученикам Своим власть наступати на змию и на скорпию и на всю силу вражию ( Лк. 10:19 ) Но не просто еленю, а младу – ибо Он не только Человеком называется, но и Сыном Человеческим, не только львом, но и скимном львовым ( Быт. 49:9 ) Но может быть, Невеста чрез сие означает и то, что Он, будучи еще в младом человеческом возрасте, потребил силу диавола, сего злотворного змия. «Се, той идет, скача на горы и прескача на холмы: подобен есть сын сестры моея мой серне или младу еленю на горах Вефильских». Здесь изъясняется погибель идолам, устроенная Женихом. Ибо под горами Вефильскими и холмами разумеются капища демонов, древле на горах воздвигнутые, по коим Жених, как бы скача Премудростью учения Своего и силою чудотворений совершенно ниспроверг и разрушил оные. Далее невеста присовокупляет: Песн. 2:9 Се, сей стоит за стеною нашею, проглядаяй оконцами, приницаяй сквозе мрежи. Объявляет, каким образом Жених, смиривши, по Исаину пророчеству, всякую гору и всякий холм ( Ис. 40:4 ), к ней, прежде бывшей уничиженной и подобной юдоли, приходит, наполняет её и обращает стропотная в правая, и острая в пути гладки. «Се, сей стоит за стеною нашею, проглядаяй оконцами, приницаяй сквозе мрежи». Как бы городу, вокруг себя воздвигает стену, дабы не быть добычей неприятелей, как бы саду полагает себе ограждение, дабы не повредили ее мимо ходящие или лесные звери.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Этот взгляд, как увидишь дальше, послужил прототипом широко развывшейся в новейшее время гипотезы, по которой предметом Песни Песней служит борьба двух соперников из-за обладание невестой. По-другому буквальному пониманию, Песнь Песней представляет собою иллюстрацию к свидетельству 1Цар.3:1 о вступлении Соломона в брак с дочерью фараона, которая названа Суламитою только для созвучия с именем Соломона. По третьим Суламитою или Суламитянкою Песни Песней вообще была одна из невест или наложниц Соломона. Известным представителем буквального понимание Песни Песней, между другими анонимными, был Феодор, епископ мопсуетский, за что между прочим на 5-м Вселенском Константинопольском Соборе он, тогда уже умерший, был предан проклятию 25 . К какой именно фракции буквального понимание принадлежал взгляд Феодора, неизвестно, так как его комментарий, вследствие отяготевшей на нем анафемы, до нас не сохранился. Леонтий византийский , один из позднейших противников Феодора, читавший ещё его комментарий, говорит, что он был написан libidinose pro sua menta etlingua meretrica. Приговор 5-го Вселенского Собора остановил дальнейшее развитие буквального понимания Песни Песней, так что новый выдающийся его образец, в среде христиан, встречается уже только в 1544, в Женеве, где гуманист Себастиан Кастеллио, повторяя историю Феодора мопсуетского, не только признавал Песнь Песней за простой разговор Соломона с его любимою подругою, но и публично осмеивал церковный взгляд на Песнь Песней, и даже домогался исключение её из канона. В своём экземпляре библии к месту Песн.7:1 Себастиан сделал такую npuбabky:      Sulamima amica Salomonis et sponsa, а в споре c Кальвином между прочим выразился так: «когда Соломон писал седьмую главу Песни Песней, он был в ослеплении похоти и руководился мирскою суетою, а не св. Духом». За такое отношение к Песни Песней Себастиан Кастеллио, по настоянию Кальвина. был изгнан из Женевы городским Советом. В 17-м веке по следам Себастиана, и уже безнаказанно, идут Гуго Гроций, первый из так называемых толкователей-эстетиков, юрист, филолог и государственный человек, в своих Annotationes in V.T.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

274 Эта созерцательная жизнь требует трех вышеназванных условий: веры, причастия Духа и мудрости знания во Христе Иисусе Господе нашем. 82. Созерцательная жизнь с животворящим Духом наполняет созерцателя в тайне некоторыми многими досточудными умственными зрелищами; не тотчас, не внезапно, но по прошествии некоторого времени и продолжительного научного исследования, а также в известной постепенности и как бы по лестнице; и иной раз ты мог бы услышать, как этот созерцающий говорит от избытка покоя и уклонения от всего, кроме Бога: «Един есмь аз, дóндеже прейду» ( Пс. 140, 10 ); иногда же вследствие познавательного обращения к существам [говорит]: «Яко возвеличишася дела Твоя, Господи: вся премудростию сотворил еси» ( Пс. 103, 24 ), и следующее: (Песнь песн. 4, 10) «Воня риз Твоих, яко воня нивы исполнены, юже благословил еси Господи» ( Быт. 27, 27 ). Иногда же, заставляя взирать с большим устремлением и внушая подниматься к духовным восхождениям, он убеждает говорить: «В воню мир твоих в след тещи имам к Богу» ( Песн.1:3 ), и следующее: «Вознесу Тя, Боже мой, Царю мой, и благословлю имя Твое в век и в век века. Великий Господь и хвален зело, и величию Его несть конца ( Пс. 144:1, 3 ). «Удивися разум Твой от Мене: утвердися не возмогу к нему» ( Пс. 138, 6 ). В иных же [случаях] он приготовляет зрителей, устремляющихся горе, петь под впечатлением того, что есть пресущественного в видении: «Ты же вышний во век, Господи» ( Пс. 91, 9 ), и «память Твоя в род и род» ( Пс. 101, 13 ), «зело превознеслася еси над всеми боги» ( Пс. 96, 9 ). Иногда же приводит зрителей к ясному выражению в восклицании: «Несть подобен Тебе в бозех, Господи, и несть по делом Твоим» ( Пс. 85, 8 ), а также показывает духовно созерцающим разумную гору, на которую восходят, и святое место Божие, на котором стоят «неповиннии рукама и чистии сердцем». Но сверх того дает возможность видеть таким образом пути восхождения до высоты небес и нисхождения до глубины бездны, то есть до тайн Духа; и иногда удивительным образом ставит даже перед созерцанием личного видения в Троице, иногда же среди изумления располагает к созерцанию Иисуса, Его домостроительства во плоти и следующих за ним преестественных тайн, и тогда после многих и блаженных видений он никаким образом не оставляет созерцающего, не введя его небывалым образом просвещенного – о дивная благодать! – на самое лоно Божие, – в истинный покой и неизреченное отдохновение и духовное и преестественное наслаждение, чтобы не сказать упоение, красотами Божиими, и в божественный восторг – в те преблагословенные недра, заключающие в себе великую глубину божественных таинств и в достаточной степени приближающиеся к ощущению пресущественности Божией, в те недра, которые в наследие свыше получил и Авраам, когда и Сам Бог стал жребием Авраама по выражению «Аз есмь Бог Авраама».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Двадцать пятый стан значит: «сладость». Ты вошел на высоту, дивился сонмам добродетелей, страшился падения, прогнал злоумышленников: теперь следует тебе награда за труд и подобно учению за горькие корни вознаградят тебя сладкие плоды, и ты скажешь: коль сладка гортани моему словеса Твоя, паче меда устом моим ( Пс. 118:103 ), и услышишь обращенную к тебе песнь Жениха: «мед капают уста твои, сестра моя невеста» ( Песн. 4:11 ). Ибо, что приятнее учености, что лучше образованности, что угоднее Господу? Вкусите и видите, яко благ Господь ( Пс. 33:9 ). Поэтому и Сампсон, отгонявший птиц от плодов своих, связавший лисиц, истребляющих виноградники, и убивший рыкающего льва, в устах убитого нашел сот. Стан двадцать шестой И отправившись из Мефка, поставши стан в Асмона ( Числ. 33:29 ). Двадцать шестой стан на нашем языке означает «поспешность», – подобно тому, как в псалме говорится: «придут послы из Египта», или, как в еврейском: «придут поспешающие из Египта». Пожавши плоды труда, не будем успокаиваться в бездеятельности и праздности, но, снова поспешая к дальнейшему, забудем прошедшее и будем стремиться к будущему. Стан двадцать седьмой И отправившись из Асмона, поставили стан в Мозерове ( Числ. 38:30 ). Двадцать седьмой стан означает «узы», или «науки», – чтобы ускоряли мы стопы свои к учителям, чаще посещали жилища их, и заповеди добродетелей и тайны писаний считали вечными для себя узами, подобно тому, как говорится у Исаии: И Саваимстии мужи высоцыи к тебе приидут, и тебе будут раби и в след тебе пойдут связани узами ручными ( Ис. 45:14 ) и у ап. Павла: аз, Павел, юзник Иисус Христов ( Еф. 3:1 ). В писании говорится об узах двоякого рода: одни, разорвав которые Сампсон победил врагов, которые видим у блудницы: узы в руку ея ( Еккл. 7:27 ) и о которых от лица Господа говорится: расторгнем узы их и отвержем от нас иго их ( Пс. 2:3 ) и в другом месте: сеть сокрушися и мы избавлени быхом ( Пс. 123:7 ). Узы же Христа – добровольные и превращаются в объятия; связанный ими скажет: шуйца Его под главою моею, и десница Его обымет мя ( Песн. 2:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Пробывши в Адрианаполе более трех месяцев, турки возвратились наконец в Константинополь. Но и здесь несчастный Елевферий не имел позволения свободно выходить из дома, и здесь усилен был над ним надзор, как и в Шумле. Потеряв всю надежду на человеческие средства к своему освобождению, он прибег с теплыми мольбами и горькими слезами к готовой Заступнице кающихся грешников – Пресвятой Богородице и от всей души просил Ее извести его из этой глубины погибельной и быть ему, подобно Марии Египетской, ходатаицей и споручницей к Сыну Ее и Богу, Которого он безумно отрекся. Моления кающегося отступника не остались тщетными, всемилосердая Владычица не презрела горьких его слез и тяжких воздыханий, так как вскоре, при небесной помощи и Божественном покрове, ему представился случай бежать из этого дома. Но, как видно, враг человеческого спасения не желал выпустить жертвы из своих когтей, а потому ухищрялся ослабить и переменить святую решимость и благочестивое настроение души Елевферия: поставил ему новую сеть на пути его обращения к истинной вере. Вдруг ему приносят в дар драгоценнейшие одежды от жен рейс-эффенди, с обещанием еще больших благ. Мужественный Елевферий, видя явное коварство диавола, в душе посмеялся его козням; впрочем, с притворной радостью и удовольствием принял он все посланное и чрез принесшего раба изъявил пославшим великую свою благодарность. Всю ночь после этого обольстительного поступка раскаивающийся Елевферий провел в теплых молениях и слезах, прося Царицу Небесную указать ему способ и удобство скрыться от рейс-эффенди. Поутру, лишь только солнце начало разливать живительные лучи и золотить ими верхи гор, Елевферий, возведши очи и ум свой к мысленному солнцу правды Христу, молил Его быть ему светом и путеводителем, врагов же его поразить тьмой, дабы они не воспрепятствовали ему бежать из ненавистного ему дома, для взыскания небесного Жениха, как невесте, изображенной в книге Песнь Песней (Песн. Песн. 3, 1), и с этой молитвой, покрываемый Богом, вышел оттуда, никем не замеченный.

http://isihazm.ru/1/?id=1824

Святые не боятся смерти и человеку надо помнить , что есть воля Божия , отойти ли ему из сей жизни . Василий 2017/02/13, 05:10:59 Освободившись из погибельного общества, он (Елевферий) почти с быстротой птицы прибежал прямо в патриарший дом, отыскал там одного знакомого ему духовника, родом из Пелопонесса, исповедал ему о себе все подробно и после этого стал просить у него христианской одежды. Духовник .... не исполнил просьбы Елевферия и, сказав ему лишь несколько душеполезных слов, отпустил его от себя с миром. ... Елевферий поспешил в дом российского посольства, и здесь только он мог вздохнуть свободно и из глубины наболевшего сердца громко возопил: «Слава Тебе, изведшему меня из ада и тьмы смертныя, Христе Боже!» Дай нам, Боже! , возможности исповедовать о себе, так что, если и сильно оступимся, то примешь нас и наши сердца громко возопят : " Слава Тебе, Христе Боже! " Василий 2017/02/11, 05:15:21 ... и здесь несчастный Елевферий не имел позволения свободно выходить из дома, и здесь усилен был над ним надзор, как и в Шумле. Потеряв всю надежду на человеческие средства к своему освобождению, он прибег с теплыми мольбами и горькими слезами к готовой Заступнице кающихся грешников – Пресвятой Богородице и от всей души просил Ее извести его из этой глубины погибельной и быть ему, подобно Марии Египетской, ходатаицей и споручницей к Сыну Ее и Богу, Которого он безумно отрекся. Моления кающегося отступника не остались тщетными, всемилосердая Владычица не презрела горьких его слез и тяжких воздыханий, так как вскоре, при небесной помощи и Божественном покрове, ему представился случай бежать из этого дома. Но, как видно, враг человеческого спасения не желал выпустить жертвы из своих когтей , а потому ухищрялся ослабить и переменить святую решимость и благочестивое настроение души Елевферия: поставил ему новую сеть на пути его обращения к истинной вере. Вдруг ему приносят в дар драгоценнейшие одежды от жен рейс-эффенди, с обещанием еще больших благ. Мужественный Елевферий, видя явное коварство диавола, в душе посмеялся его козням ; впрочем, с притворной радостью и удовольствием принял он все посланное и чрез принесшего раба изъявил пославшим великую свою благодарность. Всю ночь после этого обольстительного поступка раскаивающийся Елевферий провел в теплых молениях и слезах, прося Царицу Небесную указать ему способ и удобство скрыться от рейс-эффенди . Поутру, лишь только солнце начало разливать живительные лучи и золотить ими верхи гор, Елевферий, возведши очи и ум свой к мысленному солнцу правды Христу, молил Его быть ему светом и путеводителем, врагов же его поразить тьмой, дабы они не воспрепятствовали ему бежать из ненавистного ему дома, для взыскания небесного Жениха, как невесте, изображенной в книге Песнь Песней (Песн. Песн. 3, 1), и с этой молитвой, покрываемый Богом, вышел оттуда, никем не замеченный .

http://isihazm.ru/1/?id=1824

Итак, второй вопрос: в чем значение и смысл книги? Как ее можно, а как нельзя понимать? То, что поставленный вопрос является главным, – это очевидно. Ибо ответ на него определит для нас: зачем нам вообще дана эта книга? Мы уже выяснили, что эта книга вошла в состав святой Библии, но почему она там? Верующему человеку надо знать, что ему дает эта книга для спасения? Как ее употреблять? Наконец, ответ на поставленный вопрос должен определить пути православной экзегезы (толкования) текста этой книги, а также обозначить явно ложные концепции, ведущие к заблуждениям и неправильному (греховному) устроению души. Сначала кратко сопоставим содержание трех Соломоновых книг, потом подробно рассмотрим различные способы понимания этой книги в ветхозаветном Израиле, в позднейшем иудействе, в христианстве и в новейшей исагогической науке. Укажем также и на богослужебное употребление книги. 3.1. Сопоставление содержания Соломоновых книг В Библии находятся три канонические Соломоновы книги: Притчи Соломона, Екклезиаст и Песнь Песней Соломона. Кроме того, есть еще и неканоническая книга Премудрость Соломона, которую мы рассматривать не будем. В главе 1 мы уже сопоставили названия этих книг. Соответственно названиям различно и содержание этих книг. Об этом так пишет блаженный Иероним Стридонский : «Соответственно числу наименований Соломон написал и три книги: Притчи, Екклезиаст и Песнь Песней. В Притчах он учит юного возрастом и изречениями наставляет его в обязанностях жизни, почему речь его часто и обращается к сыну. В Екклезиасте он наставляет мужа зрелого возраста, чтобы в предметах мира он ничего не признавал вечным, но все, что видим, считал тленным и скоропреходящим. Наконец, в Песни Песней он приводит в объятия Жениха мужа уже приготовленного, совершенного и преклонного возрастом. Ибо, если мы сначала не оставим пороков и, презрев славу мира, не соделаем себя готовыми к пришествию Христову, то не можем сказать: да лобжет мя от лобзаний уст своих ( Песн. 1:1 ). И философы дают образование своим ученикам не далеко отступая от этого порядка учения: учат сначала ифике (этике. – Г.Ф.), потом объясняют физику и, кого увидят успевшим в этих науках, переводят уже к логике»

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Итак аз есмь, говорит, яко красота на горах; красотою же называет весну. Посему постараемся усмотреть из видимых предметов духовные. Что видимая весна производит на горах? Она украшает растения новыми цветами и из состоянии неплодия приводит в состояние порождать то, что каждое из них по своей природе может производить. Мы найдем, что нечто подобное написано и в книге Песнь Песней: востани, прииди, говорит, ближняя моя, добрая моя, голубице моя, яко се, зима прейде, дождь отиде, отиде себе: цвети явишася на земли, время обрезания приспе ( Песн.2:10,11 ). По прошествии зимы наступает светлая весна на земле и делает ее подательницей цветов и матерью прекрасных плодов. Нечто подобное совершилось и с нами в духовном отношении. Дракон отступник навел зиму на поднебесную и сделал ее сухою и бесплодною: ибо совсем несть творяй благостыню, несть даже до единаго, но вси уклонишася, вкупе непотребни быша ( Рим.3:12 ; Пс.13:1–3 ). Но когда явился Единородный во плоти, тогда наступила для нас как бы красота на горах; ибо мы, лишившиеся красоты всякой добродетели и утратившие красоту собственных душ, в Нем опять расцветаем и исполняемся духовного плодоношения, так что можем говорить то, что сказано в Песни Песней: да снидет брат мои в вертоград свой и да яст плод овощий своих ( Песн.5:1 ). Итак, стал он, яко красота на горах, яко ноги благовествующего слух мира, благовествующего же благая. Когда лежит между нами и Богом грех, – мы находимся во вражде с Ним и бываем отделены от Господа, восстаем против божественных Его законов, поступаем вопреки желаниям Господа и находимся в числе врагов Его. Но явился Христос – мир наш; Он истребил разъединяющий грех и чрез Себя примирил и соединил нас с Отцом: ибо чрез Него мы получили доступ ( Еф.2:18 ). Подобно тому, говорит, как если бы кто-нибудь быстрый и скорый пришел пленить врагов, возвещая мир и благовествуя благая; так и Спаситель всех пришел в мир с плотью и стал для нас посредником мира с Богом и Отцом, когда сатана обессилен и все его полчище прогнано и наступило время, в которое явилась возможность быть причастниками всякого добра желающим этого; ибо те, которые уверовали в Него и решились мудрствовать и поступать так, как Он, получат весьма богатое участие в небесных благах и будут исполнены всякого прекрасного упования.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010